Первый человек, сделавший фотографию — Луи Дагер


История создания дагерротипа

Процесс засвечивания на солнце серебряных зеркал Ньепс назвал гелиографией. Ньепс предложил Дагеру в 1828 году совместную доработку своего изобретения. Партнеры смогли до смерти Ньепса усовершенствовать процесс получения изображения на стеклянной подложке вместо оловянной и назвали его физаутотипией. Ключевым прорывом стало замеченное Дагером проявление засвеченных изображений на пластинах йодистого серебра в парах ртути в 1837 году. Дагер привлек знакомого физика Франсуа Араго, который в 1939 году сделал доклад для Академии наук Франции.

Что за зверь Дагеротип (9 фото)

Один из снимков полученный при помощи дагеоротипии

Один из снимков полученный при помощи дагеоротипии

История американской фотографии начинается во Франции.

Именно там, 19 августа 1839 года на объединенном заседании Академии наук и Академии художеств директор Парижской обсерва­тории сделал сообщение о впервые разработанном способе получения изображений механическим путем.

Способ этот получил название дагеро­типии, по имени своего создателя, художника Луи Дагера. Заключался способ в том, что посеребренная пластинка после обработки ее парами йода приобретала светочувствительность и, будучи помещенной в камеру-обскуру, могла запечатлеть изображение; для проявления пластинку держали над нагретой ртутью, а фиксировали прояв­ленное изображение, промывая плас­тинку раствором гипосульфита.

Мастерская художника. Дагеротип, созданный Луи Дагером в 1837 году и представленный физиком Франсуа Араго на заседании Парижской Академии наук во время объявления об изобретении

Дагеро­типия стала распространяться с такой же быстротой, с какой газеты и журналы сообщали о ее изобретении. В США первые дагеротипы стали делать уже через месяц после исторического заседания парижских академий.

Самое раннее дагеротипное изображение человека, сделанное Дагером. Вид на бульвар дю Тампль в Париже, весна 1838 года (между 24 апреля и 4 мая). В левом нижнем углу видны чистильщик обуви и его клиент. Все движущиеся фигуры и экипажи из-за длительной выдержки (около 10—12 минут) не отобразились на снимке

Американский художник и изобрета­тель Сэмюэл Морзе посетил студию Дагера в марте, во время своего пре­бывания в Париже, где он пытался заинтересовать французское прави­тельство своими изобретениями в облас­ти телеграфии. Ознакомившись с дагеротипией, Морзе пришел в восторг и описал этот процесс в письме, опублико­ванном в апреле в газете «Нью-Йорк обсервер». По возвращении в США Морзе продолжал поддерживать изобретение Дагера.

Дороти Кэтрин Дрейпер. Первый в истории женский фотопортрет, снятый Джоном Дрейпером в 1840 году

Осенью, когда до Америки дошли более подробные сообщения, Морзе и его сотрудник, профессор Университета города Нью-Йорка Джон Уильям Дрейпер, старались добиться безукоризненных дагеротипов.

Фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье, выпускавшийся для дагеротипии с 1839 года

Фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье, выпускавшийся для дагеротипии с 1839 года

Они занялись даже портретной съемкой, хотя это было трудной задачей: и свето­сила объективов и чувствительность пластинок были такими низкими, что фотографируемым жертвам при­ходилось по десять минут высиживать под палящим солнцем, с набеленным мукой лицом.

Однако несмотря на несовершенство процесса, число фото­графов в США неуклонно росло. К концу 1840 года появились объективы со светосилой в 16 раз большей, чем у менисков (ландшафтных объективов) Дагера, и светочувствительность плас­тинок тоже повысилась, когда их стали обрабатывать хлором, а не только парами йода. После этих улучшений портретная фотография перестала походить на пытки инквизиции.

Дагеротип в складном футляре

Дагеротип в складном футляре

В 40-х годах прошлого столетия открылось множество дагеротипных ателье — не только в больших, но и в маленьких городах. Особенно расцвел портретный жанр. То были годы Пре­зидента Джэксона, эпоха «джэксоновской демократии», когда значение и роль рядового американца, человека из народа подчеркивались особенно ярко. Многие люди, позируя перед фотоаппаратом, чувствовали, что утверждают и подтверждают факт своего существования на свете. Одни снимались с семьей и друзьями, другие — с предметами, указы­вавшими на особые интересы, склон­ности или черты характера владельца.

Фото женщины афро-американки

В те времена замысел портрета зависел больше от заказчика, чем от фото­графа, который ведал, главным образом, чисто технической стороной дела. Исключением из этого правила были двое бостонских дагеротипистов — Альберт Сэндс Саутворт и Джошуа Джонсон Хоус.

Daguerreotype ca 1855 | A Bygone Era. Бр-р-р-р, от некоторых снимков мурашки по коже.

Оба свое время плени­лись дагеротипами, которые пред­ставитель Дагера Франсуа Гуро выстав­лял в Бостоне, и немедленно решили сделаться фотографами; в 1841 году они объединились. В те времена люди снимались обычно стоя или сидя, но Саутворт и Хоус игнорировали этот шаблон и стали фотографировать своих клиентов в позах, наиболее полно выражавших, на их взгляд, характер портретируемого — будь то достоинство верховного судьи, живость темперамента известной актрисы или скромность экс-президента.

Американский питбуль-терьер

Другие дагеротиписты выносили свои аппараты на открытый воздух и увековечивали городские улицы, здания и пейзажи Америки середины прошлого столетия. Саутворт и Хоус фотографировали корабли в занесенной снегом гавани, занятия в женской школе и интерьеры культурных центров Бостона.

Послесловие

В те времена такие снимки были редкостным сочетанием труда и уменья, результатом любви к своему делу, произведением фото ­искусства, а не фото ремесла.

Технология получения дагерротипа

Процесс дагерротипии основывался на экспериментально полученной чувствительности пропитанных парами йодида серебряных пластин к солнечному свету. Подготовленная специальным образом тонкая и тщательно отполированная пластина серебра, которую называли зеркалом, припаивалась к толстой металлической пластинке, чаще – из меди. Пластина помещалась в камеру с линзой и закреплялась на улице на 15-30 минут. Затем пластину обрабатывали ртутью, подогретой до 65 градусов Цельсия. Пары ртути проявляли изображение, которое затем закреплялось раствором поваренной соли.

Старинный дагерротип

  • Социальное такси — кому положено, как вызвать, необходимые документы и тарифы
  • Что такое герпес — пути заражения, виды вирусной инфекции, диагностика, симптомы, лечение и профилактика
  • Подагра — что это, как лечить

Полировка

Важным условием получить качественный дагерротипный портрет была тщательная полировка серебряной поверхности пластины непосредственно перед съемкой. Обработка производилась мехом или бархатом с использованием абразивов – трепела, красного крокуса и сажи. Эту работу вручную проводил оператор, как называли фотографа. Позднее для этой цели были приспособлены паровые машины. Остатки органических соединений перед следующим этапом подготовки пластины убирались обработкой азотной кислотой.

Сенсибилизация

После полировки пластина обрабатывалась парами йода, хлора и брома по очереди. Это приводило к изменению цвета поверхности, который под действием паров йода менялся от светло-жёлтого до бледно-фиолетового. Этот цикл назывался сенсибилизацией и повышал чувствительность поверхности пластины. На конечном дагерротипном изображении это приводило к повышению контрастности и реалистичности мелких деталей снимка.

Экспонирование

Для дагерротипии в 1839 году был разработан фотоаппарат с объективом конструкции Шевалье. Подготовленная серебряная пластина в светозащитной кассете помещалась в фотоаппарат, вытаскивалась защитная крышка кассеты (шибер) и открывался объектив. Время экспозиции составляло около 15 минут на улице и более 45 минут для помещений. Для того чтобы фотографируемый человек не смещался при такой длинной экспозиции, применялось специальное старинное устройство фиксации головы – копфгальтер. После съемки кассета закрывалась шибером и вынималась из аппарата.

Старый фотоаппарат с объективом Шевалье

  • Астраган — что это за мех, какого животного
  • Дорсопатия — что это такое, диагноз болезни. Лечение дорсопатии позвоночника
  • Стрижка андеркат — фото со всех сторон. Мужские и женские стрижки undercut, видео

Проявление

Сделать все еще скрытое изображение видимым, становилось возможным при обработке экспонированной пластины парами ртути. Вредность этих паров для человека тогда уже была известна, поэтому создавался герметичный резервуар. На его дне находилась ртуть, над которой под углом 45 градусов размещалась пластина. Происходило взаимодействие ртути с серебром с образованием амальгамы в тех местах, где под действием солнечного света на пластине были затемненные участки. Получалось зеркальное негативное отображение реального фотографируемого объекта.

Фиксирование

Заканчивали процесс растворением оставшихся незасвеченных галогенидов серебра на пластине раствором поваренной соли. Этот процесс назвали фиксажем. Конечное изображение получалось, как отражение в зеркале, или негатив с зеркальным цветом темных участков снимка. Процесс завершался обработкой хлоридом золота, который предохранял готовый дагерротип от механических повреждений. Для получения позитива его помещали напротив чёрного бархата. Технология обработки хлоридом золота была предложена Физо во Франции и Алексеем Грековым – изобретателем из России.

Зарождение фотографии — вклад Луи Жака Дагера

Французский изобретатель Луи Жак Дагер (1787–1851), известный также как художник-декоратор, родился в 1787 году во французской деревне Кормейз-ан-Паризи в семье мелкого чиновника. Когда Луи Дагеру исполнилось 13 лет, отец отдал его учеником к архитектору, а в 16 лет отправил мальчика в Париж в ученики при мастерской Деготти — театрального живописца-декоратора «Гранд Опера». В роли художника-декоратора Дагер добился колоссальных успехов.

ТАЛАНТЛИВЫЙ ХУДОЖНИК

В 1816 году молодой Луи Дагер о фотографии еще и не думал, а работал главным художником театра «Амбипо-Комик», пользовавшегося большим успехом среди мелкой буржуазии, представители которой ценили пьесы за яркость и зрелищность. Благодаря своему природному таланту и полученным практическим знаниям световых эффектов и механизма сцены Луи Дагер заслужил признание театральных критиков и публики. Однако на этих достижениях художник-декоратор, будучи человеком честолюбивым и жаждущим славы, не остановился.

Вероятно, осознание востребованности своего таланта декоратора и подтолкнуло Дагера к идее создания собственных зрелищ. В 1822 году Луи Дагер вместе со своим компаньоном художником Шарлем Бутоном создает в Париже диораму. Панорамы, изобретенные в конце XVIII столетия, стали уже достаточно популярны. Но они были неподвижны и по зрелищности не могли сравниться с творением Дагера.

Полотно Диарамы

ДИОРАМЫ ДАГЕРА

Первая диорама по проекту Дагера была открыта в специальном павильоне в Париже 11 июля 1822 года, а позже Дагер создал ее аналог и в Лондоне. Диорама состояла из изображений на полупрозрачном полотне, с двух сторон которого писали дневной и ночной сюжеты картины. Это полотно можно было осветить спереди и сзади через огромные окна, которые были перекрыты прозрачными подвижными экранами, или светофильтрами. Полотна диорамы были огромного размера — 22 метра длиной и 14 метров высотой. Благодаря сложной системе зеркал, фонарей и штор можно было выделять отдельные сцены, высвечивая определенный участок диорамы, а также последовательно менять изображения. Зрители были в восторге от этого «волшебного» зрелища.

Для полотен диорамы Дагер делал зарисовки с натуры, используя камеру-обскуру. Он задался целью закрепить изображения, получаемые на стекле. Однажды Дагер узнал от оптика Шевалье, делавшего для него камеры-обскуры, что в одном провинциальном городке живет Нисефор Ньепс, который занимается решением той же задачи. В январе 1826 года Луи Дагер написал изобретателю письмо, предлагая объединить усилия для воплощения общей идеи в жизнь. Однако Ньепс не сразу решился выдать Дагеру все секреты своих экспериментов. Они встретились лишь спустя год, а партнерами стали только в 1829 году, когда между ними был заключен контракт. Тогда и началось сотрудничество Ньепса и Дагера — людей, благодаря которым мир увидел фотографию.

Дагеротип Луи Дагера

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА НЬЕПСА

В некоторой степени процесс, созданный Нисефором Ньепсом, был актуален лишь для копирования гравюр. Дагер же считал своей целью добиться создания портрета, который, по его мнению, потрясет публику. В 1823 году он оборудовал лабораторию, где начал заниматься фотографическими экспериментами. Сначала он приступил к совершенствованию камеры-обскуры. В качестве объектива Дагер использовал в ней перископическую линзу Уильяма Волластона. Также изобретатель экспериментировал со светочувствительными химическими веществами, не известными Нисефору Ньепсу.

Дагер быстро освоил метод Ньепса и пытался внести в него какие-либо изменения. После 11 лет экспериментов в 1837 году изобретатель наконец добился результата.

Процесс, придуманный Дагером, состоял из нескольких этапов. Посеребренная медная пластина пропитывалась парами йода, в результате чего образовывался тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Затем она помещалась в камеру-обскуру и экспонировалась ярким солнечным светом в течение 15–30 минут. Теперь скрытое изображение подлежало проявке и закреплению. Пластина помещалась над контейнером с ртутью, нагретой спиртовой лампой до 65 градусов по Цельсию. После того как на поверхности серебра появилось изображение, пластину помещали в холодную воду, а затем фиксировали раствором тиосульфата натрия.

НЕДОСТАТКИ ДАГЕРОТИПИИ

Таким способом получался позитив — единственная фотография, которую ее изобретатель назвал дагеротипом. Рисунок на пластинке трудно было рассмотреть: неприятно поражал зеркальный блеск изображения. К тому же изображение было очень непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении. Несколько экземпляров пластины сделать было невозможно, однако метод позволил избавиться от работы, как художника, так и гравера. Кроме того, фотографии Дагера представляли собой именно фото, а не что-то переходное.

Конечно, с такой технологией еще нечего было думать о подводной съемке, или мгновенной работе папарацци, и тем более о аэрофотографии, но все это появилось во многом благодаря дагеротипии.

Один из первых дагеротипов

Франсуа Араго

Дагер рассказал о своей находке известному физику и астроному Доминику Франсуа Араго. 7 января 1839 года Араго представил доклад об изобретении Дагера в Парижской академии наук и предложил правительству Франции купить на него патент. Этот день в истории стал днем рождения фотографии. Позже ученые усовершенствовали процесс Дагера.

Сам же изобретатель после публикации сведений о способе получения изображений в историю фотографии ничего нового не внес. Луи Жак Манде Дагер оставшуюся жизнь прожил в уединении в местечке Бри-сюр-Марн недалеко от Парижа, где и скончался в 1851 году.

Источник: prophotos.ru

Дагерротип в России

Первопроходцем фотографирования в России был изобретатель Алексей Греков. Созданный им фотоаппарат состоял из двух коробок – одна содержала светочувствительную пластину, другая – объектив. Перемещением коробок друг относительно друга достигалась резкость изображения. Он первым в России создал художественную комнату, стал фотохудожником-портретистом. Большим специалистом дагерротипии стал Сергей Левицкий, который в 1847 году усовершенствовал фотографический аппарат складным мехом по примеру русской гармони для регулировки резкости снимка.

Старинный фотоаппарат конструкции А. Грекова

Первый человек, сделавший фотографию — Луи Дагер

В пригороде Парижа 18 ноября 1787 года появился на свет Луи Дагер — человек, который создал одну из привычных нам сейчас вещей — фотографию.

В школе он почти не учился. В возрасте тринадцати лет отец подыскал ему работу подмастерья у архитектора. А когда ему исполнилось шестнадцать, родитель отвез его в Париж. Там он пристроил его в ученики декоратора Деготти, который трудился в мастерской театра «Гранд Опера».

Этот человек имел много талантов и среди людей был известен и как художник, работающий в театре, и как человек, который ходит по канатам, и как искусный танцор. На тот момент, когда он пришел устраиваться помощником декоратора, он уже хорошо понимал свои будущие перспективы, из-за этого Деготти и выбрал его в свои ученики. Луи Дагер обладал талантом художника от природы и постановки, где он принимал участие, сразу стали выделяться на фоне других. Критики активно обсуждали его работы.

То, что он делал на сцене можно назвать настоящим чудом. Один раз Луи со своим партнером собрал диораму. Зрители садились и рассматривали изображение большого собора с внешней стороны. А в какой-то момент неожиданно оказывались внутри. А разгадка крылась в том, что нужно было написать две картины, каждая высотой до 22-х метров. В Париже это изобретение произвело огромный фурор и благодаря этому Даггер прославился. Художник искал способ облегчить и ускорить работу при написании таких больших картин. Он работал при помощи камеры-обскуры, но заставить изображение «застыть на экране» у него никак не получалось. Неисчислимое количество экспериментов совершил Дагер, проводя с химическими веществами эксперименты. Но в какой-то момент он услышал о господине Ньепсе. И Луи отправил ему письмо. В свою очередь Ньепс выступил с предложением подписать контракт о сотрудничестве.

Метод получения фотографии они начали создавать в конце 1820-х годов. Но в 1833 году партнера Дагера настигла смерть. Уже после смерти Ньепса, при совершенно случайном стечении обстоятельств, была придумана дагерротипия, в ходе очередного эксперимента.

У Дагера было огромное желание сделать из начатого Ньепсом изобретения, технику, которую можно будет использовать. И он сделал для этого абсолютно все, но только с применением химикатов, о которых Ньепс даже не знал. В основу его идеи лег эксперимент, в ходе которого изображение можно было получить при воздействии паров ртути. Первые опыты проводились с использованием бихлорида ртути. Однако картинки получались очень бледные.

После этого он доработал технологию, добавив еще два ингредиента: закись хлор и сахар. И вот спустя 11 лет бесконечных экспериментов, в 1837 году, он начал проявлять фотографии, основываясь на воздействии паров нагретой ртути. Изображение он закреплял просто замечательно, при помощи соляного раствора и горячей воды, которой он смывал не поддавшиеся воздействию солнца частицы серебряного йодида.

Луи Дагер в 1839 году решил показать научной академии процедуру получения дагерротипа. Это положило начало его мировой известности. Он получил все, о чем можно мечтать — уверенность, деньги, славу. А про Ньепса уже почти никто не вспоминал.

Технология проявления фото с применением паров ртути была очень стойкой и весьма необычной. И это процесс, безусловно, был основан Даггером на опыте и знаниях, перенятых от Ньепса. Но Ньепс не стремился после 1829 года усовершенствовать свое изобретение, так же как и его сын, по имени Исидор. После смерти Ньепса-старшего он стал компаньоном Дагера. Большая потребность Исидора в деньгах вынудила его через несколько лет подписать еще один контракт, согласно которому Дагер был основателем дагерротипа.

Скончался великий изобретатель в городе Брю-си-Марн 10 июля 1851 года. Во Франции его имя занесено в список самых великих ученых, который расположен в Эйфелевой башне.

Фото: geo. ru

Еще по теме:

История фотографии

История «живой фотографии» в России

«Кодак»: история империи фотографии

Современные дагерротипы

Процесс дагерротипии просуществовал 20 лет с момента изобретения. Но он предоставлял такую четкость фото, которой не могут достичь современные матрицы фотоаппаратов крупных производителей фототехники. Современные умельцы-энтузиасты пытаются возродить эту технологию. При этом выясняется, что это опасное и дорогое увлечение. В России приобрести химикаты и материалы для этого процесса невозможно. Во всем мире сейчас несколько классных специалистов, которые владеют дагеротипией – Джерри Спаньоли, Чак Клоуз, Барбара Галассо.

Биография Луи Дагера — кратко

Биография Луи Дагера - кратко

Кратко — родился 18 ноября 1787 года в Кормеиль-Ан-Паризи, Валь-Д’УАЗ, во Франции. Умер в возрасте 64 лет 10 июля 1851 года в Бри-сюр-Марне от сердечной недостаточности.

Художник, фотограф, разработчик театра диорама. Изобретатель процесса фотографии. В январе 1839 года фотографический процесс (дагерротип) Луи Дагера получил достойную оценку от Академии наук от выдающегося астронома и физика Франсуа Араго. Дагера удостоили звания офицера Ордена Почетного Легиона, и назначили ежегодную выплату в размере 6 000 франков.

Первые шаги

В возрасте 16 лет он был помощником сценографа в парижском театре, где завоевал высокую репутацию за использование света. Экспериментировал с созданием картин, показывая диорамы вокруг Франции, Англии и Шотландии. Альтернативой популярной «панораме» (панорамной живописи) диорама стала театральная картина, которую зрители смотрели в узкоспециализированном театре. В 1822 году Луи играя светом с различных сторон, представил прекрасную диораму, где реалистически создал эффект присутствия. Зрители были настолько восхищены увиденным, что им хотелось войти в картину, потрогать руками. Большие, объемные картины, Луи создавал с помощью камеры-обскуры.
Дагера все больше интересовало, как можно зафиксировать реальное изображение.

Дагерротип

После многолетних экспериментов он разработал методику создания образов. В 1835 году он положил несколько пластинок со скрытым изображением с камеры обскура, в химический шкаф. Некоторое время спустя, когда он достал пластинки из шкафа, обнаружил, что изображение проявилось. Заглянув в шкаф, он пришел к выводу, что это было вызвано парами ртути, появившимися из-за случайно разбитого термометра. Он теперь знал, как изображение может быть проявлено, но не знал, как зафиксировать это изображение, то есть, как остановить процесс выцветания. Экспериментами удалось сократить время, затрачиваемое на проявление изображения. Это время Луи сократил с восьми часов до тридцати минут. Наконец, в 1837 году усовершенствовал процесс фиксации, который и назвал дагерротипом. После дальнейших экспериментов Дагер обнаружил, что мягкий раствор тиосульфата натрия работает лучше и гораздо менее ядовит, чем ртуть. Полученное изображение получалось зеркальным, а темные части изображения имели отражающую поверхность и должны удерживаться каким-то образом и не тускнеть. Первое время проявленные пластинки хранились под стеклом, чтобы предотвратить потускнение, если дагерротип слишком долго подвергался воздействию воздуха. Сначала выдержка должна была быть 10 минут, со временем Дагеру удалось сократить до нескольких секунд путем использование различных химикатов и “быстрых объективов”. В 1839 году Дагер обнародовал свое изобретение, но сначала без объяснения, как работает его процесс. Он представил его Французской академии наук. Французское правительство получило права на дагерротип в обмен на пожизненные пенсии Дагеру и его сыну.19 августа 1839 года правительство заявило о своих правах на дагерротип, всему миру представив полные рабочие инструкции.

Наследие

Фотографию в отличие от написания портретов и живописи во времена Дагера не считали искусством, а считали новинкой, развлечением. Сам Дагер всегда был заинтересован в научном применении своего изобретения, так как изображения до, во время и после вскрытия, могли бы помочь биологическому и ботаническому познанию. Процесс дагерротипа можно использовать для портретов. Недостатком была невозможность дублировать изображение. Движущиеся изображения невозможно сфотографировать, тем не менее, по мере развития фотографии, появилась возможность для СМИ иллюстрировать события образами, которые вскоре стали важными компонентами репортажа новостей. Изобретение фотографии позволяло запечатлеть определенные события истории. Сохранить визуальную запись жизни и достижений появилась у простых людей. Легкость, с которой изображения могли впоследствии воспроизводиться и передаваться, сделала многое, чтобы рассказать о мире, в котором мы живем.

Фото для иллюстрации этой страницы

Луи-Жак-Манде Дагер. Церковь в Холируде, Эдинбург. 1824 год.

Эта картина считалась лучшей из станковых картин Дагера; она была награждена орденом Почетного Легиона, когда была показана на выставке

Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип.

Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий