Pentax K-1 mark II — классический внедорожник. Тест


Компания Pentax довольно долго не включалась в борьбу в сегменте беззеркалок. Адепты бренда в форумных «священных битвах» преподносили это как достоинство. Мол, все как один испортились и только Pentax верен без малого вековым традициям, ориентирован на фотографов и не гонится за популярными трендами. Но всё же робкие попытки ввязаться в драку были. Причём, традиционно для Pentax, попытки весьма экстраординарные. Модель Pentax Q, которая не так давно побывала у нас на тестировании, является самой маленькой беззеркалкой, но при этом у неё самый маленький сенсор — 1/2,3 дюйма, т.е. как у большинства ультракомпактов. Кроме миниатюрных размеров данная камера могла похвастаться большей глубиной резкости, чем у остальных беззеркалок, к тому же синхронизация вспышки тут возможна на выдержках до 1/4000 секунды. Кроме того, комплекс из камеры и переходника позволяет получить недорогой супертелеобъектив из обычного, ведь кроп-фактор равен 5,6, а не 1,6, как у ASP-C-матриц. Данная камера чрезвычайно популярна на родине не в последнюю очередь из-за тяги японцев к минимализму, но на просторах шестой части суши размер сенсора имеет значение, а тут малютке Q похвастаться нечем.

После перехода Pentax под крыло Ricoh акцент был сделан на большой сенсор и совместимость со стандартными объективами, коих под камеры Pentax чрезвычайно много. В сегменте беззеркалок Pentax K-01 — это пока что единственная камера, которая оборудована тем же байонетом, что и родственные зеркалки. Плюсов тут сразу несколько: переход с зеркалки на беззеркалку либо дополнение парка техники беззеркалкой для кошелька ничего не стоит, к тому же о количестве объективов под Pentax говорить не приходится, а рынок б/у так и вовсе изобилует недорогими и качественными объективами, пусть многие из них и мануальные. Кроме того, как и все зеркалки Pentax, модель K-01 прекрасно дружит с объективами под резьбу M42, причём переходник производится самой же корпорацией, а не сторонними изготовителями. Но есть и недостаток, в отличие от Q тестируемая модель самая крупная беззеркалка из ныне выпускаемых, а точнее самая толстая, чему виной больший рабочий отрезок. Фактически K-01 соизмерима по габаритам с базовыми зеркалками, а масса даже немного больше.

Содержание

Спецификации

Обновленная камера Pentax за 2 прошедших года так и осталась хороший. С её матрицей разрешением 36 мегапикселей не оснащенной сглаживающим фильтром, она может получать детализированные снимки в диапазоне чувствительности от ISO 100 до 819200, при этом она точно так же оборудована стабилизацией за счёт сдвига матрицы, как многие беззеркальные кропы или полнокадровые камеры. Среди производителей зеркалок в этом отношении у неё аналогов нет. Здесь также есть интересный откидной экран с нетипичным крепежом, довольно крупный для сегодняшних камер разрешением 3,2 дюйма, скорость съемки в серийном режиме здесь составляет 4,4 кадров в секунду полнокадровой Живи и 6,5 кадров в секунду в скрап режиме. видеокамера снимает вплоть до 1920 на 1080 с частотой кадров до 30. Камера также имеет встроенный модуль для беспроводного соединения со смартфонами и компьютерами, а также модуль GPS. Не будем также забывать и о традиционной фишке компании — продвинутой влагозащиты. Естественн о, топить эту камеру не стоит, но съемки в дождь тоже не нужно бояться.

Мое мнение по поводу полного кадра вы знаете: можете себе позволить, берите его как для любительских снимков, так и для работы. Он позволит вытянуть максимум из ваших даже советских объективов. Не будем забывать, что у Пентакса огромная линейка старых и новых стекол, которые сегодня весьма недороги и кроют как полный кадр, так и кроп. Умеете снимать — сможете обойтись и кропом, вроде Pentax kP, а вот среди полнокадровых у компании только одна модель, К-1, которую за 30 000 руб. можно прокачать до второй версии в сервисе через замену материнской платы. Матрица у второй версии такая же, но обновился весь инфраструктурный обвес, за счёт чего камера стала заметно дружелюбнее.

⇡#Технические характеристики, заявленные производителем

Pentax K-01
Сенсор изображенияКМОП-матрица с первичным цветовым фильтром, 23,7×15,7 мм, 16,49 Мп
Эффективное количество точек, Мп16,28
Формат сохранения изображенияФотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF), RAW Видео: H.264/MPEG-4 Part 10/AVC со стереозвуком
Байонет объективовKAF2 Совместимость КА, KAF, KAF2, KAF3 Объективы с байонетом K, резьбовые M42 через адаптер, объективы системы PENTAX 67, 645 через адаптер
Комплектный объективСменный объектив SMC PENTAX DA 40mm ƒ/2.8 XS
Размер кадра в пикселяхФотокадр: (3:2) 16M (4928×3264), 12M (4224×2816), 8M (3456×2304), 5M (2688×1792) (4:3) 14M (4352×3264), 11M (3840×2880), 7M (3072×2304) ,4M (2304×1728) (16:9) 13M (4928×2776), 10M (4224×2376), 6M (3456×1944), 4M (2688×1512) (1:1) 10M (3264×3264), 8M (2880×2880), 5M (2304×2304), 3M (1728×1728) Видео: FullHD (1920×1080), 16:9 — 30 к/с, 25 к/с, 24 к/с HD (1280×720), 16:9 — 50 к/с, 30 к/с, 25 к/с, 24 к/с VGA (640×480), 4:3 — 30 к/с, 25 к/с, 24 к/с
Чувствительность, единиц в ISO-эквивалентеАвтовыбор, ручная установка: ISO 100—12 800, возможность расширения диапазона через пользовательские функции до ISO100-25 600
Диапазон выдержек, сМинимальное значение: 1/4000 с Максимальное значение: 30 с длительная выдержка от руки (Bulb)
ЭкспозамерМногосегментный экспонометрический замер, центрально-взвешенный замер, точечный режим экспозамера
Экспокоррекция+/- 3 EV (с шагом 1/2EV или 1/3EV ступени)
Встроенная вспышкаP-TTL автовспышка, ведущее число 12 при ISO 100
Внешняя вспышка«Горячий башмак», выдержка синхронизации 1/180 с
Автоспуск2/10 с
Устройство хранения информацииSD/SDHC/SDXC
ЖК-дисплей3-дюймовый (7,6 см) низкотемпературный ЖК монитор на основе поликристаллического кремния (прибл. 921000 пикселей)
ВидоискательНет
ИнтерфейсыHDMI, USB, AV-выход
ПитаниеЛитий-ионный аккумулятор D-Li90 ,14 Вт*ч
Габариты (ШхВхД), мм121x79x59
Масса, г560 г (вкл. батарею и карту памяти) 480 г (только корпус)

Студия

В студии я традиционно смотрю работу с цветом и детализацию. У нас есть классная позитивная модель, есть лучший в мире свет и много цвета вокруг, чтобы сделать картинку сочной и вкусной. Видоискатель здесь крупный, благодаря хорошей пентапризме, видно все, и очень широко. А если учесть, что я снимаю на очень хорошие объективы, и камера не оснащена сглаживающим фильтром, ситуация с резкостью здесь меня не волнует, поскольку автофокус практически не врёт, погрешность его работы стандартна при правильной настройке, и если он немного мажет, часто это связано больше с моими руками, а не с самой камерой. Динамический диапазон самой матрицы великолепен, особенно, если вы используете родные профили цвета, которые встроены в Лайтрум с версии 7.4, которая появилась недавно. В новой камере обновилась картина скинтонов, поэтому именно для портретной съемки она лучше, чем предшественницы. Есть также возможность держать лицо в фокусе, как и в беззеркалках, поэтому поведение получается более прогнозируемым. В целом, камера хорошо подходит для студийной работы, особенно, с хорошими объективами.

⇡#Камера в работе

Стоит отметить, что впечатление от знакомства с камерой – как бы объективны мы не старались быть – так или иначе зависит от набора оптики, с которой удалось ее протестировать. В данном случае пространство для экспериментов было более чем впечатляющим, ведь Pentax K-1 II досталась мне в комплекте сразу с семью объективами: HD D FA 28-105mm f/3.5-5.6, HD D FA 15-30mm f/2.8, SMC Pentax D FA Macro 100mm f/2.8, Pentax HD D-FA*50mm f/1.4, SMC FA 43mm f/1.9 Limited, SMC Pentax FA 77mm f/1.8 Limited, HD DA 70мм f/2.4 Limited.

Работа с объективами серии Limited, предназначенными изначально для кроп-камер (в данном случае – HD DA 70мм f/2.4 Limited), не составляет проблем. Разве что необходимо привыкнуть ориентироваться на рамку кадрирования, которая автоматически появляется в видоискателе, и строить композицию исходя из нее.

Возможность испытать в деле оригинальные фиксы Pentax с нетипичными фокусными расстояниями очень привлекала, но я постаралась уделить много внимания и комплектному зуму, ведь, как ни крути, именно в пользу него (по крайней мере на первых порах) будут делать свой выбор многие фотолюбители. С этим объективом я совершила несколько прогулок, сделала портреты на пленере и в студии, а также немного кадров натюрмортного плана.

К радости будущих владельцев «китовой» версии Pentax K-1 II могу сказать, что уже с комплектным объективом камера хорошо раскрывает свой потенциал. Резкость и детализация снимков достойны всяческих похвал. Цветопередача и динамический диапазон также не вызывают вопросов. Разумеется, камера такого уровня рассчитана на серьезную работу, и чтобы полностью оценить ее возможности, необходима съемка в формате RAW с последующей обработкой. Но даже если K-1 II попадет в руки фотолюбителя, который взял ее «на вырост», первые опыты не разочаруют: фото получаются резкими, сочными, с корректными цветами и проработанными деталями в светах и тенях. Примеры ниже.

Разумеется, как и практически все современные фотокамеры, Pentax K-1 II оснащена Wi-Fi-модулем, который позволяет моментально перекидывать снимки на смартфон и делиться своими работами в режиме реального времени.

Фотосессия на пленере

Сегодня работа на пленэре для фотографа — это ещё одна возможность зарабатывания денег. В последнее время чисто студийные съемки всё больше уходят в рекламную сферу. А вот съёмки в хорошем антураже, на улице или в помещении, всё больше востребованы. Плюсом здесь является то, что камера умеет управлять внешними вспышками через режим удаленного управления P-TTL, доступный через установку второй вспышки на голову самой камеры. Как вариант, можно использовать радиосинхронизаторы в ручном или автоматическом режиме, в зависимости от модели. При работе через птл камера адаптирует экспозицию под импульс вспышки, чтобы получить хорошую картинку. Остальное традиционно можно довести уже в редакторе. В съемке на улице камера ведет себя очень живо, поэтому даже снимая довольно динамичные сцены, как в моём случае лошадьми, можно не особо заботиться о не самом правильном позиционировании, зато гораздо легче будет поймать момент. Огромнейший пентапризменный видоискатель здесь на руку, поскольку в него кадр виден именно таким, каким он получается, к тому же, он просто огромен, и фокусироваться через него даже в ручном режиме очень легко. При этом у компании адекватно работает подтверждение автофокуса даже с нечипованными объективами либо по вручную выбранной точке, либо в автоматическом режиме, когда камера вам при этом их подсвечивает в видоискателе.

⇡#Дизайн

Pentax K-1 II – визуально солидная камера с ретроналетом, который становится особенно очевидным при использовании объективов серии Limited. Если сравнивать ее с очевидными конкурентами – зеркалками Canon и Nikon, она буквально напичкана элементами управления.

Тем не менее какого-то серьезного акцента на дизайне создатели Pentax K-1/K-1 II (обе версии совершенно не различаются внешне) не делали – все здесь подчинено исключительно утилитарным соображениям. Подчеркивается это и цветовым решением – камера выпускается исключительно в черном исполнении, никаких двухцветных и ярких вариантов, которые сама же Pentax так любит, здесь не предусмотрено.

Камера тяжелая – даже без объектива она весит более килограмма. Ее вес хорошо ощущается даже с самым легким и миниатюрным объективом (в нашем случае – Lim 43mm). Теперь представьте себе ее в классическом рабочем состоянии — с дополнительной батарейной ручкой и объективом, к примеру 15-30mm (который сам весит более 1 кг). Для полноты картины можно добавить внешнюю вспышку. В общем, мы получаем весьма увесистый агрегат, после дня работы с которым руки еще долго будут помнить приятную (или не очень – зависит в числе прочего и от того, как прошла съемка) тяжесть. Насколько это критично – решать вам; для меня, хоть я далеко не атлет, вес никогда не будет контраргументом, если на противоположной чаше весов находится качество, удобство и надежность работы.

Pentax K-1II с батарейным блоком

С надежностью, к слову, дело обстоит очень хорошо: корпус Pentax K-1 II пыле- и влагозащищен, причем степень защиты повышена по сравнению с тем, что было у предыдущей версии камеры. Переживать за сохранность аппарата при съемке в дождь или снег не стоит. Если , конечно, не мокнуть под ливнем часами — это все-таки не устройство для подводной съемки.

Pentax K-1II, интерфейсы

Если же сравнивать K-1 II с зеркальными конкурентами, то и по габаритам, и по массе она сопоставима как с Canon EOS 5D Mark IV, так и с Nikon D850 – с мелкими перекосами в каких-то местах (Canon полегче, но заметно шире, Nikon чуть тяжелее, но уже).

Pentax K-1II, слот для карт памяти

Автофокус

Модуль автофокуса в камере остался, как в предшественнице, хорошим, но даже в ней он был очень неплох. Поскольку Pentax придерживается демократического подхода к объективам, в линейке довольно много стёкол без встроенных моторов, которые фокусируются медленнее. Однако, сильных проблем для следящего автофокуса это не создаёт. Точность автофокуса, возможно, при обновлении повысили. Если в самом начале тестирования я не склонен был ему доверять, то буквально через пару дней перестал его отслеживать, и снимал уже в рабочем режиме. На него действительно можно положиться, следящий работает в пределах зоны расположения датчиков, которые, правда, сосредоточены в центре кадра и покрывают существенную часть только в кроп-режиме. В принципе, наши объекты и так всегда расположены близко к центру, но всё же хотелось бы, чтобы сам модуль автофокуса был крупнее и распространялся на большую площадь.

Полнокадровый CMOS-сенсор 35мм

Непревзойденное качество изображения благодаря сенсору большого формата

35мм полноформатный CMOS-сенсор обеспечивает потрясающее качество изображения, которым славятся камеры серии К от PENTAX. Благодаря своему большому размеру и широкому шагу пикселя, эта матрица позволяет получать яркие, реалистичные изображения с богатой градацией цвета и минимумом шумов. С увеличением размера сенсора расширились возможности контроля глубины резкости и степени размытия заднего плана (боке).

Спорт

Лучше всего работа автофокуса проявляется при съемке спорта. Мною был выбран конкур, поскольку здесь можно неторопливо поиграться с камерой без риска получить негативный опыт. Помимо точности и четкости, которые обычно достигаются профессиональными фотографами за счёт съёмки на высокой чувствительности, чтобы влезть в очень короткую выдержку, мне был интересен еще и параметр художественности. То есть, камера хорошо успевает перефокусироваться для той частоты кадров, с которой снимает. На деле, полнокадровый PENTAX HD DFA 150-450 f/4.5-5.6 ED DC AW оказался медленнее при съёмке, чем кроп Pentax SMC DA 55-300mm f/4.0-5.8ED. Это ощущается ещё руками, а в динамике есть возможность выбора фазы движения лошади за счёт фактической увеличения скорости на 50%. Я уже и не говорю о габаритах этих объективов, которые очень сильно различаются. Тем не менее, это никак не повлияло ни на точность, ни особенно на результат. Автофокус быстро цепляется за объекты, в зависимости от настроек, способен его удерживать в кадре при пересечении оптической линии другими объектами. В плане художественного подхода я намеренно удлинил выдержку до возможности смаза, что фактически недоступно с современными зеркальными камерами и объективами без стабилизатора. Там съемка ведется просто на коротких выдержках, не длиннее обратная фокусному расстоянию. За счёт компенсации, которую дает стабилизированная матрица, мы можем снимать проводку, не боясь, что кадр смажется, и это действительно очень большое преимущество. Естественно, это не Olympus, здесь можно не бояться шума, но получение в руки еще одного художественного инструмента, безусловно, бесценно. Да, обратите внимание, что я всё снимал просто с рук, без необходимости пользоваться штативом.

⇡#Комплект поставки

На тестирование был предоставлен образец без коробки, комплект поставки которого включал лишь объектив, аккумулятор, зарядное устройство и ремень. Впрочем, не стоит ожидать от коммерческих образцов шикарных бонусов, ведь кроме перечисленного в коробке можно обнаружить только диск с дополнительным ПО, крышку байонета, а также несколько брошюр.

Тут пару слов стоит сказать о комплектном объективе SMC PENTAX DA 40mm ƒ/2.8 XS. Это самый тонкий объектив, который удаётся припомнить, а разработан он специально для K-01, дабы минимизировать суммарную толщину фотоаппарата и объектива. Это, конечно, здорово, но есть у объектива один конструктивный недостаток, который мешает ещё до начала съёмок, — крышка объектива держится не при помощи замков, а за счёт силы трения. Беда в том, что крепёжного шнурка у крышки нет, а слетает она довольно-таки легко, поэтому потерять её не так уж и сложно.

Видео

Видео не самая сильная сторона камеры, и здесь она добавлена, в первую очередь, как опция. Хотя, честно сказать, я снял пару проектов с использованием этой камеры за время ее тестирования. Если у вас классический продакшен, который не требует 4K, то с такой камерой вполне можно работать. Учитывая наличие в камере встроенного стабилизатора, картинка значительно сглаживается, хотя, следует признаться, что трясти полнокадровую матрицу заметно сложнее, чем кроп. Тем не менее, заметно, что камера ответственно старается дать нужный результат, стабилизация осуществляется по всем 5 осям, и профессиональный глаз замечает некоторые перспективные искажения финальной картинки по краям. Это совершенно нормально, учитывая площадь матрицы. Будь она меньше, стабилизация была бы сделано более эффективной. Это видно даже по Pentax KP. Тем не менее, в плане видео камера оснащена всем, что требуется видеографа, здесь есть и порты входа-выхода для звука, и возможность чистого вывода на внешний рекордер. Откидной экран, кстати, сделан таковым тоже отчасти ради видеографов. В принципе, если бы производитель добавил Log и 10 битный выход, это уже было бы событием на рынке, а так приходится пользоваться доступными 8 битами и плоским профилем, который немного снижает контраст и насыщенность для возможности последующего цветокора. Есть здесь и полноценный пикинг и подсветка пересветов, которые можно использовать не только видео, но и при съемке фото с экрана. Для предметки это как раз то что нужно фотографу.

⇡#Эргономичность и управление

Не буду скрывать – я люблю аналоговые органы управления: они мне представляются более эстетичными и тактильно приятными, нежели клавиши или сенсорный дисплей. Так что эргономику Pentax K-1 II, которую она полностью унаследовала от предыдущей модели, отнесу к ее плюсам. Хотя чтобы к ней привыкнуть, требуется время — особенно тем, кто до этого пользовался исключительно камерами других производителей.

Pentax K-1II, органы управления

Первое время, возможно, вы будете путаться, какое из трех колес необходимо покрутить, чтобы сменить нужную сейчас настройку, или, скажем, забывать, что клавиша смены режима автофокуса находится в районе объектива. Но если разобраться, все выглядит логичным и продуманным. Более того, можно подстроить камеру под себя, назначив кнопкам необходимые вам функции. Настроек и опций действительно очень много!

Быстрое меню организовано удобно и логично — в виде матрицы, где расположено множество параметров и функций, менять которые можно простым поворотом одного из дисков управления, не нажимая дополнительные клавиши. А можно посмотреть список подробнее – Pentax всегда славилась очень внимательным, даже въедливым подходом к организации управления, и K-1 II – вершина такого подхода.

Но есть и моменты, которые не перестали раздражать даже к концу тестирования, – например, тугое правое верхнее колесо, что вызывает некоторый тактильный дискомфорт, скажем при смене ISO.

Pentax K-1 II: interface


Смотреть все изображения (27)

Поворотный экран, выполненный по оригинальной технологии, – отличная и очень удобная разработка. Он обеспечивает очень широкий угол обзора при съемке с использованием Live View. Но справедливости ради надо отметить, что Pentax не учла интересы любителей делать селфи – экран не поворачивается на 180 градусов во фронтальную плоскость. Впрочем, делать селфи на более чем килограммовую камеру — то еще развлечение. Также экран лишен сенсорного управления – задавать точки фокусировки в одно касание здесь , увы,невозможно. Зато есть удобная функция автоматического поворота меню, когда ориентация камеры меняется с пейзажной на портретную и наоборот.

Pentax K-1 II лишена встроенной вспышки. Не могу назвать это проблемой, так как для аппаратов подобного уровня она может разве что выполнять роль активатора внешнего света.

Из интересных и действительно полезных опций камеры отмечу наличие специальных лампочек, которые подсвечивают байонет и слоты карт памяти (настраивается в меню), что очень удобно при работе с камерой в темноте.

Видоискатель классический: крупный, светлый, с удобным наглазником, стопроцентным охватом кадра и полупрозрачным ЖК-экраном, на который выводится техническая информация. При активации режима кроп появляется рамка, формирующая границы кадра.

Объективы

Говорить про Pentax и не сказать ни слова о его объективах попросту грешно. Это одна из старейших систем, которая не менялась на протяжении многих лет. И даже когда два лидера отказались от моторов в корпусах камер, Pentax продолжил свой демократичный подход, и сегодня безмоторные объективы под отвертку, которые выпускались даже в восьмидесятые годы, могут корректно фокусироваться на новой тушке. Казалось бы, ну мелочь, что тут говорить? Однако, наличие на рынке огромного количества бывшей в употреблении оптики дает возможность многим фотографам, которые либо сэкономить хотят, либо просто любят старые объективы, несмотря на все их оптические недостатки, не бежать за бредовыми маркетологами, а снимать рационально, экономя свой собственный бюджет. Это ответственный подход компании, который лично меня радует. Поверьте настоящему никонисту, мне именно этого и не хватает.

Высокопроизводительный процессор PRIME IV

Сочетание высокопроизводительного процессора PRIME IV и нового графического ускорителя гарантирует высокую скорость обработки данных. В дополнение к высокоэффективной системе шумоподавления, PENTAX K-1 Mark II оснащен инструментами Fine Sharpness и Extra Sharpness для повышения резкости и интеллектуальной системой замера экспозиции Real-Time Scene Analysis System с использованием технологий искусственного интеллекта. PENTAX K-1 Mark II эффективно компенсирует искажения, виньетирование, хроматические аберрации, возникающие из-за специфических особенностей объективов*. Камера способна захватывать высококачественные изображения, одинаково четкие по всему полю. Она компенсирует даже эффект интерференционных полос во время обработки RAW-данных снимка. *Коррекция доступна в комбинации с объективами серий D FA-, DA-, DA L- и FA. Обращаем ваше внимание, что с некоторыми объективами этих серий эти функции могут не работать.

Механизм очистки от пыли DRII (Dust Removal II)

Эффективное удаление чужеродных частиц с сенсора

С помощью пьезоэлемента этот инновационный механизм воздействует сверхзвуковыми вибрациями на панель из оптического стекла, покрывающую матрицу. Это позволяет эффективно удалить все частички пыли, прилипшие к поверхности сенсора и избежать появления ненужных следов на захваченном изображении.

Морозоустойчивость до -10°C

Непревзойденная надежность доказана путем тестирования в суровых климатических условиях

Предполагая, что фотографы будут использовать камеру в холодном климате, PENTAX подверг К-1 Mark II суровым испытаниям «в полях» при температурах до –10°C, и собрали огромную массу данных о точности работы, быстродействии и стабильности механизма и схем, а также об изменениях напряжения батареи.* Исследования этих данных показали, что K-1 Mark II гарантирует стабильную, беспроблемную работу даже в мороз.
* Производительность батареи снижается с понижением температуры, поэтому при съемке у условиях низких температур рекомендуется иметь при себе запасные элементы питания, которые нужно хранить в тепле во внутреннем кармане.

Высоконадежный затвор

До 300 000 срабатываний без ухудшения рабочих характеристик

После целого ряда серьезных испытаний производительности была доказана высочайшая надежность затвора К-1 Mark II, который гарантированно обеспечивает не менее 300 000 срабатываний без ухудшения рабочих характеристик. Это дает выдающуюся точность срабатывания и исключительную прочность, которые необходимы каждому профессиональному фотографу.

Dynamic Pixel Shift Resolution — новый режим детализированной съемки с рук

Широкий диапазон сюжетов и объектов для съемки

Новый режим съемки Dynamic Pixel Shift Resolution* позволяет использовать технологию Pixel Shift при съемке с рук. При съемке в режиме Dynamic Pixel Shift Resolution, технология позволяет сделать 4 снимка со сдвигом матрицы на 1 пиксель при каждом снимке, учитывая и корректируя неизбежные при съемке с рук сотрясения камеры, и получить итоговое изображение сверхвысокого разрешения и детализации**.
* Не рекомендуется использовать режим Dynamic Pixel Shift Resolution при использовании штатива. ** Полученные изображения в случаях существенных сотрясений камеры могут некорректно воспроизвестись на итоговом снимке.

Pentax K-1: Камера новая, привычки старые

Только берешь камеру в руки, сразу отправляешься в путешествие в сложную и разветвленную систему меню, которая встречает нас своим ярким разнообразием, но мы к этому уже привыкли по другим камерам производителя.

С помощью кнопочных настроек оба колесика управления получают соответствующие функции, за которые они будут отвечать: переднее колесико контролирует диафрагму, заднее — время выдержки. А теперь вперед! Или нет? А как изменить ISO? А, вот кнопка вверху.

Придется запомнить, впрочем, как и функции всех остальных кнопок. И это не так уж легко, — кажется, что корпус слегка перегружен элементами управления: 16 аппаратных кнопок и 5 колесиков. Новоиспеченному владельцу камеры придется потратить несколько часов на запоминание их расположения и функций.

Особый шик: колесико управления рядом с довольно небольшим верхним дисплеем. Поначалу кажется, что оно отвечает за значения экспозиции, но на самом деле его функция определяется тем, какая опция выбрана колесиком, находящимся рядом со светлым оптическим видоискателем с 0,7-кратным увеличением.

Девять опций, таких как HDR, брекетинг и серийную съемку тоже можно активировать и менять с помощью этого колесика, за счет чего не увеличивается число и так довольно большого количества элементов управления на корпусе камеры.

Богатая комплектация

Нас очень заинтересовали две особенности ее комплектации: во-первых, белые светодиодные лампочки, расположенные около слота для карт памяти, слота для присоединения приспособления спуска затвора на расстоянии, байонета и дисплея.

Они существенно облегчают работу с камерой в темноте. Нас очень впечатлил необычный способ крепления 3,2-дюймового ЖК-дисплея: вместо откидного механизма монитор держат шарнирные соединения, благодаря которым экран можно поворачивать почти в любом направлении, хоть и с ограниченным углом 90 градусов на ось.

Кому-то странные, напоминающие осьминога соединения покажутся слабым местом корпуса Pentax K-1, который, в общем и целом, выглядит очень крепким. Но насколько прочен на самом деле черный корпус новой камеры, нам доказал пресс-секретарь во время одного мероприятия несколько месяцев назад: бросить в песок, обрызгать струей воды, а потом, держа за соединения экрана, отряхивать камеру, пока она не высохнет, — на такое вряд ли решаться многие владельцы.

Но Pentax K-1 пережил эту пытку без повреждений. Впечатляет? В любом случае! Пожалуй, можно сказать, что качество корпуса находится на уровне таких зеркальных колоссов как Canon EOS 1D X Mark II и Nikon D5. По весу (чуть больше килограмма) корпус Pentax K-1 тоже напоминает о лучших зеркальных камерах.

Smart функции

Управление функциями быстрого действия

Система функций быстрого действия Smart позволяет сочетать огромное количество настроек с простотой их применения. Эта операционная система камеры позволяет выбрать и активировать нужную функцию, используя лишь два диска, расположенных на передней панели, без необходимости обращаться к цифровому меню на мониторе.

Bстроенный модуль GPS и электронный компас

Автоматическая запись данных о месте проведения съемки

K-1 Mark II оснащен встроенным GPS-модулем и электронным компасом, которые передают данные о положении камеры на ЖК-монитор. Эти функции позволяют добавлять Exif-данные к сохраненным снимкам, например, направление и время съемки (по координированному всемирному времени). Это особенно удобно в ситуациях, когда нужно немало времени для предварительной подготовки к съемке, например, при съемке восхода солнца или небесных тел.

Запись данных GPS для отслеживания перемещений фотографа

Функция регистрации данных GPS позволяет автоматически отслеживать перемещения фотографа с заданными интервалами. Загрузив файл лога на свой компьютер, Вы сможете составить маршрут, по которому путешествовали, используя картографическое приложение типа Google Earth™.

ASTROTRACER Легкое отслеживание и съемка небесных тел без использования экваториального телескопа

Используя все возможности модуля GPS, электронного компаса и механизма стабилизации изображения SR, К-1 Mark II делает возможным проведением астросъемки без помощи экваториального телескопа. Основываясь на данных о широте, полученных со спутников GPS, а также на других факторах, полученных со своих датчиков (например, направление камеры или ее горизонтальный/вертикальный наклон), К-1 Mark II рассчитывает перемещение небесных тел, а затем с высокой точностью синхронизирует перемещения небесного тела с перемещением сенсора. А поскольку камера способна захватывать звезды без эффекта полос даже при длительной выдержке, Вы сможете запечатлевать даже слабые звезды, обычно трудно различимые невооруженным глазом.
* Для стабилизации камеры рекомендуется использовать штатив. * Перед астросъемкой рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией. * ASTROTRACER нельзя использовать в некоторых режимах съемки, например, при съемке с заданными интервалами или композиционной съемке.

Другие особенности

С PENTAX K-1 Mark II совместимы все объективы формата APS-C с байонетом К

PENTAX K-1 Mark II cовместим как с полнокадровыми объективами серий FA и D FA и легендарной серией объективов Limited, так и с объективами серий DA, DA*, предназначенными для камер PENTAX формата APS-C. Несмотря на свой малый вес и компактность, они помогают достигать впечатляющего качества изображения.

SAFOX 12

Модуль автофокуса нового поколения SAFOX 12 с 33 фокусировочными датчиками

Рамка автофокусировки K-1 Mark II была расширена для упрощения композиции изображения по всему большому 35мм полнокадровому полю изображения. Благодаря созданию нового модуля датчиков автофокуса SAFOX 12 AF, его область автофокусировки стала примерно на 40 процентов больше, чем традиционная рамка. Для сохранения компактности модуля автофокуса даже при удлиненном оптическом пути, конструкторы PENTAX разработали уникальный высокоэффективный дизайн. Оптимизация собирающей линзы также способствовала увеличению числа датчиков автофокуса (всего их 33). Этот ультрасовременный автофокусный модуль может похвастаться как компактными размерами, так и выдающейся производительностью в формировании изображения.

Автослежение с помощью системы анализа изображения в реальном времени от PENTAX

При поддержке функции анализа сцены в реальном времени, функция автоматического слежения К-1 Mark II с высокой точностью определяет движения объекта, основываясь на различных факторах, включая цвет, а затем удерживает в фокусе выбранный объект во время всего процесса съемки с помощью автоматического сдвига точки фокусировки.

Pentax Q7: cамая маленькая беззеркалка в мире

Современную фототехнику Pentax трудно причислить к фотографическому мэйнстриму. Не сумев завоевать популярность среди народных масс, Pentax, тем не менее, регулярно вторгается на рынок фототехники с продуктами и решениями смелыми, но далеко не всегда находящими понимание у потребителя. Одним из таких неоднозначных продуктов по праву можно считать фотоаппарат Pentax Q7, которому и суждено было стать главным героем данного обзора. Заранее предупреждаю, что вышеназванная камера самим своим существованием попирает традиционные ценности фотографического фетишизма, а обзор содержит элементы хтонического программирования, двусмысленные изображения, снимки небесных тел крупным планом, и — по традиции — ужасающее количество печатных символов. Для наиболее нетерпеливых читателей сообщу: главную задачу, ради которой я рискнул потратить 279 условно-зелёных единиц, камера решила в полном объёме и наилучшим образом, за прочими же подробностями добро пожаловать в обзор.

С приобретением качественного телескопа я понемногу втянулся в лунно-солнечную астрофотографию, и обнаружил, что имеющаяся у меня аппаратура для всего этого не очень-то подходит. При фокусном расстоянии в 480 миллиметров диаметр изображения как солнечного, так и лунного диска не превышает пяти миллиметров. В общем, для таких объектов матрица формата APS-C в моём Sony NEX-5 оказалась слишком велика. Дальнейшие расчёты показали, что у NEX-5 не только «слишком большая» матрица, но ещё и слишком крупные пиксели, из-за чего диаметр лунного диска на снимке не превышал 900 пикселей, а о достижении теоретического предела детализации и не приходилось и мечтать.

Возможных решений было три: сменить телескоп, увеличить масштаб изображения при помощи линзы Барлоу или окулярной проекции, либо приобрести фотокамеру с меньшим размером пикселя. Первый вариант я счёл слишком дорогим; второй способ я опробовал, однако остался недоволен результатом, поскольку линза Барлоу вносила хроматизм и снижала контраст и светосилу. В итоге я пришёл к мысли специально для астрономических нужд приобрести какую-нибудь дешёвую фотокамеру со сменными объективами и маленькой матрицей. А когда речь заходит о мелкоматричных камерах со сменной оптикой, невозможно не вспомнить о системе Pentax Q, снискавшей сомнительную славу самой странной беззеркальной системы на современном рынке.

Чтобы не корпеть над расчётами, я написал в эмуляторе некогда популярного среди отечественных инженеров калькулятора МК-61 несложную программку, вычисляющую следующие параметры:

  • Размер изображения на сенсоре в миллиметрах
  • Тот же размер, но пересчитанный в пиксели

Программируем на Apple МК-61

После этого оставалось лишь внести в ячейки памяти исходные данные, вводить угловые размеры интересующих меня объектов (в минутах дуги) и считывать результаты.

По первым прикидкам изображение светила с угловым диаметром полградуса на матрице имело размеры 4.2 миллиметра, и мне подходила самая мелкая и дешёвая из всех камер со сменными объективами — Pentax Q10. Однако, порывшись в справочной литературе, я нашёл, что максимальный диаметр Солнца составляет не 0.5°, а 33.5 угловые минуты, и в этом случае солнечный диск диаметром 4.68 миллиметра на матрице Q10 уже не умещался. Зато умещался на сенсор Pentax Q7, где его изображение имело бы диаметр около 2500 пикселей. При помощи той же программы я посчитал максимальные диаметры для Венеры (82 пикселя), Юпитера (63 пикселя) и Сатурна (26 пикселей). Не остался обойденным вниманием и теоретический предел разрешения телескопа — «кружок Эйри» — оказавшийся равным 2.1 пикселя.

Не скажу, что был в полном восторге от того, что требования к камере внезапно выросли на 74 доллара, однако на Q7 сенсор был не только крупнее, но и технически более совершенным, что окончательно склонило моё мнение в её пользу.

Согласно информации из официальных источников, ключевые технические характеристики Pentax Q7 выглядят следующим образом:

  • Байонет: Pentax Q-mount
  • Стабилизация изображения: сдвигом сенсора
  • Сенсор: BSI CMOS, размером 1/1.7″ (7.44×5.58 мм)
  • Разрешение сенсора: 12.76 мегапикселя
  • Разрешение снимков: до 4000×3000 пикселей
  • Форматы съёмки: JPEG, 12-битный RAW (DNG)
  • Разрешение в режиме видеосъёмки: 1920×1080, 1280×720, 640×480. Частота кадров: 30, 25 или 24 кадра в секунду.
  • Чувствительность, ед. ISO: 100-12800 (но не более ISO1600 при использовании электронного затвора)
  • Затвор: электронный (в камере) с диапазоном выдержек от 1/8000 до 2 сек.; центральный (в объективах) с диапазоном выдержек от 1/2000 до 30 секунд + BULB.
  • Экран: не поворотный, разрешением приблизительно 460000 пикселей
  • Вспышка: встроенная, с ведущим числом 4.9, выдержка синхронизации: 1/2000 с центральным затвором, 1/13 — с электронным, «горячий башмак» для подключения внешней вспышки.
  • Двухосевой электронный уровень
  • Встроенный ND-фильтр
  • Год запуска камеры в производство: 2013

Если подойти к вопросу формально, может сложиться впечатление, что Pentax Q7 – устаревший ещё на момент выпуска «компакт», к которому зачем-то приделали байонет для сменной оптики. Во всяком случае, поклонники крупных матриц, заоблачных мегапикселей и 4K-видео наверняка будут разочарованы. Однако моя личная практика показала, что, при надлежащем качестве исходного материала, снимок разрешением 13 мегапикселей можно безбоязненно печатать форматом 30×40 сантиметров, а сменная оптика, сенсор с обратной засветкой и использование формата RAW повышают шансы фотографа на получение этого самого «надлежащего качества».
На ebay Pentax Q7 в совершенно новом и нетронутом состоянии пока ещё не редкость (хотя год назад предложений было намного больше). Мне не составило труда найти за $279 вариант в «китовой» комплектации с бесплатной доставкой из Тайваня (сейчас у этого продавца таких камер больше нет, поэтому в «шапке» обзора стоит ссылка на аналогичный лот за более высокую цену). Камера предлагалась в трёх цветовых решениях: чёрная, серебристая и жёлтая с чёрными накладками. Чёрный цвет мне поднадоел, серебристый — не нравился, поэтому я остановился на самой «хипстерской» раскраске, пополнил банковский счёт и оформил заказ. Сделал я это в субботу утром, поэтому уведомления об обработке заказа и отправке посылки пришлось ждать до понедельника, когда продавец вышел на работу.

Фотоаппарат прибыл EMS’ом спустя 12 дней с момента отправки в картонной посылке размерами 33×15×13 сантиметров.

Едва ли не половину её объёма посылки занимал пенопласт, прикрывавший коробку с камерой с торцов.

При этом остальные четыре поверхности коробки остались беззащитными, но, к счастью, ни упаковка камеры, ни её содержимое не пострадали.

Дизайн коробки — простой и неброский, в бело-серых тонах. Украшательств — никаких, лишь текстовая информация, сообщающая о том, что внутри находится не кипятильник или электродрель, а фотокамера Pentax Q7.

Глядя на надписи, я, было, подумал, что мне вместо обещанного набора «камера+объектив» прислали более дорогой «double kit», в которой кроме штатного зума входит ещё и светосильный зум-телеобъектив. Но увы, внутри коробки оказалось ровно то, что указано на ebay: камера с единственным объективом «02 Standard Zoom 5-15/2.8-4.5». Кроме того, приобретённая мною камера определённо предназначалась для японского рынка: гарантийные талоны и печатная версия руководства были на японском, английская же инструкция находилось на самописной «болванке».

日本語が分かりますか。

Do you speak English?

Отложив в сторону диски и бумаги, я принялся за изучение наиболее ценного содержимого коробки. Щуплое «тельце» камеры и объектив были упакованы в персональные картонные коробочки и обёрнуты пузырчатой защитной плёнкой; менее хрупкие шнуры и зарядка лежали в обычных полиэтиленовых пакетиках. Комплектация в точности соответствовала указанной продавцом: камера, объектив, аккумулятор, зарядное устройство со шнуром, USB-кабель, диски и бумаги — всё оказалось на месте. Хоть камера и предназначалась для японцев, зарядка к ней шла универсальная, для сетевых напряжений от 110 до 240 вольт, и с привычной для нас «европейской» вилкой.

Как я уже говорил, камеру чёрно-жёлтой расцветки я выбрал умышленно. Оказалось однако, что оттенки корпуса камеры и объектива несколько отличаются: корпус окрашен в благородный тёмно-жёлтый, а вот объектив почему-то оказался яркого канареечного цвета.

Pentax Q7, объектив 02 Standard Zoom 5-15 и батарейка АА (для масштаба)

Охарактеризовать дизайн камеры я затрудняюсь. С одной стороны, он явно присутствует и камера имеет своё узнаваемое «лицо», однако никаких эмоций экстерьер камеры у меня не вызвал. То ли дело Pentax Q-S1 в сине-серебристых тонах, своим ретростилем способный покорить сердце даже самого законченого, прожжёного и отпетого хипстамэна! Однако начинка у Q-S1 ровно та же самая, что и у Q7, а доплачивать $100 за пафосный дизайн я счёл нецелесообразным.

Камера готова к употреблению

Корпус камеры большей частью пластиковый. Из металла изготовлены байонет, штативное гнездо на 1/4″, «ушки» для ремешка и шасси, скрытое под корпусом. У объектива наружная часть корпуса и байонет выполнены из металла, а из пластика изготовлен лишь внутренний тубус с линзами. Качество изготовления нареканий не вызывает: при встряхивании камеры посторонних шумов не слышно, кольцо зума вращается плавно, выезжающий при зумировании «хоботок» не шатается и не люфтит. Подобно «серьёзной» фототехнике, объектив снабжён резьбой под светофильтр диаметром 40.5мм. Какой-либо пыле/влагозащиты ни камера, ни объектив не имеют, поэтому ронять их в море, закапывать в песок, обливать газировкой или снимать под проливным дождём я не советую.

Сама камера не зря носит звание самой маленькой беззеркалки в мире. Она действительно очень легка и миниатюрна: умещается на ладони и вместе с объективом весит всего 300 грамм. Считать это достоинством или недостатком, зависит от ситуации. С одной стороны, такой фотоаппарат не займёт много места, не станет обузой во время непринуждённой прогулки и его вес легко выдержит даже самый хлипкий штатив. Для меня малый вес стал достоинством ещё по одной причине: будучи установленным на телескоп, Pentax Q7 даёт минимальную нагрузку на фокусировочный узел.

С другой стороны, маленький корпус приходится держать либо «по-мыльничному», кончиками пальцев, либо как старинную камеру с шахтным видоискателем, где кнопку спуска было принято жать большим пальцем. Первый способ не способствует стабильности камеры и отсутствию смазов, второй — для многих непривычен.

Экран камеры и управляющие элементы

Элементы управления тоже мелкие — под стать корпусу, взрослому человеку даже с тонкими пальцами нажимать их неудобно, разве что ногтями, но, по очевидной причине, такой вариант подойдёт не каждому. Pentax Q7 оснащен целыми тремя колёсиками. Первое из них ответственно за выбор режима съёмки. Второе — в зависимости от режима — меняет выдержку, диафрагму, чувствительность, экспокоррекцию и т. п. Третье же, расположенное спереди камеры — Pentax. На каждое их четырёх его положений можно назначить специфические настройки съёмки или художественные фильтры, и впоследствии быстро переключаться между ними. В общем, полезность этих колёсиков трудно переоценить, и, не будь их, оперативность управления камерой пострадала бы очень сильно.

Встроенная вспышка установлена на забавной подпружиненной ножке и выпрыгивает из корпуса, если сдвинуть небольшой ползунок рядом с ней. В теории, когда вспышка приподнята над оптической осью объектива, это должно уменьшать эффект «красных глаз», однако на практике фотосъёмка вампиров оказалась одинаково успешной при любом положении вспышки. А ещё на этой миниатюрной камерке присутствует полноценный «горячий башмак» — видимо, в качестве ехидной шутки, поскольку почти любая накамерная вспышка будет слишком тяжела и громоздка, а для студийной работы с выносным светом эта камера определённо не предназначена.

Батарейный отсек и слот для карты памяти разделены и находятся на противоположных торцах камеры. Камера использует карты памяти форм-фактора SD (обычные, SDHC или SDXC), 32-гигабайтная карта Transcend была распознана без проблем и в полном объёме; более ёмких карт для тестирования у меня не нашлось. Также поддерживаются карты Eye-Fi, позволяющие передавать отснятые кадры по Wi-Fi, однако по опыту использования карты Eye-Fi Pro X2 я сделал вывод об их почти полной бесполезности.

Камера питается от литиевого аккумулятора D-Li68 размерами всего 40×35×6.5мм ёмкостью 1000mAh, рассчитанного на напряжение 3.6 вольта. Аккумулятор прибыл в почти разряженном виде, поэтому, убедившись в работоспособности камеры, я сразу же поставил его на зарядку. Процесс зарядки с нуля до 100% занял 1 час 40 минут, при этом аккумулятор оставался чуть тёплым. «Запас хода» с одной зарядки трудно назвать выдающимся, инструкция обещает 250 кадров, что при обычном режиме съёмки соответствует действительности. Улучшить ситуацию можно покупкой либо специального адаптера, позволяющего питать камеру от сети, либо дополнительных аккумуляторов, которые невелики, почти ничего не весят и недороги по сравнению с оригинальными аккумуляторами для других камер.

Аккумулятор и зарядное устройство

Что на меня сразу произвело положительное впечатление, так это время включения камеры. Можно сказать, что камера включается мгновенно: изображение на экране появляется через считанные доли секунды после нажатия на соответствующую кнопку. При первом включении камера предложила выбрать язык интерфейса, предложив на выбор японский и английский. Если оба эти языка вам одинаково непонятны, стоит дважды подумать прежде, чем покупать такой же: инструкцию на русском языке вы вряд ли найдёте. По крайней мере, на официальном сайте её точно нет.

По качеству изображения экран камеры вполне обычный, не лучше и не хуже большинства современных камер, под ярким солнечным светом традиционно «слепнет». Вся необходимая информация на экране присутствует (кое-что пришлось дополнительно включить в настойках), «живая» гистограмма и индикация пересветов не дадут ошибиться с экспозицией, а двухосевой уровень избавит вас от придирок тонких ценителей незаваленных горизонтов. Экспозамер в камере излишне осторожен и всячески избегает пересветов, из-за чего снимки в автоматическом режиме иногда получаются темнее, чем хотелось бы.

На случай, если работа автоматики вас не устраивает, в камере реализованы традиционные режимы выбора экспозиции: P (автоматические выдержка и диафрагма с возможностью экспокоррекции), Av (приоритет диафрагмы), Tv (приоритет выдержки) и M (ручной).

Из прочих режимов, кроме «зелёного» AUTO и съёмки видео, присутствуют BC («Blur contol mode») и SCN. Режим BC при помощи брэкетинга по фокусировке пытается изобразить на снимке что-то похожее на бокэ, однако работает эта функция только на близко расположенных объектах, да и то результат оставляет желать много лучшего:

Снимок в режиме BC

То же самое в обычном режиме

Выбрав при помощи колёсика переключения режимов пункт «SCN», мы попадаем в обширное меню режимов. Среди них есть и чисто программные фильтры, и «инструкции» для камеры, как снимать в тех или иных условиях, и алгори изображения из нескольких последовательных снимков. К программным фильтрам относятся, к примеру «Blue Sky» и «Forest», подчёркивающие синеву неба или цвет листвы. Режим «Macro» рекомендует камере фокусироваться на ближайший объект, «Museum» — отключает вспышку, а «Moving Object» заставляет камеру укорачивать выдержку настолько, насколько это возможно. В режимах «HDR» и «Night Scene HDR» камера собирает из трёх кадров снимок с расширенным динамическим диапазоном. Оба варианта HDR работают вполне прилично, если снимать со штатива. Из привычных режимов отсутствует только панорамный, но это не такая уж потеря, поскольку внутрикамерная сшивка панорам обычно высоким качеством не отличается.

К сожалению, многие из этих режимов ограничивают возможности ручной настройки, при том, что автоматика камеры не всегда выставляет экспотройку оптимальным образом. Некоторые не дают явно задать чувствительность, выдержку или диафрагму, другие — ввести экспокоррекцию. К примеру, в ясный солнечный полдень в режиме HDR камера упорно выставляла ISO 200 и я никак не мог уменьшить это значение, хотя света было более, чем достаточно.

Конечно многое из того, для чего предназначены эти режимы, можно сделать самостоятельно и результат будет, как минимум, не хуже. Однако для рядового пользователя, не готового погружаться в изучение техник раскрашивания неба или склейки HDR, позиция «SCN» на колесе режимов наверняка будет полезна и востребована.

Про видеорежим я сильно распространяться не буду, поскольку видеосъёмка мне не близка. Замечу лишь, что снимать видео Pentax Q7 может в разрешениях 1920*1080, 1280*720 и 640*480 с частотой 24, 25 и 30 кадров в секунду, что сохраняется оно в формате QuickTime MOV и что на стоп-кадрах артефакты сжатия довольно заметны.

Стоп-кадр из видеоролика. Артефакты сжатия хорошо заметны.

Что интересно, к видео можно применять те же визуальные эффекты, что и к фотоснимкам, поэтому ничто не мешает снимать видео, к примеру, в чёрно-белом режиме.

Гораздо больший интерес представляет режим цейтраферной съёмки, в новомодных источниках именуемой «таймлапс». Цейтраферная съёмка, конечно же, может быть выполнена и в «обычных» фотографических режимах, однако если вы хотите просто получить видеоролик, не углубляясь ради этого в изучение стороннего ПО, данный режим вполне может вам пригодиться. Для его активации нужно нажать кнопку выбора режима протяжки, активировать последний пункт, задать задержку съёмки, промежуток между кадрами и продолжительность съёмки (не итогового ролика!), после чего можно нажимать на кнопку спуска. После окончании съёмки камера выключается автоматически.

Съёмка цейтраферного видео производится в формат MotionJPEG и с существенно более высоким качеством, чем у обычного видео: если «разобрать» ролик на кадры, их вполне можно использовать как отдельные фотоснимки. К сожалению, режим цейтраферной съёмки тоже не лишён недостатков. Прежде всего, это невозможность управлять выдержкой, диафрагмой и чувствительностью. Из всех инструментов вам доступна лишь экспокоррекция в пределах ±2Ev. В результате при изменении яркости сцены неизбежно появляется «мерцание», которое приходится устранять в видеоредакторе.

Стоп-кадр из цейтраферного видео (без пережатия)

Кроме того, видео в данном режиме записывается с частотой 15 кадров, причём каждый из кадров дублируется три раза. То есть реальная частота кадров видеоролике — 5 кадров в секунду, отчего любое движение в кадре становится «дёрганым». Пришлось взять VirtualDub и поднять fps до 60 к/с, после чего видео стало выглядеть более плавным.

Третий недостаток этого режима — слишком длинный минимальный интервал между кадрами. Три секунды в некоторых случаях (например, при съёмке оживлённой улицы) это почти вечность, и если бы были доступны интервалы в 0.5 и 1 секунду, область применения этого режима бы значительно расширилась.

Теперь поговорим о главном, то есть о том, как эта фотокамера снимает. Доставшийся мне с камерой объектив «02 Standard Zoom 5-15» продемонстрировал обычную для объективов этого уровня резкость, немного уступив комбинации Sony NEX-5 + SEL-1855. При этом объектив страдает обычной для недорогой оптики проблемой с неравномерностью разрешения по полю: в центре она вполне хорошая, но по краям заметно проседает. Кроме того, объектив обладает отрицательной (бочкообразной) дисторсией, которая сильно выражена на минимальном фокусном расстоянии, присутствует на средних и исчезает только когда кольцо зума выкручено на максимум.

Демонстрация дисторсии и разрешения по полю. ISO 100, диафрагма 2.8, F=5мм (широкий угол), конвертация из RAW в Capture One 9.0.3, шумоподавление отключено.

Если мерилом качества считать зашумлённость изображения, то «водораздел» проходит по границе ISO 400. На ISO 100 и 200 картинка с камеры чистая и не вызывает отторжения, на ISO 800 цифровой шум уже трудно игнорировать и для улучшения визуального восприятия такие снимки желательно уменьшить в 2 раза, а чувствительности выше ISO 1600 я считаю непригодными к употреблению.

ISO 1600, выкадровка из центра. Конвертация из RAW в Capture 9.0.3, шумоподавление отключено.

Внутрикамерный JPEG на низких значениях ISO удовлетворителен, на высоких — ужасен. Однако если снимать в формате RAW, не поднимать чувствительность выше ISO 200 и подвергнуть отснятые кадры минимальной обработке, их вполне реально печатать форматом А4, чего для домашнего фотоальбома или демонстрации в интернете (за исключением фотофетишистских сайтов) более, чем достаточно.

Единственным достоинством камерного JPEG’а можно считать размер файла и скорость записи на карту памяти. Снимок в формате JPEG, в зависимости от сюжета, имеет объём 3-5 мегабайта, в то время, как каждый кадр с «сырыми» данными тянет на 18 мегабайт. RAW-файлы у Pentax Q7 несжатые и записываются в формате DNG, понятном большинству современных конвертеров. Лично я для обработки «сырых» файлов с этой камеры остановился на Capture One 9, «выжимающем» из снимка максимум резкости и детализации и обеспечивающем реалистичную цветопередачу.

На этом краткий рассказ о самой камере я закончу и перейду к самой главной части обзора, повествующей о том, как я применил камеру для лунно-солнечной астрофотографии и насколько хорошо она себя показала в тех задачах, ради решения которых была приобретена.

Разумеется, нельзя просто взять, прикрутить фотоаппарат к телескопу и тут же начать снимать. Для этого одновременно с камерой был заказан ИК-пульт дистанционного управления JJC ценой 9.99 австралийских долларов и переходник Kipon T2-PQ за $15. Переходник, как вы понимаете, был необходим, чтобы сопрячь камеру с телескопом, а дистанционка используется для того, чтобы избежать сотрясения камеры, неизбежно возникающего при нажатии на кнопку спуска.

Пульт приехал на следующий же день после камеры и в жизни оказался даже симпатичнее, чем на фото продавца.

Пульт JJC IR-p1 в упаковке…

… и без неё

Изготовлен он из пластика с покрытием софт-тач, кнопки пульта работают с чётким кликом, что выгодно отличает его от дешёвых пультов «мембранным» механизмом, где факт нажатия не ощущается. Та из кнопок, что о, спускает затвор; назначение второй, маркированной как «W/T» установить не удалось, поскольку камера на её нажатие никак не реагирует.

Питается пульт от батарейки CR2032, входящей в комплект поставки. «Дальнобойность» пульта со свежей батарейкой — не менее 6 метров, когда пульт находится спереди камеры, и всего 5-10 сантиметров, если используется датчик на задней стороне камеры. Кроме того, к пульту прилагался пластиковый держатель и карабинчик, чтобы закрепить пульт на поясе или повесить на фоторюкзак.

Переходник задержался в пути, что было очень печально: из-за неторопливости китайской почты я пропустил съёмку молодого месяца и появление гигантского пятна на Солнце. Прождав четыре недели, я уже начал беспокоиться, что мой переходник и вовсе затерялся где-то среди бескрайних российских просторов. Однако спустя пять недель со дня заказа, я всё же обнаружил в почтовом ящике долгожданное извещение и уже назавтра последняя из деталей, необходимых для осуществления грандиозного плана, была в моих руках.

Переходник KIPON T2-P/Q

Далее из подручных средств, а именно — переходника с «окулярной» посадки 2″ на резьбу T2, трубки от набора для окулярной проекции и свежеприбывшего переходника была собрана конструкция вопиюще фаллической наружности:

Без комментариев

Несмотря на вызывающий внешний вид, назначение агрегата самое что ни на есть безобидное: нижняя часть вставляется в фокусер телескопа, а на верхнюю, оборудованную байонетом PQ, надевается фотокамера.

По издавна сложившейся традиции приобретение и получение любых астрономических аксессуаров у нас неизбежно ознаменовано плохой погодой. Так случилось и на этот раз, поэтому испытания новой астрофотографической конструкции пришлось проводить по наземным объектам, то есть по крыше соседнего дома.

Демонстрация недостаточного контраста. Исходный снимок уменьшен в три раза.

Первые же эксперименты показали, что, во-первых, кривизна поля телескопа, отмеченная мною ранее, при съёмке на маленькую матрицу никак себя не проявляет. Во-вторых, колебания воздуха влияют на качество изображения ещё сильнее, чем при съёмке на NEX-5, однако в моменты максимального успокоения атмосферы резкость изображения становится вполне удовлетворительной. И, в-третьих, контраст изображения оказался понижен; на снимке этого не видно, но лишь потому, что я принудительно подтянул контраст в Photoshop’е. А вот когда я попытался снять дрозда, усевшегося на ветку метрах в тридцати от моей лоджии, не помог и Фотошоп.

Дрозд-рябинник

Осмотрев конструкцию на просвет, я нашёл вероятный источник проблемы: гладкие внутренние поверхности переходников блестят, отражая часть падающего света на сенсор камеры, поэтому следующим усовершенствованием будет приобретение чёрной бархатной самоклеящейся ленты и оклеивание ей переходников изнутри.

Однако борьбой за контраст я решил заняться позже, а до тех пор снимать тем, что есть. И ближайшая возможность осуществить это представилась мне 20 апреля, за день до полнолуния. Вечер обещал быть безоблачным, поэтому я заранее проветрил лоджию и охладил телескоп до наружной температуры. Оставалось лишь выждать, когда Луна поднимется на 40 градусов над горизонтом и можно было приступать к съёмкам.

Перед астросъёмкой

В процессе фокусировки обнаружился неприятный эффект, о котором инструкция к фотоаппарату умалчивала: при выводе изображения на экранчик камера использует не те настойки, которые выставлены на камере, а включает «искусственный интеллект», пытающийся подогнать яркость картинки под какие-то одному Пентаксу ведомые критерии. Лишь выставив точечный экспозамер и привязав его к центру кадра, я смог привести картинку к более-менее реалистичному виду (то, что экспозамер вообще влияет на картинку в ручном

режиме это, конечно, нонсенс) и навестись на резкость.

Кроме того, более пяти лет пользуясь камерами с поворотным экранчиком, я успел позабыть, как может быть неудобно, когда его нет. Однако Pentax Q7 напомнил мне об этом: когда Луна поднялась над горизонтом на нужную высоту, мне пришлось сесть на пол, чтобы смотреть на экранчик, не изгибая шею буквой «зю».

Зато режим скоростной съёмки по команде с пульта показал себя с лучшей стороны. Первые несколько кадров камера снимала со скоростью 1.5 кадра в секунду, после чего «захлёбывалась» и снижала темп примерно в два раза. Причём со старинной двухгигабайтной картой Transcend 6-го класса камера успевала сделать 7 кадров прежде, чем снизить скорость съёмки, а на новой 32-гигабайтной SanDisk с заявленной скоростью записи 45 мегабайт в секунду начинала «тормозить» уже после шестого кадра.

В итоге я приноровился снимать серии по 7-8 кадров, после чего поворачивал телескоп вслед за Луной, которая за это время успевала заметно сместиться в кадре. Расход энергии при скоростной съёмке оказался значительно ниже ожидаемого: с полностью заряженным аккумулятором мне удалось за три сессии отснять более 600 кадров, и после этого камера показывала, что в батарее осталась ещё примерно треть заряда.

«Просеяв» вручную 220 кадров с Луной, я отобрал из них 25 лучших, сложил в Autostakkert 2 и подверг тщательной обработке. Результатом моих трудов стало следующее фото:

Луна. Такой я её ещё не фотографировал.

Получив весьма положительные результаты лунной съёмки, я решил взяться за съёмку солнечную. Однако, надев на телескоп солнечный фильтр Thousand Oaks Glass 2+ и наведя его на Солнце утром 22 апреля, я обнаружил, что снимать совершенно нечего — на всей видимой поверхности Солнца не было ни единого пятнышка. Однако уже 23 апреля в левой части солнечного диска появилось средних размеров одиночное пятно, а 24 апреля к нему добавилась цепочка мелких пятен справа. Упустить такую возможность я, конечно, не мог, и снова взялся за телескоп.

Оказалось, что съёмка Солнца тоже имеет свои хитрости, связанные с всё тем же «искусственным интеллектом» камеры, пытающимся улучшить изображение на экране до полной непригодности. На этот раз камера превратила Солнце в блеклый красный диск, на котором солнечные пятна выглядели неконтрастно, и фокусироваться по ним было сущим мучением.

Тут на помощь пришли те самые «художественные фильтры», которые на изображение в RAW никак не влияют, зато картинку на экране камеры меняют кардинально. Стоило мне назначить на «единичку» фильтр «Bold Monochrome» и активировать его, как диск Солнца сразу стал ярче, а пятна — контрастнее. После этого наведение на резкость перестало быть проблемой.

Отсняв 330 кадров с Солнцем, я привычно отправил 300 из них в корзину, а оставшиеся подверг выравниванию, обрезке, сложению и постобработке. И в итоге получил вот такую симпатичную картинку, показывающая солнечные пятна во всей их скромной красе:

Из Солнца выползал червячок…

Несколько дней спустя я повторил солнечную съёмку. За это время большое одиночное пятно успело сместиться, на солнечном диске высыпало множество мелких пятнышек, а кое-где по краям вполне отчётливо наблюдались факельные поля.

Солнечные съёмки также определённо увенчались успехом, поэтому я счёл возможным от экспериментов и опытной эксплуатации перейти к подведению итогов. Главные достоинства и недостатки камеры распределились следующим образом:

«ЗА»

  • Компактность и малый вес
  • Возможность смены объектива
  • Стабилизация изображения сдвигом сенсора
  • Съёмка в формате RAW
  • Развитые возможности скоростной и цейтраферной съёмки

«ПРОТИВ»

  • Заметный цифровой шум на ISO 800 и выше
  • Низкое качество съёмки видео
  • Отсутствие поворотного экрана
  • Малый выбор «родной» оптики и сомнительные перспективы системы Pentax Q

В общем, Pentax Q7 — одна из самых неоднозначных камер, которыми мне доводилось пользоваться. С одной стороны, размеры корпуса и матрицы неизбежно приводят к не самой удачной эргономике, малому количеству снимков с одной зарядки, цифровому шуму на снимках и необходимости тщательно контролировать кадр, поскольку размазать ненужные детали в полное бокэ здесь не получится.
С другой стороны, в Q7 присутствуют функции, характерные для «продвинутых» камер: сменные объективы, съёмка в формат RAW и внутрикамерная его обработка, «горячий башмак» для внешней вспышки, питание от сети, два датчика дистанционного управления, широкие возможности в плане автоматизации цейтраферной съёмки.

Лично я приобретал Pentax Q7 прежде всего для целей астрофотографии, и в этой области обозреваемая камера мои ожидания полностью оправдала. Поэтому я могу рекомендовать его любителям фотографических экспериментов и тем, кому необходима недорогая камера для установки на телескоп, подзорную трубу, микроскоп или другой оптический прибор. И, конечно же, его можно использовать в качестве продвинутой компактной камеры, позволяющей получить более качественные снимки по сравнению с обычными «мыльницами».

⇡#Источники питания и автономная работа

В Pentax K-1 используется литий-ионный аккумулятор ёмкостью 14 Вт*ч, что является стандартным показателем для класса в целом. Исключением стала разве что беззеркальная Sony Alpha A7R II, у которой и ёмкость аккумулятор скромная, и длительность автономной работы крайне мала. Для K-1 при испытании по стандарту CIPA заявлено 760 кадров, что неплохо, особенно на фоне всё той же Sony ILCE-7RM2 с её 290 кадрами. Да и Canon EOS 5DS уступает Pentax – 700 кадров. А вот D810 способна отработать на одном заряде 1200 кадров, что на 35% больше, чем у K-1. Что до практических испытаний в полевых условиях, то K-1 смог приятно удивить, отщёлкав на одном полном «вдохе» 990 снимков. Весьма неплохой результат. Индикатор уровня заряда Pentax на основном дисплее субъективно не слишком удобен для восприятия, а вот информация о заряде на индикаторе дополнительного дисплея, напротив, читается легко. Одна беда – в нём есть лишь три сегмента.

Фирменная технология PENTAX для получения изображений сверхвысокого разрешения

Система Pixel Shift Resolution II*, реализованная за счет специальной работы фирменной системы стабилизации изображения Shake Reduction (SR), позволяет сделать 4 снимка со сдвигом матрицы на 1 пиксель при каждом снимке, и получить итоговое изображение сверхвысокого разрешения и детализации. Cистема передает информацию обо всех цветах RGB-шкалы по каждому пикселю, за счет чего удается получать особенно красивую картинку с более реалистичной цветопередачей и более тонкой прорисовкой деталей. Эта система также позволяет снизить уровень цветовых шумов, появляющихся при повышенных значениях ISO, до минимума.
Снимки, сделанные с использованием механизма Pixel Shift Resolution, сохраняются в формате RAW, их можно обрабатывать прямо с камеры, применяя различные параметры, в том числе и эффект Pixel Shift Resolution, для получения новых вариантов снимка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий