Световая кисть: пособие для начинающих фотографов


Как вы наверняка знаете, само слово «фотография» по гречески означает «светопись». Именно о светописи в буквальном смысле мы и поговорим в этой статье.

Световой кистью называется техника создания фотографий, где в качестве источника света используется направленный пучок света, которым «проявляется» изображение.

Длинная выдержка позволяет вам «рисовать» светом по объекту, а в качестве кисти как правило используют фонарик.

Чаще всего световая кисть используется при съемке натюрмортов. Однако, эта техника съемки применяется также при портретной, рекламной и интерьерной съемках. В интерьерной съемке вместо фонарика используются более мощные источники света.

В чем преимущества световой кисти?

Перед тем как перейти к практическим советам, я хочу рассказать, в чем главные преимущества работы со световой кистью.

Во-первых, световая кисть дает возможность фотографу самому «рисовать» световые акценты. То есть выделять важные объекты и подчеркивать второстепенные. Это то, что многие фотографы как правило недооценивают или, что еще хуже, вообще не обращают на это внимание.

Во-вторых, свет не только освещает картинку, от него напрямую зависит объем, текстура и цветовая насыщенность объекта съемки и всей сцены. Так же световая кисть позволяет делать миксы. Об этом я расскажу чуть ниже.

В-третьих, если ваш объект нуждается в необычном представлении, световая кисть – лучшее решение.

Оборудование

Камера – любая диджитал камера, у которой есть ручные настройки.

Штатив – основа основ такого снимка, так как камера должна стоять неподвижно несколько минут, а то и больше.

Спусковой инструмент – это может быть пульт, шнур или кнопка, которая поможет вам поднять и опустить затвор камеры.

Секундомер – удобный инструмент, чтобы получить правильную экспозицию.

Световой источник – в качестве световой кисти может использоваться любой источник: вспышки, фонарики, телефоны, стробоскопы. Единственное, на что нужно обратить внимание, это цветовая температура света.

Выдержка 30 секунд, диафрагма 8. Красным выделено то, как работает световая кисть.

Выбор техники

Камера

Световая кисть

Конечно, желательно использовать камеру с полнокадровой матрицей. Такая матрица не сильно шумит на длинных выдержках и обладает большим динамическим диапазоном, который позволит вам корректировать экспозицию на 1-2 ступени с минимальной потерей качества.

Справедливости ради стоит отметить, что последние модели полупрофессиональных и даже любительских камер вполне хорошо справляются с шумами и дают приемлемую картинку.

Оптика

Как правило световой кистью снимают натюрморт, а в этом жанре искажения перспективы очень не желательны, поэтому лучше использовать оптику с фокусным расстоянием от 85 мм.

Для съёмки помещений нужно каждый раз искать компромисс. Снять панораму из нескольких кадров со световой кистью не получится.

Штатив

Штатив должен быть максимально устойчивым, даже смещение на несколько миллиметров создаст для вас большие проблемы при объединении кадров.

Если выбираете штатив, берите с запасом. Если ваша камера с объективом весит 3 кг, лучше возьмите штатив, рассчитанный на 5 кг. И старайтесь выбрать модель, у которой есть крюк для закрепления дополнительного груза.

Дистанционное управление

Самым проблемным моментом в съемке световой кистью является запуск камеры. Делать это вручную крайне не удобно, как я уже писал выше, миллиметр смещения камеры – и уже проблемы со сборкой кадра.

Для запуска камеры лучше всего использовать пульт управления, который может быть запрограммирован на определенное количество кадров с определенной выдержкой и диафрагмой.

Для меня удобнее всего снимать сразу в компьютер и через него запускать камеру. Об этом чуть ниже.

Фонарик

Световой кистью также называется профессиональный инструмент, который точно держит цветовую температуру около 5500 К и позволяет использовать насадки и фильтры. Но это достаточно специфический и дорогой прибор.

Лучше всего выбрать светодиодный фонарик, он близок по цветовой температуре к естественному свету (5500 К) и достаточно экономно расходует энергию.

Фонарики с лампочками накаливания дают теплый свет, который удачно смотрится на дереве, бумаге и хорошо подходит для последующего состаривания фотографий.

Размер фонарика зависит от того, что вы будете снимать. Карманного достаточно для съемки натюрморта на столе. А вот для портретов в полный рост уже стоит приобрести что-то более мощное. Дополнительным плюсом будет линза для фокусирования пучка света.

Лучше всего иметь в запасе несколько фонариков, маленький, средний и большой.

Сейчас в продаже можно найти массу фонариков, подходящих для светописи. Я советую обратить внимание на эргономику и удобство фонарика, чтобы он не был слишком тяжелым и большим.

Если быть честным, то «рисовать» можно чем угодно, лишь бы руки росли из нужного места.

Эргономика. Я использую фонарик, который можно включить двумя способами.

  • Фонарик включается, когда зажата кнопка. Этот вариант удобен, когда вам нужно дорисовать маленькую деталь, вы поднесли фонарик, включили, осветили нужный участок, тут же выключили. Долго работать в таком режиме не удобно, кисть руки находится в напряжении, что отражается на плавности движений.
  • Сделать несколько оборотов отсека с батарейками, и фонарик горит постоянно. Это способ удобен для долгой экспозиции.

Съёмка в компьютер

Световая кисть

Самый удобный способ работы с предметной съемкой вообще и с натюрмортами в частности – съёмка в компьютер. Вы можете подключить ваш фотоаппарат через USB-кабель и снимать сразу в компьютер.

Это позволяет просмотреть кадр сразу на большом экране, и самое главное, при большом количестве дублей, вы сразу можете отметить рейтингами удачные снимки.

Этот режим съёмки (в компьютер) называется tethered, его поддерживают популярные RAW-конвертеры Lightroom и Capture One. Для камер Nikon есть родной софт Nikon Camera Control.

Плюсы съёмки в компьютер:

  • Просмотр результата на большом мониторе
  • Возможность контролировать экспозицию через компьютер
  • Возможность расставить рейтинги
  • Удаленный запуск камеры
  • Возможность в черновую сложить слои

Минусы:

  • Камера привязана шнуру
  • Очень быстро разряжается аккумулятор

На мой взгляд, плюсы с головой перекрывают минусы, которые скорее можно было бы назвать неудобствами.

Еще один плюс при работе с Capture One – это программка Capture Pilot для iOS девайсов, которая позволяет вам просматривать фото на iPod touch, iPhone или iPad, и, самое главное, управлять настройками камеры и запускать её прямо с гаджета. Это невероятно удобно.

Настройки камеры

Режим – используйте ручной режим настройки, чтобы максимально точно управлять настройками диафрагмы и выдержки.

Качество изображения – RAW, чтобы получить как можно больше информации из снимка.

Баланс белого – следует подстраивать под рабочий инструмент световой кисти.

ISO – следует установить минимальным: 100 или если возможно меньше (в некоторых камерах 50).

Диафрагма – стоит прикрывать до 8-15, что поможет вам получить бОльшую глубину резкости и использовать длинные выдержки.

Выдержка – BULB, чтобы вы сами могли ее контролировать (такой режим появится, когда вы докрутите колесо до 30 секунд).

Процесс съёмки

Первое, с чего нужно начать, – это, конечно, создать композицию. Желательно создавать её на какой-то интересной поверхности.

Мне очень нравятся старые доски, обычные не обработанные доски, я считаю, они прекрасно подходят для массы сюжетов: от старых бутылок до хайтек гаджетов.

Советую продумать слабый источник света, который будет минимально освещать помещение, чтобы вы могли ориентироваться в пространстве и вашем объекте съемки. Иначе грохнете штатив и сами расшибетесь.

Устанавливаем камеру на штатив, проверяем его устойчивость и непоколебимость. Фокусируемся на нужный объект, после этого переключаемся в режим ручной фокусировки.

Тут нужно сделать выбор – либо вы терпеливый и готовы оттачивать каждый штришок, либо вы торопыга и хотите одним махом все снять. Я выбрал для себя терпение, так как это дает больше времени на подробную прорисовку деталей. Для более длинной выдержки я устанавливаю минимальную чувствительность и закрываю диафрагму до значений f/16.

На протяжении всей съёмки значение диафрагмы должно быть постоянным, чтобы всегда была одна глубина резкости. Управлять интенсивностью света вы можете с помощью выдержки и чувствительности, так как они не влияют на картинку.

Выдержку я ставлю 10, позже 20 секунд. Десять секунд – оптимальное время для того, чтобы успеть сделать рисунок. Двадцать секунд я использую, когда уже знаю, какой интенсивности и под каким углом должно быть освещение. То есть я уже знаю, как и сколько по времени нужно светить, а двадцать секунд дают мне достаточно времени для работы.

Я снимаю каждую деталь сцены отдельно, это облегчает последующую обработку. Дело в том, что съемка в несколько кадров позволяет вам более тщательно контролировать результат при съёмке и при склеивании кадров в Photoshop. То есть вы можете сделать темнее одну часть объектов, а вторую оставить в таком же виде, при этом достаточно будет лишь поработать со слоями и режимами наложения.

Первым кадром я снимаю серую карту. Чтобы всегда был кадр, который будет эталонным по цветам.

Начните с внешнего освещения

Первый шаг перед началом любой съемкой световой кисти – это определение окружающего света в вашей сцене. Определение базовой экспозиции может занять много времени, когда вы экспериментируете с выдержкой, которая может быть длиной от трех до четырех минут. Вот небольшая хитрость, которая может помочь ускорить этот процесс.

  1. Установите ISO на 6 ступеней больше, чем ISO, которое вы будете использовать. К примеру, если вы планируете снимать с ISO 100, установите ISO 6400.
  2. Если 6400 это то, что нужно для вашей сцены, все детали прорабатываются. Каждая секунда экспозиции при ISO 6400 равна одной минуте при ISO 100.

30 секунд выдержка, ISO 800

Работа с кистью и светом

Я уже писал, что использую обычный фонарик. Если светить с большого расстояния, световой поток рассеивается по всему объекту и становится слабее. Соответственно требуется больше времени для экспонирования, либо большая чувствительность.

Как и в обычной фотосъёмке, здесь играет роль тип света – рисующий, заполняющий, контровой и фоновый.

Рисующий свет проявляет объект съёмки. Это основной свет, с которым вам предстоит работать.

Рисующий свет бывает разный. Если светить с одной точки, у объекта появится тень и будет прорисована текстура объекта. Освещая объект с разных сторон, получим картинку без теней, а текстура объектов будет менее заметна.

Световая кисть

Заполняющий свет – заполняет тени, но как такового его нет в световой кисти. Вы комбинируете в кадре рисующий свет со всех сторон.

Контровой свет подчеркивает контур объекта и отделяет его от фона.

Световая кисть

Фоновый свет, как видно из названия, нужен для подсветки фона.

Световая кисть

В данном примере при подсветке фона мы получили заметный контровой свет, который заметно подчеркнул лёгкую вогнутость клавишь.

Чем ближе фонарик к объекту, тем больше света будет сконцентрировано, тем ярче пятно света и тем более резкие тени. Чем дальше будет фонарик, тем меньше света вы получите.

Если есть блестящие поверхности, посветите на них так, чтобы появились блики, это отразит свойства материала.

Для получения драматического освещения с тенюшками – светите преимущественно с одной стороны. А если хотите более спокойную картинку – равномерно освещайте сцену с разных сторон.

Обратите внимание! При съёмке с кистью нужно быть крайне внимательным, чтобы не допустить теней, которые могут испортить ваш снимок.

Световая кисть

После того как вы прорисовали все объекты, дайте немного света на фон, чтобы он плавно уходил в темноту.

Кстати, ваш фонарик имеет свою цветовую температуру. Используя цветной гель, вы можете сделать акценты не только светом, но и цветом. Например сделать фон более холодным, чем объект съемки.

Съемка

Процесс съемки начинается с того, что Вы выключаете весь свет в помещении. Необходимо полностью исключить влияние посторонних источников, сделав комнату действительно темной. Прикройте все предметы с бликующей поверхностью, располагающиеся поблизости, поскольку от них на фотографиюможет отразиться отраженный свет от кисти. Далее Вы берете в руки световую кисть и с началом экспозиции начинаете «прорисовывать» светом нужные детали. Причем желательно вначале подсветить фон и, в целом, больше использовать заднебоковой свет.

Световая кисть

Затем можно уже перейти к самим объектам, прорисовывая кистью отдельные предметы, детали и сюжетно важные элементы композиции. При подсвечивании спереди рекомендуется использовать более широкий пучок света, просто сдвинув трубку на фонарике. То, что должно, согласно Вашему замыслу, получиться ярче на фотоизображении, освещайте дольше. Отодвинув подальше световую кисть от объекта, Вы получите неяркое размытое пятно. И, наоборот, для получения яркого пятна с резкими границами на фотографии Вам нужно приблизить световую кисть к предмету.

Главное во время оперирования световой кистью не застаиваться подолгу и не держать слишком длительное время луч света в одной точке. Световая кисть должна двигаться. Можно возвращаться в нужные места несколько раз, чтобы лучше прорисовать их. В конце экспозиции можно дать немного заполняющего света, проведя кистью над объектом, чтобы световое пятно накрыло весь объект, либо, наоборот, дать жесткие тени, подержав кисть в таком же положении неподвижно.

Понятно, что время экспозиции очень ограничено и Вам придется действовать максимально оперативно и четко. Порой даже за несколько десятков секунд просто не получается отрисовать композицию, так как Вы первоначально задумали. Но, во-первых, Вы можете делать неограниченное количество дублей, отмечая ошибки на экране и пробуя повторить движения кистью вновь. Во-вторых, поскольку камера установлена на штативе, то можно отснять несколько кадров, внимательно проработав нужные Вам участки изображения, а затем в графическом редакторе взять с каждого кадра наиболее удачно получившиеся места.

Техника световой кисти, безусловно, хороша тем, что предоставляет фотографу неограниченные творческие возможности. Вы можете экспериментировать с настройками фотоаппарата, выбирать самые разнообразные предметы для съемки и, конечно, использовать различные манипуляции со световой кистью для воплощения самых смелых, неожиданных идей. Для начинающих любителей фотографии эта техника хороша тем, что она не требует применения дорогостоящего студийного оборудования. Интересные и яркие фотографии можно создавать и в домашних условиях, самостоятельно изготавливая световые кисти из подручных средств. Новичкам главное запастись терпением, поскольку первые несколько кадров, скорее всего, окажутся неудачными. Но постепенно, анализируя свои ошибки и просматривая каждый кадр в деталях, Вы сможете существенно улучшить свои результаты и, в конце концов, научитесь создавать уникальные, необычные композиции.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

П О П У Л Я Р Н О Е:

  • Как сделать воздушного летающего змея своими руками?
  • Каркас плоского змея (рис. I) состоит из 3 деревянных реек сечением 8X4 мм. Две их них располагают по диагонали (крест-накрест) , скрепляют нитками и проклеивают (клеем казеиновым или столярным, ПВА, «Момент»). Подробнее…

  • Поделки из разноцветных пуговиц своими руками

Новая жизнь старых пуговиц

Рамка для детского рисунка или фотографии Подробнее…

  • Как сделать ружьё?

Хочется по хулиганить, пошалить, пострелять? Но нету ружья?

Есть выход: сделай сам себе ружье!

Конечно, описываемое изготовление ружья — это громко сказано — мы рассмотрим скорее изготовление ружья-игрушки.

Подробнее…

— н а в и г а т о р —

« позже Как собрать кубик Рубика?

Автоматический сверлильный станок с подсветкой раньше »

Популярность: 1 749 просм.

Настройки фотоаппарата

При съемке используется очень длинная выдержка, поэтому фотоаппарат должен размещаться на штативе. Если у вас нет штатива, положите фотоаппарат на что-то прочное и устойчивое. Можно использовать табуретку, положив на нее несколько толстых книг.

Переключите фотоаппарат в ручной режим М. Параметры съемки придется подбирать экспериментально, так как они будут зависеть от мощности фонарика. Выдержку лучше всегда ставить максимальную, я использовал значение 30 секунд. Путем нескольких проб я подобрал нужную диафрагму, остановившись на f/16.

Для спуска затвора фотоаппарата используйте таймер автоспуска, установленный на 10 секунд, чтобы успеть подойти к натюрморту и взять в руки кисть.

Наводиться на резкость следует в режиме Live View, об этом я подробно рассказываю в статье «Использование режима Live View». После наводки на резкость обязательно отключите автофокус.

Фокусное расстояние используемого объектива может быть различным. Для предметной съемки обычно пользуются объективами от 85 мм. Я использовал объектив CANON EF 100 f/2.8 Macro USM и камеру CANON EOS 5D Mark III.

Выполнив все настройки, можно приступать непосредственно к съемке.

Световая кисть — техника съемки

Итак, сегодня мы будем разбираться, что же это за световая кисть такая? Все очень просто. Световой кистью называют технику съемки в сплошной темноте, когда все источники света заменяет маленький фонарик. Им мы и рисуем, он и представляет в этом случае основной рисующий свет. А при желании он может выполнить любую роль, стать контровым или моделирующим. Все зависит от вашей фантазии.

Световая кисть

Чем интересна эта техника? Мне кажется, что особая ее притягательность и состоит в том, что именно здесь фотограф вплотную подходит к ремеслу живописца. Согласитесь, одно дело, когда вы фотографируете предмет, заранее осветив его со всех необходимых сторон, нажав один раз на спусковой затвор. И совсем другое дело, когда в кромешной темноте вы «рисуете», выхватывая лучом фонарика отдельные детали. Одни из них освещаете болеет тщательно, словно художник прорабатывая детали, а другие нарочито оставляете в тени.

Световая кисть — это инструмент, который доступен каждому, кто жаждет творчества. Одни стараются добиться интересной картины, не прибегая к фотошопу, стараясь за один заход проработать изображение, прописать его четко при помощи техники»световая кисть«. Другие же считают, что эта техника предназначена именно для сведения единой картинки в фотошопе. То есть они прорабатывают детали отдельно, создавая несколько кадров, а затем соединяют их в единое целое. Примерно, как художники рисуют свои полотна, вначале прорабатывая эскизы.

Так что эта техника годится и для начинающих фотолюбителей, и для маститых фотохудожников. Каждый может найти в этой технике то, что ближе ему. Главное, световая кисть должна лишь помогать в создании произведения.

Основные моменты съемки в технике «световая кисть»

В принципе, сама техника очень проста — это фактически рисование светом. В полной темноте узким лучом света прорисовываем все детали снимаемого объекта. Фактически фонарик и выступает у нас в роли световой кисти.

Есть главные моменты, о которых необходимо помнить, если световая кисть вас заинтересовала и вы решили испробовать ее:

  • Штатив. Обязательно устанавливаем камеру на штатив или на его имитацию как, например, в этой моей статье, где в качестве штатива используется мешочек с гречкой. Кстати, он у меня всегда под рукой, когда я занимаюсь съемкой композиций. Поверьте, это очень удобно.
  • Фокус. Фокусируемся вручную и заранее, так как в темноте это будет сделать проблематично.
  • Диафрагма. Показатель подбираем экспериментально, зависит от выдержки. Помните, что показатель диафрагмы необходимо устанавить постоянным для всего цикла съемки, если вы снимаете несколькими кадрами, которые затем склеиваете в фотошопе.
  • Выдержка. Обычно достаточно установить в интервале от 10 до 30 секунд. В зависимости, какой интенсивности прорисовку деталей вы хотите сделать.
  • Фонарик. Фонарик для рисования светом. Здесь необходимо понять, что, чем тоньше луч фонарика, тем удобнее будет прорисовывать детали изображения.

Световая кисть своими руками

Для прорисовки натюрмортов, желательно использовать вот такой маленький фонарик.

Так. Проблема. У маленького фонарика села батарейка. Что делать? Ведь в наличии у меня только большие фонарики.

Не бывает безвыходных ситуаций. Берем картонку , рисуем круг по диаметру светового круга фонаря, а дальше рисуем и вырезаем вот такое «солнышко».

Затем в ход идут резиночки, можно скотч или изоленту применить. Закрепляем таким образом. Если края пропускают свет, то обмотайте их чем-либо. Я обмотала просто черным полиэтиленом, свет перестал проходить.

И последний штрих. Делаем маленькое отверстие по центру картонного круга. Только совсем маленькое. И пробуем создать шедевр.

световая кисть

Итак, выдержка 1/2 секунды, диафрагма f/4. Ну естественно, что с такими показателями я успела осветить лишь глаза ежика.

Световая кисить

Увеличила выдержку до 13 секунд и успела прорисовать все, что хотела.

Каким бы маленьким не сделали мы отверстие в картонке, свет будет у нас в виде размытого пятна. Попытаюсь сделать луч более сконцентрированным. Для этого делаю из картона конус и одеваю его на фонарик, используя все те же резиночки.

Световая кисть

Посмотрим, какую картинку даст нам эта «световая кисть«. Очень хочется попытаться прорисовать награды отца.

Световая кисть

Световая кисть

Ясно, что надо подбирать значения между этими. Буду пробовать еще. А сейчас попытаюсь проработать сложный камень морской:

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть — примеры фотокомпозиций

Здесь вы можете ознакомиться со статьей от Сергея Шандина в его статье в прекрасном фотожурнале ХЭ, крупнейшем в Рунете собрании статей о фотографии. (https://photo-element.ru/ps/brush/brush.html) Добавлю от себя, что необыкновенно интересных статей.

Очень рекомендую к прочтению. А пока несколько фотографий Сергея Шандина, иллюстрирующих технику «световая кисть»:

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть

Световая кисть

Удачных всем экспериментов в технике «световая кисть«

Световая кисть и роль света в фотографии

Световая кисть — что это такое? Давайте попробуем разобраться. Всем известно, что художники рисуют кистью на холсте или бумаге, а фотографы рисуют светом. Фотография ведь и называется светописью. При этом свет бывает разный: рисующий, заполняющий, фоновый, контровый, моделирующий.
И каждый свет создается своим отдельным источником:

  • мягкий заполняющий свет освещает объект съемки равномерно, не дает контрастных теней:
  • рисующий свет — это направленный свет, бывает и жестким, и мягким, он должен показать форму предметов и их детали, оставив в тени те элементы, которые не важны по замыслу фотографа для общей композиции;
  • моделирующий свет — это фактически дополнительный заполняющий свет, всегда создается мягкими источниками, им подсвечивают тени в необходимых местах, им также создают необходимые блики;
  • контровый свет применяют для создания светового контура, ореола;
  • фоновый свет — название говорит само за себя, этим светом освещают фон за объектом съемки;
  • выравнивающий, предназначен для сглаживания теней.

световые схемы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий