Обзор Fujifilm GFX 50S, полноформатной беззеркальной камеры

Знакомство с системой GFX

2017 год для среднеформатных камер совершенно точно станет историческим. Именно в этом году очень узкий и нишевый сегмент фототехники, до определенного времени считавшийся недоступным для подавляющего большинства как любителей, так и профессионалов, решил наконец по-настоящему “выйти в люди”.

Появление беззеркальных среднеформатных камер можно назвать шагом вполне логичным. Несмотря на исключительное качество изображения, которое обеспечивают огромные сенсоры, до недавнего времени покупка такой громоздкой, медленной и при этом безумно дорогой техники оставалась лишь в мечтах, а сам сегмент до сих пор продолжает испытывать сильный кризис.

Первым сломать стену и расширить аудиторию профессионалов в семействе среднего формата решился легендарный бренд Hasselblad, представивший в прошлом году свою новейшую систему X1D. Однако не успели протрубить фанфары после анонса первого беззеркального “среднеформатника”, как последовала новость о запуске в производство новой системы GFX от Fujifilm.

Удивляться здесь нечему — Fujifilm активно занимались производством среднеформатных камер и даже объективов для тех же Hasselblad еще в “пленочные” времена. Японцы оперативно взялись за дело, и на прошедшей в 2019 году выставке Photokina уже можно было подержать в руках предсерийный образец камеры GFX 50S.

Fujifilm решились на довольно смелый эксперимент и выпустили систему GFX, полностью проигнорировав полнокадровый сегмент. Споры о том, почему компания поступила таким образом, не утихают до сих пор. Два года назад представитель Fujifilm Такаши Уено (Takashi Ueno) заявлял, что философия Fujifilm прежде всего в компактности, а матрицы APS-C предлагают наилучший баланс между размером камеры и качеством ее изображения.

По словам Уено, чтобы раскрыть потенциал полнокадрового сенсора, необходимы высококачественные линзы, размер и вес которых (вспомним объективы G Master от Sony) не вписываются в философию компактной X-серии Fujifilm.

Держа в настоящее время перед собой впечатляющих размеров объективы Fujinon GF, я смею предположить, что в Fujifilm несколько лукавили. Имея в сегменте APS-C матриц двух впечатляющих “тузов” X-Pro2 и X-T2, по качеству изображений конкурирующих с большинством полнокадровых камер, Fujifilm, возможно, просто не увидели смысла ввязываться в борьбу с Sony, Canon и Nikon за полный кадр.

Их решение инвестировать в сегмент, который многие поспешили окрестить умирающим, выглядит гораздо более многообещающим, ведь в настоящее время на рынке нет более доступной среднеформатной камеры. А насколько система GFX 50S получилась интересной мы сейчас и разберемся.

Итог

Fujifilm GFX 50S — достойная камера, которая делает прекрасные снимки, но средний формат уступает современным полнокадровым фотоаппаратам и объективам. Особенно если формат урезан, а объектив медленный, как в этом случае.

Если для вас реальная производительность важнее интересного дизайна и дружественного интерфейса — вместо GFX 50S лучше купить полнокадровый фотоаппарат и хорошие объективы к нему.

Преимущества Fujifilm GFX 50S

  • Высокое качество изображения.
  • Дружественный интерфейс.
  • Продолжительная работа.
  • Автофокус охватывает весь кадр.
  • Справедливая цена.

Недостатки GFX 50S

  • Уступает полнокадровым камерам.
  • Медленная скорость синхронизации вспышки.
  • Проблемы с непрерывной автофокусировкой.

Интерфейс и эргономика

Серия X от Fujifilm всегда придерживалась классического дизайна, поэтому неудивительно, что GFX 50S унаследовал эту философию в своем корпусе. По сравнению с Hasselblad X1D экстерьер камеры может показаться кому-то излишне консервативным — в Fujifilm все же сделали упор на функциональность системы, а ее внешний вид это скорее вопрос вкуса.

Обзор Fujifilm GFX 50S, полноформатной беззеркальной камеры

Как и подобает современной топовой камере, корпус GFX 50S получил защиту от пыли и влаги, а также всепогодную защиту, позволяющую использовать фотоаппарат при температурах от -10 до +40 градусов по Цельсию. По сравнению со старшими собратьями по среднему формату камера выглядит действительно компактной и визуально больше похожа на полнокадровую зеркальную камеру, правда слегка потолстевшую. Вес камеры тоже сильно приближен к топовым зеркалкам — чуть более 800 грамм вместе с аккумулятором и электронным видоискателем.

Fujifilm GFX 50S имеет отличный хват, благодаря высокому корпусу и вполне комфортна для съемки с рук. Отдельное спасибо инженерам за удобную выемку под большой палец в задней части камеры — она существенно добавляет комфорта руке при работе. По аналогии с топовыми представителями X-серии, камера GFX может быть оснащена батарейным блоком Fujifilm VG-GFX1, обеспечивающим не только дополнительное время работы со вторым аккумулятором, но и удобство съемки при вертикальном хвате.

Приятным бонусом станет возможность заряжать аккумулятор, не вынимая его из батарейного блока, но для этого придется покупать отдельное зарядное устройство. В целом, конструкция как самой камеры, так и вертикального хвата предусматривает частую работу со штативом, поэтому батарейные отсеки в них расположены таким образом, чтобы вы смогли спокойно заменить аккумулятор, не снимая камеру с трипода.

Ресурс батареи ограничен 400 снимками, что делает аккумулятор Fujifilm гораздо более живучим, чем в X1D с потолком в 200 фотографий.

Внутри камеры Fujifilm GFX 50S спрятан огромный 51,4-мегапиксельный CMOS-сенсор размером 43.8 x 32.9 мм, позволяющий получать снимки с впечатляющим разрешением 8256 x 6192 пикселей. Размер этого сенсора в 1,7 раза больше, чем у 35-миллиметровой полнокадровой матрицы, и в 3,7 раза больше, чем матрицы APS-C, используемые в камерах серии X от Fujifilm.

В отличие от сенсоров X-Trans, которыми оснащены младшие собратья по серии X, матрица GFX 50S использует традиционную “байеровскую” схему. Любопытно, что в Fujifilm, возможно, не ограничатся 50-мегапиксельным сенсором, поскольку корпус камеры вполне может вместить в себя более крупную 100-мегапиксельную матрицу, и не исключено, что линейка камер GFX может быть расширена.

Если вы уже знакомы с представителями X-серии от Fujifilm, особенно с X-T2, то интерфейс и органы управления не вызовут у вас никакого удивления. Из видимых изменений обращает внимание отсутствие кольца выбора режима съемки — его содержимое теперь перекочевало на кнопку Drive.

Диски выбора выдержки и ISO по-прежнему на месте и теперь, по аналогии с X-T2, они укомплектованы специальной кнопкой-стопором — невероятно практичное новшество, которого так не хватало предыдущему поколению X-камер Fujifilm.

обзор Fujifilm GFX 50S

Справа верхнюю панель камеры украшает небольшой ЖК-дисплей, который выводит фотографу всю информацию о выставленных настройках экспозиции, а также баланса белого, типа фокусировки, вида изображения (RAW или JPEG) и фильтра-симулятора пленки.

Для того, чтобы разместить дисплей пришлось пожертвовать диском коррекции экспозиции — теперь она осуществляется с помощью маленькой кнопочки, расположенной рядом с кнопкой спуска затвора. Эргономически это очень неудобно, поскольку корпус камеры довольно массивен и тянутся пальцем до крошечной кнопки оказывается задачей затруднительной, особенно в случае когда нужно оперативно скорректировать параметр.

Тем не менее, камера позволяет перепрограммировать 10 кнопок на более удобные — еще одна приятная особенность, унаследованная из X-серии. Не нравится кнопка экспозиции? Перенесите ее на заднюю панель камеры всего лишь в пару кликов.

обзор Fujifilm GFX 50S

Задняя панель Fujifilm GFX 50S также имеет много общего с камерой X-T2: уже классические для Fujifilm четырехпозиционный селектор Menu/Ok, кнопки Disp/Back и быстрое меню Q.

Клавиши просмотра и удаления изображений перекочевали на выдающийся “горб” камеры, что также является довольно спорным эргономическим решением — управлять ими не очень неудобно. Зато экран у GFX получился просто отменным. 3,2-дюймовый LCD-дисплей имеет впечатляющее разрешение в 2,36 миллионов точек (у Hasselblad X1D всего лишь 920 тысяч) и оснащен функцией поворота вверх, вниз и в сторону.

Сенсорное управление экраном есть и у шведов, но только Fujifilm в настоящее время может похвастаться возможностью фокусировки по дисплею, и тут X1D однозначно проигрывает своему конкуренту. Изображения, как и во многих смартфонах, можно пролистывать и увеличивать в размерах с помощью пальцев.

обзор Fujifilm GFX 50S

Электронные видоискатели топовых моделей X-серии от Fujifilm по праву считаются одними из лучших в классе, и камера GFX 50S не стала исключением. Она оснащена 0,5-дюймовым видоискателем с огромным разрешением 3,69 миллионов точек — гораздо большим, чем у ближайшего конкурента X1D.

Что такое электронный видоискатель вы можете прочитать здесь.

Камера от Hasselblad при этом грешила жуткими лагами видоискателя при панорамировании кадра, но в случае с Fujifilm такой проблемы не существует в принципе, что по качеству вплотную приближает его к видоискателю, установленному в Leica SL.

обзор Fujifilm GFX 50S

При съемке видоискатель GFX 50S можно снять, чтобы немного облегчить вес камеры. Он имеет собственный “горячий башмак”, поэтому вы сможете работать со вспышками как с подключенным видоискателем, так и без него.

В дополнение вы можете приобрести поворотный адаптер, который позволит наклонять видоискатель практически под любым углом и будет полезен, например, при частом использовании низких точек съемки. К сожалению, этого адаптера не оказалось в нашей комплектации, поэтому протестировать практичность этой функции не представилось возможным.

обзор Fujifilm GFX 50S

Fujifilm GFX 50S оснащена двумя слотами под SD-карты с поддержкой UHS-II SDXC. Учитывая большой размер как RAW, так и JPEG-файлов в хорошем разрешении наличии двух слотов под карты является весьма продуманным решением.

GFX 50S обеспечивает непрерывную скорость съемки три кадра в секунду для 13 JPEG или 8 сжатых RAW-файлов если вы используете карту UHS-II SDXC и электронный затвор, что делает ее одной из самых быстрых среднеформатных камер на рынке. Если вы предпочитаете использовать механический затвор, то скорость падает до 1,8 кадров в секунду для неограниченного количества JPEG или восьми RAW-файлов.

обзор Fujifilm GFX 50S

Мы тестируем камеру в комплекте с двумя объективами — FUJIFILM GF 120mm F4 R LM OIS WR Macro и FUJIFILM GF 32-64mm F4 R LM WR. Это две внушительного размера линзы, особенно 120-миллиметровый макрофикс, который в комплекте с блендой делает GFX похожим на фоторужье Шарика из Простоквашино.

Оба объектива крайне эргономичны в комплекте с камерой, особенно зум GF 32-64mm, тогда как гигант GF 120mm немного “клюет” вперед при съемке с рук. Поскольку оба объектива достаточно объемные, это повышает риск случайного сброса значения диафрагмы, которое устанавливается с помощью традиционного кольца на объективе.

Но в отличие от объективов XF, диафрагменные кольца линз GF обзавелись маркером C (Command), при установке которого вы перемещаете управление диафрагмой на функциональный диск на корпусе камеры. Подобное новшество коснулось и управления выдержкой, которую также можно перевести на полное управление с помощью функционального диска. Как и полагается топовой оптике Fujifilm, оба объектива автофокусные и имеют всепогодную защиту, а макрофикс оснащен стабилизатором изображения — приятное дополнение, учитывая отсутствие внутренней стабилизации в самой камере и не слишком высокую светосилу объективов.

В настоящее время парк оптики включает в себя три линзы. Помимо уже вышеупомянутых, к покупке доступен фикс GF 63mm F 2.8 R WR, но до конца года у Fujifilm запланирован выход еще трех объективов. Все они также будут с фиксированным фокусным расстоянием — GF 110mm f/2 R LM WR, GF 23mm f/4 R LM WR и GF 45mm f/2.8 R LM WR.

Fujifilm на photokina 2019: первые впечатления от среднеформатной беззеркалки GFX 50S

Логика на самом деле не совсем такая и не исчерпывается нонконформизмом. Как и апологеты системы Micro Four Thirds, Fujifilm прямо со старта своей X-серии замахивалась на большее. Если Olympus с Panasonic сразу стали говорить о соперничестве с APS-C, а теперь уверенно заявляют о победе над этим форматом, то Fuji атаковала полный кадр – за счет X-Trans CMOS, а не байеровской матрицы, мол, достигается полнокадровое качество. Как будто в мире реально существует война между сенсорами разных размеров – и какими-то ухищрениями можно преодолеть физически более крупный размер пикселей.

По факту X-серия получилась очень удачной: тут и камеры хороши, и оптики достаточно — никто активнее Fujifilm не выпускал в последние годы объективы; несмотря на запоздалый относительно систем Micro Four Thirds, Sony и Samsung выход – на сегодняшний день Fuji в числе лидеров по количеству созданной оригинальной оптики. Но созданная система всегда была рассчитана на довольно узкий сегмент энтузиастов – прослойка любителей практически игнорировалась (Fujifilm изначально рассчитывала продавать не слишком много камер, но зато дороже). Но также оказались неохваченными и многие профессионалы – X-Pro и X-T хороши, но всерьез переманить в первую очередь студийных фотографов и пейзажистов с их зеркальных полнокадровых систем или, паче того, среднеформатных камер у Fujifilm не вышло.

Многие в свете этого ожидали полнокадровую камеру в семействе X – кто-то даже делал ставки на то, что на матрицу этого формата перейдет уже X-Pro2. Кто-то же должен поднять ту перчатку, что бросила рынку Sony со своими a7. Как выяснилось, может, кто-то и поднимет, но не Fujifilm – компания, как всегда, выбрала особый путь. В средний формат!

Беззеркальная камера с сенсором размером 43,8 × 32,9 мм (в 1,7 раза больше, чем 35-мм формат) уже существовала и до презентации 19 сентября – ее представила ранее в этом году шведская компания Hasselblad, исторически специализирующаяся на среднем формате, – модель получила имя X1D. Но и у Fujifilm есть своя история в этом плане – пленочные камеры GF в свое время гремели довольно серьезно. Так что, может, у японцев и не будет здесь первенства, но моральное право на попытку в этом сегменте у них точно есть.

Новая серия получила имя GFX – это соединение исторического имени среднего формата Fujifilm и X-серии. Компания надеется с ее помощью охватить не только фотографов, работающих исключительно в студии, но и, за счет относительной компактности и легкости (в сравнении с зеркальными среднеформатными камерами), пейзажистов, архитектурных, архивных специалистов. На репортаж эта камера, конечно, рассчитана мало, хотя автофокус есть, вся создаваемая оптика его поддерживает, – и даже навыками серийной съемки камера, по идее, не обделена. Но на этом никто не акцентирует внимание.

Характеристик пока заявлено очень мало, серия, а точнее первенец, модель GFX 50S (не спрашивайте — выяснить, почему именно 50S, у меня не вышло), еще находится в разработке. Многое про нее уже понятно – дизайн, используемый сенсор, затвор, конструктивные особенности, но какие-то моменты к окончательному запуску, который произойдет в начале 2019 года, еще изменятся. Тем не менее мне удалось познакомиться с прототипом лично, хотя от массовой публики на стенде камера и объективы для нее были спрятаны под стеклом.

Итак, начнем с самого главного – сенсора. Тут используется CMOS-матрица с традиционным, байеровским расположением светочувствительных элементов – свое ноу-хау, систему X-Trans, Fujifilm применять не стала. За ненадобностью – низкочастотный фильтр убран и так, а муара нас призвали не опасаться – программными средствами убрать этот артефакт сегодня не составляет труда.

Сенсор, судя по всему, производит Sony – по всем параметрам он идентичен тому, что использует Hasselblad (физический размер я упоминал выше, разрешение – 51,4 Мпикс). Благодаря огромному размеру матрицы улучшается соотношение «сигнал — шум» и повышается количество детектируемого пикселем света. Можно сколько угодно сравнивать APS-C с полным кадром, но это физика – и при сравнении среднего формата с тем же полным кадром, но в обратную сторону, Fujifilm использует простую риторику больших чисел, с которой она несколько лет пыталась спорить. Вполне естественно, но забавно.

Физическое соотношение сторон сенсора – 4:3, именно в этом режиме он выдает 51,4 Мпикс, но также поддерживаются форматы 1:1, 3:2, 4:5, 6:7, 6:17. С этим сенсором работает фокальный затвор, который, по словам производителя, почти лишен лага и работает без вибраций. В свою очередь, снижение детализации из-за сотрясения зеркала исключено само собой из-за отсутствия собственно зеркала. Также благодаря этому очень мал для среднеформатной системы и рабочий отрезок, что позволяет уменьшить размеры оптики и оптимизировать ее конструкцию.

Важная фишка GFX 50S – частично модульная конструкция. По умолчанию камера поставляется со встроенным видоискателем – но он съемный, крепится в многофункциональное гнездо на верхней панели камеры; при этом, к слову, на нем самом сверху есть «горячий башмак» – место для вспышки, к примеру, он не занимает. Этот видоискатель можно как снять вовсе, что сократит габариты камеры, так и заменить другим видоискателем – поворотным, полезным при съемке с нижнего ракурса или чуть сбоку. Можно на это же место установить экран – либо сторонний, либо собственный, такой аксессуар тоже есть в планах Fujifilm. Есть все необходимые разъемы для соединения с компьютером и HDMI. Как итог: с камерой удобно работать и в статичном положении в студии, с проводным подключением к монитору например, и в поле, где с нее можно убрать все лишнее, а за счет поворотного в двух плоскостях экранчика удобно снимать с самых разных ракурсов.

GFX 50S по габаритам сравнима с полнокадровой зеркальной камерой – если смотреть с лицевой поверхности. На деле она заметно толще – и, чтобы уверенно держать ее в руках, нужно приноравливаться, менять привычки. Будучи плотью от плоти Fujifilm, камера оснащена аналоговыми селекторами выдержки и светочувствительности, а диафрагма регулируется при помощи колеса на объективах. Есть все необходимые кнопки управления, переключатель режимов фокусировки, два селектора, которые особенно пригодятся при использовании сторонней оптики, на которой нет диафрагменного кольца. Проблем с управлением быть не должно – все просто и отработано на X-серии. Вдобавок появился сегментный дисплей на верхней панели, который до конца не выключается и при отключенном питании камеры. Корпус, к слову, пыле/влагозащищен и рассчитан на использование в самых суровых условиях.

Интересный момент: батарейное гнездо располагается не снизу, а сбоку, прямо за матрицей. Это, конечно, сразу вызывает опасения по поводу возможного нагрева сенсора и связанного с этим снижения качества изображения – но представители компании утверждают, что теплоотвод работает уверенно. К слову, на photokina мне удалось пообщаться и со среднеформатной беззеркалкой Hasselblad – и для нее вопрос перегрева выглядит весьма актуальным. Алюминиевый корпус буквально пылал, местами к нему было страшно прикасаться. При этом, раз уж разговор о ней зашел, Hasselblad X1D получилась более компактной и красивой – но менее удобной в плане управления. Слишком уж велик акцент на сенсорный дисплей, который, в свою очередь, реализован слабо – медленно и с ошибками реагирует на касания.

Возвращаясь к системе GFX, скажем об оптике. Создан новый байонет, который, соответственно, требует новых объективов. Fujifilm тут, как и в случае X-серии, планирует трудиться ударно: на старте продаж GFX 50S предусмотрен выпуск и трех объективов – комплектного 63mm f/2.8 R WR (35-мм эквивалент – 50 мм), стандартного зума 32-64mm f/4 R WR (эквивалент – 26-50 мм) и макрообъектива 120mm f4 Macro (эквивалент – 95 мм). WR обозначает пыле- и водозащиту. Позже, в 2019 году, планируется выпуск объективов 45mm f/2.8 R WR (эквивалент – 35 мм), 23mm f/4 R WR (эквивалент – 18 мм) и 110mm f/2.8 R WR (эквивалент – 86 мм). Не сказать, что будет охвачен сразу весь необходимый диапазон, но настроена компания решительно.

Что касается переходников на объективы других среднеформатных систем, то их обещают — но пока это все, что можно сказать. Спецификации байонета будут открыты, но представители компании даже не уточняют, будут ли они заниматься разработкой переходников или отдадут эту задачу третьим компаниям.

Сама камера планируется к выпуску, как я уже сказал, в начале 2017 года. Точная цена, конечно, не называется, но обещают меньше 10 000 долларов за kit- версиюс объективом 63mm f/2.8 R WR. Да, это очень дорого даже в сравнении с топовыми полнокадровыми системами, но относительно остальных среднеформатных камер — вполне приемлемо. Предсказывать новинке успех или провал пока очень рано: во-первых, система только стартует, популярность X-серии с учетом ее опоздания на два-три года относительно конкурентов тоже была неожиданной; во-вторых, само понятие успеха для среднеформатной камеры весьма специфическое – она точно не станет массовой, но если заслужит уважение среди определенной прослойки профессионалов – это уже будет победа.

Автофокус

Fujifilm GFX 50S по сравнению со своими конкурентом из Hasselblad просто ракета — время от поворота рычажка включения до полной готовности камеры к съемке занимает доли секунды.

Обзор Fujifilm GFX 50S, полноформатной беззеркальной камеры

RAW: https://yadi.sk/d/9C7hn7eK3JVFyh

Среднеформатные камеры никогда не отличались высокой скоростью фокусировки, и недавний опыт работы с Hasselblad X1D показал, что ситуация улучшилась, но по сравнению с зеркальными и беззеркальными камерами все еще далека от идеальной. Первые минуты работы с Fujifilm GFX 50S убедят вас в том, что в настоящее время это самая быстро фокусирующаяся среднеформатная камера.

Она использует систему автофокусировки с контрастным определением, но при этом с отсутствием AF-датчиков определения фазы, как в X-T2 и X-Pro2. GFX 50S фокусируется на объекте менее, чем за полсекунды. Условия недостаточного освещения не сильно влияют на скорость и точность автофокуса, хотя и могут вызывать его рысканья.

обзор Fujifilm GFX 50S

обзор Fujifilm GFX 50S

Автофокус системы GFX, пожалуй, самый богатый на настройки среди всех среднеформатных камер. При съемке вы можете выбрать одну из 177 зон фокусировки, покрывающих практически всю площадь кадра — таким количеством не может похвастаться ни один конкурент в классе, включая новинку от Hasselblad, остающуюся далеко позади со своими 35 точками и отсутствием режима слежения.

Размер зоны Fujifilm GFX 50S регулируется в шести положениях, а управлять точками фокусировки можно как с помощью удобного джойстика на задней панели камеры, так и с помощью тач-скрина. Кроме того, камера поддерживает фокусировку с распознаванием лиц и глаз — достаточно выбрать соответствующую настройку в меню.

Обзор Fujifilm GFX 50S, полноформатной беззеркальной камеры

Обзор Fujifilm GFX 50S, полноформатной беззеркальной камеры

RAW: https://yadi.sk/d/f6S2WL_h3JVKZL RAW: https://yadi.sk/d/0_H6WK_63JVL7z

Если вы думаете, что камера ограничилась на 177 фокусировочных зонах, то ошибаетесь. GFX 50S также позволяет использовать расширенную область с 425 фокусировочными точками для съемки движущихся объектов в режимах Zone и Wide/Tracking. В режиме Zone вы можете выбрать зону 3×3, 5×5 или 7×7 из расширенной области. Во время фокусировки в режиме AF-C камера будет непрерывно отслеживать объект и располагать его в центре зоны.

Режим Wide/Tracking сочетает в себе широкоугольный режим (Wide), в котором GFX автоматически определяет и отслеживает зону фокусировки в области из 425 точек автофокуса, а также режим слежения (Tracking, при использовании режима фокуса AF-C), который использует всю область из 425 точек для отслеживания объекта. Эта функция обеспечивает непрерывную фокусировку на объект, который перемещается вверх и вниз, влево и вправо или в сторону от камеры. Для съемки таких подвижных моделей, как дети или животные, просто незаменимое решение!

Обзор Fujifilm GFX 50S, полноформатной беззеркальной камеры

Обзор Fujifilm GFX 50S, полноформатной беззеркальной камеры

RAW: https://yadi.sk/d/sGhIHWSH3JVP9e RAW: https://yadi.sk/d/O0gj-zgN3JVRLZ

Несмотря на впечатляющие скоростные характеристики автофокуса, GFX 50S (как, впрочем, и любую другую среднеформатную камеру) нельзя назвать находкой для репортажного фотографа. Максимальная скорость серийной съемки 3 кадра в секунду подходит разве что для неспешной стрит-фотографии, но поверьте — для камеры такого класса это огромное достижение.

Подключения и управление

На Fujifilm GFX 50S установлен 51,4 МП CMOS-сенсор 43,8×32,9 мм — такой же используется на многих среднеформатных камерах, в том числе X1D, Pentax 645Z и Phase One IQ250. Это «обрезанный» средний формат, который только на 70 процентов больше, чем 35-мм полнокадровый.

У GFX самый высокий диапазон ISO среди всех аналогичных камер, работающих с этим сенсором — его можно расширить до 102 400. Тем не менее некоторые полнокадровые камеры демонстрирую ещё больший диапазон.

117-точечная система контрастного автофокуса распространяется на весь кадр и быстро работает в условиях хорошего освещения. Если уменьшить размер точек, их количество можно будет увеличить до 425. При недостаточном свете система работает гораздо хуже.

Максимальная непрерывная скорость серийной съёмки GFX 50S составляет всего 3 кадра в секунду (fps) — этого мало. Зато фокальный затвор срабатывает за 1/4000 секунды, что позволяет захватывать даже самое быстрое движение.

Помимо разъёмов для микрофона и наушников, тут есть HDMI-выход — поддерживает видео в формате 1080p.

Качество изображения

Когда речь идет о среднеформатных камерах, то в первую очередь на ум приходит то беспрецедентное качество изображения, которое они способны обеспечить. Чтобы раскрыть все преимущества 50-мегапиксельного сенсора GFX 50S, для этого теста я постарался отобрать максимально “брутальных” моделей и фактурные объекты.

Уверен, что это добавит интереса в изучении полнокадровых изображений с GFX 50S на 100%, ведь такая камера просто создана для высокодетализированных снимков. Кроме того, небольшое бекстейдж-видео из студии позволит вам немного окунуться в закулисье съемочного процесса:

В матрице отсутствует сглаживающий фильтр, который хоть и делает сенсор более чувствительным к муару, но при этом позволяет достигать великолепного уровня детализации изображения.

Очевидно, что когда вы будете сравнивать небольшие изображения таких камер, как Canon 5DS R, Nikon D810 или Sony A7RII с картинкой GFX 50S, то вряд ли увидите сильную разницу, но стоит распечатать полноразмерные изображения, как сразу станут понятны преимущества этой среднеформатной камеры.

По опыту также могу сказать что детализация Fujifilm GFX 50S в отличие от вышеперечисленных камер остается высокой не только по центру кадра, но и на периферии.

Динамический диапазон так же огромен, как и сенсор самой камеры. В RAW-файле мне удавалось вытащить тень в плюс до 3-4 ступеней экспозиции на минимальном ISO при полном отсутствии шума!

В дополнение к этому GFX 50S имеет три настройки динамического диапазона — 100%, 200%, 400%, а также авторежим. Увеличивая динамический диапазон, вы повышаете количество воспроизводимых деталей в светах и тенях, но количество шума на изображении при этом также будет увеличиваться.

Огромный чудо-сенсор GFX 50S позволяет не только получать высокодетализированные изображения с невероятной глубиной и отлично контролировать детали в светах и тенях, но и прекрасно передавать цвет. Несмотря на то, что камера позволяет получать только 14-битные изображения в отличие от Hasselblad X1D (который воспроизводит 16 бит), это не сильно мешает камере в создании очень красивых по цвету фотографий.

Как портретному фотографу, мне было особенно важным увидеть, насколько камера хорошо работает со скинтонами, и здесь она также не разочаровывает. Цвет кожи в портретах получается таким, каким вы его видите в жизни — без приукрашиваний и вмешивания посторонних оттенков, от которых впоследствии пришлось бы избавляться.

В GFX 50S перекочевали фирменные цветовые и монохромные пленочные пресеты, хорошо знакомые обладателям камер X-серии. Этот факт меня сильно обрадовал, поскольку я питаю особую слабость к великолепным черно-белым пресетам еще с X-T1. Высокодетализированный экран новинки от Fujifilm склонен идеализировать изображение, поэтому я бы советовал в настройках меню немного снизить яркость экрана, чтобы потом не пришлось тащить экспозицию вверх в готовом JPEG-файле.

RAW: https://yadi.sk/d/_CjcF0Nw3JVRqL

Имея три различные настройки JPEG (Super Fine, Fine и Normal), Fujifilm в некотором роде сломали стереотипы, поскольку цифровые среднеформатные камеры до настоящего времени ориентировались исключительно на RAW-файлы. Это показал и Hasselblad в модели X1D, в которой JPEG-файлы урезаны по отношению к исходному файлу в четыре раза и играют в работе скорее вспомогательную роль. В GFX 50S вы получите отличный 25-мегабайтный JPEG в режиме Super Fine, а размер RAW-файлов уже куда серьезнее — около 110 Мб.

Фото и обработка

У Fujifilm GFX 50S фокальный затвор — из-за этого возникают проблемы с частичной экспозицией. Затвор такого типа обычно стоит на полнокадровых DSLR или беззеркалках — среднеформатные камеры могут похвастаться более эффективными затворами-жалюзи.

Максимальная скорость синхронизации вспышки на полнокадровых сенсорах и APS-C составляет 1/200 или 1/250 секунды, у GFX 50S всего 1/125 сек. Это не помешает в студии, но, если вы собираетесь использовать вспышку для съёмок на открытом воздухе — может понадобиться нейтральный фильтр.

Камера GFX 50S от Fujifilm уступает профессиональным фотоаппаратам не только из-за затвора. В отличие от Hasselblad или Phase One, у бесплатной фирменной утилиты Fujifilm очень ограничены возможности. За Adobe Lightroom придётся заплатить ещё 1800 р., а за полную Pro-версию этой программы — 4700 рублей.

Для обработки изображений в формате RAW лучше подходят специализированные приложения от производителей. Например, у Hasselblad есть Phocus, а у Phase One — Capture One. Fujifilm предлагает только неудобную утилиту RAW File Converter EX, интерфейс которой напоминает Windows 95 — поэтому тут снова придётся полагаться на Lightroom.

Затвор и выдержка синхронизации

Использование фокального затвора в GFX 50S ограничило выдержку синхронизации в 1/125 с, и это чуть ли не единственный недостаток камеры. Высокая стоимость среднеформатных камер не в последнюю очередь обусловлена наличием у них центрального затвора, позволяющему использовать короткие выдержки при работе со вспышками. Например, Hasselblad X1D при всей своей медлительности обеспечивает синхронизацию на всем диапазоне выдержек вплоть до 1/2000 с — впечатляющий показатель даже для среднего формата. Выдержка синхронизации в 1/125 с не станет проблемой для фотографов, снимающих в студии, но если есть необходимость в работе на локациях с ярким солнечным светом, который нужно перебить, то здесь возможны трудности. Новейшие источники импульсного света с поддержкой высокоскоростной синхронизации (например, Profoto B2) отчасти могут решить проблему, но стоит понимать, что в режиме HSS вы будете тратить гораздо больше мощности вспышки, а соответственно быстрее разряжать ее.

Несмотря на отсутствие информации о планах Fujifilm выпускать в системе GFX объективы с центральным затвором, в компании обещают как минимум поддержку таких объективов с помощью специальных адаптеров. В настоящее время в продаже доступен всего один, Fujifilm H mount adapter, который позволяет использовать несколько объективов SUPER EBC FUJINON HC, разработанных для еще пленочной камеры GX645AF. Адаптер позволит вам использовать при съемке выдержки вплоть до 1/800 с, но фокусироваться при этом придется вручную — поддержки автофокуса здесь, увы, нет.

Фотокамера на практике

Благодаря экстремальному динамическому диапазону, высокой детализации и контрастной автофокусировке, сенсор Fujifilm GFX 50S отлично подходит для съёмки пейзажей. Из-за размеров и массы, камеру неудобно переносить на большое расстояние, но после установки на штатив проблем со съёмкой не будет. Вес устройства хорошо сбалансирован.

GFX 50S полностью защищена от погодных последствий — не стоит опасаться дождя, пыли или снега, а батареи хватает примерно на 600 снимков.

При использовании 32-64mm f/4 заметно искажение картинки — типичный недостаток широкоугольных объективов. Эта камера плохо подходит для уличной съёмки из-за своего медленного автофокуса и больших размеров. Непрерывная производительность AF настолько низкая, что отслеживать движущиеся объекты практически невозможно. Но, автофокус хорошо работает во время портретной съёмки, когда цель не двигается.

Система фазовой детекции GFX 50S заметно медленнее, чем на зеркалках с полнокадровыми сенсорами и APS-C. Даже беззеркальные камеры Fujifilm X-series более отзывчивы. Остаётся только надеяться на улучшение AF в будущих обновлениях прошивки.

GFX не будет казаться слишком громоздкой и тяжёлой, если съёмки проходят в условиях студии. Во время тестирования я убедился, что объектива 110mm f/2 и двух моноблоков Profoto D1 достаточно для отличных результатов.

Съемка в помещении. ISO

Эра низких ISO в среднеформатных камерах наконец-то уходит в прошлое. Это уже доказал Hasselblad в своей модели X1D, теперь настала очередь Fujifilm.

GFX 50S способна избегать шума в изображениях вплоть до ISO 3200, тогда как небольшое зерно в кадре начинает появляться лишь при ISO 6400.

При значения светочувствительности 12800 картинку все еще можно назвать рабочей, на 25600 условно-рабочей для публикаций на онлайн-ресурсах или печати в небольшом формате, тогда как значения ISO в 51200 и выше при съемке лучше не использовать. Несмотря на чуть большую шумность, RAW-файлы также отлично себя проявили на диапазоне светочувствительности вплоть до ISO 12800.

Средний формат

С технический стороны, среднеформатные сенсоры лучше полноформатных. При тестировании датчика изображения в benchmark DxOMark, фотокамера Hasselblad X1D-50с набрала 102 балла, Pentax 645Z — 101 балл, так как у Fujifilm GFX 50S тот же основной сенсор, то и результаты похожи.

Тем не менее полнокадровая Nikon D850 набрала 100 баллов и отстала только из-за чувствительности ISO. Стоит ли тратить 383 000 р. ради ненамного лучших показателей? Заплатив чуть больше половины от этой суммы за Nikon D850 или Sony A7R Mark III, вы получите практически такие же параметры разрешения, динамического диапазона и чувствительности ISO.

Кроме того, у полноформатных камер лучший автофокус, быстрая серийная съёмка, высокая скорость затвора, отличные режимы видео и множество объективов на выбор.

Выводы

Несмотря на то, что первой ласточкой среди беззеркальных среднеформатных камер стал Hasselblad X1D, именно Fujifilm удалось совершить революцию в этом до недавнего времени недоступном профессиональном сегменте. Многолетний опыт в области производства оптики, а также активное развитие серии Х в последние годы позволили инженерам Fujifilm создать не просто перспективную камеру, а идеальный инструмент современного фотографа-профессионала.

GFX 50S получилась на удивление сбалансированной для первой камеры новой линейки — за конкурирующий Hasselblad, выпустивший на рынок знаковую, но абсолютно сырую модель, в такой ситуации даже обидно. Не слишком современный дизайн GFX 50S с лихвой компенсируется его функциональностью и обилием настроек, которому пижонистый X1D может только позавидовать.

Несмотря на пару эргономических промахов вроде места расположения кнопки экспокоррекции, GFX по аналогии с младшими собратьями из X-серии имеет возможность оперативно менять конфигурацию клавиш, что позволяет фотографу максимально подогнать камеру под себя.

Внутри GFX 50S спрятан настоящий “пламенный мотор” — 50-мегапиксельный сенсор, который обеспечивает не только потрясающее качество изображения, но и расширенный динамический диапазон, большую глубину картинки и отличную цветопередачу. Камера позволяет делать фотографии без видимого шума вплоть до ISO 3200, но в целом значения светочувствительности являются рабочими вплоть до 12800.

Если X1D не уступает новинке Fujifilm в качестве изображения, то ощутимо проигрывает в скорости. GFX 50S быстрее во всем: камера быстрее включается, быстрее фокусируется, быстрее обрабатывает файлы.

Видоискатель GFX является одним из лучших в классе, имеет гораздо большее разрешение, чем у X1D и при этом лишен лагов при панорамировании кадра. Экран камеры больше и имеет лучшую цветопередачу, интуитивный тач-интерфейс и обладает функцией поворота, что добавляет камере универсальности.

И самое главное, при всех плюсах вы получаете самый недорогой входной билет в средний формат — считавшаяся до настоящего времени бюджетной представительницей класса зеркальная камера Pentax 645Z обойдется примерно на 80000 рублей дороже, не говоря уже о ценнике X1D.

На данный момент в профессиональном фотомагазине Photosale.ru камера Fujifilm GFX 50S стоит 419 999 рублей.

Новинке от Fujifilm не достает скорости в серийной съемке, но все опять же познается в сравнении — если 3 кадра в секунду смешно для зеркалок и беззеркалок, то для среднего формата это настоящий прорыв. Добавьте сюда же возможность использования следящего фокуса, гибкую настройку автофокусных зон, и вы поймете, что съемка движения для этой камеры не станет большой проблемой.

Пожалуй, единственным недостатком Fujifilm GFX 50S можно назвать не слишком высокий потолок выдержки синхронизации в 1/125 с за счет установки фокального затвора, однако в планах Fujifilm выпуск новых адаптеров, позволяющих использовать большее количество объективов с центральным затвором.

В GFX, как и в любой новой системе, еще есть, что дорабатывать. Но если Hasselblad свою систему нужно серьезно “допиливать”, то для создания идеальной среднеформатной камеры Fujifilm достаточно слегка “пройтись шкуркой”.

Плюсы

  • самая доступная цифровая среднеформатная камера на рынке;
  • очень высокое качество изображения в RAW и JPEG;
  • рабочие ISO до 12800;
  • удобный программируемый интерфейс;
  • огромное количество настроек;
  • высокая скорость работы;
  • быстрый для среднего формата автофокус с функцией слежения;
  • съемный видоискатель;
  • высокодетализированный сенсорный экран с функцией поворота;
  • ёмкий аккумулятор;
  • два слота для карта памяти с поддержкой UHS-II SDXC;
  • Wi-Fi.

Минусы

  • неудобное расположение некоторых кнопок интерфейса;
  • ограничение выдержки синхронизации в 1/125 с.

Битва титанов: Fujifilm GFX 50S vs Pentax 645Z. Часть 2. Тест Игоря Сахарова

Битва титанов: Fujifilm GFX 50S vs Pentax 645Z. Часть 2. Тест Игоря Сахарова

Постараемся снимать так, чтобы оценить большой динамический диапазон среднего формата. Опять используем два объектива с одинаковыми фокусными расстояниями, 125 мм. Выставляем свет, так называемую, Т-образную схему: сверху, над головой модели, разместим стрип, такой же стрип используем и в качестве контрового источника.

Pentax 645Z Fujifilm GFX 50S

Поставим черный фон

Pentax 645Z Fujifilm GFX 50S

Камеры хорошо удержали контровой свет и переходы. Снова включаем верхний стрип.

Pentax 645Z Fujifilm GFX 50S

На этом заканчиваем тестирование наших камер Fujifilm GFX 50S и Pentax 645Z. Мы опробовали их на предметной и модельной съёмках в условиях студии. По моему мнению, камеры равны по качеству выдаваемой картинки. У обеих – отличный динамический диапазон, великолепная проработка в тенях и светах, потрясающие контраст и резкость. Матрицы в камерах одинаковые, отличны только процессоры и алгоритмы обработки картинки.

Разумеется, есть и различия. Pentax 645Z – зеркальная и при модельной съемке картинка в видоискателе в ней мне понравилась больше. Fujifilm GFX 50S – беззеркальная с электронным видоискателем и при повороте модели, когда тень ложится, например, на щеке, я эту тень не вижу, поскольку в таком видоискатели стоят различные «улучшатели», высвечивающие эту тень, а мне-то нужно видеть достоверную картинку. Вес камер оказался практически идентичным, поскольку в силу, большего энергопотребления Fujifilm GFX 50S, мы её использовали в комплекте с батарейной ручкой. Я тестировал камеры в студийных условиях и, поскольку это профессиональная съёмка, мне всегда нужен максимально возможный качественный результат уже во время съемки, без постобработки. Обе камеры отвечают этим моим требованиям в совершенстве, за что огромное спасибо разработчикам обеих компаний. Стоит отметить, что у Pentax 645Z автофокус более медленный, у Fujifilm GFX 50S – быстрее. С Pentax 645Z можно использовать оптику еще с пленочных камер, поскольку байонет остался тот же. Для камеры Fujifilm GFX 50S на сегодня выпущено пока только 3 объектива, но компания заверяет, что линейка будет расширяться. Но, самое главное, у GFX 50S короткий рабочий отрезок и через различные переходники-адаптеры на камеру можно ставить любую среднеформатную оптику, в том числе и от Pentax. И это очень существенный плюс.

Первая часть теста «Битва титанов: Fujifilm GFX 50S vs Pentax 645Z». Полевые испытания Fujifilm GFX 50S.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий