«Уральская фотоохота» – конкурс для фотографов-любителей!

Фотоохота на птиц на реке и водоёмах интересный вид как самостоятельного отдыха на реке так и как дополнение к рыбалке, водному туризму. Интересно заняться фотоохотой на животных при отдыхе с детьми, особенно летом.

Возле водоёмов гнездятся множество птиц и кормится много разнообразных животных. Река и водоёмы имеют открытые пространства на которых можно найти объект для съёмок.

Фотоохота для отдыха может не профессиональной и с не профессиональными камерами, может повести снять орла, бобра. выдру, но можно просто снимать скворцов и жаб, все равно будет интересно, а можно просто сделать снимок кота выпрашивающего рыбу.

По окраске жабы и черепахи можно ознакомится с принципами маскировки

Сядьте и будьте терпеливы

Наблюдать за дикой природой и понимать ее законы – это, возможно, лучший совет, о котором стоит помнить. Будьте терпеливы. Хотя я и следую за животными, когда они передвигаются, но я при этом очень осторожен! Я также сижу на месте, иногда на протяжении длительного периода времени, ожидая, что же произойдет.

Недавно я просидел два часа у пруда, чтобы увидеть европейских древесных лягушек. Не так уж много сделал, но у меня было время прочувствовать природу, и это тоже важно. Это способствует лучшему пониманию мира, а иногда и познанию самого себя.

В моменты, подобные этому, вы должны хорошо разбираться в своей камере, чтобы суметь быстро отреагировать и сделать серию кадров.

Советы по съемке диких животных

Ну что ж… Наконец-то появилась камера… Самой последней модели, между прочим! Стабилизатор незыблем, словно египетские пирамиды, автофокус быстр и точен, будто стрела английского лучника, а мегапикселей что жителей в небольшой европейской стране. Следовательно, зададим жару Нику Брандту, заставим трепетать Мицуаки Иваго, да и Стиву Блуму пора бы уж и честь знать… Короче, полку фотографов дикой природы прибыло!

Смешались в кучу кони, люди…

Не так давно на одном из интернет-ресурсов, посвященных этому жанру фотографии, В.Н. Мосейкин, признанный авторитет в области фотоанималистики, сформулировал «сферу влияния» wildlife-фото таким образом: «Это фотографирование животного в естественной среде обитания». И главным в этой фразе, на мой взгляд, является словосочетание «естественная среда». А уж что в ней будет находиться — животное, растение или элемент неживой природы, — не так важно. Кстати, именно поэтому очень часто пейзажную фотографию и wildlife объединяют под общим названием: фотонатуралистика.

Следовательно, предлагаю договориться: фотографировать мы собираемся все, что относится к дикой природе. Если это пейзаж — то нерукотворный, если растение или животное — то не домашнее, а если дикое — то не в вазе и не в зоопарке. Хотя… из всего бывают исключения, порой даже очень важные… Сами сможете убедиться немного погодя.

© Денис Богомолов

Что было, что будет, чем сердце успокоится…

Что было? Было мое персональное приобщение к миру фотографии природы. Через чтение специальной литературы: разнообразной иностранной и немногочисленной отечественной. Были разговоры с мастерами и авторитетами, которые, увы, заканчивались практически одним и тем же: «Лучше, чем камера А, для фотоохоты еще не придумали, использовать нужно исключительно объектив В, а снимать животных нужно только в национальном парке С страны D». Все это вызывало у меня внутренний протест: да с чего вы взяли, будто все должно быть именно так? Да, тернист путь к знанию!

Что будет? Будет простой разговор. Надеюсь, по душам. Я предлагаю вам свое видение специфики фотографии дикой природы, делюсь своими идеями, мыслями, приемами, но в свою «веру» не обращаю, поскольку уверен: люди, читающие этот материал, вполне вменяемы и самостоятельны в оценках, суждениях и выборе.

Чем сердце успокоится? Хочу надеяться, что мои рассуждения и советы помогут вам, уважаемые читатели, сделать лучший кадр всех времен и народов в жанре wildlife-фото! Вот так, ни больше ни меньше! А пока…

© law keven

Думайте сами, решайте сами

Каждый обладатель фотокамеры как минимум потенциальный фотограф-натуралист. В любом фотоархиве найдется с десяток снимков-экспериментов, снимков-попыток приобщиться к фотографии дикой природы. Но обычно дальше бледно-желтого пятнышка на грязно-сером фоне (синичка у зимней кормушки) дело не идет: уж больно мудреной оказывается такая съемка. Но мы-то с вами твердо решили стать настоящими фотоохотниками, настоящими профи wildlife-фотографии и поэтому трудностей не боимся. Однако… с чего же начать?

А начать-то как раз нужно с самого простого: аккуратно уложите камеру в чехол, чехол поместите в фирменную коробку и… уберите свою покупку с глаз долой. Подождите хотя бы несколько дней, а еще лучше недель; в это время внимательно следите за своими ощущениями и эмоциями. Неужели желание стать фотоохотником не пропало? Если нет — вы, похоже, действительно хотите снимать дикую природу!

Тогда еще один принципиально важный момент. Предельно честно и откровенно ответьте себе на такой вопрос: «А хватит ли у меня времени и терпения, чтобы стать фотоохотником?» И того, и другого у вас должно быть с избытком. Особенно терпения.

© Денис Богомолов

Дикая природа абсолютно непредсказуема. Вы можете распланировать процесс до мельчайших подробностей, сотню раз прокрутить в голове всю последовательность съемки, но достаточно неуловимого дуновения ветерка, и все ваши планы и идеи так и останутся планами и идеями. Вот тут-то самое время вспомнить бессмертные слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Именно спокойствие, терпение и здравый смысл — ваши верные помощники во время фотоохоты. Я, кстати, уверен, что из Карлсона получился бы идеальный фотограф-натуралист: представляете, какие возможности для съемки открываются при использовании пропеллера? Пройдет не один год, будет отснята не одна сотня кадров, вы успеете сменить несколько камер, прежде чем у вас получится что-нибудь достойное высокого звания настоящей фотографии дикой природы. И это совершенно нормально! Просто будьте готовы к этому.

Хотите ускорить процесс? Тогда снимайте как можно больше, выезжайте (выходите) на съемки как можно чаще, поскольку опыт — не только лучший учитель, но и самый короткий путь к совершенству. Хотя что это я скатился к прописным истинам? Об этом и так всем известно.

А еще хочу поделиться вот каким наблюдением: я заметил, что во время съемок дикой природы человек меняется настолько, что вновь становится… человеком. Вмиг пропадают агрессия и беспокойство, зато проявляются те качества, о которых в суете городов мы напрочь забываем. Порой это приводит к необратимым последствиям, поэтому должен предупредить: wildlife-фотография может принести пользу вашему физическому и психическому здоровью! А вы к этому готовы?

© law keven

© law keven

А что у вас, ребята, в рюкзаках?

…а также в сумках, кофрах и чехлах? В смысле, чем собираемся снимать дикую природу? Угадать совсем не сложно: у вас либо цифрокомпакт, либо так называемая просъюмерская камера (их часто называют полупрофессиональными, что, на самом деле, не совсем корректно), либо цифровая зеркалка. По моему глубокому убеждению, для начинающего фотоохотника тип камеры особого значения не имеет. Зато принципиально важно вот что: ваша прямая обязанность — досконально изучить все ее возможности. Вы должны научиться буквально на ощупь, на лету приводить аппарат в рабочее положение, вслепую устанавливать необходимые настройки и выбирать режимы. И это принципиально важно, поскольку фотография дикой природы — это один-единственный миг, который нужно не только уловить глазом, но еще и быть готовым запечатлеть его с помощью включенной, а также соответствующим образом настроенной камеры.

© Денис Богомолов

А знаете ли вы, что в любой (даже самой простецкой) камере среднестатистический фотограф-любитель использует только 40% ее реальных возможностей? Что же тогда говорить о сложных системах цифровых зеркальных аппаратов? Но вы-то не желаете быть тем самым среднестатистическим, поскольку среди фотографов-анималистов cреднестатистической серости быть не может! Следовательно — изучать, изучать и еще раз изучать все доступные опции вашей камеры. И не только изучать, но еще и использовать их, причем не бездумно. Иногда в обзорах камер (особенно в тестах цифровых компактов) можно прочитать примерно следующее: «У данной модели несколько запутанное управление». В таких случаях я всегда вступаю в мысленный диалог с автором: «А чего же вы хотели-то?! Это же плата за размер!» Чем меньше камера, тем сложнее выставить правильные настройки: порой даже в спокойной ситуации путаешься в том, сколько раз нужно нажать на малюсенькую кнопочку, чтобы добраться до нужной опции. А делать то же самое в условиях дикой природы?

© Денис Богомолов

В нашем великом и могучем языке есть замечательное слово: приноровиться. Как мне кажется, стоит немного помучиться, почувствовать «норов» камеры, зато потом работать с ней, что называется, на одном дыхании: все-таки фотоаппарат — не модный аксессуар, а рабочий инструмент, призванный четко и безотказно выполнять определенную работу. Как-то раз один уважаемый фотомастер спросил меня: «А сколько раз в день ты берешь в руки аппарат?» «Ну… я делаю около сотни кадров в сутки!» — с гордостью ответил я. «Нет, ты не понял, — пожилой фотограф покачал головой, — сколько раз в день ты берешь его, просто чтобы подержать в руках, почувствовать вес, форму?» Я удивился: «А это важно?» Мастер ответил: «Это необходимо, потому что только с камерой в руках ты фотограф. А все остальное время — простой владелец фотоаппарата». Полагаю, тут комментарии совершенно излишни.

© Денис Богомолов

Заросли черемухи душистой…

Расхожее утверждение «снимает не камера, а фотограф» верно лишь отчасти, а применительно к съемкам дикой природы подчас не верно совсем. От камеры на самом деле зависит очень многое. Однако даже самая крутая профессиональная зеркалка с легкостью способна выдавать совершенно бездарные кадры. Следовательно, человек в этом деле — не самое последнее звено. И вот тут могу посоветовать всем без исключения начинающим фотографам дикой природы: учитесь фотографическому восприятию действительности. Представьте, что вы гуляете по осеннему парку (кстати, из него можно не выходить, поскольку именно туда мы скоро вернемся, но уже с камерой в руках). Под ногами разноцветный ковер кленовых листьев, воздух прозрачен и наполнен тонкими осенними ароматами, а высоко-высоко, в бездонном синем небе, медленно плывут похожие на белые перины облака… Представили? Отлично! А теперь усложняем задачу: представьте, что вы глядите на это осеннее великолепие через видоискатель камеры. Ну как? Ничего не изменилось? Изменилось! Да еще как! Причем далеко не в лучшую сторону. Так вот: смысл фотографического восприятия сводится к тому, чтобы глядя на потенциальный объект съемки (ландшафт, животное или растение), заранее представлять себе, как он будет выглядеть в кадре, на фотографии. И исходя из этого рассчитывать и продумывать наиболее удачную компоновку, экспозицию, иные параметры съемки, а в некоторых случаях даже варианты постобработки.

© Денис Богомолов

Квинтэссенцией фотографического восприятия является «покадровое мышление»: это когда фотограф начинает воспринимать окружающий мир и анализировать его исключительно как череду удачных или неудачных кадров. Если такое состояние наступает (лично у меня оно наступает периодически, к сожалению), стоит отложить камеру и немного передохнуть, денька два-три. А для особо пытливых и увлеченных могу предложить максимально сложное как для осознания, так и для выполнения задание: попробуйте снять так, чтобы человек, рассматривающий фотографию, ощутил запах, который ощущали вы сами в момент съемки и на ее месте. Ну, например, все знают, как пахнет полынь. А вот заставить зрителя вспомнить этот запах в момент любования вашим степным пейзажем… Вот это — высший класс фотографа!

© Денис Богомолов

© acaben

Поделись улыбкою своей… или яростью

Да как же так — иметь в руках современную камеру и не делать технически совершенных кадров? Нонсенс! Именно так. Определенно, нонсенс. Просто недопустимо! Только вот… что толку от безупречного кадра, если он пресный, неживой, неинтересный? Поглядите на работы признанных мастеров жанра: в них есть то, что цепляет, есть эмоции. И это, смею вас заверить, куда более важное качество фотографии, нежели резкость, идеальный баланс белого и соблюдение правила третей. Фотограф просто обязан дать возможность зрителю добавить к фотографии свои собственные эмоции, домыслить и дочувствовать ее. Ведь мы склонны передавать свои ощущения и переживания всему, что наблюдаем в данный момент. Да почему вы решили, что этот самец горной гориллы улыбается, а тот лемминг застыл от ужаса? Да потому что вам так кажется! Потому что вы переносите свои ощущения от увиденного в реальную ситуацию. И вам, на самом деле, совсем не обязательно знать, что самец гориллы своей «улыбкой» выражает крайнюю степень сексуального неудовлетворения, а лемминг, «застывший от ужаса», пугает другого лемминга.

© Денис Богомолов

Я очень часть использую свои фотографии на семинарах при обсуждении со студентами-биологами тех или иных аспектов поведения животных. Так вот, даже они, будущие специалисты, рано или поздно начинают воспринимать фотографии не с точки зрения профессионала, а как простые зрители, то есть эмоционально, и поэтому: «Ой, как классно этот зубр ухмыляется!» Но как наполнить изображение эмоциями? А вот это, пожалуй, самый сложный аспект фотографии дикой природы. Можно освоить все премудрости съемки, выдавать безупречные с точки зрения техники и композиции кадры, но… Однако если вы приобретете опыт, то сможете предугадывать развитие ситуации, оценивать изменения в состоянии объекта и на основании этого ловить эмоционально окрашенный кадр, который потом будет дополнен переживаниями и ощущениями зрителей. Если у вас есть чутье (а оно есть у всех, просто у большинства пребывает в состоянии глубокого анабиоза), вы очень скоро научитесь выхватывать из череды ничем не примечательных моментов тот самый, единственный. А еще по-настоящему классные фотографии дикой природы получаются в двух случаях:

— если фотографу сильно повезло; — если фотограф заранее подготовился и узнал все что можно об объекте съемки.

Мы еще будем подробно об этом говорить. Однако уже сейчас могу вас заверить: настоящий фотограф дикой природы — это еще и великолепный натуралист. И, знаете ли, порой фотоохотники оказываются более квалифицированными специалистами, нежели биологи с университетскими дипломами.

© Денис Богомолов

Кто-то, прочитав данный материал, непременно пожмет плечами: «Ну и где здесь хоть слово о приемах фотоохоты?» Согласен, непосредственно к фотоохоте еще не приступали. Однако если бы мы сегодня не поговорили на эти темы, никакой фотоохоты вообще не получилось бы! Зато появились бы очередная бледно-желтая точка на грязно-сером фоне и разочарование. А чтобы этого не произошло…

© The Hunter

Повторенье — мать ученья!

Итак, давайте подытожим: * вы должны обладать свободным временем, безграничным терпением и не унывать, если что-то не получается так, как хотелось бы; * независимо от того, какой камерой вы снимаете, вы должны знать ее на «пять с плюсом», чувствовать и уметь управлять фотоаппаратом вслепую; * даже ради интереса стоит попробовать воспринимать окружающую действительность фотографически, глядя на мир как бы через видоискатель; * в сочетании «фотограф-натуралист» оба слова равноценны, а порой важнее быть натуралистом, чем фотографом; * будьте готовы к тому, что фотография дикой природы круто изменит вашу жизнь.

Ну как, выдвигаемся в парк или остаемся дома?

© Денис Богомолов

Будьте готовы к неожиданностям

Кадр борьбы оленей в сезон гона – пример необходимости быть всегда наготове, знать свою камеру и быть способным правильно проэкспонировать кадр точно вовремя. Этот кадр — результат везения. Я следовал за оленями несколько дней, и у меня никак не получалось увидеть борьбу, хотя я слышал их издалека.

Находясь на другой стороне холма, я бы услышал звуки борьбы на расстоянии нескольких миль. Но волей случая, я проходил близко к группе животных, когда эти двое начали бороться. Моя камера была наготове, и я сделал 4 или 5 кадров, из которых выбрал этот один, наиболее сильный, по моему мнению. Использование телеобъектива 100-400 мм позволило мне поиграть с компоновкой кадра, сохраняя дистанцию.

«Укрытие на колесах» — отличное решение по многим причинам. И оно предлагает вам ряд способов для поддержки объективов.

Фотоохота. Советы начинающим

Одним из наиболее увлекательных, необычных и в то же время сложных жанров фотографии является фотоохота. Это съемка животных, птиц или насекомых в естественных для них условиях обитания. Фотографии животных приносят массу положительных эмоций, такая съемка открывает перед фотографом широкие возможности для поиска интересных кадров и наиболее выигрышных сюжетов. Многие фотографы, занимающиеся фотоохотой, готовы часами сидеть в укрытии только для того, чтобы порадовать себя и своих знакомых каким-либо одним необычным кадром. Какие советы и рекомендации можно дать новичку, пытающемуся освоить этот сложный жанр фотографии?

Выбираем технику

Начнем с техники, которую стоит использовать для фотоохоты. Поскольку снимать животных крупным планом зачастую приходиться с почтенной дистанции, чтобы не спугнуть, имеет смысл использовать компактные ультразумы или зеркальные аппараты с длиннофокусной оптикой. Обладателям зеркальных фотоаппаратов стоит выбирать из объективов с фокусными расстояниями 70-300 мм в эквиваленте для 35-миллиметровой камеры. Для съемки птиц приходится иметь дело с еще большей дальностью съемки, поэтому здесь можно использовать оптику с фокусным расстоянием 100-500 мм. В отдельных ситуациях пригодится и объектив с фиксированным фокусным расстоянием (например, 400 мм), с помощью которого можно получить отличные результаты.

ISO80 , Фокусное расстояние 432 мм (в эквив.)

Фотоохота просто не может обойтись без съемки движущихся объектов, поскольку многие животные практически постоянно находятся в движении. Фотографирование на длинных выдержках очень часто приводит к смазыванию изображения. Не спасает даже встроенная в камеру система стабилизации. В этой связи фотографу приходиться задействовать быструю съемку на коротких выдержках, что обуславливает еще одно требование к используемой цифровой фототехнике – наличие достаточного запаса по светочувствительности матрицы.

Также важно, чтобы фотоаппарат был скорострельным, то есть у него должен быстро работать затвор, сама съемка и запись кадров на карту памяти должны производиться максимально быстро. Камера должна поддерживать высокую скорость серийной съемки для возможности делать серию снимков за очень короткий промежуток времени, и в этом плане фотографу могут отлично подойти современные скоростные компакты. Естественно, что камера должна поддерживать и съемку в формате RAW – так можно получить более качественные результаты и более широкие возможности для последующей обработки фотографий.

Где снимать?

Помимо правильно подобранной техники, фотограф, осваивающий новый для себя жанр фотоохоты, конечно, должен получить представление об особенностях и повадках различных животных, экологии и географии животного мира. Для этого рекомендуется почитать специальную литературудля изучения всего жизненного цикла того или иного животного (когда у него брачный сезон, период кормления или высокой активности) и проштудировать весь Интернет на предмет особенностей съемки тех или иных видов.

ISO200, F7.1, 1/320c, 300 мм

На начальном этапе хорошим вариантом может стать съемка животных в зоопарке. Туда лучше отправиться в будний день, когда народу меньше и можно без проблем занять удобное место у клетки или вольера. И даже если стоит не самая приятная холодная или пасмурная погода – это не повод откладывать свой визит в зоопарк, ведь многие животные как раз в такую погоду выползают из своих укрытий, где они обычные дни скрываются от жары и яркого солнечного света.

Только поднабравшись достаточного опыта в съемке и изучив суть предмета, можно отправляться в естественные условия обитания животных. Необходимо определиться с тем, каких животных Вы будете снимать и, соответственно, куда отправиться с экспедицией. Для целей фотоохоты лучше всего подходят национальные парки и природные заповедники. Необходимо узнать, на каких условиях туда можно приехать, какие правила посещения и фотосъемки там действуют, существуют ли определенные ограничения.

В крупных национальных парках предусмотрены специальные места для фотографов, удаленные от мест дислокации обычных туристов. После приезда на место стоит выбрать профессионального гида, который знаком с местными особенностями и будет сопровождать Вас во время съемок. В африканской саванне и других регионах от гида может напрямую зависеть безопасность и жизнь фотографа.

Как снимать?

Если фотографировать животных в пассивном, лежачем состоянии, то вряд ли можно получить какие-либо интересные кадры. Конечно, лучшие результаты дает съемка животных в движении – во время кормления, игр или охоты на других представителей животного мира. Здесь можно перевести камеру в серийный режим и снимать по нескольку кадров за короткий промежуток времени.

ISO200, F2.4, 1/80, 52 мм (в 35-мм эквив.)

Другой вариант съемки движения предполагает правильный расчет траектории движения животного и наведение камеры на одну из точек этой предполагаемой траектории. Далее следует нажать на кнопку спуска затвора наполовину, чтобы камера смогла сфокусироваться на этом месте, а после того, как животное вбежало в кадр, нажать кнопку до конца. Четкие фотографии движущихся объектов можно получить только с использованием коротких выдержек – порядка 1/250 или 1/500 секунды.

Как известно, значение выдержки не должно превышать величину, обратную фокусному расстоянию. На практике же для получения четких и резких кадров выдержка должна быть в несколько раз меньше этой величины. Для съемки движущихся в кадре животных рекомендуется использовать режим приоритета выдержки или сюжетный режим «Спорт».

Как правило, фокусировку следует производить по глазам животного, хотя это и не всегда возможно. Не забывайте вносить поправки в экспозицию, поскольку встроенная автоматика камеры не всегда может обеспечить правильную проработку деталей в кадре, она имеет склонность к усреднению деталей. При высоком контрасте изображения вносить экспопоправки просто необходимо для получения качественных кадров.

Звери, как и люди, ведут себя по-разному, поэтому так важно изучить не только повадки интересующего Вас животного, но и ареал его обитания, места и способы кормления. Такая информация бывает полезной для того, чтобы принять окончательное решение, как снимать и какую технику фотографирования использовать для того, чтобы получить необычные, яркие снимки. По сути, к каждому конкретному животному необходим собственный, индивидуальный подход. На первом этапе не лишнем будет познакомиться и примкнуть к уже опытному фотоохотнику, который может дать ценные советы, опираясь на свой многолетний опыт.

Лучший вариант фотосъемки в условиях естественной среды обитания – это фотографирование из специального укрытия. Такое укрытие (темное изнутри) устанавливается обычно в темное время суток за несколько дней до съемки. Входить в укрытие рекомендуется только перед рассветом, когда животные отдыхают и обращают меньше внимания на происходящее вокруг.

При создании укрытия необходимо учитывать положение солнца и ветер, чтобы с одной стороны, животное не учуяло запах человека, а с другой, излишние тени не испортили бы сделанные кадры. Укрытие должно быть хорошо закреплено для устойчивости при сильном ветре. Его устройство должно позволить Вам вести всесторонне наблюдение за животными. Строить укрытие необходимо с особой тщательностью и вниманием, если Вы планируете снимать хищников. На сафари в Африке в качестве таких укрытий часто используется автомобиль. Естественно, что снимая животных из укрытия, следует на время забыть о курении или разговорах по мобильному телефону.

Фото через решетку вольера (ISO100, F4, 1/160, 420 мм в эквив.)

Если Вы только осваиваете фотоохоту и решили попрактиковаться в съемке животных в зоопарке, то здесь приходиться иметь дело с решетками и клетками. Животное за такой решеткой будет выглядеть на снимке не слишком красиво. В то же время подбираться как можно ближе к зверю и просовывать объектив камеры сквозь ячейку решетки следует осторожно. Преодолеть препятствие в виде прутьев клетки можно с помощью оптического зума. Приставив объектив фотоаппарата вплотную к клетке, следует максимально открыть диафрагму, чтобы передний план потерял резкость, и тогда прутья клетки станут менее заметными на фотографии.

При компоновке кадра лучше всего брать животное крупным планом. Либо искать интересные моменты для жанровых снимков, когда звери резвятся или играют друг с другом. В любом случае изобилия пустого пространства в кадре быть не должно, для комфорта зрителя нужно лишь оставить немного места по краям изображения. Порой очень увлекательными могут выглядеть сцены взаимоотношений людей и животных.

В условиях естественной среды обитания интересны не только сами животные, но и живописная природа, красоты которой также можно показать в кадре. На самом деле фотоохота предлагает фотографу огромные возможности для творчества и поиска интересных кадров. При выстраивании композиции снимка следует ориентироваться на пропорции животного. Например, при съемке жирафов композиция явным образом стремится к вертикали, поэтому имеет смысл развернуть камеру и сделать вертикальный кадр.

Напоследок, следует напомнить, что настоящий фотоохотник должен обладать колоссальным терпением и выдержкой. Ведь главное при съемке диких животных – это именно умение терпеть и ждать. Засада из-за укрытия может продолжаться в течение нескольких часов для получения желаемых результатов. Если у Вас этих качеств пока нет, то придется воспитывать их в себе по мере накопления опыта подобных съемок. И в то же время фотоохотник должен обладать азартом, настоящей любовью и страстью к тому, что он делает. Без этих качеств также сложно надеяться на яркие, интересные кадры.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Используйте машину как укрытие

Я много хожу пешком, чтобы искать животных для фотосъемки, но я также использую машину в качестве прикрытия. Животные ощущают меньшую угрозу от транспортного средства, и, помимо того, что это прекрасное место для пережидания плохой погоды, в ней можно и спрятаться. Крупные животные и даже птицы подойдут близко к машине, но умчатся прочь, как только вы выйдете оттуда. Сдается мне, мы им кажемся слишком уродливыми!

Также, если вы используете автомобиль в качестве укрытия, вы можете попробовать простой способ сохранить неподвижность камеры. Я использую вешалки для пальто, которые есть в большинстве моделей машин, чтобы подвесить шейный ремешок, который обернут вокруг объектива. Это хорошо работает и дает вам полную свободу.

Кадр с оленями потребовал терпения, пока пара из них не подошла близко к воде, что помогло сделать эту фотографию, обыграв симметричность картинки.

Фотоаппарат для фотоохоты на птиц

Вести съёмку можно и на мобильник и на современный смартфон, можно приобрести дорогой фотоаппарат с телеобъективом, а можно снимать на цифровой фотоаппарат с большим увеличением (в настоящее время есть цифровые камеры с 50-ти, 60-ти кратным увеличением). Такой фотоаппарат позволит делать снимки например на другом берегу средней реки.

Вот например фото луны снятой на цифровую камеру с 50-ти кратным увеличением

Знайте свой объект

Фотография молодых оленей, отражающихся в воде, это результат терпения и знания моего объекта съемки. Осведомленность об особенностях поведения животных, за которыми вы следуете, поможет вам получить лучшие кадры. Но знайте, чтобы сделать все правильно, тоже требуется время.

Я прождал все утро у воды, чтобы сделать этот снимок. Появлялись другие животные, но вся суть именно в этих двух оленях, стоящих бок о бок, что немного похоже на двойное отражение. Капелька удачи за то, что мне хватило терпения посидеть и подождать.

Вы должны быть готовы работать быстро, чтобы заснять играющих или дерущихся диких кабанов.

05.10.2016

Вчера мы обсудили фотоохоту на людей и птичек. А сегодня мы обратимся к более сложной теме. Почему сложной? Да потому что птички и человечки не откусят Вам голову и не переломают ноги, если увидят на своей территории.

Практически вся фотосъемка дикой природы происходит в естественных условиях: в диком лесу в засидке, на водоеме в укрытии, в чистом поле… Причем Вам придется ждать объект фотосъемки. Ждать долго и далеко не всегда успешно.

Сразу оговорюсь, есть звери, встреча с которыми в дикой природе принесет Вам отличные кадры. Последние кадры.

Например, рысь

. Этот трехнедельный котенок рыси снят в зоопарке. В дикой природе такую фотографию сделать нельзя. Если в лесу Вы встретите таких милых пушистых существ, то нужно немедленно бежать. Ибо рядом их мама, а ей очень не нравится, когда нарушают ее ареал обитания. Тем более, если Вы приблизились к ее драгоценному потомству.

Лисы

намного более просты в общении и при фотосъемке. В подмосковных лесах лисы очень пугливы, а вот вдали от Москвы и городов они непуганые и порой подпускают человека к себе.

Этот кадр сделан из специального укрытия.

Под кучей снега расположена брезентовая палатка, в которой размещается фотограф с телеобъективом. Ждать обычно приходится долго. В среднем 2-3 часа.

Зажигать огонь и греться горячительными напитками нельзя. Курить тоже. Вы просто сидите и ждете, пока лиса придет на приваду ( мясо). Зимой мне хватает 2 часов, чтобы начать коченеть. Спасают специальные каталитические грелки. Они не выделяют запах, и их можно кинуть в перчатки и обувь.

Фотосъемка диких птиц.

Тут Вам понадобится укрытие и терпение. И совет егеря, где обычно происходит основная тусовка птиц. Если повезет- птичка подпустит Вас очень близко. А не повезет- Вы ее вообще не увидите.

Для фотосъемки лебедей на водоеме применяются плавучие укрытия. Вы в них забираетесь и перемещаетесь в наиболее удачную точку съемки ( перемещаетесь, идя по дну). А затем ждете. Лебеди не очень пугливы, а по отношению к другим пернатым, например гусям и уткам, агрессивны. Поэтому на водоемах с лебедями обычно не бывает других птиц.

Самые удачные кадры получаются на восходе и закате. Лебеди- очень грациозные и красивые птицы.

А вот такой кадр получить достаточно сложно. Дело в том, что потомство осенью уже встает на крыло, а эти три гусенка черного лебедя ( лебеденка) припозднились.

Чтобы снять глухаря

, Вам придется ранней весной прибиться к охотникам. Обычно на ток едут в Карелию в апреле- мае. Там еще лежит снег, и глухари собираются токовать, драться и давать потомство.

Нужно с вечера оборудовать себе место, а часа в 3 ночи прийти туда с фотокамерой и залечь.

Самое основное действо начинается после восхода солнца.

Чтобы делать удачные фото зверей в дикой природе, Вам придется освоить все, чем владеет хороший охотник: знать повадки зверей, познакомится с егерем, который сможет подсказать, где и когда найти зверя или птицу. И еще , конечно, нужны засидки- они есть в любом охотничьем магазине. Я, как охотник, всем этим владею, потому и фотосъемка в дикой природе дается легче.

Но если Вы всерьез решите заняться фотосъемкой диких животных- езжайте в ближайшее охотхозяйство и говорите с егерем. Он подскажет, как лучше поступить. Уж лис, например, в Подмосковье полно. За более серьезной дичью нужно ехать на охотбазы Карелии или Волги.

Но самое главное- терпение. Ибо удачна лишь 1 из 5 подобных фотосъемок.

С уважением, Виктор Седов.

Преподаватель фотокурсов.

PS Про то, что нужен хороший длиннофокусный объектив, я не упомянул- это само собой.

Сохраняйте дистанцию

Дикие кабаны – это потрясающий вид для наблюдения и фотосъемки, но они могут быть опасны. Они нападали на меня безо всякой видимой причины, и я был вынужден искать убежище. Они также очень агрессивны по отношению друг к другу, даже в спокойной обстановке может неожиданно начаться столпотворение.

Нужно уметь сохранять дистанцию и разведать оптимальный путь к отступлению, если таковая необходимость возникнет. Постарайтесь никогда не приближаться к новорожденным поросятам и свиноматке. Простой сигнал бедствия от поросенка заставит мать примчаться в полной боевой готовности. И все стадо может решить протянуть ей руку помощи.

Встреча с животным на близком расстоянии требует осторожности, но может принести свои плоды.

Меры безопасности и фотоохота на птиц и животных

  1. Река и водоёмы это источник опасности и сильно рисковать ради хорошего снимка не стоит.
  2. Селфи с животными и птицами. Животные и птицы также являются источником опасности. Так известен случай когда рыбаки решили сделать селфи с бобром, бобр испугался и перегрыз одному из рыбаков артерию, всё кончилось летальным исходом.
  3. Осторожно надо подходить к фотосъемке змей, хорошо сделать фото с близкого расстояния ужа, ели Вы знаете что это уж, а если змея не знакомая к ней приближаться не стоит.
  4. При фотосесии зимой выход на лёд всегда связан с риском.

Если не повезло сфотографировать дикое животное

Примите вызов

Данное изображение иллюстрирует отступление от правил безопасности. Дикий кабан был достаточно любопытен для того, чтобы подойти близко ко мне, и эта ситуация «с глазу на глаз» дала мне шанс сделать такую фотографию. У меня было время на выкадровку, выстраивание композиции и съемку более чем одного кадра, прежде чем животное решило уйти и скрыться в зарослях.

Я всегда ищу признаки опасности в такие моменты, но я думаю, что необходимо оценивать каждую ситуацию отдельно и пытаться извлечь из нее максимум пользы. На этот раз я получил прекрасный портрет.

Зимняя фотоохота и советы по съемке птиц

Фотографировать птиц могут не только обладатели профессиональных и дорогих фотокамер, если у вас есть неплохая зеркалка начального уровня или хороший системный фотоаппарат, вы можете рассчитывать на красивые снимки. Более того, камеры с матрицами APS-C (кроп фактор 1,5) подходят для съемки дикой природы даже лучше чем фотокамеры с полнокадровыми матрицами, так как объектив со скромным фокусным расстоянием 300-мм, будет фотографировать с приближением эквивалентным 450 мм и более, что позволяет делать превосходные фотографии пернатых друзей.

Для того что б получить возможность фотосъемки птиц, вам придется привлечь этих капризных моделей. Конечно, вы можете целыми днями бродить по парку в поисках птиц, но лучше приманить их к себе. Для этого установите кормушку и сосуд с водой, в безопасном и удобном и для вас, и для птиц месте. Вы можете кормить их круглый год, но в конце осени, зимой и ранней весной они наиболее голодные.

Корм для пернатых моделей следует выбирать разнообразный и полезный, кроме стандартных зерен, которые можно купить в зоомагазине, в кормушку можно положить арахис, кунжут, семена подсолнечника, изюм и тертый сыр.

Организовывая кормушку для птичек, которых в дальнейшем вы собираетесь снимать, вы сами выбираете подходящее для съемки место. Поэтому повесьте кормушку там, где вам кажется, фон для кадров будет удачным. Повесив кормушку на ветке, разбросайте немного зерен на земле, что бы привлечь внимание птичек. Очень вероятно, что они не сразу найдут ваши угощения, особенно в очень холодную погоду, но будьте терпеливы.

Некоторые виды очень привычны к присутствию людей, и вы сможете спокойно сидеть неподалеку от них и фотографировать. Но есть и такие, которые могут вас бояться, и просто не подойдут к еде, если заметят человека неподалеку.

Вам лучше всего спрятаться, чтобы птицы были более расслабленными и спокойными. Так, они смогут резво общаться друг с другом и вести себя естественно и без опаски, что приведет к более интересным кадрам.

Вы можете спрятаться за кустами в парке, или, если фотографируете у себя в саду, можете смастерить себе небольшое укрытие из листа фанеры, или отходов древесины. Если есть возможность, вы можете фотографировать из окна. Главное помните, что у птичек очень хорошее не только зрение, но и слух, поэтому старайтесь вести себя как можно тише, не создавая лишних скрипов и шороха.

Обрамление ваших зимних фотографий дикой природы

Подумайте о том, каким должен быть фон на ваших снимках, учтите, он должен дополнять фотографию, а не отвлекать от основного сюжета. Размытый фон нейтрального цвета будет лучшим вариантом, для фотографии птицы.

Если трудно найти подходящее место в саду, или в парке, которое обеспечило бы хороший фон, то по возможности, вы можете решить эту проблему своими силами. Как вариант, вы можете взять окрашенный лист фанеры, однотонную светлую ткань, или еще что-то, что могло бы подойти. Прикрепите искусственный фон на забор, или на стену дома, и уже в зависимости от выбранного места устанавливайте кормушку.

Расположите фон, достаточно далеко от объекта, так, что бы он находился вне фокуса, тем самым создавая естественный эффект.

Освещение не менее важно, причем, освещение может быть и достаточно ярким, благодаря солнечным лучам, так и тусклым, в туманную, или снежную погоду. Яркий солнечный свет будет наиболее привлекательным на рассвете, или на закате, поэтому следите за положением солнца, так как от этого зависит удачность вашего будущего снимка.

Ваше положение для съемки является важным аспектом, особенно в пасмурный день. Постарайтесь найти наиболее удачный ракурс, так, что бы птичка была хорошо освещена, Плохая погода — падающий снег или туман, могут добавить вашей фотографии большей оригинальности и привлекательности.

Как видите, съемка дикой природы возможна и зимой, кроме того, фотографируя птиц зимой, вы учитесь, узнаете новые возможности своей камеры и получаете огромное удовольствие от общения с природой и от фотографий. Просто начните, и у вас все получится. Ниже приведены три простых способа, снимать дикую природу зимой в саду, или в парке

Советы

Кормите птиц

Начните подкармливать птичек на одном и том же месте, установив там кормушку и сосуд с теплой водой, регулярно проверяя наличие воды и еды. Выберите хорошо освещенное место, с нейтральным фоном. Не тревожьте птиц

Съемка птиц в полете

Невероятно красивыми будут фотографии птиц в полете. Для таких фотографий вам потребуется карта памяти большой емкости и немного терпения. Что касается условий съемки, то на улице должна быть ясная солнечная погода. Для резких фотографий вам придется поставить высокое значение ISO и выдержку около 1/2000 сек.. При съемке птиц в действии есть вероятность сделать смазанный кадр, поэтому настройки должны способствовать максимально четких снимков.

Автоматическая фокусировка не надежная для быстрой и оперативной съемки мелких птиц, поэтому лучше установить ручную фокусировку. Сначала сфокусируйтесь на птице, а затем фотографируйте. Если птица ест в кормушке и постоянно двигается, у вас может получится неплохой снимок. Так же можно использовать серийную съемку. Если у вас есть возможность, попробуйте сфотографировать птиц на расстоянии, используя дистанционный спуск затвора, так вы сможете наблюдать за пернатыми на жердочке, а затем сделать несколько последовательных кадров.

Заключительные рекомендации по фотографированию птиц

Ухаживать за птицами

Обеспечьте пернатых друзей свежим, качественным и вкусным кормом и не забывайте наведываться к кормушке, что бы проверить свежесть продуктов. Кушая плохой или не свежий корм птички могут заболеть. Поставьте возле кормушки и поилку с теплой водой, что бы она не замерзала, и периодически меняйте водичку.

Прикормка Рассыпьте корм под кормушкой и разместите на самой кормушке яркую веточку с ягодами, даже искусственными, что бы привлечь внимание птиц.

Фон Если естественного однотонного фона у вас нет, по возможности, смастерите его самостоятельно.

Большая апертура Самые красивые фотографии те, на которых фон будет размытым, а объект съемки четким и резким. Для этого установите на своей камере большое открытие диафрагмы, приблизительно на таких значениях как F / 4 или f/5.6. Это в сочетании с длинным фокусным расстоянием даст очень малую глубину резкости, тем самым позволяя вам сделать прекрасные снимки с размытым фоном и четким изображением птицы.

Против света Попробуйте пофотографировать напротив солнца, так вы получите красивый силуэт птицы, на изображении будет красиво просматриваться оперение птички. Такую съемку лучше проводить с не очень ярким светом, на фоне рассвета или заката. Такие фотографии наполнены особым драматизмом и мистичностью.

Марк Хемблин – автор фотографий представленных в статье.

3 января, 2013

Оставайтесь в безопасности

Мне нравится быть одному на природе, и я думаю, что каждый фотограф любит уединение, которое там испытываешь, самостоятельно превозмогая трудности. Стоит отметить, что я всегда очень осторожен, чтобы не попасть в ситуацию, о которой я могу пожалеть. Предупредите людей о том, куда вы идете и когда собираетесь вернуться, остерегайтесь диких животных и смотрите под ноги.

Это лучшие советы, которые я получил от других фотографов и я всегда помню о них, когда выхожу на съемку. Можете ли вы посоветовать что-то еще, что поможет фотографировать дикую природу лучше? Поделитесь с нами в комментариях.

Автор: JoseAntunes

Совершенствуем знания • Урок №12. Фотосъемка птиц и животных

  • Выставочное фото (оно же рекламное).
  • Портфолио.
  • Репортаж.

Выставочное фото – это не только репортаж со всевозможных выставок собак и кошек. Это также рекламное фото для сайтов и каталогов, показывающих представителя породы во всей красе. Может сниматься как в студии, так и на природе. Главная задача выставочной съемки – показать животное во всей красе, продемонстрировать идеальное соответствие стандартам. Поэтому перед съемкой обязательно прочитайте стандарт породы животного, которого будете снимать. Даже не только прочитайте, но изучите вдоль и поперек.

Поговорите с заводчиком (или клиентом), узнайте его пожелания относительно съемки. Если речь идет о собаке, то, как правило, необходимо будет сделать кадр в выставочной стойке. Выставочная стойка снимается в профиль – голова гордо поднята, передние лапы стоят ровно, прямо, параллельно друг другу, одна задняя нога стоит ровно, вторая (ближняя к фотографу) чуть отведена назад. Также, скорее всего, необходима будет фотография анфас сидящего животного, крупный план и выставочная стойка, снятая не четко в профиль, а чуть с разворотом. Старайтесь при такой съемке подчеркивать достоинства животного и скрывать недостатки. Лапы коротковаты? Присядьте пониже. Окрас не слишком насыщенный? Выбирайте цвет фона, который подчеркнет оттенок шерсти. Не пытайтесь понять личность и характер животного. Для выставочной съемки это и не надо. Тут все, как в фэшн съемке девушек для модных журналов. Акцент на внешность, тело, одежду (усы, лапы и хвост!). Характер оставим для другой фотосессии.

Портфолио домашнего питомца – это, пожалуй, самый интересный жанр. На съемку приводят очаровательное (хотя порой и кусачее) существо и просят «сделать красиво». Вот тут уже стоит понять характер модели и отразить это в фотографиях. Какое животное перед вами? Доброе, улыбчивое, игривое, скромное? Все это надо показать, чтобы хозяин «узнал» своего питомца. Это должен быть именно его любимый Тузик, а не просто терьер :)

Съемка также может проходить в студии, на природе или дома у заказчика. Самый большой недостаток такого типа фотосессий – ограничения на распространение фотографий. Чаще всего хозяева просят не размещать снимки их любимцев ни на сайтах, ни даже на своих персональных страницах. Поэтому набрать что-то для своего портфолио бывает крайне сложно. Данные условия необходимо обговорить с хозяином животного заранее.

Репортаж при съемке домашних питомцев больше всего напоминает съемку диких животных. Это уже просто ловля момента на собачьих площадках, в парках и даже подворотнях. Стоит помнить только два основных момента:

  • Бойтесь агрессивных животных.
  • Бойтесь еще более агрессивных хозяев, вопящих «Какого… ты снимаешь моего Шарика?». Хозяев лучше заранее спросить разрешения поснимать, если такая возможность есть.

Где снимать? Никогда не начинайте снимать животное сразу. Если вы с первой же секунды рухнете на траву и будете тыкать объективом в нос бедной модели, то в лучшем случае, она спрячется за хозяина. В худшем случае, прятаться придется уже вам. Дайте животному время поиграть, погулять, обнюхать вас. Сделайте вид, что вам модель совершенно не интересна. Потом можете попросить хозяина поиграть с питомцем, а сами в это время снимайте. Хорошо попробовать снимать из-за укрытия (кусты и скамейки вполне подойдут). Если собака вас не видит, то и не будет постоянно следить за вашими действиями. НО! Такой вариант исключен, если в роли модели крупная собака, прошедшая курс караульной службы. А то может принять фотохудожника за «дразнилу».

Обязательно выбирайте правильное место для съемки, красивые фоны. Продумайте это заранее, попросите заказчика показать несколько фотографий питомца до съемки. Лучше снимать в те часы, когда солнце не слишком яркое. Если модель спокойна и послушна, то на помощь может прийти ассистент с отражателем.

Выбирайте тихие, уединенные места. Толпа других собак, детей, велосипедистов может испортить все. Если собаку не спускают с поводка, попросите хозяина взять ошейник, а не шлейку. «Привязи» на фото выглядят почти всегда плохо, а ошейник «зашопить” проще, чем шлейки.

При съемке в студии обязательно попросите хозяина сначала выгулять модель. Пусть зверек отдохнет, сделает свои «дела», придет в себя после дороги. Только потом его уже можно вести на съемку. Никогда не начинайте снимать сразу. Дайте зверушке привыкнуть к обстановке, ассистентам. Пусть модель спокойно побегает, пока вы выставляете свет.

Попросите хозяина взять с собой несколько игрушек, мисочку для воды, лакомство. Также надо иметь при себе расчески, спрей для грумминга (для длинношерстных моделей). Многие материалы и фоны в студиях сильно электризуются. Чтобы собака или кошка не превратились в шерстяной шар, лучше их немного опрыскать. Если животное испугалось вспышек и запаниковало, никогда не ругайте его и не позволяйте этого делать хозяину. Пусть хозяин вынесет модель на улицу. Даст немного прийти в себя, потом вернет обратно и угостит лакомством. Если же снова началась паника, то лучше съемку перенести и не травмировать психику зверю. Возможно, для такой модели больше подойдет съемка у нее дома.

Домашняя съемка – это, пожалуй, самый сложный вид. Приходится приспосабливаться к естественным фонам и интерьерам чужой квартиры, ставить более простой свет и т.д. Тут сложно давать какие-либо общие рекомендации, так как все будет зависеть от квартиры/дома, где вы будете снимать, и от того оборудования, которое у вас есть.

Общие советы:

  • Узнайте заранее у заказчика о характере животного, особенностях его поведения. Узнайте время суток, когда зверь наиболее активен.
  • Узнайте о специфических особенностях будущей модели. Например, многие собаки не выносят сильный парфюм. Лучше тогда духами не пользоваться.
  • Заранее посмотрите несколько фотографий животного. Пусть хозяин их Вам пришлет. Это поможет придумать образы.
  • Узнайте у заказчика, что именно он хочет.
  • Наберитесь терпения. Съемка животных – это не тот жанр, где с одного дубля все получается. Зато удачные кадры стоят всех затраченных усилий.

«Уральская фотоохота» – конкурс для фотографов-любителей!

Всех ценителей живой природы, умеющих держать в руках фотоаппарат, приглашают побороться в номинациях «Природа Урала», «Животный мир», «Лучше гор могут быть только горы». Компетентное жюри ждет фотографии, сделанные на территории Свердловской области в категориях: пейзаж, природа, животные, культура, люди, традиции и обычаи.

Более двух десятков лучших работ будут распечатаны и выставлены в Центре Международной торговли Екатеринбурга (ЦМТЕ) в рамках Первого трофейного форума, который состоится с 22 по 28 октября в Екатеринбурге. В рамках форума будут подняты такие актуальные вопросы, как браконьерство и борьба с ним, экологическое воспитание молодежи, повышение личной ответственности по охране дикой природы.

Направить работу на фотоконкурс можно до 10 октября на адрес электронной почты: [email protected] с пометкой «Уральская фотоохота». Сообщение должно содержать фотографию и сопроводительное письмо с подробными данными участника. От одного участника принимается не более четырех работ в любых номинациях.

Работы любителей оценит профессиональное жюри – Федерация Профессиональных фотографов, а призы, подарочные сертификаты на покупку фототехники, вручит магазин «Интеллект-фото». Центр развития туризма Свердловской области также поддержит участников конкурса и вручит свои призы.

Валерий Борисов

Читайте нас также:
  • Telegram: @gosrf_ru
  • Facebook: @gosrf
  • Одноклассники: @gosrf
  • Twitter: @gosrf

Вчера 23:08

Мечты не сбылись? «Газпром» проиграл апелляцию по газовому спору с Украиной

Вчера 22:54

Олег Дерипаска и другие бизнесмены лишились кипрского гражданства. За что у них отобрали «золотые паспорта»?

Вчера 15:43

Следи за мусором. Работа операторов отходов станет «прозрачной». Минприроды придумало для них обязательные правила, маршруты и полигоны

Вчера 15:38

Павла Дурова вызвали в суд США по делу о криптовалюте Gram. Его обвиняют в нарушении закона о ценных бумагах

Вчера 15:28

20 общедоступных телеканалов покажут через интернет. Сколько за это придётся заплатить?

Еще новости
Вчера 23:08

СТРАНА И МИР

Мечты не сбылись? «Газпром» проиграл апелляцию по газовому спору с Украиной

Вчера 22:54

СТРАНА И МИР

Олег Дерипаска и другие бизнесмены лишились кипрского гражданства. За что у них отобрали «золотые паспорта»?

Сегодня 10:00

ОБЩЕСТВО

Безграничная сила творчества. «Свет надежды» открывает новые имена юных талантов из разных регионов России

Сегодня 11:25

Каратисты ЦК «Хорошевский» с успехом выступили на международном турнире «Путь Тигра»

Сегодня 11:23

Умар Кремлев: в ситуации с WADA виноваты и федерации, и российские спортивные функционеры

Сегодня 11:18

Аппараты «Авента-У» от АО «КРЭТ» появились в больницах России

Вчера 13:10

В Подмосковье инвалида посадили на 7 лет за «хищение» собственной теплотрассы

26 ноября 11:17

Первый всероссийский профессиональный командный конкурс «Учитель будущего» стартовал в Москве

26 ноября 11:15

В школах столицы пройдет конкурс «PRO.Чтение: Поменяй мир»

26 ноября 11:08

Победительницей всероссийского конкурса красоты и грации «Королева России 2019» стала Элина Воронцова

26 ноября 11:06

В Северной Карелии очень строго относятся к дорожным правилам

26 ноября 10:30

«Из первых рук»: Президент Ассоциации СИЗ Владимир Котов о развитии СИЗ в регионах России

25 ноября 18:20

Ленин не гриб, Ленин — трансвестит. Коммунистов возмутило изображение вождя в юбке и с чипсами

Еще АКЦЕНТЫ

Комментарии

Все комментарии проходят премодерацию. К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ. Премодерация может занимать от нескольких минут до одних суток. Решение публиковать или не публиковать комментарии принимает редакция.
Комментировать Оставить свой комментарий

Спасибо за Ваш отзыв!

Мы опубликуем его на сайте после проверки модератором. Обычно на это уходит пара часов.
показать еще по теме

Новости Регионов Новости Партнеров Telegram Facebook Одноклассники Twitter

Регионы России gosrf.ru

Сетевое издание «Регионы Онлайн» 18+ Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 73148 от 02.07.2018, зарегистрированно Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Холдинг Регионов» Главный редактор Чернокоз О.В.

e-mail тел. Москва тел. Екатеринбург

Мобильная версия

Создание сайтов

Мужские забавы

Советы начинающему фото охотнику

Первые шаги в фотоохоте

Фотоохота это довольно дуалистическое занятие. Она может вдохновлять, придавать жизненных сил, а может стать источником разочарования и подавленности. Впрочем, как и любая другая творческая деятельность, в которой человеку необходимо раскрывать свои дремлющие таланты и преодолевать неудачи, переживать взлеты и падения.

То, каким фотоохотником вы сможете стать, в большой мере зависит от того, как вы справитесь со своими падениями. А они, поверьте, будут на этом тернистом пути. В этой небольшой заметке я приведу к общему знаменателю некоторые знания, полученные из своего пятилетнего опыта фотосъемки пернатых. Не рассматривайте их как непреложные правила, скорее это попытка творческого размышления над пережитым.

Сразу очерчу сферу фотоохоты, о которой пойдет речь – это фотосъемка птиц рядом с населенным пунктом. Как показывает опыт, очень многих пернатых можно сфотографировать в пригородных парках, лесных массивах, полях, тянущихся вдоль дорог, а порой и совсем рядом с домом.

Рис. 1 Большой пестрый дятел – одна из наиболее часто попадающих в объектив птиц

Оборудование

Выбор оборудования определяется характером и задачами фотосъемки.

Сразу определимся с тем, что используется цифровая зеркальная фотокамера. Выбор производителя сугубо личное дело, хорошие фотоснимки можно получать и бюджетными зеркалками. Гораздо более важную роль играет оптика. Поэтому если у вас выделен ограниченный бюджет, лучше выбрать камеру подешевле, а оптику подороже, нежели сделать наоборот.

Условно фотосъемку пернатых можно разделить на три основных типа: а) съемка с подхода; б) съемка из укрытия (палатки); в) дистанционная съемка (одна из разновидностей – фотокапкан). Я подробнее остановлюсь на первых двух.

Съемка с подхода это наиболее оперативный, мобильный и удобный способ. При этих преимуществах есть и недостаток – снижение процента выхода приемлемых по качеству кадров, а также постоянно грязная одежда (здесь должен быть смайлик).

Рис. 2 При съемке с подхода не всегда удается контролировать точку съемки. Снимки с нижней точки не всегда удачны, хотя иногда удается достичь неплохого результата – например, благодаря красивому фону.

Съемка из укрытия это менее мобильный, не очень удобный способ для тех, кто любит фотографировать налегке. Но она позволяет получать большее число качественных снимков.

Что есть съемка с подхода? При этом методе фотоохотник выбирает биотоп, характерный для определенного вида птиц, на слух по пению/голосу или визуально определяет место, где находится птица, подкрадывается к ней как можно ближе и делает фотоснимок. При этом не всегда удается построить кадр так, как хотелось бы – фон часто получается случайным, свет падает не так как надо, в кадр попадают лишние ветки.

Съемка из укрытия требует предварительной разведки местности, выяснения места наиболее вероятного появления птицы, подготовки точки фотосъемки. Хорошие результаты дает регулярная прикормка пернатых в одном и том же месте. При его выборе необходимо учесть характер света на протяжении года. Хорошо, если в любое время года на место прикорма падает достаточное количество света, и особенно желательно, чтобы свет присутствовал во время восхода или заката, когда он наиболее интересен для фотосъемки благодаря своей мягкости и теплоте оттенков. При съемке из укрытия у вас есть возможность заранее подготовить желаемый фон кадра, присаду, на которой будет сидеть птица, подобрать необходимый свет.

Рис. 3 Самодельная палатка автора

При съемке с подхода хорошие результаты дают качественные объективы с переменным фокусным расстоянием – диапазон фокусных расстояний в которых варьируется обычно от 80 до 400 мм. Желательно иметь такой зум, позволяющий снимать с фокусным расстоянием 400 мм. Обычно они оснащены стабилизатором изображения, позволяющим до определенной степени устранить последствия дрожания фотокамеры в руках. Преимущества зумов заключаются в компактных размерах, по сравнению с аналогичными объективами с постоянным фокусным расстоянием, а также возможностью оперативного кадрирования. Фиксы обеспечивают более качественное изображение, однако обычно длиннее и не всегда оснащены оптическим стабилизатором изображения. Таким образом, идеального объектива не существует, поэтому в арсенале желательно иметь объективы с переменным и постоянным фокусным расстоянием, и пользоваться ими в зависимости от характера фотосъемки.

По собственному опыту отмечу, что оптический стабилизатор изображения это полезная опция, однако добиться при съемке с рук на фокусном расстоянии 300-400 мм такой же резкости, какую тот же объектив обеспечит при съемке с хорошего штатива, удается редко. Поэтому в последнее время я стараюсь всегда, когда это возможно, фотографировать со штатива. Штатив должен быть рассчитан на работу с длиннофокусной оптикой. Обычно такие штативы тяжелы, однако применение современных материалов позволило ряду производителей снизить их вес. Например мой штатив Gitzo GT3541 позволяет работать с длиннофокусной оптикой, и при этом весит меньше 2 кг. Не меньшее внимание следует уделить и выбору штативной головы.

Рис. 4 Простейший комплект оборудования для съемки из укрытия – зеркальная камера, объектив с постоянным фокусным расстоянием, штатив, штативная голова, раскладной стульчик, на заднем плане легкая палатка, которая ставиться поверх оборудования.

Рис. 5 Хорошее сочетание цены и качества в сфере штативных голов дает немецкая фирма Cullmann.

Использование внешних вспышек дает хорошие результаты, если вспышки используются для подсветки теней и фона, а не в качестве основного источника света. Виды фотоснимков В фотоохоте обычно работают в трех направлениях композиции снимка. Первый это так называемые (условно) определительные фотоснимки, в которых птица показана крупным планом, желательно сбоку, на одном с ней уровне, на однородном фоне. Рис. 6 Типичный определительный фотоснимок

Второй — это динамические фотоснимки, в которых раскрывается характер, индивидуальные особенности животного. Рис. 7 В этой сценке раскрываются черты поведения больших бакланов

Рис. 8 Момент из жизни щегла

Можно еще выделить третье направление – художественная фотосъемка, в которое большое внимание уделяется фону, цветовой тональности снимка – например, контурные снимки птицы на фоне яркой зари. Рис. 9 Работа с фоном позволяет получать неплохие художественные снимки

Получение первых это довольно простой процесс, вторых и третьих – кропотливая и трудоемкая работа. Но она более вознаграждающая.

Дистанция до объекта съемки

При съемке фотоопределительных кадров, дистанция до объекта съемки это один из основных факторов, определяющих качество фотоснимка. Как правило, в таких случаях, если птица занимает меньше четверти кадра по горизонтали, такой фотоснимок сложно назвать успешным, разве что вам удалось заснять очень редкий вид. Хорошо известных птиц лучше снимать крупно. Например, для большой синицы или гаички и кроп-факторе 1,6 (или 1,5) оптимальное расстояние фотосъемки составит 2 метра. Как правило, так близко птицу можно снять, либо приучив ее к своему присутствию, либо из укрытия. Следует избегать и слишком тесного кадрирования, когда птица практически полностью занимает площадь кадра.

Рис. 10 Гаичка – очень крохотная птичка. Даже с расстояния 2 метра она не занимает много места в кадре.

Качество света

Следует отметить, что в период наибольшей активности пернатых – гнездования и кормления птенцов – свет не самый оптимальный в дневное время. Вернее, он очень жесткий, поскольку солнце обычно находится высоко над горизонтом, свет падает сверху, и птица отбрасывает тень вниз, включая оперение на манишку и грудь. Поэтому с мая по август наилучший свет это ранние утренние часы и вечерние перед заходом. Начиная с сентября и по апрель хороший свет в наших северных широтах можно получить и днем, поскольку солнечные лучи падают на объект более оптимально. Еще лучше, если на небе присутствуют облака, рассеивающие солнечные лучи. В пасмурную погоду фотосъемка возможна, но бюджетные фотообъективы в таких условиях не дают качественной резкой картинки по причине снижения контрастности объекта.

Рис. 11 Пример жесткого июльского дневного света

Рис. 12 Мягкий зимний свет в облачную погоду

Резкость Резкости следует уделять большое внимание – как на этапе фотосъемки, так и на этапе обработки в фоторедакторе. На этапе фотосъемки нужно учитывать, что наиболее резкие фотоснимки получаются при съемке со штатива. Существуют специальные методики, позволяющие свести вибрации фотокамеры к минимуму. Как правило, тросиками в наши дни не пользуются. Обычно правой рукой камеру прижимают к щеке, а левую руку располагают на объективе сверху, над креплением к штативу, и надавливают вниз. Таким образом удается погасить вибрации при срабатывании затвора. Фокусироваться лучше на глазу птицы. Проще всего это делать, выбирая нужную точку фокусировки в видоискателе. Для облегчения задачи перед фотосъемкой лучше сразу выбрать вторую или третью точку автофокуса от центральной по вертикали (речь идет о тех случаях, когда заранее известно, что птица будет занимать значительную часть кадра). При таком выборе точки фокусировки сфокусировать объектив на глазе птицы довольно просто. Поскольку глубина зоны резкоизображаемого пространства при съемке длиннофокусным объективом небольшая, то при фокусировке объектива на глазу птицы существует вероятность, что нерезкими получатся перья на части птицы, обращенной к фотографу. Поэтому необходимо немного уменьшать апертуру. Выдержка при этом, конечно же, увеличивается. Большое внимание следует уделять присаде, на которую садится птица. Тонкие ветки качаются, в результате увеличивается вероятность получения смазанного изображения. Чем больше птица, тем массивнее нужна присада.

Где искать птиц Для ответа на этот вопрос лучше всего купить фотоопределитель (например, недавно вышедший из печати атлас-определитель «Птицы европейской части России», и прочесть, в каких биотопах предпочитает обитать тот или иной вид, когда он прилетает и когда улетает из ваших широт. Тогда вы не будете искать камышевок в ельнике, а зеленушек – на берегу в тростнике. В наших средних и северных широтах наиболее просто снимать синиц, дятлов, соек, щеглов, чижей, снегирей, свиристелей, скворцов и других известных птиц. Как правило они не очень пугливы, встречаются в больших количествах и при достаточном навыке к ним можно подбираться довольно близко при съемке с подхода. Другой способ – находить птиц по их голосам. Если вы начнете прислушиваться к окружающим звукам загородом, то обнаружите, что птицы очень много «разговаривают». Они перекликаются друг с другом, обмениваются информацией, обозначают свое присутствие, просто поют. У каждого вида свои характерные голоса, хотя некоторые копируют их у других видов. Поэтому поначалу можно приобрести или скачать из сети сборник записей голосов птиц, выбрать некоторые общеизвестные виды, например малиновку и крапивника, прослушать их голоса, запомнить, и попытаться выделить их из фона птичьих звуков на природе. Со временем и приобретением опыта вы начнете ловить себя на том, что начинаете отлично понимать птичий язык, и внезапно раздавшийся над головой крик желны будет заставлять вас резко остановиться, присесть и потянуться к рюкзаку за фотокамерой. Ну а перещелкивание малиновок в кустах станет обычным звуковым фоном. Рис. 13 Осенью на рябинах можно наблюдать огромные стаи скворцов

Фактически, первое время совсем не обязательно брать с собой фотооборудование. Достаточно хорошего бинокля и плейера с голосами птиц. Наблюдая в бинокль вы поймете, как перемещаются по местности те или иные виды, где они любят останавливаться при перелетах, какие ветки служат им излюбленным местом отдыха. Если поставить рядом с такой веточкой или суком скрадок, то хороший кадр практически будет гарантирован. Об одежде Совсем не обязательно облачаться в маскировочные костюмы. Лучше работать в той одежде, которая наиболее комфортна. Птицы гораздо умнее нас в вопросах маскировки и обнаружения опасности, поэтому им все равно, насколько дорогой маскировочный костюм вы оденете. Скорее, в таком облачении вы привлечете больше внимания со стороны людей. Не навреди В этой части хочу напомнить медицинский принцип, который хорошо помнить всем нам, вторгающимся в царство природы с фотооборудованием. Не следует тревожить птиц на гнезде, сидящих на яйцах, выкармливающих птенцов. Поверьте, таких кадров уже сделаны десятки тысяч, они как правило имеют весьма сомнительный художественный интерес. Оставьте это дело орнитологам, которые знают, как работать с пернатыми во время гнездования. Не сидите подолгу рядом с гнездом, это может привлечь хищников, например серых ворон, которые не прочь разорить очередное гнездышко. По собственному опыту скажу, что серые вороны умудрялись определить нахождение дупла мухоловки по направлению, в котором я рассматривал гнездо в бинокль с дистанции 20 метров. Им было достаточно двух минут для этого. Если вы только начинаете изучать мир пернатых, помните, что после покидания гнезда птенцы-желторотики расползаются по веткам или траве и продолжают звать родителей. Это слетки. Не надо их пытаться «спасти», нести в зоопарк, лезть на дерево и водружать обратно в гнездо. Родители прекрасно о них позаботятся. Особенно частыми жертвами такого поведения становятся слетки дроздов, в период со второй половины мая по июль. Рис. 14 Слеток дрозда-рябинника

Если вы обнаружили гнездо редкого хищника, например орлана, не нужно рассказывать о нем (и тем более о его точном местонахождении) всем знакомым подряд. Это может создать угрозу для исчезающего вида. Лучше сообщить об этом орнитологам, например в ближайшее отделение Союза охраны птиц России . В заключение скажу, что только опыт и еще раз опыт дадут вам качество снимков и удовлетворение от фотоохоты. Хотя первые удачные фотографии будут поначалу казаться вам верхом совершенства, не спешите задирать нос – поверьте, через 5 лет вы будете с иронией вспоминать о них. Человек есть существо незаконченное, постоянно совершенствующееся, поэтому впереди вас ждет полная интересных открытий и встреч дорога в мире природы. Не вредите ей, и она ответит вам пониманием. Вадим ДавыдовГалерея автора Санкт-Петербург

источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий