Для чего нужна бленда для объектива и в чем ее реальное предназначение?

Начинающие фотографы обычно наслышаны о зеркальных фотоаппаратах, объективах и штативах. Даже отражатели и портретные тарелки их не удивляют. Но вопрос, что такое бленда, мы слышим регулярно. Зачем нужна бленда и почему именно так называется наша фотошкола, разберемся в этой статье.

Бленда – это аксессуар к объективу или часть его оправы, которая используется для борьбы с бликами и паразитной засветкой при фотосъемке в сложных условиях освещения.

По-немецки «бленда» (Blende) означает «заслонять». То есть бленда выполняет ту же роль, что поля шляпы, панамы или кепки в солнечный день.

Бленда, будто корона, не только украшает фотоаппарат, но и защищает от:

  1. Боковой засветки;
  2. Бликов на снимке;
  3. Капель на объективе;
  4. Механических повреждений.

Фотоаппарат с блендой на объективе выглядит вдвое дороже, чем без нее.

Что такое бленда для объектива?

Бленда – это, своего рода, насадка, позволяющая бороться с ненужными бликами в усложненных условиях съемки.

Причиной появления данного аксессуара послужили, падающие на переднюю линзу объектива, лучи солнца, как правило, не входящие в планы фотографа.

бленда для объектива

Они образовывали дефекты на фото, которые вследствие невозможно было устранить никаким редактором.

Помимо защиты от бликов, она позволяет уберечь оптику от случайных столкновений с каким-либо предметом, а также от попадания на линзу капель дождя и снега, или от залапывания линзы маленькими детскими ручонками.

Считается, что использование этого аксессуара уместно только в солнечную погоду, это не так, он пригодится вам и при фотографировании в помещении, когда рядом располагается яркий фонарь или люстра, блик от которых может образовать засвет или туман в кадре.

Варианты крепления

Их всего два. И зависят они от модели вашего объектива:

  • Байонетное крепление, обычно именно оно предусмотрено для профессиональной оптики. Такой вид крепления позволяет работать с блендой и светофильтром одновременно. Еще один плюс заключается в том, что устанавливать бленду можно не только в рабочее положение, но и наоборот, что позволяет компактно хранить объективы в рабочей сумке.

нужна ли бленда для объектива

  • Резьбовое крепление. Это не самое удобное решение, если вы используете в работе светофильтры, так как бленда занимает гнездо, предназначенное для него.

Чем отличаются бленды между собой?

Как и любые атрибуты фототехники отличаются не только фирменным названием, но и формой, креплением, материалом.

Именно от формы зависит качество отснятого материала.

Она бывает четырех видов:

  • Лепестковая;
  • Цилиндрическая;
  • Коническая;
  • Пирамидальная;

виды бленды

Предназначение лепестковой и пирамидальной насадки – это широкоугольный объектив (ширик).

В силу своей незамысловатой формы, лепестковый вид позволяет устранить виньетку за счет открытого пространства между лепестками, а пирамидальная исключить попадание ее краев в кадр.

Цилиндрическая и коническая насадка устанавливается преимущественно на длиннофокусные фотообъективы.

Стоит понимать, что универсальных форм не существует, и каждый вид оптики требует персонального подхода при выборе аксессуаров.

фотография использования бленды

По способу крепления насадки бывают:

  1. Универсальные;
  2. Оригинальные (фирменные);

Универсальная, исходя из названия, крепиться к любой оптике вне зависимости от марки, как светофильтр.

Удобство ее установки уступает оригинальной, за счет больших затрат временного ресурса. Когда крепление фирменной бленды требует одного поворота на 90 градусов.

Еще одним отличием оригинальной насадки от универсальной является возможность разворота широкой частью внутрь, в нерабочее время, для удобства хранения и переноски.

В качестве материала для насадок используют:

  • Пластик;
  • Резину;
  • Металл;

Среди фотографов не утихает спор о том, бленда из какого сырья лучше, но истина так и не найдена.

Полагаясь на свой опыт, могу с уверенностью вам заявить, что материал никак не влияет на качество кадра, а только лишь на долговечность изделия.

Во время беседы с фотолюбителями не редко можно услышать о том, что бленда спасла объектив, во время падения, приняв весь удар на себя.

Предугадать какая именно насадка лучше «сработает» во время падения не возможно, здесь все зависит от высоты падения и поверхности, поэтому не заморачивайтесь и покупайте ту, которая больше всего приглянулась вам.

бленда на объективе

Особенности использования

Разобравшись в том, зачем нужна бленда для объектива, осталось выбрать подходящую именно для вашего объектива по размеру и форме. Конечно, лучше и удобнее брать оригинальную модель, она, конечно, стоит дороже, но это такая деталь, которую можно вообще не снимать.

Конечно, при условии работы в диапазоне подходящих фокусных расстояний. На выбор материала можно вообще не обращать особого внимания, разнообразие вариантов существует только для широты ассортимента, что нравится, металл или резина, то и берите. Ни на одну из функций бленды не влияет то, из чего она сделана, а вот на итоговую сумму влияет.

В нужный момент любая будет выполнять функцию по защите от нежелательного света, а также будет являться постоянной защитой от механических повреждений. Этот нехитрый аксессуар, первейший помощник на пути к отличным снимкам.

Как правильно сделать выбор во время покупки?

Очевидно, что выбор аксессуара напрямую зависит от частоты его использования, характера съемки, а также вашей финансовой возможности.

Используя приведенную выше информацию, вы вправе самостоятельно сделать выводы о той или иной бленде, мне остается лишь провести заключительную черту, рассеяв все ваши сомнения.

  1. Лучше всего отдать предпочтение насадке с оригинальным (фирменным) креплением, это упростит дальнейшее ее использование по назначению.
  2. Так как от материала мало что зависит, потратьте все свои силы на поиски нужной формы, учитывая все возможности оптики.

Если вы не можете остановить свой выбор на бленде определенной формы, возьмите несколько, и в ходе работы «ненужная» отсеется сама собой. Тем более дальнейшая ее ликвидация возможна при помощи различных сервисов продаж и объявлений.

Но как бленда стала брендом?

В 2019 году, когда была основана наша фотошкола, сайт BLENDA.BY представлял собой одну страничку с приглашением на бесплатное занятие по фотографии, а курсы вел всего один преподаватель. Теперь же у нас можно обучаться по 12 направлениям фотографии, а на сайте легко и удобно найти всю информацию о фотошколе: портфолио преподавателей и выпускников, подробные программы курсов и обучающие материалы по фотографии.

От создателя фотошколы:

Когда я задумал открыть фотошколу, я, особо не заморачиваясь, назвал ее своим именем. Но для названия сайта нужно было подобрать что-то простое, связанное с фотографией, чтобы звучало коротко и емко. BLENDA.BY – звучит идеально!

Павел Бабарыкин

Это название как нельзя лучше подходит фотошколе теперь, когда тут работает уже не один преподаватель, а более 12 фотографов и мастеров своего дела.

Время и место

Подумайте, какое сейчас время года и какое это может иметь отношение к вашей фотографии: весенние цветы, осенние листья? В моей серии фотографий прекрасные цветы рапса действительно усилили цвета фотографии. Попробуйте найти где-нибудь нечто более интересное, чем ваш палисадник. Время является одним из самых важных составляющих снимка, который вы хотите получить, так как оно определяет, насколько высоко находится солнце в небе. В идеале вы должны расположить солнце близь головы модели, чтобы получить действительно хороший кадр, так будет проще играть с ним и вашим главным объектом.

Глубина резкости

Глубина резкости — это отличный способ добавить еще один интересный элемент в ваши фотографии. Вот для примера два фото, первое было снято на диафрагме F/4, и в фокусе находится слишком много рапса с довольно небольшим контрастом. Сравните это с моей второй фотографией, которую я снял на F/1.4, и вы увидите, что слева модели растения находятся в фокусе, но за тропой все, что есть, превращается в ровно размытое боке. Это действительно приятная черта, и закончилось тем, что это фото стало одной из моих любимых фотографий в серии.

Бленда для карниза в интерьере

Если подойти к процессу выбора максимально ответственно, то можно без особых затрат и усилий преобразить интерьер, придать ему завершенный вид. Для зеленых помещений с белым потолком и бежевым напольным покрытием идеально подойдут шторы лаймового цвета и карниз с широким белым блендом. Чтобы обыграть данный ансамбль, можно добавить зеленый стул, подушки белого цвета, зеленый плед и карамельный ковер.

Бленда для карниза

Для элегантных спальных комнат со стенами и потолком белого цвета отлично подойдет напольное покрытие в серых тонах, большая двуспальная кровать с шоколадным постельным бельем, белой мебелью, шторами в теплых тонах, например, крем-брюле и потолочный карниз, украшенный темно-коричневым блендом.

Бленда для карниза

Не менее интересным получится интерьер, если оформить стены и потолок в белых тонах, добавить кровать на ножках из натурального дерева с высоким изголовьем. Подчеркнуть интерьер помогут резные мягкие кресла. Для оформления окон отлично подойдут бежевые шторы с цветочным орнаментом и бленд, имитирующий рисунок штор.

Бленда для карниза

Бленда золотого цвета идеально впишется в помещение с белоснежными стенами и потолком, при этом на стенах должны быть обои с золотым орнаментом. В данном случае можно установить кровать, обитую белой кожей, добавить кремовых подушек, коричневое покрывало. На карниз повесить прозрачные кремовые шторы.

Бленда для карниза

Хорошо подобранный стиль комнаты, где каждый элемент будет гармонировать друг с другом, позволит всем членам семьи чувствовать себя уютно и получать эстетическое удовольствие от красоты.

Уменьшение бликов с помощью бленды

Хорошая бленда может практически исключить блики от случайного света из-за пределов угла зрения. Внутренняя поверхность хорошей бленды сделана из абсолютно поглощающего материала, такого как фетр,и у неё нет загибов. Несмотря на то, что использование бленды кажется простым решением, в действительности большинство бленд недостаточно велики, чтобы заблокировать весь случайный свет. Это особенно проблематично при использовании 35 мм объективов на цифровых зеркальных камерах с «кроп-фактором», поскольку бленды в таком случае оказываются изготовленными для более широкого угла зрения. Вдобавок, бленды для вариобъективов (зумов) могут блокировать весь побочный свет только на наименьшем фокусном расстоянии.

Лепестковые бленды зачастую защищают лучше сплошных (круглых), потому что лепестковые бленды принимают во внимание соотношение сторон плёнки или сенсора цифровой камеры, в силу которого угол обзора по горизонтали и по вертикали отличается.

Если бленды не хватает, можно использовать несколько простых, но менее удобных методов. Рука или лист бумаги сбоку объектива со стороны источника света, порождающего блики, может имитировать эффект соответствующей бленды. С другой стороны, сложно оценить, в какой момент эта псевдо-бленда случайно попадёт в кадр. Более дорогое решение, используемое многими профи, — это регулируемые тубусы. Это специальные бленды, которые способны менять свой размер для достижения точного соответствия углу зрения при заданном фокусном расстоянии.

Другим решением при использовании объективов и бленд 35 мм на цифровой зеркальной камере с кроп-фактором является покупка альтернативной бленды. Найдите бленду, разработанную для объектива с более узким углом зрения и совпадающим креплением. Один из общеупотребительных примеров такого подхода — это применение бленды EW-83DII с объективом Canon 17-40 f/4L вместо поставляемой в комплекте. Бленда EW-83DII работает как с кроп-фактором 1.6, так и (неожиданно) c 1.3, поскольку она была разработана для объектива 24 мм на полнокадровой камере 35 мм. Несмотря на то, что она улучшает защиту от побочного света, тем не менее в зумах это справедливо только для самого широкого угла обзора.

Несмотря на все вышеописанные меры, идеального решения не существует. В действительности бленды не могут абсолютно исключить побочный свет, поскольку идеальная бленда должна была бы протянуться вплоть до удалённого объекта, строго по углу зрения.

К сожалению, чем больше бленда, тем лучше — по крайней мере с точки зрения блокирования света. При этом нужно удостовериться, что бленда не блокирует свет от собственно изображения.

Примеры с фотографиями

Давайте теперь на примерах рассмотрим, как выглядит бленда для объектива. Фото последовательно демонстрируют разную форму этого аксессуара.

На этой фотографии вы видите лепестковую бленду, которая используется для объективов с небольшим фокусным расстоянием, а также для широкоугольников.

резиновые бленды для объективов

Здесь бленда цилиндрической формы, которую обычно используют с длиннофокусными объективами.

зачем бленда для объектива

На этом снимке довольно редкая разновидность – складная бленда.

бленда для объектива

Установка

Разобраться, как происходит установка такой детали, как бленда для пластикового карниза, сможет даже ребенок. Это очень просто, если на декоративной планке есть специальный замок, которым она просто защелкивается в пазах на направляющей для штор. Если же приобретена планка без такого замка, то ее монтаж также происходит очень просто.

Что такое бленда для пластикового карниза и зачем она нужна?

Все, что вам потребуется – немного двухстороннего скотча. По всей длине подвеса для штор наклеивается тонкая полоска скотча и к нему приклеивается декоративная панель. У этого способа есть один недостаток – снять наклеенный элемент без последствий не получится. Даже самый простой двухсторонний скотч фиксирует приклеиваемые детали очень крепко.

Если направляющая для крючков изготовлена из металла или просто не имеет специального паза для фиксации дополнительного декора, можно использовать вариант со скотчем – даже предназначенная для пластикового карниза бленда отлично украсит подвес для штор из металла.

Важно: крепить эти составляющие необходимо еще до того, как вся конструкция будет смонтирована на потолок. Впоследствии вставлять замок на ленте в соответствующий паз на подвесе будет неудобно и это может стать проблемой.

Третий вариант крепежа подходит для украшений из ткани, которые обычным способом прикрепить не получится – на ткани нет никаких замков и жестко она не фиксируется. Для того, чтобы закрепить такие украшения, понадобится несколько метров всем знакомой застежки типа «липучка». Одна ее часть наклеивается на лицевую часть пластиковой гардины, а вторая пришивается к прикрепляемой полосе ткани. При необходимости, ткань легко снимается и вновь устанавливается на свое место. Таким способом очень удобно крепить тканевые ламбрекены.

Минимизация бликов выбором композиции

Блики находятся под абсолютным контролем фотографа, поскольку их наличие зависит от того, куда направлен объектив, и что входит в кадр.

Несмотря на то, что фотографам никогда не нравится приносить свои художественные замыслы в жертву техническим причинам, существуют определённые композиционные решения, которые могут быть весьма эффективны в минимизации бликов. Лучшими являются те решения, в которых художественный замысел объединяется с техническим качеством.

Один из эффективных методов состоит в размещении объектов в кадре так, чтобы они частично или полностью перекрывали любые бликующие источники света. На снимке справа показано, как ствол дерева частично заслонил уличный фонарь во время длинной экспозиции. Даже если проблемный источник света не находится в кадре, съёмка с позиции, где он перекрыт, тоже может уменьшить блики.

Наилучшим решением является, разумеется, оставить источник проблемного света позади, хотя это обычно либо слишком ограничивает композицию, либо просто невозможно. Даже небольшое изменение направления объектива может изменить как минимум положение и количество бликов.

Как избежать силуэтов

Силуэты – это, конечно, весело, но не то, что мы хотим получить от съемки на солнце. Чтобы действительно получить максимальную отдачу от обстановки, вы стремитесь избегать этого и уделять больше внимания равномерному тону кожи вашей модели. Силуэты вызваны тем, что фотокамера пытается отобразить на фото все сразу, а не только вашу модель, и, вычислив, что будет слишком много солнца и неба на фотографии, выдает вам экспозицию, при которой получается силуэт.

Чтобы избежать силуэтов на фото, вам нужно изменить режим замера экспозиции на «точечный». Точечный экспозамер означает, что ваша камера выставит экспозицию по тому, что находится в точке фокусировки, а затем уже по остальному полю изображения. Это, вероятно, приведет к пересветам фона, но они и есть часть эффекта съемки на солнце. Взгляните на два снимка ниже: первый был снят в режиме частичного экспозамера и представляет собой силуэт, второй же — в точечном режиме, что позволило гораздо более равномерно экспонировать модель.

Еще один прекрасный способ избежать эффекта силуэтов — это использовать внешнюю вспышку. Сейчас некоторые люди посчитают эту идею довольно странной, но на самом деле это один из лучших случаев, чтобы ее использовать. Я лично пользовался передатчиком, чтобы посылать сигнал вспышке в нескольких футах в стороне. Это производит намного более натуральный эффект, сохраняя при этом некоторые из естественных теней на лице. Взгляните:

Прежде блики объектива, так же, как и повышенная зернистость высококонтрастной пленки, считались дефектами фотографии. Но со временем эти проявления были отнесены к стильным художественным эффектам. Поэтому не мудрено, что в Photoshop появились специальные программные средства для их имитации.
Как правило, блики на снимках (светлые пятна или яркие точки) возникают из-за попадания ярких лучей света в объектив фотоаппарата. В основном это свет солнца или осветительных приборов. Кроме того, снижению контрастности снимка способствуют яркие источники света, расположенные за пределами кадра. Для того чтобы свести к минимуму вероятность попадания в кадр стороннего света, перед съемкой на объектив фотоаппарата крепят специальные бленды.

Некоторые типы объективов особо чувствительны к попаданию света от посторонних источников. Например, попадание стороннего света на элементы длиннофокусного объектива с его крайне малым углом зрения может привести к непоправимым результатам. Поэтому перед съемкой на объективы такого типа всегда крепят специфические бленды, изготовленные, как правило, по спецзаказу. Значительно сложнее устранить блики на снимках, которые сделаны с помощью обычных и широкоугольных объективов, поскольку достаточно широкий угол зрения объективов такого типа позволяет «захватывать» практический каждый луч стороннего света. К сожалению, избежать появления бликов во время использования обычных и широкоугольных объективов далеко не всегда удается даже с помощью бленд.

Вероятность появления бликов во многом зависит и от конструкции объектива. Например, зумированные объективы, объективы с многочисленными элементами или с очень большой фронтальной линзой просто-таки «притягивают» к себе даже самые незначительные блики стороннего света. Во время использования некоторых моделей объективов (и при специфической освещенности сцены) блики появляются несмотря на предпринятые меры предосторожности. Возможно, поэтому большинство фотографов решили не бороться с бликами, а произвести их в ранг стильного артистизма. С помощью программы Photoshop можно создавать блики различной интенсивности в любой части вашего снимка.

В Photoshop используется алгоритм имитации бликов, в основу которого положены исследования одного из создателей этой удивительной программы, Джона Нолла, в свое время разработавшего отдельное программное средство под названием FlareMaker (дословно — Создатель бликов). Для того чтобы с помощью программы Photoshop имитировать появление бликов объектива на ваших снимках, выполните следующие действия.

1.

Открываем в программе Photoshop файл похожий на тот, что изображен ниже. Назовем его — снимок «угрюмого» заката.

2.

Сначала необходимо немного изменить цвета и насыщенность снимка, а затем мы попытаемся вдохнуть в этот унылый снимок чуточку жизненной энергии. Итак, в главном меню программы выбираем команду Image > Adjustments > Hue/Saturation (Изображение > Настройки > Оттенок/Насыщенность). На экране появится диалоговое окно Hue/Saturation. В полях Hue (Оттенок) и Saturation (Насыщенность) вводим соответственно значения –33 и 40. Затем щелкаем на кнопке OK. В результате наших действий должно получиться более «живое» изображение (рисунок ниже).

3.

В главном меню программы выбираем команду Filter > Render > Lens Flare (Фильтр > Визуализация > Блики объектива), чтобы открыть диалоговое окно Lens Flare, показанное на следующем рисунке.

4.

В нижней части диалогового окна Lens Flare предусмотрены четыре переключателя; с их помощью выбираем тип объектива, блики которого необходимо имитировать на нашем снимке. Первые три переключателя предназначены для выбора фотообъективов — зумированного с переменным фокусным расстоянием 35–300 мм (переключатель 35–300 mm Zoom) или одного из двух обычных объективов с постоянным фокусным расстоянием 35 мм и 105 мм (переключатели 35mm Prime и 105mm Prime). Четвертый переключатель, Movie Prime, появился в предыдущей версии Photoshop; он предназначен для имитации бликов объективов видеокамер. Прежде всего, выбираем точку на снимке, в которой должен появиться блик. Для этого щелкаем на перекрестии, которое находится в области предварительного просмотра диалогового окна Lens Flare, а затем, не отпуская кнопку мыши, перетаскиваем ее указатель в нужном направлении. Устанавливаем, например, переключатель 105mm Prime и с помощью ползунка Brightness регулируем яркость блика.

5.

Щелкаем на кнопке OK, чтобы сделанные нами изменения вступили в силу. Теперь наше изображение должно выглядеть примерно так, как показано на следующем изображении.

Результат применения средства Lens Flare с установленными переключателями 35mm Prime и 35–300 mm Zoom показан ниже.

Результат применения фильтра Lens Flare в двух вариантах

Для того чтобы получить различные результаты, поэкспериментируем с яркостью созданного нами блика (ползунок Brightness диалогового окна Lens Flare). Если необходимо, применяем фильтр Lens Flare только к выделенной части изображения. В этом случае часть изображения, оставшаяся за пределами выделенной области, не будет освещена светом созданного нами блика.

Фокусировка

При съемке против солнца вашей фотокамере будет сложно сфокусироваться на объекте, даже если вы вручную выберете точки фокусировки в настройках камеры. Я рекомендую использовать блокировку фокуса, направив камеру на объект съемки с солнцем, скрытым позади него, легко воспользоваться автофокусом, блокировать его, а затем перейти к тому, как вы хотите скомпоновать кадр. Будьте осторожны при съемке на открытой диафрагме, так как глубина резкости будет очень мала, и малейшее движение приведет к выходу из фокуса.

На самом деле мне даже нравится, когда объект находится немного не в фокусе, я считаю, что это дополняет эффект. Поэкспериментируйте и посмотрите, как это может работать на вас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий