Светильники для общеобразовательных учреждений, информация из СП 52.13330

Автопортрет Рембрандта, иллюстрирующий стиль освещения, названный в честь него самого.

По мере того как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или, как его еще называют, треугольнике Рембрандта.

Это одна из самых широко используемых схем освещения наравне с коротким, длинным и раздельным светом, светом «бабочка», «петля» и «ракушка». Если вы только начинаете работать с портретной студийной съемкой (или даже просто используете контролируемый естественный свет, например, большие окна), уже поискав эти термины в сети, вы начнете лучше понимать схемы освещения и способы их создания.

О механизмах видения

В полушаге от открытия

Пытаясь понять механизм зрения, Леонардо отверг восходящее к Платону представление о том, что из глаз исходят лучи, «ощупывающие» изучаемый объект. Его аргумент против был по-своему прост и убедителен: если посмотреть ночью на звездное небо, то сразу станет ясно, что лучи из глаза не могут охватить все это множество звезд.

«По необходимости все изображения объектов, находящихся перед глазом, пересекаются в двух плоскостях. Первое из пересечений происходит в зрачке, второе в линзе хрусталика… Никакое изображение, даже самого малого объекта, при входе в глаз не может не стать перевернутым; но при дальнейшем прохождении через линзу хрусталика оно переворачивается еще раз и принимает то положение, которое имел объект перед глазом»*

Но дальнейший ход исследования оказался тяжек и долог. Как и всегда, Леонардо начал работу с изучения строения изучаемого объекта: «Напиши в своей «Анатомии», в каком отношении стоят друг к другу все сферы глаза и на каком расстоянии от них находится сфера хрусталика». Поскольку при надрезании оболочки глаза его содержимое вытекает, Леонардо использовал оригинальный метод, чтобы обойти это препятствие: «При анатомировании глаза, для того чтобы хорошо разглядеть что внутри, не проливая его влаги, надобно положить глаз в яичный белок, прокипятить и укрепить, разрезая яйцо и глаз поперек, дабы из средней части ничего не вылилось».

К сожалению, в данном случае изобретательность подвела автора. Различие в структуре частей глаза приводит к тому, что хрусталик, представляющий в живом глазе двояковыпуклую линзу, при нагревании превращается практически в шар. Более того, он отходит от роговой оболочки и смещается к центру глаза. Поэтому согласно схеме хода лучей в глазу, предложенной Леонардо, в нем формируется прямое изображение, а не перевернутое, как должно быть в собирающей линзе.

Схема опыта с иглой между глазом и экраном с отверстием: «Пусть большой иглой будет сделано в куске картона отверстие, величиною примерно в просяное зерно, и этот картон поставлен против зрачка глаза на расстоянии трети или четверти локтя. Через это отверстие смотри на воздух. Далее помести иглу или соломинку между зрачком глаза и отверстием в картоне. Двигай эту иглу вниз и вверх, вправо и влево, навстречу твоему зрачку, и ты ясно увидишь в воздухе, что по ту сторону такого отверстия образ этой иглы совершает все движения в направлениях, противоположных тем, что ты производишь…»*

Для проверки своей схемы построения изображения в глазу он предполагал также изготовить большую стеклянную модель глаза с полостью для головы наблюдателя. Кроме того, для этих целей он придумал оригинальный опыт с иголкой, расположенной между глазом и экраном с отверстием.

Тень от иглы в опыте, предложенном Леонардо для проверки схемы построения изображения. а и б – положения объекта на разных расстояниях перед зрачком, а’ и б’ – его изображения на сетчатке

Предложив схему опыта с объектом, перемещающимся перед малым отверстием в экране, установленном перед глазом, Леонардо да Винчи по сути был всего лишь в полушаге от открытия механизма видения. Но, к сожалению, он не смог правильно объяснить свои наблюдения, и открытие было сделано одним из творцов небесной механики И. Кеплером в начале XVII в.

Почему рембрандтовский свет популярен

Его легко создать. На схеме ниже видно, что не нужно много оборудования. На практике, если найти правильное место (например, возле окна), идеальный рембрандтовский треугольник можно получить, имея из оборудования только камеру. Если выбирать искусственный свет, понадобится всего одна вспышка. Можно видоизменять расстановку, чтобы получить желаемый вид, но по своей сути рембрандтовский свет – очень базовая схема с одним источником. Проще простого.

Еще одно преимущество помимо минимального набора оборудования – простота установки. Как вы увидите на фотографии ниже, при внимательном подходе очень трудно испортить расстановку.

Его также легко определить. Во многом из-за того, что используется всего один источник света. Таким образом, если вы пытаетесь получить рембрандтовский треугольник, будет понятно, получился он или нет. Треугольник на щеке и свет вокруг глаза на теневой стороне лица – характерные и понятные черты. Можно отрегулировать положение света и модели, чтобы немного отойти от каноничного вида и получить более подходящий в конкретном случае вариант.

Он отлично выглядит! Некоторые схемы освещения значительно отличают профессиональный портретный снимок от любительского. Рембрандтовский свет – один из них. Несмотря на простоту, эта схема освещения выглядит очень профессионально. Клиенты оценят вашу способность создавать привлекательный результат, а зрители увидят, что фотография была сделана с определенной задумкой и целью. Но также этот стиль выглядит естественно. Его создатель использовал только свет из окна, поэтому при правильном подходе вы получаете ощущение, будто при съемке использовать только естественное освещение. По моему мнению, эта схема является уникальным сочетанием профессиональности и целенаправленности, но при этом выглядит естественно.

И также такой стиль в большинстве случаев очень удачно показывает модель. Благодаря тени, падающей на сторону лица и нижнюю часть подбородка, лицо выглядит худее, а линия челюсти выгодно подчеркивается. Это особенно полезно для скрытия небольшого двойного подбородка. Некоторые модели могут захотеть привлечь внимание к одной стороне лица или спрятать прыщик на другой. Эта схема позволяет запечатлеть детали лица, скрывая некоторые участки, если нужно. При правильном подходе почти любой человек выглядит привлекательно в рембрандтовском свете.

Тайна Джоконды: 2 в 1

По-видимому, именно Леонардо впервые обратил внимание на эффект, связанный с восприятием быстротекущих изменений в объекте, — сохранение изображения в течение некоторого времени:

«Сияние света или другого светящегося тела остается в глазу в течение некоторого времени после того, как ты на него смотрел; движение маленькой головешки, быстро вращаемой по кругу, кажется непрерывным и однородным огнем, а движение капель дождя воспринимается как непрерывные нити, ниспадающие из туч».

Леонардо эмпирическим путем установил, как правильно применять собирающие и рассеивающие линзы для коррекции зрения. Он изготавливал линзы как сплошные, так и из двух тонких стекол с водой между ними, при этом подбор очков осуществлялся не по фокусному расстоянию, а в соответствии с возрастом человека

Сущность этого феномена, заключающегося в изменениях в активном элементе фоторецепторов под воздействием света, была выяснена сравнительно недавно. Эффект задержки зрительного восприятия лежит в основе столь привычных для нас кино и телевидения. И именно задержкой зрительного восприятия объясняется один из секретов Леонардо — завораживающая улыбка Джоконды, волновавшая зрителей в течение пяти веков.

Так в чем же заключается тайна Джоконды? Ответ был получен на основании анализа последовательных кадров киносъемки человека, внимательно рассматривающего картину: если в первый момент взгляд был направлен на правую половину рта, то затем он перемещался вверх на нос, глаза, лоб, и заканчивалось обследование на левой половине рта. Левая половина рта Джоконды улыбается, правая — выражает состояние сосредоточенного внимания. И поскольку взгляд смотрящего не сразу схватывает всю картину, а последовательно обегает ее, то благодаря задержке восприятия к концу осмотра возникает парадоксальная ситуация – глаз как бы видит отображение на лице одновременно различных состояний души.

Это объяснение таинственной полуулыбки Джоконды подкрепляется результатами недавнего компьютерного исследования, проведенного учеными из Нидерландов и США. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Согласно оценкам лицо Джоконды на 83 % счастливое, на 9 % — выражает чувство отвращения, на 6 % – полное страха, и на 2 % – злое.

Сенсационное открытие в истории искусств было сделано и в 1987 г. Искусствовед и специалист по компьютерной графике Л. Шварц показала, что при повороте Туринского автопортрета Леонардо на 90 градусов характерные параметры лица художника и Моны Лизы совпадают с высокой точностью. Может быть, чтобы создать портрет человека Ренессанса с его сложным духовным миром, Леонардо и использовал столь необычный прием – рисовал части портрета Джоконды со своего лица в разных эмоциональных состояниях?

Как распознать рембрандтовский свет?

Эта схема освещения обычно определяется наличием небольшого треугольника света на щеке, расположенной дальше от источника света. Он получается благодаря тени от носа и самой щеки. Технически, треугольный островок света не должен быть шире глаза и длиннее носа. Именно его наличие отличает рембрандтовский свет от обычного короткого.

Однако, одним треугольником все не заканчивается. При применении этого стиля примерно половина лица модели находится в тени, а другая практически полностью освещена. При этом вышеупомянутый треугольник появляется как раз на теневой стороне. Такая схема освещения делает портреты драматичнее. Сравните ее с чем-то легким и светлым вроде освещения «ракушка» и поймете разницу.

Треугольник играет важную роль, так как он позволяет фотографу создать эффект драматичного короткого света и при этом все равно осветить глаз на теневой стороне. Эта характеристика делает его не настолько темным и зловещим, как раздельный свет, оставляющий половину лица в тени. Таким образом, вы можете выразить конкретный желаемый эффект.

Внесение небольших вариаций в схему освещения играет важную роль для передачи настроения или личности. Скажем, вы фотографируете портреты для обложки фильма. Главный злодей должен быть показан в раздельном свете (когда одна сторона лица полностью в тени), а другого персонажа, кажущегося сначала плохим, но затем ставшего позитивным героем, можно показать в рембрандтовском свете, намекнув на наличие хороших черт в его личности. Всего этого можно добиться, просто меняя положение света. Более частым примером может быть съемка выпускного альбома. Если выпускник хочет драматичный портрет, раздельный свет будет слишком устрашающим или даже зловещим. Однако, рембрандтовский треугольник отлично подойдет благодаря разумному сочетанию тени и света.

Хоть это и не так очевидно можно заметить небольшой треугольник под правым глазом модели. Такой стиль освещения очень хорошо работает при съемке корпоративных портретов.

О фотометрии

Свет и тень

Леонардо да Винчи можно назвать основателем фотометрии – раздела оптики, рассматривающего вопросы освещенности. В его записных книжках вопросам света и тени посвящено более сотни записей. Он изучал оптические эффекты, возникающие благодаря световому излучению от одного и нескольких источников и зависящие от положения последних относительно объекта и глаза; эффекты прямого и рассеянного света; цветные рефлексы и т. д.

Леонардо впервые правильно объяснил происхождение пепельного цвета поверхности Луны, не освещенной Солнцем: темную сторону Луны подсвечивает поток солнечного света, отраженный от Земли

Леонардо установил и основные законы фотометрии. Во-первых, это зависимость освещенности тела от угла падения света: «Свет, падающий на затененное тело под самым острым углом, создает самую большую освещенность, а наиболее темной частью тела является та, которая получает свет под большим углом; и свет, и тень образуют пирамиды…».

Во-вторых – зависимость освещенности от расстояния до источника света. Леонардо вывел так называемый «пирамидальный закон», гласящий, что освещенность уменьшается обратно квадрату расстояния от источника света до объекта. Следует отметить, что подобную закономерность он применял при рассмотрении многих других процессов, в частности при описании перспективы, анализе ослабления звука с расстоянием, а также излучения тепла от горячего тела.

2001photo.com

Когда-то, в учебнике по живописи, мне встретилась цитата Леонардо да Винчи о преимущественном положении рисующего (ключевого) света по левую руку для живописца (в контексте этой статьи — фотографа). Анализ портретов, написанных живописцами, подтвердил на практике: художники в подавляющем большинстве при написании портрета ключевой (рисующий) свет ставят по левую руку. Спустя десять лет я захотел еще раз прочесть это положение да Винчи, в надежде найти там его объяснение этому феномену и сверить со своей догадкой. С трудом найдя его трактаты, посвященные техники живописи, прочитав их трижды, я так и не нашел то, что искал. Однако, мне попадались любопытные вещи применительные в фотографии и актуальные по сей день. Одни идеи мастера подтвердили мои мысли, другие дали ответы на вопросы. Например, при работе с руками модели я пользуюсь рекомендацией да Винчи, который объяснил основу постановки этой части тела одной фразой. Его тексты читать не просто. К моему сожалению, он многое писал без разъяснений, в декларативной форме, что заставляло размышлять: «а почему так?» Я дам свои комментарии под выдержками из его текстов. Начнем с его наработок по ключевому свету

(я часто называю его «
рисующим»
, что суть одно и то же).

545 * 545. Что такое тень. Словом тень, в собственном его смысле, следует обозначать то ослабление освещения, лежащего на поверхностях тел, которое начинается там, где кончается свет, а кончается там, где мрак.

Для Леонардо тень

есть то, что я называю
градиент
, то есть зона перехода от светов к теням.

546 * 546. Какое различие между тенью и мраком. Разница между тенью и мраком та, что есть ослабление света, а мрак есть полное отсутствие света.

Мрак

для Леонарда то, что я называю
тень
. Таким образом, свет у Леонардо имеет следующие градации: свет, тень, мрак. У меня же это: свет, полутень (градиент), тень. На этом можно считать, что с терминологией мы определились.

716 * 794. Почему можно узнать истинную фигуру всякого тела, одетого [в света и тени] и ограниченного [ими] в своих поверхностях. Света и тени являются самым достоверным основанием, при помощи которого узнается фигура всякого тела потому, что цвет равномерной светлоты или темноты не может показать его выпуклость, но во всех своих частях играет роль плоской поверхности, которая, находясь на одинаковом расстоянии [от глаза], равномерно отстоит и от сияния, ее освещающего.

Бестеневое освещение не передает объем и рельеф фотографируемого объекта.

155 * 124. (631. Т. Р. 155.) Какое следует выбирать освещение: [падающее] на фигуры спереди или со стороны, и какое придает большую прелесть. Освещение, выбранное [так, что оно падает] спереди на лица, помещенные между темными боковыми стенами, будет причиной того, что такие лица приобретут большую рельефность, в особенности если свет [падает] сверху. Эта рельефность получается от того, что передняя часть таких лиц освещена всесторонним светом воздуха, перед ними находящимся, и поэтому в этой освещенной части тени почти неощутимы. За этой передней частью лица идут боковые части, затемненные вышеназванными боковыми стенами улиц, которые тем больше затемняют лицо, чем оно своими частями [глубже] уходит между ними. Кроме того, из этого следует, что освещение, спускающееся сверху, отсутствует на всех тех частях, которые |55,2| защищены рельефом лица, как-то: бровями, которые отнимают освещение от глазных впадин, носом, который отнимает его у большей части рта, подбородком у горла и другими подобными рельефами.

Здесь Леонардо да Винчи описал световой рисунок, который я называю «пасмурный день» (фото 1). Я не могу согласиться с рекомендацией использовать это освещение в современном портрете. Опустив ключевой (рисующий) свет чуть ниже, мы получим лучшее освещение для глаз фотографируемого (называется «бабочка»). Хотя, если для Леонардо освещение глаз не существенно, и он описывал способ получить именно более объемное изображение лица, то я с ним согласен.

123 * 94. (524. Т. Р. 123.) Что важнее — чтобы фигура изобиловала красотою цветов, или чтобы она была показана в сильном рельефе. Живопись только потому кажется [удивительной] зрителям, что она заставляет казаться рельефным и отделяющимся от стены то, что [на самом деле] ничто, а краски доставляют лишь почет мастерам, их делающим, так как в них нет ничего удивительного, кроме красоты; эта же красота является заслугой не живописца, а того, кто породил краски. И какая-нибудь вещь может быть одета безобразными цветами и [все же] удивлять собою своих зрителей, так как она кажется рельефной.

Передача объема важней рисунка (как плоского изображения). Действительно, изображение находится на плоскости фотографии и не может походить на реальность с присущей ей объемностью. Если удается преодолеть это ограничение, то изображение выглядит фантастически трехмерным. Я встречал этот эффект как в живописи, так и в фотографии.

44 * 45. Если скульптура получит освещение снизу, то она покажется вещью безобразной и странной;

В моей терминологии: ключевой свет

(дале в тексте: КС) не должен переходить
нижнюю границу
. Причина этого в том, что обычно столь низкий источник света почти никогда не встречается.

87 * 117.а. О качестве освещения при срисовывании природных или искусственных рельефов. Свет, отрезанный от теней слишком резко, больше всего порицается живописцами; посему, дабы избежать такого недостатка, — если ты пишешь тела в открытом поле, — делай фигуры освещенными не солнцем, а придумай некоторое количество тумана или прозрачных облаков, расположенных между |41| предметом и солнцем, и тогда, так как фигура солнца не будет отчетливой, не будут отчетливыми и границы теней и светов.

Жесткий КС, имеющий малые угловые размеры и дающий резкие тени, как у солнца – плохо.

236 * 95. (528. Т. Р. 236.) Степени живописи. Не всегда хорошо то, что красиво. И это я говорю для тех живописцев, которые так влюблены в красоту красок, что не без большого сожаления придают им самые слабые и почти неощутимые тени, недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто красивыми словами ничего не говорит.

291 * 304. (643. Т. Р. 291.) О красоте лиц. Не делай мускулов резко очерченными, но пусть мягкие света неощутимо переходят в приятные и очаровательные тени, это сообщает прелесть и красоту.

412 * 412. (525. Т. Р. 412.) Какой предмет прежде всего имеет в виду живописец. Первое намерение живописца — сделать так, чтобы плоская поверхность показывала тело рельефным и отделяющимся от этой плоскости, и тот, кто в этом искусстве наиболее превосходит других, заслуживает наибольшей похвалы; такое достижение — или венец этой науки — происходит от теней и светов или, другими словами, от светлого и темного. Итак, тот, |133,2| кто избегает теней, избегает славы искусства у благородных умов и приобретает ее у невежественной черни, которая не хочет от живописи ничего другого, кроме красоты красок, забывая вовсе красоту и чудесность показывать рельефным плоский предмет.

Три положения о преимуществе КС передающего объем через светотеневой (а не светотональный) рисунок.

414 * 426. (675. Ash. I, 33 r.) …И прежде всего делай так, чтобы твои написанные фигуры имели свет большой и сверху, т. е. та живая [фигура], которую ты срисовываешь; ведь люди, которых ты видишь на улице, все имеют свет сверху, и знай, что если даже очень хорошо тебе знакомого осветить снизу, то тебе будет очень трудно узнать его.

Леонардо обосновал преимущественное использование верхней границы

(в моей терминологии) для КС.

422 * 431. О местах, которые следует выбирать, чтобы делать вещи рельефными и прелестными. На улицах, обращенных на закат, когда солнце стоит в полудне, стены должны быть настолько высоки, чтобы стена, обращенная к солнцу, не могла отражать [свет] на затененные тела, и хорош был бы воздух без сияния; тогда здесь будут видны стороны лица причастными темноте стен, противоположных им, и так же стороны носа; а вся передняя часть лица, обращенная ко входу в улицу, будет освещена. В силу этого глаз [зрителя], который будет находиться в середине входа в эту улицу, увидит это лицо освещенным во всех обращенных к нему передних частях, а те стороны, которые обращены к стенам, — затененными; к этому присоединится прелесть теней, прелестно теряющихся, совершенно лишенных всяких резких границ;

Описание светового рисунка «Бабочка», либо «Пасмурный день» (в зависимости от высоты КС). Описан объемный КС, при среднем контрасте светотени (у меня это три ступени), как «прелестный».

431 * 432. Об окне, у которого срисовываются фигуры. Окно комнаты живописцев должно быть занавешено и без переплета; оно должно по направлению к своим краям постепенно затеняться степенями темноты к черноте таким |137,2| образом, чтобы граница света не сливалась с границей окна.

Это очень любопытный момент. Да Винчи описывает идеальный, с его точки зрения, модификатор (насадка, рассеиватель) для КС. Софтбокс (занавешено), цельный и непрерывный источник света (без переплета) не имеющий резкой границы (постепенно затемняться). Такая «цельность» КС необходима для формирования плавного, не ступенчатого градиента. А плавное затемнение — для нерезких линий бликов от КС на глянцевых поверхностях. Схожую нерезкость границы блика мы видим, если используем зонт в качестве модификатора КС. В предметной фотографии для этого пользуются градиентными заливками, нанесенными на плоскости отражателя. На сегодняшний день производители софтбоксов или октобоксов не делают модификторов, дающих такую нерезкую границу.

472 * 425. Предметы, видимые между светом и тенью, будут казаться более рельефными, чем те, которые находятся [целиком] на свету или в тени.

790 * 872. Об одностороннем освещении. Односторонний свет дает лучший рельеф затененным телам, чем всесторонний, как показывает нам сравнение одной части освещенной солнцем местности с частью, затененной облаком и освещенной лишь всесторонним светом воздуха.

Светотеневой рисунок дает большую объемность фотографируемому объекту, нежели светотональный. Леонардо многократно фиксирует эту мысль. Возможно он делает так потому, что она является для него важной.

498 * 429. Наставление. Фигуры обладают большей прелестью, если они поставлены при всестороннем, а не при одностороннем и маленьком освещении, так как большое, но не сильное освещение обнимает рельеф тел, и произведения; сделанные при таком освещении, кажутся издали прелестными, а те произведения, которые срисованы при маленьком освещении, вбирают большое количество теней, и подобные произведения, исполненные такими тенями, никогда не покажутся из отдаленных мест иначе, как раскрашенными.

Начало этой фразы меня путает. Кажется, что Леонардо противоречит сам себе. Последующее его пояснение всё возвращает на место. «Большую прелесть» можно получить, если использовать КС с большими угловыми размерами (то есть объемный

) и при таком контрасте светотени, когда детали в тенях читаются (у меня это до четырех ступеней).

599 * 687. Какая производная тень обнаружит более отчетливые границы. Та производная тень обнаружит более отчетливые границы, теневое тело которой будет дальше от светового.

Источник света становится всё жестче, по мере увеличения дистанции между ним и снимаемым объектом. Собственно, таким образом мы уменьшаем его угловые размеры.

623 * 569. Об изменениях теней изменении величины источников света, их порождающих. Тень одного и того же настолько увеличивается, насколько уменьшается источник света, который ее порождает, не меняя места.

Причина, по которой появляется контурная тень на студийном фоне при съемке с бестеневой насадкой

. Некоторые производители (или продавцы) кольцевых источников света заявляют, что подобная насадка «идеальный источник бестеневого света», забывая, при этом упомянуть об этой контурной тени. Вы можете увидеть эту тень на фотографии 2, девушка справа. Для того чтобы получить качественный бестеневой свет необходимо чтобы размер тени, отбрасываемой снимаемым объектом, был меньше чем сам объект. Но такую тень могут сделать лишь те источники света, которые больше объекта (фото 3). Это простое знание используется при выборе
модификатора заполняющего света
. Его рекомендуемые размеры при съемке портрета, например, не менее 1 метра (это явно больше чем ширина корпуса человека). Производители попытались улучшить ситуацию, сделав насадки большего размера (фото 4), а значит и более дорогие. Да, резкая тень превращается в нерезкую, менее заметную. Но она по прежнему присутствует, и похожа на результат некачественной
обтравки
в Photoshop.

784 * 809. Какое освещение делает фигуру мускулов более заметной и отчетливой. [Из всех видов] освещения, поскольку они должны давать истинную распознаваемость фигуры мускулов, всесторонние нехороши, односторонние же превосходны и тем более, чем меньшим по фигуре является источник света. И этот показ мускулов должен производиться при помощи передвижения света в разных направлениях потому, что, если бы свет стоял на одном месте, он освещал бы лишь небольшую часть мускулистого тела, а остальная его часть оставалась бы в темноте, а следовательно, неведомой.

Вначале говорится, что окружающее со всех сторон, а значит бестеневое

освещение, не передает рельеф модели. Здесь я наблюдаю неточность у Леонардо: сперва он говорит, что малые угловые размеры, то есть
жесткий
КС способствуют лучшей передаче рельефа, а затем говори о том, что такой источник света необходимо двигать. Но мы понимаем, что такое движение приводит к увеличению угловых размеров источника света, т.е. свет перестает быть
жестким
. Техника движения КС во время экспозиции кадра используется, например, при фотосъемке очень больших объектов, когда невозможно соорудить рассеиватель с адекватными снимаемому объекту размерами.

523. Т. Р. 136. Самым главным в живописи является то, что тела, ею изображенные, кажутся рельефными, а фоны, их окружающие, со своими удалениями кажутся уходящими в глубь стены, на которой вызвана к жизни такая картина посредством трех перспектив, то есть: уменьшением фигур тел, уменьшением их величин и уменьшением их цветов.

Еще раз говорится о важности создания объемного изображения в фотографии. Для достижения вышеперечисленных требований в фотографии используются: рисующий

и
заполняющий
свет (тела кажутся рельефными),
фоновый свет
, правильно выбранный фон («уменьшением их цветов») и, частично,
контровый свет
способствуют разделению плоскостей снимаемого объекта и фона, т.е. созданию многоплановой композиции кадра. Об использовании геометрической перспективы, при съемке в фотостудии, говорить не приходится, ибо не на чем ее передать. Ну а в пейзажной фотографии, естественно, работать с ней можно и должно.

629. Ash. I, 20 v. …Итак, живописец, ты должен иметь приспособленный двор, со стенами, окрашенными в черный цвет, с несколько выступающей крышей над этими стенами. Этот двор должен быть шириною в десять локтей, длиною в двадцать и высотою в десять. И если ты [не] закроешь его навесом, то рисуй портретное произведение под вечер или когда облачно или туманно. Это — совершенный воздух.

Черные стены усилят контраст градиента за счет снижения уровня рефлексирующего («паразитного») света и сделают снимаемый объект более рельефным. Это не значит что тени провалятся в черную плашку

, ибо при такой ширине двора плоскости, совпадающие с направлением взгляда фотографа, будут иметь достаточную освещенность для проработки деталей в тенях. Данное положение иначе работает в фотостудии, так как КС в фотостудии имеет совсем иные размеры, нежели открытое верхнее пространство двора.

Выступающая крыша или навес призваны избавить фотографа от жесткого солнечного освещения (не требуется в пасмурную или облачную погоду) и чрезмерной высоты КС, тем самым приблизив его к световому рисунку «Бабочка».

Продолжение следует.
Да Винчи фотографам о заполняющем свете (Fill Light)

Об излучении, поглощении и рассеянии света

Тепло – суть лучей

«Солнце греет за счет своего естественного тепла»

– Леонардо пришел к этому выводу, анализируя опыты по тепловому действию света. «Вогнутое зеркало, само будучи холодным, отражает лучи и получается тепло, горячее, чем от огня… Сферический сосуд, заполненный холодной водой, собирает падающие на него лучи и создает тепло, большее, чем от огня. Из этих двух экспериментов следует, что тепло является собственной сутью лучей, а не приходит от горячего зеркала или шара».

Читатель, возможно, наблюдал такой или схожий эффект, когда при отражении солнца от маленького осколка зеркала на стене получается круглое пятно. Подпись под рисунком Леонардо да Винчи гласит: «Лучи, рожденные на светящейся сфере, после прохождения через отверстие не могут сохранить форму этого отверстия, когда пройдут большое расстояние до экрана»*. Леонардо предлагал рассматривать фигурное отверстие как набор маленьких камер-обскур, за которыми на экране должны возникать круглые пятна – изображения от лучей, прошедших через углы. В области перекрытия кругов попадает больше света, поэтому они должны быть более яркими. Отсюда следует, что вокруг яркого пятна на экране должен быть слабо освещенный, но достаточно широкий ободок. Может быть, кто-нибудь проверит это предположение?

Из этих умозаключений следует вопрос фундаментального характера об источнике тепла, исходящего от Солнца. Говорят, что, сформулированная задача уже наполовину решена, но для получения окончательного ответа может понадобиться много времени и усилий. Реальный механизм источника тепла Солнца был понят лишь в начале XX в., после установления происходящих на нем ядерных превращений вещества.

Как создать рембрандтовский свет

В самом простом случае эта схема освещения достигается при помощи одного источника света, включая даже просто окно, как это делал сам Рембрандт.

Базовая схема состоит из источника света, повернутого под углом 45 градусов относительно камеры, направленного на субъект и поднятого выше уровня глаз, чтобы свет падал сверху вниз. Есть несколько причин делать именно так. Во-первых, источник света затеняет одну половину лица и освещает другую. Если не поднять его выше уровня глаз, между половинами лица будет резкая черта. Чем больше угол поворота относительно модели, тем гуще тень и резче переход. Важно не уйти слишком далеко в сторону иначе глаз на теневой стороне лица потеряет блеск. Это сделает его темным и безжизненным, приблизив схему к раздельному или короткому свету.

Поворот на 45 градусов – хорошая стартовая точка для традиционного рембрандтовского света.

Высота источника света играет большую роль, так как именно благодаря ей получается знаменитый треугольник на щеке. Если поднять лампу над уровнем глаз, часть света пройдет над носом и осветит кусочек щеки на другой стороне лица. Именно это и формирует стиль, отличающийся от более простого короткого света.

Если у вас есть постоянный или модельный свет, его будет намного проще расположить для получения треугольника в правильном месте. В противном случае метод проб и ошибок еще никто не отменял.

Можно начать, подняв свет на 0,3-0,6 м над уровнем глаз и направив его вниз.

Если вы выполняете коммерческий заказ, лучше попросить кого-то побыть временной моделью (или сделать это самостоятельно), чтобы откорректировать положение света до прибытия клиента. Конечно, у него может быть другой рост или потребуется немного откорректировать схему, но преждевременная подготовка может сэкономить много времени и создать ощущение профессионализма.

А также неплохой идеей будет поставить рефлектор с теневой стороны, чтобы смягчить переход света к тени. Рефлектор (или даже заполняющий свет на минимальной мощности) поможет осветить некоторые тени и добавить детальности. Некоторые говорят, что использование рефлектора – это не «настоящий» рембрандтовский свет. Мой ответ – никому нет дела до того, что они говорят. Делайте то, что выглядит лучше всего. В фотографии нет жестких границ, а все так называемые «правила» созданы, чтобы их нарушать.

Если вместо вспышки вы используете естественный свет из окна, нужно обратить внимание на другие вещи. В пасмурный день или при солнечном свете, отражающемся от здания напротив, модель нужно посадить ближе к окну. Если солнце светит прямо в окно, стоит поставить модель подальше во избежание резких теней. Конечно, как я упоминал выше, правила созданы, чтобы их нарушать, поэтому для получения более драматичного перехода от тени к свету можете сделать наоборот. Нет правильных или неправильных действий. Важно не то что вы делаете, а то, почему вы делаете именно это и с какой целью.

Какое небо голубое…

Поразительно, но уже 500 лет назад Леонардо да Винчи сформулировал проблему происхождения цвета неба и прошел большую часть пути от простого любования к почти правильному пониманию природы этого явления.

«Я утверждаю, что синева неба есть не его собственный цвет, а порождается нагретой влагой, испаряющейся в виде мельчайших неощутимых частиц. Солнечные лучи ударяют по ним и заставляют светиться на фоне глубокой темноты, которая покрывает их сверху… И это можно увидеть, как видел я, если подняться на Монте Розу, вершину в Альпах… Если бы голубой цвет атмосферы был ее естественным цветом, отсюда следовало бы, что чем большая толщина атмосферы была бы между глазом и источником света, тем более плотной была бы голубизна, как это наблюдается в случае стекла или сапфира, которые тем темнее, чем толще. С атмосферой же происходит как раз наоборот, чем больше ее толщина, когда взгляд опускается к горизонту, тем она белее… Можно также отметить различие между пылинками и частицами дыма в солнечных лучах, проходящих в темную комнату через малое отверстие: в одном случае луч кажется пепельным, а луч, проходящий через тонкий дым, кажется прекрасно синим».

Модель Леонардо в основе своей близка современным представлениям, согласно которым голубой цвет неба является результатом рассеяния солнечного света, представляющего собой электромагнитные волны, на флуктуациях плотности воздуха. При этом коротковолновая, синяя, часть спектра рассеивается значительно сильнее.

Что такое рембрандтовский свет?

Рембрандт Харменс ван Рейн – один из величайших художников всех времен. Его работы изображают множество различных субъектов и стилей начиная от портретов и автопортретов, заканчивая пейзажами, миниатюрами, аллегоричными, библейскими, мифологическими и историчными сценами, а также исследованиями животных. В дополнение к профильным работам, Рембрандт также известен в кругах фотографов благодаря очень характерному стилю освещения.

Рембрандтовский квадрат стал популярным задолго до появления фотокамер. Рембрандт не изобрел этот стиль освещения, так как его уже использовали другие. Однако, художник эффективно и успешно смог применить схему при рисовании портретов, за что она и была названа в честь него. Некоторые источники утверждают, что Рембрандт рисовал большинство портретов в одной комнате со специфически расположенным окном и сажал своих моделей в одинаковом месте, создавая постоянный и выраженный стиль освещения.

Красный сигнальный

Изучая особенности восприятия удаленных объектов, Леонардо выделил, помимо геометрической перспективы, еще две стороны проблемы, дав им специальные названия: перспектива цвета (как меняется видимый цвет объекта с увеличением расстояния до него) и перспектива отчетливости (почему границы удаленных объектов видны не столь резко, как близких).

Вот одно из наблюдений, важное для художника-пейзажиста: «Различные цвета, которые сами по себе не голубые, будут на большом расстоянии казаться голубее, и цвета, наиболее далекие от черного, на большом расстоянии почти сохранят свой цвет. Следовательно, зелень полей будет казаться более голубой, а желтый и белый меньше изменятся, чем зеленый, а красный еще меньше».

Знает ли уважаемый читатель, что сигнальные огни автомобилей и светофоров окрашены в красный цвет именно из-за минимального рассеяния красных лучей в воздухе по сравнению с лучами других цветов из видимой части спектра? Можно сказать, что это есть наиболее широко используемый результат научных исследований Леонардо да Винчи, конкурирующий лишь, по-видимому, с изобретенным им велосипедом.

Исследования Леонардо по второму направлению послужили научной основой сфумато, знаменитой техники живописи, также изобретенной великим художником.

Когда нужно использовать рембрандтовский свет

Ранее мы уже вкратце упоминали, что рембрандтовский свет – очень разносторонний метод освещения. Я часто использую именно его в качестве основы при съемке корпоративных портретов. Затем я могу добавить дополнительные компоненты, например, рефлектор или заполняющий свет. Такая схема работает практически для любой фотографии, начиная со съемки по пояс и заканчивая такими портретами, как на примере выше.

Гибкость рембрандтовского света позволяет использовать его для более серьезных поз и даже для портретов с улыбкой. Это одна из причин, по которой его можно использовать с таким большим количеством типов съемки. Вы можете попробовать разные выражения лица или позы, сохраняя при этом постоянное освещение. Затем можно добавить что-то без внесения изменений в положение основного света. Благодаря этому рембрандтовский свет отлично подходит, если нужно сделать все быстро. Для примера выше мне понадобилось 25 минут на всю съемку, включая время расстановки оборудования.

В общем, рембрандтовский свет – техника, которой должен уметь пользоваться каждый фотограф. Это моя рабочая схема освещения для большинства индивидуальных портретов. Будь у вас внешняя вспышка или просто свет из окна, попробуйте ее, затем измените и добавьте собственный стиль.

Я буду рад услышать о вашем опыте и узнать, в каких ситуациях вы применяете этот вид освещения. Не стесняйтесь делиться мнением или вопросами в комментариях!

Автор: Pete LaGregor

Цены на светильники для школы

Разброс цен на светильники потолочные для школы очень велик. Самое главное не покупать китайские дешёвые светильники для установки в школу. У таких светильников неприятная температура света – 6500 К, они обладают высоким коэффициентом пульсации – может доходить до 40%, а также у них нет электромагнитной совместимости – это значит, что износ электронных компонентов светильника будет гораздо выше, он будет оказывать негативное влияние на сеть, создавать радиопомехи, создаёт электромагнитные помехи, которые мешают работе других приборов.

Наша компания предлагает купить светодиодные светильники для школы по невысоким ценам и с отличным качеством. Мы используем драйвера производства завода Аргос (Россия), светодиоды производства LG (Южная Корея). Для заказа светильников, или консультации по освещению в школе, Вы можете позвонить по нашему телефону, либо отправить заявку на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Какие светодиодные светильники использовать для установки в школу

Основные правила, которых следует придерживаться, если собираетесь купить светильники для школ:

1. Светильники должны быть безопасны. Люминесцентные лампы иногда имеют свойство выпадать из светильников, поэтому они должны быть надёжно закреплены. Хотя мы рекомендуем использовать светодиодные светильники – это избавит Вас от этой проблемы, а также от вредной ртути, лампы с которой требуют специальной утилизации.

2. Коэффициент пульсации потолочных светильников для школы не должен превышать 10%, у всех моделей нашего производства этот коэффициент не превышают 1%.

3. Потолочные светодиодные светильники для школы должны излучать качественный свет, приближенный к дневному. Для этого отлично подойдёт белый дневной тип свечения – 5000 К. По Вашему запросу, мы можем изготовить любой другой из доступных на рынке.

4. Освещение должно быть равномерным, не создавать ярких пятен, поэтому мы рекомендуем использовать матовые рассеиватели, но подойдёт и микропризма, она тоже очень хорошо рассеивает свет.

5. Светильники должны быть просты в обслуживании. Светодиодные светильники Пересвет не требуют никакого обслуживания. Про них можно смело сказать – поставил и забыл. Не требуется замена ламп или дросселей. Светильники проработают 25 лет и более после их установки.

Освещение в школьных коридорах

По школьным коридорам школьники и преподаватели перемещаются в перерывах между занятиями. Здесь же дети поводят свободное от уроков время и отдыхают. Поэтому система освещения здесь не менее важна, чем в классных комнатах.

Школа

Освещение в школьном коридоре

Обеспечить максимальную безопасность передвижения по этим помещениям, а также комфортное времяпрепровождение учащихся можно с помощью правильно организованной подсветки. Здесь обычно используются встраиваемые или накладные растровые светильники, в которые встроены люминесцентные лампочки.

Обратите внимание! Осветительные приборы школьных коридоров могут быть оснащены специальными отражателями для рассеивания света.

Такие светильники дают оптимальный световой поток при низком потреблении электроэнергии.

Особенности организации образовательных учреждений

Школы в нашей стране рассчитаны для обучения детей, входящих в разные возрастные группы. Так в младшей школе обучаются еще совсем маленькие дети, а в средней и старшей уже постарше. Поэтому требования и нормы, предъявляемые для класса, будут отличаться в зависимости от того, какого возраста здесь будут обучаться дети.

Школа

Помещение школы

Дети в школе проводят большую часть дня, занимаясь самыми разнообразными действиями:

  • пишут и читают;
  • занимаются изобразительным искусством и трудов;
  • занимаются спортом;
  • отдыхают на переменках;
  • кушают в столовой;
  • проводят лабораторные занятия в кабинетах химии и физики.

Чтобы все манипуляции, описанные выше, проходили качественно и безопасно, необходимо создать правильное освещение не только учебного класса и отдельного рабочего места каждого ребенка, но и коридоров и спортзалов. Стоит отметить, что неправильно организованной уровень освещенности в любом помещении школы будет негативным образом влиять на психику, здоровье и успеваемость каждого школьника. Поэтому чтобы уровень освещённости был оптимальным, были разработаны специальные нормы и требования. Эти нормы и требования прописаны в специальной документации (СанПин и СНиП).

Нормы освещения

Нормы уровня освещенности для школ

В этих документах, особенно в СанПин описаны все нормы и требования, которые следует учитывать при организации каждого рабочего места для школьника, а также уровня освещенности для любых образовательных помещений.

Обратите внимание! Освещение школьных комнат и других помещений является весомым компонентов, если не самым важным, в правильной организации учебного процесса.

По этой причине именно образовательным учреждениям в СанПин и СНиП отводиться достаточная часть. Здесь прописаны все нормы и требования, которые обязательно стоит учитывать при организации освещенности школы. Здесь стоит отметить, что требования и нормы, указанные в СанПин нужно применять ко всем типам освещения (искусственное и естественное) и с оценкой особенностей каждого отдельного помещения:

  • учебного класса и отдельного рабочего места для школьника;
  • коридора;
  • столовой;
  • спортзала;
  • лабораторных кабинетов и т.д.

Поэтому в каждом помещении, как говорят требования и нормы указанные в СанПин и СНиП касательно уровня освещенности, должны использоваться свои типы светильников (могут быть светодиодными, люминесцентными и т.д.), обладающие определенными характеристиками.

Освещение в классных комнатах и кабинетах

Самым важным помещением в школе является классные комнаты или кабинеты. В них дети проводят большую часть образовательного времени, получая новые знания по самым разнообразным наукам. Здесь для школьника определено его постоянное рабочее место. При этом для рабочего места каждого отдельного ученика нормы и требования по СанПин и СНиП существуют одни и те же, что позволяет создать оптимальный уровень освещенности на всей площади освещаемого помещения. В результате этого повышается успеваемость, как отдельного школьника, так и всего класса в целом.

Освещение классов

Освещение класса

Классные комнаты и кабинеты должны выполнять следующие требования и нормы:

  • освещаться теплым светом. Причем это требование более актуально для классов начальной школы;
  • расположение осветительных приборов должно выбираться на основании геометрии помещения, угла рассеивания света и уровня яркости;
  • равномерное освещение помещения;
  • для освещения можно использовать светодиодное или люминесцентное освещение;
  • отношение наименьшей освещённости в классах не должно превышать 0,5. Минимальной степени освещенности составляет 150 люкс. При этом максимальный уровень подсветки в классах должен находиться на уровне 750 люкс.

При этом особое внимание здесь нужно уделить школьной доске. Это связано с тем, что работа школьника в классе предполагает выход его к доске. Для комфортного пребывания школьника возле доски здесь должны быть соблюдены следующие требования:

  • полное исключение слепящего эффекта;
  • создание светового потока, который позволяет комфортно и удобно обозревать текст и графики с любой точки класса;
  • независимости осветительных приборов от других типов электроприборов;
  • экономичность светильников;
  • минимальный уровень создаваемого осветительными приборами шума.

Доска в классе

Освещение возле доски

Зачастую в классах в качестве осветительных приборов используют продолговатые люминесцентные светильники. Но в последнее время все большую популярность в данном вопросе завоевывают светодиодные светильники. Но они стоят несколько дороже люминесцентных. Поэтому последние так быстро и не вытесняются с рынка осветительной продукции.

Освещение актового и спортивного зала

Важное место в создании качественной подсветки в школе занимает освещение спортзала. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, поэтому важно создать для спортзала максимально безопасные условия нахождения детей во время занятий физкультурой.

Спортзал

Освещение школьного спортзала

И главную роль в этом играет освещение. Большую часть световой нагрузки ложиться в этом помещении на искусственную подсветку, поскольку окна в спортзалах располагаются зачастую под потолком и защищены решетками для защиты стекол от механических повреждений. Для освещения спортзала используют люминесцентные светильники, которые располагаются вдоль двух длинных стен.

Обратите внимание! Осветительные приборы в спортзале никогда не размещают на торцевых стенах. Такое размещение светильников может создать слепящий эффект, что во время занятия школьниками активными играми может привести к их травмированию.

Актовый зал

Освещение в актовом зале

Иногда, если люминесцентные светильники создают недостаточный уровень освещенности, то в таких помещениях используют прожекторы. Их размещают в углах спортивных залов. Такой же принцип подсветки применяется и для актовых залов. Но здесь возможно качественное естественное освещение через большие оконные проемы. Освещение данных помещений является наиболее сложным в плане организации, поскольку они имеют свою узкую специализацию. Для каждого зала здесь существуют свои нормы и требования, указанные в СНиП и СанПин.

Освещение школьной столовой

Еще одним важным школьным помещением является столовая. В ней школьники питаются на большом перерыве. Поэтому здесь обычно наблюдается столпотворение детей. Из-за этого световой поток здесь также должен отвечать требованиям СНиП и СанПин, чтобы минимизировать риск травмирования детей.

Школьная столовая

Освещение в школьной столовой

Здесь светильники должны выступать в качестве эстетического интерьера и своим свечением создавать комфортную обстановку для питания. В школьном кафетерии можно использовать следующие типы светильников:

  • накладные;
  • подвесные;
  • встраиваемые.

Обратите внимание! В школьной столовой следует отдавать предпочтение источникам света, дающих теплый световой поток.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий