Обзор Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II PZD VC Model B016


Обзор Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II PZD VC Model B016

За предоставленный объектив Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 огромная благодарность магазину Bomber, где можно найти любой объектив, в том числе и Tamron с официальной гарантией 5 лет.

Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II PZD VC Model B016. Объектив показан на пленочном зеркальном фотоаппарате.

Навигация по обзору:

  1. Навигация по обзору
  2. Вкратце
  3. История
  4. Основные технические характеристики
  5. Сборка
  6. Блокиратор ‘LOCK’
  7. Стабилизатор
  8. Фокусировка
  9. Качество изображения
  10. Примеры фотографий
  11. Цены/где купить
  12. Альтернативы
  13. Мой личный опыт работы с объективом
  14. Итоги
  15. Комментарии пользователей
  16. Добавить свой отзыв или вопрос по объективу

В данном обзоре объектив Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II PZD VC Model B016 я буду называть сокращенно — ‘Tamron 16-300/3.5-6.3’. Здесь я рассматриваю версию для камер Nikon DX — B016N.

Вкратце

Tamron 16-300/3.5-6.3 — универсальный объектив для кропнутых камер Nikon, Sony и Canon. Интересен большим набором фокусных расстояний, одновременно есть возможность использования широкоугольного диапазона 16 мм и теле диапазона на 300 мм. Это первый объектив с такой большой кратностью зума. На момент создания данного обзора Tamron 16-300/3.5-6.3 имеет самую большую кратность зума среди всех объективов для цифровых зеркальных камер. Практически 20-ти кратный зум позволяет использовать Tamron 16-300/3.5-6.3 в качестве ‘одного объектива для всего’.

В общем — Tamron 16-300/3.5-6.3 является самым при самым мега-супер-ультра-гипер зум-объективом. Но, как известно, чем больше кратность зума, тем сложней добиться хорошего качества изображения. Сам по себе объектив оптически не очень силен, зато очень удобен в использовании, особенно, когда есть хорошее освещение.

Одновременно с анонсом Tamron 16-300/3.5-6.3 был показан очень похожий объектив, но разработанный для полноформатных камер — Tamron PZD Di 28-300mm F/3.5-6.3 Piezo Drive VC Model A010.

История

Компания Tamron всегда первой или одной из первых создавала и создает все новые объективы с рекордной кратностью зума.

Небольшой экскурс в линейку супер-зумов Tamron для зеркальных фотоаппаратов с APS-C сенсором:

  1. Model A14 Tamron AF 18-200mm 1:3.5-6.3 (IF) Aspherical LD XR DiII Macro, февраль 2005. Страна производитель Япония или Китай. У версии для камер Pentax байонет металлический, для Nikon/Canon/Sony/Minolta байонет пластиковый. В марте 2008 для камер Nikon появляется улучшенная модель Tamron Model A14 NII со встроенным мотором фокусировки, переключателем режимов фокусировки, 8 контактами микропроцессора и металлическим байонетом. Скорее всего объективы Sony AF DT 18-200mm F3.5-6.3 и Minolta AF DT 18-200mm F3.5-6.3 D используют такую же оптическую схему и являются его копиями.
  2. Model B018 Tamron AF 18-200mm F/3.5-6.3 Di II VC, август 2019.
  3. Model A18 Tamron AF 18-250mm F/3.5-6.3 Di II LD Aspherical [IF] Macro, сентябрь 2006. Страна производитель Япония или Китай. В декабре 2007 для камер Nikon появляется улучшенная модель Tamron Model A18 NII со встроенным мотором фокусировки, переключателем режимов фокусировки и 8 контактами микропроцессора. Скорее всего объективы Sony AF DT 3.5-6.3/18-250 и SMC Pentax-DA 1:3.5-6.3 18-250mm AL [IF] и Samsung 18-250 1:3.5-6.3 используют такую же оптическую схему и являются его копиями.
  4. Model B003 Tamron AF 18-270mm 1:3.5-6.3 Di II LD [IF] Aspherical VC Macro, июль 2008.
  5. Model B008 Tamron AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD, декабрь 2010. Скорее всего объектив SMC Pentax-DA 1:3.5-6.3 18-270mm ED SDM используют такую же оптическую схему.
  6. Model B008TS Tamron AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD, сентябрь 2016.
  7. Model B016 Tamron AF 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro, февраль 2019.
  8. Model B028 Tamron 18-400mm F/3.5-6.3 Di II VC HLD, июнь 2019.

Существует еще PROMASTER DIGITAL XR EDO AF Aspherical LD (IF) 18-200mm 1:3.5-6.3 Macro, который является моделью Tamron Model A14 под брендом Promaster.

Отдельно стоят два объектива для беззеркальных фотоаппаратов:

  1. Model C001 Tamron Micro 14-150mm F/3.5-5.8 Di III, черный или серебристый, июнь 2019, для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3
  2. Model B011 Tamron 18-200mm F/3.5-6.3 Di III VC, черный или серебристый, декабрь 2011, для фотоаппаратов с байонетом Sony E и Canon EOS M

У других компаний, на момент создания данного обзора, не было объектива с набором фокусным расстояний от 16 до 300 мм.

Основные характеристики Tamron PZD Di II 16-300mm F/3.5-6.3 B016 Piezo Drive VC (версия B016N для камер Nikon)

Название экземпляра из обзора На объективе указано Tamron PZD Ø 67mm Di II 16-300mm F/3.5-6.3 B016 Piezo Drive VC, на коробке указано Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 DiII VC PZD MACRO Model: B016N for Nikon Built-In Motor D Compatible
Основные свойства
  • B016 N — версия для камер Nikon, без кольца управления диафрагмой, со встроенным мотором фокусировки и передачей дистанции фокусировки в камеру
  • DI II (Digitally Integrated II) — объектив разработан для использования на цифрозеркальных камерах с сенсором APS-C
  • VC (Vibration Compensation) — встроенный стабилизатор изображения с отдельным переключателем (только в вариантах объектива для Nikon и Canon)
  • PZD (PieZo Drive) — специальный ультразвуковой мотор фокусировки
  • FTM (Full Time Manual Focusing) — возможность постоянного ручного контроля фокусировки
  • IF (Internal Focus) — внутренняя фокусировка
  • AF/MF — переключатель режимов фокусировки
  • MACRO — возможность псевдо-макро съемки (маркировка указана на коробке)
  • 8 специальных оптических элементов (UXR, LD, Molded Aspherical, ASL, XR, детали в разделе про оптическую схему)
  • MLC (Multi-Layer Coating) — многослойное просветление оптики
  • ZL (Zoom Lock) — фиксатор кольца зума
  • RD (Rounded Diaphragm) — скругленная диафрагма
  • MR (Moisture Resistant) — защита от брызг с резиновым уплотнителем крепления объектива
  • первый объектив для APS-C камер с такой огромной кратностью зума
  • 5 лет гарантии
Диаметр переднего фильтра 67 мм
Фокусное расстояние 16-300 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 24-450 мм (!)
Кратность зума 18.75 Х (часто округляют до 18.8)
Разработан для кропнутых цифровых камер линейки Nikon DX. Также модель B016 существует для камер Canon и Sony
Количество лепестков диафрагмы 7 скругленных лепестков, которые формируют достаточно ровное отверстие
Метки окошко с дистанцией фокусировки в метрах и футах, значения фокусного расстояния для 16, 35, 50, 70, 100, 200, 300 мм, метка крепления бленды, метка байонентного крепления
Диафрагма
  • 16mm F/3.5-F/22
  • 35mm F/4.5-F/29
  • 50mm F/5-F/32
  • 70mm F/5.3-F/36
  • 100mm F/5.6-F/36
  • 200mm F/6.3-F/40
  • 300mm F/6.3-F/40

Объектив не имеет кольца управления диафрагмой (G — тип объективов для камер Nikon)

МДФ 0.39 м, максимальный коэффициент увеличения 1:2.9 (на значении 300 мм фокусного расстояния)
Вес 540 г
Оптическая схема 16 элементов в 12 группах из которых:
  • ■ ASL (Hybrid aspherical elements) — 1 гибридный асферический элемент (комбинация стекла и пластика)
  • ■ UXR (Ultra-Extra Refractive Index) — 1 элемент с усльтра-высоким коэффициентом преломления
  • ■ LD (Low Dispersion) — 2 специальных низкодисперсионных элемента.
  • ■ Molded-Glass Aspherical — 3 литых стеклянных асферических элемента
  • ■ XR (Extra Refractive Index) — 1 элемент с высоким коэффициентом преломления

Дополнительно используется специальное просветление оптики.

Бленда Лепестковая пластиковая бленда HB016 из комплекта поставки. Бленда может устанавливаться в режим транспортировки.
Страна изготовитель MADE IN CHINA (изготовлено в Китае)
3D-вид Посмотреть
Цена
  • Посмотреть на E-katalog
  • Посмотреть на Magazilla
  • Посмотреть на Nadavi
  • Посмотреть в М.Видео
  • Посмотреть в Связном
  • Посмотреть на Озоне
Инструкция Посмотреть
Период Выпускается с 6 февраля 2019 года. В июне 2019 года дополнен новой версией Model B028 Tamron 18-400mm F/3.5-6.3 Di II VC HLD

Обратите внимание, что объектив Tamron B016 выпускается для:

  • Canon — Model B016 E (обзор здесь)
  • Sony/Minolta — Model B016 S
  • Nikon — Model B016 N

Для камер Pentax объектив не производится, но может такое случится, что Pentax выпустит свой собственный объектив на этой же оптической схеме.

Когда я готовил данный обзор, заметил, что в официальных брошюрах объективы Tokina и Tamron почти всегда показываются с байонетом Nikon, а в спецификации всегда есть примерно такая пометка ‘технические характеристики указаны для версии Nikon F’.

Сборка

Объектив имеет металлический байонет. Внутренности объектива, насколько это можно судить по виду со стороны задней линзы, выполнены из пластика. Кольцо трансфокатора (зума) прорезинено, широкое и приятное в обращении. На обзоре у меня побывал абсолютно новый объектив у которого кольцо трансфокатора вращается немного туго. Во время изменения фокусного расстояния передняя линза не вращается. Выдвигающаяся оправа корпуса (хобот) состоит их двух пластиковых секций. Кольцо фокусировки не прорезинено, но приятное в обращении.

Заявлено, что объектив защищен от брызг, правда, в инструкции к нему про это нет никаких данных. Возле байонета находится резиновый уплотнитель, защищающий байонет от попадания пыли и влаги.

Объектив производится в Китае. Несмотря на огромную кратность зума, Tamron 16-300/3.5-6.3 имеет достаточно компактные размеры и небольшой вес. В целом, на ощупь, объектив собран качественно. Я не нашел явных недостатков. К тому же, в коробке с объективом я нашел гарантийный талон на 5 лет.

Tamron 16-300/3.5-6.3 имеет симпатичный дизайн корпуса с серебристой вольфрамовой полосочкой между окошком дистанции фокусировки и кольцом фокусировки.

На корпусе есть метка байонетного крепления и метка для быстрой установки бленды. Объектив использует пластиковую бленду Tamron HB016 (Made In Philippines), которая фиксируется в специальных пазах, расположенных возле передней линзы объектива. Бленду можно установить в обратном направлении для транспортировки. В таком положении немного затрудняется доступ к кольцу зума. Во время изменения фокусного расстояния бленда двигается вместе с передней частью объектива. Из-за огромного разброса в фокусных расстояниях, бленда максимально эффективна на 16 мм фокусного расстояния и практически не эффективна в диапазоне 200-300 мм.

Во время изменения фокусного расстояния задняя линза двигается в середине корпуса объектива подобно помпе — втягивает и выталкивает воздух. Такое поведение задней линзы называют ‘эффектом пылесоса’, который может увеличить количество пыли, которая скапливается в фотоаппарате. У Tamron 16-300/3.5-6.3 эффект пылесоса выражен очень сильно.

Блокиратор ‘LOCK′ (ZL — ZOOM LOCK)

Оправа (хобот) у Tamron 16-300/3.5-6.3 самопроизвольно не меняет свои размеры под собственным весом. Возможно такое неприятное явление может начаться только со временем. Чтобы избежать этого, на корпусе объектива присутствует фиксатор фокусного расстояния ‘LOCK′ (так называемый ‘замок зума’), который намертво фиксирует фокусное расстояние на значении 16 мм.

Чтобы зафиксировать хобот объектива, сначала обязательно нужно установить 16 мм фокусного расстояния. В зафиксированном значении возле кнопки видно красную полоску.

Переключатель находится в не очень удобном месте — под указательным пальцем правой руки. Перед началом съемки ‘снимать объектив с замка’ не очень просто.

У кого уже наступило критическое время, когда хобот начал жить своей жизнь, напишите свои ощущения в комментариях.

Стабилизатор

Tamron 16-300/3.5-6.3 может использовать встроенный стабилизатор изображения. Функция стабилизация присуща только объективам для Canon и Nikon, для камер Sony объектив выпускается без стабилизатора.

На объективе есть переключатель работы стабилизатора VC ON/OFF. Стабилизатор работает практически бесшумно.

Производитель не указывает эффективность стабилизатора. На практике Tamron 16-300/3.5-6.3 держит 3-4 стопа по выдержке, что вполне неплохо. У меня без проблем получалось делать снимки неподвижных объектов с рук на выдержке 1/30 сек. и 300 мм фокусного расстояния (в галерее есть даже портрет на 300 мм и 1/30 секунды). Если постараться, то можно сделать хороший снимок даже на 1/10 секунды и 300 мм фокусного расстояния. В общем, стабилизатор работает хорошо.

Нигде не указывается, может ли стабилизатор отслеживать движение объектива во время панорамной съемки. В отличии от оригинального Nikon 18-300/3.5-5.6G VR у Tamron 16-300/3.5-6.3 нет выбора режимов стабилизации Active/Normal или им подобных.

Фокусировка

Для фокусировки объектив использует специальный пьезо-ультразвуковой мотор фокусировки ‘PZD’ (PieZo Drive). Везде пишется про то, что данная технология использует бесшумную фокусировку, на деле же от шума фокусировки никуда не деться. Во время фокусировки система фокусировки может слегка потрескивать и гудеть. Во время реальной работы с объективом Tamron 16-300/3.5-6.3 особой разницы с микро-моторами Nikon SMW я не нашел. Как работает PZD-мотор продемонстрировано здесь.

Важно: данный объектив будет автоматически фокусироваться на всех цифровых зеркальных камер Nikon. Tamron 16-300/3.5-6.3 является аналогом объективов Nikon серии AF-S/AF-I, Nikon SWM. Tamron 16-300/3.5-6.3 не имеет проблем фокусировки в режиме Live View.

При использовании на фотоаппарате Nikon D90 с простенькой системой фокусировки Multi-CAM 1000 объектив часто проводил повторную перефокусировку во время работы в диапазоне 100-300 мм. В условиях с плохой освещенностью автоматическая фокусировка вовсе теряла объекты из поля зрения, а объектив постоянно ерзал в поисках фокуса. Также, порой фокусировка может замерзать на одном месте. В диапазоне 200-300 мм объектив из обзора страдал фронт-фокусом (фокусировался ближе, чем выбранный объект съемки). Моя Nikon D90 всего как неделю назад была на юстировке фокусировки в официальном сервисе. В сети я нашел информацию подобного рода о проблемах с бек и фронт фокусом.

Скорость автоматической фокусировки средняя (ближе к низкой). Время фокусировки от бесконечности до МДФ и обратно примерно равняется таковой у объектива Nikon 18-200/3.5-5.6GII. Мной было замечено, что мотор фокусировки выполняет фокусировку от бесконечности до МДФ гораздо быстрей, нежели в обратном направлении. Скорость фокусировки слабо зависит от выбранного фокусного расстояния.

Фокусировка у Tamron 16-300/3.5-6.3 внутренняя — при фокусировке ни передняя ни задняя линза не вращаются, а сам объектив при фокусировке не изменяет своих размеров.

Во время автоматической фокусировки кольцо фокусировки остается неподвижным. В ручном режиме фокусировки кольцо фокусировки вращается приблизительно на 135 градусов. При достижении крайних положений кольцо фокусировки не упирается, а продолжает скользить, не влияя на фокусировку. Наводиться на резкость вручную не особо комфортно, но все же лучше, нежели в многих бюджетных объективах.

Объектив имеет окошко со шкалой расстояний с метками в метрах и футах. Шкала маленькая, на ней имеются метки только для 7, 3, 1, 0.39 метра и метка ‘бесконечности’. Такая шкала сама по себе мало полезна и присутствует больше для галочки (обоснование этой мысли здесь).

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 39 см (расстояние от матрицы фотоаппарата до объекта съемки). При такой МДФ максимальный коэффициент увеличения составляет 1:2.9. Таким образом объектив позволяет снимать любительское ‘макро‘. Из-за такой маленькой дистанции фокусировки на коробке объектива, среди его титулов, можно найти приставку ‘MACRO’.

Обратите внимание: на 300 мм фокусного расстояния, во время фокусировки на МДФ, расстояние от передней линзы объектива до объекта съемки составляет всего 9 см. если снимать ‘макро-объекты’, расположенные на горизонтальной поверхности, то при фокусировке на минимально возможное расстояние можно зацепить блендой эту самую поверхность.

Важно. Объектив имеет очень сильно выраженный эффект ‘Focus Breathing’ (изменения угла обзора во время фокусировки). Во время фокусировки на МДФ на 300 мм фокусного расстояния, эффективное фокусное расстояние равняется приблизительно 100-150 мм. У Tamron 16-300/3.5-6.3 я наблюдаю один из самых сильных эффектов ‘Focus Breathing’.

Во время изменения фокусного расстояния наводка на резкость сбивается. Объектив никоим образом не является парфокальным.

Tamron 16-300/3.5-6.3 имеет переключатель режима фокусировки ‘AF/MF’. Для ручной фокусировки объектив не обязательно переводить в режим ‘MF’. Объектив использует полноценный режим FTM (Full Time Manual Focusing) — возможность постоянного ручного контроля фокусировки во время использования режима ‘AF’. Это первый объектив от стороннего производителя, у которого я нашел режим FTM полностью аналогичный Nikon M/A. Как только касаешься кольца фокусировки, автоматическая фокусировка отключается, при этом не важно, какие настройки фокусировки были заданы в камере. Компания Tamron постаралась на славу. Режим Tamron FTM/Nikon M/A очень полезны во время реальной работы, например, с их помощью можно реализовать функцию ‘Ловушки Фокусировки‘.

Влияние F/6.3 на фокусировку:

В инструкции к большинству фотоаппаратов Nikon указан порог максимального относительного отверстия объектива, с которым будет доступна корректная автоматическая фокусировка. Большинство фотоаппаратов Nikon рассчитано только на работу с объективами не темнее F/5.6. Например, камеры Nikon D90 и D70, с помощью которых делались тестовые снимки, теоретически не должны корректно работать с данным объективом. Но все же, как показала моя практика, в условиях с хорошей освещенностью нет особых проблем с автоматической фокусировкой даже на камеры, которые не рассчитаны на работу с объективами с F/6.3. Tamron 16-300/3.5-6.3 выходит за рамки F/5.6 на значении фокусного расстояния, равного 125 мм (!), на этом значении максимальное относительное отверстие равняется уже 1:6.0.

Список фотоаппаратов Nikon, датчики фокусировки которых могут без проблем фокусироваться с объективами с максимальной диафрагмой F/5.6-8.0, можете найти здесь. На момент написания обзора было всего три камеры Nikon DX с такой возможностью: D7100, D7200, D500. В режиме Live View ограничение на F/6.3 может не работать.

Это же замечание касается и фотоаппаратов других производителей.

Малое относительное отверстие — одна из главных причин частых промахов фокусировки и ‘дерганья’ фокусировки с данным объективом.

На момент написания мной данного обзора существовал лишь один супер-зум с подобной кратностью зума, который использует F/5.6 на своем длинном конце — это Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical. К сожалению, компания Tamron делает свои супер-зумы только с F/6.3 на длинном конце.

Важно: Tamron 16-300/3.5-6.3 — объектив от стороннего производителя. Может такое случиться, что он не будет корректно работать с новыми фотоаппаратами Nikon, которые будут представлены после анонса этого объектива. Детали по этому вопросу рассмотрены мной здесь.

Качество изображения

В оптической схеме объектива находится огромное количество специальных оптических элементов, которые позволяют сделать объектив легким, компактным и с при этом с возможностью 19-ти кратного зума. Не знаю как, но компании Tamron удалось создать данный объектив с неплохим качеством изображения. Больше всего я опасался низкой резкости на 300 мм фокусного расстояния, но страхи оказались не такими серьезными. Даже на 300 мм объектив показывает терпимую резкость на F/6.3.

Главные недостатки изображения:

  • сильная дисторсия на 16 мм, небольшая дисторсия по всему диапазону фокусных расстояний
  • слабая резкость по краям и углам изображения практически на всех фокусных расстояниях
  • большое количество хроматических аберраций в диапазоне 200-300 мм
  • сильное виньетирование на 16 мм и F/3.5 и чуть поменьше в диапазоне 200-300 мм
  • скудное боке

Главные достоинства создаваемого изображения:

  • хороший контраст по всему диапазону фокусных расстояний
  • хорошая резкость в центре кадра на открытых диафрагмах в диапазоне 16-200 мм, приемлемая резкость в диапазоне 200-300 мм
  • хорошая цветопередача
  • ровные кружочки в зоне нерезкости благодаря скругленным лепесткам диафрагмы
  • неплохая работа в макро режиме

Оптимальное качество изображение достигается на F/8-F/11.

К сожалению, ошибки фокусировки, особенно проблема фронт- и бек-фокуса сильно портит конечное качество снимков.

Примеры фотографий

Снимки показаны с камеры Nikon D90.

Снимки в галерее ниже показаны без обработки. Во время съемки использовался защитный светофильтр Marumi DHG Super Lens Protect 67mm Made in Japan.

Скачать исходные файлы можно по этой ссылке.

Цены

Цены на объектив Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II PZD VC Model B016 в популярных интернет-магазинах можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Альтернативы

Ниже показан список всех гипер-зумов для зеркальных камер с APS-C сенсором и диапазоном фокусных расстояний большим или равным, чем классические 18-200 мм. Объективы Tamron / Sigma производились под разные байонеты.

Tamron:

  1. Model A14 Tamron AF 18-200mm 1:3.5-6.3 (IF) Aspherical LD XR DiII Macro, февраль 2005. Страна производитель Япония или Китай. У версии для камер Pentax байонет металлический, для Nikon/Canon/Sony/Minolta байонет пластиковый. В марте 2008 для камер Nikon появляется улучшенная модель Tamron Model A14 NII со встроенным мотором фокусировки, переключателем режимов фокусировки, 8 контактами микропроцессора и металлическим байонетом.
  2. PROMASTER DIGITAL XR EDO AF Aspherical LD (IF) 18-200mm 1:3.5-6.3 Macro, является моделью Tamron Model A14 под брендом Promaster. Японская сборка.
  3. Model B018 Tamron AF 18-200mm F/3.5-6.3 Di II VC, август 2019.
  4. Model A18 Tamron AF 18-250mm F/3.5-6.3 Di II LD Aspherical [IF] Macro, сентябрь 2006. Страна производитель Япония или Китай. В декабре 2007 для камер Nikon появляется улучшенная модель Tamron Model A18 NII со встроенным мотором фокусировки, переключателем режимов фокусировки и 8 контактами микропроцессора.
  5. Model B003 Tamron AF 18-270mm 1:3.5-6.3 Di II LD [IF] Aspherical VC Macro, июль 2008.
  6. Model B008 Tamron AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD, декабрь 2010. Страна изготовитель Китай или Вьетнам.
  7. Model B008TS Tamron AF 18-270mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD, сентябрь 2016.
  8. Model B016 Tamron AF 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro, февраль 2019.
  9. Model B028 Tamron 18-400mm F/3.5-6.3 Di II VC HLD, июнь 2019.

Sigma:

  1. Sigma Zoom DC 18-200mm 1:3.5-6.3, февраль 2005.
  2. Quantaray 18-200mm 1:3.5-6.3 Dio Multi-Coated, предыдущий объектив под бредом ‘Quantaray’
  3. Sigma Zoom DC 18-200mm 1:3.5-6.3 (+-HSM) OS (Optical Stabilizer), сентябрь 2006, бархатный или гладко-черный корпус. HSM мотор имеется только в объективах для камер Nikon.
  4. Quantaray 18-200mm 1:3.5-6.3 Dio OS (+-HSM) Multi-Coated, предыдущий объектив под бредом ‘Quantaray’.
  5. Sigma Zoom DC 18-200mm 1:3.5-6.3 II HSM OS (Optical Stabilizer), октябрь 2011.
  6. Sigma 18-200mm 1:3.5-6.3 DC OS HSM MACRO | C (Contemporary, Optical Stabilizer), январь 2019.
  7. Sigma Zoom DC 18-250mm 1:3.5-6.3 HSM OS (Optical Stabilizer), январь 2009
  8. Sigma Zoom DC 18-250mm 1:3.5-6.3 Macro HSM OS (Optical Stabilizer), июнь 2012.
  9. Sigma 18-300mm 1:3.5-6.3 DC OS HSM MACRO | C (Contemporary, Optical Stabilizer), сентябрь 2019.

Nikon:

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical, ноябрь 2005.
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6GII ED SWM VR IF Aspherical, июль 2009.
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical, июнь 2012.
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-6.3G ED SWM VR IF Aspherical, апрель 2019.

Sony:

  1. Sony AF DT 18-200mm F3.5-6.3, скорее всего использует оптическую схему Tamron Model A14.
  2. Minolta AF DT 18-200mm F3.5-6.3 D, скорее всего использует оптическую схему Tamron A14
  3. Sony AF DT 3.5-6.3/18-250, с 2007, скорее всего использует оптическую схему Tamron Model A18..

Pentax:

  1. SMC Pentax-DA 1:3.5-6.3 18-250mm AL [IF], октябрь 2007, скорее всего использует оптическую схему Tamron Model A18.
  2. SMC Pentax-DA 1:3.5-6.3 18-270mm ED SDM, сентябрь 2012, скорее всего использует оптическую схему Tamron Model B008.
  3. Samsung 18-250 1:3.5-6.3, с байонетом Pentax KAF2, 2008, (скорее всего использует оптическую схему Tamron Model A18.

Сanon:

  1. Canon Zoom Lens EF-S 18-200mm 1:3.5-5.6 IS (Optical Sbabilizer), август 2008.

Мой опыт

По началу я был очень доволен возможностями Tamron 16-300mm F/3.5-6.3, он порадовал меня многими вещами, в том числе и нормальным (не плохим) качеством изображения. Правда, после просмотра снятого материала на компьютере мой пыл к объективу упал — частые ошибки фокусировки в теле диапазоне поменяли мое желание купить подобный объектив для личного использование.

Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 хорошо себе показал для уличной съемки. Он будет отличным решением для отпуска и отдыха на природе. Лет 15 назад про такой объектив многие не могли даже мечтать.

По сравнению с другими объективами, у Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 не только увеличили длинный конец с 270 до 300 мм, но и позаботились о широком угле. От сторонних производителей Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 является первым подобным универсальным объективом с возможностью использовать 16 мм фокусного расстояния. Даже среди оригинальных объективов существует только две модели, с возможностью устанавливать 16 мм: Nikon 16-85 VR и Nikon 16-80 VR.

Лично я могу простить Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 всего его недостатки, ведь он первопроходец в своем классе. Переоценить такой набор фокусных расстояний, да еще и за такие деньги, очень сложно.

Итоги

Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II PZD VC Model B016 — сбалансированный универсальный объектив с огромной кратностью зума. Из недостатков хочу выделить слабую светосилу F/6.0-F/6.3 в диапазоне 125-300 мм, которая играет злую шутку с системой фокусировки фотоаппаратов с простенькими системами фокусировки. Из достоинств хочу выделить хорошую сборку, работу стабилизатора, небольшие размеры и небольшой вес, а главное — неплохое качество изображения.

UPD: 24 июня 2019 была представлена новая модель — Tamron 18-400mm F/3.5-6.3 Di II VC HLD Model B028

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

И швец, и жнец. Обзор объектива Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD MACRO

Этой весной компания Tamron начала продажи «многостаночника» — объектива, который позволяет и архитектуру снимать, и птичек на веточках «щелкать», и жуков на цветочках рассматривать. Речь о модели Tamron 16–300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD MACRO.

И швец, и жнец. Обзор объектива Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD MACRO

Как видно из длинного наименования, модель «покрывает» фокусное расстояние 16–300 мм, имеет максимальные значения диафрагмы f/3.5–6.3 и, очевидно, снимает в режиме Macro. Что еще скрывается за длинным названием, читайте чуть ниже.

И швец, и жнец. Обзор объектива Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD MACRO

Главная особенность «стекла» — огромный диапазон фокусных расстояний, который и позволяет продукту играть разные роли. Этот «разброс», эквивалентом которому для полнокадровых фотоаппаратов является фокусное расстояние 24–450 мм, позволяет снимать как близкорасположенные, так и значительно удаленные предметы. Гостей на свадьбе, тостующих в скромном подъезде, портреты животных на выпасе — как вариант. Минимальная дистанция фокусировки — 39 сантиметров; максимальное увеличение объекта съемки — 0,34x (коэффициент масштабирования достигает х18,8).

И швец, и жнец. Обзор объектива Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD MACRO

Чтобы обеспечить подобные показатели, производитель сконструировал объектив, используя 16 элементов, объединенных в 12 групп. Среди используемых элементов — три элемента из стекла с аномальной дисперсией, один гибридный асферический элемент, два низкодисперсных элемента, один элемент из стекла с повышенным коэффициентом преломления и один элемент из стекла со сверхвысоким коэффициентом преломления. По данным Tamron, такая конструкция, помимо всего прочего, позволит уменьшить количество дисторсий и аберраций.

Вторая по значимости характеристика любого «стекла» — светосила. Светосильной рассматриваемую модель не назовешь: в режиме «ширик» скругленная диафрагма раскрывается до значения f/3.5, а в режиме «телевик» — до значения f/6.3. Этого может быть недостаточно, чтобы снимать гостей и животных в условиях плохой освещенности (впрочем, «светлые» «зумы» встречаются редко). Закрывается же диафрагма до значения f/22 («ширик») или f/40 («телевик»). Объектив снабжен пьезоэлектрическим приводом (Piezo Drive, или PZD), обеспечивающего быструю, точную и беззвучную автоматическую фокусировку.

Объектив снабжен стабилизатором изображения, который позволяет вести сьемку на больших фокусных расстояниях без потери качества изображения (версия аксессуара для Sony Alpha данной функции лишена за ненадобностью).

В то же время любители макросъемки могут быть слегка раздосадованы. Приставка Macro в названии объектива является маркетинговой: максимальное увеличение «стекла» составляет 0,34x, тогда как общепринятое определение макросъемки требует большего значения (не ниже 0,5–1,0x).

Так или иначе, Tamron 16–300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD MACRO — все же универсал. Он не только «покрывает» огромное количество фокусных расстояний но и подойдет для большинства «зеркалок» формата APS-C: существуют версии линз для Sony, Canon и Nikon.

Оптическое устройство имеет пластиковый влагоустойчивый корпус и следующие размеры: длина — 10,5 сантиметра, максимальный диаметр — 7,5 сантиметра, вес — 540 граммов (диаметр резьбы светофильтров — 67 мм).

Стоимость Tamron 16-300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD Macro — 25900 рублей. Он в первую очередь предназначен для тех любителей, которые хотели бы иметь один универсальный объектив.

Профессионалам японский производитель также предоставляет возможность перейти на «стекло» all-in-one: Tamron 28-300mm F/3.5-6.3 Di VC PZD ориентирован на полнокадровые фотоаппараты и успешно справляется с ролью объектива на все случаи жизни. Правда, эта модель стоит гораздо дороже.

Тестовые снимки, выполненные с Tamron 16–300mm F/3.5-6.3 Di II VC PZD MACRO. (Оригинальный размер по клику)

Фотопутешествия и фототехника.

В последнее время в фото оптике, по всей видимости, произошел некий качественный прорыв. Компании начали варить новые сорта оптического стекла, появляются новые типы гибридных оптических элементов, позволяющие разработать новые оптические схемы, ранее считавшиеся невозможными. Все это приводит к появлению объективов с невиданными ранее характеристиками. Олимпус, к примеру, выпусти ширик ZD 9-18, который просто небывало мал, и при этом дает отличное качество. Сигма создала самый быстрый в мире зум 18-35/1.8, с просто фантастическим качеством изображения. Ну а мы сегодня поговорим о еще одном чуде, от фирмы Тамрон.

Когда мы говорим об объективах типа «ультразум», на ум приходят два слова: универсальность и компромисс. Я видел несколько разных ультразумов под разные системы, и, в лучшем случае, они давали лишь «приемлемое» качество изображения. Резкость, как правило, оставляет желать лучшего, некоторые объективы (Sigma 18-250) имеют довольно мощные провалы в качестве на некоторых фокусных расстояниях, другие (Tamron 18-250 и его родной брат от Сони) имеют весьма сильное виньетирование. Да, конечно, со всем этим можно было мириться, ради широкого охвата фокусных расстояний, и объективы эти вполне можно было применять, но… Всегда оставались всякие «но».

Теперь фирма Тамрон, когда-то сделавшая первый ультразум такого типа, выпустила нечто, что ранее представлялось невозможным. Представляю вам объектив Tamron 16-300/3.5-6.3 PZD. Этот объектив не просто лучше всех ранее существовавших ультразумов, он лучше их на порядок, при этом имеет ранее невиданный 18.8х кратный зум. Я уже говорил, что правило «чем больше зум, тем хуже качество» работает далеко не всегда, а этот объектив и вовсе опровергает это распространенное мнение.

Давайте посмотрим на характеристики Tamron 16-300/3.5-5.6. Фокусное расстояние: 16-300мм Открытая диафрагма: 3.5-6.3 Закрытая диафрагма: 22-40 16 линз в 12 группах Диафрагма: скругленная, 7 лепестков Минимальная дистанция фокусировки: 39мм Максимальное увеличение: 2.9х Тип автофокуса: пьезоэлектрический мотор Защита от брызг: да Диаметр фильтра: 67мм Вес: 540грамм

Качество изготовления объектива весьма и весьма хорошее, как, впрочем, и у всех новых объективов тамрон. Пластик очень качественный, жесткий и приятный на ощупь. Зум тугой, думаю, даже со временем, хобот не начнет выезжать, как он выезжает у тамронов предыдущих поколений (18-250 и 18-270). Кольцо фокуса тоже довольно тугое, пользоваться им очень удобно и приятно. Что необычно, так это то, что кольцо фокуса находится ближе к байонету, а зум, соответственно, дальше, что говорит о том, что это не развитие предыдущих оптических схем, а принципиально новая разработка. Единственное, что несколько напрягает, это что при полном зуме хобот слегка люфтит вправо-влево. Но люфт очень небольшой, едва заметный, если попытаться покачать его рукой.

Вообще, я должен сказать, что новый Tamron 16-300 по сравнению со старыми 18-250 и 18-270 по качеству изготовления всё равно что «тойота» по сравнению с «жигулями». Когда я только взял в руки этот объектив, в поразился, насколько хорошо он сделан, что невольно внушает и хорошие ожидания и насчет его работы.

В качестве теста я взял свою SONY A77-II с Tamron 16-300/3.5-6.3 и пошел на фотопрогулку по Москве. Проведя весь день, гуляя по Москве, я в очередной раз понял, что снимать на ультразум – одно удовольствие. Плюс ко всему, объектив позволяет не только не заботится о смене стекол, но и, благодаря защищенности этого объектива от брызг, не переживать насчет возможного дождя.

Конечно, первая из характеристик, которая сразу бросается в глаза – это диапазон фокусных расстояний. Во-первых, 18.8 кратный зум – самый большой из ныне существующих для зеркальных аппаратов. В пересчете на 35мм это 24-450мм. Во-вторых, диапазон начинается не на 18мм, как у всех остальных ультразумов, а на 16мм. Это может показаться незначительным, но в реальности это весьма большая прибавка на широком угле. Из своего опыта я знаю, что 18мм (28мм ЭФР) очень часто не хватает для съемок, к примеру, в городе, а вот 16мм (24мм ЭФР) чаще всего хватает практически на всё.

Разумеется, я не стал снимать на ультразум на открытой диафрагме, и прикрывал ее. Я привык к тому, что ультразумы на широком угле, даже на закрытой дифарфгме имеют весьма размытые края. К примеру, мелкие ветки деревьев превращаются в кашицу. А вот у нового Tamron 16-300 такого не происходит!

Причем это бросается в глаза прямо сразу при съемке, весьма хорошую резкость отлично видно даже в видоискатель.

Объективом можно снимать как пейзажи…

Так и объекты крупным планом…

Или довольно далекие объекты…

Или, скажем, птиц…

Или людей…

И даже псевдо макро при необходимости.

О диапазоне фокусных расстояний можно получить представление, посмотрев на эти фотографии, снятые с одной точки. Вот общий план МГУ, получающийся на 16мм.

А вот крупным планом часы на правой башне, снятые на 300мм.

Потеря светосилы происходит по такой схеме: 16мм – 3.5 22мм – 4.0 35мм – 4.5 50мм – 5.0 70мм – 5.6 150мм и далее – 6.3

Нельзя сказать, чтоб объектив был светлым конечно, но тут уж нельзя “и рыбку съесть и косточкой не подавиться”, во всяком случае, при размере матрицы APS-C. Более светосильный суперзум возможен только на меньшей матрице, скажем 1″…

А теперь, давайте поговорим о настоящей универсальности. Вы можете удивиться, а о чем же мы говорили до этого? Я отвечу… До этого мы видели только псевдо макро, и длинный конец был ограничен «жалкими» 300мм. Но при помощи достаточно дешевого 2х телеконвертера мы можем использовать этот объектив и на 600мм, и у него вполне хватает резкости, чтобы получать весьма неплохие фотографии.

Тот же телеконвертер дает нам возможность снять настоящие макро фотографии, на что, опять же, у этого объектива вполне хватает резкости! Конечно, для получения хороших фотографий с применением телеконвертера, объектив приходится прикрыть.

Разумеется, макро объективу, да еще очень темному, и с ФР 600мм нужна весьма короткая выдержка для нормальной работы, а стало быть, высокая чувствительность. Но если у вас камера типа А77-II, то это не проблема. Важен сам факт, что имея один объектив и небольшой телеконвертер, вы можете снять что угодно – пейзаж, портрет, псевдо макро, настоящее макро, архитектуру, пролетающие мимо вертолеты…

Объектив весьма хорошо держит контровой свет. Он практически невосприимчив к нему, и позволяет снимать неплохие кадры с солнцем. Причем при закрытии диафрагмы, солнце не превращается в звездочку, а выглядит просто как светлое пятно.

Однако, несколько уменьшив солнце, а точнее, загородив его часть, я все таки добился видимых лучей. Как видите, лучей много. Если говорить точно, то их 14. Это связано с тем, что у объектива 7 лепестков. Это довольно необычно для современных объективов, многие имеют лишь 5-6 лепестков, и говорит о том, что объектив сделан как весьма качественное изделие.

Боке объектива относительно странное. С одной стороны, источники света размываются в идеальные кружки, что характерно для современных объективов. С другой стороны, они не равномерно закрашены, а как бы заполнены концентрическими окружностями. Видимо, такой эффект дает очень сложная оптическая схема и обилие поверхностей, которые преодолевает свет на пути к матрице.

Диафрагма при закрытии не теряет своей формы круга, что очень радует. На Tamron 16-300 вы никогда не получите «гаек» в боке, как это было на старых немецких стеклах, которые имели 15ти лепестковую диафрагму.

Конечно, не обошлось и без ложки дегтя в бочке меда среди качество нового Tamron 16-300. На 16мм у объектива очень сильная дисторсия. Конечно, камеры Сони не поддерживают и не будут поддерживать автокоррекцию изображения для этого объектива. Но пока и рав конвертер DXO не имеет модуля для автоматической коррекции изображений с этого стекла, так что придется мириться вот с такими кривыми горизонталями.

И вертикалями тоже.

Но надо сказать, что далеко не всегда эти дефекты настолько ярко видны, чтобы их хотелось исправлять.

Хроматические Аберрации объектива достаточно ярко видны, но тут все проще, чем с дисторсией – одна кнопка «автоматически исправить» в DXO при проявке РАВ файлов и ХА практически не видно.

Что касается виньетирования, то его практически не видно, если немного прикрыть диафрагму. Ярко видно виньетирование только на широком углу на открытой или около открытой диафрагмы.

Я часто говорю о том, что диафрагму надо прикрыть, тогда как объектив вовсе не светосильный. Может сложиться впечатление, что им можно фотографировать только на ярком солнце, но это не так. Чтобы испытать его в условиях неяркого освещения, я зашел в ГУМ и поснимал там.

Тут, конечно, большой вопрос в том, какая у вас камера и настолько высокое ISO она позволяет безболезненно применять. A77-II, разумеется, справилась превосходно, как вы сами можете видеть.

Вообще, в ходе испытания, создалось впечатление, что A77m2 и Tamron 16-300/3.5-6.3 PZD, просто созданы друг для друга. Там, где «темнота» объектива заставляет применять высокие ISO, камера подхватывает эстафету и вместе они отлично справляются. Плюс и камера и стекло – брызго-защищенные, и применяя их вместе, вы получите отменный комплект для путешествий, который справится практически с любыми кадрами в практически любых условиях.

Объектив оснащен относительно новым приводом автофокуса – PZD. Это – одна из разновидностей ультразвуковых моторов, отличающихся скоростью и бесшумностью. Что касается скорости, то тут Tamron 16-300 в целом на высоте (если сравнивать с другими ульразумами), а вот совершенно бесшумным его назвать нельзя. Звук автофокуса явно слышен. В отличие от другого привода компании Tmaron (USD), PZD тихий, но все же не неслышный. Если вы снимаете видео со встроенным микрофоном, то он будет слышен. Я снял видео, чтобы показать это.

А также вот еще видео, иллюстрирующее возможности объектива – макро, боке, и полный прогон всего диапазона от 300 до 16мм.

Скорости афтофокуса хватает, чтобы с легкостью следить за движущимися машинами, из нескольких проб я не получил ни одного промаха.

Также этот объектив оснащен кольцом автофокуса с технологией Full Manual Override. Эта черта обычно свойственная объективам верхнего сегмента. Это позволяет пользоваться руной настройкой фокуса в любой момент, не переключая объектив на ручной фокус, что очень удобно, особенно при съемке макро.

В отличие от версий для Nikon и Canon, версия для SONY не имеет своего собственного стабилизатора. В целом, при применении с A77-II, у меня не возникло желания, чтобы он там был, но вот для пользователей камер системы E, это резко уменьшает привлекательность этого объектива.

Через несколько дней после написания основного текста этого обзора, я еще два раза выбыирался поснимать этим стеклом. Я лишь убедился, что использовать его – очень и очень приятно. Один раз я отправился на ночную прогулку, опробовать его в условиях совсем плохой освещенности.

Объектив порадовал и тут. Автофокус срабатывал так же надежно, как днем, никаких рысканий замечено не было.

Особо хочу отметить, что на А77-2 стабилизатор отлично справляется с этим стеклом даже на длинном конце. Вот знаки, снятые практически на полном зуме, на весьма короткой выдержке.

В другой день мне посчастливилось немного поохотиться на белок с этим стеклом, и я получил серию фотографий очень достойного качества.

Более того, имеющийся у меня Tamron SP 70-300 USD, в целом, ничуть не превосходит этот ультразум! Причем я хочу заметить, что Tamron SP 70-300 – весьма хороший телеобъектив. Но судите сами, качество картинки у Tamron 16-300 и на длинном конце – весьма на высоте!

Да, в основном я снимал белок, прикрывая объектив до диафрагмы 8, но и телевиком я тоже пользуюсь, прикрывая его до 8! Говоря честно, этот новый ультразум заставил меня задуматься над тем, нужен ли мне 70-300 в принципе, ведь он больше, а по качеству не превосходит Tamron 16-300. Конечно, телевик чуть светлее, но это лкгео компенсируется хорошей камерой. Обратите внимание, следующий кадр – это сильный кроп, порядка 70% площади оригинального кадра обрезано. Посмотрите на ушки белки – ни один виденный мною раньше ультразум не давал такого разрешения даже близко.

Оказалось также, что этот обхектив способен снимать и то, что обычно снимают на старые мануальные стекла. Конечно, такие картинки в его исполнении не очень то интересны, но и чего то разражающего в них тоже нет, так как боке объектива очень плавное.

Ну и на последок я покажу еще голубя, который вышел “прям как живой”.

Какой же вывод можно сделать? Фирма Tamron сделала чудо – весьма качественный объектив с 18.8 кратным зумом, который сильно лучше чем все другие существующие ультразумные объективы как по физическим характеристикам и по качеству исполнения, так и по качеству изображения. Объектив обладает весьма неплохим разрешением даже лишен размытия по краям, если его несколько прикрыть. Плюс к этому объектив может снимать псевдо макро и защищен от брызг. Это делает его буквально королем ультразумов, несмотря на его некоторые недостатки, как то заметные хроматические аберрации, большую дисторсию на 16мм и заметное виньетирование на открытой диафрагме на широком угле.

Если вам нужен безоговорочно лучший ультразум, и вы можете позволить себе потратить на него около 600$, то покупайте Tamron 16-300/3.5-5.6 PZD, ничего лучше в этом сегменте на данный момент не существует, причем ближайшие конкуретны плетуться довольно далеко позади.

Хочу отметить, что объектив “заточен” под короткий конец. Мне думается, что это хорошо, ибо в путешествии (а это стекло явно сделано для них) вы в основном эксплуатируете короткую часть диапазона, лишь время от времени выезжая на 200-300мм. Но и на 200-300мм объектив неожиданно хорош для ультразума, он с легкостью заткнет за пояс любой бюджетный телевик типа Tamron 70-300 Macro, или аналогичные Сигмы, да и значительно более сильный Tamron SP 70-300/4-5.6 USD не показывает особо лучшего качества картинки, чего нельзя было сказать про предшественников Tamron 16-300. Но, правда, и цена у него, во всяком случае пока, не очень гуманная.

Также хочется отметить, что камера SONY A77-2 является просто идеальной парой для данного объектива, так как имеет весьма рабочие высокие ISO и эффективный стабилизатор, позволяющий пользоваться данным объективом даже с телеконвертером. Связка A77-2, Tokina 11-16/2.8, Tamron 16-300/3.5-6.3 и 2x телеконвертер представляется мне сейчас просто идеальной для любого путешествия, способной справится с любыми задачами, которые могут возникнуть.

В заключении я хочу предложить вам альбом с фотографиями, сделанными мной с помощью этого объектива. Все кадры снимались в RAW, и проявлялись с помощью новой DXO 10. Еще раз отмечу, что у DXO пока нет модуля для работы с этим стеклом, и программа не исправляет сама дефекты изображения. Когда такой модуль появится, DXO будет автоматически убирать и ХА и дисторсию и виньетирование, то есть будет автоматически справляться с основным недостатками этого Тамрона, что сделает это стекло еще приятнее в использовании.

Также я предлагаю вашему вниманию еще один альбом, с похода в парк за фотографиями белок. Все фото в нем сняты на Tamron 16-300/3.5-6.3 PZD.
Post Views: 1,988

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий