Юпитер-8 портретный объектив для Panasonic Lumix DMC-GF6. Переходник М39-М4/3 для его установки.

Юпи́тер

— семейство фотографических объективов анастигматов типа «Зоннар», выпускавшихся в СССР с 1948 года[1]. Большинство «Юпитеров» созданы для малоформатных фотоаппаратов, но это же название носят и некоторые киносъёмочные объективы, а также оптика для специальных видов аппаратуры[2].

Оглавление:

  1. Предыстория. Зачем все это нужно и нужно ли?
  2. Немного теории. Рабочий отрезок объектива и фотоаппарата.
  3. Какой толщины должен быть переходник для использования объективов от дальномерных фотоаппаратов на Panasonic GF с байонетной системой крепления m4/3?
  4. Обзор. Безымянный китайский нонэйм переходник L39-M4/3.
  5. Обзор. Переходник адаптер FOTGA M39-M4/3.
  6. Заключение.
  7. Где и что купить? Ссылки на товары которые могут быть вас заинтересовать.

Примечания

  1. Одно из немногих исключений составляет широкоугольный «Юпитер-12», основой для которого стал Zeiss Biogon
  2. Первые партии объективов собирались из готовых немецких линзовых блоков и носили марку «ЗК» (Зоннар Красногорский)[7]
  3. В 2013 году для международного ломографического общества на КМЗ разработана версия с многослойным просветлением «Jupiter 3+» (другое название «Зенитар-3»). Серийный выпуск начат в 2016 году[6][12]
  4. Штатный объектив всего семейства дальномерных фотоаппаратов «Киев»
  5. Выпускался также в оправе для 35-мм кинокамер[13]. В 2013 году для международного ломографического общества разработана версия с многослойным просветлением под названием «Зенитар-9»[14]
  6. 123
    Киносъёмочный объектив для 16-мм киноплёнки
  7. Кроме различных вариантов для малоформатных фотоаппаратов, выпускались также киносъёмочные версии для 16-мм и 35-мм киноплёнок[15]
  8. Сверхсветосильный объектив для аэрофотосъёмки. Выпущено не более 600 экземпляров
  9. Выпускался в двух вариантах оправы: для фотоаппаратов «Зоркий» и «Нарцисс» в качестве альтернативы «Юпитеру-8»[16]
  10. Версия «Юпитер-21М» оснащалась механизмом прыгающей диафрагмы для фотоаппаратов «Зенит»[17]
  11. Кроме киносъёмочного варианта[18] выпускались ещё три версии объектива в специальной оправе
  12. 12
    Для фоторегистратора «Селена»

Предыстория. Зачем все это нужно, и нужно ли?

К оглавлению Где купить? К следующему разделу
Я приобрёл на авито старый советский пленочный фотоаппарат «Зоркий 4К» со сменным объективом «Юпитер-8» 2/50 и посадочной резьбой М39 в отличном состоянии за 800 руб.

Зоркий 4К Дальномерный пленочный фотоаппарат с объективом Юпитер-8 2/50

Фотоаппарат «Zorky-4K» дальномерный. Это означает, что фокусировка объектива на резкость осуществляется с помощью дальномера. Объектив «Юпитер-8» Фокусное расстояние 50 мм, с учетом кропфактора 2, эквивалентное фокусное расстояние ЭФР будет составлять 100мм. Светосила 1:2. Управление фокусировкой и диафрагмой ручное. Лепестки диафрагмы чернённые, количество 9 штук. Пределы диафрагмирования от 1:2 до 1:22. Управление диафрагмой плавное, что удобно для видеосъемки. При фокусировке линзоблок перемещается в перед, передняя линза не вращается. Пределы фокусировки от 0,8 м до бесконечности. Резьба для светофильтра м49Х0,75. Объектив рассчитан на формат кадра 24х36 мм, соответственно на фотоаппарате Panasonic и Olympus виньетирования быть не должно.

Чтобы присоединить этот объектив к цифровому беззеркальному фотоаппарату системы m4/3 (Панасоник или Олимпус) требуется переходник-адаптер.

Историческая справка

Оптическое устройство прототипов «Юпитера» типа Zeiss Sonnar: 1 — 50/2,0; 2 — 50/1,5
Объективы «Юпитер» появились в СССР после окончания войны, когда в счёт репараций была получена конструкторская документация, запасы сырья и производственное оборудование для изготовления немецкой фотоаппаратуры. После 1945 года все германские патенты были аннулированы странами Антигитлеровской коалиции, и разрешено свободное копирование довоенных разработок[3]. Первые «Юпитеры» стали советскими вариантами объективов серии Zeiss Sonnar[* 1].

Однако, они не являются буквальными копиями, поскольку для оригинальных «Зоннаров» необходимо оптическое стекло определённых сортов, не производившихся в Советском Союзе. Поэтому, с июля 1947 по апрель 1949 года под руководством оптика Михаила Мальцева 4 объектива «Зоннар» были заново рассчитаны в ГОИ под доступный в СССР сортамент стёкол[4]. Тем не менее, некоторые из них до 1954 года выпускались на КМЗ из вывезенных запасов немецкого стекла под названием «Юпитер»[5][6][* 2]. В первую очередь были скопированы сменные объективы, разработанные Людвигом Бертеле ещё в 1932 году для фотоаппаратов Contax: Zeiss Sonnar 50/1,5; Zeiss Sonnar 50/2,0 и Zeiss Sonnar 85/2,0. Они предназначались для советской копии этих же камер, производство которой запускалось на киевском под названием «Киев»[8].

Тогда же, в декабре 1947 года, был перерассчитан под советское стекло светосильный телеобъектив Zeiss Sonnar 180/2,8, предназначавшийся для комбинации дальномерного фотоаппарата с зеркальной приставкой[4]. Позднее он выпущен с маркировкой «Юпитер-6» для только что появившегося «Зенита»[9]. Успешный запуск серийного производства советских копий «Зоннаров» позволил в скором времени начать собственные разработки на основе этой принципиальной схемы. Так появились объективы, созданные для первых зеркальных фотоаппаратов, и 16-мм кинокамер. Из-за особенностей оптического принципа, заложенного Бертеле, большинство «Юпитеров» были телеобъективами с высокой светосилой. На момент появления «Юпитера-3» он был самым светосильным в СССР нормальным объективом[7].

Немного теории. Рабочий отрезок объектива и фотоаппарата.

К оглавлению Где и что купить? К следующему разделу

Рабочий отрезок — расстояние от задней плоскости байонета объектива до фокальной плоскости (плоскости пленки или цифровой светочувствительной матрицы). Подробнее в википедии. Зеркальные фотоаппараты имеют большой рабочий отрезок из-за конструктивной особенности — подъемного зеркала. На пленочных дальномерных фотоаппаратах подъемное зеркало отсутствует, и это позволяет располагать линзы ближе к пленке (рабочий отрезок меньше) и делать объективы компактнее. Сравните размеры объективов с относительным отверстием (диафрагмой) 1:2 — Гелиос 44м-4 (оптическая схема -Планар) для зеркального фотоаппарата Зенит и Юпитер-8 для дальномерного фотоаппарата Зоркий.

На цифровых беззеркальных фотоаппаратах Панасоник (а так же Олимпус) зеркало тоже отсутствует, но размер диагонали матрицы меньше чем размер диагонали кадра пленки в два раза (кропфактор 2), поэтому рабочий отрезок у них ещё меньше. Это дает возможность на современных беззеркальных фотокамерах использовать фото объективы от многих пленочных фотокамер через соответствующие переходники (с некоторыми оговорками и поправками)!
Таблица соответствия рабочих отрезков фотоаппаратов упоминаемых в статье

НазваниеРабочий отрезокРазмер кадракроп-факторФотоаппарат
М42х145,5 мм36х24 мм1Зенит
Canon EF-S44 мм22,2х14,8 мм1,5Canon EOS 600D
M39x1/28,828,8 мм36х24 мм1ФЭД, Зоркий
M39x1/27,527,5 мм24х18 мм1,5Чайка 2
M4/319,25 мм17,3х13 мм2Panasonic DMC-GF6

И как же это все понимать? Да очень просто! В таблице я расположил рабочие отрезки систем креплений объективов по убыванию, и объективы от систем сверху таблицы через переходники могут полноценно (имеется ввиду возможность фокусировки на бесконечность, возможность привода диафрагмы и фокусировки с помощью камеры я не рассматриваю) использоваться на фотоаппаратах с другой системой крепления, если они расположены ниже. Таким образом Объективы М42 могут использоваться на всех фотоаппаратах представленных в этой таблице (Canon, Panasonic и даже на дальномерных!). Объективы от дальномерных камер системы М39 могут без проблем использоваться на фотоаппарате системы micro 4/3 Panasonic Lumix DMC-GF6. А вот на DSLR фотоаппарате Canon EOS 600D нормально их использовать не получится, так как для фокусировки на бесконечность требуется чтобы плоскость объектива находилась на расстоянии 28,8 мм (при вкрученном до упора геликоиде) от плоскости светочувствительной матрицы, но конструктивно это невозможно, так как подъемное зеркало не позволяет приблизить крепление объектива ближе к матрице (экзотические варианты переделки зеркальной камеры Canon в беззеркальную не рассматриваю). Однако, если все же установить такой объектив через переходник, то появиться возможность фокусироваться на близко расположенные предметы т.е. Производить макросъемку. На старых советских мануальных объективах фокусировка осуществляется перемещением всего линзоблока с помощью геликоида ближе-дальше от плоскости пленки. При фокусировке на отдаленные предметы (бесконечность) линзоблок располагается максимально близко к фокальной плоскости, а при фокусировке на близко расположенные предметы — отодвигается дальше. При минимальной дистанции фокусировки (обычно указана на шкале расстояний объектива) линзоблок максимально выдвинут. Но если есть желание снять предмет с ещё большим приближением и соответственно увеличением, то можно использовать удлинительные макрокольца или раздвижные меха для макросъемки. Они позволяют существенно отдалить линзоблок от фокальной плоскости.

Обзор объектива Юпитер-37А.

Легенда прошлого века, народный объектив – Юпитер 37А 3,5/135. Его называют маленьким телевиком или большим портретником, что соответствуют действительности. Юпитер 37-А занимает первое место в моем голосовании на лучший советский портретный объектив на диапазоне 85-135мм.

Обзор объектива Юпитер 37А

Юпитер-37А имеет сменный хвостовик, что маркируется на объективе буквой «А». Сменный хвостовик позволяет менять «заднюю» часть объектива, которой он крепится к байонету фотоаппарата. По поводу сменного хвостовика — нужно установить отечественным производителям памятник за этот гениальный ход. С помощью сменного хвостовика можно нацепить данный объектив и на фотоаппараты под резьбу М42 или байонет «Н».

Изменение размеров объектива Юпитер-37А 3.5 135 при фокусировании от бесконечности до МДФ

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы ‘A’ со сменным хвостовиком, таким, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник. Советский сменный хвостовик ‘A’ аналогичен ‘T2 Mount’. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com.

Для использования на современных цифровых зеркальных камерах Canon EOS нужен переходник T2-Canon EOS, купить такой переходник (сменный хвостовик) можно здесь. Такой переходник еще можно заменить набором из хвостовика КП-А42 + M42-Canon EOS.

Для использования на зеркальных камерах Nikon нужен переходник T2-Nikon F, купить такой переходник (сменный хвостовик, аналог КП-А/Н) можно здесь.

Как использовать данный объектив с камерами других систем (Pentax, Sony, Fujifilm, Olympus, Panasonic, Samsung, Sigma и т.д.) — спросите в комментариях и вам обязательно подскажут. Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

Юпитер-37А на ЗК

Во времена массового использования, версия с МС стояла в два раза дороже обычной, что собственно и сказывается на качестве работы. Но тем не менее, объектив без МС отлично себя чувствует с установленной блендой. Бленда у объектива может одеваться задом наперед, бленда имеется специальный пазы, которые позволяют вкручивать ее в обратном состоянии в резьбу под светофильтр. Я знаю только один советский объектив, который позволяет одевать бленду задом-наперед — и это Юпитер-37А.

Просветление объектива Юпитер-37А 3.5 135

Скорее всего, Юпитер 37А стал копией Carl Zeiss Jena DDR MC Sonnar 3,5/135 (Соннара/Зоннара). Оба объектива довольно хороши, но узконаправленные специалисты говорят, что Зоннары все таки собран лучше и дает немножко более резкое изображение.

Просветление задней линзы объектива Юпитер-37А 3.5 135 и вид лепестков диафрагмы

Положительные стороны и их краткое описание: 1. Дешевый. Конечно, в наше время его можно достать за достаточно низкую цену. Связанно это с его массовым производством. Это позволяет начинающим фотографом получать отличную картинку за низкую себестоимость.

Сменный хвостовик и объектив Юпитер-37А

2. Обычное просветление. Но даже такое просветление позволяет избежать лишних бликов, Зайцев. Убирает боязнь контрового и бокового света. Но все же Юпитер-37А немного боится засветок и дает легкую вуаль на формируемом изображении.

Бленда на Юпитер-37А одетая задом-наперед и в обычном положении

3. Объектив шел с замечательным футляром с эмблемой Оллимпиады 80-х. В футляр удобно помещается бленда и сам объектив. Можете посмотреть как выглядят футляры для объективов и

Разница в просветлении и не МС версии объектива Юпитер-37А 3.5 135

4. Бленда в поставке. Бленда металлическая, довольно длинная. Очень хорошо сидит на объективе. Но вот один минус бленды, что она металлическая, это добавляет лишний вес и при вкручивании металла в металл, бленду заклинивает и потом стоит больших усилий ее открутить обратно. Так что не советую сильно закручивать ее.

5. Со сменных хвостовиком. Об этом я написал в начале статьи. Позволяет использовать фото системы с разными рабочими отрезками.

6. Целых 12 лепестков диафрагмы. Потому он может выступать в качестве отличного портретного объектива с ровными кругами размытия заднего фона (боке у него хорошее).

7. Не фиксированный ход кольца диафрагмированния. Поясню – кольцо не имеет фиксированных диафрагменных значений по типу 4.5, 5.6, 8, а имеет непрерывное кольцо хода. Это очень полезно при съемке видео, когда можно плавно закрывать и открывать диафрагму (а не рывкообразно при фиксированных значениях)

8. Большой ход диафрагмы F3.5-F22. Довольно маневренный объектив. Юпитер-37А имеет функцию предварительной установки диафрагмы. Чтобы пользоваться этой функцией, нужно удавить кольцо диафрагмы в строну камеры и отпустить на нужном значении диафрагмы. После чего диафрагма будет закрываться только до указанного значения. Это довольно удобно при работе с мануальной оптикой — наводиться на резкость на полностью открытой диафрагме, быстро закрывать до нужного значения и снимать.

9. Металлический корпус. Как говорится — дайте народу хлеба и зрелищ, так и здесь — дайте стекла и металла.

10. Работает в минус 15 до плюс 45°С, приятно читать об этом в инструкции перед выходом на зимнюю фото прогулку.

Особенности и их краткое описания:

  • Вес. Свыше 400 грамм, заставляет почувствовать всю «силу» телевика. Но все же тяжеловат.
  • Довольно не удобное расположение и сам ход кольца диафрагмирования.
  • Ближняя фокусировка от 1.2 метра, про макро можете забыть. Кольцо фокусировки вращается на 270 градусов.
  • Резьба светофильтра 52 мм, что довольно популярный диаметр.
  • Объектив имеет 4 линзы в 3-х группах

На полностью открытой диафрагме F3.5 получаются слегка мягкие отличные портреты, если же ее закрыть, то резкости хватает с головой почти для всех задач. При чем мой экземпляр без МС, 1980 года.

Из личного опыта пользования:

Я снимаю на Юпитер-37А, даже когда времени очень мало, чтобы выставить резкость. Картинка получается отличная. Очень нравится его контрастность, хотя иногда кажется тусклой, в редакторе ее можно сделать просто неимоверной. На диафрагме в 3.5 можно снимать портреты, не боясь за мыльность стекла. Впечатления довольно позитивные. Вот еще интересное сравнения Юпитер-37А и Калейнар-5Н. Юпитер оказался чуть лучше.

Но если нужно снимать хотя бы мало-мальски подвижные сцены, то я бы предпочел любой автофокусный телевик, даже если это зум и даже если он очень темный (не обладает достаточной светосилой) и даже если от ноу-нейм производителя, например, подобный очень дешевому Quantaray 70-300mm 1:4-5.6 D LDO MACRO.

Примеры фотографий на кроп (APS-С, Nikon DX)

Все фотографии в галерее ниже сняты на APS-C Nikon DX, crop 1.5x. Без обработки. Уменьшен размер до 2МП, впечатаны данные из EXIF.

Примеры фотографий на кроп (Canon APS-С)

Все фотографии в галерее ниже сняты на APS-C Canon 350D, crop 1.6x. Без обработки. Уменьшен размер до 2МП, впечатаны данные из EXIF.

Еще примеры фотографий на Canon 600D и Юпитер-37А для Радоживы любезно предоставил Александр Фролов.

Примеры фотографий на полный кадр (FF, Nikon FX)

Все фотографии в галерее ниже сняты на APS Nikon D700 FX. Без обработки, в режиме JPEG L, VI, уменьшен размер до 3МП, впечатаны данные из EXIF.

Все фотографии в галерее ниже, тоже, сняты на APS Nikon D700 FX. Без обработки, в режиме JPEG L, VI, уменьшен размер до 3МП, впечатаны данные из EXIF.

Существует несколько модификаций ЮПИТЕР-37, выпускавшихся в разное время:

  1. МС Юпитер-37АМ 3,5/135, 1990-2002 (приставка ‘MC’ ставится перед именем объектива, этот объектив показан в данном обзоре)
  2. Юпитер-37А 3,5/135 МС, 1983-1986
  3. МС Юпитер-37А 3,5/135, 1986-1989 (приставка ‘MC’ ставится перед именем объектива)
  4. Юпитер-37А МС-Н-30 3.5/135, 1983-1984, очень редкий
  5. Юпитер-37A 3,5/135, с 1978 (показан в этом обзоре)
  6. Юпитер-37AМ 3,5/135, 1990-2002

Каталог современных объективов марки ‘Zenitar’

и
‘Helios’
можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Вывод
Юпитер 37А 3,5/135 — хороший объектив. У объектива приятное размытие заднего фона и отличная резкость начиная с максимально открытой диафрагмы. Юпитер-37А — это один из лучших советских портретных объективов, его легко установить на современные цифровые зеркальные камеры с помощью системы сменных хвостовиков.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Обзор. Безымянный китайский переходник L39-M4/3.

К оглавлению Где и что купить? К следующему разделу

Я купил китайский noname переходник L39-M4/3 на aliexpress.

Безымянный переходник м39-м4/3 пришел упакованным в целлофановом плотном пакетике. Посылка из Китая заказанная на Алиэкспресс.

В целлофановом конверте находилась маленькая картонная коробочка белого цвета.

Повреждений на упаковке не замечено. В коробочке лежал переходник и Г-образный шестигранный ключ (H-1,5) для регулировки адаптера.

Переходник-адаптер м39 Г-образным шестигранным ключом H-1,5

Переходник изготовлен из алюминиевого сплава, покрыт чёрной матовой краской и имеет по периметру насечки.

С обратной стороны нанесена красная метка для удобства при установке на фотоаппарат Адаптер и кольцо-вставка

Кольцо-вставка с внутренней резьбой м39х1 тоже изготовлено из сплава алюминия, но не имеет чернения.

  • Толщина переходника 9,5 мм
  • Диаметр в самой широкой части 56 мм
  • Диаметр вставки 47,8 мм
  • Толщина вставки 5,4 мм

Я без проблем вкрутил в переходник объектив Юпитер-8 и поставил всю эту конструкцию на фотоаппарат Панасоник.

Адаптер переходник м39-m4/3 с установленным объективом Юпитер 8

Адаптер, как и положено ему, зафиксировался в фотокамере, люфты отсутствуют. Снимаю переходник… Ой, что это? Переходник плохо снимается, перекручивается дальше чем необходимо, задевает подпружиненые контакты на тушке. Устанавливаю опять на фотоаппарат, снимаю, снова какая-то проблема. Что же не так? Два месяца назад я заказывал точно такой же переходник на ebay — с ним такой проблемы не возникало. Надо разобраться. Внимательно осматриваю заднюю сторону переходника. Вот оно! Отсутствует малюсенький стопорный винтик!

Неужели из-за маленькой детальки могут возникать такие проблемы? А вот на переходнике приобретённом на два месяца раньше, винтик на месте. Возможно, мне не повезло и попался не комплектный адаптер…

На таком же переходнике приобретённом на два месяца раньше винтик присутствует

С помощью Г-образного ключа я ослабил два винтика из трех, провернул кольцо-вставку и теперь шкала дистанций и диафрагмы находятся сверху.

БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Юпитер 37А 135/3,5 vs Юпитер 11А 135/4
Получилось так, что у меня оказались оба этих объектива и я решил воспользоваться возможностью их сравнить. Ранее я тестировал Юпитер 37А и остался им очень доволен. Несмотря на отсутствие мультипросветления МС на моей версии он себя показал очень хорошо и в устойчивости к контровому свету. Для советского объектива, конечно. При таких выводах я всегда держу в голове его рыночную цену в 1500руб (50usd). За эту цену Юпитер 37А замечательный объектив. Даже недооцененный, несмотря на многочисленные положительные отзывы пользователей. Его собрат Юпитер 11А 135/4 был выпущен ранее и имеет очень красивое просветление с малиновым оттенком. Он чуть менее светосилен, но, думаю, это практически неважно в реальных условиях (F4 vs F3,5). Сама идея тестирования возникает по той причине, что зачастую более ранние советские объективы оказывались лучше своих потомков. В статье Логотипы советских оптических заводов и немного истории фотокамер, примерно в середине, в рассуждениях о Юпитере-9, приведён пример одинакового снимка старого и нового Юпитер-9 с результатом не в пользу «нового».

Итак, мои условия тестирования. Я поставил камеру на штатив, хотя с некоторых пор я использую студийный свет для того, чтобы исключить «шевеленку». Импульс моего генератора Broncolor может «заморозить» лопасти вентилятора (1/8000сек), не то что слегка покачнувшийся объект съемки — натюрморт. Таким образом у меня есть и тросик спусковой для камеры, но в данном случае нет смысла его использовать. Штатив я использовал только для того, чтобы кадры были идентичны.

Для начала расскажу про фокусировку. Видоискатель у 35мм камер оставляет желать лучшего, так что есть три варианта фокусировки:

1) полностью ручная фокусировка через видоискатель 35мм камеры 2) с помощью Liveview 3) с помощью подтверждением фокусировки «одуванчиком Лушникова», т.е. чипом.

Я уже писал статью про Смещение фокуса (фронт-бэк фокус автофокуса). Здесь лишь приведу два фрагмента одного снимка. С ручной фокусировкой и с помощью «одуванчика Лушникова».

фокусировка с «одуванчиком Лушникова» и без

Легко отметить, что «Одуванчик Лушникова» безбожно врёт. А почему он это делает? Читайте по ссылке указанной выше :) Что с этим делать? Настраивать камеру на самую открытую диафрагму у данного объектива. На остальных значениях диафрагмы камера будет отчаянно «мылить», но тут ничего не поделаешь. Автофокус знаете ли…Есть еще программируемые чипы «одуванчиков». Тогда можно по-крайней мере запрограммировать каждый конкретный адаптер М42-EOS на конкретный объектив. При закрытиии диафрагмы объектив (а точнее система автофокуса, включающая в себя в данном случае «Одуванчик Лушникова») всё равно будет ошибаться, но её отчасти будет компенсировать увеличивающаяся ГРИП.

Если относительно нашей ситуации, то снимал я с расстояния 1,8м и при прочих параметрах можно вычислить (калькулятор ГРИП) нашу глубину резкости, которая составит 2см. Значит фокусировка очень даже важна в нашем случае.

Объект съемки у меня был в виде бутылки хорошего шотландского виски, установленной на банку кофе Illy :)

объект съемки

Не самый, конечно, удачный объект при ГРИП в 2см, но будем надеятся на мои глаза, которые пока не подводили. Фокусировочный экран с клиньями Додена я должен получить на днях. О том, что это такое читайте в статье Замена фокусировочного экрана.

И тут…я откровенно промазал! Ну ничего, пусть не так наглядно, но выбрал оба куска, попавших в фокус. Предлагаю пока оценить резкость по типографскому растру. А я позже пересниму этот кадр.

Юпитер 37А 135/3,5 vs Юпитер 11А 135/4, F4

Как видно из картинки Юпитер 11А 135/4 сильно страдает от по всему полю кадра (это уже видно мне только и полный кадр я не поместил так как он слишком велик, 21Мпикс, поверьте на слово). У Юпитер 37А 135/3,5 ничего подобного не наблюдается. У него вообще нет ХА в центре кадра.

На F8 у Юпитер 11А 135/4 исчезают ХА из центра кадра, а резкость становится абсолютно одинаковой.

Теперь добавим еще один источник света. Первый у нас светил сверху и был закрыт от объективов шторками-«флагами». Теперь же я поставлю боковой свет. Всё же я не сумасшедший, чтобы тестировать старые советские объективы с однослойным просветеление на «съемку солнца» :)

Вобщем всё достаточно наглядно. Юпитер 11А 135/4 плохо держит контровый свет, а Юпитер 37А 135/3,5 хорошо. Обратите внимание на фон — очень хорошо всё видно, где чёрный, а где белёсый.

«Математически» это хорошо видно по гистограмме.

обратите внимание на отсутствие черного цвета на гистограмме слева. область до красной линии

У Юпитер 37А 135/3,5 тоже есть такой недостаток, но выраженный во много раз меньше.

Из сего я заключаю, что Юпитер 11А 135/4 гораздо хуже, чем Юпитер 37А 135/3,5, так как у него большие ХА на открытой до F4 диафрагме и притом в центре кадра, он менее светосильный и боится контрового света.

Буду рад вашим комментариям и до встречи в новых обзорах!

Обзор. Переходник адаптер FOTGA M39-M4/3.

К оглавлению Где и что купить? К следующему разделу

Приобрел его на Ebay здесь.

В нем лежала прижатая и немного потерявшая форму картонная коробочка, а сверху на ней находилась крышечка для задней части переходника, которая защищает объектив от повреждений, продавец кладёт ее в подарок.

Немного помятая картонная коробочка с переходником внутри и крышкой для него сверху

Переходник изготовлен из анодированного алюминия чёрного цвета.

Стопорный винт вкручен. Имеет насечки для удобного использования. На странице продавца находятся три фотографии переходника. Переходники на верхней фотографии имеют другой конструктив — без вставочного кольца! Описанию соответствует только переходник с крышкой. Беру в руки свой любимый измерительный инструмент — штангенциркуль…

  • Толщина переходника — 8,8 мм
  • Диаметр в самой широкой части 60 мм
  • Диаметр вставки 46 мм
  • Толщина вставки 5 мм

Толщина адаптера 8,8 мм — ЧТО ЭТО?! Откуда такая геометрия? Меньше чем необходимо на 0,75 мм! Много это или мало?
Таблица хода геликоида объективов Юпитер и Индустар

Название объективаМинимальная дистанция фокусировки (МДФ)Ход геликоида от МДФ до ∞
Юпитер-81 м3,5 мм
И-611 м3,2 мм
Индустар-690,8 м1 мм

При полном ходе геликоида у объектива Юпитер-83,5 мм и дистанции фокусировки от 1 м до бесконечности мы приобретаем возможность сфокусироваться за бесконечность (теряет всякий смысл, т.к. там сфокусироваться невозможно) и при этом увеличивается и без того достаточно большая минимальная дистанция фокусировки. Для крепления объектива Индустар-69 толщина адаптера должна составлять 8,25 мм. Ни то ни сё…

Проверю на практике с установленным на переходник Юпитер-8. Так и есть, большой перебег за бесконечность, минимальная дистанция фокусировки увеличилась до 1,2 м и шкала расстояний на ближних дистанциях не соответствует действительности. Это надо исправлять! Где взять недостающие 0,75 мм? Подавляющее большинство пластиковых карточек имеют как раз почти необходимую толщину 0,7 мм. Можно поставить вырезанное из пластиковой карточки кольцо между объективом и адаптером, но это будет не красиво, и при смене объектива его можно потерять — это же не наш метод! Значит буду вставлять его между адаптером и кольцом вставкой. Какого размера должно быть дополнительное кольцо? И как его туда поставить? Еще раз перепроверяю упаковку… Да, золотой ключик отсутствует. Г-образный ключ от безымянного адаптера не подходит — великоват. Достаю набор отверток для точных работ. Подошёл шестигранник H-1,3. Откручиваю три винтика, и вытаскиваю кольцо вставку. Беру в руки циркуль, ножницы и вспоминаю школьные уроки труда… Из пластиковой карточки вырезаю кольцо с внешним диаметром 46 мм и внутренним 40 мм. Кладу внутрь переходника вырезанное из пластиковой карточки колечко, ставлю на место кольцо-вставку и слегка поджимаю винты.

Ну вот, теперь этим можно пользоваться. Провожу полевые испытания. Бесконечность как и положено- в конце хода геликоида, минимальная дистанция фокусировки уменьшилась до положенного 1 м. Странно, у именитого производителя толщина адаптера меньше чем необходимо. Хотя, это наверное лучше чем большая толщина, так как добавить прокладку между адаптером и вставкой проще чем производить токарные работы, для уменьшения толщины. Но ведь даже безродный адаптер не позволяет себе так сильно выходить за рамки приличия! И что же в конечном итоге?

Объектив МС Юпитер-37АМ 3,5/135 обзор

Длиннофокусный сменный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотокамер. Четырехлинзовый анастигмат.
Юпитер-37А является прямым потомком объектива Юпитер-11А 4/135. Создавался он именно как модернизация 11-го. Изначально же оптическая схема копировалась с Carl Zeiss Sonnar 135/3.5.

Выпускался Юпитер-37А на Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ).

На сайте Георгия Абрамова среди производителей указан и КМЗ, но нигде больше информации об этом нет. На сайте zenitcamera.com в каталоге объективов предприятия нет Юпитер-37.

Получается, хотя Юпитер-11 разрабатывался на КМЗ, но модернизацию его до 37-го провели на КОМЗ все-таки самостоятельно? Причем вполне успешно. Объектив получился отличный, но об этом ниже.

Выпуск Юпитер-37А продолжался довольно долго — в Wiki указано с 1978 по 2009 годы.

За это время появилось несколько вариантов этого объектива. Отличия между ними не очень принципиальные.

Началось все с варианта Юпитер-37А 3,5/135 в 1978 году. Объектив имел однослойное просветление. 1979-80 годах эта модификация выпускалась с олимпийской символикой.

Версии с многослойным просветлением и с однослойным выпускаюсь параллельно, причем версия МС стоила почти вдвое дороже! 100 рублей против 55.

В 1990 году объектив претерпел небольшую модернизацию и появились версии Юпитер-37АМ 3,5/135 и МС Юпитер-37АМ 3,5/135. После буквы А добавилась буква М, которая модернизацию, скорее всего, и означает.

В сети есть мнение, что при модернизации некоторые металлические детали внутри заменили на пластик, в результате чего объектив стал немного легче. Комплектная бленда стала длиннее. В остальном разница только визуальная — разные цвета краски, которой нанесены шкалы на корпусе.

Особняком стоит объектив Юпитер-37А МС-Н-30 3,5/135, который выпускался только в 1983-1984 годах. Это редкая модификация. Сам объектив и что это за маркировка такая, мы обязательно обсудим позже. Сегодня речь не о нем. Ну и совсем экзотичный МС Юпитер-37К 3,5/135, — вариант с байонетом К, выпускаемый с 1985 года. Очень редкий вариант, не встречал ни разу. Фото с photohistory.ru. На фото видно, что объектив с моргалкой и это очень интересно. Пока мы не перейдем к конкретному моему экземпляру, я буду писать просто Юпитер-37А, имея в виду все версии сразу, кроме двух последних более экзотических.

Итак, как следует из буквы А в названии, Юпитер-37А имеет сменный хвостовик, что позволяет сменить крепление. Продавались объективы с резьбой М42. Сменить ее можно было на М39, на байонет Н и на байонет К.

Советский фотопром выпускал сменные хвосты КП-А/39, КП-А/Н и КП-А/К, соответственно.

Первый и последний сейчас встречаются довольно редко.

Первого понятно, выпустили мало, т.к. сам тип крепления уже устарел к тем временам.

КП-А/К является редкостью, скорее всего, потому, что переход на байонет К с резьбы М42 можно осуществить гораздо легче с помощью простенького колечка-переходника.

Зато КП-А/Н — очень распространенная штука. Этот сменный хвост можно до сих пор купить новый в упаковке. Владельцам зеркалок Nikon, это просто бальзам на душу.

Сегодня в обзоре будет модификация МС Юпитер-37АМ 1991 года выпуска с номером 916185.

Оптическая схема всех вариантов Юпитер-37А одинаковая:

Фокусное расстояние: 135 мм Угол поля зрения: 18° Размер кадра: 24×36 мм Количество линз/групп: 4/3 Рабочий отрезок — зависит от сменного хвоста.

Относительное отверстие: 1:3,5 Пределы шкалы диафрагм: 1:3,5–1:22 Количество лепестков диафрагмы — 12 Регулировка диафрагмы — ручная бесступенчатая (есть предустановка) Ближний предел фокусировки — 1,2 м

Соединения: объектива с камерой — сменный хвостовик А для ввинчивающихся насадок — М52х0,75 Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 45/30 линий/мм

Вес — 367 грамм.

МС Юпитер-37АМ — объектив некрупный, вытянутый, цилиндрической формы.

Качество сборки отличное. Хотя версия АМ, вроде как, подразумевает удешевление конструкции, но на качестве это никак не сказалось. Все отлично.

Многослойное просветление имеет необычный зеленоватый оттенок.

Ближнее к корпусу камеры кольцо отвечает за фокусировку. Кольцо очень широкое, более 3,5 см. Оно покрыто многочисленными тонкими ребрами. У всей серии Юпитер-37А есть особенность. Краска на ребрах кольца фокусировки очень мягкая и при малейшей оплошности скалывается, обнажая светлый металл. У объективов, которые более или менее интенсивно использовались вид такой убитый, как будто ими, извините, груши околачивали. Хотя, на самом деле, объектив в хорошем состоянии.

Ход кольца фокусировки длинный — более 200 градусов. Кольцо идет плавно, фокусироваться комфортно.

Ближе к концу объектива помещено кольцо диафрагм. Переключение бесступенчатое, что очень удобно. Я, например, если хочу получить сильное размытие, делаю серию снимков, плавно прикрывая диафрагму.

Позже, просматривая снимки на компьютере, можно выбрать тот, у которого и размытие максимальное и в РИП вошло ровно то, что нужно.

Объектив оборудован системой предустановки диафрагмы. Чтобы ее использовать, нужно максимально закрыть диафрагму, оттянуть кольцо назад к камере, повернуть его до нужно значения и отпустить. После этого ход кольца будет ограничен отрезком от максимально открытой до выбранного значения.

Это очень удобно, т.к. можно фокусироваться на открытой, а потом одним движением не глядя прикрыть диафрагму на сколько нужно.

Лепестков диафрагмы у Юпитер-37А двенадцать штук. Лепестки всегда формируют ровный круг. Покрытие, правда, матовым назвать нельзя. В комплект к МС Юпитер-37АМ шла металлическая бленда. Очень глубокая и потому громоздкая. Чтобы сделать применение бленды более удобным, есть возможность накрутить ее на объектив наоборот. И даже можно подобрать переднюю крышку для такой ситуации. Хотя мне кажется, родная именно эта крышка. Однако, в транспортном положении бленда закрывает все кольцо фокусировки и использовать объектив нельзя. У версии объектива Юпитер-37А, не модернизированной, без АМ, как я понял, бленда была короче и оставляла доступ к кольцу фокусировки.

Стоит ли покупать Юпитер-37А на современную камеру?

Да, если вас интересует тема, то приобрести однозначно стоит.

Одно исключение, если у вас есть уже Юпитер-11 и он вас устраивает, то переход на Юпитер-37А может не дать ничего нового. 37-й считается получше, но реально разница не очень-то велика.

Если ничего такого у вас нет, приобрести стоит однозначно.

Юпитер-37А — объектив супер-массовый, и хотя он обязательно входит в любые ТОП-5 лучших советских портретников, купить его можно очень дешево.

При этом, нет никакого смысла искать версии АМ и даже МС. Многослойное просветление дает преимущество против однослойного не всегда и не столь уж грандиозное. А цену за него просят все-таки немного дороже.

Поэтому, купите самый простой Юпитер-37А и ничего не потеряете, зато получите отличный объектив.

Владельцам зеркалок Nikon, Юпитер-37А это вообще must have. Возможность установить родной переходник КП-А/Н решает все проблемы с рабочим отрезком.

Мне МС Юпитер-37АМ в применении очень понравился.

Знаете, есть объективы, снимаешь через него и видишь, просто хороший объектив. Нет претензий. А есть, которые нравятся. Вот Юпитер-37А — нравится.

Объектив дает резкую, контрастную картинку, причем, начиная с открытой диафрагмы.

Лично мне приятен рисунок размытия, которое дает Юпитер-37А.

Фокусировать объектив комфортно. Навестись удается быстро и фокус в итоге на снимке оказывается там, где его ждешь.

В общем, советую.

На этом у меня все. Удачи!

Примеры снимков:

Самые дешевые переходники для советских объективов продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица. Убедитесь только, что сейчас на объективе хвост с резьбой М42.

ТипБрендСсылка на переходник
ЗеркалкиNikonКупите лучше КП-А/Н
CanonM42-Canon EF
SonyM42- Sony/ Minolta
PentaxM42-pentax K
БеззеркалкиSonyM42-NEX
Оlympus/ PanasonicM42-m 4/3
FujiM42-FX
NikonM42-Nikon 1

Если вы часто покупаете что-то в интернет-магазинах, я могу посоветовать вам кэшбэк-сервис LetyShops. Он позволяет вернуть 2-5 процента со стоимости покупки.

Чтобы воспользоваться сервисом, вам нужно зарегистрироваться. Далее, на главной странице находите нужный вам интернет-магазин. Там же будет указана величина кэшбэка. Переходите в магазин по ссылке и совершаете покупки как обычно.

После покупки на ваш счет в LetyShops будет начислена сумма кэшбэка. Доступна для вывода она станет после получения товара.

Вывести деньги вы можете разными способами. Я перевожу на баланс сотового телефона. При этом варианте нет комиссий.

На вывод есть ограничение по минимальной сумме 500 руб, но если использовать промо-коды, которые легко найти в сети, то это ограничение снимается.

Указанные выше переходники вы тоже можете приобрести с кэшбэком. Очень приятный сервис, рекомендую. Ссылка для регистрации.

Уважаемые читатели! В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки. Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Просто оставляйте поля пустыми. Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам на странице контактов

Очень захотелось протестировать Юпитер-37А и Nikon AF-S 55-300mm VR на примерно одинаковом эквивалентном фокусном расстоянии. Причина проста: не люблю лишние стекла, дублирующие друг друга по фокусным расстояниям.

Понятное дело, что диафрагмы будут разными на старте, потому я решил посмотреть воотчую насколько это критично — размытие заднего плана при f3,5. Штатив Velbon Sherpa 555/R с шаровой головкой. Лес под Киевом. Nikon D5100. Бленды. Свежий ветер, солнце, тень и Кола :)

Ниже приведена таблица с фотографиями на доступных для объективов диафрагмах. Шаг изменения ступени 1/2 EV. Никакой обработки фотографий, кроме уменьшения размера, я не производил. Наводил фокусные расстояния по масштабу в видоискателе и слегка не попал в ФР на Никоне: получилось не совсем эквивалентное ФР под 135мм, но это не помешало увидеть разницу в размытии фона и скорости работы затвора. Стабилизатор на Nikon 55-300мм был отключен (если это кого-то так сильно беспокоит) :-)

ДиафрагмаЮпитер-37АNikkor AF-S 55-300mm VR
3,5
4,6/4,8
5,6
6,7/7,1

8
11

16
22

Итоги

Первое, что запомнилось — при f16 на Юпитере-37А камера Nikon D5100 не могла увидеть фокус — не было подтверждения фокусировки от чипа Лушникова и потому не срабатывала кнопка спуска затвора. Приходилось устанавливать диафрагму поменьше, нажимать наполовину кнопку спуска, ловить фокус и, не отпуская кнопки, крутить кольцо диафрагмы до f16, и только затем жать кнопку до упора. Скажем так, кхе-кхе, морока ещё та…

Другими словами, Юпитер-37А, при установленном чипе Лушникова, не пригоден для фотографии на диафрагмах более f11. Да и не для того он предназначен, имея в себе Ф3,5 :) Без чипа Лушникова фотокамера Nikon D5100 будет производить спуск без проблем, т.к. чип берет на себя управление подтверждением фокусировки и без его команды спуска затвора не будет! Даже в режиме приоритета «спуска затвора». А без чипа – будет! Так что не торопитесь устанавливать этот чип!

Насколько важно иметь стекло с параметрами 135/f3,5 решает каждый сам для себя. Цена вопроса составляет от 80 долларов (вместе с чипом Лушникова) или от 40 долларов без чипа Лушникова.

Я для себя заметил ряд сильных сторон Юпитера:

  1. выдержка короче получилась (1/1000 против 1/350). Солнце периодически скрывалось/открывалось листвой и короткая выдержка будет уместна в случае фотографирования без штатива. Хотя, даже при 1/350 и фокусном расстоянии 135мм шевеленка не должна вылазить…
  2. легкость Юпитера-37А и плавность регулировки диафрагмы (бесступенчатая регулировка);
  3. ГРИП на f3,5. Всё-таки, на открытой диафрагме разница ощутима между Юпитером и современным автофокусным телевиком!

При внимательном рассмотрении, размытие фона у Юпитера при f 6,7 примерно такое же как у Nikon 55-300mm при f 4,8. Разница составляет примерно одну ступень, то есть в ДВА раза. Цветопередачу, резкость и т.п. оценивать не буду — решайте сами для себя. В целом, опыт подтвердил практику о том, что с точки зрения ГРИП любой цифровой фотоаппарат снимает так же, как «полнокадровый» с диафрагменным числом в Kf раз большим. Имеем 4,8х1,5=7,2. Мой глаз немного не попал, но 6,7 от 7,2 совсем не далеко :)))

Также стоит заметить, что, при одинаковой диафрагме, Юпитер и Nikon будут пропускать одинаковое количество света, но будут иметь разную ГРИП: у Юпитера она будет МЕНЬШЕ (т.е. Юпитер-37А больше размоет картинку на заднем плане). Конечно, будь у меня полнокадровый фотоаппарат, то выгода от Юпитера-37А была бы наиболее полной. А так…

Конечно, я оставил Юпитер-37А, но не потому, что он супер пригоден для меня, а потому, что это очень качественное стекло с технической точки зрения и даёт красивый резкий рисунок; потому, что он прекрасно подойдет для фотографии портретов и природы. Я особенно люблю фотографировать природу: лепестки, грибки и т.п. предметку на открытом воздухе.

Для дополнительного сравнения привожу фотки, сделанные дома, с использованием Юпитера и Никона 55-300. Вы сможете ещё раз посмотреть на разницу в размытии. На этот раз при фотографировании с расстояния равного МДФ: первая фотка – Юпитер-37А; вторая – Nikon 55-300mm

Юпитер-37А на f3.5Nikon 55-300mm f4.8

Обзор Юпитер-21М 4/200

За возможность обзора объектива Юпитер-21М 4/200 огромная благодарность Вадиму Шкурату, который прислал мне объектив из другой области для обзора.

Обзор Юпитер-21М 4/200

Обзор Юпитер-21М 4/200

Юпитер-21М 4/200 и Юпитер-21А 4/200 — внешне два разных объектива, их корпус очень сильно отличается. Единственное, что остается одинаковым у объективов — это оптическая схема, и цвет индикаторов глубины резкости. Юпитер-21М 4/200 — это более новая модификация, которая выпускалась на вологодском заводе, версия Юпитер-21А 4/200 выпускалась на красногорском заводе. Существуют версии с написанием названия латиницей: Jupiter-21M, Jupiter-21A. Про Юпитер-21А и Юпитер-21М хорошо описано на сайте Сергея Елизарова здесь.

Вид шкалы ГРИП на Юпитер-21М F4 200mm и переключателя режима работы диафрагмы

Юпитер-21М 4/200 намного чаще можно встретить в руках фотолюбителей, нежели более редкий Юпитер-21А. Я пользовался двумя версиями и у меня сложилось впечатление, что ‘М’ версия не так уж сильно уступает ‘А’ версии. ‘М’ в названии объектива говорит про моргающую диафрагму и посадочную резьбу М42, ‘А’ — про сменный хвостовик. Как правило ‘А’ объективы считаются более успешными модификациями по сравнению с другими.

Просветление передней линзы объектива Юпитер-21М F4 200mm

Кольцо фокусировки у Юпитер-21М 4/200 очень плавное, вращается приблизительно на 270 градусов, при этом передняя линза не вращается, а хобот объектива заметно удлиняется. При фокусировке перемещается весь линзоблок. Минимальная дистанция фокусировки 1.8 м, против 1.7м у ‘А’ версии. Наводиться на резкость приятно и не составляет труда.

Вес объектива Юпитер-21М 4/200 увеличился до 980 г, по сравнению с 740 г у ‘А’ версии. Юпитер-21М имеет встроенную выдвижную бленду, бленда металлическая и короткая. Диаметр бленды 67мм, а переднего светофильтра 58мм. Объектив, который представлен в этом обзоре имеет номер 83018196.

Юпитер-21М F4 200mm при фокусировке на МДФ с вытянутой блендой

Юпитер-21М имеет автоматическую моргающую диафрагму. На объективе есть специальное кольцо, с помощью которого можно переводить в ручное ‘М’ или автоматическое ‘А’ управление диафрагмой. Само кольцо диафрагмы находится посередине объектива, можно устанавливать только фиксированные значения числа F от F/4-F/22. У ‘А’ версии было плавное изменение диафрагмы и дополнительное кольцо ее предустановки. Также у Юпитер-21М обрезали количество лепестков диафрагмы, теперь их стало 8 штук, по сравнению с 10-тью у ‘А’ версии. При закрытии диафрагмы вплоть до F/8 объектив дает гайки с зазубринами в зоне нерезкости (так называемую циркулярную пилу, ). У ‘А’ версии более ровные кружочки в зоне нерезкости на прикрытых диафрагмах.

Юпитер-21М F4 200mm при фокусировке на цифровой камере

Примеры фотографий

Фотографии без обработки.

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45.5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Переходники (адаптеры) с чипом дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции.

Для зеркальных фотоаппаратов

  1. CANON: Для фотоаппаратов Canon EOS с байонетом EF/EF-S нужен переходник M42-Canon EOS, такой переходник с чипом можно найти здесь, без чипа здесь.
  2. NIKON: Для фотоаппаратов Nikon DX/FX, а также для фотоаппаратов Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F, купить такой переходник без линзы и чипа можно здесь, c линзой без чипа здесь, с чипом без линзы здесь, с линзой и чипом здесь. Зачем линза? Зачем чип?
  3. PENTAX: Для фотоаппаратов Pentax с байонетом K нужен переходник M42-Pentax K, купить такой переходник можно здесь.
  4. SONY / MINOLTA: Для фотоаппаратов с байонетом Sony/Minolta A нужен переходник M42-Sony A, такой переходник без чипа можно найти по этой ссылке, с чипом по этой ссылке.
  5. OLYMPUS / PANASONIC: Для фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник M42-4/3, купить такой переходник можно здесь.

Для беззеркальных фотоаппаратов

  1. SONY: Для фотоаппаратов с байонетом ‘E’ серий Sony NEX и Sony Alpha нужен переходник M42-Sony E (он же M42-Sonye Nex), его можно найти по этой ссылке. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.
  2. OLYMPUS / PANASONIC / KODAK / XIAOMI: Для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3, его можно найти по этой ссылке.
  3. CANON M: Для фотоаппаратов с байонетом Canon EF-M нужен переходник M42-Сanon M, его можно найти по этой ссылке.
  4. CANON R: Для фотоаппаратов с байонетом Canon R нужен переходник M42-Сanon R, его можно найти по этой ссылке.
  5. NIKON 1: Для фотоаппаратов серии Nikon 1 нужен переходник M42-Nikon 1, его можно найти по этой ссылке.
  6. NIKON Z: Для фотоаппаратов серии Nikon Z нужен переходник M42-Nikon Z, его можно найти по этой ссылке.
  7. FUJIFILM: Для фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник M42-Fuji X, его можно найти по этой ссылке.
  8. SAMSUNG: Для фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник M42-Samsung NX, его можно найти по этой ссылке. Для камеры NX mini переходников пока не существует.
  9. PENTAX: Для фотоаппаратов с байонетом Q нужен переходник M42-Pentax Q, его можно найти по этой ссылке.
  10. SIGMA/PANASONIC/LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом L нужен переходник M42-Leica L, его можно найти по этой ссылке.
  11. LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник M42-L/M, его можно найти по этой ссылке.

Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

Говорят, что еще существует объектив Юпитер-21 в белой оправе под М39 (зеркальный), Юпитер-21М-2 и Юпитер-21А МС версии, если у кого-то есть данные по этим модификациям, добавляйте их в комментарии.

Кроп (кадирование) 1:1 (720х479) моего снимка Луны с объектива Юпитер-21М и камеры Canon 350D

Каталог
современных объективов марки ‘Zenitar’
и
‘Helios’
можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Выводы:
Юпитер-21М 4/200 — отличный объектив, дает очень приятный рисунок, неплохое качество изображения, найти намного легче, чем его брата Юпитер-21А.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Литература

  • Д. С. Волосов.
    Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. А. Иофис.
    Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 47—49. — 447 с. — 100 000 экз.
  • Фотографические и проекционные объективы, разработанные в ГОИ / Е. Б. Лишневская. — Л.: ГОИ, 1963. — 447 с. — 300 экз.
  • Объективы. Каталог / А. Ф. Яковлев. — Л.: ГОИ, 1971. — 414 с. — 250 экз.

Источники

  1. Фотографическая оптика, 1978, с. 318.
  2. Фотокинотехника, 1981, с. 442.
  3. Германские репарации (рус.). «Politik» (26 февраля 2001). Дата обращения 14 января 2019.
  4. 12
    Объективы, разработанные в ГОИ, 1963, с. 16.
  5. Г. Абрамов.
    «ЗК», «Юпитер-3», 1,5/50, 1948 — середина 80-х, КМЗ, ЗОМЗ, Валдайский з-д «Юпитер» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения 16 апреля 2019.
  6. 12
    Юпитер-3 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 16 апреля 2019.
  7. 12Аркадий Шаповал.
    Эксклюзивный обзор ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF (рус.). «Радожива» (15 февраля 2015). Дата обращения 28 декабря 2018.
  8. «ЗЕНИТ»: предыстория (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 29 сентября 2019.
  9. Юпитер-6 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 14 сентября 2019.
  10. Объективы. Каталог, 1971.
  11. Каталог объективов КМЗ (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 11 сентября 2019.
  12. New Jupiter 3+ (англ.). Lomography. Дата обращения 11 сентября 2019.
  13. Объективы. Каталог, 1971, с. 195.
  14. Юпитер-9 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 14 сентября 2019.
  15. Объективы. Каталог, 1971, с. 165,198.
  16. Юпитер-17 (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения 14 сентября 2019.
  17. Аркадий Шаповал.
    Обзор Юпитер-21А 4/200 (рус.). «Радожива» (10 мая 2011). Дата обращения 12 сентября 2019.
  18. Фотографическая оптика, 1978, с. 423.

Обзор Юпитер-36В 250mm F3.5

За возможность обзора объектива Юпитер-36В огромная благодарность Илье.

Юпитер-36В 250 3.5 Обзор

Юпитер-36 250mm F3.5 — просто огромный, очень тяжелый и необычный объектив от среднеформатных камер. Очень жаль, что на дворе уже 2012 год, а доступных цифровых среднеформатных камер и задников еще нет. Потому, весь потенциал Юпитер-36В будет раскрыт только через несколько лет, когда появятся относительно дешевые срендеформатные камеры и интерес и потребность в качественных объективах.

Вид объектива Юпитер-36В и его диафрагмы

ТТХ объектива Юпитер-36В Фокусное расстояние: 250mm Оптическая схема: 4 элемента в 3 группах (схема типа Sonnar) Диафрагма: F3.5-F16 МДФ: 3.5m Количество лепестков диафрагмы: 6 штук Диаметр переднего фильтра: 82mm Вес: 1500г Байонет: Б (Pentacon Six), объектив от среднего формата

В данном обзоре представлен именно Юпитер-36В 3.5/250 для среднеформатных камер Салют, Салют-С и Киев-88. Объектив имеет и второе имя: ARSAT B 3,5/250. Версии ARSAT B 3,5/250 и ARSAT С 3,5/250 имели мультипросветление

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

Существует версия объектива Юпитер-36В с байонетом «Б» (Pentacon Six, P6, Praktisix) для среднеформатных камер Киев-6С, Киев-6С TTL, Киев-60, Киев-88СМ, Киев-88С. Объективы Юпитер-36В производились на украинском заводе Арсенал (возможно еще и на заводе Вега). Где именно произведен мой экземпляр — не могу сказать, так как все опознавательные знаки были залеплены черной лентой, скорее всего, чтобы просто скрыть советские корни объектива и придать ему еще большего пафоса и внимания окружающей публики.

Вид объектива Юпитер-36В на современной камере

Огромным достоинством среднеформатных объективов является большой рабочий отрезок, что позволит сделать переходник практически на любую камеру с возможностью нормальной фокусировки. К сожалению, мне достался объектив с переходником Салют/M42, и я использовал Юпитер-36В на своей камере Nikon D200 с помощью дополнительного переходника КП-42/Н при этом потеряв возможность фокусироваться на бесконечности в районе 30 метров. Более детально в разделе советская оптика. На камеры Canon объектив проще всего установить через два переходника Салют/M42 + М42/Canon EOS. Более детально написано в разделе старые объективы на Canon. На другие системы также имеются свои переходники. Человек, который предоставил мне данный объектив, использует его на камере Pentax k-r с двумя переходникам Салют/M42 + М42/Pentax.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

Основные особенности объектива Юпитер-36В:

1. Объектив очень тяжелый, управляться с ним довольно сложно. У объектива нет штативного гнезда, например, как у Таир-3 или Гелиос-40-2. Сложность работы связана с тем, что на самом деле фотограф держит не камеру с объективом, а объектив с камерой. Девушкам данный объектив противопоказан, можно только позировать перед ним.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

2. Фокусировочное кольцо двигается плавно. Фокусировочное кольцо металлическое. Самым серьезным недостатком объектива считаю близкое расположение фокусировочного кольца к байонету. Так как левой рукой нужно держать сам объектив и фокусироваться, объектив делает большой рычаг и огромную нагрузку на левую руку. Если бы кольцо фокусировки было по середине, или ближе к передней линзе, было бы намного удобней пользоваться объективом. Похожая проблема имеется и у объектива Гелиос-40-2. При фокусировке двигается весь линзоблок, при этом объеткив заметно «вытягивает» хобот. Минимальная дистанция фокусировки у объектива достаточно большая — 3.5 метра, про это нужно всегда помнить. Например, у далекого брата Юпитер-37А МДФ составляет 1.2м.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

3. Максимальная диафрагма F3.5 не делает объектив светосильным, но F3.5 на 250мм — это очень серьезный показатель. Из советской оптики с Юпитер-36В при подобных фокусных расстояниях может тягаться в светосиле только МС Яшма-4Н 200mm F2.8. Говорят, был потомок Юпитера-36В — Телеар-4 3,5/250. Лепестки диафрагмы желтоватого металлического цвета без чернения. Учитывая, что физический диаметр диафрагмы просто огромный, это негативно сказывается при фотографировании на закрытых диафрагмах из-за того, что свет переотражается от металлических лепестков. Закрытые лепестки диафрагмы формируют «гайки», лепестки не скругленные. Забавно, если закрыть диафрагму до максимального значения F16, то визуально будет видна довольно большая дырка, сформированная диафрагмой. При использовании переходников теряется функция прыгающей диафрагмы.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

4. В моем экземпляре не было встроенной бленды, зато имелась ввинчивающаяся бленда в передний светофильтр. Бленда не помогает объективу при засветках. У объектива просто гигантская передняя линза под светофильтр в 82мм, который сейчас не так просто найти. Передняя защитная крышка у объектива металлическая, и она не защелкивается на объективе, а ввинчивается как светофильтр.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

5. Конечно, лучший вариант использовать Юпитер-36В на полном кадре. На кропе Юпитер-36В даст ЭФР равную 375мм для DX камер Nikon, и 400мм для APS-C камер Canon. Угол зрения очень узкий на кропе. В силу очень маленькой глубины резкости и большого расстояния — будет очень сложно попасть в фокус. Да еще и снимать с рук нужно на выдержках не длиннее 1/250.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

6. Как и любого другого старого неавтофокусного объектива на нем имеются все нужные индикаторы ГРИП, диафрагмы и дистанции фокусировки.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

Качество изображения.

Качество изображение разочаровало. Скорее всего у меня был не самый удачный экземпляр. Основная проблема объектива — полная несовместимость с боковым светом. Объектив сильно теряет контраст, в легком контровом свете (даже когда источник света не попадает в кадр) получается фотография с сильной вуалью. Возможно мне попался неудачный экземпляр, а возможно это проблема однослойного просветления. Было бы интересно попробовать версию с МС. Что касается резкости, резкость на F3.5 не самая приятная, при закрытии диафрагмы резкость увеличивается очень слабо. Зато объектив формирует объемное изображение, без дисторсии и виньетирования на моей DX камере. Малая глубина резкости позволяет делать отличные портреты. Боке у объектива отличное, как и у любого другого телевика с оптической схемой Соннар, например Юпитер-37А, Юпитер-11 или близкого родственника Юпитер-21А. Цветопередача нормальная. С Юпитера-36В получается замечательное «живое» изображение, в данном плане Юпитер-36В мне очень понравился.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

Примеры фотографий на Юпитер-36В

Все примеры были сделаны на мой Nikon D200 при автоматическом балансе белого. Все фото с автоматическими уровнями при конвертации из RAW в JPEG в силу того, что объектив мало контрастный. Уменьшен размер 1600*1200 и впечатаны данные из EXIF.

Личные впечатления:

Конечно, объектив очень тяжелый. Таким объективом можно заниматься фото охотой, и самозащитой… На камере с одетой блендой смотрится очень солидно. Я брал Юпитер-36В на TFP сет, при съемке получилось очень много брака из-за промахов в фокусировке и малого контраста в некоторых сценах. Я снимал с выдержками не короче 1/250 с рук, чтобы избежать смаза, но из-за веса объектива можно увеличить выдержку вплоть до 1/100. Я не рекомендую данный объектив покупать для кропнутых камер, он очень тяжелый и неповоротливый. Лучше посмотрите на Юпитер-21А или Юпитер-21М. Если хочется супер длиннофокусный телевик — подойдет Таир-3 либо зеркально-менисковый объективы по типу ЗМ-5СА 500mm F8.0. А вот на полном кадре с Юпитер-36В можно поработать — все таки очень большая светосила для такого фокусного расстояния. Для примера, многие любят объективы 80-200mm F2.8 (70-200mm F2.8), Юпитер-36В на F3.5 250mm будет размывать задний фон ничуть не хуже за них. Лично я пользуюсь советским Юпитер-37А на кропе, а если нужно что-то более длинное, то под рукой у меня автофокусный Nikon 70-300VR.

Пример фотографии на Юпитер-36В 250 F 3.5

Каталог
современных объективов марки ‘Zenitar’
и
‘Helios’
можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Выводы:
Юпитер-36В — очень тяжелый объектив. Очень неудобно фокусироваться, боится засветок. Из достоинств — отличное боке, объем и цветопередача изображения. Не рекомендую на камеры с кропнутой матрицей.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Обзор не ретрофокусного объектива JUPITER-12 2,8/35

В данном обзоре рассмотрена версия легендарного объектива ‘ЮПИТЕР-12’ — JUPITER-12 2,8/35 с наружным байонетом Contax-Киев RF, производства ЛЗОС (Лыткаринский Завод Оптического Стекла) в ‘черном’ корпусе с серийным номером N7311221 (скорее всего 1973 года выпуска).

Много полезной информации про байонет Contax-Киев RF можете найти в обзоре ЮПИТЕР-11 1:4 F=13,5см П с наружным байонетом Contax-Киев RF.

JUPITER-12 2,8/35 с байонетом Contax-Киев RF

С байонетом Contax-Киев RF объективы марки ‘ЮПИТЕР-12’ выпускались в нескольких модификациях на трех заводах:

  1. БК 1:2.8 F=3.5см П, так называемый Биогон Красногорский. Изготавливался в период 1947-1948 на КМЗ из немецких заготовок.
  2. ЗОРКИЙ БК 1:2.8 F=3,5см П, практически тот же БК 1:2.8 F=3.5см, но с добавленной приставкой ‘ЗОРКИЙ’, выпускался между 1949 и 1950 на том же КМЗ, скорее всего, с тех же немецких заготовок.
  3. ЮПИТЕР-12 1:2,8 F=3.5см П завода КМЗ, имеет три подверсии, отличающиеся оправой корпуса. Начали выпускать под этим именем с 1950. С 1952 года объектив выпускался из отечественного оптического стекла. На КМЗ данный объектив выпускали до 1961.
  4. ЮПИТЕР-12 1:2.8 F=3.5см П завода ЛЗОС в белом металлическом корпусе.
  5. ЮПИТЕР-12 1:2.8 F=3.5см П киевского завода Арсенал в белом металлическом корпусе. Выпускали с 1957.
  6. JUPITER-12 2,8/35 завода ЛЗОС в черном корпусе. Данная версия объектива показана в этом обзоре.

‘ЮПИТЕР-12’ бы скопирован с немецкого Carl Zeiis Jena Biogon 1:2,8 f=3,5cm. Первые объективы выпускались с немецких заготовок, в дальнейшем объектив был пересчитан под отечественный сорт оптического стекла. ‘ЮПИТЕР-12’ — самый распространенный советский широкоугольный объектив для дальномерных камер.

JUPITER-12 2,8/35 интересен в первую очередь тем, что это не ретрофокусный широкоугольный объектив. Расстояние от заднего элемента до фокальной плоскости гораздо меньше, чем его фокусное расстояние. Все объективы для полноформатных камер, фокусное расстояние которых меньше 40 мм являются ретрофокусными. Считается, что не ретрофокусные объективы, такие как этот JUPITER-12 2,8/35, обладают определенными преимуществами: компактными размерами и довольно простой оптической схемой. Некоторые пользователи добавляют сюда еще какой-то ‘сказочный’ рисунок таких объективов.

ЮПИТЕР-12 1:2.8 F=3.5см П и JUPITER-12 2,8/35 (оба с байонетом Contax-Киев RF)

Экземпляр JUPITER-12 2,8/35, побывавший у меня на обзоре, внешне выглядит вполне прилично, без следов износа и прочих травм, но имеет ощутимый люфт кольца фокусировки. Мой экземпляр завода Арсенал в куда более плачевном состоянии, но подобный люфт у него отсутствует. Корпус JUPITER-12 2,8/35 полностью металлический.

Фокусировка выполняется перемещением всего линзоблока. Кольцо фокусировки вращается приблизительно на 300 градусов. Фокусировка плавная, во время фокусировки передняя линза вращается. Есть шкала с дистанцией фокусировки в метрах. Минимальная дистанция фокусировки составляет целых 90 см, а максимальный коэфициент увеличения составляет примерно 1:24.

Шкала ГРИП доступна для значений F/2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22. ГРИП для F/22 настолько большая, а ход кольца фокусировки настолько маленький, что диапазон ГРИП на этом значении занимает почти всю оправу корпуса — две метки для F/22 стоят рядышком.

Диафрагма регулируется внутренним кольцом. Кольцо диафрагмы устанавливает любое значение от F/2.8 до F/22. Шкала значений диафрагмы указана для значений F/2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22. Диафрагма состоит всего из пяти лепестков. Лепестки плохо зачернены.

Кольцо управления диафрагмой очень неудобное. Чтобы понять, какое значение числа F установлено, приходится поворачивать объектив передней линзой к себе. К тому же кольцо очень узкое. А хуже всего то, что во время его вращения можно сбить наводку на резкость, чтобы этого не произошло, приходиться одной рукой придерживать кольцо фокусировки, а второй вращать кольцо диафрагмы. К тому же, фактически, светофильтры вкручиваются в оправу кольца управления диафрагмой. И если установить на объектив поляризационный или градиентный фильтр — то можно сойти с ума пытаясь вращать кольцо настройки фильтра так, чтобы не сбить установленную диафрагму и дистанцию фокусировки. Работать со светофильтрами на этом объективе — сущий ад.

Объектив может использовать только резьбовую бленду, которая вкручивается в резьбу светофильтра. Диаметр переднего светофильтра небольшой — 40.5 мм, такой диаметр используют все распространенные объективы с байонетом Contax-Киев RF. Крышка объектива пластиковая, плотно прилегает к оправе корпуса, но не имеет защелок, такую крышку очень легко потерять. Крышку можно устанавливать поверх светофильтра.

Разное просветление линз у JUPITER-12 2,8/35 и ЮПИТЕР-12 1:2.8 F=3.5см П (оба с байонетом Conta-Kiev RF)

JUPITER-12 2,8/35 — первый объектив, который попал мне в руки, и у которого задняя линза визуально гораздо больше передней.

JUPITER-12 2,8/35 в черной оправе корпуса всегда выпускался с именем написанным латыницей — ‘JUPITER-12 2,8/35’. Принято считать, что это экспортный вариант объектива, но на самом деле — так ли это?

Разобранный JUPITER-12 2,8/35 с байонетом Contax-Киев RF

Разобранный JUPITER-12 2,8/35 с байонетом Contax-Киев RF

Просветление передней линзы JUPITER-12 2,8/35 с байонетом Contax-Киев RF

Юпитер-12 на камере Киев-4

В работе объектив довольно капризный. В первую очередь сразу наталкиваешься на проблему работы с боковым и контровым светом. В контровом свете объектив может очень легко давать разноцветные блики, в основном подобным форме отверстия диафрагмы. Также в кадре постоянно присутствуют засветки краев и углов, ‘радуги’ и цветные полосы.

Резкость в центре кадра вполне адекватная даже на F/2.8, но края и углы кадра на F/2.8 очень и очень слабые. Возможно потеря в качестве изображения, в том числе и в резкости по краям и углам связана с колор шифтом. Как бы там ни было, но резкость по углам приходит в норму только после закрытия диафрагмы до F/8.0. На F/11-F/16 объектив дает хорошую резкость по всему полю кадра.

Также объектив создает ощутимое виньетирование на любых значениях числа F. Возможно, большая часть виньетирования связана с тем, что я использовал объектив не на пленочной, а на цифровой полноформатной камере, где колор шифт дал о себе знать.

А вот что касается дисторсии — то здесь все хорошо. Ко всему прочему объектив имеет приятное боке и, в общем, приятную картинку.

Пример фото JUPITER-12 2,8/35. Пасхальный обзор

Исходные файлы можно (40 фото в формате ‘.ARW’, 761 Mb). На камере Sony a7 я использовал объектив с помощью самодельного переходника. Часть фото снята в режиме кадрирования APS-C. Обратите внимание: что много фотографий снята с недофокусировкой до бесконечности из-за неудачной настройки переходника. В архиве приведены только те фото, которые были сняты с использованием правильной настройки переходника.

Мой опыт. Лично я не разделяю тех дифирамбов, которые поют про не ретрофокусные широкоугольники, тем более что такие объективы на цифровых матрицах могут страдать сильным колор шифтом. Да и JUPITER-12 2,8/35 не такой уж и компактный. К примеру, Lens EF-M 22mm 1:2 STM заметно короче объектива из обзора. JUPITER-12 2,8/35 во многом очень неудобный объектив, а проблемы с контровым светом никак не лечатся. Даже не знаю, как некоторые фотографы снимали этим объективом по двадцать лет подряд. С этим объективом уж слишком много лишней, никому не нужной мороки, которая отнимает драгоценное время.

Каталог
современных объективов марки ‘Zenitar’
и
‘Helios’
можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Итоги
JUPITER-12 2,8/35 — очень необычен и специфичен. Многими любителями и профессионалами превозносится чуть ли не до небес. На деле же, с технической точки зрения качества изображения и управления, это довольно посредственный объектив.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий