«История жизни и жизнь для истории»: Евгений Ананьевич Халдей


Евгений Халдей: фотограф Победы

Фотографы войны… у них особое место среди коллег. И дело не только в том, что они, в отличие от остальных, по-настоящему рискуют жизнью. Просто военный фотограф видит изнанку жизни и смерти, видит подлинных людей. А еще он может оказаться свидетелем Истории. Особенно если речь о самой тяжелой войне, которую фотограф прошел от первого до последнего дня.

Евгений Ананьевич Халдей родился в поселке Юзовка, сейчас это город Донецк.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Евгений Ананьевич Халдей — легендарный советский фотограф

С 13 лет он работал на заводе и в том же возрасте сделал свой первый снимок на самодельный фотоаппарат.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Авиация. Заполярье. 1941 год. Фото Евгения Халдея

К слову, снял он местную церковь, которая вскоре была разрушена. Возможно, тогда юный Евгений и ощутил все значение фотографии для истории.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Солдатскиий труд. Заполярье, 1941 год. Фото Евгения Халдея

Вскоре он в рассрочку купил свой первый настоящий фотоаппарат, «Фотокор-1», и вскоре уже сотрудничал с заводской многотиражкой. Делал он и снимки для стенгазет.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Мурманск, 1941 год. Фото Евгения Халдея

В течение нескольких лет Евгений одновременно набирал опыт и добивался известности, публикуясь в различных изданиях и участвуя в творческих конкурсах.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Завод имени Войкова. Керчь, 1944 год. Фото Евгения Халдея

В итоге в 1936 году молодой фотограф перебрался в Москву. Он много ездил по стране в командировки, снимал передовиков производства, а также стройки пятилетки. Но тут началась война…

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Нашел своих родных. Крым, 1942 год. Фото Евгения Халдея

Евгений Халдей оказался фронтовым фотокорреспондентом уже 22 июня и все 1418 дней войны провел на разных фронтах, не расставаясь с верной «Лейкой». Не в последнюю очередь по его фотографиям страна судила о войне, а некоторые из них были предъявлены в качестве доказательственных материалов в Нюрнбергский трибунал.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Перед вылетом. Крым, 1944 год. Фото Евгения Халдея

И именно он сделал одну из самых символичных фотографий той войны — водружение знамени над поверженным Рейхстагом. Фотография тиражировалась миллионами экземпляров, но лишь сравнительно недавно Евгений Халдей рассказал подлинную историю этого снимка.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

«Знамя победы над Рейхстагом». Легендарное фото Евгения Халдея

Как оказалось, фотография все-таки была полностью постановочной. Более того, хотя главное знамя над Рейхстагом (всего их было установлено разными подразделениями свыше сорока) и в самом деле водрузили 1 мая Егоров, Кантария и Берест, но на снимке вовсе не они! Да и знамя в руках солдат не имеет отношения к 150-й стрелковой дивизии — оно было сделано из скатерти и привезено самим Евгений Халдеем.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Возвращение домой. Вена. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

2 мая Евгений Халдей прибыл к Рейхстагу со своим знаменем и остановил нескольких солдат, попросив их помочь. Трое из них помогли ему водрузить знамя так высоко, как было возможно с учетом того, что здание горело. Именно эти солдаты и оказались на снимке — Алексей Ковалев (Украина), Абдулхаким Исмаилов (Дагестан) и Леонид Горичев (Белоруссия). Сама же фотография зажила собственной жизнью — в прессе она фигурировала как репортажная, а не постановочная, да и ее героям были даны другие имена.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Кожедуб на стадионе «Динамо». Москва, 1946 год. Фото Евгения Халдея

…После войны Евгений Халдей продолжал работать фотографом, участвовать в выставках. Он был прекрасным фоторепортером, хотя страна и мир знали его прежде всего как автора «той самой фотографии знамени над Рейхстагом».

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Бой за Вену. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена едва ли не самая почетная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Еще через два года Евгения Ананьевича не стало.

Напоследок: несколько работ Евгения Ананьевича. Без слов.

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Конец. Австрия. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Нацист расстрелял свою семью и покончил с собой. Вена. Апрель 1945 года. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

В боевом походе. Заполярье, 1942 год. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Радость и боль победы (Герой Советского Союза А.Гладков с супругой по окончании Парада Победы). Москва, Красная Площадь, 24 июня 1945 года. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Советские солдаты с немецкими штандартами 1945 г. Парад победы на Красной Площади 24 июня 1945 года. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Советские танки вошли в город. Берлин. Май 1945 года. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

Регулировщица у Бранденбургских ворот. Берлин. Май 1945 года. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

И.В.Сталин на Потсдамской мирной конференции. Германия. Июнь 1945 года. Фото Евгения Халдея

евгений халдей, фото великой отечественной войны, фотограф второй мировой войны

«Мы из Берлина!», май 1945 года. Фото Евгения Халдея

_________

Анна Халдей, дочь Евгения Халдея

«Самая известная его фотография, несомненно, «Флаг Победы над Рейхстагом». Ее мировая слава для отца была неожиданностью. В те же дни в Берлине отец сделал очень много фотографий. Долгое время значительная часть снятого им на войне особо востребована не была, только к празднованию двадцатой годовщины Победы появился интерес к ветеранам и военным фотографиям. Тогда Халдей, отбирая снимки для очередной выставки или издания, рассказывал про ощущение, что негативы словно разговаривают с ним: «Вот ты Ваську взял, а меня в сторону отложил, а чем я хуже, мы же вместе там кровь проливали». Может, именно поэтому он все послевоенные годы вел и исследовательскую работу, разыскивая героев своих военных кадров. Тем не менее одну из своих фотографий он выделял – это разрушенный Нюрнберг. Папа рассказывал, что он, уже найдя точку съемки и сделав несколько кадров, все-таки не посчитал дело сделанным и довольно долго ждал, пока солнце опустится ниже и свет станет более драматичным. Когда в 90-е годы этот кадр демонстрировался на выставке в Вене, вопрос у экспертов был один: какую академию фотоискусства оканчивал автор?»

На самом деле Евгений Халдей ничего не заканчивал, кроме хедера (иудейской начальной школы). А когда ему было учиться, если он работал с 13 лет? Родился в Юзовке (нынешний Донецк). Родителей потерял в годовалом возрасте – в еврейском погроме в марте 1918 года были убиты и отец, и мать, и дед Евгения. Вот и пришлось сироте, едва немного подрос, идти работать на завод. Впрочем, первый фотоснимок Халдей сделал тогда же, в 13 лет, самодельным (!) аппаратом. А еще через три года он уже фотокорреспондент. В 16 лет! Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Потом – война, и Евгений поехал на фронт в качестве корреспондента ТАСС. Все 1418 дней войны он прошел с камерой «Leica»: от Мурманска до Берлина. На Нюрнбергском процессе его фотографии фигурировали в качестве вещественных доказательств. Кстати, именно тогда, в Нюрнберге, у Халдея появился новый фотоаппарат.

«Та фотокамера, которую отцу подарил легендарный военный фотограф Роберт Капа, цела, – продолжает рассказ Анна халдей. – Они познакомились еще на подписании капитуляции в Карлхорсте, но близко сошлись, работая на Нюрнбергском процессе. Капа специально привез ему новую камеру Speed Graphic, сказав: «Женя, ну что ты все на свою «леечку» снимаешь – вот тебе широкопленочная». Как раз с этой камерой отец стоит на фоне Геринга в зале суда.

Отец фотографировал постоянно, жить без этого не мог. И сам он, к слову, любил фотографироваться, но не просто, чтобы попасть в кадр. Все выверит, найдет точку, скомпонует правильный план и лишь потом дает камеру, чтобы нажали на спуск. Много снимал в кругу семьи, буквально с первых дней знакомства с моей мамой, потому осталась огромная семейная фототека. Он считал, что детей раньше шести месяцев фотографировать нельзя, поскольку и взгляда еще нет осмысленного, и характер не видно. А для него и то, и другое было очень важным.

В 1947 году отца уволили из ТАСС якобы за отсутствие высшего образования. На самом деле причиной была «пятая графа». И долгих одиннадцать лет, пока отца не приняли в «Правду», он работал внештатником в не самых известных изданиях, вроде «Клуба и художественной самодеятельности» или «Бюллетеня Общества культурных связей с заграницей», старался найти какие-то разовые заказы. Но в эти годы он сделал потрясающие фотографии о послевоенном восстановлении страны – колхозы на Украине, Днепрогэс, Азовсталь… Марку держал, профессию свою любил и до банальной фотографической халтуры никогда себе опускаться не позволял».

Евгений Ананьевич Халдей — советский фотограф, военный фотокорреспондент, автор знаменитой фотографии «Знамя Победы нод Рейхстагом», родился 23 марта 1917 года в Донецке. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. В рассрочку купил свой первый настоящий фотоаппарат, «Фотокор-1». С 16 лет начал работать фотокорреспондентом, сотрудничал с заводской многотиражкой. В течение нескольких лет Евгений одновременно набирал опыт и добивался известности, публикуясь в различных изданиях и участвуя в творческих конкурсах. Делал он и снимки для стенгазет. В 1936 году молодой фотограф перебрался в Москву. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове.

Москва, Парад Победы. Евгений Халдей на съемке 24 июня 1945 года

Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича.

Первый день войны. Москва, 22 июня 1941 года. Улица 25 октября, 12.00. Граждане слушают В.М. Молотова о начале войны

Солдатский труд. Заполярье, 1941

Десантники, Севастополь. Май 1944

Пленные, Севастополь. Май 1944

Салют в освобожденном Севастополе, май 1944

Керчь. Багеровский ров. Григорий Берман над телами жены и детей. Январь 1942.

Снайпер Лиза Миронова, Новороссийск, 1943

Севастополь. Май 1944

Мария Тимофеевна Шальнева (Ненахова), ефрейтор 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулирует движение военной техники недалеко от рейхстага в Берлине

Евгений Долматовский около Бранденбургских ворот. Сувенир Победы, 2 мая 1945.

Москва, Парад Победы. Фашистские штандарты у подножия Мавзолея. 24 июня 1945

Потсдам. «Большая Тройка» — Черчиль-Трумэн-Сталин. Июнь 1945

Маршал Г.К.Жуков во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Карлсхорст. Берлин. Май 1945 г.

Нюрнбергский процесс. 1946 г.

Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Кожедуб на стадионе “Динамо”. Москва. 1946 г.

В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности. После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Евгений Ананьевич Халдей скончался 6 октября 1997 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. В 1997 году была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» американского издательства «Aperture». Также в мае 1997 года состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина». В 2004 году издательством «Editions Du Chene — Hachette Livre» (Франция) была выпущена книга Марка Гроссе «Халдей. Фоторепортер Советского Союза» (Khaldei. Un Photoreporter en Union Sovietique). В 2019 та самая «Лейка» была продана на аукционе “Bonhams” за 200 тыс.долларов

Знамя Победы над Рейхстагом. Май 1945 г.

Во время Берлинской операции 1 мая 1945 г. в три часа ночи, был установлен флаг на крыше Рейхстага. Вначале был прикреплён к конной фигуре кайзера Вильгельма, а 2 мая был перенесён на купол здания. Знаменитая фотография «Знамя Победы над Рейхстагом» на самом деле является постановочной и снята Евгением Халдеем по заданию Фотохроники ТАСС 2 мая 1945, когда уже закончились уличные бои и Берлин был полностью занят советскими войсками. К этому времени на Рейхстаге было установлено множество красных знамён. Фотограф попросил первых солдат, которые встретились ему, помочь сделать фотоснимки. Вскоре он отснял с ними две кассеты. Знамя, которое на фотографии держит Алексей Ковалев, фотограф привёз с собой. Таким образом, Алексей Берест, Мелитон Кантария и Михаил Егоров, которые общепризнанно считаются первыми водрузившими Знамя Победы над Рейхстагом, на этой фотографии отсутствуют.

Фотография впоследствии подверглась ретушированию. Были добавлены грозовые облака, для подчёркивания драматизма момента. Было изменено знамя, чтобы оно было более красным. Также были заретушированы вторые часы Абдулхакима Исмаилова, который поддерживал Алексея Ковалёва, водружающего флаг. В редакции посчитали, что это может послужить основанием для обвинения в мародёрстве, и фотограф перед публикацией удалил одни часы при помощи иглы.

Примечательно, что в полдень 1 мая 1945 года с борта самолета По-2 крыша Рейхстага была сфотографирована фотокорреспондентом газеты «Правды» В. А. Тёминым. Снимок обошёл газеты и журналы десятков стран мира. На оригинальном кадре Тёмина не было Знамени Победы (так как на купол Рейхстага знамя было перенесено только 2 мая), и оно было лишь пририсовано перед публикацией в газетах. Кроме того, на фотографии Темина изображен нереально большой стяг, что выдает ретуширование снимка.

Евгений Халдей с камерой Speed Graphic, подаренной ему Робертом Капой — легендарным американским фотографом, одним из основателей агентства Magnum. Нюрнберг, 1946 г

Твитнуть

Ирина Геворкян, бильдредактор «Военно-промышленного курьера»

«В середине 80-х я работала в издательстве АПН вместе с фоторедактором Зоей Микошей, а ее муж, кинооператор Владислав Микоша, был давним приятелем Евгения Ананьевича. И Халдей, приезжая в издательство за гонораром, регулярно раз в месяц заходил к нам. Приезжал на такси, обязательно приносил с собой бутылку водки, и мы весело отмечали это событие. Если учесть, что гонорар, как правило, составлял рублей десять, такие визиты явно шли мастеру в убыток. Но он был человек веселый и удовольствие от общения деньгами не мерил. Запомнились его высказывания. Скажем, начинал свои истории со слов: «А сейчас я расскажу тебе одну новеллочку…» Если что-то его неприятно удивляло, тут непременно раздавалось: «А на хрена нам эти ландыши?».

Интересно, что со многими героями своих фотографий он поддерживал отношения. Не обходилось и без разочарований: «Фотографирую – такая потрясающая девушка посреди Берлина, королева. Вижу ее через несколько лет – неухоженная, в каком-то рваном фартуке, дети ползают. Конечно, по всей стране в то время нищета и разруха, но такой контраст с тем порядком, что в армии к концу войны был».

Когда Евгения Ананьевича не стало, его дочь Анна подарила Ирине Геворкян видеокассету с записью его интервью Бельгийской телекомпании La RTBF. Предлагаем вам посмотреть это интервью (оцифровал Serjedit).

#совсемдругойгород экскурсии по Москве

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий