Про виды света, или Как улучшить освещение в своих фотографиях


Про виды света, или Как улучшить освещение в своих фотографиях

Фотография — это, в первую очередь, освещение. Звучит достаточно просто, если судить поверхностно, но, как и все фотографы, мы склонны фокусироваться скорее на объекте, а не на свете. Как только фотограф видит что-то уникальное или оригинальное, тут же сосредотачивается на этом, а не на освещении и результирующей экспозиции, которые необходимы в первую очередь для получения изображения снимаемого объекта.

Точно так же, как поиск и наблюдение за объектом являются сложной задачей, поиск нужного освещения, способствующего съемке драматичных фотографий, — задача, которая требует особого к себе подхода. «Золотой час» всегда упоминается как самое лучшее время суток для съемки. Однако не только в часы близкие к заходу и восходу солнца есть возможность сделать фотографию с резким освещением. Тренируйте свой глаз, чтобы видеть драматический свет, и различные его варианты.

Боковое освещение

Как и следует ожидать из названия, боковое освещение — это тип освещения, в котором свет падет на объект сбоку. Это обычно обеспечивает большую контрастность, могут создаваться длинные тени и добавляется глубина к изображению. Этот тип освещения может добавить драматический акцент в архитектурную и портретную фотографию.

Заднее освещение

В случае заднего освещения свет находится за вашим объектом и направлен на вас и на камеру. При помощи этого типа освещения легко создаются силуэты. В сочетании с определенными атмосферными условиями, такими как туман или аэрозольная пыль, вы можете получить драматичные световые эффекты.

Контурное освещение

Когда свет падает под острым углом, он может создавать блики по краям объекта съемки. Резкий контраст обеспечивает подсветку элементов и форм. Этот тип освещения распространен в макросъемке, съемке дикой природы и художественной ню-фотографии.

Заполняющий свет

Заполняющее освещение — это непрямое мягкое освещение, которое часто отбивается с одной поверхности на другую. В результате непрямого освещения яркость вашего объекта становится ниже, чем при других типах. На самом деле большинство фотографов могут просто игнорировать этот тип света, уделяя больше внимание другим, потому что редко думают о нем сознательно. Заполняющий свет хорошо работает для множества фотографических жанров, в частности, для пейзажной съемки и портретов.

Мягкий или рассеянный свет

Мягкий свет — это диффузное освещение, которое является равномерным. Этот тип освещения уменьшает контраст и минимизирует тени. Мягкий свет отлично подходит для портретной фотографии, макросъемки и фотографии природы.

Жесткий свет

Жесткий свет — прямой, часто может быть интенсивным по яркости. Этот тип освещения создает сильные тени и высокую контрастность. Подсвеченные области могут быть довольно интенсивными в условиях жесткого освещения, поэтому особое внимание следует уделять экспозиции. Жесткий свет может быть стилистически применен почти к любому жанру фотографии, однако для многих зрителей он может быть менее привлекательным, чем другие типы освещения.

Точечный свет

Очень просто: с точечным освещением мы работаем в том случае, когда сфокусированное количество света выделяет конкретная часть вашего объекта или картины в целом. Этот тип освещения может создавать сильные тени и контраст. Точечный свет используется во всех жанрах фотографии.

Искусственное освещение

Наиболее очевидным типом является искусственное освещение. Оно может быть сгенерировано при помощи различных студийных ламп, встроенных или внешних вспышек. Есть несколько жанров фотографии, в которых искусственное освещение не может быть удачно использовано, оно обеспечивает много гибкости и творческих возможностей.

Различные комбинации освещения

Наконец, естественно, существуют комбинации любого или сразу всех рассмотренных типов освещения. Нет правила, согласно которому вы должны использовать только одну форму. Творческое освещение вашего объекта является неотъемлемой частью фотографического процесса.

Теперь, когда вы будете смотреть на фотографии, которые вам нравятся или когда вы выходите, чтобы сделать новые снимки, держите эту информацию в своем сознании. Спросите себя, какое освещение делает этот конкретный образ, тот, на который я смотрю или же только собираюсь сделать, столь привлекательным? Изучайте освещение, и вскоре вы обнаружите, что эти знания проникают в вашу работу как сознательно, так и бессознательно. Настройка и/или поиск правильного света поможет вам подчеркнуть объект и создать изображение с большим воздействием на зрителя.

Свет в работах Да Винчи

Дама с горностаем (1489–90): Этот портрет был нарисован за несколько лет до Моны Лизы. Выполнен в технике chiaroscuro. В нем виден световой контраст света и тени, что придает фигуре глубину.

Леонардо да Винчи - Дама с горностаем, техника chiaroscuro

Мона Лиза (1503–06): В этом портрете применялась техника sfumato, от итальянского слова дым, с плавными переходами, где не видны мазки кисти. Мастер достиг этого эффекта благодаря большому количеству тонких слоев прозрачной глазури с небольшим добавлением цветовых пигментов.

Тайная Вечеря (1495–98): Полотно длиной 9 м должно рассматриваться как продолжение комнаты, где ее рисовали. Свет в помещении падает из высоких окон слева от картины. Поэтому возникает ощущение, что сама сцена картины и фигуры словно залиты светом из одного места.

да Винчи. Тайная Вечеря. Освещение

Сила света – основной показатель

Сила света относится к одной из первичных характеристик любого излучателя в установленном оптическом диапазоне. Она точно определяет, какое количество мощности переносится в тех или иных направлениях, ограниченных условным телесным углом. Поэтому на графическом изображении конфигурация силы света не будет иметь вид прямой линии.

Вершина телесного угла располагается в центре сферы. Единицей измерения этого угла служит стерадиан. Для его вычисления необходимо площадь воображаемого шара соотнести с квадратом радиуса. Поэтому стерадиан является безразмерной величиной, как и сам телесный угол. Согласно определения, на площадь сферы помещается 12,56 стерадиана или 4 Пи.

Телесный угол является объемным и выглядит в виде конуса, вершина которого расположена в центре воображаемого шара. Однако его основание нельзя считать плоскостью, поэтому сравнение телесного угла и конуса будет не совсем корректным. В качестве основания рассматривается та часть сферы, которая отсекается боковой поверхностью. Вместе с тем, следует отметить, что сила света для проведения практических расчетов используется крайне редко. Вместо него стали пользоваться таким интегральным параметром как световой поток, значение которого наносится на все этикетки приборов освещения.

Освещение резко снизу.

Этот вид освещения создает необычные световые эффекты. Иногда бывает интересным, например свет от костра. Иногда используется для шаржевого гротескного изображения, т. к. возникают необычные тени, изменяющие до неузнаваемости человека.

На данном снимке кошка подсвечена ярким светом снизу, фронтальное рассеянное освещение достаточно для проработки деталей в тени. Здесь направленный снизу свет подчеркнул форму мордочки кошки.

Ну вот такие бывают в отношении передачи объема виды освещения. В принципе фотограф-художник использует любой свет в фотографии, который соответствует его замыслу, только нужно всегда отдавать себе отчет, чего Вы хотите и представлять возможный результат. Опытный фотограф делает это автоматически, не задумываясь.

Дорогие друзья, если вас заинтересовал представленный материал, не сочтите за труд, поделитесь с друзьями в социальных сетях.

Поделиться в соц. сетях

Нравится

Предлагаю почитать связанные с этим материалы:

Об авторе

Алексей Макеев

Я живу в г Новосибирске. Образование высшее — НГТУ, физикотехнический факультет. В настоящее время на пенсии. Семья: жена, две дочери, две внучки. Работал в последнее время в электронной промышленности в ОКБ по разработке и производству приборов ночного видения. Люблю музыку- классику, джаз, оперу, балет. Главное увлечение — любительская фотография.

Похожие сообщения

  • Снимаем в любую погоду, ч.2.14/12/2013
  • Виды освещения при портретной съемке.21/02/2012
  • Схемы освещения при фотосъемке портрета.21/02/2012

Мы окружены

Осознаем мы этого или нет, но мы находимся в постоянном взаимодействии с окружающим миром и принимаем на себя воздействие различных факторов этого мира. Мы видим окружающее нас пространство, постоянно слышим звуки от различных источников, ощущаем тепло и холод, не замечаем, что пребываем под воздействием естественного радиационного фона, а также постоянно находимся в зоне излучения, которое исходит от огромного количества источников сигналов телеметрии, радио и электросвязи. Почти всё вокруг нас испускает электромагнитное излучение. Электромагнитное излучение — это электромагнитные волны, созданные различными излучающими объектами – заряженными частицами, атомами, молекулами. Волны характеризуются частотой следования, длинной, интенсивностью, а также рядом других характеристик. Вот вам просто ознакомительный пример. Тепло, исходящее от горящего костра – это электромагнитная волна, а точнее инфракрасное излучение, причем очень высокой интенсивности, мы его не видим, но можем почувствовать. Врачи сделали рентгеновский снимок – облучили электромагнитными волнами, обладающими высокой проникающей способностью, но мы этих волн не ощутили и не увидели. То, что электрический ток и все приборы, которые работают под его действием, являются источниками электромагнитного излучения, вы все, конечно же, знаете. Но в этой статье я не стану рассказать вам теорию электромагнитного излучения и его физическую природу, я постараюсь более мене простым языком объяснить, что же такое видимый свет и как образуется цвет объектов, которые мы с вами видим. Я начал говорить про электромагнитные волны, чтобы сказать вам самое главное: Свет – это электромагнитная волна, которая испускается нагретым или находящимся в возбужденном состоянии веществом. В роли такого вещества может выступить солнце, лампа накаливания, светодиодный фонарик, пламя костра, различного рода химические реакции. Примеров может быть достаточно много, вы и сами можете привести их в гораздо большем количестве, чем я написал. Необходимо уточнить, что под понятием свет мы будем подразумевать видимый свет. Всё выше сказанное можно представить в виде вот такой картинки (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Место видимого излучения среди других видов электромагнитного излучения.

На Рисунке 1 видимое излучение

представлено в виде шкалы, которая состоит из «смеси» различных цветов. Как вы уже догадались – это
спектр
. Через весь спектр (слева направо) проходит волнообразная линия (синусоидальная кривая) – это электромагнитная волна, которая отображает сущность света как электромагнитного излучения. Грубо говоря, любое излучение – есть волна. Рентгеновское, ионизирующее, радиоизлучение (радиоприемники, телевизионная связь) – не важно, все они являются электромагнитными волнами, только каждый вид излучения имеет разную длину этих волн. Синусоидальная кривая является всего лишь графическим представлением излучаемой энергии, которая изменяется во времени. Это математическое описание излучаемой энергии. На рисунке 1 вы также можете заметить, что изображенная волна как бы немного сжата в левом углу и расширена в правом. Это говорит о том, что она имеет разную длину на различных участках. Длина волны – это расстояние между двумя её соседними вершинами. Видимое излучение (видимый свет) имеет длину волны, которая изменяется в пределах от 380 до 780nm (нанометров). Видимый свет — всего лишь звено одной очень длинной электромагнитной волны.

Физические свойства светового потока

Физическая величина светового потока указывает на количество мощности, падающей на какую-либо поверхность, независимо от телесного угла. Именно световой поток имеется в виду, когда сравниваются свечения разных источников света при различном потреблении мощности. Например, светодиод, потребляющий 9 ватт, светит ярче, нежели обычная лампочка накаливания, мощностью 60 ватт.

Единицей измерения светового потока является люмен, равный мощности, испускаемой изотропным источником света, заключенной в границах телесного угла величиной в один стерадиан. При рассмотрении различных типов источников света, следует учесть, что светодиодную лампу нельзя рассматривать в качестве изотропного излучателя. На это факт косвенно указывает маркировка изделия, на которой величина угла рассеивания составляет 2400. Этот угол соответствует условному конусу, ограничивающему часть сферы.

Световой поток может рассеиваться в зависимости от того, в какой плоскости расположен прибор. Определенное влияние оказывает люстра, направляя световой поток в неизменном виде в границах плафона. В других направлениях остаточная часть угла рассеивания излучается равномерно с учетом воздействия стекла. С помощью светового потока оцениваются отражающие свойства различных поверхностей. Например, его величина, при отражении от объектов, окрашенных в белый цвет, значительной выше, чем от поверхностей темного цвета.

Освещение резко сверху.

Такой свет в фотографии возникает в полдень, когда солнце находится высоко в зените. Невыгодное освещение, особенно при съемке людей. При этом тени короткие, возникают глубокие впадины под глазами, тени от носа и др. как на снимке, показанном ниже.

Но и в данном случае свет в фотографии использован как изобразительное средство. Он придает соответствующее настроение снимку.

Начинающим фотолюбителям можно дать совет меньше фотографировать в полдень на ярком солнце. Можно вполне неплохо снимать в тени, используя рассеянное в атмосфере и отраженное освещение.

Контровое освещение.

Для начинающих фотографов представляет некоторую трудность в связи со своими особенностями. При таком освещении свет в фотографии направлен в спину снимаемому, прямо в объектив фотокамеры. Снимаемый объект на фоне ярко освещенного фона выглядит темным, иногда плохо прорабатываются детали в неосвещенной части, зато хорошо выделяются контуры объекта, а светящаяся окантовка иногда создает очень интересный изобразительный эффект. Кроме того при съемках на воздухе (как говорят художники — на пленере) теневая сторона неплохо подсвечивается рассеянным и отраженным от других объектов светом, чего бывает достаточно для проработки изображения в тенях. При искусственном освещении используется дополнительная подсветка.

На данном снимке прямое солнце прикрыто листвой деревьев, в то же время освещения достаточно для проработки деталей в тенях. Подчеркнуто пространство не только уходящим вглубь снимка тротуаром, но и меняющейся освещенностью от темной на переднем плане к светлой в глубине снимка.

Надо отметить, что при контровом освещении хорошо снимать воду. Поверхность воды искрится на солнце, что создает интересный эффект.

Световые блики на воде, светящиеся искры наиболее эффектно проявляются при контровом освещении.

Съемка при контровом освещении требует определенных навыков в определении экспозиции ( не по светам, а по теням), выборе точки съемки (иногда прикрываются от прямых солнечных лучей веткой дерева или другим объектом), использовании бленды, надетой на объектив для уменьшения возможных паразитных бликов.

И все же это очень эффектный в изобразительном отношении вид освещения.

Боковое освещение.

Такой свет в фотографии гораздо более эффектно выявляет объем, т. к. четко прорисовывает освещенные стороны объекта, отделяя их от теневых. Помните, как рисовали яблоко на уроке рисования в школе? Обязательно с одной стороны изображали световой блик, с другой — тень.

Боковое освещение, направленное несколько сверху — более естественно, т. к. соответствует естественному солнечному освещению.

Это освещение использовано на приведенном ниже снимке.

На снимке свет в фотографии падает на объект справа несколько сверху и очень хорошо выделяет объем шара, круговая лента также хорошо выделена светом, отделена от фона.

Такое освещение используется фотографами чаще всего, при этом иногда для подчеркивания эффекта это освещение бывает резко боковым (короткое освещение при съемке портрета).

На данном снимке акцент сделан на лице девушки, подчеркнуто выражение глаз, что ценится в портретной съемке. Более подробно освещение при съемке портрета рассмотрено здесь и здесь.

Фронтальное освещение.

Это освещение естественное, солнечное или создаваемое искусственно, например с помощью фотовспышки. Такой свет в фотографии, как следует из его обозначения, направлен на объект фронтально, т. е. прямо в лоб, когда солнце светит из-за спины фотографа или когда фотограф освещает объект фотовспышкой, которая направлена от фотографа прямо в лоб снимаемому.

Это один из самых невыгодных для передачи объема видов освещения. При этом все стороны снимаемого объекта освещаются примерно одинаково, разница между освещенной и теневой сторонами скрадывается. А светотеневой рисунок и есть отображение объема. Поэтому при фронтальном освещении объект выглядит почти плоским. Это, кстати один из недостатков при фотографировании портрета с помощью фотовспышки.

Вот для примера одна из фотографий, сделанная с фотовспышкой в помещении. Снимок сделан “мыльницей”, вспышка встроена в фотоаппарат.

Фронтальное освещение в фотографии используется, но не как основное, рисующее, а как дополнительное, для смягчения слишком резких теней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий