Что такое концептуальная фотография. Август Зандер


Что такое концептуальная фотография. Август Зандер

От редакции:

Мы продолжаем публиковать статьи известного фотографа, преподавателя и автора популярного фотоблога Ильи Рашапа. Его материалы читают тысячи людей − от любителей фотографии до профессионалов. Статьи Рашапа отличаются от других дерзким и провокационным стилем, полным сарказма и чёрного юмора. Манера автора может показаться вам немного жёсткой (ибо рассчитана на постоянных читателей), но, поверьте, этот человек знает, о чём пишет! Более подробно узнать о нём можно из интервью, которое Илья дал нашему журналу, а также − из его собственных статей.

Среди тех, кто иногда заглядывает в мою фабрику по сжиганию фотографов рубрику «Разбор полётов» иногда попадаются розовые пони, питающиеся радугой, которые со слезами на глазах, заламывая руки, вопрошают: «Илья, ну почему, почемуууу вы только ругаете, а никого не хвалите?»

Да, вашу ж мать, уважаемые лошадки, вся суть этой рубрики и заключается как раз в том, что во мне очень много дерьма поисках недостатков. А заодно, попутно, в попытке дать людям возможность видеть в фотографии чуть больше, чем сумму слагаемых.

Но вот пока я думал об этом, готовясь к очередному «Разбору полетов», последняя мысль меня и зацепила. Я очень долго отказывался даже пытаться описывать проекты знаменитых авторов, давать им оценку или раскрывать суть. Дело в том, что я не искусствовед и не философ. Я просто кое-что знаю о фотографии и чуток умею снимать. «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Однако, черт возьми, ведь я же и не учебник, вроде, тут пишу, так? Я просто делюсь своими мыслями, тем, что я сам знаю о фотографии… И в таком контексте — а почему и нет?

Признаться, сам я очень увлеченно ищу и впитываю любую интересную информацию об искусстве, как современном, так и классическом. Разок «подсев» на эту иглу, чуть-чуть раскрыв горизонты, хочется все больше и больше знаний. Это очень интересно, это страсть, это другое качество впечатлений и диалога при просмотре фото и живописи. И я решил поделиться с вами этими ощущениями, а, может быть, и подсадить вас на ту же иглу, кто знает. :)

Закончили с оправданиями, переходим к сути.

Я решил не мелочиться, а сразу рассказать о, пожалуй, наиболее глобальном по своей философии тренде в современном искусстве – «Концептуальной фотографии».

Авторы, о которых буду писать (Зандер, Бехеры, Гурски), представлены в знаменитой галерее Тейт.

И начнем мы с основателя данного направления Августа Зандера (August Sander). Фотограф родился в Германии 17 ноября 1876 года в семье плотника. Свою первую фотокамеру он получил в подарок от дяди на день рождения, и с тех пор это стало делом всей его жизни. Во время службы в армии Август Зандер работал помощником фотографа. В 1901 году он устроился в фотоателье, а впоследствии открыл собственный бизнес в городе Кёльн. Примерно в 1911 году Зандер начал свой самый знаменитый фотопроект, который называется «Люди XX века» (Menschen des 20 Jahrhunderts).

Он работал в жанре портрета, снимал своих современников. В 1929 году вышла его книга «Лица нашего времени». В период расцвета Третьего Рейха Август Зандер пострадал от нацистов, был арестован, сидел в тюрьме. Его книга была запрещена, а большая часть материалов и негативов уничтожена. Можно сказать, что гонениям Зандер подвергся в первую очередь из-за своего творчества. В период, когда Гитлер пришел к власти, его проект был назван несоответствующим основной идеологии из-за того, что в серии были представлены люди «недостаточно арийской расы».

Чем же занимался на самом деле Август Зандер? Основой его проекта была типологизация, анализ, поиск человеческого архетипа общества того времени.

Проведя аналогию, можно назвать его серию «переписью населения довоенной Германии», социальным портретом. Зандер каталогизировал свои работы по семи различным группам, которые назывались «Город», «Фермер», «Художник», «Женщина» (это прелестно, обожаю шовинизм :) ), «Квалифицированный торговец», «Занятия и профессии», «Последние люди».

В этом месте мне бы очень хотелось заострить ваше внимание на стилистике съемки, которая присуща всему данному проекту. Мне кажется это особенно важным для понимания смысла творчества не только данного фотографа; этот же стиль явственно прослеживается и у тех людей, которые развивали в дальнейшем направление концептуальной фотографии.

Все эти портреты выполнены в абсолютно бесстрастной, даже отстраненной манере. Это прямое фотокопирование действительности, без всякого вмешательства художника. Август Зандер не накладывал свою призму восприятия на тех людей, которых изображал на портретах, не вмешивался в их характер. Мы не видим в его фотографиях композиционных изысков, поиска необычного ракурса или же навязанной атмосферы, нет в них и игры света или каких-то эффектов.

По сути, мы видим «фото на паспорт» различных людей, которые жили в довоенной Германии. И эта простота Августа Зандера дает зрителю ту самую, так необходимую здесь, «честность».

Рассматривая эти фотографии, мы не изучаем мысли фотографа, его отношение, а видим настоящих, вполне реальных и «живых» людей. Они не играют, не пытаются что-то нам сказать, у них нет «игрового образа». Есть только слепок памяти, который мы можем наблюдать сегодня. Памяти о людях.

Я рассказал вам том, что я знаю. Давайте я попытаюсь теперь пояснить, что я вижу…

Атлантиду.

Я вижу мир, который когда-то был вполне реален, но на сегодняшний день он почти мифический. Я вижу людей, некое общество, которое полностью исчезло всего через несколько лет после того, как были сделаны эти фото.

Этого общества, социума, больше нет. Этот мир исчез за годы Второй мировой войны. Вспомните историю, события — и вы поймете, что то общество, которое показал Август Зандер, существовавшее в довоенной Германии, и то, которое живет там ныне, — это два разных мира людей. Того мира… больше уже нет, а мы смотрим на Атлантиду, которая покоится на дне океана.

Если попробовать провести аналогию, то в нашей стране социум до Второй мировой войны и после нее остался практически неизменен. Тогда как, если взять дореволюционное общество России и социум СССР после гражданской войны, то вы увидите еще один исчезнувший навсегда мир — это две разные страны, населенные другими людьми. Социально, психически, ментально другими. Даже генетически, если уж на то пошло.

Вспомните, наверняка у вас в семье есть старые фотоальбомы, в которых можно найти портреты ваших прабабушек и прадедушек, более далеких предков, которые жили еще до революции. Вы никогда не всматривались в их лица — это же совершенно другие люди? И дело не в изменившихся сильно чертах лиц, это что-то совсем другое, то, что нельзя вербализировать одними словами.

Когда я смотрю на эти портреты, я вижу не просто людей, «квалифицированных торговцев, женщин и фермеров», а навсегда исчезнувшую эпоху.

И, наверное, я не буду много писать, а вы просто посмотрите на фотографии Августа Зандера с мыслью, которую я постарался вам передать.

Серьезная известность пришла к Августу Зандеру только в 60-х годах, а его книга «Люди XX века» была издана уже после его смерти.

Его стилистика фотографии оказала серьезное влияние на многие последующие поколения фотографов. Среди известных имен – Ричард Аведон, Ирвинг Пенн, Диана Арбус и многие другие.

Напоследок мне было бы интересно сформулировать один вопрос, напрямую относящийся к теме проекта Зандера. И звучит он так: «Если бы не произошло всех ужасающих событий Второй мировой войны, если бы мир не изменился, имел бы данный проект такую же ценность и смысловое наполнение?». Думаю, каждый ответит сам для себя на этот вопрос. Тем более, что он почти риторический.

На этом все, дамы и господа, продолжение статьи о концептуальной фотографии читайте в ближайшее время.

Материала для этой статьи было довольно много, но весь он в той или иной степени попадает под закон об авторском праве. Поэтому я предлагаю вам сначала прочесть статью, а затем посмотреть работы этого замечательного фотографа по ссылке, которую я поместил в конце.

Но начнем мы по привычке: с биографии и истории связи нашего героя с Линцем.

Август Зандер (August Sander) родился 17 ноября 1876 года в небольшом городе Хердорфе, расположенном между Кельном и Франкфуртом, где он рос и учился в компании шести братьев и сестер.

После окончания начальной школы Зандер начал работать на территории рудника Хердорфер. Там он встретил профессионального фотографа Зигена, который познакомил юношу со своей работой. Зандер заинтересовался фотографией и при помощи дяди купил свое первое оборудование.

До 1899 года Август проходил военную службу в городе Трир. В эти годы он работал и приобретал опыт в студии фотографа Георга Юнга, по рекомендации которого Зандер отправился в двухлетнее путешествие (1899-1901) и посетил Берлин, Магдебург, Галле и Лейпциг. Это путешествие сильно повлияло на профессиональное развитие фотографа.

Уже в 1901 году Август Зандер начал работать в Институте фотографии Грайфа, который расположен в городе Линце на Дунае. Через год после переезда в Австрию он основал студию вместе со своим партнером Францем Штукенбергом, а через два стал единственным владельцем «Студии изобразительного портрета, пейзажа и фотографии в естественных цветах» (Atelier für bildmäßige Porträts, Landschafts und Photographie in natürlichen Farben).

Его фотографии были широко известны в Линце и заслужили множество наград. С 1904 по 1909 год Зандера назначили членом Художественной ассоциации Верхней Австрии. После того, как летом 1909 года старший сын фотографа Эрих тяжело заболел полиомиелитом, Зандер бросил бизнес и переехал с семьей в Кельн, оставив Австрию и Линц навсегда.

В 1910 году фотограф основал новую студию в Кельне. В это же время он начал проект в Вестервальде. Именно тогда были созданы первые фотографии, которые позднее войдут в знаменитую работу «Люди ХХ века». От работы Зандера отвлекла Первая мировая война. Он смог вернуться к своей семье и любимой работе только в 1918 году.


Август Зандер

В начале 1920-х годов Зандер познакомился с неформальной группой «Кельн Прогрессивс», в которую входило множество художников, поэтов и представителей интеллигенции Кельна и Дюссельдорфа, объединившихся после окончания Первой мировой войны.

В эти годы Зандеру удается поработать над портретными фотографиями многих известных немцев того времени. Среди них были художники Отто Фрейндлих, Рауль Хаусманн, Герд Арнц и другие. Большая часть этих портретов вошла в книгу «Люди ХХ века».

В 1927 году фотограф совершил почти семинедельное путешествие на Сардинию с писателем Людвигом Матаром. Там он смог создать более 300 работ для будущей фотокниги.

В 1931 году Зандер провел серию лекций о становления фотографии. А в 1934 году его сын Эрих, который изучал философию и экономику в Кельнском университете, стал одной из ведущих фигур САПД ( Социалистической рабочей партии Германии ), запрещенной с 1933 года. Он был осужден и приговорен к десяти годам тюремного заключения.

Война вынудила супругов Зандер покинуть Кельн. Городская студия фотографа была уничтожена в 1944 году во время бомбежки, но наиболее важную часть архива удалось сохранить.


Август Зандер. Фотографии жителей Линца.

После войны Кельн выкупил работы Зандера и организовал несколько крупных выставок и экспозиций. Утраченную коллекцию кадров удалось частично восстановить.

Большая часть работ Августа Зандера — пейзажи и городская фотография. Также он считается первопроходцем нового направления, которое сегодня называют документальной факто-концептуальной фотографией.

«Суть всей фотографии носит документальный характер», — писал Август Зандер, формулируя таким образом основной принцип своего рабочего подхода.

Однако главной работой его жизни по праву считается проект «Люди ХХ века». Впервые идея создания этой работы была сформулирована Августом Зандером в середине 1920-х годов. На протяжении десятилетий он отснял бесчисленное количество портретов людей разных слоев общества и профессий. На его фотографиях можно увидеть женщин и мужчин, фермеров, ремесленников, художников и представителей многих других сословий.

Почти все негативы портретных работ Зандера удалось собрать только к 2002 году, в итоге получилось 619 фотографий. Этот архив навсегда останется с нами и нашими потомками, рассказывая о жизни и быте людей ХХ века. А Август Зандер навсегда вошел в историю как увлеченный человек, который своим творчеством смог повлиять на развитие фотографии во всем мире. Более подробно с работами фотографа можно ознакомиться на сайте.

Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Вы найдете много полезной информации о достопримечательностях европейских стран, истории, авторские статьи и лайфхаки, интервью с европейцами. Переходите на сайт проекта , подписывайтесь на наши страницы в Facebook, Instagram, Twitter, Яндекс.Дзен, а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram

.site-header .container{ padding-top:0} .site-title{ background:none;padding-top:0}

Выдающийся немецкий фотограф, портретист и документалист. Его называют одним из самых значительных германских фотографов начала XX века.

Родился Август Зандер в 1876 году в немецком городке Хердорф (Herdorf), в семье плотника, работающего в горнодобывающей промышленности. Еще будучи школьником, Август очень заинтересовался фотографией и начал помогать местному фотографу. Позднее дядюшка Августа помог ему обзавестись собственной камерой, а также обустроить и собственную лабораторию, где юный фотограф печатал свои первые снимки.

Во время службы в армии в 1897-1899 Зандер был ассистентом фотографа, а после службы он какое-то время ездил по стране, подрабатывая фотографией и снимая разного рода промышленные и архитектурные объекты.

В 1901 году он начал работать в фотостудии в австрийском Линце (Linz, Austria), и уже через год он стал полноправным партнером, а в итоге в 1904 году Зандер сумел выкупить фотостудию. Он оставался в Линце до 1909-го, после чего отправился в Кельн (Cologne), где также основал фотостудию.

Именно в Кельне Август Зандер начал проект, который, пожалуй, стал главным и наиболее значительным художественным проектом всей его жизни – «People of the 20th Century» («Люди XX века»). Своей целью фотохудожник поставил создать «групповой портрет немецкого народа». Кстати, название это позднее весьма широко обсуждалось, ибо снимал Зандер исключительно немцев, что фактически означало, что «человек» и «немец» для него – одно и то же. Как бы ни было, он работал над своим грандиозным проектом до самой середины 1950-х годов.

Кстати, еще в 1929-м вышла его книга «Face of our Time» (Лицо нашего времени»), состоящая из 60 портретов. Позднее, когда к власти в Германии пришел Гитлер (Adolf Hitler), книгу эту запретили – она не вполне соответствовала «расовой эстетике».

Вообще, при Гитлере Зандеру пришлось несколько неуютно, хотя в целом Август Зандер никак не пострадал от режима, за исключением того, что его сын Эрик в 1934-м угодил под арест из-за своей принадлежности к Социалистической рабочей партии (Socialist Workers» Party, SAP). Кстати, судьба Эрика оказалась очень печальной – впоследствии его осудили на 10 лет, и он погиб в тюрьме, незадолго до окончания его срока в 1944 году.

Сам же Август во время нацистского режима занялся архитектурной и ландшафтной фотографией, а свой проект «Люди XX века» он продолжал тайно.

В начале Второй мировой войны Зандер уехал из Кельна в провинцию, и позднее оказалось, что этим он спас свой архив. Так, в 1944 году его студия была разрушена бомбой. Впрочем, спасти архив полностью все же не удалось – в 1946-м часть негативов Зандера была уничтожена грабителями.

Продолжая работать, Зандер накапливал материал, однако известности ему это в целом не приносило. Имя его оказалось на слуху лишь в начале 1950-х годов, когда его работы стали выставляться. К концу десятилетия Август Зандер стал почетным членом Германского фотографического общества. Однако, главный труд жизни Зандера — «Люди XX века» — был опубликован уже после смерти фотографа.

Известно, что один из кратеров на планете Меркурий (Mercury crater Sander) назван в честь Августа Зандера.

Август Зандер (August Sander) – один из классиков мировой фотографии, выдающийся мастер фотопортрета. Немецкий фотохудожник первой трети прошлого века получил широкую известность благодаря своей грандиозной работе под названием «Люди XX столетия». Это огромный коллективный портрет целой нации в период головокружительных взлетов и тяжелых поражений немецкого государства.

Будущий мастер фотопортрета родился в 1876 году в городке Хердорф, неподалеку от Кельна. Его отец был плотником и работал крепильщиком на местной железнорудной шахте, а мать была обычной крестьянкой. Естественно, что свой путь в жизни Август начал с того, что в тринадцатилетнем возрасте устроился на ту же самую шахту помощником шахтера.

Хотя условия маленького городка не оставляли ему возможностей для выбора направления своего жизненного пути, интересы мальчика не ограничивались лишь тяжелой шахтерской рутиной. Еще в 1882 году дядя Августа Зандера подарил своему племяннику среднеформатную фотокамеру. Прошло какое-то время, и мальчик серьезно увлекся фотографией. Через несколько лет работы в шахте он решил изменить свою жизнь и сменить профессию.

Как ни странно, родители Зандера поддержали молодого человека в его стремлении освоить искусство фотографии и одобрили его выбор стать фотографом. Они даже помогли обустроить в доме специальную «темную комнату» для занятий фотографией. Молодой человек быстро преуспел в своем начинании и стал помощником фотографа на шахте.

В 1896 году Августа Зандера призвали на военную службу, но и там он не потерял связь с фотографией, работая в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек уже мог полностью посвятить себя любимому делу, но для начала нужно было получить соответствующее образование. Поэтому в 1901 – 1902 годах Зандер обучался живописи в Дрездене для приобретения тех художественных навыков, которые могли ему понадобиться в портретной фотографии. При этом он активно занимался промышленной и архитектурной фотосъемкой.

После окончания учебы он выкупил одну из фотостудий в австрийском городе Линц, которая вскоре получила название August Sander Studiofor Pictorial Artsof Photographyand Painting. Август начал получать солидные доходы от своей профессиональной деятельности, студия процветала. В 1904 году Зандер даже получил за свои работы престижную Золотую медаль Парижской фотовыставки. А спустя два года в Линце состоялась первая в его жизни персональная выставка.

Но в конце 1909 года он решил продать свою студию в Линце и переехать обратно в Германию. Остановился Зандер в пригороде Кельна, где открыл новую фотостудию, и начал выполнять коммерческие заказы на архитектурную и промышленную фотосъемку. Параллельно с этим Август Зандер занимается портретной фотографией, снимая как представителей буржуазии, так и простых рабочих и крестьян. Именно в этот период к нему пришла мысль о том, чтобы сделать обширную серию портретных фоторабот, которая бы стала, по сути, отражением немецкого общества. В итоге, делом всей жизни для Августа Зандера стал грандиозный проект, получивший название «Люди XX столетия».

На создание этого проекта фотограф потратил более тридцати лет своей жизни – перерыв в съемках возник только во время Первой мировой войны, когда Зандер вынужден был уйти на фронт в качестве военного фотографа. Также в 1927 году он единственный раз выехал для съемок за пределы Германии, чтобы отправиться на Сицилию для фотографирования живописных пейзажей и местных жителей. В остальной период вся его жизнь была подчинена выполнению проекта «Люди XX столетия», ставшего, в конечном счете, своеобразной социальной энциклопедией, отображающей срез немецкого общества периода Веймарской республики с его революционными надеждами и разочарованиями.

В серию портретных работ «Люди XX столетия» вошли снимки людей совершенно разных социальных сословий, различных возрастов и профессий. На фотографиях Августа Зандера запечатлены состоятельные и неимущие слои германского общества в эпоху экономических и политических противоречий. Первые работы из этой серии были представлены широкой публике в 1927 году на выставке в Кельне. Немного позже они вошли в изданный фотоальбом «Лица нашего времени». К этому моменту Август Зандер уже занимался не только своей фотографической деятельностью, но и преподаванием искусства, популяризацией фотографии и обучению молодых, начинающих фотографов.

Проект «Люди XX столетия» стал главным творческим достижением Августа Зандера, серии портретных работ из этого проекта многократно выставлялись и переиздавались. Сам проект был разделен на семь отдельных частей: Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город» и «Последние люди». С помощью своего фотоаппарата Зандер пытался провести своего рода классификацию немецкого общества – снимки были поделены по профессиям персонажей в надежде найти между героями те архетипические признаки, которые были присущи этим людям (фермерам, торговцам, ремесленникам, художникам и т.д.).

В серии «Люди XX столетия» даже можно отыскать фотокарточки, посвященные сторонникам национал-социализма – новому веянию в политической и социальной жизни немецкого общества. Как отмечал впоследствии сам Август Зандер: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Действительно, все портретные работы были выполнены таким образом, чтобы главные герои (студенты, рабочие, чиновники, представители интеллигенции, женщины и дети) были запечатлены на фотографиях в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, без особых изысков в виде, например, необычного ракурса или красивых декораций. Благодаря этому зритель, взглянув на любую фотографию, может самостоятельно определить, кто же на ней изображен.

Несмотря на кажущуюся простоту, фотографии Зандера неизменно притягивают к себе внимание благодаря позам, мимике, выражениям лиц, деталям костюма и интерьера, говорящих порой красноречивее любых подписей или комментариев. Портретная фотосъемка всегда осуществлялась на уровне глаз или немного ниже этого уровня. Суть работы Августа Зандера заключалась в том, чтобы передать сущность каждого конкретного человека через принадлежность к определенному культурному и социальному типу.

Своеобразная каталогизация людей посредством фотографии, которая сегодня может кому-то показаться даже немного наивной, по мнению Зандера, должна была позволить людям лучше понять самих себя. В разделе «Торговцы» были представлены снимки не только представителей торговли, таких как мелкие лавочники или продавцы, но и портреты ремесленников, инженеров, промышленников и даже изобретателей. К разделу «Фермер» относились архетипы «земных людей», то есть снимки не только крестьян и фермеров, но и философов и мудрецов. Фотографии раздела «Город» были представлены в широком многообразии – здесь и уличные подростки, и путешественники, и попрошайки. Этот раздел можно условно отнести к известному сегодня жанру «стрит-фотографии».

Героинями раздела «Женщины» являлись жены и дочери, матери и сестры всех возрастов. Женщины также запечатлены в многообразии архетипов, начиная от простых домохозяек и заканчивая светскими модницами. В разделе «Художники» можно увидеть многих знакомых и друзей самого немецкого фотографа. Наконец, последний раздел под названием «Последние люди» был посвящен тем персонажам, которые по тем или иным причинам оказались выкинутыми из немецкого общества (инвалиды, душевнобольные, нищие и бродяги). Нужно отметить, что именно за эти портретные снимки Август Зандер подвергся гонениям со стороны Министерства культуры фашистской Германии, представители которого считали, что подобные фотоработы подрывают представление о германской расе как о сильной, героической и чистой.

Тридцатые годы прошлого столетия стали во многом трагическими для творчества Августа Зандера и его самого. В этот период в Германии набирало обороты политическое течение национал-социализма, которому впоследствии было суждено перевернуть всю историю человечества. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, а сам фотограф подозревался в распространении антифашистской литературы. Сын Зандера в 1934 году был арестован и заключен в тюрьму за то, что участвовал в антинацистском движении.

Во время Второй мировой войны Август Зандер уехал из Кельна и обосновался на земле Рейланд, где занимался печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. В конце войны в тюрьме умер его сын. Во время нескончаемых бомбардировок было уничтожено кельнское фотоателье, хотя часть негативов все же удалось спасти. Правда, многие из них впоследствии оказались похищенными мародерами.

После периода забвения заслуженная слава вновь вернулась к немецкому фотографу в начале 50-х годов, когда была проведена выставка Photokina. Август Зандер получил не только престижные фотографические премии, но и был удостоен высшей государственной награды ФРГ — Звания кавалера ордена «Крест за заслуги».

Зандер скончался в 1963 году после инсульта. К сожалению, он так и не увидел конечный результат главного труда своей жизни – завершенная серия фоторабот из проекта «Люди XX столетия» была опубликована только спустя некоторое время после смерти прославленного немецкого классика фотопортрета.

Август Зандер — выдающийся немецкий фотограф, начавший свой путь в искусстве в конце девятнадцатого века. Его вклад в мировую фотографию тяжело переоценить, так как под влиянием Зандера сильно изменился стиль в портретной фотографии того времени, фотограф привнес в него иной, документальный реализм. Вершиной творчества мастера стал колоссальный по размаху проект под названием «Люди двадцатого столетия».

August Sander автопортрет

Начиная этот грандиозный труд, Зандер поставил перед собой достаточно сложную цель — создать полный собирательный фотопортрет немецкой нации. Хотя эта работа была завершена только после кончины автора, она стала настоящим шедевром, отправной точкой для творчества нескольких поколений фотографов, навсегда прославив своего создателя. Достаточно сказать, что работа не потеряла свою актуальность до настоящего времени. Август Зандер доказал, что хотя фотография и живопись имеют общие корни, каждому направлению нужен свой, независимый курс в развитии. Каждым сделанным снимком он подтверждал свое творческое кредо: основой фотографии должна быть документальность.

Краткая биография

Великий фотограф появился на свет 17 ноября 1876 года вблизи Кельна. Помимо Августа в семье росло еще шестеро детей. Его отец работал плотником, а мама была обычной крестьянкой. Когда отец Зандера получил производственную травму и стал инвалидом, Августу пришлось идти на железный рудник разнорабочим, чтобы прокормить большую семью. В тот момент ему было 13 лет. Уже тогда мальчик начал серьезно интересоваться фотографией. Дядя Августа, увидев увлечение племянника, помог ему купить первую фотокамеру, с которой и начался долгий процесс становления и самосовершенствования гения.

В 1897 году Зандера забрали на службу. Два года в армии не прошли даром — молодому человеку посчастливилось стать ассистентом фотографа и провести время с пользой, развивая свое мастерство. После завершения службы в 1899 году Зандер решил стать профессионалом и начал зарабатывать на жизнь трудом промышленного фотографа.

Прозанимавшись этим несколько лет, он устроился работать в фотоателье небольшого городка Линц. Благодаря своему таланту и колоссальной работоспособности Зандер сначала вошел в доверие к владельцу фотостудии, который предложил ему работать на партнерских условиях, а позже и вовсе выкупил ее. Уже в 1906 году фотограф организовал свою дебютную выставку.

В 1909 году Зандер продал фотоателье и переселился в Кельн, где обустроил еще одну студию. В 1929 году он выпустил книгу «Лицо нашего времени», которая содержала 60 портретов.

Вот некоторые из них.

Когда власть в стране перешла к Гитлеру, книга была запрещена, а ее автор впал в немилость у нацистов. В начале Второй мировой Зандер переселился в деревенскую местность, где прожил порядка десяти лет. Заслуженное признание фотограф получил лишь в 1951 году, после своего триумфа на выставке Photokina. Его портретные шедевры произвели неизгладимое впечатление на Эдварда Стейхена, который отобрал несколько наиболее выдающихся и отвез их в Нью-Йорк. На прошедшей в 1955 году выставке «Род человеческий» эти работы вызвали настоящий фурор.

За всю творческую жизнь Зандер получил много вознаграждений и регалий, самой выдающейся из которых стала награда ФРГ «Крест за заслуги», выданная мастеру в 1960 г. Умер Август Зандер в Кельне 20 апреля 1964 года, перенеся тяжелый инсульт.

Творчество

Моделями для работы Августу Зандеру служили все, кто попадался ему на глаза — молочники и адвокаты, кондитеры и интеллектуалы, рабочие и актеры. Можно долго называть людей разных профессий и сословий — этот фотограф снимал всех. Причем снимал как есть, передавая настоящую суть каждого человека.

Зандер первым начал делать документальную фотографию в том виде, в каком она существует и сейчас. Его принцип «смотреть, наблюдать, думать» стал девизом всей концептуальной фотографии.

Отсутствие избирательности в подборке образов стало причиной опалы во времена Третьего рейха — фотограф показывал слишком многое, что выпадало из идеологии нацистов. Посмотрев на неприглядный образ многих немцев, запечатленных на снимках, Гитлер запретил выпуск работ. А если учесть, что сын Зандера погиб в борьбе с режимом нацистов, то можно считать, что сам фотограф чудом выжил в те нелегкие годы.

Кульминацией творчества гения стала работа «Люди двадцатого столетия». В ней он показал Германию в чистом виде, без распространенного клише избранности арийской расы. Именно это принесло фотографу столь высокую популярность после войны. Его снимки стали открытием на выставке «Род человеческий», ведь на них он показывал этот род без украшательства, во всей его простой красоте, спаянной с недостатками и изъянами.

Проект «Люди двадцатого столетия» был завершен уже после кончины великого фотографа. Его труды издавались в семи томах. Переоценить их значимость для последующих поколений тяжело — фотографы со всего мира до сих пор опираются в своей деятельности на эти шедевры. Как пример, творения выдающихся личностей в фотографии: Ирвина Пенна, Дианы Арбус и Пола Стренда.

Родился в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки
Поступает работать на шахту в качестве ученика шахтера
Получает в подарок фотокамеру, с помощью родителей обустраивает первую фотолабораторию
Проходит армейскую службу в качестве подмастерья фотографа
Путешествует по Германии, занимается коммерческой и промышленной фотосъемкой.
Проходит курс живописи в Дрездене
Начинает работать в фотостудии Photographic Studio Graf в австрийском городе Линц
В долях с партнером по бизнесу выкупает фотостудию
Золотая медаль на Парижской фотовыставке
Выкупает фотостудию в собственное владение и переименовывает предприятие в August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting. Экспериментирует с цветной фотографией
Первая персональная выставка Августа Зандера в выставочном зале «Ландхаус» в г. Линц
Продает студию в Линце, переезжает в Трир, а затем в пригород Кельна. Создает новую студию. Начинает работу над проектом «Люди 20 столетия»
Занимается архитектурной и промышленной фотосъемкой. Во время Первой мировой войны служит в германской армии в качестве фотографа
Издан фотоальбом «Лица нашего времени»
Выступает на радио с серией лекций на тему «Природа и развитие фотографии»
Арест и тюремное заключение сына Августа Зандера Эриха
Фотоальбом «Лица нашего времени» запрещен Министерством культуры фашистской Германии. Остатки конфискованы, негативы уничтожены
Ненадолго переезжает из Кельна в сельскую местность (земля Рейланд).
Эрих Зандер умирает в тюрьме. Студия Августа Зандера в Кельне разрушена в результате бомбежки
Похищена большая часть архива негативов фотографа
Работы Августа Зандера представлены на первой выставке Photokina. Кельн покупает у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей.
Работы фотографа отобраны Эдвардом Стейхеном для участия в выставке «Род человеческий»
Получает «Крест за заслуги», высшую награду ФРГ
После нескольких месяцев тяжелой болезни скончался в Кельне

«Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

Август Зандер родился 17 ноября 1876 года в местечке Хердорф, неподалеку от Кельна (Германия), в семье плотника и крестьянки. Отец Зандера работал на железорудной шахте, куда в возрасте тринадцати лет учеником шахтера поступил и Август. Однако интересы молодого человека отнюдь не ограничивались повседневной рутиной. В 1882 году дядя подарил ему фотокамеру форматом 13х18 см, и этот подарок перевернул всю жизнь молодого человека. Отец и мать, несмотря на свое простое происхождение, всячески поддерживали увлечение своего сына и даже помогли ему обустроить «темную комнату» для занятий фотографией. Увлечение переросло в профессию — отдавая любимому делу все вечера и ночи, молодой человек вскоре преуспел в нем настолько, что стал помощником фотографа на шахте. В 1896 году Зандер был призван на военную службу, однако прошел ее без отрыва от профессии — в качестве подмастерья фотографа. После армии молодой человек отдался любимому делу полностью и стал заниматься промышленной и архитектурной съемкой. В 1901 — 1902 году Август Зандер обучался живописи в Дрездене, благодаря чему и приобрел навыки, которые впоследствии так пригодились ему в портретной фотографии.

Путешествуя по немецким и австрийским землям, в 1901 году молодой фотограф оказался в городке Линц. Тогда он впервые начал работать в местной фотостудии Photographic Studio Graf, а спустя год, окончив учебу в Дрездене, вместе с партнером по бизнесу выкупил студию. Студия стала называться Studio Sander and Stuckenberg, а через два года вновь поменяла название на August Sander Studio for Pictorial Arts of Photography and Painting — Август Зандер приобрел совместное предприятие в собственное владение и стал работать самостоятельно. Дела фотографа шли в гору. Он женился, его студия процветала, а в 1904 году его работы удостоились первой, и весьма престижной, награды — Золотой медали Парижской фотовыставки. В это же время Август Зандер начал эксперименты с цветной фотографией, которые также были очень успешны — ряд работ немедленно приобрел в свое собрание Лейпцигский музей. В 1906 году в выставочном зале «Ландхаус» города Линц состоялась первая персональная выставка Августа Зандера. В конце 1909 года фотограф продал студию в Линце и переехал сначала в Трир, а затем — в пригород Кельна, где и создал свою новую студию. Фотограф продолжал заниматься архитектурной и промышленной фотографией, а также выполнял портретную съемку как рабочих и крестьян, так и «чистой», буржуазной публики. Именно в это время он впервые задумался о создании обширной серии работ, которые стали бы отражением современного ему немецкого общества. Новый проект, который был назван «Люди 20 столетия», стал делом всей жизни Августа Зандера. Съемка серии продолжалась более тридцати лет, не прерываясь ни на Первую мировую войну (которую Зандер прошел в качестве военного фотографа), ни на единственное путешествие фотографа за пределы Германии — в Сардинию (1927 г.), где он фотографировал пейзажи и, конечно, местных жителей. Результатом этой поразительной работы явилась своего рода социальная энциклопедия, настоящий срез немецкого общества первой половины двадцатого века.

Первые 60 фотографий из серии «Люди 20 столетия» были представлены публике в 1927 году на выставке, которая состоялась в Кельне. Эти же работы вошли в фотоальбом «Лица нашего времени», который был издан в 1929 году с предисловием знаменитого романиста Альфреда Деблина, а впоследствии был продолжен изданиями с новыми работами серии. Однако портретная съемка, как бы ни увлекала она фотографа, отнюдь не была его единственным занятием. Зандер, ставший уже признанным мастером, отдавал немало времени обучению молодых фотографов и популяризации фотографии как искусства. Уже с 1919 года в его фотоателье появились не только подмастерья, но и стажеры. А в 1931 году Зандер выступил на радио с серией лекций под общим названием «Природа и развитие фотографии», которые приобрели огромную популярность.

Но политическая обстановка в Германии стремительно менялась. Набирал обороты национал-социализм, лекции об искусстве на радио уступали место речам Адольфа Гитлера. После прихода к власти нацистов фотоальбом «Лица нашего времени» был запрещен, остатки конфискованы, а все негативы уничтожены. Точная причина такой ненависти нацистов к творчеству Зандера до сих пор неизвестна. Предполагается, что фотографии «низов» германского общества подрывали идеологическую доктрину фашистов о чистоте немецкой расы. Вероятно также, что Август Зандер подозревался в распространении антифашистской литературы и разделял взгляды своего сына. Эрих Зандер участвовал в антинацистском движении и был членом Социалистической Рабочей партии Германии. В 1934 году он был арестован и заключен в тюрьму. Во время Второй Мировой войны Август Зандер оставил Кельн и на некоторое время обосновался в земле Рейланд, которая давно восхищала его своей живописной природой. Но пейзажи и портреты Зандера в это время были мало востребованы. Намного больше времени фотограф проводил над другими заказами — печатью довоенных снимков погибших на войне солдат для их родных и близких. Самого Зандера также преследовали несчастья. В 1944 году в тюрьме умер его сын Эрих. В том же году кельнское ателье, которое не прекращало свою деятельность, было разрушено бомбардировкой. Хотя Зандеру удалось спасти тысячи негативов, спустя два года, в 1946 году, многие из них были похищены мародерами. Однако, несмотря на все потери, фотограф продолжал работу над серией «Люди 20 столетия», а также несколькими другими проектами и фотоальбомами.

После войны к Августу Зандеру вернулось заслуженное признание. В 1951 году его работы были представлены на первой выставке Photokina. В этом же году Кельн купил у Зандера документальные фотографии довоенных городских пейзажей. Несколько работ фотографа были отобраны Эдвардом Стейхеном для выставки «Род человеческий», которая проводилась в 1955 году в нью-йоркском Музее современного искусства. Зандер получил множество наград, в том числе высшую награду ФРГ, «Крест за заслуги» (1960 г). В конце 1963 года у Августа Зандера случился инсульт. Спустя несколько месяцев фотографа не стало. После смерти Августа Зандера его работу продолжил сын Гюнтер, а впоследствии и внук Герхард.

Творчество

Работы Августа Зандера из серии «Люди 20 столетия» многократно выставлялись и переиздавались. Серия представляет собой срез германского общества времен Веймарской республики и состоит из семи частей: «Фермер», «Торговец», «Женщина», «Классы и профессии», «Художники», «Город», «Последние люди». Герои снимков — молодые и пожилые, мужчины, женщины и дети, студенты, рабочие и чиновники, изображены в привычной для себя обстановке или на нейтральном фоне, но так, что мы практически не нуждаемся в дополнительных пояснениях относительно личности персонажа. Август Зандер говорил: «Наше представление о людях формируется светом и воздухом, их наследственными чертами и их действиями. Опираясь на внешний вид человека, мы можем судить о работе, которую он делает или не делает, мы можем понять по его лицу, счастлив ли он или встревожен… Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача — показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками».

«Классификация» людей Августа Зандера основана на их профессиях и немного наивных на современный взгляд типах, в которых он пытался найти архетипы. Например, первый раздел серии, «Фермер», — это архетипы «земных людей»: философ, борец, мудрец. В раздел «Торговец» Август Зандер, следуя собственной логике социальной иерархии, отнес не только работников собственно торговли (продавцов, мелких лавочников) и ремесленников, но и людей, которых сегодня называют «белыми воротничками»: инженеров, промышленников и даже изобретателей. Раздел «Классы и профессии» вобрал в себя людей всех остальных профессий, родов занятий и классов, поэтому является наиболее значительной частью серии «Люди 20 столетия». Со снимков этого раздела на нас глядят студенты и школьники, врачи и чиновники, судьи и солдаты, учителя и бизнесмены, аристократы и политики. Поздние снимки раздела посвящены национал-социалистам — эти фотографии, внушающие невольное чувство тревоги, напоминают о времени, когда Кельн был оплотом фашистского движения. Героини раздела «Женщина» — жены и дочери, матери и сестры. Несколько снимков представляют семейные группы, указывающие на место женщин в семье, подчеркивающие их связь с мужчинами и детьми. Однако фотографу чужд патриархальный подход. Его снимки посвящены женщинам во всем их разнообразии — тем, кто посвящает себя воспитанию детей, и тем, кто стремится сделать карьеру, светским модницам, художницам, матерям больших семейств и хозяйкам. В разделе «Художники» мы видим многих друзей фотографа, благодаря которым его студия в Кельне стала настоящей ареной социальных и эстетических дискуссий. Снимки раздела «Город» современный критик отнес бы к жанру «стрит-фотографии», разумеется, с поправкой на условия и технику первой половины двадцатого века. На фотографиях этого раздела — пестрый «состав» улиц Кельна времен Веймарской республики: уличные подростки, безработные, путешественники, иностранные рабочие и попрошайки. Последний раздел серии, недаром получивший название «Последние люди», посвящен людям, вычеркнутым из общества — инвалидам, душевнобольным, умирающим, нищим и бродягам. Именно эти портреты, подрывающие представление о германской расе как о героической и чистой, вызвали особое недовольство Министерства культуры фашистской Германии. На сегодняшний день серию составляют работы, негативы которых удалось сохранить после репрессий, последовавших за уничтожением альбома «Лица нашего времени».

В работах, составляющих серию «Люди 20 столетия», Август Зандер пытался не представить свою «идею» персонажа, а открыть глубинную сущность человека, его принадлежность к определенному социальному и культурному типу. Фотограф верил, что камера дает для этого больше возможностей, чем любые другие изобразительные средства. Своеобразная «каталогизация» людей, которую проводил художник, должна была, по его мнению, позволить людям лучше понять самих себя. Выполнить эту сверхзадачу Августу Зандеру, возможно, и не удалось, но пополнить фонд мирового фотоискусства бесспорными шедеврами — удалось вполне.

Пара фермеров, Westerwald, 1912 г.

Сельская жительница. Westerwald, 1913 г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий