Теплый ламповый радиоактивный SMC Takumar 1:1.4/50


Теплый ламповый радиоактивный SMC Takumar 1:1.4/50

Это неловкое чувство, когда объектив старше тебя.

А вообще есть два клише, которые не рекомендуется применять при написании текста: 1) Использовать “интернет-мем” в качестве вступления и 2) Придумывать клише.

Я приобрел беззеркалку Sony NEX 5A + 16mm Kit б/у осенью прошлого года и, практически через день, купил к ней этот приятный черный кусочек метала и стекла: Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:1.4/50 корпорации зла Asahi Opt. Co., сделанный в Japan.

Купил я его по нескольким причинам: мне, несведущему, буквально ткнул пальцем знакомый фотограф в объявление о его продаже на форуме; он был не очень дорогим; его отдавали с переходником и крышками, что очень пригодилось 16-ти миллиметровому кит`у.

Будучи человеком совершенно без опыта (как будто потом я чему-то научился ха-ха), я поговорил с приятным человеком на улице под легким дождиком, проверил что нет явных сколов и царапин, обхватил эту конструкцию рукою и пошел обратно к метро. Уже сидя вечером на работе я рассмотрел напросвет что-то в объективе, что называю с тех пор “жизнью”, но, в целом, он действительно оказался чистеньким и ухоженным. За что спасибо его предыдущим хозяевам. Впоследствии он занял место штатника на долгое время.

Вообще начинать фотографировать на системный фотоаппарат с мануальным объективом пользуясь только Live View довольно… забавно. Хотя, во многом, помогал и помогает, чудесная функция “Помощь ручной фокусировке” и не плохой экран (к слову поворотный), но при хорошем солнышке все равно ничего не видно толком. Также очень сложно быстро навестись на какую-то динамичную сцену и фотографировать с лёту. А после опыта съемки на вечеринке без вспышки понял что алкоголь маленький экранчик не дает хорошо оценить наводку на резкость и многое из того что на предпросмотре казалось удачным – вылетало в трубу за грубую промашку при наведении на резкость. Потом уже, нацепив мануальную 135-ку, я нашел для себя чудесную функцию подсветки области резкости, но это совсем другая история.

А мы вернемся к нашему объективу. Вообще использовать фикс 50-мм на кропе в качестве штатника… (повтор-повтор) забавно. Нет, действительно забавно, т.к. 50-ки были самыми распространенными для камер с 35-ти миллиметровой пленкой ведь давали картинку похожую, по “полю зрения”, на то что видит человек своими глазами, что облегчало задачу постановки кадра. А тут применение такого стеклышка на кропе. И понятно, что он уже захватывает только часть того что ты видишь глазами. И понятно, что он “приближает” картинку. И понятно, что он фикс, а значит нужно работать ножками. И все это вместе приводит к тому, что объектив заставляет позволяет акцентироваться на деталях и моментах, а также за тебя определяет процентов 90% ракурса съемки.

Плюс, он сверхсветосильный (1.4 все-таки) и это круто, т.к. дает возможность снимать при слабом освещении, вечером, утром, в помещении. У меня 90% времени вспышка на фотоаппарат вообще не накручена, а из оставшихся 10-ти я ее 90% времени не поднимаю (китовая вспышечка, страх и ненависть…) И, при этом, я нормально фотографирую вечером на улице или где-то на вечеринке, правда на открытой диафрагме и увеличивая выдержку, но фотографирую же.

Еще пара наблюдений: я начал в штатном режиме закрывать диафрагму до 4-х и подстраивать выдержку (запретив пользоваться AutoISO) что бы цвета были сочнее; и на открытой диафрагме он туговато ходит, т.к. цепляется обо что-то при приближении к “бесконечности”, но матрицу не задевает и стружка вроде не сыплется, так что жить можно. Ну и сама бесконечность у него чуть-чуть не на месте. Все-таки это беззеркалка и стандартный китайский адаптер обеспечивающий нужное расстояние от сенсора до задней линзы и…, и…, и… и бесконечность оказалась чуть-чуть раньше чем финальное положение, что, в теории, можно подкрутить, но большого не удобства не вызывает.

Да. Есть еще два мифа: 1) он желтит, и чем дальше тем больше, и 2) он радиоактивен. Не знаю, я откровенно говоря не искал счетчик Гейгера и не замерял фоновый уровень и значение у задней линзы, но, даже если он излучает, сколько бы он не излучал, и, сквозь заднюю стенку фотоаппарата и 20-30 сантиметров воздуха между мною и ним, он до меня добивает, то я, лично, не вижу ничего в этом страшного и даже если я точно от этого умру немножко раньше, а если сесть и подумать, то шансы ничтожно малы, то я не буду из-за этого отказываться от чудесно-собранного, мягенького в прокрутке, железного малыша. И не мечтайте. Ну и да, возможно желтит. Тем более что в каких-то, насколько я помню из того, что читал, ранних сериях действительно в задней линзе были примеси бария, а бариевое стекло, вроде, при старении желтеет, но… Но даже если он и желтит, то я только за, потому что люблю теплые снимки, а откровенного искажения так и не заметил. Ну и с барием возможно и связаны мифы про радиоактивный фон, т.к. есть радиоактивный изотоп барий 140-к.

Резюмируя все выше написанное. Сам объектив, не смотря на солидный возраст, чудесен и прекрасен. Он светосильный, металлический и довольно компактный. Кольцо наводки на резкость у него массивное, приятное и делает чуть больше половины полного оборота, чего с головой хватает. Диафрагма дает красивое размытие. Он не так резок как современные объективы, что и не плохо, т.к. сглаживает и делает картинку мягче. Цвета сочные, особенно с 3.5. Не очень любит контровой свет. Ну и ручная фокусировка, что дает особенные ощущения, но, иногда, автоматики не хватает. Так же, использование на кропе, дает возможность акцентироваться на деталях. Ну и как портретник он хорош.

В общем-то, я как влюбился в этот объектив с первого дня, так его и люблю. Другое дело, что последнее время у меня штатником работает другой. Но это, опять же, совсем другая история.

Плюсы

  • Резкость
  • Боке
  • Конструктив

Super-Takumar 85mm f/1.9

славится хорошей оптикой и монолитной конструкцией из стекла и металла. В комплекте с объективом идут металлическая крышка и металлическая бленда.

Передняя линза желтоватая, это связано с периодом полураспада вещества, которое наносилось раньше на оптику.

Кольцо фокусировки очень плавное, вращается на 270 градусов и позволяет точно навестись на резкость. При фокусировке передняя линза не вращается. Кольцо диафрагмы переключается четко с шагом 1/2.

В тестируемом образце вся механика работала прекрасно, а учитывая что данному объективу от 46 до 53 лет это говорит о потрясающем качестве сборки.

Super-Takumar 85mm f/1.9 выдает резкую и вмеру контрастную картинку.

При открытой диафрагме f/1,9 изображение получается мягкое, при f/2 появляется приятное соотношение резкости и мягкости изображения, что хорошо для женского портрета. Чтобы получить более резкое и менее мягкое изображение нужно закрыться до f/2,8, а для максимальной резкости нужна диафрагма f/4 и далее.

Боке мягкое и приятное. Закрывая диафрагму до f/2,8 и далее круги в зоне нерезкости становятся шестиугольными.

Детализация на матрице в 24 Мп хорошая.

Минусы

  • Виньетирование
  • Засветки

Виньетирование заметно на f/1,9, и f/2, на f/2,8 сильно ослабевает и пропадает на f/4,0.

С контровым светом объектив справляется слабо. Это особенно заметно в сценах с большим количеством источников света. Он может поймать «зайца», что впрочем можно использовать как его фишку. В студийной работе при грамотной расстановке контрового света проблем не возникнет.

Личное впечатление

Очень понравился объём изображения и сам рисунок объектива. Боке очень приятное, мягкое и в купе с объёмом дает очень интересную картинку.

Super-Takumar 85mm f/1,9 боке

Обзор Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 ASAHI OPT. CO., JAPAN

За предоставленный объектив Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 ASAHI OPT. CO., JAPAN и фотографии с него огромная благодарность Ивану Короневскому.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 ASAHI OPT. CO., JAPAN

Вкратце

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 ASAHI OPT. CO., JAPAN — приятный старый телеобъектив. Для своего времени был хорошим решением для пленочных фотоаппаратов под резьбу М42. Имеет достаточно компактные размеры.

Для нашего времени интересен максимальным относительным отверстием 1:4 и доступной ценой. Многие современные зум-телеобъективы используют F/5.6 на своем длинном конце, что на ступень темнее, нежели F/4 у Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200.

Основные технические характеристики Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 ASAHI OPT. CO., JAPAN:

Название экземпляра из обзора Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 5984565 ASAHI OPT. CO., JAPAN, надпись на корпусе LENS MADE IN JAPAN, надпись на переключателе ‘43762’
Основные свойства
  • M42х1/45.5 — распространенная посадочная резьба ‘М42’.
  • Super-Multi-Coated — специальное просветление оптики
  • только ручная фокусировка
  • кольцо управления диафрагмой, а также автоматическое управления диафрагмой с помощью кольца диафрагмы и толкателя диафрагмы фотоаппаратов, у которых он имеется.
  • MAN/AUTO — переключатель режимов управления диафрагмой
  • объектив подходит для полнокадровых камер
  • металлический корпус
Диаметр переднего фильтра 58 мм, резьба под светофильтры металлическая
Фокусное расстояние 200 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-C составляет 320 мм
  • ЭФР для камер Canon с сенсором APS-H составляет 260 мм
  • ЭФР для других камер с сенсором APS-C Kf=1.5 составляет 300 мм
Кратность зума 1 Х
Разработан для пленочных камер с размером кадра 24 х 36
МДФ 2.5 метра, максимальный коэффициент увеличения 1:10
Количество лепестков диафрагмы 6 лепестков. Лепестки матово-черные. Лепестки формируют отверстие в форме правильного шестиугольника.
Метки
  • шкала дистанции фокусировки в метрах и футах
  • шкала ГРИП для F/4, 11, 22 явно и для F/16 только черточка
  • метка для работы в инфракрасном спектре
Диафрагма от F/4 до F/22. Объектив имеет металлическое кольцо управления диафрагмой.
На кольце есть метки для F/4, 5.6, 8, 11, 16, 22. Можно установить по одному дополнительному значению между каждой парой чисел (кроме между F/4 и F/5.6, а также между F/16 и F/22).

Кольцо диафрагмы имеет переключатель MAN/AUTO для перевода диафрагмы в автоматический или ручной режим

Вес 550 грамм
Оптическая схема 5 элементов в 5 группах

Бленда/Крышки ASAHI OPT. Co., JAPAN Ø58 Takumar 1:2.5 135mm 1:4 200mm, может использоваться и для объектива Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:2.5/135 ASAHI OPT. CO., JAPAN
Бленда резьбовая, металлическая, вкручивается в резьбу переднего светофильтра. Может быть установлена в обратном направлении. Имеет тканевое уплотняющее покрытие с внутренней стороны для установки в обратном направлении, в таком положении крышка для передней линзы также может быть установлена на бленду (может использоваться крышка как с защелками, так и оригинальная крышка без защелок).

Передняя оригинальная крышка также имеет тканевый уплотнитель с внутренней стороны, крышка без защелок, просто плотно прилегает к внешней оправе корпуса (не на защелках под светофильтр).

Страна изготовитель LENS MADE IN JAPAN (объектив изготовлен в Японии).
Период
  • 1965-1971 Super-Takumar 1:4/200 Asahi Opt. Co. Lens made in Japan
  • 1971-1975 Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 ASAHI OPT. CO., JAPAN (из данного обзора)
  • 1977-1984 SMC PENTAX 1:4 200mm
  • 1977-1984 SMC PENTAX-M 1:4 200mm
Цена Около 50 у.е. за б.у. вариант.
Цены на современные объективы Pentax можно посмотреть здесь.

Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 хорошо собран. Кольцо фокусировки металлическое, большое, с ребристыми гранями, вращается приблизительно на 225 градусов. Ход кольца очень плавный. Во время фокусировки передняя выдвигающаяся часть корпуса не вращается. Фокусировка происходит посредством перемещения всего линзоблока. Во время фокусировки кольцо фокусировки остается на месте (не перемещается вперед, как у некоторых объективов).

Важно: со стороны байонета у объектива есть дополнительный очень маленький штырь, который отвечает за работу переключателя MAN/AUTO. Переключатель MAN/AUTO работает только когда нажат этот штырь. В итоге переключатель MAN/AUTO работает только когда объектив установлен на фотоаппарат, либо когда установлена задняя защитная крышка.

UPDATE: данный штырь не следует путать с обычным штырем для управления диафрагмой. Они разные, наглядно показаны на изображении

Примеры фотографий

Объектив сильно боится контрового света и даже бленда в этом деле ему не особо помогает. В общем случае качество изображения находится на неплохом уровне, как для объектива ‘старой школы’.

Фотографии получены с помощью конвертации RAW (‘.CR2’) файлов c Canon EOS 5D оригинальной утилитой Canon Digital Photo Professional 4 (Canon DPP) или сразу с помощью накамерного формата ‘JPEG’. Некоторые фото были сняты с использованием поляризационного светофильтром HOYA 58mm PL-CIR. На камере Canon EOS 5D я использовал объектив с помощью переходника M42-Canon EOS. Исходные фотографии можно скачать по этой ссылке. Одна фото в обработке здесь.

Также я поработал с Super-Multi-Coated TAKUMAR 1:4/200 на небольшой свадьбе, отсняв на него около 500 кадров в качестве дополнения к основной камере/объективу, несколько фото у меня в Инстаграмме. Но в общем случае я ожидал лучшей работоспособности на F/4.

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы с посадочной резьбой М42 (M42 Х 1/45.5), такой, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник (адаптер). Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. Переходники (адаптеры) с чипом дают больше удобства во время съемки, обычно чипы служат для подтверждения фокусировки и/или замера экспозиции.

Для зеркальных фотоаппаратов

  1. CANON: Для фотоаппаратов Canon EOS с байонетом EF/EF-S нужен переходник M42-Canon EOS, такой переходник с чипом можно найти здесь, без чипа здесь.
  2. NIKON: Для фотоаппаратов Nikon DX/FX, а также для фотоаппаратов Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F нужен переходник M42-Nikon F, купить такой переходник без линзы и чипа можно здесь, c линзой без чипа здесь, с чипом без линзы здесь, с линзой и чипом здесь. Зачем линза? Зачем чип?
  3. PENTAX: Для фотоаппаратов Pentax с байонетом K нужен переходник M42-Pentax K, купить такой переходник можно здесь.
  4. SONY / MINOLTA: Для фотоаппаратов с байонетом Sony/Minolta A нужен переходник M42-Sony A, такой переходник без чипа можно найти по этой ссылке, с чипом по этой ссылке.
  5. OLYMPUS / PANASONIC: Для фотоаппаратов с байонетом 4/3 (не путать с Micro 4/3!) нужен переходник M42-4/3, купить такой переходник можно здесь.

Для беззеркальных фотоаппаратов

  1. SONY: Для фотоаппаратов с байонетом ‘E’ серий Sony NEX и Sony Alpha нужен переходник M42-Sony E (он же M42-Sonye Nex), его можно найти по этой ссылке. Для данных фотоаппаратов также доступен автофокусный адаптер Techart PRO Leica M – Sony E Autofocus Adapter, который можно найти по этой ссылке.
  2. OLYMPUS / PANASONIC / KODAK / XIAOMI: Для фотоаппаратов с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) нужен переходник M42-Micro 4/3, его можно найти по этой ссылке.
  3. CANON M: Для фотоаппаратов с байонетом Canon EF-M нужен переходник M42-Сanon M, его можно найти по этой ссылке.
  4. CANON R: Для фотоаппаратов с байонетом Canon R нужен переходник M42-Сanon R, его можно найти по этой ссылке.
  5. NIKON 1: Для фотоаппаратов серии Nikon 1 нужен переходник M42-Nikon 1, его можно найти по этой ссылке.
  6. NIKON Z: Для фотоаппаратов серии Nikon Z нужен переходник M42-Nikon Z, его можно найти по этой ссылке.
  7. FUJIFILM: Для фотоаппаратов с байонетом X нужен переходник M42-Fuji X, его можно найти по этой ссылке.
  8. SAMSUNG: Для фотоаппаратов с байонетом NX нужен переходник M42-Samsung NX, его можно найти по этой ссылке. Для камеры NX mini переходников пока не существует.
  9. PENTAX: Для фотоаппаратов с байонетом Q нужен переходник M42-Pentax Q, его можно найти по этой ссылке.
  10. SIGMA/PANASONIC/LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом L нужен переходник M42-Leica L, его можно найти по этой ссылке.
  11. LEICA: Для фотоаппаратов с байонетом Leica M нужен переходник M42-L/M, его можно найти по этой ссылке.

Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам — спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий