Лучший защищенный фотоаппарат для съемки под водой — Olympus Tough TG-4


Разработка и выпуск на рынок лучших в рейтинге моделей фотокамер требует от компании производителя качественной работы по двум основным направлениям. Это оптика и микроэлектроника, которые являются важнейшими составляющими цифрового фотоаппарата. Компания Olympus уверенно решает эти сложные проблемы, поэтому её продукция успешно конкурирует с основными производителями фотокамер в мире. Рейтинг лучших фотоаппаратов Olympus включает в себя как модели для начинающих фотографов, так и фотокамеры, рассчитанные на профессионалов.
Содержание

Нюансы подводной съемки

Первое, чему следует научиться будущему подводному фотографу – хорошо плавать, контролировать время и глубину, следить за уровнем воздуха. Беспечность в вопросах безопасности стоила жизни многим дайверам.

Когда техническая сторона освоена, можно брать водонепроницаемый фотоаппарат и начинать фотоохоту на морских обитателей. Готовьтесь к тому, что первые результаты будут далеки от совершенства. Подводная фотосъемка имеет свои особенности, обусловленные физическими свойствами воды.

Оптическое искажение

За счет высокой плотности вода преломляет световые лучи сильнее, чем воздух.

Поэтому предметы на дне или в толще воды кажутся на 25% ближе, чем есть на самом деле. Учитывая это, крупный план снимайте так близко, как позволяет фокусировка на подводном фотоаппарате. Чтобы избежать обрезания краев при фотографировании с малого расстояния, используйте широкоугольный объектив.

Расстояние между объективом подводной фотокамеры и выбранной целью не должно превышать 1-2 метров. С расстояния 5-6 метров без профессиональной фотовспышки вы получите темное пятно на размытом фоне.

Рассеивание света

В воде плавают мириады мелких частиц грунта, водорослей и живых организмов. Все это работает как барьер, поглощающий и рассеивающий световые лучи. Неловкими движениями дайвер может увеличить плотность взвеси настолько, что видимость упадет до нуля. Чтобы избежать этого, плывите осторожно, не касаясь дна.

При выборе камеры для съемки под водой, ищите модели с мощной встроенной вспышкой и возможностью подключения дополнительной вспышки. Чтобы максимально использовать естественное освещение, занимайтесь подводной съемкой ближе к поверхности воды.

День выбирайте солнечный и безветренный. Даже небольшие волны поднимут столько песка, что снимать будет проблематично. Оптимально освещение получается в полдень, когда солнце стоит в зените. Чем ближе к поверхности находится фотограф, тем ярче и натуральнее будут снимки.

Поглощение цвета

Количество цветов видимого спектра сокращается через каждые 10 метров погружения. Сначала пропадает красный цвет, потом оранжевый, желтый и далее по порядку. Поэтому на глубине свыше 30 метров необходимо использовать специальное оборудование для подводной съемки. Иначе все фотографии будут иметь насыщенный зеленый оттенок.

Основные характеристики Olympus Tough TG-4

ПараметрЗначение
Матрица
  • 16 Мп
  • Размер 1/2.3″
  • Кроп-фактор 5.62
  • Максимальное разрешение 4608 x 3456
  • Тип матрицы CMOS
  • Чувствительность 100 — 3200 ISO, Auto ISO
  • Расширенные значения ISO6400
Объектив
  • Фокусное расстояние (35 мм экв) 25 — 100 мм
  • Оптический Zoom 4x
  • Диафрагма F2 — F4.9
  • Макросъёмка есть
  • Минимальное расстояние съемки 1 см
  • Стабилизатор изображения есть
Экран
  • 460000 точек
  • 3 дюйма
Видеосъемка
  • Максимальное разрешение 1920×1080
  • Максимальная частота 240 к\с (320х240 px)
  • Видеокодеки MPEG4, MJPEG
  • Стабилизатор при съемке видео
  • Время записи видео: размер видеофайла 4 Гб или 29 минут
ВодонепроницаемостьДо 15 м по стандарту IEC публикация 529 IPX8
Защита от холода-10 С по тестам Olympus
Защита от падения2.1 м по стандарту MIL (тесты Olympus)
Противоударность100 кг по стандарту IEC публикация 529 IPX6
Другие функции
  • Wi-Fi
  • GPS
  • 19 сюжетных программ для автоматических настроек съемки в специфических условиях
  • 5 подводных режимов для съемки в сложных подводных условиях
Размеры (Д x В x Ш)112x66x31 мм
Вес247 г с аккумулятором

Технические отличия водонепроницаемой техники

Прежде чем приступить к выбору подводной фотокамеры, решите, насколько серьезно вы планируете заниматься дайвингом. Профессиональная камера стоит $ 2-3 тысячи, цены на любительские мыльницы начинаются от $ 100. Если вы хотите раз в год делать десяток-другой снимков на мелководье, тратить деньги на профессиональные подводные фотокамеры не имеет смысла.

Если же дайвинг и глубоководные фотографии – выбор на всю жизнь, не покупайте бюджетную технику, она рассчитана на любительский уровень и не подойдет для сложных задач. Готовьтесь к серьезным расходам на дорогие аквабоксы, надежно защищенные фотокамеры, мощные водонепроницаемые светильники.

Как насчет экшн камер GoPro Hero или Sony HDR\FDR

Экшн камеры и защищенные фотоаппараты

Экшн камеры и защищенные фотоаппараты предназначены для разных задач.

Экшн камеры GoPro и Sony стоит отметить отдельным пунктом. Они скорее являются альтернативой и даже дополнением к защищенному фотоаппарату, нежели его прямыми конкурентами и выполняют разные задачи. Ведь экшн камеры рассчитаны в первую очередь на съемку видео.

Gopro\Sony и другие камеры намного легче и меньше по размеру, они предназначены для крепления их на различные поверхности или устройства, благодаря множеству существующих креплений. Если сравнивать по возможностям съемки, то лидерство будет определенно за фотоаппаратами. Вы сможете менять фокусное расстояние объектива, просматривать снятые фото и видео на экране (хотя последние модели экшн камер и стали оснащаться дисплеями, они все равно намного меньше по размеру).

Классификация подводной фотоаппаратуры

Вся аппаратура для использования под водой делится на две группы. К первой относятся зеркальные подводные фотоаппараты, адаптированные для подводной съемки. Их помещают внутрь специальных боксов, защищающих от влаги и высокого давления. Вторая группа – это универсальные цифровые подводные камеры, позволяющие фотографировать в условиях, близких к экстремальным.

Сюда же можно отнести одноразовый фотоаппарат для подводной съемки. Он продается в любом курортном городе вместе с другим снаряжением для дайвинга. Стоит 10-15 долларов, свою цену оправдывает. Единственная сложность – одноразовый подводный фотоаппарат снимает на пленку, которую потом приходится проявлять и оцифровывать.

Основные технические характеристики

Когда вы определились, где и как будете снимать, изучите характеристики популярных моделей и выберите цифровой подводный фотоаппарат под свои задачи.

В первую очередь обращайте внимание на следующие параметры:

  • Защита от воды. Важный показатель, ограничивающий максимальную глубину погружения камеры. Для бюджетных вариантов (до 15 тыс. рублей), он не превышает 3-5 метров.
  • Длительность погружения у таких моделей тоже лимитирована. Обычно это 20-30 минут, максимум – час. Плотный пластиковый корпус и толстые линзы защищают фотокамеру не только от попадания влаги, но и от ударов, падений с высоты (до 2 метров). Чем дороже водонепроницаемый фотоаппарат, тем большую нагрузку он способен выдержать.
  • Емкость аккумулятора. Под водой батарея садится очень быстро, за счет постоянного использования фотовспышки. Если камера позволяет подключить дополнительную вспышку, расход заряда увеличивается вдвое. Выбирайте фотоаппарат с такой емкостью батареи, чтобы ее ресурса хватало на 150-200 снимков без подзарядки. Согласитесь, будет обидно, если заряд кончится на самом интересном кадре.
  • Стабилизатор изображения. Фотоаппарат для подводной съемкь находится в постоянном движении, фокусное расстояние до цели меняется за доли секунды. Если стабилизация отсутствует, возрастает риск получить набор размытых пятен вместо четких снимков.
  • Фокусный диапазон. Чтобы добиться хорошего освещения, снимать под водой приходится очень близко. Для этого нужен широкоугольный объектив с фокусным расстоянием не больше 35 мм. Для макросъемки очень важно, чтобы камера для съемок под водой «умела» фокусироваться на отдельных деталях с 3-5 сантиметров.

Отзывы о Olympus Tough TG-4

Редакция сайта THG в своем обзоре выдает следующее заключение: богатый набор сцен, удобство в использовании и высочайшее качество снимков позволяют с легкостью закрыть глаза на нестандартный разъем USB. На суше и под водой, если вам нужна крепкая камера, способная делать четкие снимки, Olympus Tough TG-4 – как раз то, что надо. Если в приоритете качество снимков, простота в управлении и доступ ко множеству настроек, то тут TG-4 полностью оправдывает свою стоимость.

Пример подводной съемки на TG-4

Пример подводной съемки на TG-4.

TG-4 взял все лучшее от своих предшественников, включая качество сборки, хорошую светосилу и скорость работы

Наши коллеги из DPReview присвоили этой камере золотую награду, в то время как предыдущие версии награждались лишь серебряными медалями. Они пишут, что TG-4 взял все лучшее от своих предшественников, включая качество сборки, хорошую светосилу (в широкоугольном положении объектива) и скорость работы. К этому добавилась возможность снимать в RAW формате, что позволит выжать еще больше из каждого снимка.

Не сложно понять, почему серия Olympus Tough пользуется такой популярностью, пишет Кэн МакМахон, автор cameralabs. Не много нам удалось найти защищенных фотоаппаратов, которые бы совмещали в себе такое количество функционала. Некоторые модели позволяют вам погружаться еще глубже, некоторые имеют большее приближение, но чем от них отличается TG-4 это возможностью контроля параметров съемки. Вы сами решаете, с какой диафрагмой снимать, какой конвертер для объективов использовать и когда вы хотите включить макрорежим.

Не страшно уронить или поцарапать, можно снимать под водой без дополнительных приспособлений

Показательный отзыв с Яндекс Маркета: Практически профессиональная оптика (f2.0), не страшно уронить или поцарапать, можно снимать под водой без каких-либо дополнительных приспособлений. много режимов обработки фотографий, оооочень крутой режим макросъемки, wi-fi, можно дополнительные конвертеры подсоединять для большего увеличения.

И еще раз отдельного упоминания заслуживает макро режим микроскопа: Фотоаппарат реально хороший, но то, что меня в нем прямо поразило — это режим макросъемки: это нечто! Я купил этот фотоаппарат уже в комплекте со специальной круговой подсветкой чтобы было удобнее. При включении режима «Макро» и дополнительном увеличении фотоаппарат не просто делает снимки крупным планом: видно буквально из чего состоят малейшие детали: плетение ткани, пиксели на экране телефона, как выглядят в реальности ворсинки скатерти на столе и т.д. Это просто супер!

Особенности одноразовых подводных фотоаппаратов

Чтобы попробовать себя в роли фотографа подводного мира, не обязательно покупать дорогую подводную камеру. Первый опыт можно получить почти бесплатно, приспособив для подводной съемки собственный телефон. Водонепроницаемые чехлы для смартфонов стоят не дороже $ 5.

Если рисковать любимым гаджетом не хочется, есть другой вариант – одноразовый подводный фотоаппарат. Эту пленочную мыльницу часто берут любители снорклинга. Они плавают с трубкой у самой поверхности воды и в ясный, безветренный день получают неплохие снимки. Для дайвинга одноразовый подводный фотоаппарат не годится.

Усиленный корпус камеры позволяет погружаться с ней на 15 метров, но хорошие кадры на такой глубине сделать не удастся – не позволит освещение.

Одноразовый фотоаппарат для подводной съемки имеет свои недостатки, о которых стоит помнить:

  • Неудобный видоискатель. Очень маленькое окошко не дает нормально следить за объектом. Наводить объектив подводной камеры приходится наугад. Перед самым щелчком цель может «выплыть» из зоны видимости.
  • Заводские настройки. Поиграть с выдержкой и диафрагмой, изменить баланс белого одноразовый подводный фотоаппарат не позволит. Все настройки здесь выставлены «по умолчанию», можно только нажимать на кнопку.
  • Мало кадров. Обычно их 24, редко – 36. В любом случае, половина пленки уйдет впустую, прежде чем получится нормальный снимок. Тем более, если занимаешься этим в первый раз.

Важно! Одноразовый подводный фотоаппарат – пленочный. Это значит, что после каждого кадра нужно вручную крутить колесико, чтобы перемотать пленку. Если этого не сделать, снимки будут накладываться один на другой.

Проявить и оцифровать пленку можно в любой фотостудии. Чтобы в последний момент ее не испортить, не нужно самостоятельно открывать одноразовый подводный фотоаппарат. Отдайте его специалистам, они все сделают.

Стоит ли покупать защищенный фотоаппарат

Защищенные фотоаппараты Nikon, Olympus, Panasonic, Fujifilm

Защищенные фотоаппараты Nikon, Olympus, Panasonic, Fujifilm, Ricoh

При выборе и покупке защищенного и водонепроницаемого фотоаппарата нужно обязательно иметь в виду, что такие камеры не подходят для обычного каждодневного использования и за эту ударо- влаго- и пылезащиту вы расплачиваетесь качеством своих фотографий.

Снимки, получаемые такими камерами можно сравнить с кадрами на недорогие компактные фотоаппараты

Снимки , получаемые такими камерами можно сравнить с кадрами на недорогие компактные фотоаппараты, основным минусом которых является матрица очень маленького размера. Критичным это окажется в тот момент, когда нужно будет повыше поднять значение ISO, к примеру, при съемке на глубине или вечерней фотосъемке. В этом случае вы получите зернистую фотографию с неприятными шумами, способными испортить любой продуманный или удачно сделанный снимок.

Стоит отдельно отметить тот факт, что хотя каждый год и выходят новые модели камер, изменения в них минимальны. Купив одну такую камеру, вы как минимум на несколько лет можете больше не возвращаться к этому вопросу.

Обзор популярных моделей

Тем, кто твердо решил заняться дайвингом, но не готов к серьезным тратам, можно предложить список самых «народных» пылевлагозащищенных фотокамер 2019 года. Эти бюджетные модели стоят не дороже $ 400, но позволяют весь отпуск снимать обитателей коралловых рифов.

Защищенный фотоаппарат Pentax WG-3

Выпускается в двух вариантах: Pentax WG-3 и Pentax WG-3 GPS. Последняя модель оснащена GPS-навигатором, может проставлять геотеги, стоит на $ 50 дороже. Надежная подводная камера для дайвинга с глубиной погружения до 14 метров. Корпус сделан из толстого, мягкого пластика, что дополнительно предохраняет аппарат от повреждений и протечек.

Кроме стандартной вспышки имеет 6 светодиодов вокруг объектива, что очень помогает при макросъемке. Есть металлический карабин для крепления к поясу. Из минусов – часто выходит из строя при затекании воды в отсек с батарейками. Нужно внимательно проверять крышку перед погружением.

количество пикселей: 16 млн, оптический зум: 4х, цифровой зум: 7,2х, экран: 460 тыс. точек, диапазон ISO: 125-6400, фокусный диапазон: 10-100 мм, видео: 1920х1080, вес: 209 г, цена: $ 270-320

Водонепроницаемый фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-FT5

Подводная фотокамера, с глубиной погружения до 13 метров. Корпус металлический, ярко-оранжевый, что поможет не потерять его в воде или на берегу. Отлично подойдет для дайвинга, так как имеет мощный аккумулятор и 5 степеней защиты от протекания.

Компания Olympus и её продукция

Компания и её продукция

  • OM-D;
  • PEN;
  • Stylus;
  • Tough.

Серия OM-D представляет собой лучшие в рейтинге зеркальные камеры, предназначенные для профессиональных фотографов. Фотоаппараты этой серии работают со сменной оптикой, оборудованы мощным процессором и надёжной системой стабилизации. Эти модели фотокамер занимают первые места в рейтинге. Линейка фотокамер серии PEN сочетает в лучших моделях инновационные технологии и дизайн в стиле «ретро». Камеры оснащены художественными фильтрами, которые позволяют корректировать изображение в реальном режиме. Лучшие фотоаппараты серии Stylus идеально подходят для любителей путешествий. Камеры оборудованы доступным интерфейсом, адаптированным для любого пользователя. Такими фотоаппаратами могут пользоваться даже новички.

В фотокамерах серии Stylus улучшена функция ночной съёмки и введены некоторые полезные опции. Линейка фотокамер Olympus Tough предназначена для активных путешественников и туристов-экстремалов. Камеры сконструированы так, что вести фотосъёмку можно при любых погодных условиях. От попадания дождя и снега системы фотоаппарата защищают интеллектуальные заглушки, которые срабатывают автоматически. Экшн-камеры серии Tough занимают лучшие места в рейтинге благодаря улучшенной функции макросъёмки, большой светосилой объективов и мощными аккумуляторами. Лучшими моделями в рейтинге считаются следующие фотоаппараты:

  • Olympus E-5;
  • Olympus OM-D E-M10 Mark II;
  • Olympus PEN E-PL6;
  • Olympus Traveler SH;
  • Olympus TS 870.

В рейтинг лучших фотоаппаратов вошли зеркальные и беззеркальные камеры разного уровня и стоимости. Многие профессионалы выбирают для своей работы лучшие флагманские фотоаппараты компании Olympus.

Конкуренты.

Под наши всесторонние испытания также попали другие камеры. Вот результаты их тестирования.

На бумаге казалось, что камера Olympus TG-2 за 280 долларов станет победителем. Эти ожидания во многом основывались на заявленном объективе f/2.0. Другими словами, диафрагма оптики может открываться намного шире, а значит, больше света достигнет поверхности 12,1 Мегапиксельного BSI CMOS сенсора. Это должно было привести к четкой работе камеры в условиях слабой освещенности. Камера Olympus TG-2 также обладает «микрорежимом макросъемки», который позволяет фокусироваться на расстоянии 1 см от объекта съемки. Устройство имеет 4-кратный оптический зум, GPS-модуль и прекрасный 3-дюймовый OLED-дисплей с разрешением 610 000 точек. Это также одна из самых прочных камер, выдерживающая погружение на глубину до 15 метров, падение с высоты 2 метров, нагрузку в 100 кг и продолжает работу при морозе -10 градусов Цельсия. Тем не менее, в процессе испытаний стало ясно, что качество снимков несравнимо с изображениями от Panasonic. Камера старается бороться с настройками динамического диапазона и снимает, откровенно говоря, ужасное видео.

В то же время у камеры от Olympus есть множество положительных черт. Если вам особенно важны большой выбор разнообразных настроек, ультра-близкое расстояние для фокусировки и ночная съемка, то это ваш выбор. В то же время при выборе универсальной и прочной камеры, простой в управлении, модель от Panasonic производит более приятное впечатление.

Кроме портала Reviewed.com, сделавшего выбор в пользу камеры Olympus TG-2 (хотя даже они отметили, что если вам важна видеозапись, то камера Panasonic Lumix TS4 это ваш выбор), другие издания сходились на ничейных оценках в этом заочном тестировании. Сайт DPReview дал обеим камерам 72% (Olympus отзыв/ Panasonic отзыв). Портал TrustedReviews.com пошел еще дальше, порекомендовав оба устройства и о. ePHOTOzine, склоняется в оценках в пользу камеры Panasonic (Panasonic отзыв/ Olympus отзыв).

Лучший системный фотоаппарат для съёмки видео

Беззеркальная фотокамера Panasonic GH3 зарекомендовала себя как одна из лучших моделей Micro Four Thirds, но компании Panasonic удалось выпустить системный фотоаппарат с ещё более расширенными возможностями. Снаружи Panasonic GH4 мало отличается от GH3, серьёзные изменения коснулись внутреннего устройства. Датчик, сохранив прежнее разрешение 16 Мп, предлагает улучшенный динамический диапазон и расширение светочувствительности на нижнем уровне до ISO 100. При ISO 200 и выше производительность обоих фотоаппаратов примерно на одинаковом уровне. Появились незначительные улучшения с GH4 в формате JPEG на высоких ISO и сократился дефект роллинг шаттер. Хороший прирост производительности можно наблюдать в других областях. Отлично работает автофокус, особенно при использовании объективов Panasonic, так как фотокамера включает в себя технологию Panasonic DFD (Depth From Defocus). К тому же GH4 получила 49-зонную систему автофокуса по сравнению с 23 точками на GH3. Фокусировка в хорошем освещении срабатывает почти мгновенно в большинстве ситуаций, хотя мелкие и низкоконтрастные предметы могут вызывать затруднения.

Чего ждать?

Камеру Nikon AW1, которая будет беззеркалкой со сменными объективами, способной снимать на глубине 15 метров и падать с высоты 2 метра. Nikon 1й серии имеют достаточно слабые датчики, как для беззеркального сегмента, но для сегмента защищенных камер это будет большой шаг вперед. В то время как ценник в 800 – 1000 долларов (в зависимости от комплектации объективом) является существенно большим, чем наши тестируемые камеры, это все же пока намного меньше, чем профессиональные камеры для дайвинга.

Обзор беззеркального фотоаппарата Olympus Pen E-PM2

Артем Кашканов, 2019

После затянувшегося творческого отпуска продолжаю цикл статей о фототехнике. На этот раз это будет обзор беззеркалки Olympus Pen E-PM2, которая мне недавно попала в руки, да так и осталась, прижившись в качестве «второго фотоаппарата» (основной — Canon EOS 5D). Признаюсь честно, я давно не покупал ничего из фототехники, поскольку тот набор техники, что у меня был, полностью удовлетворял мои потребности – если нужно было качество, я брал на съемки зеркалку, если нужен был «фоторегистратор», его функции до недавнего времени исполняла мыльница Sony TX10. Однако, во время последней поездки на отдых «сонька» приказала долго жить, в связи с этим возникла проблема поиска чего-то другого, способного ее заменить (таскать с собой гирю Canon 5D – сомнительное удовольствие).

Почему беззеркалка?

Размышления относительно целесообразности покупки беззеркалки по сравнению с топовым компактом я изложил в статье Топовый компакт или беззеркалка с китовым объективом?. Проведя несложные рассчеты, я пришел к выводу, что беззеркалка с китовым объективом не имеет никаких весомых преимуществ перед топовой мыльницей, за исключением возможностей по расширению. В начале я хотел купить продвинутую мыльницу. Рассматривал Panasonic LX7 или Fujifilm X20, но оба варианта отпали. Panasonic плохо лег в руку – из-за того, что экран у него почти во всю заднюю панель и, держа аппарат одной рукой, я закрывал большим пальцем правой руки добрую треть экрана — не понравилось. Fujifilm лег в руку намного лучше, но смутил аккумулятор размером как у мобильного телефона, при том что размеры аппарата были нескромными для компактного класса (да и стоимость тоже). Отзывы в Интернет подтвердили опасение – зарядки хватает максимум на один день активных съемок. Я этого нахлебался с прошлым аппаратом, хотелось, чтобы аккумулятор был более живучим.

Почему Olympus?

Камеры Sony NEX отпали из-за размеров и веса — все-таки нужен был аппарат компактный. Samsung с матрицей APS-C брать не хотелось, нет у меня доверия к фоотаппаратам этой фирмы. Следующими претендентами были Olympus и Panasonic. Эти аппараты одной платформы Micro 4/3, имеют много общего и по техническим характеристикам очень близки. Одним из решающих факторов стал внешний вид, на мой взгляд, дизайн Olympus-ов посимпатичнее. Еще я начитался о «фирменной Олимпусовской» цветопередаче, о «крутой» матрице от более старшей линейки OM-D, захотелось проверить, что же это все-таки такое. Бродя по магазинам я неожиданно нашел интересное предложение – Olympus Pen E-PM2 китовым объективом 14-42 мм за 12880 рублей. Как оказалось, это был витринный образец, но, осмотрев аппарат со всех сторон я не нашел, к чему придраться. Технические характеристики Olympus E-PM2 можно посмотреть на официальном сайте Olympus. Есть более старшая модель — E-PL5, я посматривал и на нее:

Olympus PEN E-PM2

Средняя цена по Яндекс-маркету — 15300 рублей Куплен по акции за 12800 рублей

Olympus PEN E-PL5

+ ISO100 + Диск PASM + Поворотный экран (+4 мм к толщине) + Металлический корпус (+56 грамм к весу) Средняя цена по Яндекс-маркету — 19900 рублей (+4400 рублей) Средняя цена в интернет-магазинах — 17000 рублей

Я посчитал нецелесообразным переплачивать за те вещи. без которых лично мне легко обойтись. К тому же, металический корпус добавлял веса, а поворотный экран — толщины. Камера для путешествий налегке должна быть как можно легче! А на ISO200 картинка мало чем отличается от ISO100 (в реальных условиях). Наличие RAW вообще сводит это отличие на нет.

Первые впечатления

Качество сборки

Несмотря на то, что фотоаппарат сделан в Китае, по качеству сборки претензий не возникло. Корпус полностью пластмассовый, но собран вполне добротно — ничего не скрипит и не хрустит. Немногочисленные физические органы управления – джойстик, совмещенный с диском, несколько кнопок — все размещено на своем месте, к расположению кнопок привыкаешь очень быстро.

Полная комплектация

Аппарат, объектив 14-42 мм, объектив 15 мм, вспышка

Компактная комплектация

Аппарат, объектив 15 мм

В комплекте с фотоаппаратом идет два объектива — штатный китовый зум 14-42mm 1:3.5-5.6 и «блинчик» 15мм 1:8.0. С «блинчиком» камера имеет исключительно компактные размеры и легко может поместиться в карман рубашки, однако, малая светосила и ручной фокус всего на два положения — 30 см и бесконечность делают «блинчик» весьма странным с точки зрения целесообразности (лучше бы бленду или защитный фильтр в комплект включили). Китовый объектив 14-42mm в пересчете на полный кадр имеет диапазон эквивалентных фокусных расстояний 28-84 мм, что вполне достаточно для большинства любительских сюжетов. Объектив имеет два положения — транспортное (компактное) и рабочее.

Транспортное положение

Рабочее положение

Иногда данный фотоаппарат комплектуется еще и телеобъективом 40-150 мм (эквивалентен 80-300 мм), но такая комплектация стоит дороже.

Экран

Значительную часть задней панели занимает 3-дюймовый сенсорный экран разрешением 614000 пикселей. Несмотря на то, что экран сенсорный, меню аппарата рассчитано, преимущественно, на навигацию джойстиком. Экран имеет свойство приукрашивать цвета — некая маркетинговая фишка, которая в последнее время пользуется огромной популярностью у производителей фотокамер. Покупатели любят яркое, и придя в магазин за фотоаппаратом, непременно, купят тот, который покажет на своем экранчике самую красивую картинку. На моем предыдущем «втором» фотоаппарате (Sony TX10) экран тоже показывал очень яркую и насыщенную картинку, на экране ПК же цвета выглядели, зачастую, откровенно блеклыми. У Олимпуса — то же самое. Вначале я был поражен, насколько яркую и насыщенную картинку он дает (судя по экрану), но на экране компьютера цветопередача ощутимо спокойнее (но об этом чуть позже).

Органы управления

Olympus E-PM2 имеет стандартный для своего класса набор органов управления. Подавляющее большинство настроек производится через меню, навигация осуществляется многофункциональным джойстиком, совмещенным с диском (на задней панели).

Есть три настраиваемые кнопки — джойстик вправо, джойстик влево и на верхней панели кнопку Live Guide — на них можно произвольные функции из довольно обширного списка. Меню аппарата организовано вполне логично, но имеет огромное количество пунктов, из-за чего на первых порах работа с ним может вызвать затруднения. Назначение всех пунктов расписано в руководстве пользователя, которое, к счастью представлено в бумажном виде, а не диске, как это часто бывает. Есть еще меню расширенных настроек, через которое можно настроить аппарат «под себя» во всех тонкостях. Например в меню настройки автофокуса ни много ни мало, целых 10 пунктов. Можно настраивать поправку баланса белого по отдельности для каждого режима, а также для всех сразу. Есть даже опция — «Теплые тона в автоматическом ББ» (пресловутая «фирменная Олимпусовская цветопередача») — ее можно включить или выключить. Словом, чтобы облазить все меню и разобраться, как и что настраивается, нужно потратить немало времени. Желательно, при этом иметь понятие, что и как нужно настроить, благо, аппарат имеет систему всплывающих подсказок (отключаемую).

Некоторые пункты меню переведены на русский некорректно. Неоднократно читал в отзывах про «глюки прошивки», заключающиеся в некорректной с точки зрения пользователя работе. Например, при экспокоррекции, картинка на экране не меняется, при этом кадр на флешку записывается с заданной экспокоррекцией — светлее или темнее, чем на экране. Это не глюк, это тоже опция, которую можно задать через пункт меню «Монитор» — «Увеличить LV» (в моем понимании, это должно было увеличить фрагмент при ручной фокусировке, но этого не произошло). Оказывается, если опция включена, компенсация экспозиции при съемке на экране не отображается. Долго мучился, вспоминая, что и как я делал с настройками до того, как нашел причину данной проблемы! Надеюсь, в свежих версиях прошивки русификация меню будет реализована более корректно.

Olympus E-PM2 в работе

Включение фотоаппарата состоит из трех шагов — снять крышку с объектива, перевести его в рабочее положение поворотом кольца зума, нажать кнопку включния питания на верхней панели. При всем этом задействуются две руки. Я думаю, производителям не составило бы труда совместить функцию разблокировки объектива с автоматическим включением питания (добавить такую настройку в меню).

Поначалу был очень непривычен интерфейс меню — основное меню сенсорное, меню настроек управляется кнопками и диском. После некоторого привыкания к специфичному интерфейсу фотоаппарат совершенно не напрягает своими «особенностями».

Автофокус быстр и точен (по крайней мере при хорошем освещении), по своей скорости сравним с фазовым автофокусом зеркалки при работе с китовым объективом (не USM). Однако, когда освещение ослабевает, его работа становится менее уверенной, тем не менее, после пары проходов туда-сюда, он, все-таки, цепляется за какой-нибудь более-менее контрастный объект. Лаг затвора небольшой.Есть довольно приятная функция — фокусировка по прикосновению и последующая съемка. То есть, мы тыкаем на экране в тот объект, который должен быть в фокусе, аппарат на него наводится и сразу делает фотографию. На первых порах было стало причиной появления «гениальных» кадров из-за случайного прикосновения к экрану, но потом я к этой особенности привык и подобных случайных кадров не стало. Данная функция можно выключить и фотографировать нажатием кнопки спуска.

Во время съемки фотоаппарат позволяет забыть о таких вещах как выдержка, диафрагма, ISO. Чувствительность ISO по умолчанию выбирается автоматически из диапазона от 200 до 1600, границы диапазона можно задать вручную. Также вручную можно принудительно задать фиксированную чувствительность ISO вплоть до 25600 единиц, однако, удобнее всего использовать Auto ISO — работает вполне корректно, склонность к излишнему завышению чувствительности не замечена.

Диафрагма при съемке отвечает за глубину резкости, но учитывая небольшой размер матрицы и, соответственно, малое фокусное расстояние, с китовым объективом получается резким все, если резкость наведена дальше 1.5-2 метров. По этой причине использовать режим приоритета диафрагмы не имеет большого смысла (если не используется светосильный объектив, например 45mm 1:1.8).

Во время съемки на экран можно (и нужно!) вывести «живую гистограмму» и по ней контролировать правильность экспозиции. Следить за тем, чтобы в кадре не было пересвеченных и недосвеченных участков и в случае их появления вводить экспокоррекцию — чуть ли не единственная задача фотографа, снимающего на Olympus E-PM2. Разумеется, можно перейти в полностью ручной режим и вручную задавать выдержку, диафрагму и ISO, но какой в этом смысл? Если фотоаппарат сам прекрасно справляется с этой задачей, зачем ему мешать? Не лучше ли вместо этого сконцентрироваться на художественной части фотографии — совершенствовать композицию, искать интересный ракурс, освещение, да, в конце концов — просто гулять и получать удовольствие от прогулки налегке! Работа в авторежиме, в принципе, не вызывает нареканий, однако, лучше все таки использовать хотя бы режим программной экспозиции (P), главным образом для того, чтобы можно было вводить экспокоррекцию и задавать нужный баланс белого (если снимаем в Jpeg). Также в режимах P-A-S-M возможна съемка в RAW, что также является весомым аргументом в пользу одного из этих режимов.

Следующие две фотографии иллюстрируют отличие «фирменной Олимпусовской цветопередачи» с теплыми цветами от нейтральной. Если опцию «сохранение теплых цветов в AWB» включить, результат будет такой:

Второй вариант — с отключенной опцией:

Вот и попробуй выбрать, что лучше? Но если опустить субъективное восприятие цветопередачи (кому-то нравится больше первый вариант, кому-то второй), должен отметить, что у аппарата замечательный для своего класса динамический диапазон. Эти фотографии не подвергались никакой обработке, кроме уменьшения размеров. Обычно в пасмурную погоду цвета на фотографиях получаются довольно унылые и хочется их немного оживить, но в данном случае мне не захотелось ничего менять. Следующая фотография была сделана в этот же день. Погода была очень переменчивая, под вечер грянул ливень, а после него на небе появилась радуга в закатном свете. Снимал из-под зонта, кое-где на фото видны капли дождя (не люблю удалять с фотографий объекты):

Все настройки на автомате, за исключением небольшой отрицательной экспокоррекции — и только скажите, что теплый баланс белого здесь не кстати! :) Итак, цветопередача и динамический диапазон у фотоаппарата Olympus E-PM2 очень достойные. А как у него с уровнем шумов и детализацией? Olympus E-PM2 имеет настраиваемый шумодав. Фотография с радугой была сделана на ISO200 (выдержка 1/500 секунды) с отключенным подавлением шумов, поэтому в полном масштабе выглядит она, к сожалению, не ахти:

Если включить шумодав, картинка становится более гладкой. К сожалению, конкретно на этой фоторафии проверить Олимпусовский шумодав не представляется возможным, поэтому применим к ней шумоподавление в программе Lightroom, с целью оценить, так ли страшен черт, каким его малюют.

Стало немного лучше. Подмывает устроить сравнение по уровню шумов с Canon EOS 5D (который, имея ISO 50, вообще, наверно не знает о том, что на пейзажных фотографиях могут быть шумы), но все же, давайте не будем забывать, что эта камера любительская и требовать от нее большего не стоит.

В полной мере возможности камеры реализуются с качественной оптикой. К сожалению, профессиональые объективы Micro 4/3 попробовать на этом Олимпусе не удалось, но полнокадровый Samyang 14mm 1:2.8 (через переходник) оказался на Олимпусе шикарным «пейзажником», в полной мере раскрыв потенциал камеры:

Если с чем и сравнивать, то с топовыми компактами, но здесь, я думаю разница будет не в их пользу. Максимальное, на мой взгляд, рабочее ISO у Olympus E-PM2 — для Jpeg 800 единиц, для RAW — 1600 единиц. Если поднимать ISO выше, картинка будет постепенно превращаться в кашу из пикселей — даже выкладывать такое не охота! Другие фотографии — не очень художественные, зато полноразмерные, вы можете увидеть на Яндекс.Фотках.

Постобработка и арт-фильтры

Фотоаппарат Olympus E-PM2 предлагает довольно обширные возможности по художественной внутрикамерной обработке. Если честно, я не особо вникал в эти тонкости, так как предпочитаю фотографировать в RAW, а в этом режиме никакие фильтры и «улучшалки» не работают. Тем не менее, те, кто не дружит с Фотошопом, скорее всего, будут довольны. Аппарат имеет возможность выбора одного из 12 арт-фильтров — начиная с банальной сепии, заканчивая имитацией софт-фокуса, HDR и т.д. Почти все эти фильтры имеют набор настроек — в основном, регулируется оттенок, насыщенность цвета. Вот некоторые из фильтров:

Исходный снимокРасширенная тональность ч/б
ПинхолСветлые тени

Есть функция арт-брекетинга — съемка одного кадра и применения к нему всего набора фильтров (при этом каждое изображение записывается отдельным файлом), при этом фотоаппарат в течение всего времени не может быть использован для съемки. На мой взгляд, сомнительное решение — лучше бы сделали, чтобы фильтр можно было применить при обработке фотографий во время просмотра (с сохранением исходника). Неиспользуемве арт-фильтры можно отключить через меню, оставив только нужные. Функции обработки фотографий следующие — осветление теней, убрать красные глаза, кадрировать, изменить пропорции, ч/б, сепия, насыщенность, изменение размера, функция e-Portrait (улучшение портрета). Все это, на мой взгляд, гораздо удобнее делать на компьютере. Однако, функция «изменение размера» может помочь освободить место на забитой флешке в путешествии — старые не очень ценные кадры можно не удалять, а сжать до веб-размера (чтобы выложить потом в соцсеть), освободив немного места под новые. Olympus E-PM2 имеет функцию HDR-брекетинга, однако склеивать три изображения в одно он не умеет. Может быть, это даже к лучшему — на компьютере это чаще всего можно сделать гораздо лучше.

Видеосъемка

Olympus E-PM2 имеет функцию видеосъемки. Максимальное разрешение видеоролика 1920*1080, 30 кадров в секунду — в этом плане он уступает многим другим аппаратам, которые при данном разрешении обеспечивают большую частоту смены кадров (это важно, если захочется сделать эффект «замедленного движения»). Тем не менее, для бытовых видеозарисовок этих характеристик вполне достаточно. Пример видеоролика можно скачать по этой ссылке (если смотреть через браузер, качество будет плохим, скачайте на ПК).

Достоинства — хорошая насыщенность цвета и детализация изображения. Обычная бытовая видеокамера дает более блеклые цвета.

Недостатки видео — такое чувство, что контрастность искусственно увеличена, из-за чего теряются света и тени (не хватает динамического диапазона в сложных условиях), заметные артефакты сжатия при движении, если изображение имеет пеструю факутуру (как в приведенном видео). Автофокус часто сбивается даже при дневной съемке. Несмотря на наличие внутрикамерной стабилизации, картинка ощутимо «прыгает» при повороте или перемещении камеры. На основании этого можно сделать вывод, что видеосъемка не является главной функцией аппарата, но для съемки более-менее статичных сюжетов со штатива (например, интервью), аппарат вполне пригоден.

Стоит ли покупать Olympus Pen E-PM2?

Фотоаппарат Olympus E-PM2 позиционировался как любительский начального уровня, тем не менее, некоторым возможностям его могут позавидовать аппараты классом выше. За 4 года использования у меня сложилось устойчивое положительное впечатление от данной фотокамеры, я смело могу рекомендовать подобную его тем, кто подыскивает легкий и недорогой фотоаппарат для путешествий и поездок, семейной любительской фотографии. С появлением E-PM2 я практически забросил Canon EOS 5D, оставив его только для редких целенаправленных «фотовылазок» и коммерческой съемки.

Фотоаппарат мне понравился прежде всего цветопередачей, но она хорошо работала в основном при пейзажной съемке — теплые и приятные цвета, сбалансированные уровни, неплохой динамический диапазон. Автоматический ББ имеет отдельную настройку «теплые цвета». Если ее отключить, цвета будут чуть холоднее — для портрета лучше использовать именно их, чтобы избежать «морковной» кожи. Фотоаппарт очень хорош в уличной съемке — из-за мыльничного вида он совершенно не привлекает внимание, хотя в этом жанре не помешал бы поворотный или наклонный экран (он есть в моделях серии E-PL).

Для портретной съемки с размытием заднего плана данный аппарат не слишком хорош равно как и любая другая камера Micro 4/3. Для более-менее хорошего боке нужно раскошелиться на светосильный фикс типа Olympus 45mm 1:1.8 (б/у стоит около 15000 рублей, новый — больше 20). Использование советской неавтофокусной оптики затруднено через переходник отсутствием функции «фокус-пикинг» (подсветка границ объектов в фокусе), хотя можно изощриться и настроить на кнопку Fn фильтр изображеия Keyline и получить какое-то подобие фокус-пикинга, но это попахивает мазохизмом :)

На данный момент фотоаппарат можно найти только б/у в комиссионках и на сайтах частных объявлений. В принципе, за ту цену, что он продается (в пределах 10 тысяч рублей с китовым объективом) это нормальное приобретение. Но учитывая то, что его старший брат E-PL5 продается в среднем всего на 500 рублей дороже, стоит отдать предпочтение именно ему — хотя бы из-за наличия диска PASM и откидного экрана. По всем остальным характеристикам и качеству фотографий они абсолютно одинаковые.

И еще — покупая б/у Олимпус нужно внимательно смотреть на состояние органов управления. Слабое место E-PM2 (и не только его) — диски управления. У моего аппарата после 3 лет использования диск на задней панели перестал работать как положено — вместо того, чтобы регулировать экспозицию (или что-то другое, в зависимости от режима) он всего лишь перескакивал туда-сюда между соседними значениями. Аналогичную проблему с диском я наблюдал и на флагманской модели того времени — Olympus OM-D E-M1, там проблемы были с диском на верхней панели, он иногда «пропускал» щелчки. Попытка отремонтировать этот дефект у E-PM2 не увенчалась успехом, мастер не стал за это браться, так как после взгляда на конструкцию предположил, что стоимость ремонта будет сравнима со стоимостью камеры (хотя, возможно, было просто лень заниматься).

Другие положительные отзывы экспертов.

Многие издания также высоко оценивают камеру Panasonic TS5. Так Дениел Белл из ePHOTOzine назвал модель TS5 «стабильно улучшенным» вариантом прошлогодней версии, похвалив за качество изображений и прочный корпус. Джефф Келлер на DigitalPhotographyReview о.

В полном обзоре камеры на Reviewed.com Кристофер Сноу похвалил видеовозможности фотоаппарата и добавил: «…быстрый универсальный режим работы TS5 в паре с постоянным автофокусом ставят камеру вне конкуренции в 2013 году в этом сегменте».

Тем не менее, она также сильно хвалит камеру, занявшую в нашем тестировании второе место: Olympus Stylus Tough TG-2. Скорее всего, эта оценка выносилась на основании лабораторных исследований, но этого конкурента мы рассмотрим позже.

Достоинства:

  • Удобство, эргономика аналогичная зеркальному фотоаппарату
  • Превосходное качество сборки; корпус из магниевого сплава с защитой от брызг и пыли
  • Превосходное качество изображения и производительность при высоких ISO для формата Micro Four Thirds
  • Потрясающий динамический диапазон для своего класса, улучшившийся по сравнению с предшественником
  • Очень быстрый автофокус
  • Минимальный лаг затвора
  • Высокая скорость серийной съёмки (~ 12 к/с в полном разрешении)
  • Глубокий буфер для JPEG
  • Хорошая глубина RAW-буфера (хотя может меняться с типом карты)
  • Много опций для обработки изображений в камере (шумоподавление, насыщенность, контрастность и т.д.)
  • Выносливость батареи выше среднего уровня для системного фотоаппарата (CSC)
  • Хороший диапазон действия вспышки (17м при ISO200)
  • Ресурс затвор рассчитан на 200 000 циклов
  • Электронный вариант затвора
  • Яркий и лёгко читаемый электронный видоискатель (EVF)
  • Сенсорный, чёткий, легко читаемый при ярком солнечном свете OLED-дисплей с переменным углом наклона и высоким разрешением
  • Встроенная вспышка
  • Встроенный модуль Wi-Fi и NFC
  • Много элементов для физического контроля и настройки параметров
  • Блокировка переключателя режимов
  • Запись 4K-видео в режимах: Cinema 4K (4096х2160) и Ultra HD/4K (3840х2160)
  • Очень высокое качество видео с прекрасной детализацией, цветопередачей и динамическим диапазоном
  • Высокий битрейт видео (100 Мбит/с для 4К, до 200 Мбит/с для Full HD)
  • Функции видео профессионального уровня
  • Минимальный эффект роллинг шаттера (rolling shutter) при 1080/60p и 30p видео (небольшой эффект роллинг шаттера при 1080/24p)
  • Переменная частота кадров видео: slo-mo и semi-timelapse (96 к/с и меньше до 2 к/с в разрешении 1080p)
  • Чистый выход HDMI, 4:2:2, 8 бит или 10 бит

Итоги тестирования.

В этом году мы провели свое собственное тестирование пяти лучших защищенных камер.

И хотя некоторые порталы располагают прекрасными рецензиями на другие камеры, чувствовалось, что тестирование этих устройств происходило в лабораторных условиях. А это, безусловно, не отражает поведение этих камер в природных, непредсказуемых условиях. Это не зеркалки и вы не хотите возиться с настройками для получения отличного снимка. Вы хотите, чтобы камера была достаточно «умна», чтобы довериться ей и поймать случайный кадр наилучшим образом.

И потому мы тестировали качество изображения в различных условиях, начиная от съемки в горах в ясный день и заканчивая съемкой на глубине до 6 метров. И мы также придавали огромное значение качеству снимка, ведь это особенно важно при работе в сложных условиях.

Подводные снимки делались на различных глубинах с включенным подводным режимом, который добавляет немного красного цвета, чтобы компенсировать поглощение водой цветности.

Фактор прочности не был определяющим в тестировании. Все камеры оправдали возложенные на них надежды кроме устройства от Sony, у которого лопнул экран во время падения (стоит отметить, что камера падала с меньшей высоты, чем остальные). Камера Nikon была лучшей в тестировании съемки на глубине, показав уникальный результат в 18 метров (Panasonic лишь 13 метров), что особенно важно для дайверов.

Также было проведено большое тестирование видеозаписи, как в горах, так и под водой. Проводилось сравнение простоты использования, чтобы понять, как камера будет работать при большой влажности или в грязи. Кроме того тестировались все дополнительные функции, такие как Wi-Fi и GPS.

Как вы видите, мы провели, пожалуй, самый исчерпывающий и подробный тест защищенных камер на данный момент. Понимаем, что многие хотят получить детали исследовании, потому мы предлагаем следующий текст с расшифровкой и мнениями специалистов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий