Тест объектива Fujinon XF 80 mm f/2.8 WR Macro! Макроведы, автофокус вам в помощь!


18mm f/2 и 27mm f/2.8 — самые маленькие объективы в линейке Fujifilm. Хотя эти два экземпляра очень различаются в отношении фокусного расстояния, их одинаковый размер является достаточной причиной для такого сравнения.

XF 18 мм F / 2XF 27 мм F / 2,8
Анонс9 января 2012 г.26 июня 2012 г.
Дата начала продажФевраль 2012 г.Июль 2013 г.
Цена (на момент написания статьи)
Конструктив объектива8 элементов в 7 группах 2 асферических элемента7 элементов в 5 группах 1 асферический элемент
Фокусное расстояние в расчете на 35 мм эквивалент27.36 mm41 мм
Угол обзора76.5°55.5°
Диапазон диафрагмыF/2 — F/16F/2,8 — F/16
Диапазон фокусировки0,8 м (18 см, макрорежиме) — ∞ (бесконечность)0,6 м (34 см в макрорежиме) — ∞ (бесконечность)
Максимальное увеличение0.14x0,1x
РазмерыДиаметр 64,5 мм х 33,7 мм61,2 мм в диаметре х 23 мм в длину
Вес118 г 138 г с крышками 149,5 г с крышками и блендой77 г 93 г с крышками и блендой
Размер резьбы для светофильтра52 мм39 мм

Внешний вид объектива на камере вид спереди

Качество сборки

Объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 имеет отличный металлический влагозащищенный корпус. Исходя из диаграммы производителя, объектив имеет множество уплотнительных колец, защищающих от попадания пыли и влаги внутрь конструкции.

Тем не менее, нужно понимать, даже такому герметичному объекту не стоит показывать красоты всего подводного мира. Ключевое слово – «водонепроницаемый» относится не к озеру или морю, а к небольшому дождику или туману, в этом случае «ноги не промокнут» и внутренние линзы останутся абсолютно сухими. Для макрообъектива хотя бы такая степень герметичности очень важна, поскольку часто жучков-паучков приходится снимать рано утром, пробираясь по росе… А еще иногда случаются осадки с неба и даже — снежная зима.

Задний байонет, разумеется, металлический и с прекрасным чернением по кругу его внутренней части, что минимизирует отражения и лишние блики. На камеру байонет прикручивается в меру податливо и в меру жестко, после характерного щелчка объектив не люфтит, держится, как припаянный. Тут уж будьте уверены, Fuji не подведет – качество линзы, как всегда, на высоте!

Сбоку легко увидеть два переключателя: включение/отключение стабилизатора и управление дистанцией фокусировки. Можно выбирать три диапазона фокусировки: полный, макро (0,25-0,5 мм), усеченный (0,5 мм до бесконечности). Такой подход к фокусировке оптимизирует скорость наведения на резкость в разных ситуациях. Например, снимая портрет, имеет смысл отключить «забегание» фокуса в зону макро: здесь скорость автофокуса заметно ниже, чем в стандартном диапазоне. Мы отчетливо убедились, что в портретной съемке диапазон «макро» лучше отрезать: камера гораздо быстрее начинает реагировать на движения модели.

На корпусе объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 установлено два кольца: одно широкое – для ручной корректировки фокуса, другое — узкое, расположенное возле байонета и предназначенное для регулирования диафрагмы с шагом 1/3 ступени. Вращая кольцо диафрагмы, четко слышно приглушенные дискретные щелчки, а вот плавных промежуточных значений в диафрагме нет.

Фокусное кольцо не только большое и хваткое, но и в меру упругое. Крутится оно плавно, без титанических усилий, что очень важно для макрообъектива. Время реакции автофокуса меняется в зависимости от выбранного диапазона и скорости вращения кольца. В этом есть и плюсы и минусы. Минус заключается в том, что нет единой скорости, под которую можно подстроиться и привыкнуть. С другой стороны, объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 понимает, насколько сильно нужно изменить фокус и, когда это надо, и прокручивает внушительные дистанции за мгновение.

Очень важно, что при наведении на фокус внешние части корпуса не выезжают, а потому они не будут пугать разных зверушек-пичужек растущим черным «носом» и «стеклянным глазом».

Однако нам не понравился один важный момент. Сразу бросается в глаза полное отсутствие в объективе контрольных шкал: как дистанции фокусировки, так и гиперфокала. Для серьезной макроработы «в поле» это может быть критичным минусом, потому что мгновенный взгляд на шкалы позволит быстро скорректировать настройки и сэкономить бесценные секунды.

Диаметр внутренней резьбы объектива довольно популярный — 62мм, что делает покупку фильтров беспроблемной и не очень накладной.

Диафрагма в новом объективе Fuji — девятилепестковая, закрывающаяся до f/22. Оптическая схема состоит из 16 элементов в 12 группах, включая один асферический элемент, один Super ED и три ED.

Передняя линза покрыта специальным флуриновым слоем. Если объяснять физическую суть, то скажу так: жидкость подобное покрытие не может намочить в принципе, а если по-простому, то так: любые капли влаги будут скатываться с линзы при малейшем наклоне, как роса с капустного листа. В общем, удалять пыль, убирать капли воды и даже жировые пятнышки с объектива довольно просто.

Шайтан-девайс

Интерьер “XF” оформлен в легком, “воздушном” cтиле. Материалы отделки – высшего качества.

КАЮСЬ – поддался всеобщей истерии и купил моднейший коммуникатор “iPhone”. Зачем я это сделал – не понимаю до сих пор. В России он просто так не работает – надо заниматься разлочиванием. Дальше больше – встроенная камера посредственная, закачивать новые мелодии следует только через “iTunes”, да и вообще это скорее не телефон, а специальный девайс для маневрирования в мобильном Интернете. Одна незадача – мне телефон нужен в основном лишь для того, чтобы звонить и писать SMS. Зато, с другой стороны, какой у этой штучки дизайн! А как манерно управляется меню – легким движением пальца по виртуальному экрану. Словом, вещь во многом для меня бесполезная, но зато безумно стильная.

Об “iPhone” я забыл через день после покупки. Потому что обнаружил еще более крутую вещицу. Не менее модную, не менее красивую и не менее оригинальную. Даже не вещицу, а настоящую Вещь. Именно так, с большой буквы. И она убила меня наповал. Как последний дикарь, опоздавший на раздачу стеклянных бус, я тихо умер, очутившись за рулем “Jaguar XF”. Это не автомобиль – это моднейший, суперсовременный гаджет.

Как и на предыдущей модели, ручной тормоз имеет электромеханический привод. Кнопка с флажком характерна только для версии “SV8”. Она перенастраивает системы автомобиля в спортивный режим.

Боже мой! Последний раз я ездил на “Jaguar” меньше года назад, и там были совсем иные ощущения. Правда, то была более солидная модель “XJ”, но принципиальной разницы в образе с предшествующим “XF” бизнес-седаном “S-Type” в ней не ощущалось. Так вот. Отдавая дань традициям, я трогал деревянный монолит передней панели, удивлялся, находя клавишу электромеханического тормоза или сенсорный экран, смотревшиеся в этом автомобиле словно блок искусственного кондиционирования в подвале средневековой вискокурни, с пониманием слушал англичан, говоривших, что для них классический образ автомобиля гораздо важнее суперсовременных решений… Словом, я бы ни за что не назвал “Jaguar” автомобилем сегодняшнего, а тем более завтрашнего дня. А теперь… Теперь назову.

Концепция “XF” не сильно изменилась по сравнению с ушедшим на покой “S-Type”. По-прежнему это заднеприводный седан бизнес-класса с роскошной отделкой и стальным кузовом. Но… ни снаружи, ни внутри вы больше не почувствуете атмосферы навсегда остановившихся 60-х годов прошлого века.

В предыдущих “Jaguar” громадный массив натурального дерева заменял обычную переднюю панель. В “XF” дерева заметно меньше, предпочтение отдано строгой отделке алюминием. Если раньше “Jaguar” поражал мириадами кнопок на центральной консоли, то сейчас их оставили самый разумный минимум. И конечно, дизайн. Прежние модели “Jaguar” напоминали пародии на самих себя, только сорокалетней давности, но стилю “XF” может позавидовать даже сам “Aston Martin”.

Главное, “Jaguar” больше не идет позади других автопроизводителей, слепо копируя их наиболее удачные решения. Достаточно оказаться в салоне “XF” – и вы поймете, что завтра уже наступило.

Ночью приборы подсвечиваются мягким голубым тоном. Однако днем езда со светом делает показания нечитаемыми.

Представьте, воспользовавшись системой бесключевого доступа, ты оказываешься в автомобиле, а там – на центральном туннеле призывно мигает в такт твоему сердцебиению маленький красный огонек клавиши запуска двигателя. Словно умоляет: я здесь, я живой, заведи меня! Пожалуй, это было первый раз в моей жизни, когда запуск двигателя отдельной кнопкой воспринимался абсолютно уместно. Я понимаю, что появление подобных устройств обуславливается в основном не заботой об установлении контакта “человек-машина”, а переходом на бесключевые системы доступа в автомобиль, когда обычный замок зажигания становится анахронизмом. Хотя по мне привычный поворот ключа способен вызвать не меньше положительных эмоций, чем фальшивая игра в “гонщиков”, балующихся нажатием кнопок. Джойстики в “PlayStation” и то вызывают больше доверия.

Но “XF” – другое дело. Первый раз на моей памяти автомобиль показывал, что он готов к действию, еще до запуска мотора. Но “XF” – это все же не живое существо. Это робот. Не терминатор или трансформер, но что-то очень близкое. Как только ты ответил на его призыв и завел мотор, начинается демонстрация совсем неожиданных для автомобиля технологий. Из туннеля пола, как раз под твою руку, только-только нажавшую клавишу пуска, выползает круглый контроллер, заменяющий здесь привычный селектор автоматической коробки передач. А глухие квадраты в панели приборов, автоматически переворачиваясь, превращаются в дефлекторы системы климат-контроля.

Каждая функциональная зона в темноте обозначается светящимся контуром.

Но это все-таки не так поражает, как круглый контроллер управления трансмиссией. Подобного решения не предлагал еще ни один серийный автомобиль. Этот шайтан-девайс, вызывающий поначалу осторожное недоверие, к концу первой поездки превращается в столь же привычную и удобную штуку, как джойстик старого, верного мобильного телефона.

Более органичной вещи для управления автоматической трансмиссией я еще не встречал. С точно дозируемым усилием обратного сопротивления он поворачивается из “паркинга” в “драйв”, а затем, требуя дополнительного легкого нажатия, гарантирующего, что ты не перескочил в это положение сгоряча, переводит шестиступенчатый “автомат” в спортивный режим работы. Причем, завершив поездку, переводить контроллер обратно в положение “паркинг” не надо – он сделает это автоматически при остановке двигателя.

Конечно, привереды могут пожаловаться на то, что с непривычки недолго перепутать “Drive” и нейтраль. Но точно так же это можно сделать и с обычным селектором “автомата”. Вызывает настороженность и хрупкая на первый взгляд конструкция контроллера. Не дай бог опереться на него, что произойдет? Создатели успокаивают – в ходе испытаний на трансмиссионный джойстик роняли двухлитровую бутылку с колой, давали с ним позабавиться маленькому ребенку. Ничего катастрофического не случилось.

В этом автомобиле функция идет за формой, а совсем не наоборот.

Стабилизатор

В объективе Fujifilm XF 80mm f/2.8 R установлен отличный стабилизатор, который по нашим прикидкам позволяет снимать с рук на выдержке 1/20-1/30, а при определенной сноровке и поправкой на брак – аж до 1/6. Производитель заявляет, что эффективность стабилизатора равна 5 ступеням. На практике, пожалуй, мы сумели добиться эффекта «четкий антисмаз» вплоть до 4 ступеней, хотя и не исключаем, что отдельные умельцы могут «прыгнуть и дальше». Словом, работа стабилизатора реально порадует многих фотографов, особенно при фотосъемке со слабым освещением.

Оцените сами по этому видеоролику:

Встроенный стабилизатор объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R имеет явно «мужской характер» — в работе он «жесткий», чем очень похож на объективы Tamron. Новый макрообъектив не сглаживает движение камеры, делая его плавным, а старается любой ценой удерживать картинку на своем месте. Такой подход к стабилизации значительно повышает эффективность при сильных, но не больших по амплитуде колебаниях – например, в случае, если вы оказались с камерой на телеге, трясущейся по брусчатке. Обратная сторона медали – такой принцип работы автофокуса мало пригоден для видеосъемки, потому что картинка начинает постоянно дергаться, что отчетливо видно на тестовом видеоролике.

Внешний вид, конструктив, дизайн, эргономика

Объектив ощущается очень прочным и с хорошо подогнанными деталями. Я не стал проверять его насколько он металлический, но весит он прилично. К примеру, он тяжелее моего макрообъектива Canon (на полнокадровую систему!) на 125 г. и далее вы поймете почему.

Объектив оснащён кольцом установки диафрагмы, электрически сопряженным с камерой. Также на объективе вы можете увидеть переключатель диапазонов фокусировки. Выбирая определённый диапазон фокусировки вы избавляете автофокус от необходимости искать объект там где его нет и тем самым ускоряете работу автофокуса в целом.

Также имеется рычажок включения и выключения стабилизатора OIS, который заявлен как очень эффективный (до 5 ступеней компенсации).

Автофокус

Скорость автофокуса на редкость быстрая для такого объектива. Полный диапазон фокусировки он пробегает меньше чем за секунду. Причем, скорость фокуса почти не зависит от условий освещения. Даже в сумерках с фокусом нет проблем. Даже в портретной съемке с переключением диапазона фокусировки можно особо не заморачиваться: лучше, конечно, снимая людей, макро сегмент отцепить, но, если забыли, — ничего страшного, можете и не вспомнить, что забыли… А вот при макросъемки весь остальной диапазон наведения лучше сразу отключить — на макро дистанциях автофокус убегать на бесконечность и обратно не должен…

Кстати, автофокус работает почти бесшумно. Даже самые пугливые jumping spider (прыгающие пауки), которые устремляются на автора снимка от малейшего шороха, вряд ли на этот раз будут подняты по тревоге…

В живую скорость автофокуса на обычных и макро дистанциях можно оценить по этим видео:

При небольших перепадах дистанции фокусировка быстра и стабильная. Неоднородные по плану объекты (объемные ветки ели) не всегда наводятся по самым близким к объективу иголкам. Но это уже вопрос скорее к камере, а не к объективу.

Обратите внимание, мы попытались умышленно прицелиться в неконтрастный объект – снег. Камера в паре с объективом очень быстро поняли, что шансов навестись на резкость нет, и перестали мучиться…

В целом же автофокус, хотя и не такой молниеносный, как на спортивных линзах, зато он оказался стабильным и весьма цепким.

Настоящие фанаты макро всегда фокусируются вручную, но, тем не менее, автофокус объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R на макро дистанциях тоже наводится отлично. Макроведы, автофокус вам в помощь! Это вполне рабочий инструмент для макросъемки. Мы специально устроили объективу еще и такую проверку: резко переводили его «взгляд» с макрообъекта на бесконечность к уходящему горизонту. Автофокус вслед за камерой мгновенно устремлялся в указанную даль на горизонте. Столь быструю реакцию автофокуса обеспечивает встроенный мотор, который одинаково шустро «гоняет» линзы в макро диапазоне и на удлиненной дистанции.

На какой камере Fujinon XF 80mm f/2.8 покажет себя лучше

Из камер FUJIFILM на X-mount я использовал FUJI X-T2 и FUJI X-T20.

Из этих двух фотокамер я бы рекомендовал его использовать на топовой FUJI X-T2 т.к. в макросъемке особенно важен автофокус, который, на мой взгляд, на FUJI X-T2 лучше работает.

В остальном критерием может служить плотность пикселей, которая особенно важна в макросъемке и которая позволяет в более полной мере задействовать оптическое разрешение объектива. Говоря простыми словами фотокамеры FUJIFILM c большими мегапикселями (на сегодня это 24 Мпикс) предпочтительны.

Иногда лучше смотреть, чем говорить. Мы сделали несколько тестовых снимков, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько четко снимает полноценный макрообъектив Fuji. Приведенные ниже кадры сняты на разных диафрагмах, что, очевидно, заметно влияет на качество и скорость наведения.

Тест фокуса с диафрагмой от f2.8 до f11 (слева направо)

Как видим, резюме получается таким: забудьте о проблеме с резкостью, если вы снимаете объективом Fujifilm XF 80mm f/2.8 R! Начиная с максимально открытой диафрагмы f/2.8, резкость в центре остается бритвенной. По краям четкость тоже прекрасная, причем, тоже начиная с открытой диафрагмы f/2.8. При меньшей диафрагме резкость по краям не увеличивается – ей расти попросту некуда! А пик четкости, как и положено, достигается на значении f/5.6. На отметке f/8 уже заметно проступает дифракция. При основательно закрытой «дырке» на f/11 резкость в центре заметно размывается, уже не такая острая, как на f/2.8, но остается вполне рабочей.

Оптическая схема

Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

Оптическая схема Fujinon XF 80mm f/2.8 включает в себя 16 элементов в 12 группах, из которых 1 асферический элемент, 3 ED (низкодисперсионных) и 1 super ED (с экстремально низкой дисперсией).

Довольно дорогая конструкция объектива рассчитанная на высокое качество изображения в различных ситуациях от обычной портретной съемки до макросъемки.

График MTF

График MTF, который прилагается к объективу характеризует его возможности по разрешению и контрасту. К сожалению, график дан для 15 и 45 пар линий на мм, так что «в лоб» с другими производителями качество объектива не сравнить. Canon / Nikon дают данные для 10/30 lp/mm, а Carl Zeiss для 10/20/40 lp/mm.

По графику могу только предположить, что объектив даёт весьма неплохие результаты по центру кадра, дальше идёт некоторое падение разрешения, которое в целом исправляется асферическим элементов к краю кадра (хотя оно и не такое, как в центре ввиду того что радиальные и тангенциальные кривые сильно расходятся).

Хроматические аберрации

В RAW файлы, снятые на объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8, «зашивается» профиль коррекции. Мы не стали с ним бороться, а вот подавление аберрации и профиль объектива при конвертации отключили.

Тест на хроматические аберрации с диафрагмой от f2.8 до f11 (слева направо)

Как видим, никаких существенных аберраций даже на f/2.8 не наблюдается. Правда, заметен небольшой оттенок, но он убирается кликом «remove chromatical aberration» в Лайтруме. На диафрагмах f/4 и f/5.6 проблемы с аберрациями отсутствуют. В общем сплошная скукотища – ну, в самом деле, разоблачить совсем нечего…

Размер и вес

Если вам нужен максимально легкий комплект, любой из этих объективов подойдет для вас. Сделайте свой выбор, установите их на камеру серии XE, и у вас будет камера, которая почти такая же легкая, если не легче, чем X100F, и — особенно с 27 мм f/2.8 установлен — только чуть больше по габаритам.

Внешний вид объектива на камере вид сверху

Несмотря на это, я бы по-прежнему выбрал FUJIFILM X100F вместо практически для любой камеры с XF27 мм f/2.8, не считая новой Fujifilm X-T3, так как медленный темп системы автофокуса X100F действительно ощущается при использовании X-T3.

Когда речь идет о XF18 мм f/2, мне действительно нравится использовать этот объектив на любой камере. Между этими двумя объективами, я предпочитаю использовать Fujifilm XF18 мм f/2 блинчику 27 мм f/2.8 почти всегда.

Виньетирование

На открытой диафрагме f/2.8 заметна небольшая виньетка, которая правится профилем объектива в программе-конвертере. А, начиная с диафрагмы f/5.6, о проблеме виньетирования можно вообще забыть.

Виньетка на диафрагме f2,8, f4, f 5,6

Аналоги Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

Представленные объективы нельзя в полной мере назвать аналогами Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro т.к. они под полный кадр 36 х 24 мм, но тем не менее…

Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR MacroCanon EF 100mm f/2.8L Macro IS USMNikon 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro 1:1Nikon AF-S DX Micro NIKKOR 85mm f/3.5G ED VRSony FE 90 мм F2.8 Macro OSSZEISS Touit 2.8/50M
Дата анонса2017 г.2009 г.2006 г.2009 г.2015 г.2014 г.
ФорматAPS-C (кроп-фактор 1.5)FFFFAPS-C (кроп-фактор 1.5)FFAPS-C (кроп-фактор 1.5)
Фокусное расстояние80 мм100 мм105 мм85 мм90 мм50 мм
Диапазон значений диафрагмыf/2.8 – f/22f/2.8 – f/32f/2.8 – f/32f/3.5 – f/22f/2.8 – f/22f/2.8 – f/22
Оптическая схема (элементов/групп)16 / 12 (один асферический, 3 низкодисперс. и 1 с экстремально низкой дисперсией элемента).15 / 12 (один низкодисп. элемент)14 / 12 (один низкодисп. элемент)14 / 10 (один низкодисперс. элемент)15 / 11 (1 асферич., 1 низкодисп. и 1 с экстремально низкой дисперсией элементы)14 / 11 (2 асфер. и 2 низкодисп. )
Оптическая стабилизация5 ступеней. Дистанция не указана, но работает в макро4 ступени на обычной дистанции, 3 ступени при 0,5x-кратном увеличении, 2-ступенчатый при 1,0x-кратном увеличении3 ступени на дистанции 3 м – ∞. На макродистанции эффективность не указана3 ступени на дистанции 3 м – ∞. На макродистанции эффективность не указана4–4,5 ступени экспозиции (работа в макро не указана)нет
Диапазон фокусировки0,25 м – ∞0,30 м – ∞0,314 м – ∞0,286 м – ∞0,28 м – ∞0,15 м – ∞
Углы обзора (диаг. / гориз. / верт.)20.1° / 16.8° / 11.1°24° / 19.8° / 13.5°23.2° / 19.5° / 13°18.5° / 15.4° / 10.4°27° / 22.6° / 15.2°31° / 26° / 18°
Лепестков диафрагмы9 шт (скруглённые)9 шт (скруглённые)9 шт (скруглённые)9 шт (скруглённые)9 шт (скруглённые)9 шт (скруглённые)
Рабочий отрезок17,7 мм44 мм46.5 мм46.5 мм18 мм17,7 мм
Масштаб на МДФ1 : 11 : 11 : 11 : 11 : 11 : 1
Диаметр резьбы под фильтрM62 x 0.75M67 x 0.75M62 x 0.75M52 x 0.75M62 x 0.75M52 x 0.75
Влагозащитаот брызг и пыли, гидрофобное покрытие передней линзыот брызг и пылиот брызг и пылинетот брызг и пылинет
Диаметр фокусировочного кольца80 мм77,7 мм83 мм73 мм79 мм65 мм
Длина (без крышек)130 мм123 мм116 мм98,5 мм130,5 мм91 мм
Вес750 г625 г750 г355 г602 г290 г

Среди представленных объективов откровенно плохих нет даже на сегодняшний день, но, например, объектив Nikkor 105/2.8 представлен публике в далёком 2006-ом году и является наиболее слабым представителем макро семейства из всех представленных. Объектив Canon 100/2.8L выпущен на три года позже, имеет более продвинутый стабилизатор изображения (на тот момент революционный) и получше оптически, я сравнивал его с Nikkor 105/2.8 и макрообъективом Carl Zeiss Makro- Planar 100/2, когда была такая возможность. Sony 90/2.8 является «бриллиантом» в короне Sony и оптически лучше первых двух, задаёт новые стандарты для макрообъективов. И тут как раз появляется Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro со стабилизатором на 5 ступеней и бОльшим масштабом за счёт кроп-фактора (у Сони тоже есть камеры с кропом, но это не топовые камеры как у Фуджи, автофокус на них не очень). И не знаю как в случае макрообъектива Сони (его не было у меня на тесте), а Fujinon XF 80mm f/2.8 имеет возможность установки телеконвертера. Так что он будет самым мощным макрообъективом из всех представленных.

Контровой свет и кома

Для проведения следующего теста нам пригодится мощный фонарик. Проверять будем, как поведет себя объектив Fuji XF 80mm f/2.8 R при ярком контровом свете.

Вот результаты для диафрагмы f/2.8

В целом, результат неплох. Зайцев объектив не словил, хотя работал без бленды. Небольшой эффект засветки проявился только в центральной части, зато результат по краям получился идеальным.

На диафрагме f/5.6 ситуация в центре стала немного лучше.

А вот на диафрагме f/11 уже появились «лучи» и засветка в центре становится более интенсивной

Итак, что же мы, посветив фонариком, в итоге выяснили? Просветление и оптическая конструкция объектива Fujifilm XF 80mm f/2.8 R прекрасно справляется с зайцами и работа в контровом свете для него совершенно не проблема, особенно хорошие результаты получаются на диафрагме f/5,6.

Технические характеристики

Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro
Фокусное расстояние80 мм
Диапазон значений диафрагмыf/2.8 – f/22
Оптическая схема (элементов/групп)16 / 12
Стабилизация изображенияесть, 5 ступеней (по стандартам CIPA)
Диапазон фокусировки0,25 м – ∞
Углы обзора (диаг./гориз./верт.)20.1° / 16.8° / 11.1°
Лепестков диафрагмы9 шт (скруглённые)
Рабочий отрезок17,7 мм
Масштаб на МДФ1 : 1
Диаметр резьбы под фильтрM62 x 0.75
Угол вращения фокусировочного кольца (от ∞ до МДФ)
Влагозащитаот брызг и пыли, гидрофобное покрытие передней линзы
Рабочая температурадо -10С
Диаметр фокусировочного кольца80 мм
Длина (без крышек)130 мм
Вес750 г

Плавающие элементы и внутренняя фокусировка

Объектив имеет две фокусировочные группы — переднюю и заднюю. Эти группы элементов смещаются для того чтобы обеспечить постоянное разрешение и низкие аберрации на макро дистанциях съемки, также как на обычных дистанциях съемки. Новый механизм смещения оптических групп контролирует их параллельность, что позволяет сохранять высокое разрешение и по краям кадра.

Внутренняя фокусировка позволяет работать на макро дистанциях более удобно т.к. нет опасности упереться передней линзой в объект съемки. В объективах без внутренней фокусировки передняя часть объектива выдвигалась бы вперёд, что затрудняет работу в некоторых случаях.

Влаго и пылезащита

Объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 имеет защиту от пыли и брызг, включающую 11 элементов в корпусе объектива (показаны зеленым на картинке).

Оптический стабилизатор

Объектив имеет новый тип встроенного оптического стабилизатора, призванный компенсировать угловое смещение и смещение по высоте за счёт имеющегося гироскопа и акселерометра. Данный оптический стабилизатор рекомендуется к использованию в макросъемке тогда как старые типы оптических стабилизаторов, которые я использовал, в макросъемке не помогали и их рекомендовалось отключать (в макро слишком большие смещения возникают, которые объектив не может обычно скомпенсировать).

Боке

Поскольку Fujifilm XF 80mm f/2.8 R — это два в одном: снимать с его помощью можно в жанре макро и в портретном жанре, то мы проверили, каким получается боке на разных диафрагмах. Как и ожидалось, самое мягкое и глубокое размытие фона получается на открытой диафрагме f2.8. И на двух последующих ее значениях боке остается довольно привлекательным для портретной съемки, особенно под открытом небом с большой глубиной обзора.


диафрагма f/2,8


диафрагма f/4


диафрагма f/5.6

Как видим, размытие получается достаточно плавным и приятным. Нет резких, обрывчатых переходов от четкого изображения в зону размытия.

Диафрагма f/2,8 и f/4

Диафрагма f/5,6 и f/8

Даже со сложными сценариями боке: с тонкими веточками и повторяющимися текстурами, с рисунком на заборе объектив Fujifilm XF 80mm f/2.8 R справляется вполне достойно

Фокусное расстояние

Эти объективы имеют различные поля зрения, так что, несмотря на их небольшой размер, нет смысла проводить тщательное сравнение между ними. Если вы хотите что-то широкое, выберите 18 мм f/2. Он достаточно широк, чтобы вы смогли легко снять портрет. Если вам нужно большее фокусное расстояние и малый размер действительно важен, возьмите Fujifilm XF27 мм f/2.8. В противном случае я бы приобрёл Fujifilm XF35 мм F/1,4. Без бленды он тоже небольшой.

Обе линзы способны давать достаточно резкие результаты. На уровне попиксельного анализа и в углах 27mm f/2.8 — лучший результат по резкости.

18-миллиметровая f/2 — самая подверженная искажениям линза Фуджи. Для прямых линий и горизонтов, присмотрите другой объектив. JPEG из камеры всё равно показывают некоторые искажения, а в сырых RAF искажения грубо выражены. Даже фантастический Fujifilm XF10-24 мм f/4 зум имеет гораздо меньше искажений. 27mm f/2.8 также имеет некоторую дисторсию, но она правится автоматикой в камере или профилями линзы в конвертере. Fujifilm XF27 мм f/2.8 в этом плане явно лучше.

Более широкие углы, как правило, не имеют ничего общего с гладким боке, однако 18-мм f/2 в этом отделе вполне преуспевает. При создании портретов на улице или на природе очень легко добиться хорошего разделения фона. Это один из аспектов, который особенно интересен, особенно в сравнении с XF16-мм f/1.4 и XF27-мм f/2.8 обеспечивает приличное боке, но на самом деле он довольно медленный по сравнению с чем-то вроде 35-мм f/1.4, который делает великолепное размытие фона.

Заключение

Если вам нужен резкий и компактный объектив Fujifilm XF27mm f/2.8 — это ваш выбор. 18 мм f/2 также может стать любопытным приобретением для любителей неожиданных портретов людей, более быстрая диафрагма f/2 также помогает при слабом освещении и ночной съемке.

Кроме того, здесь также есть несколько стратегий оптимизации. И это не ошибка, 18 мм f/2, и 35 мм f/1.4 имеют одинаковую резьбу фильтра 52 мм. Эти два объектива охватывают широкий диапазон фокусных расстояний, и вам понадобится только один набор светофильтров. Что же касаемо макросъемки Fujifilm XF27 мм f/2,8 и Fujifilm XF60 мм f/2,4 тоже имеют одинаковую резьбу для светофильтра 39 мм, а 39-миллиметровые фильтры имеют привлекательно низкую цену.

Галерея

Тест Fuji 80mm Предметы журнал ФотоТехника


Посмотреть весь альбом

Тест Fuji 80mm Портреты журнал ФотоТехника


Посмотреть весь альбом

Возможности Fujinon XF 80mm f/2.8 в макросъемке

Объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 является первым в линейке FUJIFILM под байонет X-mount, который позволяет получить макро 1:1. Если вы уже занимались макросъемкой, то оцените и кроп-фактор, который в данном случае играет «на руку». Угол зрения самого объектива 29.7°, но за счёт кроп-фактора он составляет 20.1°, что меньше, чем у 100 мм макрообъектива! (масштаб больше на том же расстоянии)

Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

Т.е. Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro соответствует макрообъективу на полном кадре (35 х 24 мм) с фокусным расстоянием 120 мм!

Масштаб объекта у нас будет тот же самый, но расстояние до объекта съемки больше, что позволяет удобнее разместить вокруг предмета съемки осветительные приборы.

Но и это еще не всё! К Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro можно добавить телеконвертеры, и таким образом увеличить масштаб съемки.

К примеру, на макрообъективы Canon 100 мм родные телеконвертеры поставить нельзя (обратите внимание на выступающий линзоблок, у Canon также), а неродные сильно снижают качество. А в системе X-mount можно поставить и 1.4х телеконвертер и 2.0х.

Как видите, задний линзоблок объектива ходит довольно глубоко и есть место под линзоблок телеконвертера.

При установке телеконвертера 1.4х фокусное расстояние Fujinon XF 80mm f/2.8 эквивалентно 112 мм F4, что с учётом кроп-фактора соответствует 171 мм для кадра 35 х 24 мм. То есть угол зрения по диагонали 14.1°. Но это для фокусировки на бесконечность, а на макродистанции работает внутренняя фокусировка, так что фокусное расстояние уменьшается чтобы сохранить общую длину объектива при фокусировке на макро (иначе «хобот» объектива выезжал бы далеко вперёд, как на том же ZEISS Milvus 100/2M).

Масштаб был 1:1 на минимальной дистанции, а стал 1.4:1 на той же дистанции (минимальная дистанция фокусировки не меняется при установке телеконвертера). При этом относительное отверстие становится меньше за одну ступень, т.е. было 2.8, а станет f4.

При установке телеконвертера 2х на Fujinon XF 80mm f/2.8 параметры объектива эквивалентны 160 мм F5.6, что соответствует углу зрения как у 244 мм для кадра 35 х 24 мм (~10°). Для макродистанции фокусное расстояние будет меньше, но масштаб 2:1.

Что всё это означает на практике для макрофотографа?

Означает это то, что мы имеем с объективом Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro масштаб съемки более чем достаточный для 90% макрофотографов ибо примерно столько фотографов снимают в масштабе не более 1:1. Это и так весьма немало!

Для демонстрации возможностей Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro совместно с камерой FUJI X-T2 я задействовал брусок пирита (по-крайней мере мне его так когда-то представили).

макро 1:1

Как видите, макро 1:1 удовлетворит уже многих. Можно уже фасетки в глазах стрекозы фотографировать. Но макрофотографы люди увлечённые и 1:1 им часто бывает мало :) Потому и предлагается развиваться (увеличивать масштаб), инвестируя в телеконвертеры.

Кроме того у меня в запасе несколько камушков — фианитов, которые я и использовал в качестве объектов макросъемки.

Это небольшой масштаб, обычная съемка.

На этом снимке масштаб больше чем 1:1 (близко к 2:1), здесь Fujinon XF 80mm f/2.8 использован с телеконвертером 2х. Масштаб фианита может быть и больше высоты кадра, в таком масштабе снимают обычно насекомых, но сейчас зима и достать мне их негде. Кстати, масштаб можно сделать еще больше, задействовав родные удлинительные кольца MCEX-11 или MCEX-16. Макрокалькуляторы здесь можете посчитать масштаб для ваших условий.

Кто-то может скажет что с такой глубиной резкости не интересно, а хочется весь камень видеть в фокусе. Что же, этому дело поможет метод стекинга и фокусировочные рельсы.

Но можно сделать интересный снимок и просто добавив реквизит. В данном случае это коралловый песок с берегов Мальдивских островов.

Так что дерзайте с вашими фотокамерами FUJI — у вас есть теперь главный инструмент и большой масштаб съемки. Причём не только съемки фото, но и видео т.к., например, FUJI X-T2 снимает видео 4К, что обязательно для съемки ювелирки да и прочего макро. Макро ювелирных изделий снимается в 4К и делается даунсэмпл до 1080p, чтобы повысить детализацию.

Также дождалась своего часа и нерабочая карточка памяти CompactFlash 32 Gb. Давно я хотел её вскрыть и посмотреть что внутри, а тут такой случай…:)

Как видите, внутри оказались микросхемы Самсунг. А карточка Transcend…

Надеюсь я достаточно проиллюстрировал возможности объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro в макро режиме и можно переходить к портретам.

Описание, конструкция, дизайн

Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — это сравнительно новый объектив. Он был анонсирован компанией в сентябре 2019 года и заполнил пустующую ранее нишу «настоящих» макрообъективов с масштабом съёмки 1:1. Напомним, что его предшественник — Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro — снимал макро с масштабом вдвое меньше и, по сути, закрывал в первые годы существования системы смежную портретную нишу.

Зато новый XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro получился действительно добротным макрообъективом! Здесь и съёмка 1:1, и совместимость с телеконвертерами, и четырёхосевой стабилизатор изображения. Впрочем, и ценой новинка, мягко говоря, удивляет — именитые полнокадровые аналоги из мира зеркалок стоят дешевле.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/480 с, 120.0 мм экв.

В нашем тесте мы решили испытать этот объектив не только в макро- и предметной съёмке, но и в других жанрах фотографии. Ведь согласитесь, за столь значительные деньги фотограф вправе рассчитывать на универсальный инструмент топового класса. Получит ли он его в лице Fujinon XF 80mm F2.8? Проверим…

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/6 с, 120.0 мм экв.

Конструкция и дизайн

Объектив нельзя назвать компактным по меркам беззеркальной фотосистемы Fujifilm X. В системе он один из самых крупных: 130 мм в длину, диаметр светофильтра 62 мм, вес 750 грамм. Видимо, разработчики отбросили все иллюзии по поводу минимизации конструкции и не стали искать компромиссных решений, сосредоточившись лишь на качестве изображения. Также не будем забывать про совместимость с конвертерами: чтобы её обеспечить, пришлось «утопить» задний линзоблок вглубь тубуса, увеличив тем самым габариты объектива.

Внешняя отделка корпуса выполнена из пластиковых деталей (из металла — кольцо диафрагмы и байонет). Конструкция монолитная: ни один внешний элемент не перемещается во время фокусировки. Объектив получил пыле- и влагозащиту, проявлением которой является резиновое уплотнение байонета. Гарантируется корректная работа объектива при температуре до -10 градусов.

Органов управления на корпусе не так уж мало. Кроме широкого кольца ручного фокуса (традиционно для Fujifilm оно электронное), здесь есть отдельное квазимеханическое кольцо установки значения диафрагмы, выключатель стабилизатора и селектор дистанций фокусировки: 25 — 50 см, от 50 см до бесконечности и полный диапазон. Переключатели довольно мелкие и жёсткие, что осложняет их использование без отрыва от видоискателя, а такая необходимость периодически появляется.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/400 с, 120.0 мм экв.

Сильная сторона этого объектива — стабилизатор. Заявляется, что выигрыш от его использования может составить до 5 ступеней выдержки. А система стабилизации компенсирует колебания по четырём осям: наклонные вверх-вниз и вправо-влево, а также линейные вверх-вниз и вправо-влево. Второй тип смещений может вызывать смаз при съёмке со сверхмалых дистанций. Примечательно, что при установке на Fujifilm X-H1 стабилизатору в камере остаётся лишь одна ось стабилизации — вращательные движения плоскости матрицы, все остальные смещения отрабатывает объектив.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/240 с, 120.0 мм экв.

Оптическая схема довольно сложна для фикса. Она состоит из 16 элементов в 12 группах, включая одну асферическую линзу, одну супернизкодисперсионную линзу и три низкодисперсионные линзы. На переднюю линзу нанесено фтористое покрытие для защиты от загрязнений.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 3200, F4.5, 1/500 с, 120.0 мм экв.

За фокусировку здесь отвечают бесшумные линейные моторы. Кажется, в мире беззеркалок кольцевые моторы окончательно уступили пальму первенства линейным.

Примечательно, что объектив совместим с двумя оригинальными телеконвертерами Fujifilm XF1.4X TC WR и Fujifilm XF 2X TC WR. О работе с ними, а также о практике съёмки на Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — на следующей странице теста.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 400, F8, 1/3800 с, 240.0 мм экв.

Объектив в работе

Я не рассматривал Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как только макрообъектив ни минуты с момента знакомства. Во-первых, цена несколько отрезвляет: она великовата для узкоспециализированного инструмента. Однако, современные макрообъективы последних лет имеют сопоставимую стоимость.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4.5, 1/320 с, 120.0 мм экв.

Во-вторых, сразу стало понятно, что два основных минуса истинных макрообъективов — жестковатый рисунок и медленный автофокус — здесь сведены к минимум. Таким образом, в руках у меня оказался довольно универсальный умеренный телевик-портретник. И да, с возможностью макросъёмки!

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 200, F8, 1/28 с, 240.0 мм экв.

Особенности макросъёмки

Максимальный масштаб макросъёмки

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/12 с, 120.0 мм экв.

Поэтому первые кадры я всё же выполнял именно в макродиапазоне. За счёт работы на APS-C матрице объектив в масштабе 1:1 обеспечивает большую крупность плана.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4.5, 1/150 с, 120.0 мм экв.

Можно увеличить крупность с помощью телеконвертера. При этом дистанция фокусировки остается той же, но масштаб съемки увеличивается в 1,4 или 2 раза в зависимости от используемого конвертера. То есть возможна макросъемкема в масштабе до 2:1.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 200, F14, 1/2 с, 240.0 мм экв.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 25 см от плоскости матрицы. Этого достаточно в том числе для съёмки насекомых в природе.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4, 1/300 с, 120.0 мм экв.

С другой стороны, с предметной съёмкой в маленькой студии могут возникнуть сложности: 122 мм эквивалентного фокусного расстояния потребуют сравнительно большой дистанции съёмки. Однако смею предположить, что любителями бьюти-съёмки такое фокусное как раз будет востребовано.

В макродиапазоне автофокус объектива работает уверенно в покадровом режиме и чуть-чуть неуверенно в непрерывном. Важно: мы говорим о том случае, когда лимитер дистанции установлен в положение от 25 до 50 см. Поймать насекомое в полёте удастся только с предварительной фокусировкой, но для статичных сюжетов серьёзных ограничений нет.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/280 с, 120.0 мм экв.

Если переключиться на ручную фокусировку, то на первый план выходит специфика работы с электронным кольцом автофокуса. Такая реализация ручного фокуса требует привыкания из-за нелинейности хода кольца. Фокус смещается резко, если крутить кольцо быстро, и очень медленно, если вращать кольцо с нормальной скоростью. Мне показалось, что ход кольца великоват: чтобы пройти весь макродиапазон от 50 до 25 см в среднем приходится делать больше одного полного оборота кольца. Зато за точность переживать точно не приходится.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/480 с, 120.0 мм экв.

Очень хорошо выручает стабилизатор изображения. Он не всегда предоставляет возможность работы с более короткими выдержками, ведь при съёмке на улице смаз чаще бывает из-за ветра. Но он точно делает работу автофокуса более уверенной.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/640 с, 120.0 мм экв.

Многие макрообъективы существенно теряют реальную светопропускающую способность при фокусировке на МДФ. Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — это один из немногих объективов, лишённых этой особенности. И это очень важно для макросъёмки!

Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как телеобъектив

Я много снимал на этот макрообъектив как на обычный телевик. Лимитер дистанции фокусировки при этом стоял в положении от 50 см до бесконечности. Среднее время полного прогона автофокуса составляет около полутора секунд. Не супербыстро, но достаточно для не слишком динамичных сюжетов.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F6.4, 1/100 с, 120.0 мм экв.

Так, поймать птицу в полёте крупным планом мне практически не удавалось, зато зафиксировать её же в относительно статичной позиции — без проблем.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F2.8, 1/1700 с, 120.0 мм экв.

Из сферы применения этого объектива я бы исключил экстремальный репортаж. Но крупноплановая съёмка, умеренный репортаж, тревел — это его жанры.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 3 с, 120.0 мм экв.

Работа с телеконвертерами

И здесь самое время вспомнить о телеконвертерах, которые совместимы с Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro. Fujifilm XF1.4X TC WR увеличивает эквивалентное фокусное расстояние до 112 мм (168 мм экв.), а светосилу снимает до f/4. На работе автофокуса применение такого конвертера почти никак не сказывается.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F2.8, 1/1600 с, 120.0 мм экв.

Конвертер, безусловно, крадёт немного резкости. Однако на открытой диафрагме картинка всё ещё чёткая и живая, фактура пера птицы различима.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 1.4x установки: ISO 200, F4, 1/2900 с, 168.0 мм экв.

Но если снять один сюжет на разных диафрагмах, хорошо заметно, что диафрагмирование до f/5.6 повышает детализацию кадра.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 400, F8, 1/1000 с, 240.0 мм экв.

Если же полуторакратного увеличения недостаточно, ставим двукратный конвертер Fujifilm XF2X TC WR, получая фокусное расстояние 160 мм (240 мм экв.). Падение светосилы становится заметнее — до f/5.6. Но в целом связка получается по-прежнему рабочей с открытой диафрагмы. Лишь автофокус становится заметно менее цепким, допускает пустые прогоны. Так что это решение для крайних случаев, когда нужно любой ценой получить нужную крупность плана.

Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro как портретный объектив

Мы не могли не попробовать этот объектив в роли портретника. Сравнительно большое фокусное, высокая светосила — что ещё нужно?

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 320, F2.8, 1/120 с, 120.0 мм экв.

На самом деле, нужен ещё и мягкий рисунок. И здесь XF 80mm F2.8 выступает в роли не обычного макрообъектива. Напомню, этому классу оптики свойственны некоторая жёсткость боке, неприятные глазу двоения. Но наш герой по характеру боке ближе к портретникам.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/210 с, 120.0 мм экв.

Он очень здорово прорисовывает объём на лицевых и поясных портретах. Глубина резкости достаточна для художественного размытия даже самого нехудожественного фона. На f/2.8 можно легко ставить акцент на глазах портретируемого, размывая всё, кроме лица.

При этом дистанция съёмки оказывается сравнительно большой, что позволяет избежать искажения пропорций лица даже при большой крупности плана — хорошее решение для бьюти-съёмки.

Однако нужно опасаться резкости Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro. Он из тех объективов, которые ваш ретушёр возненавидит раз и навсегда — за высочайшую детализацию в прорисовке кожи. Поэтому в случае портретных съёмок лучше уделить повышенное внимание мэйкапу.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/170 с, 120.0 мм экв.

При съёмке портретов я использовал автофокусировку по глазам. С этим объективом она работает прекрасно. Просто забываешь о том, что область автофокуса раньше приходилось выбирать вручную.

Детализация. Виньетирование

Чтобы разобраться с вопросами резкости объектива, мы отсняли серию кадров на всех диафрагмах с одним и тем же сюжетом. Если на реальных «жизненных» сюжетах объектив был идеально резок на открытой диафрагме, то на более «искусственных» пейзажах заметно некоторое снижение резкости по периферии кадра.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F4.5, 1/3000 с, 120.0 мм экв.

Детализация в центре практически идеальная, но ближе к краю падает до умеренной. Также на открытой диафрагме присутствует небольшое виньетирование. А вот геометрических искажений наш тестовый сюжет не выявил.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/1700 с, 120.0 мм экв.

Закрываем диафрагму до f/4, и резкость по краю поднимается, а виньетирование существенно ослабевает. Разница в уровне детализации между центром и краем кадра становится значительно меньше. И всё же лучший результат получается при f/5.6. Тут уже к детализации не придерёшься, а виньетирование полностью уходит.

Так же обстоят дела и на f/8, и на f/11. После f/16 начинается снижение детализации из-за дифракции. Примечательно, что закрыть диафрагму сильнее f/22 нельзя. Обычно макрообъективы позволяют работать и с меньшими значениями относительного отверстия.

Хроматические аберрации

Даже на самых провокационных сюжетах, где есть чёткие границы чёрного и белого, увидеть хроматические аберрации при съёмке на Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro не получится. Они неплохо исправлены оптически.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F2.8, 1/2900 с, 120.0 мм экв.

Вероятнее всего, дополнительно применяется программная коррекция. При открытии RAW в продуктах Adobe сообщается, что профиль коррекции уже применён.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F8, 1/3800 с, 120.0 мм экв.

Контровый свет. Бликозащита

Несмотря на то что мы провели всю съёмку без бленды, ни разу контровой или боковой свет не создал нам сложностей. Объектив отлично отрабатывает встречный свет, не образуя бликов и засветок, не теряя контраста.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 400, F9, 1/240 с, 120.0 мм экв.

Стабилизатор

Боке

Одно из главных достоинств Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro — сочетание высокой детализации и мягкости рисунка, нехарактерного для макрооптики.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 250, F2.8, 1/100 с, 120.0 мм экв.

Одиночные блики в зоне нерезкости имеют равномерное заполнение без «луковых колец» и контрастных каёмок, как у хорошего портретника. Накладываясь друг на друга, блики не дают «эффекта чешуи». Боке смотрится мягко, воздушно и приятно, не содержит двоений.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/350 с, 120.0 мм экв.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/600 с, 120.0 мм экв.

Выводы

На поверку Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro оказался очень многофункциональным объективом. Несмотря на присутствие в названии слова Macro, это не классический макрообъектив: его сфера применения намного шире.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 320, F2.8, 1/120 с, 120.0 мм экв.

Это новая тенденция, которую развивают преимущественно производители беззеркальных камер. Fujifilm довольно смело совместил мягкость боке портретной оптики и детализацию макрообъектива, масштаб съёмки 1:1 и относительно высокую скорость автофокуса за счёт применения трёхпозиционного лимитера. И этот эксперимент удался.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/420 с, 120.0 мм экв.

Fujinon XF 80mm F2.8 R LM OIS WR Macro может одновременно быть и макро-, и портретным объективом, и тревел-телевиком. Разве что для быстрой репортажной съёмки скорости автофокуса ему может немного не хватить. Стабилизатор реально помогает при съёмке с рук, но чуть-чуть не дотягивает до компенсации пяти ступеней выдержки. На четыре ступени относительно критического значения вы можете рассчитывать смело.

X-H1 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F2.8, 1/750 с, 120.0 мм экв.

Оптически объектив очень хорош. Придраться можно разве что к лёгкому падению детализации на краю кадра при f/2.8 и f/4. На этих же значениях присутствует небольшое виньетирование. Однако в целом его резкость высокая, уровень хроматических аберраций на снимках близок к нулю. Он хорошо держит контровый свет. При фокусировке на МДФ реальное светопропускание объектива не падает, что является важной особенностью в макросъёмке. Боке объектива мягкое и приятное глазу.

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro установки: ISO 200, F5.6, 1/680 с, 120.0 мм экв.

Стоит ли эта модель своих денег? Если брать в расчёт его универсальность, то да. Ведь перед нами высококачественный и многофункциональный объектив, а не «просто макрик».

X-T2 / XF80mmF2.8 R LM OIS WR Macro + 2x установки: ISO 200, F8, 1/34 с, 240.0 мм экв.

Плюсы

высокая детализация; отсутствие хроматических аберраций; мягкое и приятное боке; возможность съёмки в масштабе до 1:1; относительно быстрая фокусировка за счёт трёхпозиционного лимитера; уверенная работа в контровом свете; эффективный оптический стабилизатор; удобное кольцо установки диафрагмы; совместимость с телеконвертерами.

Минусы:

сравнительно большой размер и вес; скорость автофокуса недостаточна для динамичного репортажа; присутствует небольшое падение детализации на периферии кадра при f/2.8.

Источник: prophotos.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий