Объемный рисунок: тест объектива Sony Carl Zeiss Planar T* FE 50MM F/1.4 ZA

CARL ZEISS 1.4/50 Planar T* ZE cлегка уступает по резкости в центре кадра объективу CANON EF 50 mm f/1.2 L USM. При этом убедительно выигрывает по (хроматическим аберрациям) у CANON EF 50 mm f/1.4 USM по всему кадру и у CANON EF 50 mm f/1.2 L USM по краям кадра.

Sigma 50mm F1.4 vs Carl Zeiss 50 1.4 И в тоже время у всех у них по резкости и ХА выигрывает Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM стоимостью в 500usd. Лишний раз доказывая, что резкость это далеко не всё. Боке у Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM самое примитивное и скучное. Дойдем и до неё в моих обзорах, наберитесь терпения…

Я и без тестов знаю кто победит по резкости. Я бы даже сказал «уничтожит» конкурентов. Но об этом читайте на следующих страницах…

А вот теперь о самом интересном.

Обзор Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T*

За предоставленный объектив Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* (версия для камер Canon с байонетом или EF-S) огромная благодарность Олегу.

Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T*. Объектив показан на цифровом зеркальном фотоаппарате Canon EOS DIGITAL Rebel XSi

Вкратце

Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* — хороший мануальный полтинник. Оптически не идеален. В общем случае — переоценен. Главной особенностью является отличная сборка и автоматическое управление диафрагмой. В отличии от обычных мануальных объективов, Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* обладает контактами микропроцессора и внутренним механизмом управления диафрагмой. Кольцо управления диафрагмой отсутствует.

В общем случае Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* — это тот же Carl Zeiss Planar 1,4/50 T* (C/Y, Japan), но в другом корпусе и с другим управлением. Carl Zeiss штампует свои Планары уже больше ста лет и знает в этом толк (первые модификации симметричного Планара появились еще в конце 19 века).

Основные технические характеристики Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T*:

Название экземпляра из обзораCarl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* 15770048 Lens made in Japan
Основные свойства
  • ZE — версия для камер Canon EOS, объектив использует байонет Canon EF.
  • только ручная фокусировка
  • автоматическое управление диафрагмой с меню фотоаппарата
  • T* — специальное просветление оптики Carl Zeiss T*
  • объектив подходит для полноформатных камер
  • встроенный микропроцессор, имитирующий работу оригинальных объективов
  • металлический корпус
Диаметр переднего фильтра58 мм, резьба под светофильтры металлическая
Фокусное расстояние50 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-C составляет 80 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-H составляет 65 мм
  • ЭФР для других камер с сенсором APS-C Kf=1.5 составляет 75 мм
Кратность зума1 Х
Разработандля цифровых камер с размером кадра 24 х 36
Количество лепестков диафрагмы9 лепестков, формируют достаточно правильный многоугольник
Меткишкала дистанции фокусировки в метрах и футах, нанесена на кольцо фокусировки. Шкала ГРИП для F/4, 8, 16 (явно) + 1.4, 2.8, 5.6, 11 (не явно). Метка байонетного крепления, метка для установки бленды. Метка для работы в инфракрасном спектре.
Диафрагмаот F/1.4 до F/16
МДФ0.45 м, максимальный коэффициент увеличения 1:6.7
Вес380 г.
Оптическая схема7 элементов в 6 группах. Используются обычные сферические элементы.
Схема показана для версии Carl Zeiss ZF (для камер Nikon):

БлендаБайнетного типа, металлическая, маркирвка Carl Zeiss 1:1,4/50 Made in Japan
Страна изготовительLens made in Japan (объектив изготовлен в Японии)
3D-видПосмотреть
ПериодВариант ZE выпускается с 2008
ЦенаЦены на данную модель можно посмотреть здесь.
Владелец экземпляра из обзора купил его в состоянии б.у. за 450 долларов.

К сожалению, несмотря на наличие микропроцессора, версия Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* не работает в режиме ловушки фокусировки (когда спуск затвора разрешен только при точной наводке на резкость). Про точную наводку на резкость свидетельствует только зеленая точка в видоискателе. С объективом желательно использовать режим Live View. На камере объектив распознается как автофокусный, но переведенный в ручной режим фокусировки.

Автоматика диафрагмы на мануальном объективе ощутимо добавляет удобство в работе и постобработке (всегда видно с какими настройками была получена фотография).

Сборка и управление

Объектив изготовлен очень качественно, имеет стильный дизайн с хромированной передней частью оправы корпуса. Весь корпус выполнен из металла. В комплекте идет металлическая бленда, которая не имеет нажимных фиксаторов, но при этом устанавливается очень надежно и приятно. С внутренней стороны бленда имеет специальное покрытие, напоминающее бархат, что добавляет ощущение премиальной вещи. Бленду можно установить в обратном положении для транспортировки. В таком положении теряется доступ к кольцу фокусировки.

Кольцо фокусировки не имеет прорезиненной вставки, вращается приблизительно на 220 градусов. Ход кольца плавный и приятный, но не такой божественно-маслянистый, как, например, у многих недорогих старичков по типу Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.8/55. Во время фокусировки передняя выдвигающаяся часть корпуса не вращается. Фокусировка происходит посредством перемещения всего линзоблока. Есть ли система коррекции фокусировки с плавающими элементами — неизвестно (скорее всего нет). Шкала дистанций фокусировки нанесена на кольцо фокусировки (считается, что у дорогих объективов шкала дистанций обычно выполняется в форме специального окошка). Есть шкала ГРИП и метка для работы в инфракрасном спектре.

Работать с Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* очень комфортно. Из-за тактильных ощущений многие влюбляются в объектив с первых секунд съемки.

Качество изображения и примеры фотографий

Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* очень хорош на диафрагмах после F/2.8. На диафрагмах до F/2.8 он не показал никаких впечатляющих результатов. Работа на F/1.4 доставляет удовольствие только в центре кадра. К сожалению, никакого супер качества на F/1.4, из-за сферических аберраций, ожидать не стоит. Несмотря на всю свою легендарность, обычный Планар без специальных оптических элементов вряд ли сможет потягаться с современными оптимизированными оптическими схемами на базе асферических и низкодисперсионных элементов. Carl Zeiss Planar 1,4/50 — икона полтинников прошлого поколения, но пальма лидерства от него все больше переходит к ‘монстрам’ Carl Zeiss Milvus 1.4/50 и Carl Zeiss Otus 1.4/55.

Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* имеет слабо выраженные хроматические аберрации. Виньетирование и дисторсия находятся на уровне качественных полтинников, но полностью не исправлены. Сильным впечатлением от работы с Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* может служить приятная цветопередача и общий приятный рисунок. Недешевы объективы Carl Zeiss Planar обрастают бородатыми историями про ‘художественную’ составляющую своей оптики, на деле же очень мало фотографов смогут по достоинству воспользоваться художественными свойствами данного объектива.

Снимки с Canon EOS DIGITAL Rebel XSi. Фото в галерее ниже показаны без обработки, накамерный JPEG. Все снималось с рук с использованием бленды. Использовался защитный фильтр HOYA PRO1 Digital 58mm MC UV(0) Made in Japan. Скачать исходные фотографии в формате ‘JPEG’ можно по этой ссылке.

Цены

Цены на современные мануальные объективы Carl Zeiss можно посмотреть здесь.

Сейчас найти Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* в магазине очень сложно — это достаточно редкий и не очень популярный объектив. 750 долларов за новый мануальный полтинник отталкивают многих от его покупки.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Мой опыт

Оптикой Carl Zeiss обычно пользуются те, кто знает в этом толк. С технической стороны Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* — слишком дорогой объектив без особых выдающихся оптических показателей. 750 долларов за мануальный полтинник с не особо резкими F/1.4 — это слишком дорого. Примерно вдвое дешевле можно купить легендарный современный мануальный фикс — Nikon 50mm 1:1.2 Nikkor (AI-S, тот же ‘Planar’ по оптической схеме) + копеечный переходник Nikon F-Canon EF (сохраняется фокусировка на бесконечность).

Немного дешевле Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* можно купить Carl Zeiss с байонетом Contax/Yashica — Carl Zeiss Planar 1,4/50 T* C/Y (оптически идентичен версии ZE) + недорогой переходник Contax/Yashica — Canon EF (с сохранением фокусировки на бесконечность).

Для ценителей настоящей супер-качественной оптики компания Carl Zeiss постаралась на славу и выпустила два супер-полтинника Carl Zeiss Milvus 1.4/50 и Carl Zeiss Otus 1.4/55.

Кто хочет и Цейс купить и почки не продать, пусть смотрит в сторону супер-резкого Carl Zeiss Planar 1,7/50 T*. Для тех же, кто пытается выделиться среди общей массы полтинников для ЦЗК Nikon/Canon, я советую посмотреть в сторону современных Voigtlander Nokton 58mm F1.4 SL и Voigtlander Nokton 58mm F1.4 SL II S (есть черный и серебристый).

Итоги

Эра классических Планаров подошла к концу. Для современных цифровых камер с большой плотностью пикселей F/1.4 у Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* создает посредственную резкость. Тем не менее, сам по себе Carl Zeiss Planar 1,4/50 ZE T* является очень хорошим объективом, с классическим, порой ‘ностальгическим’ планаровским рисунком.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Поделитесь с друзьями!

  • Facebook2
  • Twitter
  • Google+

Мне давно следовало написать отзыв об объективе Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. Это мой любимый объектив.

Примеры фотографий

Пример фото на Canon EOS R Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE

История

Когда я увлёкся фотографированием травинок и листочков, очень скоро осознал, как важно боке в этом жанре. Я много читал и выбрал объектив с самым выразительным на мой взгляд размытием заднего фона — Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE. За боке я предпочёл его именитому Canon EF 85mm f/1.2L II USM и Canon EF 50mm f/1.2L USM.

Я фотографировал на Canon EOS 5D mark II, не боялся отсутствия автофокуса и был открыт для экспериментов. К тому времени я уже освоил Sigma AF 50mm f/1.4 EX DG HSM, убедился, что в плане боке он мёртвый, но оставил его за автофокус и резкость.

Сейчас я использую его на Canon EOS-1D X Mark II.

Внешний вид

Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE небольшой, особенно если сравнить с полтинником Сигмы. По размеру примерно как Canon EF 50mm f/1.8 II, но по качеству сборки их никак нельзя сравнить. Кэнону должно быть стыдно, что он продаёт эти имитации объективов, а металлический Карл Цейсс меня переживёт.

Боке и ещё раз боке

Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE нужен не только из-за боке. Но именно размытие заднего фона у него получается лучше всего. А учитывая, что этот объектив хорош по всем параметрам, боке у него превосходное.

Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE размывает чешуйками, ровными, однородными по окрасу. Любой пестрый предмет, освещённый в достаточной мере, будет в зоне нерезкости превращён в сказку. Это так красиво, что я два года предпочитал фотографировать расфокусированным объективом. Я и сейчас так делаю.

Фокусировка, резкость

Фокусируется руками. Для меня Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE удобен и органичен. Заточен под ручную фокусировку, поэтому у него большой ход фокусировочного кольца. Это позволяет настроить фокус очень точно, а потом ещё подстроить.

Резкость уступает конкуренту от Sigma. Но её достаточно, резкость такая и должна быть. Немного жанров фотосъёмки, где требуется бритвенная резкость, особенно на f/1.4.

Цвет, контраст

Без нареканий. С цветом и контрастом у Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE полный порядок. Так корректно передавать цвет может только L-серия объективов Canon. Цейс делает это по умолчанию, не заостряя внимания. Все-таки, между Карл Цейс и Кэнон пропасть в 100 лет по технологиям. Близким по цветопередаче и микроконтрасту могу назвать Canon EF 85mm f/1.2L II USM.

Объём и воздух

Светосильный объектив нормального фокусного расстояния лучше других объективов передаёт объём. Такой эффект не во власти длинного фокуса, вроде Canon EF 135mm f/2L USM, который радикально отмывает задний фон, а предмет съёмки передаёт по правилу «глаз в фокусе, ухо размыто». Портреты на телеобъективы — издевательство над вкусом зрителя и вызов здравому смыслу.

50 мм осторожно и плавно уводят в зону нерезкости предметы и обстановку вокруг предмета съёмки, таким образом, имитируя картинку человеческого глаза. Когда на средней дистанции мы фокусируем взгляд на предмете, передний и задний планы не размываются в однородную кашу. Мы продолжаем видеть и осознавать их, но не так чётко. Человеческий глаз привык к такой «воздушной» объёмной картинке и 45-50 мм светосильного объектива максимально близки к ней.

Телевик «уплощает» картинку, делает её двумерной. Хороший пример — Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM: фотографии с него язык не поворачивается назвать объёмными.

Я знаю только один объектив, который ещё объёмнее — Canon EF 85mm f/1.2L II USM.

Фотоплёнка

В пленочной фотографии Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE открылся для меня с новой стороны. Плёнка — это цвет и полутона, это пластика и динамический диапазон. С этими вещами объектив справляется идеально. Я имею ввиду, что он лучше всё это передаёт, чем самые продвинутые линзы Кэнона. Его и почти больше ничего из своего парка оптики я накручиваю на Canon EOS 50. В результате я получаю не только цвет плёночной фотографии, но и «воздух» фотографий вековой давности.

Общее впечатление

Оптика Carl Zeiss — лучшее, что я пробовал за всю карьеру фотографа. Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE мой лучший объектив: исключительно творческий и в то же время универсальный. Old school: делать объективы не по назначению, а для фотографов. Этот объектив не может испортить фотографию, у него получится всё. Carl Zeiss Planar T* 1.4/50 ZE одинаково безупречно снимает портреты, предметы, пейзаж, стрит, архитектуру и всё, что ещё придется. Не знаю, что ещё добавить к этому.

Поделитесь с друзьями!

  • Facebook2
  • Twitter
  • Google+

Интересно по теме:

Тесты с помощью фотографической миры

2. CANON EF 85 f/1.8 USM имеет очень близкую резкость в центре кадра с Carl Zeiss 85mm f/1.4 ZE Planar T*. Но у него гораздо больше хроматических аберраций как в центре кадра, так и по краям. Резкость к краю кадра падает сильнее, чем у Carl Zeiss 85mm f/1.4 ZE Planar T*. Вроде бы всё и не так плохо…Но значительные ХА на 1.8 в центре кадра немного настораживают. И не зря. По отзывам ХА (хроматические аберрации) очень велики и в контровом свете снимать сюжет скажем с ветками деревьев очень сложно. По отзывам F1.8 у этого объектива не очень рабочее, но мы видим из тестов иное. Предположу, что «мыльность» картинки это промахи автофокуса или разброс качества конкретной модели объектива.

Добавим к нему медленный автофокус и вот весь комбайн в сборе. Но дешево… что тут скажешь? Портретник за 12тыс это очень дешево. Разве что те, кто его покупает, скорее всего, постараются вскоре от него избавиться по вышеуказанным причинам.

3. Carl Zeiss 85mm f/1.4 ZE Planar T* менее резкий, чем Sigma 85mm f/1.4 EX DG HSM на F1.4 и в центре кадра и по краям. Остается только поздравить компанию Sigma. Лично мне было бы очень интересно сравнить Carl Zeiss 85mm f/1.4 ZE Planar T* и Sigma 85mm f/1.4 EX DG HSM вживую. И в оправдание еще скажу, что боке мне всё-таки больше нравится с Carl Zeiss 85mm f/1.4 ZE Planar T*, хоть это и субъективно. Спешу также предостеречь людей, которые сразу кинутся в магазин за Sigma 85mm f/1.4 EX DG HSM. Очень большой процент брака — тестируйте на месте на фронт-бэк фокус. Распечатайте тестовый лист для тестрования объективов на фронт-бэк фокус автофокуса и приходите в магазин с этим листом. Плюс идите туда, где есть несколько штук объективов.

4. Samyang 85mm f/1.4 показал себя очень достойно для такого недорогого и малоизвестного объектива. Резкость у него даже получше, чем у Carl Zeiss 85mm f/1.4 ZE Planar T* и у него меньше ХА (хроматических аберраций). Но у него есть свои серьезные минусы в виде боке, в котором, в отличие от Carl Zeiss 85mm f/1.4 ZE Planar T* наблюдаются 8-ми гранники со странным рисунком внутри (у цейса 9 лепестков). Контровый свет он не любит, теряет контраст и у него тоже нет автофокуса. Есть эффект обрезания дисков нерезкости на полностью открытой диафрагме.

Вопрос, «что вам нравится в качестве дисков нерезкости: гайки, кружки, квадратики или кошачьи глаза», считаю риторическим :)

Хотя можете посмотреть в статье Разные виды боке и выбрать по вкусу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий