Съемка концертов: секреты мастерства от Ивана Кобякова


Детали урока

  • Сложность: Средняя
  • Время завершения: 4-5 часов
  • Требования: светосильный объектив, затычки для ушей и концерт!

Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.

Перед концертом

Что требуется сделать непосредственно до выхода из дома?

Проверить технику, почистить объективы и матрицу, почистить и отформатировать флешки, зарядить аккумуляторы, при работе на длительных мероприятиях проверить наличие запасных аккумуляторов.

Не забудьте отрегулировать яркость монитора камеры. Может случиться, что на самом концерте фотографии покажутся вам вполне правильно экспонированными, но дома вы вдруг обнаружите, что на дисплее камеры была установлена максимальная яркость и фотографии на самом деле очень тёмные.

Регулярная проверка гистограммы требует времени, которого и так мало, к тому же ее не всегда легко оценить при сильном разбросе цветов и участков разной яркости на снимке, свойственных концертной фотографии.

Для работы в плохо освещённом фотопите или в зале также не помешают навыки управления камерой наощупь – вы должны уметь переключать все нужные режимы и, прежде всего, управлять диафрагмой и выдержкой, а также точками фокусировки, не отрывая взгляда от видоискателя.

Если на камере есть пользовательские кнопки, можно присвоить им некоторые функции, например просмотр гистограммы или «live view» — появившийся недавно в новых камерах режим визирования по экрану, полезный при съемке на вытянутых руках, что может быть необходимо при съёмке из толпы.

Не забудьте установить на камере съемку в соответствующий формат.

Фотографировать лучше всего в raw-формате, потому что, в отличие от 8-битного jpg, данные в raw-формате сохраняются в 12-14 бит, что даст больше возможностей при последующей обработке, в частности, увеличение экспозиции в raw-конвертере на 1-2 ступени или высветление теней.

Съемка в jpg оправдана либо в случае идеальной экспозиции кадра, что возможно только при съёмке концертов на открытом воздухе, либо с постоянным и качественным светом, либо если редакция требует прислать фотографии сразу же после концерта и на конвертирование из raw у вас не будет времени.

Съёмка в jpg может также быть полезна при необходимости снимать максимально быстрыми сериями, поскольку запись серий фотографий в raw на карточку заметно медленнее, чем в jpg. Кроме того, фотографии в jpg занимают меньше места на карточке, но этот аргумент мы не рассматриваем, поскольку мы ведь основательно подготовились к концерту и недостатка в карточках не испытываем.

Концертная фотография. Часть II

Если концерт проходит на открытом воздухе днём, то при желании можно фотографировать в jpg, предварительно выставив баланс белого. Настройки, как насыщеность и резкость, лучше установить на минимум и работать с ними потом в Фотошопе. Фото: Tanzwut (c) А. Войтехович

Негласные правила требуют от репортажного фотографа неброской, лучше всего тёмной одежды.

Во-первых, вы будете не так сильно отвлекать внимание зрителей; во-вторых, на некоторых особо зрелищных мероприятиях есть большая вероятность, что со сцены или со стороны зрителей на вас попадут пиво, вино и любимая некоторыми исполнителями искуственная кровь. В этих случаях вы будете рады, что пришли в тёмном.

Также неплохо, если у ваших брюк или куртки есть большое количество карманов, куда вы можете положить флешки или даже объектив.

Узнайте точное расписание концерта — оно бывает на сайте клубов, в письме от организаторов, сообщается по звонку в место концерта и, наконец, часто имеется на входе.

Рассчитывайте время так, чтобы оказаться в зале за полчаса до начала концерта. Если в клуб пускают с металлодетекторами и досмотрами – прикиньте требуемое для этого время.

Нередко группы начинают играть раньше назначенного времени и вероятность этого особенно велика, если речь идёт о совместном концерте нескольких малоизвестных групп, проходящий в будний день.

Большинство российских клубов страдают крайне дезорганизованной системой входа – так что не бойтесь прийти заблаговременно, особенно если планируете снимать в незнакомом месте.

Если концерт проходит зимой, то есть вероятность, что зайдя с мороза в тёплое помещение клуба и открыв крышку объектива, некоторое время вы не сможете фотографировать из-за запотевшей передней линзы. В этом случае также не помешает прийти заранее и, оставив рюкзак с камерой слегка приоткрытым, дать камере возможность согреться.

Распланируйте ваше время так, чтобы его хватило на подписание пресс-релиза, если он требуется, осмотр местности, приветствия знакомых, и людей, предоставивших аккредитацию. После этого — камеру в руки и беруши поближе к ушам.

В случае устного пропуска убедитесь, что охранник готов пустить вас снимать из фотопита и его представление об ограничении времени на съемку не расходится с вашим.

Часто вместе с фотографом на концерт также идет и пишущий журналист, в чьи обязанности входит составление материала, который будут сопровождать ваши фото. Поэтому нелишним будет заранее обсудить с ним съемку – какие именно кадры хотел бы получить журналист, какие эмоции и другие детали.

Если же вы идете один от издания, то, возможно, вам придется самому написать небольшой сопроводительный текст к вашему материалу. Для этого желательно знать состав группы, название исполняемых композиций и подмечать небольшие детали происходящего на концерте, которые вы можете запечатлеть и которые могут украсить ваш репортаж.

В случае подписания фоторелиза внимательно прочитайте его условия — зачастую вы имеете право публиковать фотографии только в аккредитовавшем вас издании.

В некоторых случаях разрешена только публикация одобренных менеджментов группы кадров, особенно этим отличаются представители японских j-rock и visual key направлений. В отдельных случаях в фоторелизах указаны дополнительные условия публикации.

Концертная фотография. Часть II

Фото: Фоторелиз группы Die Form (c) А. Войтехович

Концертная фотография. Часть II

Эта фотография была допущена менеджером группы к официальной публикации. Фото: Versailles (с) Xeniya Balsara

Концертная фотография. Часть II

Легенда готики Sisters of Mercy также настаивают на подписании пресс-релиза. (с) Xeniya Balsara

Эксперементируйте с цветом

Пять приемов фотосъемки концертов

На концерте было плохое освещение? Вам очень хочется сломать световику руку в трех местах? И что самое печальное — фотографии получились совершенно никакие по цвету?

Так измените картинку! Не стесняйтесь менять цвет сценического освещения, если чувствуйте, что ваша фотография только выиграет от этого.

Сделать это можно 1000 различными способами (как и все в обработке фотографий). Самый простой и очень действенный — работа с настройками баланса белого в RAW конвертере.

У наc есть типичный кадр, испорченный плохим освещением (вся картинка залита одним цветом).

Обработка концертной фотографии

Посмотрим, что можно сделать, используя настройки баланса белого.

Я работаю с конвертером Capture One Pro, но аналогичный функционал обработки ББ есть в любом приличном RAW конвертере.

Очевидно, что с маджентой в кадре у нас перебор — двигаем Tint влево и добавляем зелени.

Обработка концертной фотографии

Маджента ушла, но цвета картинки стали нездорово холодные. Не проблема — повышаем цветовую температуру до 12 000 Кельвинов:

Обработка концертной фотографии

Для наглядности:

Обработка концертной фотографии

Конечно, над цветом тут можно еще работать и работать, но это лишь пара пасов в Raw конвертере, минутное дело, а картинка стала намного интереснее.

Кстати о цвете. Простой прием: сделайте передний план холодным, а задний — теплым. Или наоборот.

Фотосъемка концертов

Это тот же контраст, только цветовой, и работает на зрителя так же безотказно. Конечно, освещение на концерте не всегда позволяет использовать этот прием, но если удастся — непременно воспользуйтесь, а обработкой цвета усильте эффект.

И всегда старайтесь усиливать цветовые акценты.

Во время выступления Хелависы фотографов не мог не порадовать синий контровой цвет, но усилив его при обработке можно получить еще более симпатичную картинку:

Хелависа Ария 25 лет

Для подобных манипуляций с цветом также существует стотыщмильенов способов в обработке. Рекомендую поработать с Selecive Color в Photoshop или в Color Editor Кэпчура (который Capture One Pro). А еще про инструменты по работе с цветом можно прочитать в статье «Уроки Фотошопа. Создаем яркие и насыщенные цвета в Photoshop», кому интересно, конечно.

Ч/Б

Обработка концертной фотосъемки

Когда освещение на концерте было совсем уж никакое и в цвете картинка выглядят очень уныло — переведите ее в Ч/Б, и фотография сразу станет интереснее. Если не стала — значит, этот кадр уже ничего не спасет.

У Ч/Б картинки есть одна интересная особенность — черно-белое изображение акцентирует внимание зрителя на деталях кадра, фотографию в ч/б хочется рассматривать особенно долго (если есть на что смотреть, конечно). Именно поэтому так популярен черно-белый портрет.

Как это применимо к концертной фотографии? Возьмите кадр, который пестрит деталями, например, фотографию толпы фанов, и переведите ее в ч/б. Картинка сразу станет интереснее — цвет не отвлекает внимание зрителя от деталей кадра.

ISO/Выдержка/Диафрагма

как снимать концерты

С настройками экспозиции все просто и зависит исключительно от возможностей вашей техники.

Камера спокойно «держит» ISO 1600? Отлично, работаем на 1600.

У вас телевик с подавлением вибрации? Супер, значит, выдержку можно поставить немного длиннее, не опасаясь испортить картинку шевеленкой.

Снимаете на светосильную оптику? Значит, можно открыть диафрагму посильнее и получить больше глубины в кадре.

У вас зеркалка начального уровня с китовой оптикой? Печально, но не смертельно — я начинал снимать концерты камерой, которая даже ISO 640 толком не держала, а уж про светосильную оптику можно было только мечтать. А раньше музыкантов вообще на пленку снимали и ничего, хорошие кадры тоже случались.

Итак, вы на концерте, стоите перед сценой в ложе фотографов.

Какие настройки экспозиции выставить?

У меня есть один очень простой рецепт:

Забудьте о автоматическом и «программных» режимах съемки, включаем manual — ручной режим.

Выставляем максимально возможное комфортное ISO ( у одних камер это 800, у других 2000), выдержку 1/125 и «дырку» 3,5.

Делаем пробный кадр. Смотрим.

Слишком темно? Делаем выдержку длинее, скажем, до 1/80 или 1/100.

Слишком светло? Ставим ISO ниже или закрываем дырку до 4,5, а то и 5,6.

Все отлично? Бросайте читать эту статью и начинайте уже снимать концерт!

Теперь пара нюансов:

Снимая длиннофокусной оптикой, помните: чем длинее фокуное расстояние, тем короче придется ставить выдержку. Снимая с 200 мм, выдержка нужна 1/160-1/250. При более длинных выдержках шевеленка практически гарантирована.

Не увлекайтесь открытыми дырками. Глубина картинки, красивое боке — это все замечательно, но открытая диафрагма = малая глубина резкости, а значит, навести фокус на нужную область будет сложнее. Поэтому, снимая крупный портретный план, можно поставить диафрагму 2.8, но открываться до 1.8/1.4 стоит только в случаях с очень слабым освещением или используя малую глубину резкости как художественный прием. А если берете общий план, лучше прикрыть диафрагму до 5,6.

Концертная фотография

Кстати, если слова выдержка/диафрагма/ISO вам ни о чем не говорят, а только вызывают вопросы — рекомендую прочитать нашу статью «Основы экспозиции», все сразу станет понятнее.

Контраст

Хелависа

Не бойтесь повышать контрастность картинки. Иногда только повышением контраста и можно «вытянуть» скучную картинку. Цвета станут ярче, картинка «звонче», и даже самый унылый кадр может стать интересным.

Обратите внимание на кадры разных фотографов с одного концерта — у кого-то фотографии яркие и сочные, у других — скучные и унылые. Все правильно, ведь все снимали в одинаковых условиях (при скучном освещении), но те фотографы, кто добил контраста, получили более интересную картинку.

Кипелов Ария 25 лет

Еще один очень простой и эффективный прием обработки — добавить побольше контраста, а потом «разбавить» картинку Shadow/Highlights ( в Photoshop или RAW конвертере). Таким образом мы получим одновременно контрастную картинку, сохранив детали в светах и тенях.

Дубль, дубль и еще дубль

Концертная фотография

Делайте много дублей. Уже много снимаете? Снимайте еще больше. Флешки нынче продаются россыпью, камеры быстро «молотить» РАВы умеют. Созданы все условия, чтобы делать по 5-7-10 дублей каждого «ключевого» момента.

А иначе как? Может, конечно, повезти, и с первого дубля удастся «поймать момент». А может не повезти, и останетесь вы без хорошей фотографии, будете потом жалеть. Я предпочитаю разгребать после съемки тонны РАВов, но не упустить кадр.

Съемка концерта

Концертный фотограф не может выставить свет на сцене или общаться с музыкантами, как с моделью в студии. Он может только снимать. Именно поэтому концертная фотография лучше всего иллюстрирует, что снимает не камера, а человек. На концерте может быть десяток фотографов. Все снимают с одной точки, схожим оборудованием одну и туже сцену и тех же музыкантов на ней. А фотографии у всех выходят разные.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий