Обзор Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX Optical Stabilizer для Nikon


Обзор Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX

За предоставленный объектив Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX для камер Nikon, огромная благодарность магазину Fotika.com.ua, где можно найти огромное число разной б.у. фототехники, в том числе и эту модель.

Обзор Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX

Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX интересный светосильный зум с теледиапазоном фокусных расстояний для кропнутых камер (буковки ‘DC’ в названии обозначают объектив для кропнутых камер формата APS-C).

У компании Sigma существует две модели Sigma 50-150/2.8 DC: Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX (из этого обзора) и Sigma 50-150mm 1:2.8 II APO DC HSM EX. На деле — обе эти модели полностью идентичны, единственная существенная разница это то, что версия ‘II’ также выпускалась под камеры Pentax и Sony. Также, существует более новая модель, со встроенным стабилизатором изображения и очень качественной картинкой — Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX Optical Stabilizer.

Sigma 50-150/2.8 DC имеет довольно странный диапазон фокусных расстояний — 50-150 мм, все из-за того, что объектив предназначен только для кропнутых камер, на которых его эквивалентное фокусное расстояние будет составлять 75-225 мм. Фактически, Sigma 50-150/2.8 DC (для камер Nikon) является аналогом полноформатного родного объектива Nikon ED AF-S Nikkor 80-200mm 1:2.8D (MKIV). Ко всему прочему, при пересчете на ЭФР, Sigma 50-150/2.8 DC захватывает даже чуть больший диапазон (чуть шире и чуть длиннее). Удобство использования такого диапазона сложно переоценить, да и вообще, это один из любимых диапазонов большого количества фотографов.

Sigma 50-150/2.8 хорошо собран, кольцо фокусировки и трансфокатора (зума) прорезинены и очень широкие. Sigma 50-150/2.8 приятный на ощупь, с характерным сигмовским бархатным покрытием корпуса и бленды. Буквы ‘EX’ (‘Excellent’ — объективы высшего качества) на корпусе находятся заслуженно. Весит это чудо 770 грамм, и использует светофильтры диаметром 67 мм. Диафрагма состоит из 9-ти лепестков и закрывается до F/22 по всему диапазону фокусных расстояний.

Объектив фокусируется с помощью HSM-мотора (HyperSonic Motor) достаточно быстро и практически бесшумно. Sigma 50-150/2.8 DC подойдет ко всем камерам Nikon DX, даже к тем, у которых нет встроенного мотора фокусировки. Минимальная дистанция фокусировки составляет 100 см, а максимальный коэффициент увеличения при макросъемке — 1:5.3. На корпусе есть шкала дистанции фокусировки с разметкой в метрах и футах. При фокусировке и изменении фокусного расстояния объектив не меняет своих размеров, ибо имеет внутренние системы фокусировки и трансфокации. При этом задняя линза остается неподвижной (никакого эффекта ‘пылесоса’).

Sigma 50-150/2.8 DC фокусируется очень быстро. Время фокусировки от бесконечности до МДФ и обратно почти такое же, как у Nikon N AF-S Nikkor 70-200mm 1:2.8GII ED VR, и примерно в два раза короче, чем у последующей модели — Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX Optical Stabilizer. Скорость фокусировки не зависит от установленного фокусного расстояния.

Экземпляр, который побывал у меня на обзоре, очень неточно фокусируется на камерах Nikon D80 и Nikon D700. Буквально все достоинства объектива вдребезги разбиваются о проблемы с фокусировкой. Возможно, это связано только с этим экземпляром, либо с моими старыми камерами для обзора. В сети можно встретить схожие отзывы про работу системы фокусировки, но лично мне уже поднадоело такое поведения объективов Sigma на камерах Nikon.

В ручном режиме фокусировки кольцо фокусировки вращается приблизительно на 90 градусов, из-за большого хвата, фокусироваться вручную достаточно комфортно :). Во время автоматической фокусировки кольцо остается неподвижным. В режиме ручной фокусировки, когда кольцо доходит до крайних положений, оно не упирается, а продолжает вращаться, проскальзывая.

А теперь о грустном. Стандартной плашкой про режим M/A я не ограничусь.

Объектив имеет функцию постоянного доступа к кольцу фокусировки, но у Sigma 50-150/2.8 DC нет полноценного режима постоянного ручного контроля фокусировки Nikon M/A, и, фактически, выполняя ручную поправку фокусировки с Sigma 50-150/2.8 DC начинаешь соперничать с автоматикой камеры и объектива. Можно сказать, что Sigma 50-150/2.8 DC обладает только режимом фокусировки Nikon A/M. Лично меня это сильно раздражает. Родная оптика Nikon с таким режимом сразу отключает автоматическую фокусировку, как только коснешься кольца фокусировки и это не зависит от режима фокусировки, установленного в камере. Конечно, переживать из-за этого недостатка вовсе не стоит, думаю, что никто из пользователей Sigma 50-150/2.8 DC особо не огорчается по поводу отсутствия режима Nikon M/A. Тем более, если использовать разные кнопки для активации фокусировки и спуска затвора (AF-ON или AF-L/AE-L), то недостаток отсутствия режима M/A полностью пропадает. Также, условно можно считать, что у объектива действительно есть режим Nikon M/A, вот только он работает исключительно в режимах фокусировки AF-S и AF-A и только после того, как камера первоначально успешно сфокусируется.

Представьте себе, на этом объективе нет переключателя режима фокусировки. Конечно, это не беда для продвинутых камер Nikon, у которых переключатель режима фокусировки дублируется возле байонета камеры. Но любительские камеры Nikon не имеют такого переключателя и, соответственно, быстро перейти в полностью ручной режим фокусировки не получится. Для перехода в ручной режим фокусировки на таких камерах следует в меню выбрать параметр фокусировки ‘MF’. Ковыряться в меню займет значительно больше времени, чем просто легенько передвинуть ползунок на объективе :). И вот тут-то, при фокусировке в режиме AF-C вспоминается ‘недокопированный’ Nikon M/A.

Владельцам объектива под камеры Canon, Pentax, Sony, Sigma повезло больше — на объективе есть переключатель ‘AF/M’ (все вот думаю, а почему Nikon обделили?).

В комплекте с объективом идет замечательная бленда, которая добавляет объективу немного солидности. Бленду можно установить в обратном положении (режим транспортировки), вот только при одетой задом-наперед бленде полностью теряется доступ к кольцу фокусировки. Также, в комплекте имеется хорошенький чехольчик.

В оптической схеме, состоящей из 18 элементов в 14 группах имеется 4 SLD элемента. ‘SLD’ — ‘Special Low Dispersion’ — ‘элементы с низкой дисперсией’. И в целом, на F/2.8 все хорошо по всему диапазону фокусных расстояний, при этом объектив очень хорошо переносит боковой и контровой свет. Sigma 50-150/2.8 имеет слабо выраженное виньетирование и дисторсию, хроматические аберрации тоже хорошо скомпенсированы. В целом — оптически Sigma 50-150/2.8 оказался хорошим объективом.

Вот ссылка на архив с оригиналами — 687 МБ, 78 фото в формате .NEF (RAW) с камер Nikon D700 (FX) и Nikon D80 (DX). Обратите внимание, что снимки на полноформатную камеру Nikon D700 были сняты в режиме кадрирования ‘FX’, потому по углам и краям кадра заметно сильное затемнение, а также падение резкости, эти снимки служат лишь примером возможностей объектива на полноформатной камере. Лично мне ‘картинка’ с этого объектива по каким-то субъективным причинам не понравилась вообще.

Добавить бы к Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX штативную лапку, переключатель фокусировки, стабилизатор изображения — и получился бы просто отличный объектив, ах да, тогда получился бы просто Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX Optical Stabilizer. Хотя, и в последнем все-таки остались косяки с приоритетом ручной фокусировки и точностью фокусировки.

Каталог современных объективов Sigma можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги различной фототехники, такие как E-katalog, или большие интернет магазины, такие как Rozetka. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Итоги
Sigma 50-150mm 1:2.8 APO DC HSM EX — очень хороший и интересный объектив для кропнутых камер, жаль, его больше не выпускают.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Обзор Sigma EX 150mm 1:2.8 APO MACRO DG HSM Optical Stabilizer от читателя Радоживы

Обзор объектива Sigma EX 150mm 1:2.8 APO MACRO DG HSM Optical Stabilizer (версия для камер Nikon) специально для Радоживы подготовил Тывунька Владимир Андреевич.

SIGMA AF 150 mm f/2.8 EX DG APO HSM Macro

Добрый день, уважаемые читатели Радоживы. Сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями и ощущениями от использования объектива Sigma EX 150mm 1:2.8 APO MACRO DG HSM Optical Stabilizer.

Это новая версия популярного теле-макро-объектива, которая получила встроенный оптический стабилизатор изображения, а также пыле- и влагозащиту. Также, применена плавающая система фокусировки, которая эффективно компенсирует астигматические и сферические аберрации, обеспечивая высокое качество изображения в диапазоне от бесконечности до макро 1:1. Производство Sigma 150mm f/2.8 Ex Dg Hsm началось в 2011 году. Объектив выпускается под байонеты Canon, Nikon, Sony, Pentax.

Расшифровка маркировок на корпусе выглядит так:

  • AF — наличие автофокуса
  • APO — апохроматический объектив позволяет свести к минимуму хроматическую аберрацию. Объективы с маркировкой APO могут использоваться с телеконвертерами серии EX.
  • HSM — ультразвуковой моторный привод объектива обеспечивает бесшумную и быструю фокусировку.
  • EX — принадлежность к линейке высококачественной оптики, сочетающей в себе надежность, удобство и высокие оптические характеристики.
  • IF — механизм внутренней фокусировки без изменения физических размеров объектива при наведении на резкость и без вращения переднего элемента
  • DG — полноформатный объектив оптимизирован для использования с цифровыми зеркальными камерами.
  • OS — оптический стабилизатор изображения на 4 ступени (OS) для всех байонетов.
  • MACRO — доступен режим макросъёмки с увеличением 1:1.
  • Nikon — байонет для камер Nikon

Если бы это был родной объектив, то он был бы промаркирован ‘NIKON NIKKOR 150mm 1:2.8G AF-S SWM IF ED FX VR MICRO’ + (Золотое колечко)

SIGMA AF 150 mm f/2.8 EX DG APO HSM Macro имеет все полезные плюшки современных объективов.

Оптическая схема 19 элементов в 13 группах. Из них три элемента из низкодисперсного стекла, которые, теоретически, устраняют все виды оптических искажений. Многослойное просветление снижает вероятность появления бликов, переотражений и паразитной засветки. В зависимости от угла падения света, цвет просветления меняется от сильно фиолетового до ярко зеленого.

Комплектация очень богатая, по сравнению с таковой у родных объективов, и состоит из следующих компонентов.

  1. Объектив
  2. Передняя и задняя крышки
  3. Бленда
  4. Кольцо для установки бленды
  5. Штативное кольцо
  6. Чехол
  7. Инструкция
  8. Международный гарантийный талон (Европа, Азия)
  9. Гарантийный талон для территории РФ

Более всего меня порадовало наличие лапки и отличного полужесткого чехла для переноски. Кстати, для чехла есть подушечки — вкладыши которые компенсируют внутри лишнее место, в зависимости от того, установлена бленда или нет. На практике это оказалось очень удобно. К сожалению, на задней поверхности чехла нет лямки для крепления на пояс, зато есть регулируемый ремешок для переноски на плече или в руке. Ремешок, кстати, отстегивается.

SIGMA AF 150 mm f/2.8 EX DG APO HSM Macro очень качественно изготовлен, практически весь корпус выполнен из металла и покрыт новым сигмовским покрытием. Наконец-то компания внемла мольбам фотографов сменить сильно пачкающееся и плохо оттирающееся бархатное покрытие на более гладкое. На ощупь оно теперь больше всего напоминает школьную доску, гладко-матовое, что ли. Корпус объектива металлический и когда камера с объективом находится в прохладной среде и вы берете объектив теплыми руками — на нем остается влажный след, который, кстати, испаряется прямо на глазах за пару секунд, не оставляя разводов. Это свойство покрытия и навело меня на сравнение с школьной доской. Кольцо фокусировки очень широкое и прорезиненное, шириной 5 сантиметров. В руках объектив ощущается как нечто цельное и монолитное.

Sigma 150mm F2.8 использует светофильтры диаметром 72 мм. Резьба под светофильтры пластиковая, и, по-моему, это единственный пластиковый элемент на корпусе. Для кого-то это будет недостатком и хотелось бы для объектива такого класса увидеть резьбу под ‘профессиональные’ 77 мм. Но, для справки, хотелось бы от себя добавить, что родной профессиональный Nikon 105mm f/2.8 VR Micro использует и того меньшие фильтры, диаметром 62 мм. Лично для меня это не выглядит неудобством, переходное кольцо можно купить в любом фотомагазине по цене 200-300 рублей и снимать в свое удовольствие. Кстати, Сигма в большом количестве своих проф. стекол использует 82 мм фильтры , что на мой взгляд намного хуже, ведь если у вас есть 77 мм поляризационный фильтр, покупать 82 мм для использования на одном стекле вряд-ли кто то захочет, так как стоит он очень прилично.

Вес объектива составляет внушительные 1150 грамм , что для фикса довольно много. Я считаю вес плюсом, ведь он частично компенсирует дрожание камеры при съемке с рук, что для макро-съемки очень полезно, так и минусом — ведь целый день съемки с объективом весом чуть больше килограмма в связке с полнокадровой тушкой и и доп. оборудованием можно приравнять к походу в спортзал и к концу дня руки не скажут вам за это спасибо.

Объектив имеет три переключателя на корпусе.

  • Трехпозиционный ограничитель фокусировки.
  • AF-M
  • «OS» имеет три положения: off, 1, 2

Все переключатели находятся с левой стороны корпуса, также как и у объективов Никон. Переключатели удобные, не цепляются и не мешают во время работы, качественно изготовлены из прочного пластика, никаких люфтов нет и в помине. Когда я только купил данный объектив, они очень туго переключались, через недельку они притерлись, и теперь переключаются без проблем, а небольшое усилие, которое надо прилагать при этом, предотвращает случайное переключения.

Фокусировка

Объектив фокусируется с помощью HSM-мотора (HyperSonic Motor, аналог Nikon SWM), а потому подойдет ко всем камерам Nikon, даже к тем, у которых нет встроенного мотора фокусировки. Минимальная дистанция фокусировки составляет 38 см, на которой можно снимать макро с увеличением 1:1. Расстояние от передней линзы до объекта на мдф примерно 19 см. Фокусировка внутреннего типа — неподвижными остаются передняя и задняя линзы. Эффект пылесоса отсутствует.

Объектив имеет трехпозиционный ограничитель дистанции фокусировки: Full, 0.53-∞ и 0.38-0.53

На моей камере Nikon D700 время фокусировки в режиме ‘Full’ от бесконечности до МДФ и обратно составляет 2,63 секунды. В одну сторону — 1,35 сек. Время фокусировки в режиме 0.38-0.53 туда и обратно — 1,35 сек.

В общем, фокусировка вполне комфортная для съемки в макро-диапазоне. Объектив фокусируется цепко и не имеет склонности к рысканию при достатке света.

В положении AF работает автоматическая фокусировка с постоянным ручным приоритетом фокусировки так же как и на родных стеклах. Режим очень удобен и полезен — для ручной фокусировки или поправки фокусировки не нужно дополнительно переключать объектив в режим ‘M’. В инструкции написано, что нужно дождаться пока объектив сфокусируется и если точка фокусировки не устраивает то, не отпуская кнопки спуска перефокусироваться вручную. То есть не рекомендуется спорить с автоматикой и стоит дождаться окончания работы автофокуса.

В следящем режиме фокусировки, при попытке довести в ручную, автоматика начинает сопротивляться и крутить в другую сторону фокус. Так что придется все таки пользоваться переключателем. Все таки режим постоянной возможности поправки фокуса вручную, работает не так хорошо как на родных стеклах.

Что бы более продуктивно использовать режим ручной подстройки фокуса, в меню фотоаппарата отключите фокусировку по полунажатию кнопки спуска (то есть по нажатию производился только спуск затвора), а наведение на фокус отдайте кнопке AF-ON. Кстати, ловушка фокусировки тоже работает с этим объективом.

В ручном режиме кольцо фокусировки вращается приблизительно на 160 градусов, что не так и много для макро объектива. Видимо, это плата за довольно шуструю фокусировку. Стоить добавить что 90% хода кольца находятся в макро диапазоне, от метра до бесконечности ход составляет около 15 градусов.

Во время автоматической фокусировки кольцо остается неподвижным. В режиме ручной фокусировки, когда кольцо доходит до крайних положений, оно не упирается, а продолжает вращаться, проскальзывая, так же как и на родных объективах. Объектив имеет шкалу дистанции фокусировки в метрах и футах, а также шкалу с показателем кратности увеличения для макросъемки (от 1:10 до 1:1). Шкалой ГРИП объектив обделили.

Два самых главных качеств этого объектива лично для меня — это точная фокусировка при довольно слабом освещении, в отличии от многих объективов Сигма, которые этим грешат, и чрезвычайно низкий уровень .

Стабилизатор

Многие говорят, что наличие стабилизатора не обязательно в макро-объективе, я с ними не согласен и вот почему.

Работа стабилизатора по инструкции компенсирует 4 стопа по выдержке. В числовом эквиваленте это означает, что можно снимать на выдержках в 16 раз длиннее, чем того требует объектив без стабилизатора.

На практике эффективность стабилизатора сильно падает во время уменьшения дистанции фокусировки. При работе на МДФ (с кратностью увеличения 1:1) работа стабилизатора ощущается в разы хуже, чем во время фокусировки на бесконечность. Такое же падение эффективности работы стабилизатора наблюдается и у родного Nikon 105mm f/2.8 VR Micro.

При фокусировке не на мдф, а в районе метра и дальше можно смело снимать с выдержкой 1\30 сек и 1\40 сек , если встать в удобную стойку и стрелять серией — парочка точно будет резкой даже на 1\15 сек.

Как по мне, для 150мм объектива вполне хороший результат. А при фокусировке в районе мдф стабилизатор скорее устраняет дерганье картинки в видоискателе, и помогает более точно позиционировать точку фокусировки на объекте, что повышает ее точность. Единственным минусом наличия стабилизатора я могу выделить удорожание стоимости объектива, но это вопрос финансов, а не вопроса нужен\не нужен. Если у вас есть деньги на объектив со стабилизацией, крайне рекомендую взять именно такой.

Для включения/выключения стабилизатора на объективе есть переключатель «OS» имеет три положения: off, 1, 2.

В положении 1 — объектив отслеживает как вертикальные так и горизонтальные смещения, в режиме — 2 только вертикальные, что удобно при съемке объектов, двигающихся в горизонтальной плоскости относительно камеры.

Если во время работы стабилизатора снять объектив или вытащить батарею из камеры то будет слышен неприятный бряцающий звук внутри — это паркуются линзы стабилизации внутри корпуса. Лучше так не делать и выключать стабилизатор перед этими операциями. В инструкции написано, что этот звук в данной ситуации норма и не является сигналом не исправности. Если смотреть в в видоискатель во время включения стабилизатора, то можно увидеть как картинка резко дергается вверх, а при выключении она дергается вниз. При этом слышен звук парковки линз, но не такой, как если бы вы снимали объектив с камеры, а более мягкий и не бряцающий. Вообще, стабилизатор постоянно издает тихие звуки во время работы.

В комплекте с объективом идет огромная и очень прочная бленда (изготовлена из толстого пластика). Бленду можно установить в обратном положении (режим транспортировки), вот только при одетой задом-наперед бленде полностью теряется доступ к кольцу фокусировки. На камере, объектив с установленной блендой выглядит очень внушительно. Кстати, в комплекте идет еще один очень интересный аксессуар — адаптер для бленды для кроп камер. По сути это еще одна бленда, при использовании на кропе вы просто одеваете обе бленды и радуетесь. Меня всегда удивляло почему никто из производителе не делает нечто подобное для своих стекол, ведь цена копеечная, а для стекол с не самой хорошей бликоустойчивостью, применение этого аксессуара было бы сложно переоценить.

Объектив такой большой, что использует штативную лапку. Лапка металлическая и очень крепкая, ее можно легко снять. Внутри лапки вставки из тефлона, что облегчает скольжение при смене ориентации и не повреждает поверхность объектива. На корпусе объектива имеются 2 метки для быстрого поворота камеры, установленной на штативе, в портретное или пейзажное положение (строго вертикально или горизонтально).

SIGMA AF 150 mm f/2.8 EX DG APO HSM Macro

Диафрагма

Диафрагма состоит из 9 лепестков и закрывается до F/45 на мдф и до F/27 при фокусировке на бесконечность.

Диафрагма 2,8 доступна только при фокусировке от 4 метров до бесконечности, на 0.8 метра уже F/3,5 а на мдф она составляет 5,6. это обычное свойство для макро-объективов. Причем она действительно прикрывается, это видно если смотреть с задней стороны объектива. В интернете есть подробная инструкция по разборке объектива и отключения рычажка, который это делает, судя по отзывам это улучшает фокусировку на мдф и изображение в видоискателе становиться ярче, минусом этого действа является то, что камера перестает делать поправку в экспозиции, при изменении фокусировки, то есть коррекцию придется постоянно делать самому. Гарантия на объектив при этом естественно тоже аннулируется. Как по мне — это того не стоит, но может кому то эта информация пригодится.

Объектив страдает эффектом ‘Focus Breathing’ — изменение угла обзора во время фокусировки. Страдает настолько сильно, что нужно привыкнуть угадывать как изменится угол обзора во время наводки на резкость. Если быть кратким, то во время фокусировки от бесконечности в сторону МДФ реальное фокусное расстояние увеличивается, что приводит к уменьшению угла обзора. Фокусное расстояние, указанное на корпусе объектива и равное 150 мм, соответствует действительности только во время фокусировки объектива на бесконечность. Увеличение фокусного расстояния также влечет за собой уменьшение относительного отверстия и ослабления работы системы стабилизации. Такое поведение свойственно большинству (реально большинству, если не всем) макрообъективов.

Что касается работы с ‘макро’, то Sigma 150/2.8 справляется очень хорошо. В первую очередь стоит отметить, что 150 мм фокусного расстояния позволяет держать приличную дистанцию между объектом и субъектом съемки. Для съемки мира насекомых — это неоценимое достоинство объектива. Многие фотографы добавляют к объективу телеконвертер и могут снимать макро с очень большого расстояния, не пугая насекомых и животных.

Качество изображения

Объектив имеет отличную и точную цветопередачу. Виньетирование на откытой диафрагме 2,8 заметно, но не критично. На полном кадре объектив чрезвычайно резок по всему полю кадра уже с F4 , на открытой конечно чуть мягче, но все равно очень и очень достойно.

Объектив не боится засветок, хорошо переносит боковой и контровый свет , поймать зайцев проблематично. Использование бленды дает 100% гарантию отсутствия засветок. Хроматические абберации полностью отсутствуют при просмотре фото, в синтетическом тесте их можно разглядеть при 100% увеличении, но это занятие только для диванных критиков, на обычных фото я их не смог разглядеть как ни старался, даже на краях контрастных объектов. Данный факт подтверждают и тесты, которые можно найти в интернете, например на известном техно сайте PhotoZone где этот объектив очень хвалят как раз за контроль . Цветовой фриджинг (окрас контрастных деталей в фиолетовый и зеленый цвет в зоне нерезкости), также отсутствует, такое свойство чрезвычайно редкое качество для светосильного фикса, например родной Nikon 105mm f/2.8 VR Micro хроматит довольно сильно.

Боке, из-за 9 лепестковой скругленной диафрагмы, мягкое, ровное, приятное взгляду. На открытой, кстати, объектив заметно «подкручивает» фон в определенных условиях. Также хочу отметить отсутствие эффекта «Выпиливания» объекта при переходе из резкости в зону размытия..

В общем, что касается качества изображения, оно находится на высочайшем уровне и к нему у меня нет претензий.

Личный опыт

Первым моим макро-объективом был Sigma 50mm 1:2.8 DG Macro D EX, отличный объектив с возможностью съемки 1 к 1.

На вторичном рынки он стоит 7-9 тысяч рублей. Покупал его, чтобы попробовать себя в макро, а там — как пойдет. Через какое-то время решил купить что-то по серьезнее и выбор пал на Sigma 150mm. Причиной смены было малое расстояние от передней линзы до объекта при съемке 1 к 1 (около 5 сантиметров), выезжающий хобот, шумная фокусировка, что вкупе при съемке живых объектов, пугало даже улиток и они прятались в домик :). Все эти недостатки не касались 150-ки. Каково же было мое удивление, когда при съемке при одинаковых масштабах, 150-ка давала в разы меньшую грипп. При съемке на МДФ, в масштабе 1:1, 150-ка дает грипп около 0,2 см, при этом полтинник давал 0,54 см, то есть в 2,5 раза больше.

Это создает дополнительные трудности при съемке, сложнее попасть в грипп, приходиться зажимать диафрагму значительно сильнее, что сокращает поток света и заставляет либо поднимать исо, либо увеличивать выдержку или вовсе использовать вспышку. Все это нельзя назвать недостатком данного стекла, а скорее особенностям объективов такого класса. Прежде чем покупать длиннофокусный макро-объектив, подумайте что вы собираетесь снимать. Если это будут статичные объекты, которые от вас никуда не денутся, очень советую обратить внимание на короткофокусные объективы, например Sigma 50mm 1:2.8 DG Macro D EX или родной Nikon N AF-S Micro Nikkor 60mm 1:2.8G SWM ED IF Aspherical Micro 1:1 Nano Crystal Coat. Это будет более разумный выбор. Если вы хотите снимать пугливых насекомых, то без макро телевика вам не обойтись.

Тогда сигма становится вполне логичным выбором, в ее пользу говорят наличие трехпозиционного стабилизатора, довольно шустрая (для макро-фикса) и точная фокусировка,, отличная японская сборка, и богатая комплектация. Все эти качества, как мне кажется, должны довольно сильно повлиять на решение о покупке этого стекла.

На Март 2019 цены выглядят примерно так:

  • Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G Micro — 52 тысячи
  • Sigma 150mm F2.8 EX DG OS HSM APO MACRO Nikon 55 тысяч
  • Nikon 200mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor — 107 тысяч

Как видите, по сравнению с родным 105 мм, сигма выигрывает фокусным расстоянием, большей МДФ и полным отсутствием , при этом по цене они почти одинаковы; 200-ка стоит в два раза дороже, на 1 стоп темнее и не имеет стабилизатора и выигрывает только более удобным фокусным и меньшей МДФ.

Для меня выбор стоял между «родной» 105-ой и сигмой, выбор решила цена на вторичном рынке: 38 тысяч за 105-ку (в комплекте только крышки и видны следы использования) и 31 тысяча за абсолютно новую с виду сигму, в полном комплекте и на гарантии. При одинаковой стоимости и состоянии, я бы посоветовал взять родное стекло, оно как то спокойнее что ли, но после пары дней использования, сигма меня приятно удивила и желания поменять ее на что то другое, совсем не возникает.

Примеры фотографий

Исходные файлы можно .

Тывунька Владимир Андреевич

Просветление объектива Sigma 150/2.8

«Просветление» объектива
Sigma150/2.8
Немного теории

На любом фотообъективе указаны его фокусное расстояние и относительное отверстие – это основные его характеристики, определенные для съемки «вдаль».

Фокусное расстояние при съемке вдаль определяет поле зрения, а относительное отверстие является основным фактором как в экспонометрии, так и в формировании изображения вне плоскости резкости, что технически описывают как ГРИП ( глубина резко изображаемого пространства).

Фокусное расстояние – отрезок между (задней) главной плоскостью объектива и плоскостью изображения объекта, находящегося в бесконечности.

Фокусное расстояние – физическая характеристика объектива, влияющая на многие его характеристики. Выражается, как правило, в миллиметрах.

Сейчас наша задача – понять, как влияет перефокусировка объектива на эти два параметра.

Методов фокусировки несколько. Самый простой из них – выдвижение всего объектива. Этот метод самый старый и, хотя он сегодня фактически не применяется, именно он определяет сложившиеся стандарты и именно с его последствиями нам предстоит бороться.

По основным формулам геометрической оптики (см. формулы Гаусса и Ньютона) выдвижение линзы (объектива) на расстояние Z’ от плоскости изображения объектов на бесконечности (находящейся на расстоянии f’ от (задней) главной плоскости объектива) приводит к тому, что в фокусе оказывается объект, находящийся на расстоянии a

от объектива (передней главной плоскости объектива), где a=f+z=f+f²/z’ =f(1+f/z’)

Тут самое время объяснить понятие «эффективное относительное отверстие» . При выдвижении объектива от плоскости изображений объектов видно, что телесный угол, образуемый апертурой объектива к центру изображения, уменьшается. Не вдаваясь в подробности, заметим, что уменьшается также и освещенность изображения, влияет это явление как на предельную дифракцонную резкость, так и на ГРИП. Изначально в экспонометрии, а затем и в других областях оптики прижилось понятие «эффективное относительное отверстие», безразмерная величина, равная двойному тангенсу апертурного угла в плоскости изображений. Эффективное относительное отверстие – приспособленное под макросъемку расширение определения «относительное отверстие», учитывающее изменение светосилы при выдвижении объектива.

Neff=N(1+m),

где m- увеличение оптической системы.

Перемещение всего объектива – далеко не всегда лучший метод фокусировки. Есть много аргументов против него – и оптических (схема, рассчитанная на работу с лучами, идущими из бесконечности, не идеальна для работы с лучами, идущими с коротких расстояний, и чем ближе объект, тем хуже будет качество изображения) и механических (выдвигать большую группу линз на большие расстояния – задача сложная, особенно для автофокусных систем). От системы перемещения всего объектива на сегодня практически отказались в пользу систем «внутренней фокусировки» — системы перестроения отрезков между компонентами оптической системы.

Система «внутренней фокусировки» основывается на изменении фокусного расстояния системы при изменении расстояния между компонентами. Скажем, известна формула вычисления фокусного расстояния системы из двух линз: 1/F = 1/f1 + 1/f2 – d/(f1f2) . На этом принципе строятся фактически все современные системы – перемещения между компонентами обеспечивают как перефокусировку на нужное рабочее расстояние, так и наилучшую компенсацию аберраций для всего диапазона.

Последний факт особенно важен для макрообъективов – диапазон рабочих расстояний у них очень большой, а требования к качеству на больших увеличениях очень высокие. С 50-х годов в макрообъективах (вначале Micro-Nikkor фирмы Nikon) стали вводить межлинзовые подвижки для различной компенсации аберраций на разных увеличениях, сохраняя при этом и перемещение всего блока линз в качестве основного механизма компенсаций. С приходом эры автофокусных объективов потребность в системах внутренней фокусировки выросла, а компьютеризация расчетов объективов позволила проектировать объективы со сложными компенсациями аберраций для всего диапазона увеличений.

В чем особенность систем внутренней фокусировки? Главное для нашего последующего изложения – это изменение фокусного расстояния и, как следствие, эффективного относительного отверстия. Если меняются отрезки, а диаметр апертуры при этом не изменяется, то эффективное относительное отверстие во всем диапазоне увеличений будет постоянно и равно относительному отверстию при настройке на бесконечность. При этом получается, что система фокусировки влияет на эффективное относительное отверстие, и, не зная точно систему фокусировки, нельзя предсказать поведение каждого объектива на разных увеличениях.

Одним из выходов стала встроенная в объектив система учета эффективных апертур – ее ввела в современных аппаратах фирма Nikon. Не важно, как меняется эффективная апертура – аппарат получает информацию от объектива об эффективном относительном отверстии для данного положения фокусировочного кольца и выдает информацию аппарату. Все устанавливаемые апертуры пересчитываются в эффективные и пересчитываются автоматически в нужный диаметр раскрытия диафрагмы при съемке.

Остальные фирмы решили использовать старую систему – для больших увеличений пользоваться формулой Neff=N(1+m). Если же система фокусировки не обеспечивает эту зависимость, то … можно обеспечить её другими методами – принудительным закрытием апертуры до расчётных значений, решили они.

Перейдем, наконец, к объективу Sigma 150mm 1:2.8 APO MACRO DG HSM, о доработке которого и пойдет речь.

Простые измерения показывают, что фокусное расстояние данного объектива изменяется почти в 2 раза, а вот относительное отверстие уменьшается по указанной формуле.

Сделаем простой эксперимент – откроем крышки объектива и посмотрим на поведение диафрагмы сзади, со стороны камеры. При вращении кольца фокусировки диафрагма закрывается! Как показала последующая разборка и изучение свойств данного объектива – осуществляется это чисто механическим принудительным образом при помощи механизма, связанного с кольцом фокусировки.

Эта пара снимков демонстрирует зависимость диафрагмы от позиции «поводка» (он виден на верхней части снимка – перемещающийся штырь)

Удаление этой связки, фиксирование диафрагмы в максимально открытом состоянии было осуществлено авторами уже не однократно. Описание данной процедуры является целью данной статьи.

Результаты переделки объектива
Sigma150/2.8
Результатом проведенного изменения является увеличение светосилы объектива на увеличении 1х более чем 1.4 раза (более чем на один стоп или, в другом выражении, освещенность экрана увеличивается более чем в 2 раза). Какого-либо негативного влияния (падения разрешения, заметного виньетирования…) не замечено. Процесс назван авторами «просветлением» за увеличение светосилы (на позициях фокусировочного кольца отличных от «бесконечности») и нужен, прежде всего, для удобства фокусировки по светлому объективу. Кроме того, изменяется зависимость эффективного диафрагменного числа от увеличения – вместо функции Neff=N(1+m) получается нечто менее зависящее от увеличения, что удобнее на практике.

Надо заметить, что при использовании макроколец или телеконверторов, снижающих светосилу системы, «просветление» может оказаться тем фактором, которое позволит использовать объектив в условиях, когда через «непросветленный» объектив было бы просто невозможно навестись (или потребовало бы дополнительной подсветки, которая не всегда под рукой).

Глубина резкости, и без того малая в макродиапазоне, в «просветленной» версии становится «бритвенной», что, в сочетании с лучшей освещенностью экрана, помогает точно навестись на резкость.

В режиме съемки по «живому экрану» (LiveView) влияние «просветления» снижается – яркость экрана не зависит от светосилы объектива, но малая глубина резкости помогает точно навестись на фокус и в этом случае. Надо отметить, что резкость изображения на полностью открытой апертуре позволяет увеличить изображение и точно навестись по нему на намеченный участок, в этом «просветленная» версия ничем не отличается от оригинальной.

Вне макродиапазона влияние «просветления» на экспозицию очень незначительно, но изменение проявляется в другом: в портретном диапазоне на полностью открытой апертуре объектив имеет несколько иной рисунок и боке, что отмечено пользователями переделанных экземпляров.

Разборка и переделка объектива
Sigma150mm1:2.8APOMACRODGHSMforCanon
(версия данного объектива под Nikon
также была переделана – особенности смотрите ниже)
Необходимое оборудование:

· отвертки крестовые #0 и #1

· отвертка плоская 1.4mm

· пинцет

· коробочка для винтов

· клей эпоксидный (для склейки металлов, достаточно густой и нетекучий — гель)

· зубочистки, вата, ацетон

· клейкая лента

· набор для чистки оптики (чистая груша, рисовая бумага, чистый спирт…)

· маркер (тонкий фломастер для письма на CD, тут — для метки позиций)

Инструменты, отвертки прежде всего, должны быть удобными, соответствующими типу головок винта и хорошего качества. Клей мы рекомендуем использовать эпоксидный, густой (надо заполнить промежуток в пару миллиметров), химически не агрессивный — не разрушающий покрытия линз, не ускоряющий старение пластиков (надо принять во внимание его воздействие в замкнутой среде). Рабочее место должно быть свободным, чистым и хорошо освещенным, а количество пыли в воздухе – минимальным. Желательно иметь под рукой несколько емкостей для временного складирования мелких деталей (Винтов, прежде всего). Если какая-нибудь из них укатится – найти ее будет сложно, а в случае утери подобрать замену практически невозможно. Предупреждаем, что авторы не несут ответственности за последствия переделки. Если вы решились на нее, то действуете на свой страх и риск.

Вся разборка объектива идет со стороны байонета.

Выкручиваем винты пластикового кольца и байонета:

Во избежание возможного, при тугой заводской затяжке, повреждения головки винта (стыв «крестика») отвертку здесь и далее следует подбирать по принципу «от большего к меньшему» – брать максимально большую из подходящих.

Центральное черное колечко можно вынуть, а с байонетом не торопитесь – сначала надо открутить от него контактную группу:

Осторожно расцепите контактную группу и байонет, снимите кольцо байонета. Отвинчиваем следующее, пластиковое кольцо:

После снятия пластикового кольца вы видите электронную плату – нужно вынуть провода из разъемов и открутить пару винтов, крепящих плату.

Внимание!

Отнеситесь к этой процедуре со всей серьезностью – «крестик» в головке винта очень легко сорвать, что может поставить под угрозу успех всей операции. Для предотвращения самооткручивания на винты нанесены капли лака, которые нужно удалить, растворив ацетоном, и аккуратно счистить остатки. Используйте широкую отвертку (#1), откручивайте с довольно сильным нажимом на инструмент.
Вектор усилия, прилагаемого к ней, должен проходить точно по центру винта, перпендикулярно головке. Что касается плоских проводов-шлейфов, до вынимания их из гнезд необходимо расслабить фиксаторы соответствующих им контактных механизмов. Для этого с помощью пинцета следует аккуратно сдвинуть пластиковые прижимные площадки в сторону провода (желательно с обеих сторон одновременно), до упора. После ослабления прижима шлейфы вынимаются из гнезд свободно.

Далее снимаем кольцо с линзой. Можно не волноваться – вернуть на место ее удастся с первоначальной точностью, посадка кольца в корпус сделана впритык, без люфтов.

Внимание!

Через кольцо проходят провода, один из них приклеен двухсторонней липкой лентой к кольцу, его необходимо отлепить во избежание отрыва!

Кроме того, для облегчения последующей сборки, рекомендуется пометить маркером исходную позицию кольца относительно корпуса объектива.

Откручиваем винты и, заботясь о сохранности проводов, снимаем кольцо.

Все, разборка закончена и можно приступать к «просветлению».

Требуется исключить перемещение штыря – «поводка» диафрагмы, убрать «вилку», соединяющую его с перемещающимся внутренним блоком, и зафиксировать «поводок» в состоянии, соответствующем позиции «на бесконечность».

Предлагаемая методика основана на заводских настройках объектива – в позиции «на бесконечность» он имеет максимально раскрытую диафрагму. Последовательность действий следующая:

· Фокусировочное кольцо устанавливаем в крайнее положение против часовой стрелки (в действительности это даже немного за бесконечность, но так и должно быть)

· Обезжириваем «поводок» и прилегающую к нему часть корпуса спиртом

· Наносим каплю клея между поводком и корпусом. Будьте особенно аккуратны – клей не должен попасть на саму вилку, иначе ее будет невозможно снять.

· Даем клею затвердеть

· Выкручиваем винтик, удерживающий «вилку»

· Вытаскиваем «вилку»

· Прокручиваем фокусировочное кольцо в противоположную позицию – центральный блок уходит вглубь объектива, освобождая большую часть «поводка»

· Добавляем клей между «поводком» и корпусом.

На этом процесс «просветления» завершен, осталось собрать объектив. Процесс сборки производится в последовательности, обратной процессу разборки. Вилку блока диафрагмы и ее крепежный винт желательно сохранить в надежном месте на тот случай, если возникнет желание вернуться к заводским установкам. Шлейфы следует вставлять в контактные гнезда до упора и, удерживая их в этом положении, защелкивать зажимы пинцетом.

Будьте осторожны с проводами-шлейфами и не забудьте
заново
подклеить тот из них, что был раньше наклеен на поверхность кольца!

Особенности просветления объектива
Sigma150mm1:2.8APOMACRODGHSMforNikon
Объективы под Nikon, выпущенные до середины 2008 года, отличались от аналогичных объективов под Canon только байонетом. Система их переделки в целом, без учета небольших особенностей разборки, не отличается от описанной.

Но объективы, выпускаемые с середины 2008 года, имеют одну отличительную особенность – они, подобно объективам Micro-Nikkor, сообщают камере пересчитанное диафрагменное число.

После «просветления» подобного объектива пересчет сохраняется, т.е. числа выдаются завышенными, что неудобно в практическом использовании.

Единственным найденным способом «обмануть» электронику является отключение провода, идущего от механизма считывания позиции кольца к электронной плате.

Отключение этого провода, разъем которого находится в середине платы, приводит к тому, что механизм автофокуса начинает работать некорректно: если он проскакивает точку фокуса, то не может вернуться в нее. Особенно это заметно в макродиапазоне. Речь, повторяемся, идет только о модели под Nikon выпуска позднее середины 2008, определить это легко – если при 1х при приоритете диафрагмы нельзя установить диафрагменное число 2.8 – это этот случай.

Идти ли на эти жертвы – решать вам, но для остальных вариантов мы рекомендуем данную переделку.

Удачного вам «просветления»!

Евгений Федоров (Gene, https://www.genesdigest.com)

Илья Луцкер (Limar)

Авторы выражают благодарность за конструктивную критику и помощь Геннадию Федоровскому (genfed).

(c) Macroclub.ru, 2007-2009.

Обсуждение статьи на форуме

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий