Особенности съемки на телеобъектив


Особенности съемки на телеобъектив

Начинающие фотографы знают о телеобъективах только то, что они предназначены для увеличения удаленных объектов. Однако в действительности длиннофокусная оптика является не просто возможностью приблизить удаленные предметы, но и мощным творческим инструментом, с помощью которого фотограф может по-разному воздействовать на фотоизображение. Благодаря телеобъективу можно создать впечатление меньшей глубины резкости или обеспечить нужное соответствие в размерах между дальними и ближними объектами в кадре. Уникальные особенности телеобъективов делают область их применения чрезвычайно широкой – от съемки дикой природы и портретов до макро фотографии.

Виды и конструкция телеобъективов

Строго говоря, телеобъективом уже можно назвать оптику, фокусное расстояние которой превышает 70 мм (для полного кадра). Впрочем, к «полноценной» длиннофокусной оптике сегодня принято относить объективы, фокусное расстояние которых не превышает 135 мм, что соответствует углу зрения по широкой стороне кадра не более 15 градусов. В любом случае телеобъективы отличаются тем, что их внутренняя конструкция позволяет эффективно увеличивать фокусное расстояние. Это дает отличные возможности при съемке что называется «с расстояния». Причем чем больше фокусное расстояние, тем сильнее проявляются уникальные свойства телеобъектива, о которых мы поговорим далее.

Простейшая конструкция телеобъектива с одной длиннофокусной линзой обладает очень большими габаритами и невысоким качеством изображения. Поэтому в настоящее время применяется другая оптическая схема, включающая в себя собирающую и рассеивающую линзы, а также дополнительные группы линз, изготовленные из стекла с разными оптическими свойствами для уменьшения аберраций и реализации дополнительных функций, в частности, стабилизации картинки.

Между группами линз размещается диафрагма, изменяющая количество проходящего через оптику света и глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Форма размытия в зоне нерезкости представляет собой как раз изображение отверстия диафрагмы. Увеличение фокусного расстояния и обеспечение достаточной светосилы телеобъективов требует использования линз большего диаметра. Вследствие этого увеличиваются вес и габариты длиннофокусной оптики, а, в конечном, счете, и цена на такие телеобъективы.

Качественный объектив с большим фокусным расстоянием просто невозможно сделать легким и компактным. Например, телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм и светосилой f/2.8 уже тяжело удерживать в руках вместе с камерой в течение длительного времени, поэтому приходиться пользоваться штативом. Телеобъективы с еще большим фокусным расстоянием зачастую по габаритным размерам корпуса превосходят профессиональные зеркальные фотоаппараты.

Правда, в современных моделях телеобъективов производители стараются применять дорогостоящее оптическое стекло с очень высоким показателем преломления или дифракционную оптику, чтобы несколько уменьшить общую длину и массу конструкции. Но в любом случае нужно понимать, что длиннофокусная оптика – это практически всегда крупное и достаточно тяжелое фотооборудование.

В настоящее время, исходя из эффективного фокусного расстояния, принято различать три вида телеобъективов:

— Короткие телеобъективы

Canon EF 85mm f/1.8 USM

Это оптика, имеющая фокусное расстояние от 85 до 135 мм. Короткие телеобъективы имеют самый малый вес и самую доступную стоимость среди всех своих собратьев. Они используются, в частности, в портретной и свадебной фотографии, когда фотограф находится в непосредственной близости от снимаемого объекта, но при этом старается не вмешиваться в происходящее.

— Средние телеобъективы

К средним телеобъективам относится оптика с фокусным расстоянием от 135 до 300 мм. Такие объективы довольно часто применяются для фотографирования быстродвижущихся объектов, например, при съемке спортивных соревнований. Благодаря телеобъективу в этом случае фотография лишается размытия.

— Супер телеобъективы

Сверхдлиннофокусная оптика обладает фокусным расстоянием, превышающим 300 мм. Такие объективы отличаются большим весом и серьезной стоимостью. Применяются они, в первую очередь, там, где нельзя подойти к объекту съемки на достаточно близкое расстояние. В частности, при съемке диких животных, которые при фотографировании вблизи могут просто убежать из-за одного неловкого движения фотографа.

Кстати, самый большой на сегодняшний день телеобъектив был изготовлен компанией CarlZeiss, он имеет фокусное расстояние 1700 мм и запредельный вес в 256 килограмм. Этот уникальный телеобъектив был выпущен в единственном экземпляре для одного любителя съемки мира живой природы с больших расстояний.

Особенности телеобъектива

Телеобъективы отличаются от другой оптики отнюдь не только тем, что они способны приближать удаленные объекты. Одна из ключевых особенностей телеобъектива состоит в том, что он имеет малый угол зрения, вследствие чего относительные размеры и расстояние для близких и дальних объектов нормализуются. То есть применение длиннофокусной оптики позволяет добиться такого эффекта на фотоизображении, при котором ближние к камере объекты кажутся по своим размерам примерно равными удаленным. Все дело в том, что когда угол зрения узок, удаленные объекты заполняют гораздо более весомую часть кадра.

На практике телеобъектив оказывает непосредственное влияние на перспективу. Нормализация относительных размеров ближних и дальних объектов съемки может использоваться фотографом для придания ощущения масштаба. Для усиления этого эффекта понадобится лишь отдалиться от ближайшего объекта съемки настолько, насколько это возможно и, соответственно, приблизить его телеобъективом, если это необходимо. Сокращение соотношения размеров объектов и дистанции между ними может быть выгодно для создания ощущения плотности или акцентирования на многочисленности предметов в кадре, однако чрезмерная нормализация относительных размеров может и испортить фотографию, сделав сцену слишком статичной, плоской и неинтересной.

Учитывая потрясающие возможности по приближению удаленных объектов и в то же время узкий угол зрения, при использовании длиннофокусной оптики следует четко выбирать качество содержания кадра. Другими словами, необходимо проявлять определенную избирательность. Телеобъектив может идеально запечатлеть простую, но хорошо сфокусированную композицию. Например, при съемке дикой природы можно приблизить животное небольшого размера, которое находится далеко, точно передавая в кадре его форму и уделяя особое внимание различным мелким деталям. Применяя мощную длиннофокусную оптику, можно снимать не только диких животных в их естественной среде обитания, но и такие опасные и масштабные явления природы, как извержение вулканов.

Следующая особенность телеобъективов – они уменьшают глубину резкости при неизменной дистанции фокусировки. Важно подчеркнуть, что сами по себе телеобъективы не отличается меньшей глубиной резкости. При использовании длиннофокусной оптики фотографы чаще всего значительно сильнее увеличивают объект съемки, чем, например, с применением более широкоугольных объективов. То есть они обычно не удаляются от предметов съемки, вследствие чего заполняют кадр сильнее, что приводит к уменьшению глубины резкости.

Учитывая эту особенность телеобъектива, а так же то обстоятельство, что удаленные объекты не в фокусе визуально кажутся значительно больше, что усиливает их размытие, существенно возрастает необходимость в достижении предельной точности фокусировки в выбранной точке. Малейшая ошибка в фокусировке при использовании телеобъектива может привести к размытию отдельных деталей фотоизображения. В большинстве случаев, применяя длиннофокусную оптику, лучше задействовать для фокусировки центральную точку, а затем скорректировать композицию кадра по своему усмотрению, не беспокоясь об изменении дистанции фокусировки. Касаясь темы фокусировки, стоит отметить, что на светосильных длиннофокусных объективах фокусировка, так или иначе, связана с перемещением массивных линз. Это, разумеется, несколько уменьшает скорость и точность автоматического наведения на резкость.

Чтобы исключить размытие фотоизображения при использовании камеры с громоздкой длиннофокусной оптики, необходимо обязательно использовать штатив. Однако снимать с рук также возможно. Только для минимизации размытия кадра, вызванного дрожанием рук, потребуется либо сократить время выдержки по мере увеличения фокусного расстояния, либо стабилизировать каким-то образом положение фотоаппарата в пространстве. Чаще всего при съемке с рук приходится задействовать и тот и другой способ.

Для сокращения выдержки Вам нужно шире открыть диафрагму или повысить значение чувствительности ISO в настройках цифрового фотоаппарата. Будьте аккуратны – повышение чувствительности ISO увеличивает вероятность возникновения шумов на фотографии, а раскрытие диафрагмы, в свою очередь, уменьшает глубину резкости. Стабилизировать же камеру при съемке с рук можно прислонив свое тело или сам телеобъектив к какому-либо неподвижному объекту, например, к стене или дереву. Так же можно попробовать снимать сидя, придерживая телеобъектив одной рукой.

Применение телеобъектива: пейзажи, портреты, архитектура и макросъемка

Помимо съемки спортивных соревнований и быстродвижущихся объектов, телеобъективы применяются во многих других жанрах. Например, в пейзажной фотографии. В принципе, для съемки пейзажей, как известно, больше подходят широкоугольные объективы, поскольку они преувеличивают ощущение глубины, в то время как телеобъективы сжимают. Тем не менее, телеобъективы находят широкое применение в пейзажной фотографии.

В частности, они используются для съемки композиций, состоящих из нескольких планов на различных расстояниях. На ближнем плане могут размещаться деревья или дома, далее будут идти отдаленные склоны холма, а на заднем плане оказывается голубое небо. Также длиннофокусную оптику выгодно использовать при съемке в тумане или атмосферной дымке, поскольку удаленные объекты будут казаться на фотографии более близкими. Ко всему прочему, дождь, снегопад или туман будут выглядеть на снимке более плотными, чем при использовании обычной широкоугольной оптики.

Телеобъективы можно применять и для панорамной съемки, то есть для создания панорам из нескольких кадров, «склеенных» между собой. Обычно для этих целей опять-таки используются широкоугольные объективы. Однако при съемке с какой-либо высокой точки с помощью телевика можно обеспечить превосходную детализацию панорамных фотоизображений с расширенным горизонтом. На них можно будет рассмотреть отдельных людей, автомобили и деревья вплоть до мельчайших деталей. Склеив вместе множество отдельных фрагментов, можно, тем самым, объединить высокое разрешение, обеспечиваемое крупным масштабом фотографирования, и широкий угол зрения для получения великолепных, детализированных панорам.

Длиннофокусная оптика отлично подходит для съемки архитектуры, поскольку она позволяет передать на фотографиях пространственные соотношения между различными элементами сооружения. Если использовать для фотографирования зданий или сооружений широкоугольную оптику, то подходящая дистанция съемки будет примерно сравнима с характерными размерами здания. Однако в этом случае неизбежно будут возникать перспективные искажения, которые зачастую не позволяют правильно передать архитектурные формы. Лучше отойти с телеобъективом на большее расстояние от объекта съемки. Правда, при этом возникает риск попадания в кадр посторонних объектов, но зато здания и сооружения, запечатленные с помощью длиннофокусной оптики, выглядят на фотографиях гораздо более естественно и натурально.

В портретной фотосъемке телеобъектив обеспечивает минимальное искажение пропорций лица модели и хорошее отделение его от фона. Задний план или фон, находящийся вне зоны резкости, размывается. Изображение же лица или фигуры модели будет запечатлено в естественных пропорциях. Плюс к этому, использование длиннофокусной оптики при съемке портрета позволяет фотографу отойти на достаточную дистанцию от портретируемого, и одновременно предоставляет ему возможность более гибко управлять глубиной резкости.

Наконец, благодаря превосходной детализации и возможности фотографирования в довольно крупном масштабе телеобъективы могут применяться в макросъемке. Чем ближе будет находиться объект съемки к фотоаппарату, тем крупнее он получится на фотографии. Правда, в данной ситуации минимальная дистанция, на которую способен сфокусироваться тот или иной телеобъектив, будет выступать в качестве естественного ограничения максимально возможного масштаба съемки.

На самом деле телеобъективы можно применять в самых разных съемочных ситуациях для достижения тех или иных эффектов. Усвоить ключевые особенности и овладеть навыками работы с телеобъективом Вы сможете уже на практике. Так что вооружитесь длиннофокусной оптикой и фотографируйте как можно больше.

Фотоаппарат и техника фотографирования

<Спокойно… Снимаю!> Раздается легкий щелчок… Что же происходит в аппарате в момент съемки? Затвор, преграждающий путь свету, открывается, лучи проходят через объектив, и на фотографической пленке, как на маленьком экранчике, возникает изображение снимаемой сцены. Затвор снова закрывается, но в эмульсии, которой покрыта пленка, остается скрытое фотографическое изображение. Чтобы оно стало видимым, нужно пленку обработать.

Схема получения черно-белого фотографического изображения

Схема получения черно-белого фотографического изображения

Как обрабатывают фотопленку.

Фотоэмульсия содержит микроскопические кристаллики бромистого серебра. Это соединение неустойчиво. Под действием света оно постепенно разлагается с выделением свободного серебра. И даже за краткий момент съемки отдельные кристаллики успевают разложиться. Они-то и образуют скрытое изображение.

Схема получения цветного фотографического изображения

Схема получения цветного фотографического изображения

Опустим пленку в раствор проявителя. Он восстанавливает все серебро, но не сразу, а постепенно. И раньше всего — на тех участках, где уже есть скрытое изображение. Эмульсия в этих местах начинает быстро чернеть. Это желтоватые кристаллики бромистого серебра превращаются в пылинки металлического серебра, настолько мелкие, что они выглядят черными.

Рис. 3. Устройство фотоаппарата: 1 - пленка; 2 - корпус; 3 - затвор; 4 - объектив; 5 - диафрагма.

Рис. 3. Устройство фотоаппарата: 1 — пленка; 2 — корпус; 3 — затвор; 4 — объектив; 5 — диафрагма.

Фотоаппарат Зенит

Фотоаппарат Зенит

Чтобы пленка не почернела вся, ее нужно вовремя вынуть из проявителя, ополоснуть и перенести в раствор закрепителя (часто называемого латинским словом <фиксаж>). Закрепитель растворяет оставшееся бромистое серебро, удаляет его из эмульсии. Поэтому в тех местах, куда при съемке свет не попал, пленка становится прозрачной. А то, что при съемке было светлым, остается черным. Иными словами, получается негатив. Его тщательно промывают и высушивают.

Чтобы получить прямое, позитивное изображение, надо негатив просветить насквозь, подложив под него фотобумагу или другую пленку. Черные участки не пропустят света, так что теперь уже скрытое изображение получится там, где негатив прозрачен, т. е. где при съемке было темно. Значит, после обработки черное опять станет черным, а светлое — светлым, и мы получим позитив (см. рис. 1).

Гораздо сложнее получить цветное фотографическое изображение. Посмотрите цветной рисунок 2, А. Это оригинал, который мы будем снимать на специальную пленку с тремя разными эмульсионными слоями. Кроме них пленка имеет прозрачную основу и некоторые вспомогательные слои, но на нашей упрощенной схеме они не показаны.

Верхний слой эмульсии чувствителен к синему цвету. В нем получатся скрытые изображения только тех полей таблицы, в которых содержатся оттенки синего, а именно: синего, голубого, пурпурного (т. е. красно-фиолетового). Белое поле отражает все лучи, в том числе и синие, и поэтому тоже даст скрытое изображение (рис. 2, Б).

Средний слой чувствителен к зеленому. В нем получатся скрытые изображения полей: белого, голубого, зеленого и желтого. В нижнем слое, чувствительном к красному, получатся изображения белого, желтого, красного и пурпурного полей таблицы-оригинала.

Теперь нам нужно скрытое изображение сделать явным, т. е. проявить его. Но как? Если опустить цветную пленку в обычный проявитель, то все скрытые изображения станут просто черными. Поэтому проявитель для цветной пленки специальный, а в каждый слой добавлено свое особое вещество — компонент, т. е. составная часть. В непроявленной пленке эти компоненты бесцветны. Но при проявлении специальным цветным проявителем они окрашиваются, и при этом только в тех местах, где восстанавливается серебро.

В этом и заключается основной фокус цветной фотографии на многослойных пленках. Проявляющее вещество и компоненты подобраны так, что каждый слой эмульсии окрашивается в нужном месте.

Пленочный фотоаппарат конца 20 века

Пленочный фотоаппарат конца 20 века

Но не думайте, что в синечувствительном слое, например, образуется синий краситель. Ведь в изображении белого поля рисунка 2, А образуются все три красителя, т. е. оно будет выглядеть черным. Эта картина нам уже знакома по черно-белой фотографии: получается негатив. Но если белое становится черным, а черное — белым, то каким же должно стать синее? Оказывается — желтым! А зеленое — пурпурным, а красное — голубым! Словом, компоненты подобраны так, чтобы получались не прямые цвета рисунка 2, А, а дополнительные к ним, т. е. дополняющие их до белого. Это видно на рисунке 2, В, хотя и не очень хорошо: мешают зерна серебра, выделившиеся вместе с красителем.

Чтобы удалить это серебро, пленку отбеливают в специальном растворе, а потом закрепляют. Остаются одни красители (рис. 2, Г). На рис. 2, Д показано, как выглядит этот цветной негатив на просвет. Рассмотрим его поля слева направо.

Желтый + пурпурный -)- голубой = черный (в оригинале, рис. 2, А, был белый);

желтый + белый + белый = желтый (в оригинале — синий);

желтый 4- пурпурный 4 белый = красный (в оригинале — голубой);

белый + пурпурный + белый = пурпурный (в оригинале — зеленый); белый + пурпурный + голубой = синий (в оригинале желтый);

белый + белый + голубой = голубой (в оригинале — красный);

желтый -f- белый + голубой = зеленый (в оригинале — пурпурный);

белый 4 белый 4 белый = белый (в оригинале — черный).

Так вот он какой, цветной негатив! Под красным небом расцветают голубые розы на кустах с пурпурными листьями… Но напечатаем с этого негатива позитив, проявим его — и все краски встанут на свои места (см. рис. 2, Е, 2, Ж и 2, 3).

В нашем рассказе многое упрощено или не упомянуто вовсе. На самом деле получение цветных фотографий еще сложнее. Кроме того, мы не рассказали о процессе обработки с обращением изображения, который дает сразу позитив. Но и этот процесс специально построен так, что вся сложность достается на долю химзавода, где делают многослойные пленки. И еще на долю лаборатории, где эти пленки обрабатывают.

Так что фотограф может все свое внимание, все умение, весь художественный вкус сосредоточить на выборе кадра, на освещении снимаемой сцены, на композиции.

Виды фотоаппаратов.

Схема фотоаппарата показана на рис. 3. Пленка 1 спрятана в светонепроницаемом корпусе 2. Когда открывается затвор 3, объектив 4 дает на эту пленку изображение снимаемого объекта. Количество света, попадающего на пленку, регулируется временем открытия затвора 3 (<выдержкой>) и размером отверстия диафрагмы 5.

Под схемой показаны разные аппараты, от простых до самых совершенных. Только в СССР их выпускают более 30 видов. Зачем так много, если схема устройства одна и та же?

Разные аппараты созданы для разных видов работ, для фотографов разной квалификации. Самое лучшее качество снимков можно получить при большом формате негатива. Есть аппараты, снимающие на роликовую пленку шириной 6 см. Но они тяжелее, больше по размерам, требуют частой перезарядки. Поэтому ими пользуются в основном профессионалы для съемки портретов, для художественной фотографии, для газетных и журнальных фоторепортажей. Любители чаще снимают на пленку шириной 35 мм так называемыми малоформатными аппаратами, которые меньше, легче и заряжаются сразу на несколько десятков снимков. Если пользоваться мелкозернистыми пленками и не делать при печати слишком больших увеличений, можно получить прекрасные снимки.

Чтобы сделать снимок, нужно:

1) зарядить пленку, а в многозарядном аппарате — продвинуть ее на следующий кадр;

2) определить расстояние до объекта съемки и навести объектив так, чтобы снимок получился резким;

3) взвести затвор аппарата;

4) установить затвор на нужное время выдержки, т. е. на то время, в течение которого он будет открыт;

5) определить условия освещения объекта съемки;

6) установить нужное отверстие диафрагмы, чтобы получить нормальный негатив при данном освещении, данной чувствительности пленки и выбранном времени выдержки;

7) навести аппарат на объект так, чтобы получить наилучшую композицию снимка;

8) и только после этого — спустить затвор.

Все эти операции можно автоматизировать!

Прежде всего было совмещено продвижение

пленки со взводом затвора: один поворот головки или специального курка — и готово. А в некоторых новейших аппаратах со встроенной батарейкой и этого не нужно: сделал снимок — и аппарат сам тут же продвигает пленку и снова взводит затвор.

Затем был создан оптический дальномер, совмещенный с видоискателем. Выбирая композицию кадра, фотограф в то же время наводит объектив так, чтобы совместились сдвоенные контуры объекта в глазке видоискателя. Впрочем, сейчас в большинстве аппаратов делают зеркальный видоискатель. Он дает более крупное изображение, так что наводку легко установить по резкости этого изображения.

Время выдержки при съемках быстро движущихся объектов приходится выбирать покороче, чтобы снимок не получился смазанным. При обычных же съемках важнее правильно установить диафрагму, чтобы получить нужную <глубину резкости>. В этих случаях время выдержки принимают таким, чтобы при выбранной диафрагме получить правильную экспозицию. И в некоторых новейших аппаратах это время отрабатывается автоматически.

Условия освещения опытные фотографы определяли на глаз, а начинающие — по особым таблицам. Потом появились фотоэлектрические приборы — экспонометры. Вскоре придумали встраивать экспонометр в фотоаппарат, а его стрелку или цифровой индикатор помещать в окно видоискателя. Наконец, создали экспонометр, который сам, автоматически устанавливает либо нужное отверстие диафрагмы при заданной выдержке, либо выдержку при заданной диафрагме, как уже говорилось. Надо только заранее настроить экспонометр в зависимости от чувствительности заряжаемой пленки.

Наводку объектива на резкость тоже можно упростить. В самых простых аппаратах, не имеющих ни зеркала, ни дальномера, наводка на фокус иногда делается не по шкале расстояний, а по символам — условным картинкам, появляющимся в окне видоискателя. Снимаете портрет — наводите так, чтобы в окне появилась рожица; фигуру в полный рост или небольшую группу — человек; пейзаж -елочка. Начали появляться и аппараты с автоматической фокусировкой объектива.

Что же осталось делать фотографу, вооруженному самым современным аппаратом?

1) Вставить в аппарат многозарядную кассету;

2) навести аппарат на объект съемки так, чтобы получить наилучшую композицию снимка;

3) плавно нажать кнопку.

Можно не беспокоиться: снимок получится и достаточно резкий, и правильный по экспозиции. Но фотография не только развлечение, она еще и искусство. А для того, чтобы получить произведение искусства, мало нажать на кнопку. Приходится <поиграть> и освещением, и выдержкой, и диафрагмой. И аппарат, который устраивает любителя, не подходит художнику.

Для профессионалов и квалифицированных любителей выпускают аппараты с более совершенными объективами и с рядом специальных приспособлений. Одно из важных приспособлений — лампа-вспышка для съемок при недостаточном освещении. Питается она от отдельного устройства, которое фотограф носит на ремне через плечо. Но уже есть аппараты со встроенной вспышкой и батарейкой для нее. В некоторых из них вспышка включается автоматически при недостаточном освещении, а ее длительность отрабатывается в зависимости от расстояния до объекта.

Если снимают на негативную пленку, то снимки потом печатают на фотобумаге, обычно с увеличением. Для этого служит специальный прибор — увеличитель. А если снимают на обращаемой пленке, то после обработки получают слайды. Их вставляют в рамочки и демонстрируют на экране с помощью диапроектора. Но со слайда можно получить и фотокарточку. Ее печатают на обращаемой фотобумаге, обработка которой несколько сложнее обычной.

Диапроекторы различаются по световой мощности и по степени автоматизации смены слайдов. Самые сложные и дорогие освещают большие экраны, да к тому еще воспроизводят звуковое сопровождение, записанное на магнитофильме или на грампластинке. Продаются тематические серии слайдов.

Диапроектор показывает снятую сцену на экране удивительно ярко, крупно, красочно. Жаль только, что в застывшем, неподвижном виде. Чтобы увидеть заснятые кадры в движении, нужна уже не фотографическая, а кинематографическая техника. Она отличается устройством аппаратов — съемочного и проекционного, но пленки и процессы их обработки те же, что и в фотографии (см. Киносъемочный аппарат).

Читать далее энциклопедию юного техника…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий