Обзор Sony E PZ 18-105 F4 G OSS. Один из musthave объективов для видеографов

Уже давно всем известно – в сфере видео, которая немного менее чем полностью перешла на зеркальные и беззеркальные камеры, в первую очередь важны объективы. Точнее, при наличии хорошей камеры именно стекло позволяет реализовать весь потенциал.

Скорее всего, компания Sony это прекрасно понимает, и продолжает выпускать оптику для своих беззеркалок, заточенную именно под видео. И если раньше объективы с обратной связью были чересчур громоздкими, чтобы снимать ними каждый день, то сейчас подобные экземпляры стали гораздо компактнее. Sony E PZ 18-105 F4 G OSS.

Когда только достаешь его из коробки, появляется ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия. Длинной не больше пятого айфона, металический, увесистый – воплощение качества и надежности. Сборка прекрасная, никаких люфтов, скрипов, хрустов, зазоров. Кстати, мы писали о нем вот тут, и он вполне оправдывает ожидания.

На корпусе – два пластмасовых ребристых колеса, которые отвечают за ручное наведение на фокус и зуммирование. Оба крутятся невероятно плавно, именно так, как это и должно происходить в видеообъективе.

Обзор Sony E PZ 18-105 F4G OSS - видеообъектив с системой стабилизации

Рычаг – всего один, покрыт тракторным покрытием. Он снабжен механизмом возврата в начальное положение и отвечает за плавное, киношное зуммирование. Правда, в отличии от того-же 18-200, он лишен системы выбора скорости, поэтому довольствоваться придется только быстрым наплывом.

Байонет металлический.

Sony E PZ 18-105 F4G OSS - объектив для изображения как в кино

Автофокусировка с этим объективом работает отлично – наведение на резкость в любых положениях зума и в любое время суток быстрое и бесшумное.

Внутри первого объектива G для беззеркалок Sony стоит и встроенный стабилизатор. Хочется просто поблагодарить от души компанию – снимать видео с рук на любых фокусных расстояниях без получения дикой тряски и приступов тошноты теперь абсолютно реально. А комплектация данного экземпляра внушительной и полезной блендой позволяют снимать при любом освещении.

Sony E PZ 18-105 F4G OSS - компактный и легкий видеообъектив

Что касается оптических характеристик, то тут все также без проблем.

Виньетирование на крайнем широком положении заметно, но отлично исправляется в редакторе. Синтетические тесты, по крайней мере, говорят, что затемнение не больше 1 eV, но рассмотреть виньетку по краям можно легко.

Sony E PZ 18-105 F4G OSS - универсальный объектив на каждый день

Дисторсии также будут заметны, но только на крайних положениях фокусных расстояний. Но, во-первых, такие искажения можно легко использовать как прием усиления эффекта величия архитектуры (к примеру), а во-вторых, практически во всех камерах NEX есть возможность включить накамерную коррекцию искажений. Или поправить в Lightroom/Aperture.

Разрешение объектива – это отдельная тема для разговора. Показатели совершенно не поражают воображение. На широком угле оценка «Отлично» достигается и для центра, и для краев кадра только на диафрагмах F5.6-11. На F4 – нижняя граница «Отлично» для центра и верхняя граница «Хорошо» для краев. Диафрагма F16 – «Хорошо» для обоих значений, а вот для F22 – «Посредственно» в центре и на краях.

На 45mm все гораздо лучше – значения «Отлично» вплоть до F11, на F16 – «Хорошо», на F22 – «Посредственно». На 105mm значения «Отлично» достигаются и для краев, и для центра вплоть до F8. На F11 – верхняя граница «Хорошо», на F16 – нижняя. Но вот F22 – «Посредственно».

Хроматические абберации проявляют себя на краях кадра довольно активно. Софтверно измеряемые значения доходят до двух пикселей на всех диафрагмах. Но это легко поправимо в редакторе, либо путем включения накамерной коррекции.

Основные особенности конструкции SELP28135G

Рассказ о линейке топовой оптики Sony был бы неполным без этого необычного объектива. Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS (SELP28135G) — это не фотографический, а видеообъектив для байонета E. Он создан с учётом требований, традиционно предъявляемых к кино- и видеооптике. Что за требования? Об этом читайте в нашем новом тесте!.

Если в профессиональной фотографии Sony является одним из самых молодых брендов, то в сфере профессионального видео опыта этой компании не занимать. Речь не идёт о любительских камерах, с которыми сталкивались многие наши читатели. Мы говорим о серьёзном эфирном оборудовании, которое Sony выпускает очень давно.

Кстати, именно благодаря обмену опытом между подразделениями компании мы видим столь мощные видеовозможности в современных фотоаппаратах производителя: 4K-видеосъёмка с высоким битрейтом, работа с гамма-кривыми S-Log, различные функции помощи при видеосъёмке.

Благодаря малому рабочему отрезку камер Alpha седьмой серии вы можете установить на них почти любую оптику, включая специальные кинообъективы. Но имея в своём портфолио такие камеры, как Sony A7S и Sony A7S II, компания просто не могла не выпустить собственный системный видеообъектив. Им и стал SELP28135G.

Эргономика и дизайн

Сказать, что объектив получился большим, это ничего не сказать. Он огромный! Видимо, разработчики отчаялись найти компромисс между качеством и размером, сосредоточившись лишь на первом. Впрочем, это шутка. Ведь настоящие причины столь нескромных габаритов кроются внутри объектива: большое количество сервоприводов и особенная оптическая схема. Об оптике мы поговорим отдельно, пока же давайте коснёмся вопросов конструкции.

Как и все тяжёлые объективы (1215 грамм чистого веса), SELP28135G оснащён штативной лапкой с двумя отверстиями для разных штативных резьб. Лапка выступает одновременно и ручкой для переноски, у неё съёмная конструкция.

Штативная лапка имеет съёмную конструкцию. Также на ней расположены проушины для крепления ремня.

Также габариты увеличивает массивная пластиковая бленда. Она здесь прямоугольная и довольно глубокая, всё как в киноиндустрии.

Управляющих колец на объективе по современным меркам много — целых три! Все они оснащены зубчатой насечкой, необходимой для сопряжения с механизмами фоллоу-фокуса и дистанционного управления.

Первое отвечает за фокусировку. В отличие от многих современных объективов Sony здесь применяется абсолютно честный ручной фокус: кольцо непосредственно управляет перемещением фокусировочного элемента, а не работой сервоприводов. Это необходимо для того, чтобы оператор мог максимально точно контролировать процесс фокусировки. Ход кольца составляет примерно 120 градусов — не так уж много на первый взгляд. Но из-за большого диаметра кольца этого вполне достаточно для очень точной наводки на резкость вручную.

При переключении в режим автоматической фокусировки шкала дистанций остаётся на своём месте. Когда будет вновь включён ручной фокус, объектив автоматически сфокусируется на прежней дистанции.

Достаточно толкнуть кольцо от себя, и включается автофокус. Интересной особенностью объектива является то, что при этом фокусировочное кольцо как бы разделяется на два: шкала с дистанциями фокусировки остаётся на месте, а от неё отделяется рифлёная резиновая часть. Это сделано не просто так: шкалу дистанций можно выставить в любое желаемое положение, и при обратном переключении в режим ручной фокусировки сервопривод вернёт линзы в состояние, соответствующее заранее выставленной дистанции фокусировки.

Кольцо зума здесь электронное. Сервопривод делает зумирование более плавным. Кольцо дополнительно оснащено резьбой для крепления рычажка зума.

Следующее кольцо отвечает за зумирование. Здесь опять налицо различия с современной фотооптикой: кольцо электронное! Дело в том, что резкое или прерывистое зумирование в видеосъёмке практически всегда приводит к техническому браку. Электронное кольцо позволяет зумировать с переменной скоростью, однако при этом сглаживает рывки, а также ограничивает максимальную скорость изменения фокусного расстояния. Ход у него очень плавный, так что изменять кратность зума можно с крайне низкой скоростью — то что нужно для длинных планов. Кольцо дополнительно имеет резьбу для установки отдельного рычажка управления зумом.

Качелька сервозума и переключатель режимов зумирования под ней.

Впрочем, вращение кольца — не единственный способ изменения фокусного расстояния. Здесь есть сервозум с «качелькой», как у классических видеокамер. Скорость зумирования зависит от смещения «качельки». За переключение между двумя способами зумирования отвечает расположенный рядом переключатель. Важно отметить, что при отключении сервозума с управлением через «качельку» линзы объектива автоматически возвращаются в положение, соответствующее установке кольца зумирования. Как и в случае с ручным фокусом, оператор может «сохранить» определённые настройки объектива.

Кольцо диафрагмы может перемещаться как бесступенчато, так и с шагом через 1/3 ступени экспозиции.

Управлять диафрагмой можно с помощью отдельного зубчатого кольца. Оно проградуировано от f/4 до f/22 и имеет промежуточные значения через каждые ⅓ шага. Ход кольца может быть как ступенчатым с щелчком на каждом делении, так и плавным бесступенчатым. За это отвечает отдельный селектор на боку объектива. Если же переключить кольцо в положение A, то управление диафрагмой передаётся в камеру. Диафрагма будет подбираться или кольцом на фотоаппарате, или автоматически — в зависимости от выбранного режима съёмки.

Выключатель ступенчатого хода кольца диафрагмы

В этом положении кольцо можно зафиксировать с помощью селектора-блокиратора. Кольцо диафрагмы является полностью электронным и непосредственно не связано с механизмами объектива. Лепестками диафрагмы управляет сервопривод.

Селектор блокировки кольца в положении А

Из других элементов конструкции осталось отметить лишь выключатель оптического стабилизатора. Естественно, Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS является стабилизированным объективом!

Выключатель стабилизатора

Галерея изображений

(тапайте в верхний правый угол для просмотра в большом размере)

Работа с объективом. Качество изображения

Особенности работы с объективом

Чем же отличается видеообъектив от фотообъектива? Во-первых, возможностью плавного, безрывкового и бесступенчатого изменения всех параметров: от фокусировки до зума. Об этом мы писали на предыдущей странице. Возможные ошибки оператора сглаживает система сервоприводов. Нужно отметить, что во многих фотографических системах бесступенчатое изменение диафрагмы невозможно в принципе из-за особенностей конструкции объектива. Камеры Sony справляются с этим без проблем.

Во-вторых, при разработке фотообъективов часто применяются некоторые упрощения оптической схемы, которые приводят к появлению разницы в оптических характеристиках на разных фокусных расстояниях. Так, в случае фотообъектива может теряться фокусировка на объекте во время зумирования. Однако в видеосъёмке это недопустимо. Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS остаётся сфокусированным на определённой дистанции при изменении фокусного расстояния. Оператор спокойно может пользоваться зумом во время съёмки, не перенастраивая фокус.

В-третьих, абсолютное большинство фотообъективов имеют «эффект дыхания»: при изменении дистанции фокусировки изменяется фокусное расстояние объектива и масштаб съёмки. Вы можете это увидеть даже через видоискатель своего фотоаппарата: угол обзора объектива будет разным при фокусировке на минимальной дистанции и на бесконечности. Для фотосъёмки это абсолютно некритично, а в видео- и кинооптике недопустимо. SELP28135G от данного недостатка избавлен.

Наконец, у SELP28135G нет смещений оптической оси ни при зумировании, ни при фокусировке. Этот минус также может присутствовать у некоторых фотообъективов-зумов.

Кажущаяся на первый взгляд невысокой светосила объектива на практике оказывается вполне достаточной. Ведь в системе есть камеры, способные работать на очень высоких ISO: это Sony A7S и A7S II. Кроме того, при видеосъёмке зачастую не требуется сильное открытие диафрагмы — подход к работе с малой глубиной резкости несколько другой.

Объектив оснащён оптическим стабилизатором, способным работать со всеми беззеркалками Sony, в том числе с «семёрками» первой серии, не имеющими встроенной системы стабилизации.

Но самый лучший результат получается при работе с камерами второй серии. С ними возможна пятиосевая стабилизация, когда компенсируется в том числе вращение камеры вокруг оптической оси. При видеосъёмке это очень важно, стабилизатор эффективно устраняет наклоны и покачивания камеры. Совместная работа двух стабилизаторов — в камере и в объективе — делает возможной съёмку с рук даже с большим фокусным расстоянием: картинка плавная, без рывков.

Резкость

Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS создавался именно как видеообъектив. Однако качество изображения мы будем оценивать в том числе по фотографиям. Для теста резкости мы сняли со штатива кадры на всех диафрагмах на самую многомегаписельную камеру семейства — Sony ILCE-7RM2.

Фокусное расстояние 28 мм

В широкоугольном положении даже на 42-мегапиксельной матрице объектив демонстрирует высокую резкость по центру кадра при диафрагме f/4. Но к краям детализация снижается. Для фотографов это может создать неудобства. А вот для видеосъёмки разрешения хватит сполна даже с учётом падения детализации по краю. Не будем забывать, что 4К-видео — это примерно 8 мегапикселей. По краям снимка присутствует виньетирование.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/2 с, 28.0 мм экв.

При диафрагмировании на ступень центр становится идеально резким, а края кадра существенно «подтягиваются». Но главное — значительно ослабевает виньетирование. На f/8 от него не остаётся и следа, а резкость не вызывает нареканий. Дальнейшее диафрагмирование не оказывает выраженного влияния на качество картинки, лишь при f/22 несколько снижается детализация из-за дифракции.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F5.6, 1 с, 28.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F8, 2 с, 28.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F11, 4 с, 28.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F16, 8 с, 28.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F22, 15 с, 28.0 мм экв.

Фокусное расстояние 135 мм

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F4, 1/10 с, 135.0 мм экв.

В телеположении ситуация повторяется: на открытой диафрагме изображение немного мягковато по краям для 42-мегапиксельной матрицы. Но для видеосъёмки детализация вполне достаточная. Виньетирование присутствует на f/4, но существенно ослабевает при f/5.6. Аналогично при диафрагмировании возрастает резкость, достигая максимума на f/8–11.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F5.6, 1/5 с, 135.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F8, 1/3 с, 135.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F11, 1 с, 135.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F16, 2 с, 135.0 мм экв.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки:ISO 100, F22, 3 с, 135.0 мм экв.

Боке

Самое большое влияние на рисунок объектива оказывает его оптическая схема: её сложность и количество асферических элементов. Здесь схема непростая, она состоит из 18 элементов в 12 группах. В ней применяются целых пять асферических элементов (отмечены сиреневым цветом) и три со сверхнизкой дисперсией (отмечены зелёным цветом).

Асферические элементы отмечены сиреневым цветом, ED-элементы — зелёным.

От топовых фиксов боке SELP28135G отличается неравномерным заполнением одиночных бликов в зоне нерезкости. Но при этом блики лишены контрастной окантовки, за счёт чего общий характер боке остаётся спокойным: нет двоящихся линий, неприятной глазу «чешуи».

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 2000, F4, 1/160 с, 135.0 мм экв.

Бликозащита

SELP28135G прекрасно держит контровый свет. Яркие огни в кадре не вызывают паразитных засветок и переотражений, общий контраст изображения не снижается.

Если поместить яркий источник света в угол кадра, он не создаёт бликов. В нашем тесте мы даже не применяли бленду. Очень важно отметить, что при съёмке в сложных световых условиях не проявляются хроматические аберрации, которые в случае видео было бы трудно скомпенсировать программно.

ILCE-7RM2 / FE PZ 28-135mm F4 G OSS Установки: ISO 100, F16, 8 с, 135.0 мм экв.

Альтернативы

Sony 18-200mm F3.5-6.3

Более дорогой объектив покрывает куда больше фокусных расстояний, представляя тем самым гораздо большую свободу для творчества и возможностей универсального использования. Но в то же время он не может похвастаться стабилизатором изображения, а значит – съемка на телеположениях желательна только со штатива/монопода/любой другой подставки. Стоимость – 670 долларов.

Tamron 18-200mm F3.5-6.3 Di VC III

Стоимостью 650 долларов, этот объектив предлагает и большие фокусные расстояния, и стабилизатор изображения. Но при этом пользователь не получит обратной связи для плавных видеонаездов, да и внешний трансфокатор прибавляет размеров.

Sony FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS

Немного не такой универсальный, этот объектив за 570 долларов предлагает неплохое качество изображения, меньший диапазон фокусных расстояний, переменную светосилу (темнее на длинном конце) и оптическую стабилизацию изображений.

Sony PZ 18-200mm 3.5-6.3 OSS

Вполне достойный выбор видеографа за 1000 долларов. Подробный обзор читайте по этой ссылке.

Выводы

Sony FE PZ 28-135mm f/4.0 G OSS (SELP28135G) — уникальный в своём роде объектив. Он создан специально для профессиональной видеосъёмки на фотоаппараты. Качеству видеосъёмки в нём подчинено всё: от эргономики до оптической схемы. Все кольца изначально имеют зубцы для сопряжения с фоллоу-фокусом и другими системами дистанционного управления. Для плавного зумирования предусмотрен сервопривод. Управление диафрагмой может осуществляться бесступенчато.

В оптической схеме учтены требования к профессиональной кино- и видеооптике: отсутствует «эффект дыхания» при перефокусировке. Фокус не теряется при зумировании объектива. Нет смещения оптической оси ни при зумировании, ни при фокусировке. Объектив прекрасно справляется с контровым светом, не боится засветок, не склонен к хроматическим аберрациям. Его разрешения достаточно как для 4К-видеосъёмки, так и для фотографирования на современные камеры Sony Alpha. Встроенный оптический стабилизатор эффективно работает при съемке с рук, особенно в паре со стабилизатором в камере типа Sony A7R II или A7S II.

Не стоит рассматривать его как объектив для фотографии: рядового фотографа в SELP28135G отпугнёт и цена, и размер, и формально не слишком высокие показатели светосилы. SELP28135G — это прежде всего профессиональный инструмент видеографа, способный облегчить ему жизнь, особенно на фоне работы с классическими фотообъективами.

Плюсы:

  • продуманные для видеосъёмки эргономика и размер;
  • не сбивается фокусировка при зумировании;
  • нет «эффекта дыхания» при перефокусировке;
  • для плавного зумирования предусмотрен сервопривод;
  • возможно бесступенчатое управление диафрагмой;
  • удобное переключение между ручной и автофокусировкой;
  • встроенный стабилизатор изображения;
  • разрешения достаточно для 4К-видеосъёмки;
  • нет хроматических аберраций;
  • хорошая бликозащита;
  • качественная бленда в комплекте;
  • все кольца объектива имеют зубцы для сопряжения с фоллоу-фокусом и другими системами.

Sony представила полнокадровый объектив с бесшумным зумом

Специально для фотографов и кинематографистов Sony создала новый инструмент для творчества: первый полнокадровый объектив с моторизованным зумом для системных камер α с байонетом E. Спроектированный и сконструированный в соответствии со стандартами оптики Sony G-серии, объектив FE PZ 28-135 мм F4 G OSS (SELP28135G) предлагает видеооператорам и кинематографистам широкие возможности экспрессии. Постоянная светосила F4 обеспечивает возможность добиваться необычных эффектов, изменяя глубину резкости, и чётко управлять экспозицией во всем диапазоне фокусных расстояний от широкоугольного до телефото.

Новая оптико-механическая конструкция ориентирована на максимально возможное качество изображения при использовании камер с большой матрицей, и лишена всех трёх самых важных для кинематографистов проблем фотообъективов: изменение угла обзора во время фокусировки, изменение резкости и перемещение оптической оси во время использования зума. Кроме того, асферические элементы подавляют аберрацию, в то время как усовершенствованная технология многослойного покрытия усиливает контрастность и устраняет засветку даже при ярко освещенном фоне.

Своей эргономичностью объектив SELP28135G обязан профессиональным камерам, разрабатываемым Sony для телетрансляции и киносъёмки. Три отдельных кольца обеспечивают независимое управление фокусировкой, зумом и диафрагмой, а оптимальное усилие для их вращения создаёт ощущение точности управления и профессионального стиля. Тщательно выбран даже шаг насечки на кольцах для надёжного контакта с пальцами.

Шум фокусировки также минимизирован благодаря уменьшению веса соответствующих элементов конструкции и использованию для привода высокоскоростного двойного линейного двигателя. Дополнительным удобством является то, что режим фокусировки можно легко переключать с автоматического на ручной, просто сдвигая кольцо фокусировки вместо того, чтобы нащупывать переключатель режимов во время съемки.

Оптические характеристики и удобство управления дополнены заложенной в конструкции защитой от пыли и влаги. Дополнительное удобство в использовании объектива предоставляет система Optical SteadyShot, которая обеспечивает стабилизацию изображения в объективе во время съёмки с рук.

Технические характеристики Sony SELP28135G:

35 мм эквивалентное фокусное расстояние (при установке на камеру с матрицей APS-C) 42-202.5мм
Макс. коэффициент увеличения 0,15x
Мин. расстояние фокусировки 0,4 м (Ш) – 0,95 м (T) (АФ, РФ);

0,95 м (полностью ручная фокусировка)

Диаметр фильтра 95 мм
Размеры Макс. диаметр 105 x 162,5 мм
Вес Прибл. 1 125 г (без крепления к штативу)
Аксессуары в комплекте Передняя и задняя крышки объектива, крепление к штативу, бленда, футляр, ремень
Цвет Чёрный

Полнокадровый объектив с моторизованным зумом FE PZ 28-135 мм F4 G OSS (SELP28135G) для профессиональных фотографов и видеографов поступит в продажу по ориентировочной стоимости 117 900 рублей. Дата начала продаж будет сообщена позже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий