Объектив Zeiss 55/1.4 Otus


Внешний вид, эргономика и конструктив

Маленьким ZEISS Otus 100/1.4 никак не назовешь. Его размер сразу вызывает уважение, а когда берешь в руки и чувствуешь холодный металл даже у бленды, то тем более ощущаешь что изделие говорит само за себя с самого начала знакомства.

Объектив имеет современный обтекаемый дизайн, который был представлен несколько лет назад и в этом дизайне разрабатываются три современные линейки объективов ZEISS: Milvus, Otus и Batis.

ZEISS Otus — премиум сегмент объективов Carl Zeiss. Исключительное качество исполнения как в плане конструктива, так и оптики. Из тех что уже выпущены все имеют довольно большой размер и вес, чем несколько ограничивают возможные сферы использования и намекают на то что этот объектив «не для всех».

По неофициальной информации объективы Otus будут служить десятилетия.

Новый дизайн подразумевает и наличие фокусировочного кольца из серой резины. Само кольцо выполнено заподлицо с корпусом объектива, потому на ощупь его найти сложно. Серая резина собирает пыль и, пожалуй, это единственный конструктивный недочёт объектива ZEISS Otus 100/1.4. К этому привыкаешь и через пару дней уже не мешает.

Шкала ГРИП и расстояний выполнена гравировкой с последующей покраской. Это надежно. Пожалуй, важный момент для долговечных объективов. У Carl Zeiss есть серия объективов Batis где имеется встроенный в объектив LED экран, показывающий расстояние до объекта и величину ГРИП, но сколько он реально прослужит? Если с относительно недорогим объективом ZEISS Batis нас может устроит срок его службы (для электроники он часто короче чем для механики), то с объективом ZEISS Otus нам бы, наверное, не хотелось обращаться в сервис по поводу LED экрана. Скорее всего, именно потому его здесь и нет. А в остальном LED экран с информацией — отличная штука…

У меня объектив для камеры Canon — с маркировкой ZE. Здесь вы не увидите влагозащитных уплотнителей как у серии объективов Milvus. Почему так, интересно было бы спросить… С момента появления первого ZEISS Otus 55/1.4 прошло уже 6 лет, а Carl Zeiss верны изначальному дизайну без влагозащиты.

Передняя линза довольно большая, 86 мм. Такими фильтрами нужно обзаводиться заранее т.к. они не всегда бывают в наличии. Когда я увидел что производители объективов пошли по пути увеличения передней линзы, я такими фильтрами запасся.

86-ой фильтр можно использовать и на объективах меньшего диаметра через переходное кольцо, этим я часто пользуюсь, имею набор переходных колец. Еще один интересный момент в том что бленда байонетная, т.к. она не крутится и потому несколько усложняет пользование поляризационным светофильтром, который нужно крутить чтобы менять угол поляризации. Тоже самое, например, касается звездных светофильтров. Если это будет критично, то могу порекомендовать резьбовую бленду от старого (2005 г.) объектива Carl Zeiss / Contax, которой пользуюсь сам (посадочный диаметр у неё 86 мм как раз, но я её на этом Отусе не пробовал). Её можно крутить вместе с фильтром.

Средний формат

Фоторынок начинает стремительно меняться и кто не успевает «запрыгнуть на уходящий поезд» — остается на обочине. В то время как Sony с друзьями пытаются отнять долю рынка у Canon (в вполне успешно пока), основные игроки рынка фотокамер 35 мм системы сильно теснят рынок среднеформатных фотокамер, производителям которых уже становится сложно объяснить стоимость их фотокамер. Если раньше всё было однозначно, среднеформатные камеры давали намного бОльшее разрешение за счет площади сенсора, то сейчас, с развитием CMOS технологий, становится сложно объяснить почему фотографу нужно выбрать среднеформатную фотокамеру за 530 тыс.руб.(Pentax 645Z), а не «малоформатную» (Canon 5DsR) за 200 тыс.руб., которая меньше и легче. Удерживать свой рынок производителям среднеформатных камер помогали и объективы, которые было гораздо легче сделать на большой сенсор (не такие высокие критерии качества). Но с вступлением в игру компании Carl Zeiss, у которой ОГРОМНЫЙ опыт разработки качественных объективов и этот довод пошатнулся.

Что остается? Разрешение практически такое же, объективы не хуже. Скорость съемки у 35 мм фотокамер намного больше. Технологии сенсоров теперь такие же — CMOS. Также 35 мм фотокамеры умеют снимать видео (нормальное, без «тормозов»), снимать HDR, делать мультиэкспозицию, записывать кадры на две карты памяти сразу, используют более сложный и точный автофокус и т.д.

Пока в преимуществах среднего формата остается АВТОФОКУС. Это пока. Пока Carl Zeiss не выпустили автофокусные объективы.

Оптическая схема

ZEISS Otus 100/1.4 имеет 9 низкодисперсионных элементов и 1 асферический. Эти элементы предназначены для борьбы с оптическими аберрациями и повышения разрешения объектива. Объектив имеет «плавающие» элементы для сохранения своих оптических характеристик на разных дистанциях фокусировки.

Для объектива заявлена конструкция SONNAR (причем с отсылкой к Людвигу Бертеле), но современные оптические схемы уже настолько сложны, что довольно сильно отличаются от «классики». Здесь вы можете посмотреть на оригинальную схему Sonnar разработанную Бертеле и почитать про других известных оптиков.

Диафрагма 1.4

Однако, я не ожидал такой большой разницы. ZEISS Milvus 50/1.4 вполне неплохие показатели показывает на 1.4 по картинке и графикам, пока я не увидел, что может быть настолько лучше. Сначала подумал, что я плохо сфокусировался при тесте и нашел другую серию снимков с того же места, когда я его сравнивал с Canon 50/2.5.

Не зря, как оказалось, ZEISS Otus 55/1.4 имеет в названии приставку «APO». Хроматические аберрации очень хорошо исправлены, что и даёт ему такое большое преимущество. Если внимательно вглядываться в детали, то такого уж большого отличия в разрешении я не вижу (может Отус уже превзошёл мою 50 Мпикс камеру), а вот отсутствие сразу даёт ему возможность «уйти в отрыв», ведь именно ХА ограничивают разрешение на открытых диафрагмах (а дифракционный предел на закрытых).

С прикрытием диафрагмы ХА должны уменьшаться, посмотрим насколько ZEISS Milvus 50/1.4 дотянется до ZEISS Otus 55/1.4.

Технические характеристики

ZEISS Otus 100mm F1.4 Canon EF 100/2.8L IS USM Canon EF 100 mm f/ 2 USM Nikon AF-S Nikkor 105 mm f/ 1.4 E ED
Дата анонса 2019 2009 1991 2016
Фокусное расстояние 100 мм 100 мм 100 мм 105 мм
Автофокус нет да да да
Тип фокусировки внутренняя внутренняя внутренняя внутренняя
Кольцо диафрагмы нет нет нет нет
Диапазон значений диафрагмы f/1.4 – f/16 f/2.8 – f/32 f/2 – f/22 f/1.4 – f/16
Лепестков диафрагмы 9 9 8 9
Оптическая схема (элементов/групп) 14 / 11 15 / 12 8 / 6 14 / 9
Оптическая стабилизация нет да нет нет
Диапазон фокусировки 1.0 м – ∞ 0.3 м – ∞ 0.9 м – ∞ 1.0 м – ∞
Рабочий диапазон 0,83 м – ∞
Углы обзора (диаг./гориз./верт.) 24° / 20° / 14° 23.4°/ 19.8°/ 13.5° 24°/ 20° / 14° 23°10′
Диаметр круга покрытия 43 мм
Рабочий отрезок 44 мм 44 мм 44 мм 46.50 мм
Покрытие на МДФ 206 x 309 мм
Масштаб на МДФ 0.116 (1 : 8.6) 1 (1:1) 0.14 (1:7.1) 0.13 (1:7.7)
Диаметр резьбы под фильтр M86 x 1.00 M67 x 0.75 M58 x 0.75 M82 x 0.75
Положение входного зрачка (за плоскостью изображения) 35 мм
Угол вращения фокусировочного кольца (от ∞ до МДФ) 315° 135° 90°
Водо-/пыленепроницаемый корпус нет да нет нет
Максимальный диаметр (с блендой) 101 мм
Диаметр фокусировочного кольца 90 мм 80 мм 75 мм 94.5 мм
Длина (без крышек) 128.8 мм
Длина (с крышками) 152.3 мм 123 мм 73.5 мм 106 мм
Вес 950 г 625 г 460 г 985 г

Главный вопрос, который может возникнуть исходя из указанных технических характеристик это то почему в сравнении макрообъектив. Я поставил его в сравнении потому что Canon не выпускает новых 100 мм объективов с 2009 года, а последний портретик на 100 мм это был CANON EF 100 MM F/ 2 USM, который выпущен был аж в 1991 г.! Очевидно, что это явный аутсайдер и было бы неинтересно сравнивать с совсем слабым «противником».

Вот потому я взял для сравнения макрообъектив Canon, который выпущен в 2009 г., это хотя бы десятилетней давности объектив и в целом очень удачный. И им можно снимать портреты и не только. Минусы его в частности невысокой светосиле (f2.8), но есть и плюсы.

Сверху: ZEISS Otus 100/1.4, снизу: Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. Здесь на Canon установлена бленда от старого объектива Carl Zeiss / Contax, которая удобнее родной Canon

У Nikon ситуация на поприще 100 мм портретных объективов получше, у них есть Nikon AF-S Nikkor 105 mm f/ 1.4 E ED выпуска 2019 г. Но его мы сравним только виртуально т.к. ZEISS Otus 100/1.4 у меня на камеру Canon. Из общего у них с ZEISS Otus 100/1.4 то что они оба портретники, оба с высокой светосилой, с большим диаметром передней линзы и большим весом. Причем Nikon при меньшем количестве металла оказывается еще и тяжелее!

Итак, Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, в отличии от остальных участников сравнения имеет оптическую стабилизацию изображния и даже более свежий Nikon AF-S Nikkor 105 mm f/ 1.4 E ED её не имеет (у Никон на макрике она тоже есть). В отзывах о Nikon AF-S Nikkor 105 mm f/ 1.4 E ED я часто встречал что люди сетуют на отсутствие стабилизации изображения. Фокусное расстояние уже весьма большое и выдержку нужно ставить не длиннее чем 1/105, а для камер с разрешением более 20 Мпикс (т.е. D800, D810, D850) желательно ставить в полтора раза короче, т.е. примерно 1/160 и короче. В наших широтах такую выдержку реально ставить только днём на улице, а в помещении не задрав сильно ISO не поставить. ISO поднимать не хочется т.к. вопреки рекламным заявлениям уже на ISO 800 современные камеры (да, и Nikon D850 тоже) довольно сильно «шумят» для постановочных фото. Если фото репортажное — не проблема, пусть будет «шумное» или задавить шумы шумодавом и получить пластиковую картинку. Это же репортаж… Но зачем для репортажа дорогой портретный объектив когда удобнее зум-объектив? В репортаже ведь не боке главное, а попасть в фокус. На закрытой «дырке» и высоком ISO это проще, чем пытаться попасть на f1.4 при довольно медленном автофокусе такого объектива.

Логика производителей фотооптики мне здесь не очень понятна т.к. на макродистанции того же Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM стабилизатор изображения малоэффективен (Canon заявляет 4 ступени для фокусировки в портретом режиме и 2 ступени в макро), он как раз скорее для портретов нужен.

Canon EF 100 mm f/ 2 USM сразу же выделяется всего 8-ю лепестками диафрагмы и это логично т.к. важность боке признали не так давно. Раньше так внимательно размытие заднего плана не рассматривали.

Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM выделяется тем что он макрообъектив, у него малая дистанция фокусировки и может быть потенциально большой масштаб съемки, вплоть до 1:1. Это неудивительно, но я объяснил почему он в списке. У Canon сейчас нет альтернативы и как раз этой альтернативой может стать ZEISS Otus 100/1.4.

По углу вращения фокусировочного колеса мануальные объективы далеко впереди автофокусных по понятным причинам. Автофокусные потому и автофокусные, что основной режим работы у них с помощью автофокуса. Ручной фокус там есть, но по остаточному принципу. У ZEISS Otus 100/1.4 угол вращения колеса аж 315°, что более чем достаточно для точной наводки руками. Если же использовать для видеосъемки, то фокус получится супер-плавный. Автофокусные такого дать не могут.

Пыле/-влагозащита указана только для Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, что удивительно т.к. у Carl Zeiss есть линейка объективов Milvus, где тоже есть влагозащита. А вот на ZEISS Otus её традиционно нет. Я проверял, лёгкий дождик Отусы выдерживают, но рисковать при высокой стоимости объектива не хочется.

Остальные «конкурсанты» просто без объяснений не имеют влагозащиты. Это также удивительно для Nikon AF-S Nikkor 105 mm f/ 1.4 E ED, который и «свежий» и не дешевый и тяжелый.

Диафрагма 2.8

Первый тест

Второй тест

У ZEISS Milvus 50/1.4 остался легкий налет хроматики, который уже не сильно влияет на общую картинку и можно сказать, что по разрешению он мог бы быть близок к ZEISS Otus 55/1.4, но я вижу, что даже остаточная хроматика путает алгоритмы дебайеризации и на снимке появляется муар, который определенно влияет на способность различить мелкие детали.

Кстати, на всех снимках с ZEISS Otus 55/1.4 есть интересная деталь, справа на снимке видео кондиционер, висящий боком к зрителю. Внутри кондиционера через щель видны ребра радиатора. Они с такого расстояния очень мелкие, представляют собой периодическую структуру и виден муар на снимке с ZEISS Otus 55/1.4. Но в данном случае возникает очень большой вопрос — это мы видим ХА ZEISS Otus 55/1.4 или это не справляется матрица моей 50 Мпикс камеры?

Графики MTF (разрешение и контраст)

Графики MTF это данные о контрасте и разрешении. По оси Y у нас идёт контраст до 100%, а по оси Х — удаление от центра кадра в миллиметрах. Данные даны для кривых разрешения, где чем больше разрешение (здесь максимум 40 lp/mm), тем сложнее его воспроизвести и тем ниже она идёт. Другие производители оптики предпочитают использовать 30 lp/mm как максимальное разрешение для тестирования, хотя такое разрешение уже устарело, камеры давно способны на большее. Зато кривые 30 lp/mm уверенно рвутся вверх и красиво смотрятся в рекламных проспектах.

Компания Carl Zeiss показывает в своих проспектах реальные графики т.к. она также является и производителем лучшего оборудования для тестирования оптики. Другие как могут и часто показывают расчётные графики, которые могут не соответствовать реальному изделию.

слева: ZEISS Otus 100/[email protected], справа: Nikon AF-S Nikkor 105 mm f/ 1.4 E [email protected]

В сравнении ZEISS Otus 100/1.4 с Nikon AF-S Nikkor 105 mm f/ 1.4 E ED на открытой диафрагме вы можете видеть, что кривая 40 lp/mm у Цейса идёт примерно на том же уровне как 30 lp/mm у Nikon. Это говорит о том что разрешение Цейса существенно выше. Наглядный пример — один человек подтягивается 20 раз, а другой подтягивается тоже 20 раз, но с гирей 20кг на поясе. Примерно так :)

У обоих объективов можно наблюдать очень стабильное разрешение по полю изображения, но у ZEISS Otus 100/1.4 существенно лучше к краю кадра (саггитальные и тангенциальные кривые должны быть максимально близко друг к другу, иначе идёт «замыливание»).

слева: ZEISS Otus 100/[email protected], справа: Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS [email protected]

А вот и мой любимый макрообъектив Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, который некогда я сравнивал с Carl Zeiss Makro- Planar 100/2. И, казалось бы, всё хорошо… Но на графике для ZEISS Otus 100/1.4 результат приведён для f1.4, а для Canon — f2.8, т.е. это у него максимально открытая диафрагма. Так что дальнейшие тесты покажут.

Объектив Zeiss 55/1.4 Otus

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus — лучший 50мм объектив на сегодня!

Здравствуйте, друзья!

Раз уж мы недавно обсуждали разрешение объективов и революции в этом плане, то я подумал, что будет правильным не обойти вниманием один из самых интересных в этом плане объективов на сегодняшний день.

Я не публикую новости о таких событиях день в день потому, что у меня не новостной сайт. Мне было нечего сказать об этом объективе кроме того, что он лучший и малодоступный для большинства.

Но поскольку появились желающие его купить, то стоит рассказать о нём поподробнее.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus

Во-первых, название. Сама компания путается как его правильно называть. Вначале его назвали как я в статье Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus. Позже выкинули слово Distagon, которое намекало на его оптическую схему и вместо него поставили Otus. Стало Otus 1.4/55.

Надо сказать, что на самом объективе надписи Otus я не заметил. На нём написано Carl Zeiss Distagon 55/1.4, а на некоторых Apo Carl Zeiss Distagon 55/1.4.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus - лучший 50мм объектив на сегодня

Что по поводу объектива говорит сама компания Carl Zeiss:

The most important goal in developing this lens was to achieve a “no-compromises image quality”. Which of the optical design characteristics achieve this? Dr. Aurelian Dodoc, ZEISS Principal Scientist, explains.

Т.е. главный научный работник заявляет, что целью этого объектива было достичь бескомпромиссного качества изображения и в соответствии с этим они выбирали оптическую схему для объектива.

Они выбрали многэлементную оптическую схему Distagon, которая ранее применялась только для широкоугольных объективов. Использовалась такая схема по причине того, что широкоугольные объективы имеют бОльший угол зрения и потому более подвержены хроматическим аберрациям.

Многоэлементная схема позволяет более тонко контролировать сферическую аберрацию.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus — оптическая схема

Большинство предыдущих оптических схем относилось к вариациям на тему оптической схемы Planar. С одной стороны, это было хорошо, так как схема симметричная и в целом менее подвержена, например, дисторсии. А с другой стороны схема простая и контролировать сферическую аберрацию сложно. Если её устранять для центра объектива, то СФА вырастает для краёв и наоборот.

Кроме того, существуют еще хроматические аберрации, которые в народе называют color fringing (green/purple fringing). Проще говоря, это фиолетовые или зеленые каёмки вокруг контрастных объектов на снимке.

Мы недавно про них говорили в статье “Фиолетовые ореолы / purple fringing — далеко ли до победы?”.

Поскольку главной характеристикой объектива чаще считают разрешение и контраст объектива, то для оптической схемы Planar с малым количеством элементов становится затруднительно уменьшать хроматические аберрации.

В схеме Distagon также были введены элементы с частичной аномальной дисперсией. Частичной она называется потому, что коэффициенты преломления для различных длин волн отличаются. Благодаря этому можно очень тонко скорректировать ХА.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus - лучший 50мм объектив на сегодня

А теперь посчитайте количество элементов с частичной аномальной дисперсией в этом объективе. Их необычно много — 6шт. Плюс один асферический элемент. Себестоимость объектива крайне высока при такой конструкции.

Distagon vs Planar

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus - лучший 50мм объектив на сегодня

Верхние графики это классические графики MTF. По оси Х откладывается расстояние от центра кадра, а по оси Y контраст. При 10 lp/mm кривая считается кривой контраста (редкие толстые линии). 40 lp/mm считается кривой разрешения (мелкие частые линии).

Нижние графики показывают, что делается на контрастной кромке. Красный, синий и зеленый канал. Чем лучше график функции профиля кромки описывает ступеньку (так выглядит идеальное черное/белое) — тем меньше ХА, больше по-настоящему черного и белого без фиолетовых и зеленых окантовок.

Такие же графики мы строим при тестировании объективов с помощью программы Imatest для нашего проекта.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus - лучший 50мм объектив на сегодня

По представленным графикам мы видим, что как график MTF у оптической схемы Distagon лучше, так и профиль кромки у нее значительно лучше, чем у оптической схемы Planar.

Забавно в данном случае то, что для сравнения используется оптическая схема наподобие CZ 50/1.4 ZE, которая является старой разработкой и на её фоне легко показать преимущество нового дизайна. Почему не показан Carl Zeiss Makro-Planar 50/2?

Итак, кто является «конкурентом» для объектива Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus?

Чтобы было удобнее сравнивать привожу схему Otus’а еще раз.

— Carl Zeiss Planar 50/1.4 ZE (а также его предок на байонет c/y)

— Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE (этот еще имеет функцию макро, но мы его возьмем для сравнения т.к. он был лучшим 50мм объективом для зеркальных 35мм камер до появления Otus’а)

— Leica Summilux-R 50 mm f/1.4 (объектив для 35мм зеркальных камер, оптическая схема Planar)

— Leica Apo-summicron-M 50 mm f/2 ASPH (объектив по видоизмененной оптической схеме Planar, но для дальномерных камер Leica-M. Его тоже возьмем т.к. он на 35мм и это один из лучших объективов Leica на 50мм)

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus vs Carl Zeiss Planar 50/1.4 ZE

Нет данных (и скорее всего это намеренно) для Carl Zeiss Planar 50/1.4 ZE на F1.4, так что сравним на F4.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus - лучший 50мм объектив на сегодня

Очевидна огромная разница для центра кадра, где Otus безоговорочно побеждает. На краях кадра Otus также намного превосходит своего предшественника.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus vs Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE

Тут ситуация сложнее. Для макро-планара даны графики только на F2 и F5.6. А для Otus’a для F1.4 и F4. Придётся сравнивать [email protected] vs Carl Zeiss Makro-Planar 50/[email protected]

Как видите, Otus немного превосходит Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE в центре и сильно превосходит по краю кадра. А теперь учтите, какую большую фору мы дали Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE сравнивая его на меньшем относительном отверстии. Т.е. на самом деле Otus превосходит Carl Zeiss Makro-Planar 50/2 ZE значительно сильнее.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus vs Leica Summilux-R 50 mm f/1.4

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus намного превосходит Leica Summilux-R 50 mm f/1.4 на полностью открытой диафрагме. По краю кадра разница огромна.

Для справки: система Leica-R «умерла» в 2009г. Потому это битва с уже «дохлым» противником. Не поймите неправильно, Zeiss и Leica давно и плодотворно сотрудничают. Leica перешла на ступеньку выше и выпустила среднеформатные камеры Leica-S. Затея с цифровым задником на Leica-R была не совсем удачной. В том числе и потому, что они пытались сохранить совместимость со старой пленочной системой. Модуль просто вставляется на место пленки.

Вот так с одной стороны очень удобная для пользователя система оказалась коммерчески неудачной. К сожалению, такое встречается в бизнесе очень часто.

Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus vs Leica Apo-summicron-M 50 mm f/2 ASPH

На самом деле это тоже не очень честное сравнение. И опять фора конкуренту у которого задняя линза ближе к сенсору. И относительное отверстие (т.е. и выходной зрачок объектива) меньше, что тоже даёт большую фору Leica Apo-summicron-M 50 mm f/2 ASPH. Но не так много конкурентов у Otus’а так что не будем ими «разбрасываться».

Наши многочисленные послабления для лучшего из конкурентов дали себя знать. Leica Apo-summicron-M 50 mm f/2 ASPH на F2 лучше, чем Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus на F1.4. И, кстати, нельзя сказать, что Leica Apo-summicron-M 50 mm f/2 ASPH сильно превосходит.

Лейковский объектив не поставить на зеркальную систему 35мм. Цейсовского аналога на байонет Leica-M пока нет (но это самое вероятное в будущем!). Плюс разница в относительном отверстии (F1.4 vs F2).

Потому, вопрос: «Кто же лучше, Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus или Leica Apo-summicron-M 50 mm f/2 ASPH?», остается открытым.

Выводы

Этот объектив апохромат. Т.е. у него почти нет фиолетовых окантовок, характерных для схемы Planar. Кто там хотел избавиться от фиолетовых окантовок?

Объектив Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus снабжен асферическим элементом, так что разрешение высокое по всему полю кадра.

Объектив Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus имеет плавающий элемент (floating element), что позволяет ему сохранять свои характеристики при фокусировке на различных расстояниях.

Покупайте Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus, если можете себе его позволить.

Его цена около 4000 евро . Я его, кстати, пока не продаю. Статья не рекламная.

Примеры снимков Carl Zeiss Distagon 55/1.4 Otus

Автор Дмитрий Евтифеев. Источник.

Электронное СМИ «Интересный мир». 02.06.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир»

продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на
карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547
или на
карту Райффайзен-банка MasterCard 5379653009311133
Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек:
410015266707776
. Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Тесты объектива

Тесты в студии по мишеням

В нашем тесты мы будем использовать две фотографические миры. Первая мира от компании Шнайдер Оптикс и предназначена для визуальной оценки разрешения оптики по снимку черных линий разной частоты.

По этой шкале можно визуально определить разрешение, если поставить камеру на определенном по спецификации расстоянии в традиционных парах линий на 1 мм. Мы смотрим штрихи под буквами. Если все штрихи видны, то значит смотрим более мелкие. Запоминаем букву последних полностью различимых штрихов и смотрим расшифровку в легенде внизу таблицы.

Вторая мира это ISO 12233.

Фотографическая мира ISO 12233 предназначена для визуальной оценки разрешения, она немного более продвинутая, нежели мира от Шнайдер Оптикс т.к. штрихи идут во всех направлениях. Но в более современной трактовке мы будем использовать её для оценки разрешения по методу Slanted Edge, т.е. по характеру размытия наклонной темной кромки (пишу простыми словами чтобы не утомлять). Это позволит нам определить численно разрешение объективов в парах линий на 1 мм. В отличие от миры Шнайдер Оптикс мы узнаем точные значения разрешения, а миру Шнайдер будем использовать для визуального контроля результатов.

Для анализа тестовой миры по методу Slanted edge используем известный пакет Imatest. Примечателен этот комплекс тем, что математический расчёт разрешения позволяет взглянуть на возможности оптики за пределами возможности сенсора.

Чтобы протестировать 100 мм объектив мне пришлось удалиться от фотомиры на значительное расстояние (100*50 = 5 м). Я использовал для теста фотокамеру, соответствующую объективу: Canon 5DsR. Разрешение фотокамеры: 50 Мпикс, 4,14 мкм размер «точки». Фокусировка по LiveView, 16x. Свет белый, студийный от генератора Broncolor («Шевеленка» исключена).

В маленьком масштабе плохо видно, так что выкладываю фрагмент самой сложной части миры.

Я смог насчитать 11 штрихов на литере B у ZEISS Otus 100/1.4 и не смог их уверенно различить у Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. Литера B соответствует 80 lp/mm. Т.е. разрешение ZEISS Otus 100/1.4 находится между 80 lp/mm и 112 lp/mm. Точнее данная мира нам не покажет. А вот разрешение Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM оказалось на удивление немного меньше 80 lp/mm, я ожидал от него большего.

Диафрагма F1.4

Еще не так давно я радовался результатам 60+ на f1.4, но ZEISS Otus 100/1.4 его превзошёл.

Вот такой у меня пока список замеров для f1.4:

ZEISS Otus 85/1.4 — 82.5 lp/mm ZEISS Otus 100/1.4 — 71.6 lp/mm HD PENTAX-D FA ★ 50mm F1.4 SDM AW — 69.4 lp/mm ZEISS Milvus 85/1.4 — 59.2 lp/mm (в другой раз намерял 55.1 lp/mm, погрешность в пределах допустимого) ZEISS Milvus 50/1.4 — 50.1 lp/mm Carl Zeiss Planar 85/1.4 — 48.5 lp/mm

Судя по списку, перефразируя песню «лучше Отусов могут быть только Отусы…» :)

Диафрагма F2.8

На диафрагме f2.8 я уже смог сравнить ZEISS Otus 100/1.4 с Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. Важно отметить, что для Отуса это прикрытая диафрагма, а для Canon — полностью открытая. На полностью открытой редкий объектив показывает максимум своих возможностей. Такое видел только у того же ZEISS Otus 85/1.4 (82.5 lp/mm на открытой и 88.5 lp/mm на f5.6).

Резюме по данным результатам — ZEISS Otus 100/1.4 на f2.8 существенно превосходит Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM. Погрешность измерений примерно 5 lp/mm (по статистике моих тестов одинаковых объективов на одной камере).

Диафрагма F4

На прикрытой до f4 диафрагме объективы почти сравнялись по разрешению в центре кадра. Поскольку я брал измерения и на некотором расстоянии от центра, то могу также заключить что у ZEISS Otus 100/1.4 результаты стабильные и все в районе 80 lp/mm, а вот у Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM чуть отдалишься от центра кадра и результаты сильно падают.

В остальном же вывод классический — на закрытых диафрагмах средние и дорогие объективы показывают примерно одинаковые результаты по разрешению. Причем я тестировал ранее на камере Canon 5D mark II (20 Мпикс) т.к. Imatest позволяет делать расчёты «за гранью» возможностей камеры и результаты максимальные тоже находились в районе 90 lp/mm. Сейчас камера 50 Мпикс, но результаты всё равно «упираются» примерно в тоже значение. По артефактам демозаики я вижу, что дальше сенсор уже является узким местом.

Обзор и тест объектива ZEISS Otus 100/1.4

Тесты на природе

Природа — f2.8

Я фокусировался именно на эти буквы и это самый центр кадра. Разница видна, но не катастрофична. Т.е. Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM на открытой страдает от аберраций и изображение теряет контраст и чёткость. Но результат вполне приемлем, тем более если уменьшить и «подшарпить». А у ZEISS Otus 100/1.4 результат на f2.8 без компромиссов, есть и контраст и детализация (особенно по листикам видно). Но еще раз повторю — по центру картинка годная на обоих объективах.

А вот теперь я взял фрагмент чуть в стороне от центра и мы видим, что листья на Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM превратились в «кашу». Т.е. буквально чуть от и всё, на открытой объектив для пейзажа не годится. Что собственно я и говорил изучая тесты по фотомире. У ZEISS Otus 100/1.4 ровные по полю кадра результаты, падение разрешения незначительное совсем, а у Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM на открытой резкий только центр.

Посмотрим теперь самый край кадра.

Я думаю, комментарии излишни. У Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM совсем плохой край кадра на f2.8, а у ZEISS Otus 100/1.4 весьма хороший. Даже у Цейса мало по краю. Проблема картинки объектива Canon в том, что поднять на ней резкость по краю в Adobe Photoshop не удастся т.к. там усиливать — листья слились друг с другом.

Природа — f4

Как и предполагалось, разница в разрешении по центру кадра между Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и ZEISS Otus 100/1.4 стала менее очевидна. Она есть, её можно увидеть при таком вот «лобовом» сравнении, но еще уже не будет видно в реальных съемках.

А теперь край кадра…

Как видите, край кадра на Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM всё также плох.

Резюме тестов на природе

ZEISS Otus 100/1.4 очень резкий объектив по всему полю кадра. Причем им можно безоговорочно пользоваться прямо с f1.4. На f2.8 он практически достигает максимума своих возможностей и сохраняет их до момента появления дифракции. Дифракционный предел зависит от камеры, для Canon 5DsR эффект начинается с f8, а на f11 уже заметен). Чем выше плотность пикселей — тем ниже дифрационный предел. Т.е. для 50 Мпикс камеры критично, положим, f11. А для камеры на 75-80 Мпикс критично будет уже c f8. Именно потому все производители оптики сейчас занялись улучшением характеристик объективов на открытых диафрагмах. Потому что есть только два пути — увеличение сенсора (по которому пошла компания FUJIFILM) и повышение плотности пикселей (по которой пошли Canon, Nikon, SONY). В результате FUJIFILM еще долгое время сможет использовать средние по оптическому качеству объективы на своих среднеформатных камерах, а вот остальные три производителя ступили на шаткую дорожку улучшения оптики. «Шаткую» потому что оптику весьма сложно улучшать и стоит это дорого. Немногие компании как Carl Zeiss могут позволить себе выпустить объектив, который еще 10 лет будет на вершине качества в фотоиндустрии, как это происходит с Отусами.

Диафрагма 2.0

Первый тест

Второй тест

Как и следовало ожидать ZEISS Milvus улучшил показатели по разрешению за счёт уменьшения ХА. Но всё равно еще не достиг результатов ZEISS Otus, у которого картинка чистая и резкая.

Использование

У меня было не так много времени чтобы сделать для вас картинки с ZEISS Otus 100/1.4 во всех жанрах съемки, тем более моё глубокое убеждение что снимает фотограф, а не камера или объектив. Объектив лишь инструмент и я протестировал этот инструмент — он отличный. А уж как я снимаю портреты или пейзажи вы можете посмотреть и в других обзорах :) Например, портреты можно посмотреть в статье про 85мм объективы Carl Zeiss. Там есть и классический Планар и Милвус и Отус.

ZEISS Otus 100/[email protected], 1/500s, ISO 200

По нажатию на этот снимок вы сможете скачать полноразмерный джипег (40 Мб) без «шарпинга».

Как позиционируют объектив Carl Zeiss мне, в целом, понятно. Я давно изучаю объективы Carl Zeiss, знаю их историю, был на заводе и общался с представителями. ZEISS Otus 100/1.4 это именно шикарный оптический инструмент и если у вас есть время и деньги, вы можете положить его в фоторюкзак или фотосумку и пойти спокойно снимать «золотую осень» или портреты на f1.4 (особенно если с камерой SONY где есть стабилизатор и фокуспикинг). Это не многофункциональный комбайн как у других производителей оптики… И тот кто сравнивает объективы Цейс с Тамрон, например, не понимает что потенциальный пользователь Цейс и Тамрон — это совсем разные люди как по возрасту, так и по характеру съемки. И по достатку тоже, конечно.

Потенциальный пользователь ZEISS Otus 100/1.4 не будет снимать репортаж на этот объектив. Данный объектив для продуманной постановочной или пейзажной фотографии. И по этой причине ему не будет мешать большой габарит и вес объектива т.к. в сумке их будет максимум два. А больше и не нужно. У меня вот тоже в фоторюкзаке всего два объектива обычно (50 и 100 мм, например).

С другой стороны я примерил ZEISS Otus 100/1.4 на свои реалии. Моя жизнь сейчас полна суеты, всяких совершенно разных по характеру съемок… Я снимаю и предметное фото, как и раньше. Но там часто бывает нужен макрорежим, которого у данного объектива нет (очень жаль). Также снимаю пейзаж, но его я чаще снимаю на широкоугольник, причем предпочитаю объектив тилт-шифт.

Но вот один из жанров как раз очень подходит — это съемка видео. Чаще всего я снимаю интервью у бизнесменов малого и среднего бизнеса и там используются две-три камеры (также снимаю элитную недвижимость, но там широкоугольник используется). И чаще всего используется как раз объектив 100 мм. Потому я взял с собой ZEISS Otus 100/1.4 на очередные съемки чтобы посмотреть его «в деле».

Съемки проходили на одном из крупнейших скалодромов С-Петербурга — El Capitan. Штатив Gitzo, объектив Carl Zeiss — что может быть приятнее для работы? :) И для контроля фокуса и экспозиции Macbook pro 15″.

По результатам съемки я скажу, что работать с ZEISS Otus 100/1.4 в видео очень удобно. Очень хороший мягкий, но не слишком ход фокусировочного кольца. Поскольку я пробовал практически все объективы Carl Zeiss, то скажу что у Отусов ход кольца даже лучше чем у Милвусов. Это тонкая грань между просто хорошо и отлично. Плюс не нужно следить включен ли автофокус :) В видео он не нужен т.к. иначе камера будет «рыскать» и фокус будет уходить, а на Отусе фокус меняется вручную. Один раз настроил по экрану Макбука и оставил. По картинке видно что она «благородная», почти без хроматики. Т.е. её можно «поймать» в контровом свете, но не нужно снимать в жестком контровом свете. А то как в анекдоте про сибирского мужика и японскую бензопилу…:)

Также по картинке в видео видно что контраст повыше, чем у Canon, который я обычно использую. Но это можно и не заметить.

Резюме по использованию ZEISS Otus 100/1.4

Я нашёл применение ZEISS Otus 100/1.4 именно в видеосъемке. Киношные объективы Carl Zeiss стоят существенно дороже и у них есть несомненно свои плюсы, но для проектов относительно невысокого бюджета (относительно кино) ZEISS Otus 100/1.4 будет хорошей альтернативой.

Для портретной съемки я вижу ZEISS Otus 100/1.4 на камере SONY A7R IV по причине наличия у неё стабилизатора сенсора и нативного фокус пикинга. ZEISS Otus 100/1.4 можно без проблем использовать и на «зеркалках», но на БЗК просто удобнее. Поставить через приличный адаптер и творить портретные шедевры в своё удовольствие. Тот редкий случай когда я за использование БЗК в портретной съемке.

Компания Carl Zeiss в очередной раз выпустила отличный оптический инструмент, который не только порадует фотографов в плане оптического качества и конструктива, но и подстегнет других производителей (и, видимо, будет делать это несколько лет, как минимум) к достижению новых высот в оптике :)

Что даст ZEISS Otus 100/1.4 конкретно Вам будет зависеть от того насколько правильно вы поняли его предназначение и его сильные стороны о которых я написал. Т.е. инструмент есть инструмент. ZEISS Otus 100/1.4 это мануальный объектив высокого разрешения и с малыми ХА. У него очень качественная сборка и очень плавное, но слегка вязкое управление фокусом (лучшее на мой взгляд среди мануальных объективов, а попробовал я их немало). С помощью ZEISS Otus 100/1.4 можно снимать портреты при плохом освещении (и при хорошем тоже, но с ND фильтром диаметра 86 мм) с красивым боке. Также можно этим объективом снимать пейзажи когда до основного плана есть некоторое расстояние (как на моём примере снимка). Например, можно снимать открыточные картинки через реку. Кроме того ZEISS Otus 100/1.4 очень удобен для статической съемки видео, где требуется точный фокус, хорошая картинка и равномерное разрешение по полю кадра на открытой диафрагме.

Диафрагма 5.6

По сути для любительского использования в данном случае можно сказать, что объективы сравнялись для пейзажного и портретного использования в обычных условиях (я здесь тестирую только на разрешение, не ставлю боковой и контровой свет).

А теперь внимание… Держитесь за стулья — эксклюзив! :)

Помните в начале статьи я приводил заявление компании Carl Zeiss, что ZEISS Otus 55/1.4 может дать картинку как на среднеформатной камере/оптике? Давайте сравним!

ZEISS Otus 55/1.4 vs Schneider Kreuznach 80mm LS f/2.8

Стоит ли говорить, что Schneider Kreuznach 80mm LS f/2.8 не простой объектив (далеко не дешевый даже для среднего формата), как и сам его производитель, который имеет родословную такую же древнюю, как и Carl Zeiss.

Тест проходил на камере Mamiya DF+ с цифровым задником Credo 40 (40 Мпикс).

Давайте посчитаем все параметры сравниваемых систем, чтобы сравнение было более-менее честным.

Canon 5DsR имеет сенсор размером 36 x 24 мм. Leaf Credo 40 имеет сенсор размером 43.9 x 32.9 мм.

Считаем диагональ кадра. У Canon 5DsR диагональ равна 42 мм, а у Leaf Credo 40 — 55 мм. Потому кроп получится 55/42 = 1.29 в пользу Credo 40.

Значит угол зрения объектива Schneider Kreuznach 80mm LS f/2.8 соответствует (80/1.29) углу зрения 62 мм на 35 мм системе.

55 мм у Otus против 62 мм у Schneider вполне себе близко.

Для тех, кто введён в заблуждение многочисленными роликами про то, что нужно обязательно привести относительное отверстие к эквивалентому значению при тестах хочу сказать — это в общем и целом неверно. Если масштаб у вас одинаковый, то и относительное отверстие должно быть одинаковым т.к. оно определяет экспозицию для данной системы, а при равном масштабе у вас одинаковая ГРИП, что я далее и проиллюстрирую. Тут есть еще нюансы с плотностью пикселей, но сейчас мы это опустим, дабы не загружать вас еще больше.

В данном случае кадр с Leaf Credo 40 + Schneider Kreuznach 80mm LS f/2.8 идеально ложится на кадр с Canon 5DsR + ZEISS Otus 55/1.4. Так получилось потому, что угол обзора ZEISS Otus 55/1.4 всё-таки побольше и потому видно, что кадр с ZEISS Otus 55/1.4 захватывает больше зданий, но плотность пикселей на Canon 5DsR тоже больше и это компенсирует масштаб. В результате 1:1.

Кропы 100%


Можно сказать, что практически 100% паритет. Только очень большой гурман копания в пикселях, знающий где искать может найти отличия. Например в различимости мелких кирпичиков. Тут средний формат получше работает. И муар реже встречается. В остальном можно смело сказать, что все мелкие детали на ZEISS Otus 55/1.4 передаются также, как на среднем формате!

Запомните этот момент! Впервые 35 мм система догнала средний формат по детализации снимков! Отсюда возникает вопрос — нужно ли вам покупать средний формат при наличии денег или можно остаться на относительно компактной 35 мм системе, сэкономив большую кучу денег, которую можно потратить на другие фотопринадлежности. Я уж не говорю про влагозащиту 35 мм камер, их живучесть по сравнению со средним форматом, возможность снимать видео и т.д.

ZEISS 55mm f/1.4 Otus обещает новые рубежи в плане резкости

Прежде всего, компания отмечает, что оптическая схема и конструктив объектива совершенно новые — собственно, это видно и по названию Distagon, которое обычно характеризует широкоугольные объективы-апохроматы компании, и здесь используется лишь для того, чтобы дать фотографу понимание беспрецедентного качества. Взглянув на объектив, опытный фотоны замечает, что для полтинника он великоват — так, собственно, и есть, даже если учитывать его светосилу. Объясняется это тем, что в объектив, в отличие от всего, что присутствует на рынке в виде оптических решений для этого фокусного расстояния, вставлено куда больше стеклянных элементов (что и на вес повлияло не в лучшую сторону) — схема включает в себя 12 элементов в 10 группах (в то время как обычно в пределах 6-8), при этом ровно половина из них сделана из стекла, которое на выходе про стоимости превосходит золото.

Естественно, установлены в объектив они не ради цены — как итог, у него непревзойденная резкость, разрешение и контраст, которые на самой открытой диафрагме обеспечивают такую детализацию элементов фокальной плоскости, которая другими объективами достигается только при закрытии до f/4-5.6. Более того, объектив совсем не создает и хроматических аберраций на цифровых матрицах даже в углах кадра и на открытых диафрагмах, что характерно для всех светосильных объективов, созданных по оптическим схемам прошлого века, а потому, не учитывающих углов падения света на матрицу, так как для пленки это не было критичным — а это все объективы, присутствующие на рынке, на сегодняшний день. Последнее, на самом деле, критично для профессионалов, работающих на пленере, так как это явление наиболее заметно на открытых диафрагмах. Потеря детализации за счет борьбы с цветовыми расхождениями, порождающими аберрации, весьма критично — картинка теряет не только детали, но еще и корректную цветопередачу. Естественно, обладает объектив и приятным немецким боке, что, впрочем, еще только предстоит оценить фотографам.

Выпускаться объектив будет под 2 байонета, Canon EF и Nikon F. Объективы будут оборудованы чипами для корректной работы экспонометрии и подтверждения фокусировки (мотора автофокуса в объективе нет). Ход кольца фокусировки плавный и, в отличие от большинства современных объективов, очень большой, что позволяет точную фокусировку до милиметра — угол хода кольца составляет 248°. Цифры на объективе нанесены с использованием флуоресцирующей краски, отчего его дуобно идентифицировать в темноте — хотя, в первое время, он все равно будет единственным в серии. Весить объектив будет около килограмма, в зависимости от байонета.

Как итог, и позиционируется эта линза как лучший спутник для топовых полнокадровых зеркалок высокого разрешения, вроде Nikon D800. Данные факты дают компании право довольно нагло заявлять, что теперь это лучший полтинник на рынке («и точка», добавляют они) — однако, самой неприятной новостью для японцев будет то, что это правда. Естественно, остается еще провести тесты, однако, зная немецкий подход, мы понимаем, что эту фразу в ближайшие годы уже не изменить.

Рекомендованная производителем цена объектива на момент поступления его в продажу — 4000 долларов, старт продаж — конец октября 2013 года. Компания планирует пополнить линейку Otus в следующем году 1-2 моделями, которые сейчас находятся в активной разработке, в соответствии с тем же стремлением компании к беспрецедентному качеству. Судя по слухам, это будут широкоугольные модели Zeiss Otus 21/1.4 и Zeiss Otus 35/1.4.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий