СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ


СЪЕМКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНЫХ ГЕЛЕВЫХ ФИЛЬТРОВ

Но как бы не было немило чувство «дежавю», я понимаю, что именно неоднократное повторение на самом деле помогло мне стать лучше, как художнику и фотографу. Усталость от повторения, желание развлечь себя и экспериментировать приводит меня, как правило, к новым личным художественным открытиям. Когда мне скучно, и хочется «оживить» атмосферу, я начинаю поиск новых идей освещения, приемов и методов.

Если вы начали поиски идей для вдохновения и решили почитать данный материал, то надеюсь, что вы найдете новые мысли и отыщутся образы, которые вдохновят вас, наполнят энтузиазмом и добавят любви к фотографии.

Позвольте предложить несколько любопытных идей студийного освещения. Начну с одной из моих самых любимых. Освещение с помощью цветных фолиевых (гелевых) фильтров, или как их ещё называют, цветных гелей. Я расскажу о том, как провести съемку с доступным световым оборудованием и без ущерба для качества в конечном результате.

Студийное освещение, которое вам нужно

1. Вам пригодятся моноблоки и вспышки, которые уже имеются в наличии. Приборы постоянного света также могут быть полезными, но нужно быть осторожным и использовать их аккуратно, потому что более высокая температура лампы может расплавить гели, что в свою очередь приведет к повреждению лампочки.

2. Можно цветные гели купить специальные – они относительно недороги. А можно, как лично я, использовать цветной целлофан или оберточную бумагу из рулонов, которую покупаю в магазинах для хобби и ручных поделок.

Плотный цветной целлофан и цветные гелевые листы сильно отличаются. Целлофан часто очень тонкий, поэтому в результате цвет может быть не столь ярким, как хочется. Для решения этой проблемы можно просто сложить целлофан в несколько слоев до установки на вспышку.

3. Еще требуются шторки на рефлектор, специальная рамка для гелевых фильтров или рулон тейпа. Очевидно, что если ваша профессиональная фото- или видеостудия полна дорогостоящего осветительного оборудования, то, конечно, не стоит приводить в шок своих клиентов видом ручных поделок. Для профессиональных студий и фотостудий сдающихся в аренду, стоит приобрести фирменные фолиевые фильтры Chris James или цветные фильтры производителя вашего оборудования, чтобы все выглядело и работало с надлежащим видом и порядком.

Многие производители выпускают небольшие наборы цветных фильтров для установки на рефлектор со шторками, они определенного размера и для них на шторках есть специальное крепление, правда богатством красок такие наборы не блещут.

Я лично использую целлофановые рулоны и тейп, что совсем не смущает моих клиентов и коллег-креативщиков. Пока клиенты получают качественные красивые картинки, им нет дела, как я добиваюсь «магии света».

Если в конечном итоге вы примите решение использовать цветной целлофан с клейкой лентой, имейте в виду, что целлофан будет таять, если расположен слишком близко к пилотной лампе, так как лампа нагревается во время съемки. Целлофан расплавится и может повредить лампу, если не быть осторожным. Я всегда выключаю моделирующую лампу на время работы вспышки. Но я опытный фотограф, могу обойтись без нее, потому что понимаю, что будет со светом в результате, но для начинающего подобное может стать проблемой.

Ещё хотелось бы сказать пару слов о клейкой ленте. Вы можете использовать ленту, которой пользуются строители (малярный скотч), но в процессе съемки рефлектор нагревается, и обычный скотч отклеится, потому надо либо клеить в несколько слоев для прочности конструкции, либо использовать специальный студийный тейп.

Фотографический процесс

Вот здесь и начинается все самое интересное! Есть очень много способов, когда фотографы могут использовать цветные гели, это даже не обсуждается. Но есть несколько основных методов, которые лично я люблю применять в схеме освещения: окраска контрового (силуэтного) света и окраска основного источника света (рисующего), и все множество вытекающих из этих двух схем вариаций. Позвольте показать, что получается, и какие цветовые эффекты достигаются.

  • Цветное контровое освещение

Схемы света для фотографии с контровым освещением, как правило, похожи и немного отличаются в зависимости от задачи. Могут быть использованы 1, 2 или более контровых источника света, фоновые осветители, заполняющий свет и тому подобное, чтобы получить необходимое.

Варианты:

Использование только одного моноблока для цветного контровика, чтобы придать легкий оттенок цвета.

рис.1

Использование только одной вспышки для более яркого и насыщенного цветного контрового света. Нужно увеличить мощность вспышки и использовать фолиевый фильтр с насыщенным цветом, ну или сложить цветной целлофан в несколько раз, чтобы получить хороший и богатый цвет.

рис.2

На рисунке ниже вы можете видеть, что даже при том, что настройка освещения похожа на предыдущую, только отзеркалена, тут намного больше цвета на теле модели. Подобного можно добиться путем перемещения осветителя с цветным светом чуть ближе к камере. Подобная манипуляция позволит большему количеству света пролиться на лицо и тело модели. Конечно, модель следует развернуть соответствующим образом.

рис.3

Ширину контура света можно контролировать, регулируя положение студийной вспышки, перемещая его вдоль оси камера-модель-фон (см.схему ниже). Чем ближе моноблок к камере, тем шире контур света. И чем дальше по этой же схеме за моделью вы установите его, тем тоньше контур света получите – т.е. меньше цветного света будет отражаться от модели на камеру. Я знаю, изначально может показаться сложным такое, но как только фотограф попытается это сделать в студии, сразу же поймет, как все просто на самом деле.

Будьте внимательны! Если расположить вспышку к камере ближе, чем то расстояние, на котором она находится относительно модели, контур света станет значительным и превратится из контрового в боковой свет. Это может создать грязные тени на лице модели и разрушить кадр.

рис.4

Два источника света с цветными гелями, по одному с каждой стороны, с легким оттенком цвета. Когда я хочу получить очень тонкий контур света по щеке модели, то обычно устанавливаю цветной свет практически за затылком модели.

рис.5

Два источника света с цветными фильтрами, с двух сторон, с ярким и насыщенным цветом. Можно добавить осветитель с красным фолиевым фильтром на светлый фон. Я снимала с серым фоном, и это выглядело скучно для кадра, где хотелось буйство красок.

рис.6

Вы также можете играть с длинными выдержками, но я буду говорить об этой технике в одной из следующих статей.

рис.7

  • Окрас основного рисующего света

Давайте рассмотрим случай, когда важно иметь широкий гелевый фильтр. Я должна использовать большой отрезок его и установить на всю ширину софтрефлектора, которые бывают до 70 см в диаметре или даже на софтбокс, если потребуется.

Варианты

В принципе, можно все – позволительно смешивать студийные моноблоки и накамерные вспышки, при этом использовать различные модификаторы света. Ограничений нет! Я предпочитаю сочетать дополняющие друг друга оттенки или же контрастные, но это никогда не мешает пробовать экспериментировать с неожиданными парами цветов.

В этой установке я использовала портретную тарелку на моноблоке (с красным фильтром) и простую накамерную вспышку (зеленый фильтр).

Два источника: жесткий синий свет и мягкий красный свет. На первом источнике – простой металлический рефлектор (синий гель). Он расположен немного дальше от модели, так что создает жесткий свет и четко определенную тень на стене.

Студийная вспышка с софтрефлектором (красный) гораздо ближе к модели, и свет мягче (так как большой размер источника света, а также диффузор/рассеиватель и источник ближе к модели) и его миссия заключается в том, чтобы заполнить тени позади модели насыщенным красным цветом.

Это только те установки, которые я обыграла для примера. Уверена, что вы придумаете намного больше, если вам понравится сама идея экспериментировать с цветными гелями. Пробуйте и вернитесь к нам, покажите, что у вас получилось!

Julia Kuzmenko McKim перевод С.Завадова

Как подобрать фильтры для студийной фотосъёмки

Эта статья продолжает цикл уроков по студийной предметной съёмке. Мы уже разобрали особенности рекламной предметной фотографии, отдельно остановились на съёмке матовых и глянцевых объектов. А сегодня поговорим о фильтрах для студийного оборудования.

Для достижения разных художественных эффектов в студийной фотосъёмке широко используются гелевые (они же фолиевые) фильтры. Они устанавливаются перед моноблоками на прямоугольных фрост-рамах, растягиваются между двумя стойками либо подсоединяются непосредственно к рефлекторам через крепления на шторках, прищепками или просто скотчем. Многие производители фотооборудования также предлагают удобные фирменные держатели для фильтров.

Чаще всего фильтры продаются в рулонах шириной 1,22 метра с расчётом стоимости за один погонный метр и в наборах — нарезанными на листы небольшого формата. Фильтры в рулонах необходимы, если вы планируете использовать их на софтбоксах, крепить на фрост-рамы, растягивать между двумя стойками. Для обычных рефлекторов подойдут фильтры небольшого формата.

Важно помнить, что при включённом пилотном (постоянном) свете лампы часто сильно нагреваются, из-за чего гелевые фильтры могут начать плавиться. Поэтому будьте осторожны и не включайте при использовании фильтров постоянный свет на полную мощность!

Давайте проведём краткий обзор и попробуем разобраться в разновидностях фильтров и сферах их применения.

Цветные фильтры

Наиболее распространены цветные светофильтры. Их используют для придания световым источникам цвета.

Существует огромное разнообразие фильтров различных оттенков: красные, жёлтые, зелёные, синие, фиолетовые, оранжевые, голубые… Фильтры также отличаются по насыщенности: одни придают источнику света яркую окраску, другие — лёгкий оттенок.

Цветные фильтры применяют для тонирования теней и фона, создания цветной контровой подсветки, имитации природных условий освещения (ночное, солнечное, дневное и пр.), усиления отдельного оттенка в кадре.

Посмотрите, насколько разнообразной может быть одна и та же картинка с применением цветных фильтров различных оттенков.

Используя цветные фильтры, также необходимо учитывать их коэффициент понижения, то есть свойство поглощения света. Чем более плотный и насыщенный фильтр вы разместите перед источником, тем большее количество света он поглотит (до нескольких ступеней). Чтобы компенсировать освещённость кадра, вам придётся повысить мощность источника света.

При съёмке этих четырёх кадров мощность источника оставалась неизменной. На первых двух фотографиях, сделанных с применением насыщенного синего и красного светофильтров, мы наблюдаем уменьшение общей освещённости.

NIKON D800 / 24.0-120.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F20, 1/250 с, 120.0 мм экв.

Эффектно выглядят на фото цветные градиенты, получаемые при использовании фильтров разных оттенков на нескольких источниках света. Для получения красивых переходов нелишним будет учитывать правила смешения цветов по цветовому кругу. Например, применение розового и голубого фильтра на двух источниках света с разных сторон кадра даёт красивый фиолетовый оттенок на месте их смешения. А вот сочетание оранжевого и фиолетового фильтров может создать нежелательный грязно-коричневый оттенок.

Однако многое зависит от плотности и насыщенности фильтров. Часто одинаковые по цвету фильтры дают совершенно разные эффекты. Поэтому не бойтесь экспериментировать!

NIKON D800 / 24.0-120.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 80, F22, 1/200 с, 70.0 мм экв.

Разберём этот снимок. Чтобы получить красивый градиент на фоне, я использовала розовый фильтр 002 Rose Pink (с коэффициентом понижения 1⅔ ступени) и светло-синий фильтр 118 Light Blue (с коэффициентом понижения 2⅓ ступени).

Съёмка велась на камеру Nikon D800. Мне она нравится своей высокой детализацией и хорошим запасом динамического диапазона, что позволяет более гибко редактировать снимки на этапе постобработки, спасать недосвеченные тени и вытягивать детали из пересветов.

Так как объекты (ампулы и капли) достаточно мелкие, я снимала на объектив 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor. Выбор пал на него не только из-за подходящего фокусного расстояния. Он хорошо держит контровой свет, не даёт засветок при ярко освещённом фоне. А этот сюжет я снимала именно на просвет.

Я закрепила 2 прозрачных стекла одно над другим: на нижнем разместила ампулы, на верхнее нанесла капли. Для создания капель использовала прозрачный шампунь гелевой консистенции. Он позволяет получить более объёмные капли, которые не так быстро растекаются. Вокруг стёкол я растянула лист чёрной бумаги — своеобразную вариацию чёрного флага, чтобы получить на фото более чёткие и контрастные контуры капель и ампул.

На пол в качестве фона я положила лист белого пластика, на который с двух сторон поставила 2 световых прибора с рефлекторами — с розовым и светло-синим фильтрами. Так мне удалось получить на фоне красивый цветовой переход.

Конверсионные фильтры

Конверсионные (корректирующие) фильтры служат для коррекции и выравнивания цветовой температуры различных источников освещения. Их используют, когда на съёмке присутствуют различные по типу источники освещения. С помощью таких фильтров можно привести их к одной цветовой температуре, скорректировав значение в кельвинах, или добиться имитации разных источников освещения, скорректировав значение имеющихся.

Конверсионные фильтры часто используют для съёмки с так называемым смешанным светом, для создания эффектов на длинной выдержке, когда в кадре экспонируется постоянный (значение цветовой температуры около 3200 K) и импульсный свет (значение цветовой температуры около 5500 К) и необходимо привести их значение к одинаковой цветовой температуре.

Конверсионные фильтры делятся на 2 основные серии: оранжевые и голубые. Фильтры голубых оттенков повышают цветовую температуру ламп накаливания, а фильтры оранжевых оттенков, напротив, понижают цветовую температуру световых источников.

Чтобы правильно применить конверсионные фильтры, необходимо узнать значение цветовых температур используемых вами источников света в кельвинах, после чего подобрать нужный фильтр, изучив его характеристики. Например, голубой фильтр 3200->5500 конвертирует цветовую температуру из 3200 К в 5500 К.

Существуют также конверсионные фильтры с зелёным и фиолетовым оттенками, которые применяют для корректировки света от люминесцентных и энергосберегающих ламп. Такие фильтры приводят их к единому тону с остальными источниками освещения (как правило, эти лампы, помимо различных цветовых температур, имеют зеленоватый оттенок).

Нейтрально-серые фильтры

Нейтрально-серые фильтры используются для понижения мощности источников света с сохранением светового рисунка и цветовой температуры. Они отличаются по степени прозрачности и могут понижать мощность света до нескольких ступеней.

Как правило, их применяют с источниками постоянного света, не имеющими регулировки мощности. Также они могут пригодиться и с импульсным светом, когда осветительный прибор стоит на минимальной мощности, но вам необходимо понизить это значение (например, для съёмки на открытой диафрагме).

Диффузные (фрост) фильтры

Диффузные (фрост) фильтры — это белые полупрозрачные фильтры, напоминающие кальку. Их применяют для рассеивания света, получения светового рисунка с растушёванными тенями и менее резкими границами.

Растянув большой диффузный фильтр и поставив его на определённом расстоянии перед источником света, вы можете регулировать жёсткость светового источника. Чем дальше фрост-фильтр от источника света, тем мягче световой рисунок.

Фрост-фильтры, натянутые на фрост-рамы, очень часто используются в рекламной предметной фотосъёмке для получения красивого светового рисунка и бликов на глянцевых объектах.

Мы рассмотрели основные виды светофильтров, используемых в студийной съёмке. Если вас заинтересовала эта тема, вы можете попробовать более подробно изучить широкий ассортимент, предлагаемый различными производителями. Как правило, каждому фильтру сопутствуют подробное описание и рекомендации по применению. Поэтому вы сможете подобрать фильтры, максимально подходящие под ваши творческие задачи.

Вдохновения и удачных кадров!

Конверсионные цветные гели для вспышки

В этой статье я покажу вам некоторые практические примеры использования наиболее популярных гелей СТО (Color Temperature Orange, преобразует дневной свет в свет ламп накаливания), СТВ (Color Temperature Blue, преобразует свет ламп накаливания в дневной свет), а также Plus Green для люминесцентных ламп (придает зеленый оттенок при использовании дневного света или света ламп накаливания, для согласования с люминесцентными лампами).

Но давайте обо всем по порядку. Давайте разберемся с коррекцией цвета и цветовой температуры, чтобы вы получили представление о том, что это такое и как используется.

Коррекция освещения с помощью цветных гелей широко применяется в сценическом освещении, фотографии, кино и телевидении. Цель – изменение такого качества света, как цветовая температура.

Без цветокорректирующих гелей мы можем получить освещение сцены с разными цветами, что не всегда хорошо. Используя конверсионные гели, мы можем привести разные по цветовой температуре источники света к одинаковой цветовой температуре. Смешанное освещение может привести к нежелательным эффектам на телевидении или в театре.

Использование же цветных гелей позволяет сделать освещение сцены более естественным, путем сочетания цветовых температур, которые встречаются в природе. Цветные гели могут быть использованы и для придания оттенков свету, с целью художественного эффекта.

Наиболее часто применяются конверсионные гели CTB (color temperature blue) и CTO (color temperature orange). Гель СТВ конвертирует цветовую температуру с 3200К до температуры дневного света. Гель СТО работает противоположным образом. Обратите внимание, что гели разных производителей могут иметь немного отличающиеся цвета. Кроме того, не существует точного определения цвета дневного освещения, так как он изменяется в зависимости от местоположения (географических координат), природных условий (пыль, загрязнения в воздухе) и времени суток.

Гели, использующиеся на источниках с люминесцентными лампами и убирающие зеленый оттенок от света люминесцентных ламп, называются Green Minus. Гели, добавляющие зеленый оттенок к импульсным осветителям и свету ламп накаливания, для согласования с основным люминесцентным освещением, называются Green Plus. Дробное число в названии геля, такое как 3/4, 1/2, 1/4, и 1/8 указывают на плотность цвета геля и силу коррекции. К примеру гель 1/2 СТО в два раза слабее, чем гель СТО Full.

Цветовую температуру принято измерять по шкале Кельвина. Все изучали это в курсе физики средней школы, но многие просто забыли об этом. Масштаб шкалы Кельвина соответствует масштабу шкалы с градусами Цельсия. Цвет шкалы соответствует цвету излучения гипотетического абсолютно черного тела при соответствующих значениях температуры.

Шкала Кельвина (сокращенное обозначение градуса Кельвина – К) многих сбивает с толку, так как не согласуется с фотографическими терминами. К примеру, фотографы говорят, что нужно добавить изображению «тепла», имея при этом ввиду красные оттенки. И наоборот, говоря о «холодных» тонах, подразумевают синие оттенки. Логика шкалы Кельвина является полной противоположностью.

Чтобы не чесать голову в раздумьях, как связан цвет света с его цветовой температурой, посмотрите на огонь в камине. Там, где пламя имеет более низкую температуру, оно красное. Там, где более высокая температура, оно голубое. Теперь понятно?

От переводчика: мне видится здесь более наглядным сравнение с нагретым металлом. При относительно низкой температуре раскаленный металл светится красноватым светом. При повышении температуры свечение металла становится оранжевым, затем желтым, и, наконец, белым. Вспомните выражение «до белого каления», которое характеризует наивысший накал эмоций.

Теперь давайте посмотрим на таблицу температур Кельвина для различных условий освещения. Обратите внимание, что значения являются приблизительными, так как на цветовую температуру влияют многие факторы. В уличных условиях угол расположения солнца, и состояние неба (пыль, туман, облачность и т.д.) могут повысить или понизить цветовую температуру источников света. При съемке в помещении на цветовую температуру влияет напряжение, тип ламп накаливания, используемых рефлекторов и отражателей, и также тип импульсных ламп во вспышках.

Вот некоторые основные источники света

Примечание: люминесцентные лампы работают по другому принципу, нежели модель черного тела Кельвина. Кроме того, существуют шесть различных типов люминесцентных ламп. Белые лампы дневного света имеют. к примеру, температуру 5600К. Поэтому трудно фотографировать под люминесцентными лампами, даже при наличии специальных фильтров для пленочной камеры.

Эта статья – не урок по коррекции баланса белого или цветокоррекции. Я покажу вам несколько примеров использования цветных гелей. При просмотре следующих фотографий вы получите представление о том, как с помощью гелей можно корректировать освещение. Вы можете также использовать эти знания для создания цветовой картины по своему вкусу.

Погода сегодня в Люксембурге не такая уж хорошая, но к тому времени. когда я начал съемку для урока, появилось солнце. Вот моя «испытательная установка» и одна из моих кошек, которая подумала, что ее приглашают попозировать.

Слева от камеры установлена вспышка SB-26 с гелями, источники с лампами накаливания и люминесцентными лампами. Сзади я поставил черный баннер, а справа белый лист бумаги, чтобы вы могли видеть действие гелей на темные и светлые области.

Для каждого геля я сделаю 6 кадров с разными установками баланса белого на камере. Чтобы вы знали, какой баланс белого установлен, в руках я буду держать лист бумаги с соответствующим обозначением. Это WB (дневной свет), солнечный свет, облачность, тень, лампы накаливания и люминесцентные лампы.

Первая серия фотографий сделана с гелем СТО на вспышке

Никогда нельзя сказать точно, достаточно ли одного геля, чтобы преобразовать свет с температурой 5600К в свет с температурой 3200К или слишком много. Вы можете также попробовать использовать или добавить еще один гель, к примеру, 1/2 СТО (5600К – 3800К) или 1/4 СТО.

Затем я добавил еще один гель к полному СТО, 1/2 СТО. Я сделал это, чтобы показать, как можно сделать изображение еще более теплым. Если вам такая коррекция покажется избыточной, можете использовать гель 1/4 СТО.

Теперь я установил на вспышку гель СТВ (Color Temperature Blue).

Он оказывает противоположное действие, преобразуя свет ламп накаливания в дневной свет (3200К – 5600К). Этот гель также выпускается в вариантах 1/2 СТВ и 1/4 СТВ.

Я сделал то же самое, что и с гелем СТО, добавив сверху еще один гель 1/2 СТВ. Таким образом синие тона еще более углубились.

И последним я использовал гель Plus Green (эквивалент корректирующего светофильтра 30 Green)

Этот гель дает зеленый оттенок, чтобы сбалансировать дневной свет (5600К) или свет ламп накаливания (3200К) со светом люминесцентных ламп (3600К). Для снижения степени воздействия на дневной свет или при использовании с лампами накаливания вы можете установить гель 1/2 Plus Green или 1/4 Plus Green.

Надеюсь, что вам понравятся эксперименты с цветовыми температурами и вы приобретете для себя набор гелей для вспышки, чтобы попробовать съемку как в помещении, так и на открытом воздухе.

Автор: Rui M. Leal

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий