Негативный опыт. Известные фотографы, снимающие на плёнку


Содержание

Вся правда о фотопленках

НЕМНОГО ИСТОРИИ Что такое фотопленка? Ответить на этот вопрос можно так: это гибкая прозрачная основа, на которую нанесен светочувствительный эмульсионный слой. Но светочувствительные фотоматериалы не всегда имели такую структуру. В опытах Ньепса и Дагера главным образом использовались серебряные пластинки, на поверхности которых и образовывалось изображение. Но серебряная пластина — слишком дорогая основа для фотографии. Поэтому вскоре место серебряных пластин заняли стеклянные. В опытах Тальбота в качестве основы использовалась бумага, пропитанная светочувствительным составом. А для того чтобы сделать лист бумаги более прозрачным, его пропитывали воском. Но бумага имела собственную неоднородную структуру и по этой характеристике очень сильно уступала стеклу. Фотопленки на гибкой основе появились спустя 40 лет с момента изобретения фотографии, в 80 годах позапрошлого столетия. До этого в качестве основы главным образом использовались стеклянные пластинки, которые имели массу недостатков, ведь стекло — достаточно хрупкий и тяжелый материал. Попытки создать более надежную и удобную основу предпринимались многократно, но достаточно хорошие предложения так и не получили массового распространения.

В 1931 году было начато фабричное производство черно-белых кинопленок в России. Изначально пленки производились на в г. Шостка (Украина) и Переславле-Залесском. Чуть позже была запущена фабрика «ТАСМА» в Казани.

В 1935 году Agfa, а в 1936 Kodak предложили цветные обращаемые фотопленки, похожие по своему строению на современные.

ПРОИЗВОДСТВО ФОТОМАТЕРИАЛОВ Производство светочувствительных материалов — это достаточно сложный технологический процесс. Условно его можно разделить на 4 стадии: — приготовление светочувствительной эмульсии; — производство основы; — полив эмульсии на основу и сушка; — финишная обработка — резка, перфорирование, экспонирование служебных символов и фасовка.

Кроме того, производство фотоматериалов требует достаточно больших затрат на исследования, связанные с совершенствованием фотоматериалов. Поэтому в мире не так много компаний и заводов, способных производить качественные современные фотоматериалы.

За венец первенства на российском рынке борются две марки — Kodak и Fujifilm. За ними следует Konica, существенные улучшения фотоматериалов и мудрая ценовая политика обеспечили этой компании большую популярность в России. На четвертом месте расположилась Agfa. Предлагая достаточно качественные и недорогие фотоматериалы, компания имеет явно слабый маркетинг в России. В незначительных количествах представлены все другие производители.

Чтобы лучше разобраться в этом многообразии фирм, давайте подробнее взглянем на фирмы, производящие фотоматериалы, и их историю. Чтобы не обижать производителей, мы приведем список в алфавитном порядке.

Agfa В 1867 году в Берлине Мендельсоном-Бартольди (сын Феликса Мендельсона — композитора, автора свадебного марша) и Оппенгеймом была основана компания Aktein Gesellschaft fuer Anilin — Fabrikarion или сокращенно AGFA. Как можно догадаться из названия, первые годы компания занималась производством анилиновых красителей. В 1888 году компания начинает осваивать производство фотоматериалов. В 1891 году изобретен проявитель Rodinal. В 1895 году AGFA строит завод в Вольфене, поначалу здесь производились только красители, но позднее было начато производство фотоматериалов. В 1897 году выпускается первый продукт под торговой маркой AGFA, это был проявитель Eikohogen. Параллельно с этим в 1894 году в Антверпене (Бельгия) фотограф Lieven Geavaert основал компанию по производству фотобумаги L. Geavert & Cie. В 1912 году немецкий химический концерн Bayer, частью которого станет Agfa AG, строит завод в Леверкузене (Leverkusen), где сейчас расположено производство фотопленок. В 1935 году AGFA выпускает цветную фотопленку Agfacolor. А в 1964-м происходит слияние компаний Agfa и Gevaert. После слияния компаний им отходит право на торговую марку AGFA. Основные производственные мощности компании сегодня располагаются в Бельгии, США и Германии. Сегодня компанией производится практически весь ассортимент цветных и черно-белых обращаемых и негативных фотопленок, как любительского, так и профессионального назначения. На ресурсе https://www.agfa.com/photo/products/film/consumer/vista/ можно найти обзор любительских фотопленок Agfa.

Ferrania Компания Ferrania Imaging Technologies была образована в 1923 году в Италии. Основные производственные мощности расположены в Италии и США (штат Оклахома). На рынке фотопленок компания представлена исключительно любительскими пленками тип 135 и APS. Собственная марка производимых фотопленок Solaris FG 100, 200, 400, 800. Кроме того, компания производит фотоматериалы по заказам различных компаний. В российских магазинах можно встретить фотопленку Astra и Samsung производства Ferrania.

Foma История чешской компании началась в 1921 году. Именно в этом году была основана компания FOTOCHEMA Ltd. (Фотохема) в Hradec Kralove, Чехия. Первые годы компания специализировалась на выпуске фотопластинок и реактивов для их обработки. Позднее, с 1931 года, компания начинает производство черно-белых фотобумаг, а в 1932 году черно-белой роликовой фотопленки. Все производимые фотоматериалы выпускались под торговой маркой FOMA. В 1949 году налажено производство фотоматериалов для рентгеновской съемки, в 1958 году цветной фотобумаги и пленки, а в 1972-м начато производство цветной обращаемой фотопленки. В 1990 году компания стала называться National Enterprise FOMA. С 1990 года компания сосредоточила свои усилия на производстве черно-белых светочувствительных материалов. После приватизации 1995 года название компании изменилось на FOMA Bohemia Ltd. В России компания предлагает весьма качественные и дешевые черно-белые фотоматериалы.

Forte Точных данных о данном производстве нет, предположительно в 1922 году компанией Kodak был построен завод по производству черно-белых фотобумаг в городе Vac (Вак, Венгрия). Очевидно, судьба этого предприятия схожа с историей многих заводов, оказавшихся на территории соцлагеря после Великой Отечественной войны. Национализация, смена названия. Так или иначе, сегодня этот завод производит продукцию под маркой Forte и носит название FORTE Photochemical Co. Некоторые фотоматериалы производятся на заводе, другие проходят здесь лишь финишную обработку (резка мастер-рулонов, произведенных на других предприятиях, и фасовка). В России фотоматериалы этой компании встречаются крайне редко.

Fujifilm Компания Fuji Photo Film Co., Ltd. была основана в 1934 году в Японии. В 1936 году была произведена первая черно-белая фотопленка, а уже в 1948 году налажено производство цветных обращаемых фотоматериалов. Начиная с 1967 года, компания поставляет фотоматериалы на экспорт. В 1974 году был открыт завод по производству фотобумаги в Бразилии. А в 1976 году разработана первая в мире цветная негативная пленка с чувствительностью 400 ISO — Fujicolor F-II 400. В 1997 году начато производство фотопленки на дочернем заводе в США, Южная Каролина. Цветная негативная пленка Reala с четвертым светочувствительным эмульсионным слоем появилась на рынке в 1989 году. Сегодня компания занимает одно из первых мест в сфере производства светочувствительных фотоматериалов и имеет весьма широкий ассортимент, в котором представлены практически все позиции профессионального и любительского назначения.

Ilford Компания Ilford была образована в 1879 году. Производственные мощности компании расположены в Великобритании и Швейцарии. Российскому потребителю эта компания наиболее широко известна как производитель черно-белых профессиональных фотоматериалов. Долгое время найти фотоматериалы этой компании в России было очень сложно, отсутствовали постоянные дистрибьюторы и представители. Но, похоже, ситуация начинает меняться к лучшему. В продаже можно встретить черно-белые и монохромные фотоматериалы этой марки.

Kodak Джордж Истман — основатель компании Kodak — родился 12 июля 1854 года в США. Свою деловую карьеру Истман начал в 14 лет в качестве посыльного страховой компании, после чего стал клерком в банке. Когда Истману было 24 года, он решил отдохнуть в Санто-Доминго, и его друг посоветовал ему купить камеру и сделать несколько снимков на память об отдыхе. На отдых Истман так и не уехал, но очень увлекся фотографией. Ему захотелось упростить сложный процесс фотографирования тех лет. Днем он работал в банке, а ночью экспериментировал на кухне. В апреле 1880 года Истман взял в аренду третий этаж здания на улице Стейт в Рочестере и приступил к производству сухих светочувствительных пластин для продажи. Годом позже Истмен нашел делового партнера, бизнесмена Генри А. Стронга, который вложил в начинания существенную сумму. 1 января 1881 г. Истман и Стронг основали партнерство по производству сухих фотопластин под названием Eastman Dry Plate Company. В 1882 году Истман уволился с работы в Рочестерском сберегательном банке и все свое время посвятил работе в своей компании. Истман много экспериментировал и в 1885 году выпустил рулонную светочувствительную пленку для фотокамер. В 1889 году фирма была переименована в компанию Eastman Company. В этом же году первая партия коммерческой роликовой пленки, доработанная Дж. Истманом и его помощником — химиком-исследователем, поставлена на рынок.

Впервые слово «Kodak» было зарегистрировано как торговая марка в 1888 году. Название фирмы было просто придумано Истманом. Вскоре был открыт первый заграничный завод в пригороде Лондона. В 1900 году компания вышла на российский рынок, открыв отделение в Санкт-Петербурге и Москве. В 1908 году построен завод в Австралии. В 1936 г. в продажу поступила 35-мм слайд-пленка KODACHROME. А в 1942 г. объявлено о создании первой в мире цветной негативной пленки KODACOLOR. В 1954 году компания Kodak Brasileira запустила завод по производству фотоматериалов в городе Сан-Пауло, Бразилия. Через 15 лет в городе Виндзор, штат Колорадо, начата работа по созданию производства пленки и фотобумаги. В 1970 году в городе Гвадалахара (Мексика) началось строительство завода по производству пленки. А в 1987 году в Рочестере началось строительство суперсовременного завода по производству цветных фотопленок профессионального назначения.

Konica В 1873-м Рокусабуро Сугиуро основал компанию Konishi, специализирующуюся на производстве материалов (фотопластинок) и аксессуаров для фотографии и литографии. В 1903 году появляется первая японская фотобумага под названием Sakura, а в 1929-м начинается производство черно-белой фотопленки с аналогичным названием. В 1940 году фирма первой в Японии выпускает цветную фотопленку. В 1991 году появилась новая пленка Impresa 50, а в 1999 году — первое поколение пленок Centuria. В 2003 году компания объединилась с Minolta, что привело к изменению названия компании на Konica Minolta. Фирма производит как профессиональные, так и любительские фотопленки, однако российскому потребителю знакомы главным образом любительские фотопленки.

Orwo Сегодня фотоматериалов такой марки не существует, но они были очень популярны в Советском Союзе, поэтому мы решили сказать несколько слов об этой марке. История компании ORWO начинается в 1895 году, точнее в этом году начинается история завода, который значительно позднее будет переименован в ORWO. В 1895 году в немецком городе Вольфен (Wolfen) начинается строительство завода по производству анилиновых красителей AGFA (производство продолжается и сегодня). В 1910 году неподалеку строится завод кинофотоматериалов. Именно на этом заводе в 1935—36 годах начинается производство первых цветных фотоматериалов AGFA. В 1945 году Вольфен сначала занимают американские, а затем русские войска. После образования ГДР предприятие переходит в социалистическую собственность. В 1950 году название меняется на ORWO, сокращение от Original Wolfen. Очевидно, в это время завод еще продолжает использовать торговую марку AGFA. Но в 1964 году, после объединения AGFA и Gavert, право на торговую марку AGFA переходит образованному концерну. Завод в Вольфене начинает производство фотоматериалов под торговой маркой ORWO. Продукция поставляется главным образом в страны социалистического лагеря, где пользуется большой популярностью. После объединения Германии и распада соцлагеря ORWO теряет практически весь рынок и становится неконкурентоспособным. В 1991 году фирма дробится на небольшие отдельные предприятия, а в 1995 году объявляется банкротом. Сегодня в Вольфене под маркой ORWO действует лаборатория по обслуживанию фотолюбителей и интернет-фотосервису.

Свема Завод по производству светочувствительных фотоматериалов «СВЕМА» расположен с г. Шостка (Украина). Название завода произошло от сокращения слов СВЕточувствительные МАтериалы. Во времена Советского Союза это был крупнейший отечественный производитель фотопленок. Но времена меняются. Производственные объемы сокращаются, а черно-белые фотопленки этой марки все реже встречаются на прилавках фотомагазинов. Некоторое время назад можно было найти в продаже цветную фотопленку ДС-100, обрабатываемую по процессу С-41. Под этой маркой продавалась фотопленка производства Fujifilm, прошедшая финишную обработку на заводе.

Тасма Завод светочувствительных фотоматериалов был заложен в 1931 году в Казани. Название «ТАСМА» было присвоено заводу в 1979 году и происходит от сокращения ТАтарские Светочувствительные МАтериалы. В 1992 году производственное объединение преобразовано в акционерное общество открытого типа «Холдинговая компания Тасма». Фотолюбителям хорошо известны черно-белые фотопленки производства этой компании, в том числе фотопленка в металлических кассетах с DX кодом Tasma 100 SUPER.

ТИПЫ ФОТОПЛЕНОК

С точки зрения передачи информации о цвете все пленки можно разделить на 2 группы — цветные и черно-белые. А с точки зрения передачи тона изображения и назначения — на негативные и обращаемые. Каждый из этих типов пленки требует своего химико-фотографического процесса обработки, и при его нарушении изображение на пленке может получиться некачественным либо вообще отсутствовать. Давайте чуть подробнее разберемся в этом вопросе.

Черно-белая негативная фотопленка Этот тип пленки появился значительно раньше всех других и существует уже более 100 лет. Такая пленка предназначена для получения черно-белых фотографий, но с нее могут быть напечатаны и монохромные отпечатки с каким-либо цветным оттенком.

Обработка такой пленки состоит из двух стадий: проявка и фиксирование. На стадии проявления экспонированные микрокристаллы соли серебра восстанавливаются до металлического состояния. Не стоит думать, что во время фиксирования изображение каким-либо загадочным образом фиксируется, просто на этой стадии растворяются и вымываются из эмульсионного слоя по-прежнему светочувствительные микрокристаллы соли серебра, на которые не подействовал свет. Конечно, еще необходима промывка после ванн, а между ваннами может использоваться стоп-ванна, моментально останавливающая процесс проявления.

Полученное после обработки изображение на фотопленке образовано частицами металлического серебра. Это позволяет манипулировать с изображением непосредственно на фотопленке, добиваясь необходимого эффекта. При помощи ванн с химическими реактивами изображение можно сделать более или менее плотным (светлым), повысить контраст или придать изображению цветной оттенок (вирировать).

Когда вы отдадите такую фотопленку на проявку, ее, скорее всего, будут обрабатывать вручную, поэтому стоимость черно-белой проявки в некоторых лабораториях может быть высокой. При желании и наличии минимального оборудования и опыта такую фотопленку можно проявлять дома, что позволит добиться наилучшего качества изображения. Если попробовать проявить такую фотопленку по какому-либо другому процессу, то изображения на ней вы не получите. На пленке не будут видны даже нанесенные на перфорацию надписи с указанием типа пленки. Будьте внимательны, если вам вернули из проявки черно-белую пленку, на которой полностью отсутствует изображение надписей на перфорации, возможно, ее неправильно обработали. Этот тип фотопленки появился задолго появления современных мини-лабораторий для обслуживания фотолюбителей, поэтому черно-белая фотопленка не может быть проявлена на проявочной машине, стоящей в любительской лаборатории. Очень сложен и процесс печати фотографий с такой пленки на принтер-процессоре, оттенок фотографий может оказаться практически непредсказуемым. На черно-белых пленках отсутствует DX информация с кодом эмульсии и номером кадра.

Не лучшим образом черно-белые фотопленки подходят и для сканирования на домашнем оборудовании. Металлическое серебро может образовывать слишком высокие плотности, которые окажутся не под силу простенькому сканеру. Так как металлическое серебро отражает инфракрасные лучи, то и система автоматической ретуши пыли и царапин при сканировании такой пленки окажется недоступна.

Черно-белые фотопленки стоит рекомендовать профессионалам и опытным фотолюбителям, ведь качество черно-белого изображения на таких пленках наивысшее. Но для того чтобы использовать все возможности фотопленки, необходима ручная фотопечать на черно-белую фотобумагу либо сканер достаточно высокого класса.

Черно-белая фотопленка, обработанная по родному черно-белому процессу

Черно-белая фотопленка, обработанная по процессу C-41 или Е-6

Цветная негативная фотопленка

История цветной негативной пленки начинается в 1942 году. Сегодня это самый распространенный тип пленки среди фотолюбителей. Цветная негативная фотопленка предназначена для печати цветных фотографий.

Обрабатывается такая фотопленка по процессу С-41, предложенному фирмой Kodak, либо по альтернативному процессу какой-либо другой фирмы. Этот процесс значительно сложнее обработки черно-белой фотопленки. Большее количество ванн и необходимость точного контроля температуры проявления накладывают некоторые ограничения. Если черно-белые фотоматериалы можно обрабатывать в растворах комнатной температуры, то для обработки цветной пленки необходима более высокая температура — 36—39 градусов Цельсия. В процессе участвует 4 ванны: цветное проявление, отбеливание, фиксирование, стабилизация. Обработка фотопленки осуществляется, как правило, на автоматических проявочных машинах.

Одновременно с восстановлением соли серебра, во время проявления, в эмульсионных слоях цветной негативной пленки образуются желтый, пурпурный и голубой красители. После выхода красителя металлическое серебро оказывается ненужным, ведь оно только увеличивает оптические плотности изображения. Поэтому на стадии отбеливания металлическое серебро снова превращается в хорошо растворимое соединение, которое будет вымыто из эмульсионного слоя на последующих стадиях обработки. Цель стадии фиксирования прежняя — удаление из эмульсионного слоя невостребованных солей серебра. На стадии стабилизации осуществляется интенсивная промывка, необходимая для удаления из эмульсионных слоев оставшихся солей серебра и химреактивов. Кроме того, в этой ванне может присутствовать оптический стабилизатор, улучшающий сохранность красителей.

Обработанная фотопленка имеет оранжево-красноватый цвет. Это цвет маски. Маскирующий компонент вводится в эмульсионный слой для улучшения цветопередачи, так как ученым не удалось найти красителя с оптимальными оптическими характеристиками, проблему улучшения цветопередачи решили при помощи маскирования. Не стоит думать, что оранжевый цвет маски — это результат простого прокрашивания пленки. Маскирующий компонент разрушается при образовании красителя и в местах их сильного выхода практически отсутствует. Замечу, что первые негативные цветные фотопленки не имели маски и были практически прозрачными. Так как пленка негативная, то все цвета реального изображения меняются на противоположные. Синий цвет становится желтым на пленке, зеленый — пурпурным, а красный — голубым. Цветные красители достаточно нечувствительны к химическому воздействию, а поэтому изменить качество изображения в лучшую сторону путем химического воздействия на обработанную пленку невозможно.

Если цветную негативную пленку обработать по черно-белому процессу, то получится малоконтрастное черно-белое изображение. Высокая плотность вуали при этом сделает проблематичным процесс фотопечати и сканирования. Повторная обработка такой пленки по процессу С-41 позволит получить результат, очень схожий с обычной обработкой по родному процессу С-41 — получится достаточно качественный цветной негатив. Обработав негативную фотопленку по процессу E-6 (об этом процессе чуть позже), мы получим на фотопленке позитивное изображение с сильно искаженной цветопередачей.

Наличие DX кода на перфорации и маски делают цветные негативные пленки идеальными для получения цветных фотографий путем прямой оптической печати. Эти пленки также хорошо поддаются процессу сканирования, но после сканирования потребуется тщательная обработка — цветокоррекция, для того чтобы избавиться от цвета маски.

Цветная негативная фотопленка, обработанная по родному процессу С-41 Цветная негативная фотопленка, обработанная по черно-белому процессу

Цветная негативная фотопленка, обработанная по процессу Е-6

Монохромная негативная фотопленка

Классические черно-белые пленки всем хороши, но очень неудобны при печати фотографий на цветную фотобумагу с использованием автоматического оборудования фотолабораторий. Нельзя их и проявлять на таком оборудовании. Для решения этой задачи всего лишь несколько лет назад были предложены монохромные фотопленки.

Главное назначение монохромной пленки — это простое и удобное получение черно-белых фотографий с использованием автоматического оборудования фотолабораторий и цветной фотобумаги.

Эта фотопленка обрабатывается по процессу С-41, используемому для обработки цветных негативных фотопленок. Поэтому монохромную фотопленку можно проявить практически в любой фотолаборатории. Как вы помните, в этом процессе обработки существует стадия отбеливания, которая уничтожает металлическое серебро, значит, изображение на монохромной пленке образовано красителями. Маска на монохромной пленке необходима главным образом для упрощения процесса печати на автоматическом оборудовании, благодаря ей цветной оттенок полученных снимков становится более управляемым. Для облегчения процесса печати на перфорацию монохромных пленок нанесен DX код. Химическое воздействие на обработанный фотоматериал не даст никакого положительного эффекта.

При обработке монохромной пленки по обычному черно-белому процессу получится черно-белое изображение с высокой плотностью вуали, что усложнит процесс фотопечати и сканирования. Повторная обработка такой пленки по процессу С-41 позволит получить результат, очень схожий с обычной обработкой по родному процессу С-41. Обработав пленку по процессу Е-6, можно получить позитивное изображение на фотопленке, но с цветным оттенком.

Монохромная пленка будет более подходящей для сканирования, чем классическая черно-белая, по причине меньших плотностей красителя и отсутствия металлического серебра. Однако качество изображения на монохромных пленках все же немного ниже, чем на черно-белых.

Монохромная негативная фотопленка, обработанная по родному процессу С-41

Монохромная черно-белая фотопленка, обработанная по черно-белому процессу

Монохромная фотопленка, обработанная по процессу Е-6

Цветная обращаемая фотопленка

Цветная обращаемая фотопленка предназначена для получения позитивного (соответствующего оригиналу, как на фотографиях) изображения непосредственно на пленке. Этот тип пленки появился несколько раньше цветной негативной пленки. Первые обращаемые фотопленки, произведенные компаниями Kodak и Agfa, появились в 1936 и 1935 годах соответственно.

Обращаемые фотопленки требуют своего собственного процесса обработки E-6 по номенклатуре Kodak или любого альтернативного процесса других компаний. В обращаемой фотопленке используются те же соли серебра, что и в негативной, но изображение получается позитивным! Весь секрет такого превращения кроется в специальной стадии химического обращения или засветки. Порядок ванн может быть следующим: черно-белое проявление, химическое обращение или засветка, предварительная отбеливающая ванна, отбеливание, фиксирование и промывка. На первой стадии восстанавливаются экспонированные микрокристаллы, получается обычное негативное черно-белое изображение. Далее следует химическое обращение или засветка. Цель этой ванны — «засветить» неэкспонированные участки, которые и будут проявлены на следующей стадии цветного проявления. Назначение остальных ванн аналогично используемым в процессе С-41. Исключение составляет только предварительная отбеливающая ванна.

После обработки на пленке можно видеть позитивное изображение, полностью готовое для просмотра. Для того чтобы тоновоспроизведение было привычным глазу, обращаемые фотопленки имеют значительно больший контраст, чем негативные. Так как изображение на обращаемой пленке насколько возможно соответствует действительности, то его достаточно просто сканировать, ведь не требуется специальная цветокоррекция. По этой причине обращаемые фотопленки наиболее широко используются в процессе съемки для полиграфических изданий. А вот с печатью фотографий с обращаемой пленки долгое время существовали проблемы. Для этих целей использовался весьма сложный и редкий процесс R-3. Печать осуществлялась вручную, а поэтому фотографии были очень дорогими. Но с появлением цифровых принтер-процессоров эта проблема полностью исчезла. Многие цифровые машины позволяют без труда печатать цветные фотографии с любого типа фотопленки.

Обработав обращаемую фотопленку по негативному процессу С-41, можно получить очень контрастный цветной негатив с искаженной цветопередачей и без маски. Отпечатанные с такого негатива фотографии будут иметь высокую цветовую насыщенность и контраст. Этот метод часто используется профессиональными фотографами как творческий прием и называется кросс-процессом (Cross). Обработка по черно-белому процессу не даст положительного результата, изображение получится черно-белым, негативным, с плотной красно-оранжевой вуалью.

Цветная обращаемая фотопленка, обработанная по родному процессу Е-6

Цветная обращаемая фотопленка, обработанная по процессу С-41

Цветная обращаемая фотопленка, обработанная по черно-белому процессу

Обращаемая черно-белая фотопленка

В силу своей специфичности сегодня этот тип пленки практически не используется. Предназначена она для получения черно-белого позитивного изображения на фотопленке — черно-белых слайдов. В России подобные фотопленки не продаются, поэтому ограничимся лишь кратким упоминанием об этом типе пленки.

В процессе обработки, как и в случае с цветными обращаемыми пленками, эта пленка требует стадии обращения. Главным отличим пленки от негативных является низкая плотность вуали и бесцветность основы.

При желании, обработав обычную черно-белую пленку по черно-белому процессу с обращением, можно получить достаточно неплохой слайд. Только вот цель получения такого изображения не ясна. Мода на диапроекторы прошла, а с точки зрения сканирования эта пленка по своим характеристикам достаточно близка к обычным, черно-белым фотопленкам.

Некоторое время назад отечественная промышленность выпускала фотоматериалы данного класса, например фотопленку марки «ОЧ». Из зарубежных примеров можно назвать фотопленку Agfa SCALA и фотопленку с возможностью моментального проявления Polaroid.

Кинопленки Цветные и черно-белые кинопленки, используемые в современном кинематографе, отчасти могут быть использованы для фотосъемки. Однако на практике это не очень удобно. Кинопленки в процессе использования испытывают большие механические нагрузки, поэтому они несколько толще, чем фотопленки, могут возникнуть проблемы с транспортировкой пленки в камере.

Цветные кинопленки имеют дополнительный черный сажевый слой, их проявка требует специального процесса обработки. Да и форма перфорации на кинопленках может отличаться и быть бочкообразной.

Продаются кинопленки в металлических коробках, рулонами по 300 и менее метров. Если вас не смущают перспективы использования кинопленки, то можете попробовать приобрести черно-белую кинопленку. Она не требует специального процесса обработки и имеет мягкий контраст изображения. Выигрыш в цене с аналогичным количеством фотопленки будет ощутим, но не очень велик.

Форматы фотопленок

После производства фотоматериала его фасуют в кассеты, продают листами или наматывают на ролики. Существует несколько стандартов фасовки фотопленки, каждый из которых используется только в определенном типе фотоаппаратов.

Каждому типу фасовки присваивается свой номер или фирменное название. Поскольку законодателем в этой области является Kodak, то и присвоенные этой компанией номера типов фасовки становятся общепринятыми. Первый тип пленки, производимый Kodak, имел номер 101. Всем последующим типам фасовки присваивался либо порядковый номер, либо номер, ассоциирующийся со спецификациями фасовки.

Самый распространенный тип фотопленки — это 35-мм перфорированная роликовая фотопленка, или ТИП 135. Продается эта пленка в металлических кассетах по 12, 24 и 36 кадров. Также можно встретить кассеты и с достаточно нестандартным количеством кадров: 27, 15 или вроде того. Некоторые производители реализуют свои фотоматериалы рулонами, в коробках от 15 до 300 метров. Купив такую упаковку, можно самостоятельно разматывать пленку на отдельные кассеты, поэтому цена коробки, как правило, несколько ниже фасованной пленки. Так как такая фасовка наиболее часто используется для кинопленок, то и встречаются в такой упаковке обычно черно-белые кино- и фотопленки. Найти цветную негативную фотопленку в такой фасовке практически невозможно.

Тип 120 представляет собой ролики пленки шириной 61 мм. Используется такая пленка в профессиональных среднеформатных фотоаппаратах и позволяет делать кадры размером 6х4,5, 6х6, 6х7, 6х9 см. Некоторое время назад промышленность выпускала и любительские камеры, использующие такую пленку, но сегодня их производство прекращено. Количество кадров на пленке зависит от длины кадра, и при размере кадра 6х6 см составит 12 кадров. На всем протяжении пленка защищена бумажным ракордом, который защищает намотанную на катушку пленку от засветки. На обратной стороне ракорда указываются номера кадров, которые можно видеть в отверстии на задней панели камеры во время съемки.

Тип 220 аналогичен типу 120. Главное отличие — увеличившееся вдвое количество кадров. Достичь этого, не изменяя габаритов ролика, удалось благодаря частичному отказу от бумажного ракорда. У этой пленки защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика и отсутствует в середине. В настоящее время в продаже тип 220 встретить практически невозможно.

Формат APS. Стандарт Advanced Photo System был создан благодаря сотрудничеству крупнейших фотографических производителей и должен был стать промежуточным в переходе любительской фотографии с 35-мм камер на цифровые. Пленка продается в картриджах по 15, 25 и 40 кадров. Зарядка пленки в камеру осуществляется полностью автоматически, зарядный хвостик пленки даже не торчит из камеры. После проявки пленка снова заматывается в кассету, что обеспечивает ее надежное хранение, ведь пленка с изображением будет недоступна для рук фотолюбителей. Главное отличие этого типа пленки — наличие магнитной дорожки для записи информации об условиях съемки, что должно улучшить качество автоматической фотопечати. Распространенный за границей в России этот формат не прижился. Лабораторий, работающих с пленками данного типа, очень мало, поэтому и в продаже APS пленка встречается не часто.

Листовая фотопленка. В профессиональных камерах высокого класса используется листовая фотопленка. Пленка продается в листах разных форматов, будучи упакованной в коробки по 10, 20 и 50 листов. Самые распространенные форматы: 9х12 см, 10,16х12,7 см, 13х18 см и 20,3х25,4 см. Лист пленки обычно заряжается в специальную кассету от фотоаппарата в полной темноте. Для облегчения этого процесса и возможности определения типа пленки в полной темноте на одной из сторон листа имеются фигурные надсечки.

Не так давно с производства была снята миниатюрная пленка ТИП 110. Пленка продавалась в пластмассовых картриджах, имела защитный бумажный ракорд с номерами кадров. Аналогичную, но несколько большую кассету имели пленки формата 126. Другой недавно исчезнувший тип пленки — это дисковая пленка (FILM DISK). Диск плоской пленки вращался в процессе экспонирования. На один диск можно было сделать 15 кадров форматом 8х10 мм. Оба формата были предложены фирмой Kodak и использовалась в компактных любительских фотоаппаратах.

Негативный опыт. Известные фотографы, снимающие на плёнку

Более того, таких фотографов становится все больше — это далеко не единицы, не десятки, не сотни, не тысячи, не десятки и даже не сотни тысяч людей во всем мире. Их гораздо больше. Тех, кто в век цифровой фотографии осознанно предпочитают пленочную. Вот некоторые из них. Возможно, чьи-то имена вы уже слышали.

Алек Сот (1969 г. р.)

Фотограф, член агентства Magnum Photos. Фотографии Сота находится в крупных публичных и частных коллекциях, включая Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств в Хьюстоне, Институте искусств Миннеаполиса и Центре искусств Уолкера и еще 30 музеев во всем мире. Автор нескольких книг, более 50 персональных выставок в разных частях света. Алек Сот снимает в основном на пленочную камеру формата 8×10″.

Марго Овчаренко (1989 г. р.)

Одна из самых молодых звезд российской фотографии. Родилась в Краснодаре в 1989 г., закончила Школу им. Родченко (Москва, 2011), а затем Hunter College MFA program (Нью-Йорк, 2015). Карьера Марго началась с выставки в санкт-петербургском Фотодепартаменте в 2008 году. На сегодняшний день на счету 27-летнего фотографа более 10 персональных выставок в России, Германии, Франции. Кроме этого ее работы были представлены в рамках 15 групповых выставок в США, Канаде, Швейцарии, Финляндии, Греции, Италии и других странах. Работы Марго хранятся в Мультимедиа Арт Музее (Москва), Fotomuseum Winterthur’s Library book collection (Швейцария), Musée de l’Elysée (Швейцария). На счету у Марго десятки публикаций в европейских, американских, азиатских и российских специализированных изданиях по фотографии.

Марго работает в традиционном аналоговом стиле. Последние 6 лет снимает исключительно на среднеформатную камеру Mamiya RZ67 с одним стандартным объективом и иногда макро-насадкой на него. Почти всегда со штатива. Одна из ее любимых пленок — классическая Kodak Portra. Марго сама вручную проявляет фотопленки по процессу C-41 с помощью Jobo в домашних условиях. Живет и работает в Нью-Йорке, США.

сайт

Евгений Мохорев (1967 г. р.)

Российский фотограф из Санкт-Петербурга, родился в 1967 г. Член Союза художников и Союза фотохудожников России. Работы Евгения представляют галереи в Нью-Йорке и Париже, входят в списки самых дорогих фотографий пост-советского пространства, продаваемых на аукционе Sotheby’s в Лондоне.

Основная тема Мохорева (последнее время он также использует фамилию Максимов) — как стекло, самый хрупкий, и в то же время очень опасный человеческий материал: дети и подростки. Мохорев единственный из российских фотографов, кто на протяжении многих лет исследует эту тему. Он, как когда-то Селинджер, вторгся в ту территорию, в которую нет доступа взрослому человеку. Кроме этого, Мохорев известен как стрит-фотограф Петербурга.

Евгений снимает на черно-белую пленку и камеры среднего формата. Для уличной фотографии использует 35-мм Leica.

сайт

Трент Парк / Trent Parke (1971 г. р.)

Cамый известный австралийский фотограф и один из самых известных фотографов современности. Единственный представитель континента, вошедший в состав агентства Magnum Photos. Четырехкратный победитель самого престижного конкурса документальной фотографии World Press Photo — в 1999, 2000, 2001 и 2005 годах. Автор восьми фотокниг, изданных в период 1999-2014. Работы Трента представлены во многих музеях мира и частных коллекциях. Родился в 1971 г, в настоящее время живет и работает в Аделаиде. Снимает на плёнку, в основном на черно-белую 35 мм (Leica), также экспериментирует с цветом на среднеформатной пленке (Mamiya 7).

сайт

Олег Виденин (1963 г. р.)

Русский фотограф, работающий в традиционном жанре чёрно-белой фотографии. Его работы публиковались во многочисленных специализированных журналах, представлены в Государственном музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина (Москва), Московском музее Современного Искусства, National Portrait Gallery в Лондоне, частных собраниях в России и за рубежом. Использует традиционные черно-белые аналоговые материалы, сам занимается проявкой и печатью. Живет и работает в Брянске.

сайт

Алексей Мякишев (1971 г. р.)

Фотограф-документалист. Стипендиат Министерства Культуры России (1996/1997), призёр «ИнтерФото» (1998/2001), «Премия ФРФ» (2010), Bestphotographer (2010), Best of Russia (2012), Sony World Photography Awards (2013). Автор и участник более 50 персональных и групповых выставок в России, Укране, Англии, Франции, Италии, Германии, Австрии. Автор книг «Вятка» и «Колодозеро» (2016).

Снимает в классической аналоговой черно-белой технике камерами Leica, на пленку (в основном черно-белую). Любимые фокусные расстояния — 35 и 50 мм. При подготовке работ к выставкам использует технику ручной печати.

сайт

Валентин Самарин, он же Мария Тиль Вальгрек (1928 г. р.)

Основатель абстрактной фотографии в СССР, эмигрировавший в начале 80-х годов во Францию. Создатель собственного художественного жанра Sanki, который позволяет увидеть другую реальность в снимках, выполненных по технологии серебряножелатиновой печати.

Работы представлены в коллекциях Московского музея современного искусства, Русского музея, Ярославского художественного музея, Музея ноноконформистского искусства (Санкт-Петербург), Государственного музея городской скульптуры (Санкт-Петербург), Литературно- мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург), Государственного музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург), Национальной библиотеки Франции (Париж).

Снимает исключительно на пленку, самостоятельно проявляет и печатает фотографии в темной комнате. Использует эффект соляризации изображения. Экспериментирует с процессом проявления, давая возможность изображению выявлять самого себя. «Я работаю не с пленкой, не с негативом, а с готовым отпечатком. Кладу этот позитив в раствор и жду. Иногда даже забываю, что у меня в кювете лежит… Главное — в то, что происходит, не вмешиваться», говорит Самарин.

Лаура Летински / Laura Letinsky (1962 г. р.)

Мировое признание Лауре принесли ее необыкновенные натюрморты с утонченными тональными переходами, основная тема которых — старение, увядание. Большая часть работ Лауры выполнена в светлом тоне. Снимает Летински на пленку, используя карданную камеру большого формата. Работы Лауры представлены во многих музеях мира и частных коллекциях.

Фотограф, автор нескольких книг по искусству фотографии. Лауры Лаура Летински обладает хорошим образованием в области визуальных искусств. Она получила степень B. F. A. в Университете Манитобы (Канада) в 1986 г., затем MFA в Йельском Университете (США) в 1991 г. В данный момент Лора Летински преподает в Университете Чикаго на кафедре визуальных искусств. Родилась в Канаде, в 1962 году.

сайт

Оля Иванова (1981 г. р.)

Российский фотограф, родилась в 1981 г. Окончила Институт Проблем Современного Искусства в 2019 г. Лауреат Афинского книжного фестиваля в 2019 г, победитель нескольких российских и международных конкурсов.

Персональные выставки Оли проводились в Москве, Франции, Бельгии. Участница групповых выставок в Англии, США, Таиланде, Италии и других странах. Работы хранятся в музеях и частных коллекциях.

Фотографии Оли публиковались в The Guardian, The Financial Times, Bloomberg Market, The Telegraph, Psychologies, Russian Reporter, Neon, Vice, Nido и многих других журналах.

Оля снимает исключительно на пленку, в том числе коммерческие заказы. В своей работе использует средний формат и в основном Kodak Portra.

сайт

Эмиль Гатауллин (1972 г. р.)

Родился в 1972 году в городе Йошкар-Ола Республики Марий Эл. В 1991 году окончил Казанское художественное училище, а затем в 1999 году — Московский художественный институт (МГАХИ) им. Сурикова. Фотограф по призванию и художник по образованию, лауреат национальной премии «Лучший фотограф» (2010), международных конкурсов Vilnius Photo Circle (2014), PhotoVisa (2014), гран-при «The Alfred Fried Photography Award» и многих других. Участник «Portfolio Review Russia 2011» и проекта РИА Новости «XXI. Мой Тихий океан». Персональные выставки Эмиля проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе. Также участвовал в групповых выставках в России, Франции, Австрии, Литве. Член Союза фотохудожников России с 2005 года.

Черно-белые фотографии Эмиль снимает исключительно на пленку. Его основные камеры это дальномерные Leica M7 и Bessa. Самостоятельно проявляет и печатает фотографии в темной комнате.

сайт

Валерий Нистратов (1973 г. р.)

Один из самых известных российских документальных фотографов, работающий в традиции арт-документальной фотографии. Работы Валерия публиковались в Time Magazine, The New York Times, The Guardian, L’insense Magazine, Financial Times Magazine, Le Monde, Monocole и нескольких десятках других журналов во всем мире. Фотографии Валерия представлены в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Multimedia Art Museum (Москва), Maine Museum of Photographic Arts (Portland, USA), he Jewish Museum and Tolerance Center (Москва). Автор четырех книг, вышедших в Москве, Амстердаме и Цюрихе.

Валерий снимает на пленку, использует в основном камеру Leica. Сам проявляет и печатает фотографии в тёмной комнате.

сайт

Майкл Кенна / Michael Kenna (1953 г. р.)

Живой классик пейзажной фотографии. Родился в 1953 году в Англии, закончил Коллежд Искусств в Оксвордшире (Banbury School of Art), затем Лондонский Колледж печатного Дела (London College of Printing). Среди наград фотографа, которых к сегодняшнему дню набралось уже не менее десятка, есть Golden Saffron Award, а также Art in Public Buildings Award. Министерство культуры Франции (France) представило его к званию Кавалера Ордена искусств и литературы (Chevalier in the Order of Arts and Letters).Автор более двух десятков книг-альбомов. За последние 25 лет ежегодно во всем мире проводится около 20 персональных выставок Майкла Кенны. Его работы представлены в более чем 100 музеях в разных частях света.

Майкл Кенна снимает на камеры среднего формата. Использует исключительно черно-белую пленку. Проявку доверяет фотолаборатории, а вот печатает фотографии в темной комнате только сам, считая эту работу важнейшей частью творческого процесса.

сайт

Андрей Чежин (1960 г. р.)

Мастер современной российской фотографии, автор концептуальных проектов. Работы Андрея Чежина представлены в коллекциях более чем 15 музеев в России, США, Италии и других странах. Среди них Государственный Эрмитаж, Русский музей, Музей фотографических коллекций, The Navigator Fondation, Columbus Museum of Art, Southeast Museum of Photography и др. Член Союза фотохудожников России и международной федерации художников (IFA). Автор 2-х книг-альбомов, более 60-ти персональных выставок и участник 160 групповых выставках в России и за рубежом.

Андрей снимает исключительно на пленку, почти только на черно-белую. Сам печатает фотографии в темной комнате, в том числе альтернативными способами. Часто использует просроченные материалы и химические рецепты собственного приготовления.

сайт

Петр Антонов (1977 г. р.)

Российский фотограф, специализируется на сочетании документального похода с концептуальной составляющей. Сотрудничает с российскими и международными изданиями и работает над персональными проектами. Работы Петра публиковались в таких изданиях, как Le Monde, Der Spiegel, Mare, Report on Business, Financial Times Magazine, Courier Internacional, D — la Repubblica, Forbes Russia, Большой город, Огонек, Эксперт, Русский репортер. Его персональные проекты участвовали в выставках и проекциях в России, Канаде, Италии, США, Сирии, Азербайджане, Литве, Латвии, номинировались на премии Prix Pictet, Paul Huf и PDN30.

Петр снимает на пленку, использует камеры среднего формата.

сайт

Елена Холкина (1982 г. р.)

Фотограф, автор книжных проектов. Выпускница Института проблем современного искусства (Москва) и Фотодепартамента (С-Петербург), стипендиат Urban Urge 2019. Ее книга «Did we ever meet?» выиграла конкурс Rock Your Dummy! в Париже в 2013 году и выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и в европейских городах в рамках проекта Box of Dummies. Книга «Doorways» вошла в шортлист премии Unseen Dummy Award в Амстердаме в 2019. Фотографии и книги Лены были показаны на выставках в Москве (Артплей, ЦСИ Сокол, галерея Беляево, Random Gallery, Гоголь-центр), Санкт-Петербурге (параллельная программа Манифесты-10, галерея «Тайга», Фотодепартамент), Казани, Минске, в европейских городах: Ono Arte Contamporanea г. Болонья, Photobook Week г. Орхус, Self Publish Riga и др. В Москве фотографии Лены представлены галереей Ptichka и проектом ArtChoiceInfo.

Лена снимает в основном на цветной негатив 35 мм, часто использует недорогую пленку, такую как Fujifilm Superia. Ее любимая камера Olympus Mju: II. Проявляет пленки в лаборатории, сканирует самостоятельно на Nikon 5000.

Эллиотт Эрвитт (1928 г. р.)

Живой классик, известный американский фотограф русско-еврейского происхождения из Франции, выросший в Италии. Член агентства Magnum Photos. Автор трех десятков книг и бесчетного количества персональных и групповых выставок во всем мире.

До сих пор снимает в основном на пленку, хотя для бытовых задач использует также цифровую фотографию. Вот что говорит об этом сам автор:

«Когда я увлекся уличной фотографий, я снимал на цифровые камеры: мне нравилось учиться и получать мгновенную отдачу. С помощью „цифры“ я выучил технические аспекты фотографии, ее основы. Я снимал только цифровыми камерами 5 лет, и мне это очень нравилось.

Однако около двух лет назад я решил попробовать пленку и до сих пор от нее не отказался. Мне нравится техника съемки на пленку, эстетический компонент, а также невозможность увидеть результат до тех пор, пока ты не проявишь пленку.

Конечно, пленка не может гарантировать, что вы станете фотографировать лучше, но мне она помогла. Я научился терпению в обработке (я жду 3-4 месяца прежде чем вернуться к отснятому материалу), усовершенствовал технические навыки (я снимаю в полностью ручном режиме на Leica), а также отточил дисциплину (я стал подходить к съемке более вдумчиво).

Однако я не отказался от цифровой фотографии. Я использую цифровые камеры для съемки семьи и друзей, повседневной жизни и собственных завтраков. Однако личные проекты по уличной фотографии я снимаю только на пленку, и мне это нравится.»

сайт

Сергей Новиков (1979 г. р.)

Проектный фотограф, опирающийся в своей художественной практике на документальные традиции. Автор 5 книг, последняя из которых ZATO вошла в шорт-лист Dummy Book Award в Арле-2016. Предыдущие книги Сергея входили в шорт-листы книжных фестивалей в Португалии и Испании.

Работы Сергея публиковались в Esquire, The Guardian, Rolling Stone, 11 Freunde, Uno-Due, Stand, PROsport, Ballesterer, When Saturday Comes, Der Spiegel, Decal, Barraca Magazine и многих других журналах в России и за рубежом. Участник нескольких десятков выставок в Москве, Мадриде, Лондоне, Токио, Афинах, Варшаве и других городах.

Сергей принципиально снимает только на пленку. В своей работе использует средний формат 6×7 см и большой формат 4×5″.

сайт

Данила Ткаченко (1989 г. р.)

Фотограф-художник, работающий с документальной фотографией. Лауреат World Press Photo (2014), 30 under 30 by Magnum Photos (2015), lacritique Award (2015), Foam Talent (2015) и десятка других международных конкурсов фотографии. В портфолио Данилы более 30 персональных выставок в Германии, Англии, Франции, Латвии, Эстонии, Финляндии, Италии, Индии, Голландии, России, Греции, США и других странах. Работы фотографа представлены во многих музеях, галереях и частных коллекциях по всему миру.

Данила снимает в основном на камеры большого формата, используя листовые пленки вплоть до 18×24 см, а также на средний формат.

сайт

Источник:

https://pavel-kosenko.livejournal.com/747188.html

Пленочная фотография. Фотопленка против цифры

С наступлением эры цифровой фотографии многие во весь голос заявили о том, что пленка фактически умерла. Ведь современная цифровая техника предоставляет фотографу множество возможностей. Весь процесс съемки автоматизирован и даже человек, далекий от фотографии, может получать качественные и интересные снимки посредством компактного или зеркального цифрового фотоаппарата. Однако сегодня все еще находится немало людей, кто предпочитает снимать именно на пленочные фотоаппараты. Можно сказать, что слухи о смерти пленочной фотографии оказались несколько преувеличенными. Почему же пленка до сих пор остается популярной? Что делает ее такой особенной? В чем преимущества, и каковы главные особенности пленочной фотографии? В этом мы и попытаемся разобраться.

Пленка против цифры

С появлением цифровой фототехники все фотографы словно разделились на два лагеря. Одни говорят о том, что пленочная фотография является лишь пережитком прошлого и с помощью цифровой техники гораздо проще получать высококачественные изображения. Другие считают, что пленочная фотография обладает несколькими важными преимуществами перед цифровой, а потому остается очень актуальной для фотографов-энтузиастов. На самом деле отличий между цифровой и пленочной фотографией не так много, ведь они обе используют в качестве средства фиксирования изображения светочувствительный элемент. Только в пленочной фотографии этим элементом является смесь из кристалликов, нанесенных на прозрачную пленку, а в цифровой – матрица фотоаппарата.

Пленка против цифры

Таким образом, разница между пленочной и цифровой фотографией сводится к способу регистрации и хранения фотоизображений. В пленочной фотографии свет, проходящий через объектив камеры, фокусируется на поверхности пленки, вследствие чего происходит изменение оптической плотности солей серебра светочувствительной эмульсии. Этот главный светочувствительный элемент фотопленки под воздействием света изменяет свои характеристики пропорционально экспозиции.

У сторонников мнения о том, что пленочная фотография доживает свои последние дни, имеется множество аргументов. Во-первых, с помощью цифровой фототехники Вы получаете готовый результат гораздо быстрее, ведь здесь нет необходимости работать с пленкой, каждый раз разыскивая для нужного кадра негативные материалы, а потом проявляя пленку в фотолаборатории или в домашних условиях.

Во-вторых, сам процесс съемки гораздо более удобен и происходит быстрее. Пользователь цифрового фотоаппарата может скомпоновать кадр и полностью контролировать картинку, ориентируясь на ЖК-дисплей. В случае необходимости можно быстро подкорректировать экспозицию, нужные настройки и тут же посмотреть полученный результат на экране. Также можно сразу увидеть только что отснятые фотографии и удалить не понравившиеся.

В-третьих, преимущество цифровой фототехники перед традиционной пленочной фотографией заключается в том, что все отснятые изображения сохраняются в виде цифрового кода. Это означает, что цифровые фотоснимки можно легко хранить в памяти фотокамеры, сохранять их на различных носителях, переносить их на компьютер, другие фотоаппараты или печатающие устройства. Фотографии можно легко распечатывать сколь угодно раз, если они сохранены в цифровом виде.

С пленочной фотографией все по-другому. Понравившиеся фотографии обычно хранят в фотоальбомах, но зачастую возникает необходимость восстановить утраченные или немного испорченные временем снимки. Для этого нужна повторная печать фотографий. А значит, фотографу приходится хранить еще и архив пленочных негативов, с которым нужно очень бережно обращаться.

Кроме того, современные цифровые камеры по своим функциональным возможностям, безусловно, превосходят свои пленочные аналоги. Уже придумано множество функций и специальных режимов съемки для самых разнообразных ситуаций. Фотографу бывает достаточно покрутить колесико на корпусе фотоаппарата и можно получать качественные снимки в любых условиях освещения.

Качество цифровой фототехники и оптики к ней также постоянно растет. С каждой новой моделью цифровой камеры увеличиваются размеры и разрешение светочувствительной матрицы, растет скорость съемки и количество доступных настроек. Многие также считают, что цифровая фотография обходится дешевле пленочной, ведь здесь нет затрат на покупку негативных материалов, проявку и хороший сканер.

Если подводить итог, можно сказать, что цифра подкупает, прежде всего, своей оперативностью и простотой, удобством хранения и размещения готовых фотоснимков, а также возможность исправить полученные результаты программными средствами.Кажется, что преимущества цифровой фотографии очевидны. Почему же до сих пор находятся люди, предпочитающие пленку, когда есть, казалось бы, более простой, оперативный и удобный способ получить качественные фотографии?

Достоинства пленочной фотографии

Оперативность и простота цифровой фототехники больше подходит для коммерческой съемки и для тех любителей, кто не желает тратить слишком много времени и сил на свое увлечение фотографией. Традиционная же пленочная фотография сегодня больше ориентирована на фотографов, любящих творчество и эксперименты. С пленочным фотоаппаратом всю работу делает сам фотограф, а значит, он обязан досконально разбираться в том, как происходит физический процесс создания кадра и как правильно он должен настраивать экспозицию. Соответственно, здесь фотограф гораздо сильнее вовлечен в процесс создания снимка, что помогает ему лучше понять основы фотографии.

Пленка заставляет фотографа не щелкать впустую затвором. Здесь не возможно как в цифре отщелкать сто снимков, а потом выбрать тот, который лучше всего получился. В пленочной фотографии приходится выверять каждый снимок, анализируя и продумывая каждую деталь. Таким образом, пленочная фотография заставляет человека думать, анализировать каждый будущий снимок, вследствие чего он растет в своем мастерстве.

Из-за того, что в пленочной фотографии ничего нельзя так просто удалить или стереть, фотограф начинает ценить гораздо больше каждый следующий кадр. Он учится более точно вымерять экспозицию, следить за построением правильной композиции. Работа с пленочным фотоаппаратом позволяет отработать основные навыки и научиться фотографировать в полном смысле этого слова, а не просто нажимая на кнопку спуска.

Кроме того, пленочная фотография очень дисциплинирует фотографа, поскольку он не может увидеть конечный результат еще до того, как его сняли. Благодаря этому Вы неизбежно стараетесь снимать более продуктивно, чтобы не ошибиться в мелочах. Радость ожидания от проявленной пленки также является тем сильным эмоциональным моментом, который заставляет фотографов вновь и вновь обращаться к пленке.

До последнего времени было распространено мнение о том, что пленочная фотография по качеству фотоснимков превосходит цифровую. В первую очередь, это обосновано тем, что стандартный кадр, которым располагает пленочная фотография, имеет формат 35 мм, а его размер – 36 х 24 мм. В цифровой же фотографии используется светочувствительная матрица, размер которой меньше, чем формат стандартного кадра на пленке. А, как известно, чем меньше физические размеры светочувствительной матрицы, тем ниже качество фотографий и меньше деталей на снимке. Размеры матриц многих цифровых фотоаппаратов меньше, чем формат стандартного кадра 35 мм пленки, либо камеры просто имеют усеченную матрицу. Впрочем, многие современные цифровые камеры уже смогли догнать пленочные по этому показателю.

Другое объяснение преимущества пленочной фотографии сводится к большой разрешающей способности пленки и более широкому динамическому диапазону. Однако и здесь цифровая фототехника за последние годы сделала существенный шаг вперед. Что касается динамического диапазона, характеризующего плавность тональных переходов на фотоизображении, то негативы пленок действительно превосходят возможности светочувствительных матриц. Однако при распечатке негативов на бумагу, динамический диапазон значительно сужается, в результате чего пропадают некоторые детали и изображение, в целом, становится более монотонным.

Все эти преимущества пленочной фотографии, связанное с использованием стандартного кадра, большей разрешающей способностью или более широким динамическим диапазоном, конечно, зависят от конкретной модели фототехники. Тем не менее, практически все любители фотографии при взгляде на пленочные фотоснимки отмечают их невероятную цветопередачу и потрясающую детализацию, дающую настоящий эффект присутствия. При правильном выборе негативных материалов и грамотной настройке сканера с помощью пленочного аппарата можно получать фотографии, превосходящие по качеству и насыщенности цветов кадры с цифровых матриц.

Однако в основном эта разница видна на фотографиях большего размера, где четко заметны мягкие, плавные переходы между цветами, обилие деталей в тенях и на сильно освещенных участках и великолепная контрастность изображения. Если же речь идет о стандартном фотоснимке размером 10х15 см, то тут уловить серьезную разницу между пленочной и цифровой фотографией фактически невозможно. Многие приверженцы пленочной фотографии полагают, что на пленке сочетание цветов получается более художественное и законченное, чем в цифре. Благодаря этому пленочная фотография как будто приобретает некую «жизненность» и душевную теплоту.

То, что в пленочной фотографии снимки необходимо еще и проявлять – для многих является существенным недостатком в сравнении с цифрой. Для других же проявка фотографий является не менее увлекательным процессом, чем сама съемка. К тому же, проявка и печать изображений предоставляет фотографу уйму возможностей для различных экспериментов. Находятся те люди, кто просто сходит с ума от проявки своих пленок в темной ванной. Поэтому проявку фотографий тоже при желании можно отнести к преимуществам пленки.

Конечно, мода на пленочную фотографию не проходит еще и благодаря тому, что для многих людей это предмет ностальгии по прежним временам и работам старых мастеров. Популярна пленочная фотография и у молодежи, поскольку в наше время, когда практически у каждого второго человека имеется цифровой фотоаппарат, пленочная камера в руках являет собой то, что позволяет чувствовать себя оригинальным и необычным.

Таким образом, пленка еще сохраняет свою актуальность по многим причинам. Безусловно, она уже практически ушла из профессионального сегмента, но остается интересной многим любителям. Тем, кто любит учиться, экспериментировать, постигать основы фотографического мастерства, а также тем, старается понять всю технологию фотографии как таковой.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Сообщества › Фотография › Блог › О плёночной фотографии

Ещё одна тема для желающих погурманизировать.

Бродит мнение, что мол плёночная фотография умирает. Что ж, любое мнение имеет право на существование, даже такое безапелляционное. Конечно, позиции плёнки сильно пошатнулись с внедрением цифровой техники, но списывать её всё же рано. Приводить статистику её использования и всё такое не буду. Нам это не интересно. Давайте попробуем разобраться чем для нас отличается плёночная фотография от «цифры».

Угадайте, это плёнка или цифра?

Я могу по нюансам предположить ответ, но не более. Бить себя пяткой в грудь и утверждать, что это то или это, я бы не стал. Нет, конечно, я-то точно знаю ответ на этот вопрос. :)

Тем не менее отличие цифры от плёнки есть. Обычно сравниваю их, как разные техники у художников: акварель, масло, графит и т.п. Т.е. в итоге мы имеем рисунок, но смотрится он всё же по разному. Конечно, если мы сканируем плёнку и потом «доводим» её в графическом редакторе, то запросто можем привести её к «цифровому» виду, но лично я стараюсь вносить минимальные изменения в «исходник».

Ещё одна прелесть плёнки в том, что сменить, например, матрицу в своём фотоаппарате мы не можем, а вот плёнку легко. При этом плёнка даже одного производителя и марки, но разной светочувствительности (iso) обладает разным рисунком. Я не говорю о той плёнке, что продаётся в обычных фотолабах, она очень унифицирована, и её отличие видно только на плёнках разных производителей. Сейчас через Интернет можно приобрести и хорошую плёнку и вот тут начинаешь понимать, что такое разнообразие.

Сегодня не требуется корпеть в тёмной комнате с красным фонарём, что бы проявить плёнку или отпечатать фотографии. Подавляющее большинство цветных плёнок проявляется по единому процессу C-41 (или аналогичных) в фотолабах. Даже есть пара плёнок а-ля чёрно-белые, так называемые монохромные, которые проявляются там же и так же. Конечно, есть старая добрая чёрно-белая плёнка, которая «требует» другой проявки. В Москве её тоже проявляют в некоторых лабах, но маньяки предпочитают проявлять самостоятельно. Поверьте, ни чего сложного в этом нет, всё гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.

Второй вопрос, возникающий после проявки, что с ней делать дальше? Тут есть варианты: печатать сразу с неё, сканировать в лабе (некоторые предлагают такую услугу), сканировать дома и, наконец, напечатать фотографии с плёнки в лабе, а потом сканировать уже фотографии. Второй вариант дорогой. У нас, например, просят 300 р. за скан одной плёнки. Четвёртый, это если нет дома сканера с возможностью сканировать плёнку. Понятное дело, что вариант с самостоятельным сканированием прям с плёнки наиболее предпочтителен. Но тут уже всё зависит от ваших финансовых возможностей. Сканер с возможность скана плёнки стоит от 3-4 т.р. и выше, существенно выше. И тут, к сожалению, чем дороже, тем лучше.

Есть ещё один аспект. Это использование старой техники, со старыми объективами, которые тоже дают свой неповторимый рисунок.

Плёнка дисциплинирует. Когда снимаешь на цифровой фотоаппарат, то щёлкаешь налево и направо почём зря. Съёмка же на плёнку ограничивает её длиной. Поэтому, каждый снимок обдумываешь, прикидываешь, вспоминая, что сразу не сможешь посмотреть на мониторчике что же получилось, снова думаешь. И только всё обдумав и взвесив, жмёшь спуск.

Кстати, совсем не хочу говорить на тему «у плёнки своя энергетика». Имхо, чушь полная. Какая может быть энергетика у куска плёнки обработанного химией в тёмном бачке? Нет, конечно, если проявлять кофе и вместо фиксажа использовать собственную мочу, то да, энергетика будет по полной. Но это крайний случай извращения. Твёрдо уверен, что эту пресловутую энергетику делает сама фотография и не важно на плёнке она сделана или на цифре, это, как писал выше, просто два разных инструмента художника. Именно сочетание сюжета, рисунка свето-тени, цвета, фона и т.п. и воздействуют на наше восприятие. А это, как и в случае с цифрой, в большей степени зависит от используемой оптики.

Всё больше убеждаюсь, что фотографии надо печатать. Вот тут, да, разница в восприятии между экраном и «твёрдым» отпечатком просто огромна. Причём, печатать надо не меньше чем 30х20 см.

Не возникло ещё желание достать старый отцовский фотоаппарат и попробовать?

У меня достаточно современный плёночный аппарат, но несколько раз наблюдал молодых девушек снимающих на «Зениты». Имхо, это уже вообще за гранью добра и зла. :) Видно, охота пуще неволи.

И небольшая подборка.

Различные типы фотопленок

Каждая из пленок имеет свой уникальный «оттенок», который формируется благодаря особенностям цветопередачи, форме и количеству зерна, а также светосиле. Я хотел бы поделиться с вами несколькими примерами, а также моими личными замечаниями по поводу типов пленки. Пожалуйста, не принимайте эти идеи за догмы. Пока я не встретил ни одной пленки, которая бы меня разочаровала, однако некоторые мне нравятся больше других. Также выбор зависит от направления съемки, поэтому, как мне кажется, отдельные идеи для вас могут оказаться неподходящими.

Fuji Velvia 50

Моя любимая пленка! Это слайдовая пленка с ISO 50. Это означает, что, скорее всего, вы будете снимать на нее вне помещений. Используйте ее, когда вам хочется получить насыщенные, яркие цвета. По-моему мнению, она высококонтрастна, сохраняет лишь некоторые детали в тенях, в случае, если сцена обладает широким динамическим диапазоном. Необходим точный выбор экспозиции, потому что эта пленка допускает лишь небольшую погрешность.

В случае недостаточного или чрезмерного экспонирования снимок будет выглядеть мутным и грязным. Так как это слайд-пленка, вы сможете просматривать фотографии с родственниками, используя проектор. Шучу, ну, отчасти… Осторожнее с портретной съемкой! Цвет кожи может получиться неудачным — перенасыщенным и мультяшным (особенно в «золотой час»). Тем не менее, я мне удавалось получать неплохие фотографии людей, используя данную пленку.

Kodak Ektar 100

Эту пленку я считаю очень «безопасной». Одна из причин, из-за которой я люблю пленочную фотографию, это то, что снимки выглядят не столь хирургически совершенно, как хорошие цифровые. Снимки, сделанные на пленку, выглядят как фотографии, снятые в прежние годы. Это важно для тех, кто вырос на National Geographic. Пленка Ektar обладает потрясающей запоминающейся цветопередачей по всему спектру. Иногда фотографии даже выглядит как цифровые, причем как отличные цифровые снимки. Иногда я замечаю, что для этой пленки характерны немного теплые тона, что может в некоторых приводить к перенасыщению тона кожи.

Kodak Tri-X 400 и Ilford HP5 Plus (push-процесс до 1600)

Иногда забавно снимать на пленку, используя другое (нежели указано на коробке) значение ISO. Сдавая пленку в лабораторию, необходимо сообщить о том, что был применен push –процесс, чтобы они могли правильно ее проявить. Мне нравится использовать эту технику для съемки в условиях слабого освещения или ночью. Я указал обе эти пленки, так как не отдаю предпочтения какой-то из них. Используя пленки описанным образом, можно получить грубые, контрастные, «грязные» черно-белые снимки – это эффект хорошо подходит для уличной фотографии.

Ilford Delta 100

Это хорошая стандартная мелкозернистая черно-белая пленка. Она обладает широким динамическим диапазоном от черного к белому со всеми промежуточными оттенками серого. Я нахожу эту пленку низкоконтрастной и гибкой. Используйте ее или Ilford PANF 50 для съемки вне помещений, особенно, если вы хотите фотографировать с широко открытой диафрагмой для хорошего освещения объекта.

Ilford Delta 400

Выбор ISO может стать непростой задачей, так как, в отличие от цифровых, аналоговые камеры в большинстве своем не дают возможности оперативно поменять ISO. Пленка с ISO 400 является универсальной как для съемки в помещении (в большинстве случаев), так и вне. Конечно, вы получите больше зерна на фотографиях, но многие выбирают пленку именно с этой целью.

Kodak Ultra Color 100

Не знаю почему, но я не снимал много на эту пленку. Она никогда не подводила меня, хотя, возможно, именно поэтому я не часто использовал ее – она всегда слушается и я не чувствую необходимости «бороться», как приходится с Fuji Velvia 50. Яркие, но успокаивающие цвета. Можно сказать, что это «середнячок» цветных пленок – приятный и надежный.

Kodak Portra 400 (новая версия)

Это интересная пленка. Мне не всегда везло с ней, однако фотографии, снятые на нее, из тех, что я находил в Интернет, выглядят потрясающе. Думаю, так получилось из-за моей не любви к пленкам с высоким ISO — мне нравится снимать на открытой диафрагме на вне помещений. Думаю, как только Kodak выпустит какую-то комбинацию пленок NC и VC с ISO 160, то я стану пользоваться ей очень часто.

Kodak Portra 160 VC (яркие цвета)

Это одна из моих любимых. Она очень хороша для съемки портретов, потому что делает нейтральным и привлекательным оттенок кожи. ISO достаточно низкое для того, чтобы снимать на широко открытой диафрагме, но при этом не настолько, чтобы заставить вас скучать в случае, если солнце не вышло. Они также предлагают версию NC (натуральные цвета), но мне больше нравятся яркие запоминающиеся снимки. Однако в некоторых ситуациях при съемке портрета выбор NC действительно оказывается более удачным.

Kodak Kodachrome 64

В настоящее время производство прекращено, но мне хотелось бы включить ее в обзор для забавы. Пленка, известная, как выбор Стива МакКарри и его коллег из National Geographic, особенна ее превосходными сладкими, пожалуй, выдающимися цветами. Процесс ее разработки был поистине инновационным и вот она больше не производится. Если вы сами не успели попробовать эту пленку, то вам остается лишь в слезах глядеть на портретное портфолио мистера МакКарри, удивляясь, почему вы снимали на цифру, пока еще можно было приобрести эту пленку.

Ilford Delta 3200

Это очень зернистая, грубая и чувствительная пленка. Поверьте, вы не станете фотографировать малышей на эту пленку! Лучше всего она подходит для частного детектива, фотографирующего место убийства, съемки восстания зомби или ниндзя (если вы их заметите).

Lomography Color Negative 100 и 400

Эти «игрушечные» пленки могут доставить вам огромное удовольствие, если вы все же решитесь слезть с вашей дорогой лошадки и пройтись по городским лавочкам в поисках подобной пленки. В таких местах можно найти множество типов (я не сомневаюсь, что в том числе просроченную Afga), обладающих уникальными характеристиками от экстремальных цветов до красного оттенка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий