Самые известные фотокорреспонденты Второй мировой войны


К 70-летию Великой Победы: 25 советских фотокорреспондентов

Их имена прочно вошли в историю не только отечественной фотографии, но и в историю советской журналистики. Смелость, непоколебимая вера в победу и самоотверженность, — вот что отличало каждого из них, когда они добровольцами шли на фронт и под пулями создавали фотолетопись страны. Представляем обзор самых известных советских фотокорреспондентов времен Великой Отечественной войны.

Макс Альперт (1899-1980)

Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе. Вместе с братом, Михаилом Альпериным, учился фотографии в Одессе. После Гражданской войны работал фотокорреспондентом в «Рабочей газете» в Москве. В 1920-е годы состоял в ассоциации фоторепортёров при московском доме печати.

В 1930-е годы работал в иллюстрированном журнале «СССР на стройке», где подготовил около 50 фотоочерков. Наиболее важные работы этого периода сделаны на строительстве завода в Магнитогорске (Магнитка), на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала.

Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, Альперт работал как в тылу, так и на фронте, в боевой обстановке. Альперт — автор знаменитой на весь мир работы «Комбат», ставшей одним из символов войны. В конце войны побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».

Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России. Считается одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Заслуженный работник культуры РСФСР (1966).

Советские женщины и дети возвращаются домой. Авторское название фото — «В родное село». Макс Альперт, 1943 годБатарея старшего лейтенанта А. Кузнецова ведет огонь с позиции в заснеженных Карпатских горах. Первые два орудия — трофейные немецкие гаубицы 10.5-cm le. FH 18, за ними — советские 76-мм пушки ЗИС-3. Фото: Макс Альперт

Анатолий Архипов (1913-1950)

Анатолий Архипович Архипов родом из Харькова, с 1939 года работал фотокором редакции «Советской Украины», затем переведен в Москву в «Иллюстрированную газету». Первые снимки Великой Отечественной войны Анатолий Архипов сделал в мае 1942 года на Юго-Западном фронте. Впервые его фотографии были опубликованы в 1942 году в агитационном журнале «Фронтовая иллюстрация».

Потом были Сталинград, в боях за который Архипов был ранен в ноябре 1942-го, Ленинградский фронт, освобождение Восточной Украины, Курская битва, освобождение Киева, Белоруссии, Польши, наступление в Германии. Снимал он и простых солдат, и военачальников.

Участник боев на Курской дуге — разведчик 325-й «Двинской» Стрелковой дивизии, гвардии старший сержант Алексей Григорьевич Фролченко (1905–1967), награжденный орденом Красной звезды. Белгородское направление. Фото: Анатолий АрхиповПожилой советский солдат-регулировщик на перекрестке улиц Берлина. Фото: Анатолий Архипов

Дмитрий Бальтерманц (1912-1990)

Родился 13 мая 1912 года в Варшаве в семье офицера царской армии Григория Столовицкого.

После окончания в 1939 году механико-математического факультета Московского государственного университета, Дмитрий Бальтерманц был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. В этом же году он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж. По заданию газеты «Известия» он запечатлел ввод частей РККА на территорию Западной Украины. В результате он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом. По воспоминаниям дочери фотографа Татьяны Бальтерманц, перед принятием судьбоносного решения Дмитрий Бальтерманц почти не колебался и легко отказался от перспектив научной академической карьеры: «На размышления ушло немного времени — душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат».

Дмитрий Николаевич Бальтерманц был фотокорреспондентом газеты «Известия», снимал для нее репортажи о строительстве противотанковых укреплений под Москвой, обороне Крыма, Сталинградской битве. В 1942 году из-за ошибки редактора (опубликовали фотографию подбитых не немецких, а английских танков, бывших на вооружении Красной Армии), ответственность за которую была возложена именно на автора фото, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. В результате ранения ему ампутировали ногу. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий вернулся на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага». За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года подполковник И. Волков снова представил старшего лейтенанта Бальтерманца к награде — ордену Отечественной войны II степени.

Вернувшись с фронта, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашёл работу. Не побоялся взять Бальтерманца на работу только поэт Алексей Сурков, главный редактор журнала «Огонек». В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц работал до своей смерти.

В годы хрущевской «оттепели» Дмитрий Бальтерманц пережил пик своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в своё время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но смерть, горе и тяготы войны. Фотограф стал известен за границей — персональные выставки Дмитрия Бальтерманца в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали его мировой знаменитостью.

Умер в Москве 11 июня 1990 года. Похоронен На Востряковском кладбище.

Советские танки Т-34-85 на марше в наступлении. Авторское название — «Вперед, на запад!». Фото: Дмитрий БальтерманцСоветские дети в детском саду показывают свои рисунки. Фото: Дмитрий Бальтерманц

Наталья Боде (1914-1996)

Родилась 17 (30 декабря) 1914 года в Киеве в семье преподавателя техникума. В 1934 году работала фотокорреспондентом в газете ЩКПУ «Коммунист». В 1938 году перешла в Фотохронику ТАСС по Украине. В 1941 году поступила добровольцем на работу во фронтовую газету Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до конца войны. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Постоянно печаталась в , «Красная Звезда», журнале «Огонёк» и зарубежной печати (через Совинформбюро). Войну закончила в звании старшего лейтенанта.

После войны в 1945 году в «Детиздате» вышла книга фотографий «Дорогами войны», получившая премию. Участвовала во многих всесоюзных и международных фотовыставках. С 1945 года жила в Москве. Работала московским корреспондентом украинской газеты «Радянска Культура».

Советские солдаты фотографируются в вагоне поезда перед отправкой домой из Берлина. Фото: Наталья БодеНемецкий ребенок и возвращающиеся беженцы на берегу Эльбы в Дрездене. На заднем плане снимка — мост королевы Каролы (Каролины), взорванный немцами уже 7 мая 1945 г. Фото: Наталья Боде

Роберт Диамент (1907-1987)

Роберт (Иосиф-Рафаил) Львович Диамент во время Великой Отечественной войны служил на Северном флоте в должности фотокорреспондента, начальника фотобюро Политуправления флота. После демобилизации работал по договорам на ВСХВ, выполнял задания Антифашистского Комитета Советских женщин, редакции журнала «Клуб и художественная самодеятельность», журналов «Профтехобразование» и «Производственное обучение», его фотоснимки публиковались в журналах: «Огонёк», «Советский Союз», «Советское фото», «Здоровье», «Работница», «За рулём» и др., на страницах фотоальбомов, экспонировались в военных музеях Москвы, Киева, Ленинграда, Мурманска, Полярного, Североморска и т.д.

Ради выполнения работы фоторепортера пожертвовал здоровьем — при съемке залпа главного калибра крейсера, на котором он находился, Диамент не закрыл ухо, так как палец находился на спуске камеры. В результате был контужен и почти оглох на левое ухо.

Его фотографии — наиболее подробная летопись жизни воинов-североморцев: моряков, морских пехотинцев, летчиков. Выходил с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах обеспечивать безопасность союзных конвоев, принимал участие в десанте и в боях Петсамо-Киркенесской операции, вылетал с летчиками-торпедоносцами. Член Союза журналистов СССР с 1967 года.

Самолет Ил-4 из состава 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота сбросил торпеду на обнаруженную немецкую подводную лодку. Фото: Роберт Диамент​Кок советской подводной лодки С-56 Василий Павлович Митрофанов в отсеке. Фото: Роберт Диамент

Эммануил Евзерихин (1911–1984)

Известнейший на весь мир классик советской фотографии.

Родился в 1911 году в Ростове-на-Дону. В конце 30-х годов работал внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в Фотохронике ТАСС. В 1934 году переезжает в Москву, где получает возможность снимать главные события эпохи: Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировал Максима Горького, Михаила Ивановича Калинина; знаменитых летчиков — В. Чкалова, М. Громова, выдающихся деятелей культуры и искусства.

В годы войны снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили фотографии, сделанные в Сталинграде. Участвовал в освобождении городов: Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге, был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями СССР. Снимал освобождение Донбасса, Минска, Варшавы, Кенигсберга, Праги. Особую известность получил сталинградский цикл его фотографий.

После войны, работая в ТАСС, Э. Евзерихин преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств, выступал с лекциями по стране.

Эммануил Евзерихин умер в 1984 году.

Батарея 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943г. ведет огонь по обороняющимся немецким войскам. Белоруссия, лето 1944 года. Фото: Эммануил Евзерихин​Две советские женщины идут по площади Павших борцов в Сталинграде. 1943 год. Фото: Эммануил Евзерихин

Георгий Зельма (1906-1984)

Георгий Анатольевич Зельма (настоящая фамилия Зельманович) hодился в 1906 году в Ташкенте. В 1921 году переехал в Москву, где он начал фотографировать старой камерой «Kodak» 9×12. Получил первый опыт фотографирования в студии «Пролеткино» и во время театральных репетиций для журнала «Театр». Продолжил работать в агентстве «Руссфото», куда он пришел учеником фотографа и вскоре начал работать самостоятельно.

Фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920-30-х годах, военный фотокорреспондент газеты «Известия». Работал на передовых в Молдавии, Одессе и на Украине.

Его самые известные фотографии сделаны во время битвы за Сталинград, где фотограф создал хронику боев за город. После войны Георгий Зельма работал в журнале «Огонек», а с 1962 года — в агентстве «Новости».

Танк Т-34 с именем собственным «Родина» на площади Павших Борцов в Сталинграде. Левее виднеется знаменитое здание центрального универмага, сильно поврежденное во время боев. Фото: Георгий Зельма​Советский солдат с красным знаменем над площадью Павших Борцов в Сталинграде. 1943 год. Фото: Георгий Зельма

Борис Игнатович (1899-1979)

Борис Всеволодович Игнатович родился в Луцке. Журналист с 1918 года. В 1921 году переехал в Москву, где возглавил газету «Горняк». В 1922–1925 в Петрограде увлёкся фотографией. После возвращения в Москву стал одним из руководителей Ассоциации фоторепортёров при Доме печати, с 1927 бильдредактором и фотокорреспондентом газеты «Беднота», сотрудничал в журналах «Нарпит», «Прожектор», «Огонёк», «Советское фото» и «СССР на стройке».

Вместе с Александром Родченко — один из организаторов и руководитель Группы «Октябрь».

В 1930-х гг. увлёкся кинорепортажем, снял несколько документальных фильмов (киноочерк «Сегодня» и фильм о Кукрыниксах и др.). Одновременно руководил отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва».

В годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом в газете 30-й армии «Боевое знамя». Работал в тылу врага, снимая партизанское движение.

После войны работал во многих журналах и издательствах, возглавлял клуб «Новатор». Создал портреты деятелей культуры и искусства (Корнея Чуковского, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и др.). Награждён медалями СССР. Автор знаменитого фото Сталина с Наханговой.

Освобождение советскими солдатами уцелевших узников концлагеря Освенцим (Аушвиц). Над воротами лагеря видна знаменитая вывеска-лозунг «Арбайт махт фрай» (Arbeit macht frei), что означает — «Труд освобождает». Концлагерь освобожден 27 января 1945 года частями 100-й стрелковой дивизии генерала Федора Красавина. 1-й Украинский фронт. Фото: Борис Игнатович​Партизан Кузьма Захаров. 1943 год. Фото: Борис Игнатович

Борис Кудояров (1898-1973)

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт», с 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии — Унионфото, с 1931 года — фотокорреспондент агентства Союзфото. Специализировался на спортивных сюжетах, а также создавал «фотолетопись индустриализации и коллективизации страны». В 1932 во время празднования Первого мая с самолёта П-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами посередине. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов.

В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом «Комсомольской правды» в блокадном Ленинграде, сделал за это время около 3000 кадров, многие из которых вошли в золотой фонд советской журналистики и фотоискусства. Ленинградский цикл Б. Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа. В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды». Погиб в творческой командировке в Среднюю Азию в 1973 году в автокатастрофе.

Раненые дети в палате Ленинградского государственного педиатрического института. Фото: Борис КудояровДевушки-бойцы МПВО несут боевое дежурство на крыше дома № 4 по улице Халтурина в Ленинграде. 1942 год. Фото: Борис Кудояров

Марк Марков-Гринберг (1907-2006)

Марк Борисович Марков-Гринберг в 1925 году стал фотокорреспондентом Ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонёк». И в 1926 переехал в Москву. Работал для журнала «Смена». С 1930 года работал в ТАСС, а в сентябре 1941 года был отправлен на фронт просто рядовым. Только в июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».

После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в газете «Красноармейская иллюстрированная газета». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».

Почётный член Союза фотохудожников России. М. Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

Человеческие останки в печи крематория концлагеря Штутгоф. Место съемки: окрестности Данцига (ныне Гданьск, Польша). Фото: Марк Марков-Гринберг​Красноармейцы слушают игру на фисгармонии на берегу залива Фришес-Хафф (ныне Калининградский залив). 1945 год. Фото: Марк Марков-Гринберг

Марк Редькин (1908-1987)

Марк Степанович Редькин родился в городе Астрахани в 1908 году в семье моряка. В юности работал на судоремонтном заводе сварщиком. В 1932 году окончил Ленинградский кинофототехникум. В 1933 году был призван на военную службу. С 1934 года начал заниматься снятием фотографий для газет. С 1934 по 1941 год работал в газете «Красная звезда». Во время войны был фотокорреспондент ТАСС, а также газеты «Фронтовая иллюстрация». Был знаком с А. С. Шайхетом и Я. Н. Халипом.

В 1934–1941 годах был фотокорреспондентом газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда», фотохроники ТАСС. Снимал на многих фронтах. После победы над Германией снимал войну с Японией. В послевоенное время — корреспондент фотохроники ТАСС, журнала «Советский Союз», издательства «Планета».

Советские солдаты со знаменем на крыше Рейхстага. Фото: Марк РедькинСоветский солдат встретился с матерью. Оригинальное название фото: «Здравствуй, сынок!». Лето 1943 года. Фото: Марк Редькин

Яков Рюмкин (1913-1986)

Родился в 1913 году в Харькове. Окончил рабочий факультет Харьковского университета; сотрудничал с харьковской газетой «Вечернее радио». С 1936 года — фотокорреспондент республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.

С начала Великой Отечественной войны являлся фотокорреспондентом газеты «Правда» на Юго-Западном фронте. В дальнейшем снимал на разных фронтах, наиболее известны его фотографии, сделанные в битве за Сталинград. Участвовал в качестве фоторепортера в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Снимал боевые действия в Берлине.

В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Издал несколько авторских фотоальбомов. Награжден орденами и медалями.

Умер в Москве в 1986 году.

Две советские женщины идут по улице разрушенного Сталинграда. Фото: Яков РюмкинСоветские солдаты атакуют в бою под Полтавой. На заднем плане горящая немецкая САУ. Фото: Яков Рюмкин

Михаил Савин (1915-2006)

Михаил Иванович Савин родился в 1915 году. С 1939 года работал в Фотохронике ТАСС. В действующей армии с июня 1941 года. Военный фотокорреспондент, старший лейтенант. В качестве фронтового фотокорреспондента прошел всю войну с первого до последнего дня. Во время войны награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией». С 1946 по 1992 год один из ведущих фотокорреспондентов журнала «Огонек».

Автор фотоальбомов, участник многих выставок фотографий, особенно посвященных Великой Отечественной войне. Увлекался живописью. Живет в Москве. с марта 1941 года работал в газете Западного военного округа «Красноармейская правда».

Снимал отступление в Белоруссии, бои под Смоленском, битву за Москву, на Курской дуге, освобождение Литвы, наступление в Восточной Пруссии. Снимал капитуляцию немецких войск в Восточной Пруссии и на Балтике. С 1945 года Михаил Савин работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек».

Атака советской конницы. Фото: Михаил СавинДети освобожденного города Жиздра — Рая и Гена Щегловы. 1943 год. Фото: Михаил Савин

Сергей Струнников (1907-1944)

Сергей Николаевич Струнников родился в 1907 году в Москве в семье художника. В 1926 году окончил среднюю школу и начал работать расклейщиком афиш в московском кинотеатре. Через год поступил в Государственный кинотехникум (в дальнейшем — Всесоюзный государственный институт кинематографии). Будучи студентом, в 1929 году самостоятельно снял документальный фильм о работе геолого-разведочной партии «Разведка горючего». Весной 1930 года закончил курс техникума и приступил к работе на студии «Межрабпомфильм» в группе известного режиссера В. Пудовкина. Тогда же начал публиковать снимки в центральной печати.

Добровольно вступил в ряды Красной Армии и год проработал в армейской газете. С 1932 года — фотокорреспондент газеты «Правда».

В 1933 году участвовал в составе полярной экспедиции на ледоколе «Красин» в качестве фотокорреспондента «Главсевморпути». Вел репортажи со строек пятилетки в Сред-ней Азии и Закавказье.

В 1940 году 10-летие его фоторепортерской работы было отмечено персональной выставкой в Центральном Доме журналиста. С 1941 года — военный фотокорреспондент «Правды». Всемирную известность получил его снимок «Зоя», сделанный под Москвой в январе 1942 года. Снимал под Одессой, Тулой, в блокадном Ленинграде, на Харьковском направлении, в Сталинграде. Погиб в июне 1944 года во время налета вражеской авиации на аэродром под Полтавой.

Медсестра Ленинградского Военно-морского госпиталя Анна Юшкевич кормит раненого краснофлотца сторожевого корабля В.А. Ухова. Фото: Сергей СтрунниковРегулировщица старшина милиции Анна Федорова на перекрестке Невского проспекта и Садовой улицы Ленинграда.

Всеволод Тарасевич (1919-1998)

Всеволод Сергеевич Тарасевич начал публиковать снимки в газетах «Смена» и «Ленинградская правда», ещё учась в Ленинградском электротехническом институте. С 1940 года — фотокорреспондент фотохроники ЛенТАСС. С начала войны — фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов.

Наиболее значительная работа военного периода — серия снимков «Ленинград в блокаде» (1941–1943 гг).

После окончания войны три года сотрудничал в газете «Вечерний Ленинград». После переезда в Москву — фотокорреспондент ВДНХ, журналов «Советский Союз», «Советская женщина», «Огонек». С 1961 года — фотокорреспондент агентства печати «Новости». Один из первых советских фотографов, кто начинает снимать на цвет (1954–1955 гг.), работы именно этого периода попали на выставку «Первоцвет» (Фотобиеннале 2008).

В 70-е декан факультета фотожурналистики Института журналистского мастерства при Московской организации Союза журналистов.

Митинг на ленинградском заводе имени Кирова о начале войны. Фото: Всеволод ТарасевичСолдаты советской 115-й стрелковой дивизии в окопе на Невской Дубровке. 1941 год. Фото: Всеволод Тарасевич

Виктор Темин (1908-1987)

Виктор Антонович Темин родился 21 октября (3 ноября) 1903 года в Царевококшайске (ныне Йошкар-Ола, Республика Марий-Эл) в семье священнослужителя. Свой первый фотоснимок сделал в Мензелинске, когда был ещё школьником.

В 1922 году начал работать корреспондентом газеты «Известия ТатЦИКа». В 1929 году по заданию редакции «Красной Татарии» Виктор Антонович фотографировал приехавшего в Казань Максима Горького. При встрече писатель подарил корреспонденту портативный фотоаппарат «Лейка».

В 1930-е годы В. А. Тёмин снял ряд значимых событий: первую экспедицию на Северный полюс, эпопею спасения челюскинцев, перелёты В. П. Чкалова, А. В. Белякова и Г. Ф. Байдукова, первый перелёт женщин-летчиц на самолете «Родина», экспедиции в Арктику на ледоколах «Таймыр», «Мурманск», «Ермак», «Садко». Участвовал в боях на озере Хасан, Халхин-Голе, в советско-финской войне (1939–1940).

В годы Великой Отечественной войны В. А. Тёмин как фронтовой корреспондент бывал на разных фронтах. В полдень 1 мая 1945 года с борта самолёта По-2 сфотографировал Знамя Победы. Этот снимок был оперативно доставлен им в редакцию «Правды». Фото «Знамя Победы над Рейхстагом» было напечатано газетами и журналами десятков стран мира.

Награжден тремя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями. Заслуженный работник культуры РСФСР.

Знамя Победы на поверженном Рейхстаге 1 мая 1945 года. Снимок сделан военным корреспондентом газеты «Правда» В.А. Теминым с борта самолета По-2. Фото: Виктор Темин​Первый день мира в Берлине. Советские солдаты общаются с мирными жителями. 1945 год. Фото: Виктор Темин

Михаил Трахман (1918 — 1976)

В 1938 году он стал фотокорреспондентом «Учительской газеты». В 1939 году был призван в Красную Армию, участвовал в советско-финской войне.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Анатольевич являлся фотокорреспондентом Совинформбюро, работал в газете «Красная звезда». Наиболее известны его военные фотографии из партизанской серии. После войны работал в журнале «Огонек» и фотокорреспондентом на ВДНХ. Награжден Орденом Красной Звезды.

На красной Площади в День Победы 9 мая 1945 года. Фото: Михаил ТрахманПрощание с матерью. Фото: Михаил Трахман

Давид Трахтенберг (1906–1980)

Давид Михайлович Трахтенберг начал работать в Ленинграде; по образованию он был художником и в своей работе часто использовал фотографию, затем начал снимать сам. В конце 1930-х годов он стал фотокорреспондентом «Ленинградской правды». В годы войны вел подробную фотолетопись блокады родного города. Он — автор уникальной фотосерии «Прорыв Ленинградской блокады».

После войны вышли в свет книги Давида Трахтенберга о той великой трагедии, очевидцем, свидетелем и участником которой он оказался, став ее летописцем. В послевоенное время продолжал работать в газете «Ленинградская правда», по заданию ряда издательств Москвы и Ленинграда выполнял съемки для книг и альбомов.

Знаменитое фото, запечатлевшее юных защитников Ленинграда на Дворцовой площади. Фото: Давид Трахтенберг​Девочка дарит цветы Герою Советского Союза гвардии полковнику А.Г. Афанасьеву во время парада на Дворцовой площади Ленинграда. 1945 год. Фото: Давид Трахтенберг

Георгий Угринович (1910-1989)

Георгий Иванович Угринович родился в 1910 году в Днепропетровске. Работал в журнале «Украина» в Киеве.

Во время Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом ТАСС по Украине, сделал большое количество фотографий, посвященных освобождению Украины от германских захватчиков.

После окончания войны работал внештатным корреспондентом в издательстве «Мистецтво».

Партизан-разведчик Черниговского соединения «За Родину» Василий Боровик на фоне деревьев. Фото: Георгий УгриновичСоветский партизан А.И. Антончик в строю. Фото: Георгий Угринович

Александр Устинов (1909-1995)

Родился в 1909 году в Москве. Выпускник операторского факультета Института кинематографии, сотрудничал с газетами «Гудок», «Машиностроение», «Красная звезда», «Иллюстрированная газета», журналом «Огонек». В 1938 году по заданию «Огонька» снимал свой знаменитый фоторепортаж о подготовке перелета экипажа самолета «Родина», совершившего беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток.

Александр Васильевич с середины тридцатых годов работал фотокорреспондентом в газетах «Красный воин» и Красная звезда«. В годы войны был фронтовым фотокорреспондентом газеты «Правда». Фотографировал в знаменитый парад 7 ноября 1941 года Москве, бои на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском, Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах.

Снимал действия партизанских соединений в тылу врага, встречу советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 года. После войны продолжил работать корреспондентом газеты «Правда».

Празднование Победы на Большом Каменном мосту у московского Кремля. Фото: Александр УстиновСоветские солдаты переходят мост через Дунайский канал в Вене. 1945 год. Фото: Александр Устинов

Василий Федосеев (1913-1973)

Василий Гаврилович Федосеев — фотокорреспондент ЛенТАСС с 1939 г. Принимал участие в войне с Финляндией.

Во время Великой Отечественной войны снимал блокадный Ленинград; автор большого количества снимков, запечатлевших будни блокадного Ленинграда, героизм его граждан, их труд и быт.

После войны работал в Совинформбюро и в фотохронике ЛенТАСС; участник и лауреат всесоюзных фотовыставок.

Советские женщины на строительстве противотанкового рва под Ленинградом. Фото: Василий ФедосеевЛенинградские служащие отвозят на склад теплую спецодежду. 1942 год. Фото: Василий Федосеев

Евгений Халдей (1917-1997)

Евгений Ананьевич Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь.

С 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина.

Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. с 18 лет стал работать фотокорреспондентом, с 1939 года представлял «Фотохронику ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о Алексее Стаханове. Великую Отечественную войну прошел от первого до последнего дня, сделав огромное количество фотографий, многие из которых стали знаменитыми (в том числе и один из символов Победы — фото «Знамя Победы над Рейхстагом»).

Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снял циклы фотографий о жизни североморцев и моряков Черноморского флота, Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейстагом, подписание акта капитуляции Германии, Нюрнбергский процесс.

В 2019 его «Лейка» была продана на аукционе «Bonhams» за 200 тыс.долларов.

Группа советских солдат идет вдоль берега Кольского залива. Фото: Евгений ХалдейРегулировщица у Бранденбургских ворот. Берлин. Май 1945 года. Фото Евгения Халдея

Николай Хандогин (1909-1989)

Николай Иванович Хандогин с 1935 года работал в редакции ленинградской фронтовой газеты «На страже Родины».

Снимал советско-финскую войн 1939-1940 гг. После нападения Германии на Советский Союз был назначен военным фотографом Ленинградского фронта.

Фотографировал события в Ленинградской области, в Эстонии и Карелии, блокаду Ленинграда.

После войны Хандогин продолжал работать в редакции газеты «На страже Родины», а также в популярных журналах «Советский Союз» и «Огонек».

Выдача дров жителям блокадного Ленинграда. Фото: Николай ХандогинДевушки-связные на Кировском мосту Ленинграда. 1943 год. Фото: Николай Хандогин

Иван Шагин (1904-1982)

Иван Шагин родился в Ярославской области в 1904 году. Когда будущему фотографу было 12 лет, его отец умер, а многодетная крестьянская семья осталась с весьма скудными средствами к существованию. Мать устроила сына «мальчиком» в лавку московского купца. Здесь, бегая «на посылках», Иван Шагин между делом обучился грамоте и приобрел житейский опыт. Вновь вернулся в деревню он лишь в 1919 году, когда после революции лавка, как и многие другие, закрылась.

17-летний юноша был вынужден отправиться на заработки и устроился матросом в волжское речное пароходство. Спустя недолгое время будущий фотограф вновь сменил работу. На этот раз его приняли подсобным рабочим в «нэпманский» магазин — то есть практически по специальности. Здесь юноша задержался и за два года «вырос» до помощника директора магазина, а затем и инструктора показательного государственного магазина-школы.

В 1920-е годы вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где и освоил азы фоторепортажа. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа. В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь» издательства Сельхозгиз.

Фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда», во время Великой Отечественной войны Шагин работал военным фотокорреспондентом, снимал от первого до последнего дня — от объявления о нападении Германии на Советский Союз и работы в тылу до подписания капитуляции в Берлине в мае 1945 года.

Автор многих известных военных фотографий. После окончания войны продолжал работать в «Комсомольской правде».

Салют в честь Победы на крыше Рейхстага. Солдаты батальона под командованием Героя Советского Союза С. Неустроева. Фото: Иван ШагинЖенщины на производстве снарядов на советском оборонном заводе. 1941 год. Фото: Иван Шагин

Аркадий Шайхет (1898-1959)

Аркадий Самойлович Шайхет родился 28 августа (9 сентября) 1898 года в Николаеве (ныне Украина) в еврейской семье. В 1922–1924 годах работал ретушёром в частной фотографии в Москве. С 1924 года сотрудничал в журналах («Огонёк», «СССР на стройке», «Наши достижения»), создав в своих репортажах фотолетопись первых пятилеток.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 много снимал на фронте как корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Фотографировал военные действия на разных фронтах, в том числе под Москвой, под Сталинградом, на Курской Дуге, при взятии Берлина.

В послевоенные годы снова работал в журнале «Огонёк»

Освобожденные узники концлагеря Равенсбрюк. Фото: Аркадий ШайхетЖенщины с детьми в бомбоубежище на станции московского метро «Маяковская». 1942 год. Фото: Аркадий Шайхет

.

При подготовке обзора использовались материалы Википедии и портала Waralbum

С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!

НИЗКИЙ ПОКЛОН ВЕТЕРАНАМ!

Аркадий Шайхет

Фотокорреспондент Аркадий Шайхет (1898—1959) по праву считается классиком советской фотографии и основоположником школы репортажа 20–30-х годов. В 1922-м он работал ретушёром в московском фотоателье «Рембрант», где и разглядели его тягу к творчеству и посоветовали попробовать силы в репортаже. Так, с пластиночной камерой 9х12 он начал свой фотопуть в популярной «Рабочей газете». Шайхет сразу уловил, как сейчас принято говорить, тренд: снимать живые будни, «невыдуманную правду» — непостановочные портреты и сцены. Так в его работах стали появляться грузчики, кузнецы, ткачи и, конечно, комсомольцы. Уже в 1925-м он работал в легендарном «Огоньке» и снимал по всей стране: Среднюю Азию, Дальний Восток, Закавказье, Украину.

Всю войну Аркадий Шайхет был военным корреспондентом «Фронтовой иллюстрации»: снимал на передовой и даже участвовал в боях. Также его работы публиковали в «Правде», «Красной звезде», «Комсомольской правде». Битва под Москвой, Сталинград, Курская дуга, взятие Кёнигсберга, где фотограф вместе с боевыми коллегами вывез с поля боя много раненых и получил орден Красного Знамени, — вся война прошла через него и через объектив его камеры. Он сделал много знаменитых снимков: «Во время воздушной тревоги. Станция метро Маяковская» в 1941-м, «Политрук» в 1942-м, «Переправа» в 1994-м. Война у Шайхета — тяжёлый труд, а в центре кадра — солдат. Военный архив, как пишет историк фотографии Валерий Стигнеев, — это «жизнь мастера и жизнь сотен и сотен его героев, переплавленная в образы».

Иван Шагин

Иван Шагин принадлежит к поколению советских фотографов, которые показали себя в 1930-х. В фотографию он пришёл после работы торгового служащего: снимал для «Сельхозгида», позже — для главной молодёжной газеты «Комсомольская правда». Коллеги говорили о нём: «Иван Шагин обладал изумительным даром мгновенной реакции на всё происходящее вокруг. Он всегда искал ведомый только ему одному подход к теме, чтобы принести в редакцию и положить на стол снимок, который потом поразит всех».

В 1941-м Шагин (1904–1982) стал военным корреспондентом и, как и все советские фотографы, получил задание делать снимки. Это была настоящая воинская задача, поэтому по своим идеологическим и творческим взглядам Шагин, конечно, был советским автором и «был убеждён, что снимать надо в первую очередь героизм людей, а по принятым тогда советским стандартам героизм не имел ничего общего со страданием». Поэтому многое не попало в объектив его камеры, но то, что осталось из военного архива Шагина, — ценно. В 1946 году его кадр «К Рейхстагу» признали лучшим военным кадром.

Дмитрий Бальтерманц

Историческую хронику советской России оставил нам и фотограф Дмитрий Бальтерманц, творчество которого знали и любили не только коллеги в нашей стране, но и такие видные зарубежные мэтры фотографии, как Анри Картье-Брессон, Йозеф Куделка, Роберт Дуано. Бальтерманц родился в 1912 году в Варшаве, которая в то время была ещё частью Российской Империи. С началом Первой мировой войны его семья переехала в Москву и там лишилась своего привилегированного статуса (отец был офицером царской армии), обосновалась в тесной коммуналке, а юный Дмитрий с 14 лет начал работать. Шрифтовик, печатник в типографии, киномеханик — Дмитрий Бальтерманц перепробовал много ремёсел, прежде чем остановиться на фотографии, которая стала делом его жизни.

В 1941-м он стал военным корреспондентом. Такие снимки, как «Бой», «Горе», «В промежутках» и «Победа», принесли ему мировую известность. Правда, по нелепому стечению обстоятельств в 1942-м Бальтерманц был уволен из «Известий». Фоторедактор перепутал сушившиеся в лаборатории отпечатки фотографа из Москвы и Сталинграда: подписал английские танки, которые состояли на службе у Красной Армии, немецкими. Вину свалили на фотокорреспондента и отправили его рядовым в штрафной батальон. Но, что удивительно, серьёзное ранение, которое Бальтерманц получил на фронте в 1943 году, спасло ему жизнь. Поправившись, он долгое время продолжал снимать в «Огоньке».

Макс Альперт

Советская фотография «Комбат» (первая в слайдере) — одна из самых тиражируемых в нашей стране. Как только приближается 9 мая, она появляется на рекламных баннерах, в СМИ, социальных сетях. При этом мало кто знает её автора — Макса Альперта. Этот корреспондент ещё в юности стал заниматься фотографией: учился работать с камерой в Одессе в 1914-м, трудился в «Рабочей газете» и издании «СССР на стройке». А во время ВОВ стал корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро.

Снимок «Комбат» фотограф сделал в 1942 году, и сегодня с ним связано много вопросов. Кто изображён на снимке? Как был создан снимок? Есть несколько версий, но вот что говорил о своей легендарной фотографии сам Макс Альперт в книге «Беспокойная профессия»: «Дело было так. В штабе полка мне указали батальон, впервые присланный на передовые позиции. Ему предстояло на следующий день выбить немцев с захваченной ими накануне высоты. Я отправился к окопам, в которых расположился батальон. Разыскал командира батальона, назвал ему себя. Он оказался простым, общительным человеком, служившим до войны в конторе какого-то завода. Солдаты, разговаривая вполголоса, сосредоточенно готовились к предстоящему выступлению, чистили и проверяли оружие, снаряжение, писали письма родным… Я получил согласие комбата неотлучно находиться в эти решающие минуты возле него. Как только был отдан приказ о выступлении, солдаты в полном боевом снаряжении вышли из окопа и залегли. Комбат вышел из блиндажа следом за ними. Повернувшись по направлению к бойцам, высоко над головой подняв револьвер, он в патриотическом порыве звал бойцов в наступление… В те считаные секунды, когда комбат приказывал бойцам действовать, я наблюдал за ним через видоискатель «Лейки», оставаясь в блиндаже, у его входа. С той «нижней точки съёмки» и сфотографировал комбата в момент его большого душевного напряжения».

О других военных и мирных фотографах снято немало хороших документальных фильмов — посмотрите.

Автор: Анна ГруздеваФото: https://waralbum.ru/

Михаил Савин

«Что больше всего в память врезалось? Не то, как под пулемётными очередями ползал, чтобы снимок сделать для газеты, как в атаку с солдатами шёл, опять же ради снимка, — всё это слилось во что-то единое, страшное, кровавое, о чём и вспоминать не хочется. И коли уж говорить, что мне дорого в военном прошлом, так это то, как мы жили на войне. Жизнь там, твоя личная жизнь, часто казалась чудом, невероятно щедрым подарком судьбы», — рассказывал Михаил Савин, один из лучших военных корреспондентов страны в годы ВОВ.

В 1935-м он ещё был токарем на военном заводе в Иркутске и лучшим стахановцем Восточно-Сибирского края (на достойную зарплату и купил камеру «ФЭД»), а уже 22 июня 1941-го снимал советских военных лётчиков в Минске, которые сбивали первые вражеские самолёты. Как отмечают историки фотографии, Савину как по-настоящему талантливому автору часто удавалось выйти за рамки шаблонной фотографии в духе советской пропаганды. В 1948-м на военной выставке были представлены его лучшие работы: «Эвакуация раненого», «Через брод», «Атака», «Бронебойщики». Савин был лириком и в творчестве, и в жизни: на войне писал стихи, музыку, играл на гитаре. А ещё Михаил Савин является одним из первых исполнителей прекрасной военной песни «Землянка».

Евгений Халдей

Евгений Халдей — один из легендарных фотографов не только военного, но и мирного времени. Его судьба во многом была трагична: в 1916-м он, родившийся в семье еврейского музыканта, потерял мать. Во время бандитского погрома его брат и сестра успели спрятаться в ворохе одежды, маленький Женя тоже чудом остался жив с простреленным лёгким. Выходила его бабушка. Ещё в детстве он трудился в фотоателье: помогал промывать отпечатки, а однажды даже самостоятельно смастерил по книге фотокамеру из картонных коробок и линзы от бабушкиных очков. Уже 22 июня 1941-го Евгений Халдей сделал один из лучших снимков ВОВ: москвичи застыли на улицах — слушают объявление о том, что началась война.

За время войны он стал непревзойдённым мастером фоторепортажа, каждый кадр становился историей. «Как сделал? Сердцем и душой. Всегда стремился снимать так, чтобы людям было интересно смотреть сегодня, завтра, послезавтра», — говорил о своих работах Халдей. Наверное, поэтому очень многие его снимки, в частности каноническая фотография «Знамя Победы» (первая в слайдере) и сегодня тиражируются повсюду. Мало кто знает, но «Знамя Победы» — постановочный снимок. Перед командировкой в Берлин Халдей нашёл красную скатерть, а портной сшил из неё три флага, которые улетели с корреспондентом в Германию. Позже они были водружены над Рейхстагом: фотограф много раз фиксировал этот процесс, пока не получил «Знамя Победы», снимок-символ, который знает весь мир. Несмотря на трудности с работой после войны, Евгений Халдей продолжал снимать. Он отдал фотографии 65 лет жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий