Nikon D810 vs Nikon D3. Лоб в лоб. Заметка от читателя Радоживы

В гонке за лидерство в категории профессиональных репортерских камер производителям непросто удержаться на первых местах, и для нас, фотографов, это неплохо, потому что именно наличие достойных конкурентов заставляет производителей совершать технологические прорывы. Nikon D3s — очередная камера в профессиональной полноформатной репортерской серии Nikon, с возможностями которой вас познакомит наш эксперт Александр Касперович.

Зеркальная фотокамера Nikon D3s

Зеркальная фотокамера Nikon D3s
Технические характеристики

Матрица: CMOS (с функцией очистки от пыли)

Размер: Nikon FX (36,0×23,9 мм)

Разрешение: 12,1 Мп (4256×2832)

Кроп-фактор: 1

Формат записи: RAW (NEF), JPEG

Светочувствительность: ISO 200-12 800 (расширение 100-102 400)

Видеосъемка: AVI, Motion-JPEG, 1280×720/24 кдр./с, 640×424/24 кдр./с, 320×216/24 кдр./с

Видоискатель: пентапризма, матовый экран

Площадь покрытия кадра: 100%

Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), 3,0 дюйма, около 921 000 точек

Скорость съемки: до 11 кадров/с, RAW 48 кадров в серии

Карты памяти: CF

Вес: 1240 г

Цена: $6800

Зеркальная фотокамера Nikon D3s

Эта камера очень быстро приобрела огромное число поклонников во всем мире. Специалисты Nikon достаточно осторожно подошли к увеличению количества эффективных пикселей на полноформатных матрицах, считая, вероятно, оптимальным для матрицы такого формата диапазон в 12-15 миллионов: и скорость непрерывной съемки будет очень высокой, и разрешение вполне достаточное для большинства практических съемок, и существующие алгоритмы шумоподавления будут работать наиболее эффективно.

Nikon D3s, являющийся прямым наследником D3 и имеющий такое же разрешение — 12 мегапикселей, являет собой модификацию базовой модели с такими показателями, что при их изучении фотографы опять приходят в изумление. Использование в новинке матрицы нового типа и улучшение процесса обработки сигнала позволили повысить эффективный, а значит качественный показатель установки значения светочувствительности до 12 800 ISO! Вдумайтесь: это в 32 раза выше всеми нами любимой чувствительности 400 ISO, которую мы считали еще с пленочных времен достаточно высокой и приемлемой для различных репортерских съемок.

Удивительно еще и то, что в D3s повышение этих показателей (ну, может, с относительным качеством) возможно и до совсем уже умопомрачительных значений: зона расширения диапазона используемой светочувствительности доведена до значений 100-102 400 ISO! Для меня осмыслить данные показатели весьма проблематично. Воспитанный на пленочных технологиях, я всегда считал светочувствительность 3200 ISO чем-то запредельным, а уж все, что выше, — вообще за гранью восприятия…

Тем не менее некоторые наши коллеги считают такое расширение порогов светочувствительности маркетинговым ходом, я же придерживаюсь другого мнения: фотограф почти во всех случаях может быть свободен от использования вспышек и работать со светом, имеющимся в данный момент на съемочном пространстве на очень коротких выдержках (мы об этом мечтали всю свою фотографическую жизнь!). Съемки в условиях недостаточного освещения, вечерние и ночные теперь видятся совсем по-иному.

И цветопередача у новой камеры на высоте, в этом аспекте продукция Nikon совершенствуется весьма последовательно и стремительно. Сохранить отличную цветопередачу при использовании высоких значений светочувствительности удается немногим производителям аппаратуры. Словом, есть о чем поразмышлять, что мы и сделаем, протестировав Nikon D3s и проанализировав полученные фотографии.

Зеркальная фотокамера Nikon D3s

Матрица

Производитель: Nikon.

Тип: КМОП, фильтр Байера, сглаживающий фильтр.

Размер: 36 x 23,9 мм, FX.

Разрешение: 12,1 Мп.

Размер изображения: 4256×2832 (NEF, большой JPEG), 3184×2120 (средний JPEG), 2128×1416 (малый JPEG).

5:4 кроп: 3552 x 2832, 2656 x 2120, 1776 x 1416.

DX кроп: 2784 x 1848, 2080 x 1384, 1392 x 920.

Чувствительность ISO: 200 – 6400 (с шагом в 1/3, 1/2 или 1 ступени), 100 (LO1), 12800 (HI1), 25600 (HI2), авто.

Очистка матрицы: нет.

И долгожданный эпилог

Конечно, всех функций, которыми наделен Nikon D3s, на таких коротких тестах не проверить, да и задача у нас была другая. Нам предстояло выяснить, близка ли полная победа над шумами в цифровом изображении или нет. И очень хочется верить, что все-таки близка! Алгоритмы шумоподавления, которые так успешно выполняют свою работу, не дают повода усомниться в этом.

Конечно, современная фотопромышленность находится в постоянном развитии и решает не только проблемы шума. Одна из актуальных задач — увеличение буфера для файлов RAW. В Nikon D3s такой буфер вмещает до 48 кадров — и это тоже великое достижение. Добавлена также функция съемки видео с разрешением 1280×720 точек со скоростью 24 кадра в секунду. В процессе видеосъемки работает автофокус, можно записывать стереозвук, а при применении высококачественной оптики — получать ролики профессионального качества.

Так что любой репортер, предпочитающий Nikon, не ошибется в выборе, если пожелает работать с такой совершенной системой, как D3s. Подобные камеры «стареют» гораздо медленнее бюджетных, так что этот аппарат сослужит добрую службу до появления следующего поколения репортерских зеркалок. А какими они будут, мне сейчас сложно даже представить.

С момента покупки мною первой цифровой камеры прошло всего восемь лет, и то, что она предлагала тогда, казалось просто чудесами. Но то, что есть сейчас, мы не могли предположить даже в самых смелых фантазиях. Так что на прекрасном инструменте, который не хотелось выпускать из рук, я бы над буковкой s поместил бы маленькую золотую корону. Поверьте, Nikon D3s вполне заслуживает этого!

Редакция благодарит московское представительство фирмы Nikon за любезно предоставленную для испытаний аппаратуру.

Затвор

Диапазон выдержек: 1/8000 — 30 с (с шагом в 1/3, 1/2 или 1 ступени), bulb.

Выдержка синхронизации со вспышкой: 1/250 c.

Серийная съёмка: 9 кадров/с.

Режимы спуска: одиночный, серийный низкоскоростной, серийный высокоскоростной, таймер, Live view, предварительный подъём зеркала.

Таймер: 2 с, 5 с, 10 с, 20 с.

Предварительный подъём зеркала: есть.

Дистанционный спуск: MC-30, MC-36 кабели или ML-3 ИК пульт.

Ресурс затвора: 300 000 снимков.

(см. Выдержка)

Побеждающий шумы

Прежде чем приступить к рассмотрению свойств Nikon D3s, мы с вами должны безусловно признать, что окончательно победить такое паразитное явление, как шумы, на сегодняшний день пока не под силу ни одной компании, производящей фотоаппаратуру.

Однако на низких и средних значениях ISO сейчас все профессиональные камеры работают превосходно, поэтому, мы сразу переходим к значениям светочувствительности, которая была неприемлема для практической съемки буквально несколько лет назад, даже со всевозможными оговорками. Итак, устанавливаем 4500 ISO. Морозное мартовское утро, я неспешно передвигаюсь по Варварке в сторону Васильевского спуска.

Слева старинный монастырь, стена которого почти в полной тени. Но солнце еще низкое, освещающее лишь часть крыши и остроконечные башенки на ней. Отмечаю на снимке, что градационные переходы очень хорошие, детализация также на высоте, а в самых глубоких тенях шумы хотя и присутствуют, но их наличие, а прежде всего ненавязчивость вполне укладываются в рамки отличного кадра, снятого с такой высокой светочувствительностью.

Ни повышение контраста, ни потеря деталей (все то, что неизменно присутствовало в моделях предыдущих поколений) никак себя не проявляет. Полнейшее впечатление отлично экспонированного кадра без намека на высокие ISO и, как правило, сильных шумов (фото 1). На выходе с Красной площади снимаю два кадра с одетыми в старинную одежду персонажами, а также двойниками предыдущих российских правителей.

Обращаю внимание, что экспозиционные параметры, которые предложил режим Р, такие: диафрагма f/10-11, выдержка 1/400-1/500 с. Выбор таких экспопар не случаен: все мы в своей практике сталкивались с тем, что либо не хватало короткой скорости выдержки, либо невозможно было прикрыть диафрагму из-за низкой чувствительности (а другую нельзя было поставить из-за тех же шумов).

На Nikon D3s этих параметров нам хватает с запасом: можно уменьшить значение диафрагмы или выбрать более короткую выдержку, главное — понимать, зачем нам это нужно в каждом конкретном случае (фото 2 и 3).

Следующую часть съемки провожу внутри здания. В это время суток в ГУМе очень мало покупателей, и никто не мешает снять несколько интерьерных кадров (фото 4 и 5). Безупречная резкость, шумы угадываются лишь под сводами балконов. И опять же они не вызывают никаких неприятных эмоций: структура их очень деликатна и напоминает пленочное зерно.

Конечно, снимая на очень высоких значениях светочувствительности мы отдаем себе отчет в том, что формат фотографий, которые мы увидим в газетах и журналах, а также на фотовыставках, возможно, налагает какие-то ограничения, но журнальные развороты вполне по силам Nikon 3 Ds даже без дальнейшей обработки в графических редакторах.

Прорыв, конечно, колоссальный: прежде фотографию, снятую при ISO 800 можно было опубликовать в формате не более 15×22, да и то с большой натяжкой, поскольку шумы делали свое вредительское дело разрушения изображения по полной программе. А сегодня ISO 800 является для фотографов (тем более для пользователей Nikon D3s) чувствительностью средней, и не более того…

Зеркальная фотокамера Nikon D3s

Памятник маршалу Жукову, а также чугунный орнамент ворот в Александровский сад были сняты при ISO 9000. На фрагментах этого орнамента отлично видно, что и на освещенном объекте съемки, и на нем же, но в свете контровом шумы не проявляют себя пропорционально увеличению чувствительности (фото 6-8).

При съемке смены часовых у Вечного огня на Могиле неизвестного солдата чувствительность была уменьшена до ISO 3200, что в общем-то тоже немало. Шумов вообще никаких. Заодно проверил уровень детализации: на кремлевской стене все кирпичики видны четко, но тут и прикрытая до f/11 диафрагма, конечно, помогла (фото 9 и 10).

Захожу в здание факультета журналистики МГУ. Светочувствительность повышаю до ISO 6400, диафрагма f/9 позволяет увеличить глубину резко изображаемого пространства — портрет М. В. Ломоносова на стене за беседующими студентами хорошо проработан. Шумы опять же никакого раздражения не вызывают, кадр вполне подходит для печати.

Эпизод в «Лавке журналиста» позволяет оценить отличный уровень детализации, несмотря на очень высокую светочувствительность (фото 11 и 12). Заканчиваю съемку на факультете на высочайшем (без учета функций расширения) значении — ISO 12 800.

Съемка занятий в аудитории через приоткрытую дверь. Объект очень контрастный: внутри аудитории много света, двери же не освещены совсем (что-то попадает на них, конечно, но освещением это назвать никак нельзя). И тем не менее уровень шумов на очень темных участках изображения для такой громадной светочувствительности считаю просто отличным, ничего подобного ранее мне наблюдать не доводилось (фото 13).

Портрет студентки навскидку в очень темном коридоре: изображение немного уходит в теплый тон (1/80 с, f/4,5), но определить правильный баланс белого в тех условиях было, к сожалению, невозможно. Шумы есть, конечно, но не будем забывать, что это ISO 12 800 (фото 14).

Заканчиваю съемку поздно вечером при том же значении светочувствительности. Снимаю здание ресторана «Прага» и начало старого Арбата с новым торговым центром слева от него. Выдержка 1/100 с, диафрагма f/6,3 — ну разве можно было раньше с такими экспопараметрами что-то снять с рук в темноте?

А сейчас — пожалуйста, резкость превосходная, шумы на приемлемом уровне (фото 15). И последний кадр — здание в середине старого Арбата. Тут шумы проявляются существеннее, но в верхней части кадра находится практически неэкспонированная зона (фото 16). В общем, впечатления у меня от камеры самые благоприятные.

Зеркальная фотокамера Nikon D3s

Автофокус

Модуль фазового автофокуса: Nikon Multi-CAM 3500FX.

Число датчиков фокусировки: 51, из них 15 перекрёстного типа.

Режимы автофокуса: одиночный (AF-S), следящий (AF-C), автоматический (АF-A).

Режимы выбора фокусировочных точек: одноточечный, динамический, автоматический.

Подсветка автофокуса: нет.

Фокусировочный мотор: есть.

Тонкая настройка автофокуса: есть.

Автофокус в режиме Live View: контрастный.

(см. Как пользоваться автофокусом)

Обзор Nikon D3s

За возможность обзора фотоаппарата Nikon D3s огромная благодарность проекту Фотопрокат.com.ua.

Обзор Nikon D3s

Обзор Nikon D3s

Nikon D3s — это профессиональная полнокадровая флагманская репортажная камера, этим все сказано. Камера была выпущена осенью 2009 года, через два года после выхода первой полнокадровой Nikon D3.

Пример фотографии на Nikon D3s

Главной особенностью Nikon D3s является матрица с очень низкими показателями шумов на высоких ISO. Даже после выхода Nikon D4 камера Nikon D3s остается одной из лучших для работы в плохих условиях освещенности. Nikon D3s имеет в своем распоряжении матрицу на 12.87МП, эффективными из которых являются только 12.1МП, формируя изображения 4256 на 2832 пикселов (итого суммарно 12.052.992 пикселов). Точно такое же количество мегапикселов имеют камеры Nikon D3 и Nikon D700.

Nikon D3s использует матрицу собственной разработки компании Nikon. Часто любители думают, что во всех трех камерах Nikon D3, D700 и D3s используется одна и та же матрица, но это не так, в Nikon D3s используется доработанная матрица от Nikon D3 и D700, которая реально намного лучше работает на высоких ISO. Я могу судить об этом из личного опыта работы с Nikon D700 и Nikon D3s. Хотя разработка матрицы — дело компании Nikon, но произведена матрица на заводе SONY (информация может быть не точная). Nikon D3s использует матрицу под кодовым названием Nikon NC81361A, а две предыдущие модели Nikon D700 и используют Nikon NC81338L. Буква ‘S’ в названии камеры Nikon D3s как раз говорит о доработке камеры Nikon D3, правда, в других камерах Nikon D300/D300s, Nikon D70/D70s, Nikon D2h/D2hs, Nikon D2x/D2xs в первой и во второй версии используются точно такие же матрицы, потому, я отдельно остановился на этой особенности Nikon D3s.

Матрица камеры Nikon D3s может работать на ISO 200 — 12,800 и диапазон может быть расширенным до ISO 100 (называется Lo1), и до ISO 102,400 (называется Hi3). Для примера, полнокадровые камеры Nikon D3, D700, D800, D800E, D600 могут выжимать только ISO 25600, что в 4 раза ниже предельного значения Nikon D3s. Nikon D3x вообще имеет максимальное ISO 6400 (режим Hi 2).

Фото на Nikon D3s

С камерой Nikon D3s на высоких ISO может тягаться только Nikon D4, представляющий собой новый виток развития этой линейки, Nikon D4 розгоняет ISO до 204,800 (Hi4), такой показатель ISO также в 2 раза больше предельного ISO для Nikon D3s. Хотя базовое предельное ISO для Nikon D3s и одинаковое — 12.800. Важное замечание — предельные значения ISO очень плохо отображают реальную картину уровня шума, по ним довольно сложно ориентироваться, более реальную картинку по уровню шумов можно посмотреть здесь.

Пример фото на Nikon D3s

До выхода Nikon D4 фотоаппарат Nikon D3s можно было смело назвать лучшей репортажной камерой. Nikon D3s может снимать со скоростями:

  • 9 кадров в секунду в режиме FX ( полноформатном режиме), и в режимах 5:4 и 1.2х кроп.
  • 11 кадров в секунду в режиме DX (в кропнутом режиме), при этом размер изображения уменьшается до 5.1МП (2784 на 1848 пикселов)

Поверье, скорость 11 к\с — это просто неимоверное достижение. Точно такую же скорость непрерывной съемки имеет предшественник Nikon D3. Правда, для такой огромной скорости съемки требуется хороший буфер кадров. Буфер кадров — это один из самых важных показателей производительности камеры.

Пример фотографии на Nikon D3s

Буфер составляет

  • 35 кадров в RAW (NEF) вне зависимости от уровня сжатия или глубины цвета, при отключенных дополнительных настройках, таких как подавления шумов на длинных выдержках, подавление шумов на высоких ISO, ADL, авто ISO
  • 14 кадров в RAW (NEF) вне зависимости от уровня сжатия и глубины цвета, при включенных всех вышеупомянутых дополнительных настройках.

Таким образом 35 RAW кадров со скоростью 9к\с может обеспечить непрерывную съемку в самом лучшем качестве целых 6 секунд. Такой продолжительностью непрерывной съемки не обладает ни одна камера уровнем ниже.

Пример фото на Nikon D3s

За фокусировку отвечает модуль Multi-CAM3500FX на 51 точку фокусировки, 15 из которых являются крестообразными. Про фокусировку на камерах Nikon более детально здесь. Такой же модуль фокусировки используют все профессиональные полнокадровые камеры от Nikon — D3, D3x, D700, D800, D800E, D3s (из этого обзора) и Nikon D4. Nikon D600 относится к любительским полнокадровым камерам и использует более простую систему фокусировки от Nikon D7000. Жаль, но с момента выхода Nikon D3 Multi-CAM3500FX претерпел только мелкие изменения на Nikon D4, где он может фокусировать объективы со значениями диафрагмы до F/8. Конечно, 51 точка — это очень много, но все точки фокусировки находятся в зоне DX изображения. Этот же модуль под названием Multi-CAM3500DX используется на камере Nikon D300, D300s и там зона покрытия просто чудесная, так как точки фокусировки покрывают весь видоискатель. Скорость фокусировки очень сильно зависит от используемого объектива. Методы фокусировки имеют несколько режимов работы для использования в различных условиях.

Фото на Nikon D3s

Конечно, как и полагается профессиональной камере, Nikon D3s имеет точную подстройку фокусировки (юстировку фокусировки), что очень полезно при использовании объективов с бек или фронт фокусом. Я реально сталкиваюсь с недостатками оптики и подстройка фокусировки — это очень приятная функция. Видоискатель камеры покрывает все 100% охвата кадра, чего не хватает в Nikon D700. Конечно, в режиме Live View доступна фокусировка по контрасту.

Nikon D3s стала первой полнокадровой камерой от Nikon с возможностью съемки видео. Конечно, видео не самый лучший конек камеры, и максимальное качество которое она поддерживает, это 720p AVI (Motion-JPEG) 1280 × 720 при 24 к\с. Можно настроить видео на 640 × 424 при 24 к\с и на 320 ×216 при 24 к\с

Пример фото на Nikon D3s

Дисплей у камеры большой, 3-х дюймовый на 921.000 точек. Такой же (или очень подобный) дисплей можно найти на камерах Nikon D3, D3x, D700, D300, D300s, D90, D7000, D3200, D5100 и на D5200.

Эргономика. Оптический видоискатель имеет зеленную информационную панель не только снизу, но и справа. Камера выполнена с дополнительной ручкой для портретной съемки, эта ручка очень удобная и помогает быстро перейти из пейзажной обычной ориентации камеры в портретную ориентацию. Для более простых камер требуется специальный батарейный блок (бустер), который выполняет роль такой рукоятки. Из-за огромного размера камеры в нее помещается довольно большой и емкий аккумулятор, который может выжимать очень и очень много снимков на одном заряде.

Пример фото на Nikon D3s

Вообще все органы управления выведены на свои нужные места. Nikon D3s имеет целых два дополнительных монохромных дисплея. Один на обычном месте сверху камеры, а другой под основным большим дисплеем. Через дополнительные дисплеи можно быстро настроить основные функции камеры, они не теряют свой контраст на ярком солнечном свете, не кушают батарею и очень удобны в использовании. Правда, Nikon D3s не имеет встроенной вспышки, для меня это легкое неудобство, так как встроенная вспышка — это бесплатный тригер на основе системы Nikon CLS.

Пример фотографии на Nikon D3s

Два слота для карт памяти CF с разной настройкой возможностей съемки на две карточки памяти. Моя Nikon D3s без проблем подружилась с 32GB картами памяти. Замер экспозиции выполнен на базе 1005-пиксельного RGB сенсора, 3D Color Matrix Metering II работает без нареканий. Скорее всего такой же 1005-пиксельный датчик замера экспозиции имеется и в Nikon D3, D3x, D700, D300, D300s, D2x, D2xs, D2h, D2hs, D200.

Nikon D3s имеет мотор фокусировки и позволяет использовать объективы класса AF. К камере нужны FX объективы, с DX объективами камера может работать в специальном кропнутом режиме DX. Конечно, Nikon D3s без проблем работает с мануальной оптикой, более детально можете найти в разделе про AI-S.

Пример фото на Nikon D3s

Nikon D3s имеет множество настроек и особенностей, про которые можно писать очень и очень долго:

  1. ADL, разные режимы управления снимками, меню обработки изображений, в частности RAW
  2. Контроль виньетирования
  3. Система самоочистки матрицы
  4. Брекетинг экспозиции, .
  5. Виртуальный горизонт
  6. Погодозащищенность, правда, если только использовать с погодозащищенными объективами.
  7. Затвор выдерживает 300.000 срабатываний
  8. Режим Live View
  9. Специальные разъемы для управления камерой и внешним светом, USB и HDMI выходы

Пример фото на Nikon D3s

Личный опыт

Nikon D3s — просто шикарная камера, реально созданная для профессионалов. Камера очень отзывчивая на любую реакцию, с мгновенным включением. Затвор работает не громко. Я не рекомендую гоняться за флагманской линейкой камер Nikon D3, D4, так как для раскрытия их потенциала требуются немалые навыки в фотографии. После часа работы с Nikon D3s не хочется с ней расставаться. Nikon D3s немного проигрывает по динамическому диапазону Nikon D3x, D800, D800E, но перед этими камерами стоят немного разные задачи. Стоит ли менять Nikon D3, Nikon D700 на Nikon D3s каждый должен решить сам для себя. Я считаю, что Nikon D3s — одна из самых лучших камер от Nikon.

Примеры фотографий на Nikon D3s

Все фото в данном обзоре были сняты на Nikon N AF-S Nikkor 85mm 1:1.4G и Nikon D3s, накамерный JPEG L High, VI, SD. Без обработки, уменьшен размер до 3МП, впечатаны данные из EXIF.

Если Вы стоите перед выбором камеры, то в Фотопрокат.com.ua можно взять один из фотоаппаратов в аренду и в реальных условиях, а не по отзывам, узнать все его возможности. Цены на современные фотоаппараты Nikon в популярных магазинах можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги, например E-katalog. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress. Выводы

Nikon D3s — профессиональная полнокадровая камера, будет хорошим помощником в руках фотожурналиста и в любых задачах, создающих сильную нагрузку на камеру, в том числе и для свадебной фотографии и для съемки спорта. Камера привлекает низким уровнем шумов на высоких значениях ISO. Рекомендую.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Вспышка

Встроенная вспышка: нет.

Коррекция вспышки: от -3 до +1 EV (с шагом в 1/3, 1/2 или 1 ступени).

Режимы работы вспышки: заполняющая вспышка, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по задней шторке с медленной синхронизацией, синхронизация по задней шторке, высокоскоростная синхронизация FP.

Управление внешними вспышками с помощью встроенной вспышки: нет, требуется дополнительный управляющий блок SU-800.

Разъем синхроконтакта: есть.

(см. Как пользоваться вспышкой)

Первые впечатления

Первый взгляд на новую камеру сразу же вызывает у нас ощущения, что все знакомо и ничего и не изменилось: абсолютно тот же корпус, органы управления находятся на своих привычных местах, и только маленькая буковка s говорит нам о том, что перед нами аппарат, который таит в себе какие-то качественные улучшения. И это действительно так: внешне D3s ничем не отличается от своего прародителя D3.

Так что ощущение привычной техники вполне объяснимо, поэтому мы не станем подробно останавливаться на описании корпуса камеры и органов ее управления, ибо Nikon D3 уже давно знаком всем почитателям этого знаменитого бренда. Гораздо важнее исследовать то, что изменилось. Но все же краткий экскурс по внешнему виду аппарата и его управлению мы проведем — это стало уже традицией наших тестовых программ.

Мощный металлический, поистине «пуленепробиваемый» корпус аппарата помимо своей функциональной прочности и абсолютной герметичности (пыле- и влагозащищенности) безупречно сконструирован и с эстетической точки зрения: великолепный дизайн и «ухватистость» не имеют себе равных.

Все органы управления расположены настолько удобно, что даже фотографы, отдававшие предпочтение другим производителям фототехники в течение долгих лет, не могли этого не признать. На передней панели корпуса традиционно располагаются кнопки фиксации объектива, репетира диафрагмы, кнопка функций, гнездо синхроконтакта, переключатель режимов фокусировки.

На достаточно массивном выступе пентапризмы нашли место переключатель режима выбора зоны фокусировки, регулятор диоптрийной настройки и «башмака» для вспышки.

Верхняя панель: справа от пентапризмы контрольный дисплей, а также выключатель питания, вспомогательный диск управления, спусковая кнопка и кнопки режима экспозиции и поправки экспозиции, слева — диск режима съемки с соответствующими кнопками, тут для Nikon все традиционно. Правая боковая панель: отсек для двух карт памяти CF, левая панель — гнезда для подключения различных устройств (в частности, разъем USB).

Задняя панель также не претерпела изменений: монитор, слева от которого кнопки меню, увеличения изображения, кнопки защиты, OK и Info. Слева от видоискателя — кнопки просмотра изображения и удаления файлов, справа — кнопка AF-ON и главный диск управления. Также справа от монитора мы видим мультиселектор, соединенный с рычажком блокировки переключателя фокусировки.

Чуть правее — переключатель режима выбора зоны фокусировки. Снизу, прямо под монитором, располагается еще один дисплей с соответствующим управлением, по нему выставляются значения светочувствительности, баланса белого и т. д. Заметим, что при вертикальном расположении камеры прямо под рукой оказываются дублирующие спусковая кнопка, а также главный и вспомогательный диски управления.

Так что все очень привычно, особенно для тех фотографов, которые отдают предпочтение профессиональным системам Nikon. Наш аппарат укомплектован превосходным профессиональным зум-объективом AF-S NIKKOR 28-70 mm f/2.8 ED-IF.

При проведении тестов Nikon D3s мы не станем останавливаться на всех функциях, унаследованных от базовой модели (они и так хорошо знакомы специалистам), но непременно исследуем значения порогов эффективной светочувствительности и работу системы шумоподавления при выборе критических значений чувствительности.

Зеркальная фотокамера Nikon D3s

Новые камеры Nikon Coolpix: L1/L101, S3, S4, P1/P2

В конце прошлой недели российское представительство компании Nikon собрало журналистов на пресс-конференцию, посвященную пополнению линейки любительских цифровых камер Nikon Coolpix шестью новыми аппаратами.

Ради справедливости стоит отметить, что мировая премьера этих камер состоялась несколько раньше — 2 сентября, во время проведения берлинской выставки IFA 2005, о чем мы в свое время рассказывали в наших новостях. Тем не менее, одно дело — пресс-релизы, и другое — близкое знакомство с новинками, рассказ об их преимуществах «из первых рук». Тем более, что новинки еще не появились на прилавках и только ожидаются в сентябре-октябре — самое подходящее время не спеша оценить их возможности. Надеюсь, что этот мини-репортаж будет полезен тем, кто ещё не определился с выбором цифрового компакта или, напротив, подыскивает себе более лучший вариант с набором современных функций.

Команда Московского представительства Nikon

Без длинных предисловий перейду к делу, однако перед этим хотелось бы поблагодарить представительство компании Nikon за отлично организованное мероприятие, интересную презентацию, и, главное, прямые и исчерпывающие ответы на поставленные журналистами вопросы. Всегда приятно общаться с профессионалами, разбирающимися в своем деле не только по зову службы.

Шесть представленных нам новинок семейства Nikon Coolpix делятся на три маркетинговых серии. Как вы уже, наверно, заметили, в этом году семейство Coolpix начало понемногу избавляться от привычных 4-цифровых индексов вроде Coolpix 4500, где первая цифра условно обозначала «мегапиксельность» камеры. Теперь наименование выглядит значительно короче и состоит из буквенного и цифрового индексов. Цифры, надо полагать, теперь несут в себе лишь информацию о последовательности выпуска модели в своей серии, а вот буквенный индекс показывает позиционирование камеры в определенной серии, где:

  • S означает «стиль» (Style) — изящные и, если хотите, камеры в качестве модных аксессуаров
  • L означает «жизнь» (Lifestyle) — практичные аппараты на каждый день со взвешенным соотношением цена/качество
  • P означает «функциональность» (Performance) — аппараты с расширенным набором функциональных возможностей, вплоть до не совсем типичных для компактных камер

В каждой из категорий было представлено по два аппарата. В серии Style дебютировали камеры Nikon Coolpix S3 и Nikon Coolpix S4, в серии Lifestyle — аппараты Nikon Coolpix L1/L101, в серии Performance — Nikon Coolpix P1 и Nikon Coolpix P2..

Nikon Coolpix S3

Модель Nikon Coolpix S3 — прямой наследник дизайна достаточно известных моделей S1 и S2. Новинка оснащена 6-Мп матрицей, выполнена в алюминиевом корпусе и поставляется в трех вариантах цветового оформления: Ivory White, Matt Black и Platinum Silver. Новая модель серии унаследовала от предшественников объектив Zoom-Nikkor ED с 3-кратным зумом, отличаясь при этом толщиной всего 19,7 мм. В модели S3 применен ЖК-экран с диагональю 2,5 дюйма, с помощью которого можно выбрать удобный для себя графический интерфейс и затем вызывать функции по их названиям или значкам. Имеется кнопка HELP (Справка), нажатие которой приводит к выводу на экран краткого пояснения для функций из состава главного меню на одном из 12 поддерживаемых языков.

Камера Nikon Coolpix S3 позволяет сделать приблизительно 190 снимков без перезарядки батареи EN-EL8 (стандарт CIPA), включается примерно за 1 секунду и поддерживает непрерывную съемку на скорости до 1,6 кадра в секунду. В режиме просмотра для «спасения» снимков, сделанных с недостаточной выдержкой, может быть вызвана функция D-Lighting. Пользователь выбирает снимок с избыточным контровым светом или недостаточно яркой вспышкой, а камера автоматически создает его копию, корректируя яркость и прорабатывая детали в тех местах, где это необходимо.

В режиме съемки портретов доступна функция автофокусировки с приоритетом лица, автоматически определяющая присутствие в кадре человеческого лица и точно фокусирующая на нем фотокамеру. Также имеется функция подавления эффекта «красных глаз», автоматически исправляющая его на аппаратном уровне (а не с помощью многократной «предвспышки», как это обычно практикуется). Уамера поддерживает функцию Blur Warning, предупреждающую о смазывании кадра и необходимости снять кадр повторно.

Модель S3 поставляется с док-станцией COOL-STATION MV-11/MV-11B, позволяющей заряжать батареи внутри камеры и обеспечивающей прямое подключение к ПК через порт USB, к телевизору, к принтеру с технологией PictBridge.

Камера Nikon Coolpix S3 поддерживает 17 сюжетных режимов, четыре из которых имеют функцию сюжетной помощи для облегчения компоновки кадров, а еще один («Подводная съемка») обеспечивает реалистичное воспроизведение цветов в случае применения бокса для подводной съемки WP-CP5.

Вот так выглядят основные характеристики Nikon Coolpix S3:

Nikon Coolpix S3
Тип Компактная цифровая фотокамера
Матрица 1/2,5 дюйма, 6,0 млн. пикселей (всего 6,4 млн. пикселей),
Режимы качества изображения Высокое (2816), нормальное (2816), нормальное (2048), ПК (1024), ТВ (640)
Объектив Zoom-Nikkor ED из сверхнизкодисперсного стекла с 3х оптическим увеличением; 12 элементов в 10 группах; 5,8 – 17,4 мм (35 – 105 мм в 35 мм эквиваленте); диафрагма f/3,0 – 5,4; 4х цифровой зум
Диапазон фокусировки От 30 см до бесконечности; в режиме макросъемки — от 4 см до бесконечности
Монитор 2,5 дюйма; тонкопленочный ЖК-экран, 110 тыс. точек, регулировка яркости
Запись снимков Внутренняя память около 12 Мб, слот под карты памяти формата SD
Режимы съемки Автоматический, режим помощи при создании сюжета (портрет, пейзаж, спорт, ночной портрет), режимы сюжетной съемки (вечеринка/в помещении, пляж/снег, закат, сумерки/рассвет, ночной пейзаж, макросъемка, музей, фейерверк, копирование, задняя подсветка, панорама, запись голоса, подводная съемка), BSS (выбор лучшего кадра), параметры цвета, предупреждение о смазывании кадра, впечатывание даты, автоспуск (10 с)
Видео Со звуком: ТВ-видео (640, 15 к/с), пониженное качество (320, 15 к/с), минимальное качество (160, 15 к/с); без звука: видеоролик с интервальной съемкой (15 к/с)
Съемка Покадровая, непрерывная (около 1,6 кадра в секунду), мультикадр 16 (16 кадров размером 1/16 от обычного)
Встроенная вспышка 0,3–2,5 м (W), 0,3–1,4 м (T). Режимы: автоматическая, автоматическая с подавлением эффекта «красных глаз», принудительное включение вспышки, принудительное отключение вспышки, медленная синхронизация
Габариты 89,9 x 57,5 x 19,7 мм
Вес 118 г (без батареи и карты памяти)
Комплект поставки Док-станция COOL-STATION MV-11/MV-11B, ремень, USB-кабель UC-E10, кабель для аудио и видео EG-E5000, блок питания EH-63, литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL8, компакт-диск с ПО PictureProject
Дополнительные аксессуары USB-кабель UC-E10, кабель для аудио и видео EG-E5000, блок питания EH-63, литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL8, зарядное устройство MH-62, бокс для подводной съемки WP-CP5

К этому остается добавить, что Nikon Coolpix S3 также обладает функцией подавления шумов в режимах «Сумерки/рассвет» и «Ночной пейзаж, поддерживает часовые пояса для установки местного времени в любой точке земного шара, а также способна работать в режиме диктофона — до 30 минут на встроенную памяти или до 5 часов на карту SD емкостью 256 Мб. Вот такая новинка ультракомпактного класса с рекомендованной ценой порядка $410.

Nikon Coolpix S4

Не скрою, именно это камера произвела на меня самое сильное впечатление из всех шести представленных новинок. Очень уж впечатляюще выглядит полноценный 10х оптический зум в столь компактном исполнении, да еще и с фиксированной фотосилой. Фокусное расстояние установленного в S4 10-кратного объектива Zoom-Nikkor составляет 38 – 380 мм в 35 мм эквиваленте, что дает владельцу камеры отличные возможности съемки различных объектов. Благодаря поворотной конструкции корпуса съемка может производиться в самых необычных ракурсах. Матрица модели S4 обладает 6 млн. эффективных пикселей, также имеется ЖК-экран размером 2,5 дюйма, и все это при толщине 37 мм и весе всего 205 граммов.

Среди интересных технологий, примененных при создании модели Nikon Coolpix S4, стоит отметить функцию D-Lighting для «спасения» снимков, сделанных с избыточным контровым светом или недостаточно яркой вспышкой. В режиме портретной съемки имеется функция автофокусировки с приоритетом лица, когда автоматически производится точная фокусировка фотокамеры и создается четкий портрет независимо от того, в каком месте кадра находится объект. S4 также обладает поддержкой функции Blur Warning.

Из других интересных функций камеры Nikon Coolpix S4 стоит отметить возможность выбора в режиме видеозаписи режима однозонной (Single AF) или непрерывной (Continuous AF) фокусировки.

Для питания камеры Nikon Coolpix S4 применяются две обычных батарейки форм-фактора АА, что удобно во время путешествий. Примерный заявленный ресурс работы камеры от батарей (стандарт CIPA) составляет около 290 снимков с использованием аккумуляторов EN-MH1-B2, около 450 снимков с использованием литиевых батарей или порядка 160 снимков с использованием щелочных батарей LR6. С помощью технологии PictBridge камеру S4 можно подключить напрямую к совместимому принтеру для печати изображений без применения компьютера, а интерфейс USB служит для передачи данных на компьютер или другое периферийное устройство.

Основные характеристики Nikon Coolpix S4:

Nikon Coolpix S4
Тип Компактная цифровая фотокамера
Матрица 1/2,5 дюйма, 6,0 млн. пикселей (всего 6,4 млн. пикселей),
Режимы качества изображения Высокое (2816), нормальное (2816), нормальное (2048), ПК (1024), ТВ (640)
Объектив Zoom-Nikkor с 10х оптическим зумом; 12 элементов в 9 группах; фокусное расстояние 6,3 – 63 мм (38 – 380 мм в 35 мм эквиваленте); f/3,5; 4х цифровой зум
Диапазон фокусировки От 30 см до бесконечности; в режиме макросъемки — от 4 см до бесконечности
Монитор 2,5 дюйма; тонкопленочный ЖК-экран, 110 тыс. точек, регулировка яркости
Запись снимков Внутренняя память около 13,5 Мб, слот под карты памяти формата SD
Режимы съемки Автоматический, сюжетная помощь (портрет, пейзаж, спорт, ночной портрет), сюжетная съемка (вечеринка/в помещении, пляж/снег, закат, сумерки/рассвет, ночной пейзаж, макросъемка, музей, фейерверк, копирование, задняя подсветка, панорама, запись голоса), BSS (выбор лучшего кадра), AE-BSS, параметры цвета, предупреждение о смазывании кадра, впечатывание даты, автоспуск (10 с)
Видео Со звуком: ТВ-видео (640, 15 к/с), пониженное качество (320, 15 к/с), минимальное качество (160, 15 к/с); без звука: видеоролик с интервальной съемкой (15 к/с)
Съемка Покадровая, непрерывная (около 1,6 кадра в секунду), мультикадр 16 (16 кадров размером 1/16 от обычного)
Встроенная вспышка 0,4–3,0 м. Режимы: автоматическая, автоматическая с подавлением эффекта «красных глаз», принудительное включение вспышки, принудительное отключение вспышки, медленная синхронизация
Габариты 111,5 x 68,5 x 37 мм
Вес 205 г (без батареи и карты памяти)
Комплект поставки Шейный ремешок, USB-кабель UC-E6, кабель аудио-видео EG-CP14, никель-металлогидридный аккумулятор EN-MH1-B2,-B2 (в полной версии), зарядное устройство MH-71 (в полной версии), крышка для объектива, компакт-диск с ПО PictureProject
Дополнительные аксессуары Внешний блок питания EH-62B

Время поступления камеры Nikon Coolpix S4 в продажу — сентябрь 2005 года, рекомендованная цена аппарата в Lite-версии (без аккумуляторов и зарядного устройства) — всего $430. Впечатления от камеры при близком с ней знакомстве — самые приятные. Уж не знаю, как поведет себя этот аппарат в работе, насколько будет достаточно 1/2,5-дюймовой CCD матрицы для съемок при недостаточной освещенности, но в целом сочетание мощного объектива с оригинальной динамичной поворотной конструкцией и скромной ценой не может не впечатлить. Дело, как всегда, за тестированием камеры в реальных условиях.

Обзор Nikon D100

Для создания обзора я купил данную камеру здесь.

Nikon D100 была представлена 21.01.2002 и стала четвертой полноценной цифровой зеркальной камерой от Nikon (после Nikon D1, D1H, D1X).

Nikon D100. Камера показана с объективом Nikon AF Nikkor 50mm 1:1.4D

Матрица

Nikon D100 использует APS-C сенсор для формирования изображения, физический размер которого точно такой же, как у любой другой камеры серии Nikon DX, например, Nikon D500 или Nikon D7500. Большой размер сенсора — одно из немногих достоинств Nikon D100 в наше время.

В Nikon D100 находится сенсор CCD-сенсор Sony ICX-413-AQ, который может создавать изображение с максимальным размером 3008 х 2000 пикселов (т.е. 6 МегаПикселов). Этот сенсор используется только в Nikon D100. У камер Nikon D70, D70s, D50 и D40 используется очень похожий, но все же другой сенсор Sony ICX-453-AQ (CCD, 6 МП, 3008 х 2000 ).

Ключевыми особенностями Nikon D100, в особенности ее матрицы, являются:

  1. возможность использовать RAW (‘.NEF’) файлы с 12-ти битной глубиной цвета без сжатия. Последующие камеры Nikon D70, D70s, D50 и D40 могли использовать RAW файлы только с сжатием (как и все модели любительских и продвинутых любительских камер по сей день). Один снимок в формате RAW (NEF) без сжатия весит 10 МБ.
  2. возможность использовать формат TIFF (без компрессии, 8 бит на канал, 24 битный цвет). Данный формат не поддерживается фотоаппаратами Nikon D70, D70s, D50 и D40 (как и всеми моделями любительской и продвинутой любительской линейки). Формат позволяет избежать потерь данных, которые возникают при формировании JPEG-изображения (JPEG FINE использует компрессию 1:4). В отличии от формата RAW, формат TIFF одинакового отображается в любых сторонних обработчиках изображения (Lightroom, ACR и т.д.) и не требует наличия профиля камеры. Правда, запись снимка в формате TIFF занимает около 25 секунд (время не зависит от скорости или объема карты памяти). Один снимок в формате TIFF весит около 17 МБ
  3. возможность расширять базовый диапазон ISO до значения ISO HI-1, эквивалентного значению ISO 3200 и ISO HI-2, эквивалентного значению ISO 6400 (точно так же умеют ТОПовые Nikon D1, Nikon D1h, Nikon D2h и Nikon D2hs). Удивительная вещь, что последующая модель Nikon D200, которая появилась на 3 года позже, имела базовый максимальный порог ISO, такой же, как и Nikon D100, который составлял все тех же 1600 единиц. А вот расширенный диапазон ISO у Nikon D200 стал ниже (регресс). Камера Nikon D200 могла использовать только ISO HI-1, эквивалентное значению ISO 3200. Удивительней еще и то, что Nikon D300, а позже и Nikon D300s использовали расширенное значение ISO HI-1, эквивалентное все тому же значению ISO 6400. Планку по преодолению ISO 6400 смогла пройти только Nikon D3100 (среди серии кропнутых камер Nikon DX), которая появилась аж в 2010 году (через 8 лет после Nikon D100). Ситуация с Nikon D1x, Nikon D2x и Nikon D2xs еще хуже — эти камеры намного новей Nikon D100, но базовый максимальный порог ISO у них составляет только 800 единиц (в 2 раза ниже, чем у Nikon D100), а максимальный расширенный порог составляет только 3200 (ISO HI-2).
  4. крупный или, как его еще называют, ‘жирный’ пиксель. Сенсор Nikon D100 обладает малой плотностью пикселов (такой же, как у Nikon D70, D70s, D50 и D40). Плотность сопоставима с полнокадровыми камерами, такими как Nikon D700, , D3s и Kodak DCS PRO 14n. Крупный пиксель позволяет легко получать резкую картинку даже со ‘слабых’ объективов. Правда, накамерный JPEG с Nikon D100 не блещет резкостью и лучше всего использовать формат RAW для получения максимального количества деталей.
  5. Nikon D100 — единственная камера из ранних моделей, которая использует полноценный механический затвор. Затвор у подобных 6 МП моделей Nikon D70, D70s, D50, D40, а также у моделей Nikon D1, D1h, D1x использует комбинированный механический и электронный затвор (первая шторка электронная, вторая — механическая).
  6. сенсор D100 действительно не такой, как у Nikon D70, D70s, D50 и D40. Это легко узнается по общему количеству пикселов (субпикселов) из инструкции. Nikon D100 имеет 6.31 миллионов пикселов/субпикселов, а Nikon D70, D70s, D50 и D40 имеет 6.24 миллиона пикселов/субпикселов. Скорее всего такой же сенсор, как у Nikon D100, или немного доработанный, используется в фотоаппаратах Konica Minolta Dynax 7D (она же Konica Minolta Alpha 7D и Konica Minolta Maxxum 7D) и Konica Minolta Dynax 5D (она же Konica Minolta Alpha Sweet Digital и Konica Minolta Maxxum 5D) и Pentax *ist D, Pentax *ist Ds, Pentax *ist DS2 и Samsung GX-L1 (копия Pentax *ist DL2), Samsung GX-1S (копия Pentax *ist DS2), Epson R-D1, Epson R-D1s, Epson R-D1x, Epson R-D1xG
  7. пиксели на сенсоре Nikon D100 со временем могут переставать работать, от чего появляются битые или горячие пиксели. Нерабочие пиксели могут проявляться на любых значениях ISO и любых значениях выдержки. Данный недуг автоматически маскируется популярными RAW-конвертерами (ACR, Lightroom и т.д.). Данным недугом страдают все камеры Nikon, построенные на базе CCD-сенсора.
  8. в камере впервые появилось цветовое пространство sRBG III. Включается в меню Shootin Menu->Color Mode->III III (sRGB)->OK. Позволяет получать более насыщенные цвета, что полезно для съемки природы, пейзажей. Предшествующие камеры Nikon D1X, D1H имели только два цветовых пространства I (sRBG) и II (ADOBE RGB). Первый режим дает натуральный цвет без цветовых сдвигов и должен хорошо подходить для всех типов съемки, в том числе и портретной. Второй режим имеет больший цветовой охват и полезен при дальнейшей обработки опытными пользователями (если не знаете, что такое ADOBE RGB — ни в коем случае не используйте его, эта рекомендация касается всех цифровых камер)
  9. Nikon D100 использует сенсор, созданный по технологии CCD (ПЗС). Данная технология устарела. На замену ей пришли CMOS сенсоры (первая камера с CMOS матрицей — Nikon D2x, сентябрь 2004 года). Последней камерой с CCD сенсором стала Nikon D3000, представленная в июле 2009 года и снятая с производства в 2010. Считается, что несмотря на свою архаичность, CCD сенсоры имеют очень хорошую цветопередачу, за что и ценятся некоторыми фотолюбителями. По данной теме советую заглянуть в обзор Fujifilm FinePix S5 Pro (сенсор Super CCD SR II).
  10. есть функция шумоподавления на длинных выдержках. CSM MENU->4 Long Exp. NR->F4 Long Exposure Noise Reduction->ON ON->OK. С включенной функцией для каждого снимка камера будет вычитать шум, но только если выдержка будет 1/2 c или более (длинные выдержки, от чего и такое название функции). Время вычитания шума делается с помощью дополнительного снимка с той же выдержкой и с тем же значением ISO, но с полностью закрытым затвором (может показаться, что ничего не происходит, так как нет стандартного спуска затвора). В итоге время получения снимка удваивается. Во время выполнения дополнительного снимка и вычитания шума на монохромном дисплее моргает подсказка ‘JOB NR’ (выполняется работа по уменьшению шума). При включении данной функции буфер кадров уменьшается вдвое.
  11. для очистки сенсора Nikon D100 требует использования батарейной ручки Nikon MB-D100. Пункт меню, отвечающий за поднятие зеркала для чистки матрицы, на камере без батарейной ручки является неактивным. Это серьезное неудобство. Правда, в сервис центрах матрицу чистят и без батарейной ручки.

Базовый диапазон ISO составляет 200-1600 единиц с шагом 1/3 ступени. Максимальное базовое ISO, равное 1600 единицам, используют все камеры на CCD-сенсоре: Nikon D1, D1h, D1x, D100, D50, D70, D70s, D40, D200, D80, D40x, D60, D3000 и все камеры на JFET-LBCAST-сенсоре: Nikon D2H, D2Hs. Таким образом я хочу подчеркнуть, что Nikon D1 и D100 сразу задали высокую планку для двух-трех поколений камер.

Основные свойства

  • Nikon D100 построена на базе пленочной камеры от которой у Nikon D100 осталось большое полнокадровое зеркало и часть дизайна корпуса
  • для ОВИ камера использует пентапризму
  • модуль фокусировки на 5 точек, точно такой же, как у моделей Nikon D50, D70, D70s
  • модуль замера экспозиции кремниевый, на 10 сегментов. Только Nikon D100 из всех ЦЗК Nikon использует этот модуль, он самый примитивный, но в то же время проблем с экспозицией не возникает
  • дисплей всего на 1.8 дюйма и 118.000 точек. Просматривать снятый материал на дисплее крайне сложно
  • Nikon D100 имеет мотор фокусировки и будет корректно работать с безмоторными объективами
  • выдержка от 30 до 1/4000 секунды. К сожалению, при ISO 200 (минимально возможное значение ISO для камеры) самой короткой выдержки, равной 1/4000 секунды, может быть недостаточно при использовании светосильной оптики и яркого освещения
  • синхронизация вспышки возможна только с выдержками до 1/180 c (если использовать шаг экспозиции 1/2 ступени) или 1/160 с (если использовать шаг экспозиции 1/3 ступени). Конечно же, нет режима высокоскоростной синхронизации, а также нет режима автоматического дистанционного управления внешними вспышками посредством встроенной
  • Nikon D100 поддерживает работу только со старыми внешними вспышками D-TTL. Новые вспышки I-TTL работать не будут (или не будут работать во всех режимах).
  • встроенная вспышка может работать в ручном режиме ‘M’ управления вспышкой, но в этом режиме всегда доступна только полная мощность вспышки (нельзя задать 1/2, 1/4 мощности и т.д.)
  • в Nikon D100 использует такой же аккумулятор, как у Nikon D70, D70s, D50. Также, в Nikon D100 можно использовать аккумулятор от D80, D90, D200, D300, D300s, D700 (но не наоборот)
  • нет реостата диафрагмы, и, как следствие, отсутствует замер экспозиции с мануальной оптикой. Это единственная камера данной линейки, которая не имеет такой функции.
  • нет функции одновременной съемки RAW+JPEG
  • Nikon D100 поддерживает CF карты любого объема, но на емких картах памяти (больше 16 ГБ), камера сможет использовать только около 3 ГБ памяти, что позволяет поместить около 300 RAW файлов без сжатия или 900 JPEG файлов с максимальным качестом ‘Fine’ и максимальным размером ‘L’. Я рекомендую использовать карты памяти объемом до 2 ГБ (с картами памяти CF на 2 ГБ Nikon D100 работает отлично, карты объемом 4 ГБ и больше очень долго форматируются и инициализируются во время включения/пробуждения фотоаппарата). Важно: камера с прошивкой 1.x может работать только с картами памяти до 2 ГБ, для работы с более емкими картами памяти обязательно нужна прошивка 2.0.
  • у камеры есть дополнительный монохромный дисплей с помощью которого можно быстро осуществлять настройку фотоаппарата
  • недостаточно продуманная система изменения ISO, BW, качества снимка и метода фокусировки, которая находится на диске режимов управления съемкой (на диске, где расположен P A S M режимы). Настраивать отдельный параметр просто, но нужно постоянно переводить диск обратно в один из режимов P A S M. Если этого не сделать — камера не будет реагировать на кнопку спуска
  • батарейный блок Nikon MB-D100 может работать на 6-ти АА-батарейках (или аккумуляторных батарейках) или на двух EN-EL3 аккумуляторах
  • нет датчика ориентации камеры, в итоге снимки в портретном (вертикальном) режиме на компьютере нужно переворачивать (задавать ориентацию) вручную.
  • в меню нет русского языка

Буфер кадров

Nikon D100 может снимать с максимальной скоростью 3 кадра в секунду. При этом буфер кадров у камеры небольшой.

С выключенной функцией шумоподавления на длинных выдержках:

  • 4 кадра RAW (сжатие или без сжатия)
  • 6 кадров TIFF с размером L/M/S
  • 6 кадров JPEG L с любым качеством Fine/Normal/Basic и любым размером L/M/S

С включенной функцией шумоподавления на длинных выдержках:

  • 2 кадра RAW (сжатие или без сжатия)
  • 3 кадра TIFF с размером L/M/S
  • 3 кадра JPEG L с любым качеством Fine/Normal/Basic и любым размером L/M/S

Скорость записи на карту памяти составляет около 6 секунд на 1 RAW файл без сжатия (не зависит от скорости или объема карты памяти).

RAW-файлы файлы с сжатием весят 4-5 Мегабайт. Метод сжатия задается в меню фотоаппарата: MENU->Shooting Menu->Image Quality->NEF (RAW)->RAW NEF (RAW)->OK. Снимки в формате RAW (NEF) с сжатием используют алгоритм без потерь.

Важно: Nikon D100 очень долго записывает RAW-файлы с сжатием (около 40 секунд на один файл). Скорость записи мало зависит от скорости карты памяти. Скорее всего такая медленная запись сжатых данных связана с тем, что слабый процессор Nikon D100 очень долго сжимает данные. Файлы без сжатия записываются примерно в 5 раз быстрей

Примеры фотографий

Все фото ниже были сделаны с помощь объектива YONGNUO 40mm 1:2.8 (модель YN40mm F2.8N).

Исходные фотографии в формате ‘.NEF’ (RAW) с фотоаппарата Nikon D100 можно .

Nikon D100 Nikon AF Nikkor 50mm 1:1.8, версия MKII, MIC (MADE IN CHINA)

Еще фотографии на Nikon D100 можете найти в моей галерее здесь и в галерее здесь.

Мой опыт

Nikon D100 — приятный старый фотоаппарат, но, к сожалению, он сильно устарел.

Получить готовый результат сразу в JPEG с камер Nikon D50, D70, D70s намного проще. В общем случае Nikon D70 / D70s умеют все то же самое, что и Nikon D100, но в придачу имеют еще и лучший дисплей, более короткую минимальную выдержку (1/8000 с), поддерживают современные I-TTL вспышки, умеют дистанционно управлять внешними вспышками с помощью Nikon CLS, имеют куда больше настроек для настройки качества изображения, снимают в режиме RAW+JPEG, хорошо переваривают карты памяти с большим объемом, имеют датчик ориентации камеры (горизонтальный/вертикальный), быстрей записывают данные на карты памяти, весят легче, стоят дешевле, для чистки сенсора не требуют батарейный блок, выдержка синхронизации со вспышкой гораздо ниже (1/500 с), настраиваются и управляются проще, показывают пробег затвора, имеют больший буфер кадров, имеют более качественный модуль замера экспозиции… и еще много мелочей.

Nikon D100 я бы рекомендовал только любителям поковыряться в RAW-файлах с CCD-матрицы.

Рекомендую заглянуть в раздел ‘Легенды идут в бой‘. Цены на современные фотоаппараты Nikon в популярных магазинах можете посмотреть по этой ссылке.

В комментариях
можно задать вопрос по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или описать свой опыт. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги, например E-katalog. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.

Итоги

Nikon D100 — интересный экземпляр фотоаппарата из тех времен, когда камеростроение только набирало свои обороты. В наши времена очень легко найти множество недостатков в Nikon D100, так как сейчас самые простенькие любительские камеры ушли по своему развитию далеко вперед. В любом случае, Nikon D100 может радовать своей картинкой и тот факт, что камере уже очень много лет, а она все работает и работает — делает ей огромную честь.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

Nikon D810 vs Nikon D3. Лоб в лоб. Заметка от читателя Радоживы

За предоставленную заметку огромная благодарность Иван Станиславский.

Nikon D3 vs Nikon D810. Фото взято здесь.

Nikon D810 и Nikon D3 — профессиональные FX камеры. В 2007 году стала первой полнокадровой цифровой тушкой у Nikon. Модель стала легендой, установив планку репортажных камер на новую высоту и заставив некоторые информагентства менять свой технопарк. В 2014 году D810 всего лишь пришла на замену D800 и особенной революции не произвела. Оба аппарата находятся в моём распоряжении довольно давно, побывали в разных ситуациях и зарекомендовали себя как надежные рабочие лошадки. Практический опыт уже позволяет мне сложить мнение о достоинствах и недостатках каждой модели, а также расставить приоритеты в применении. Это сравнительное описание попытка ответить на вопрос: что лучше – старая топовая камера или новая, но классом ниже? относится к топовой линейке, но она довольно старая. D810 – новее, но кое в чем уступает старушке. Фотоаппараты разделяет целых семь лет технологического прогресса (а в наше время это почти вечность). Но сильное падение цен на старые камеры заставляет помнить о «ветеранах». Устаревшую «тройку» c ресурсом затвора до 50% сегодня можно купить меньше чем за 1000 $, а 810 обойдётся где-то на 30-50 процентов дороже.

Сразу стоит оговорить, что основная сфера фотодеятельности для меня репортажная съёмка. В первую очередь спортивные события, концерты, спектакли, стрит, иногда архитектура и жанр, немного пейзажей для души и конечно котики. Никаких студийных, свадебных или семейных фотосетов не снимаю. Это всего лишь субъективная оценка с точки зрения использования конкретно в моей работе. Но, тем не менее, уверен, эти мысли помогут вам сделать собственные выводы.

Эргономика

Обе камеры изготовлены в лучших традициях — магниевый сплав, рукоятки и диски управления прорезинены. В обоих случаях заявлена погодо- и пыле-защита. выполнен в большом корпусе с дублированными для вертикальной ориентации органами управления. В плане функциональных качеств у обеих камер все привычно и безупречно. В «третьем» есть пара «отмерших» в результате эволюции функций и не хватает гибкости настроек на дополнительных клавишах. Но особой погоды эти отличия не делают. Также хочу отметить, что преимущества от корпуса с двойным управлением я так и не оценил. При повороте в портретную ориентацию доступ к некоторым важным кнопкам теряется. Так что заблокировал и забыл. Вес тушки с аккумулятором 1417 грамм . D810 – весит всего 980 грамм. При работе эта разница хорошо ощутима. Лишние полкило дают о себе знать, когда нужно целый день носить при себе пару объективов, вспышку, резервные аккумуляторы, коммутацию и т.д. То ли вы одеваете ремень на шею, то ли наматываете на кисть — сразу приземляет. Кроме того этот «танк» нормально помещается далеко не во всякий фоторюкзак или сумку. Грустно, но «резиновый» вопрос остаётся для «Nikon» актуальным. На D810 за год работы резинки отклеились сильнее, чем на D3 за 9 лет. В смысле повседневного использования D810 больше щадит спину фотографа, и это банальное обстоятельство порой становится решающим.

Матрица

В обоих случаях это КМОП Nikon FX 36×23,9 мм, только у D3 на борту 12,1 мегепикселей а у D810 – 36,3. Что ровно в три раза больше. Какая от этого прибыль точно сказать тяжело. Если мы говорим о запасе для кадрирования, то практика показывает, что результат больше зависит от ряда других факторов. Например, от разрешения и резкости оптики, а также качества самого снимка. С обеих камер мне удавалось получать изображения без потери качества, уменьшая размер кадра на 50% а иногда даже более. Тут, конечно всё индивидуально, но сказать, что 810-й даёт гораздо больше простора для кадрирования — я не могу. А вот убытки от 36,3 мегапикселей выражены явно. Работа с RAW требует гораздо больше вычислительных ресурсов, проапгрейдить компьютер, ещё как-то можно, а вот покупка нового ноутбука в пару к фотоаппарату влетит в копеечку. Ну, тут уж как говорится: любишь кататься — люби и саночки возить. Как бы там ни было, времени для работы с большими снимками требуется больше, а когда на первое место выходит оперативность (что всегда актуально для репортёра) 36 мп становятся якорем. Выходом может стать переход на накамерный JPEG, или на уменьшенный RAW файл всего в 9 мегапикселей, но оба варианта имеют известные недостатки. Не знаю, есть ли прямая связь между количеством мегапикселей и динамическим диапазоном, но тут 810-й оставляет старичка далеко позади. Иногда разницу можно заметить даже «невооруженным глазом». Очень хороший бонус в 810-м – система очистки матрицы. D3 требуется «продувать» гораздо чаще.

Скорость съемки

D810 может снимать 5 кадров в секунду (предшественник D800 вообще – 4) и никакими примочками этот показатель не поднять (DX режим не в счёт). Для репортажа этого критически мало. Подозреваю, что опять во всём виноваты мегапиксели. Процессор камеры просто не в силах работать быстрее. Для примера с такой скоростью снимают никоны серии 5000, а «семитысячные» и «шестисотки» дают 6 к/с. Для D810 с его ценником показатель позорный, даже с учетом, что камера не позиционируется как репортажная. Другое дело D3 — стреляет со скоростью 9 кадров в секунду. Скорострельность оказывается решающим фактором при съемке скоротечных ситуаций. Процент не просто годных, а уникальных кадров растет. Порой оказывается, что у вас совсем другие снимки, чем у коллег стоявших рядом. Позы, выражения лиц, моменты движения, бёрдвотчинг, динамика в спорте или на сцене – получается схватить существенно больше. Однако для студии или съёмки облаков 5 к/с – выше крыши.

Буфер

Nikon D810 может вмещать 19 снимков в формате RAW при выключенных дополнительных функциях, (подавление шумов на высоких значениях ISO, подавление шумов на длинных выдержках, ADL, автоISO, контроль виньетирования). Если всё это включить станет всего на один кадр меньше. Учитывая скорость съёмки, буфера хватит на непрерывную серию в четыре секунды. Если установить минимальную глубину цвета и выключить сжатие RAW то буфер вмещает целых 27 кадров. Отличные показатели, хотя если вы снимаете пейзажи и людей в студии, заценить этот бонус от 810 вы никак не сможете. Такой бы буфер на D3. Для старушки максимальный размер 16 кадров, чего достаточно на серию чуть меньше двух секунд. На сегодняшний день не ахти, но чаще всего этого оказывается достаточно.

ISO

D3 имеет рабочий диапазон 200 – 6400 расширяемый в пределах 100 – 25600 единиц. Для D 810 рабочий диапазон 64 – 12800 и расширятся до 32-51200. Интересно, что в расширенном свыше 12800 диапазоне буфер 810 теряет целых 7 кадров, а при понижении остается прежним. На D3 из буфера исчезает три кадра на ISO свыше 1600. И хотя прибавка всего в один стоп между камерами выглядит не слишком внушительно, но уровень и характер шумов доказывает, что японцы семь лет провели не зря. Хорошие результаты без постобработки на D3 получаются вплоть до 4000-5000. После доработки напильником без боли в глазах можно смотреть на кадры с ISO до 8000-10000. Для 810 планка доверия стоит выше – 12800 здесь вполне рабочие, до 25600 – где-то, как-то, не всегда, но можно исправить, все что выше – страх, но все равно лучше, чем у D3 на 12800.

Система фокусировки

Обе камеры используют 51 точечную систему фокусировки с 15 крестообразными точками Multi-CAM3500FX, но 810 может фокусироваться на закрытых диафрагмах и группировать четыре точки фокусировки в одну крестообразную зону. В обеих камерах все точки фокусировки скучкованы в зоне DX изображения и это реально бесит. До сих пор скучаю за видоискателем D300. Что касается практической разницы, то по моим наблюдениям фокусировка у 810 быстрее, точнее и аккуратнее. Минимум холостых пробегов, гораздо лучше работает при слабом освещении.

Батарея

D3 использует старые, тяжелые и сейчас дорогие аккумуляторы EN-EL-4(a), рекомендую брать тушку только с резервными батареями в комплекте. Потом замучаетесь искать.

Видео

810-й может снимать Full HD видео, 1920*1080 до 60к\с. Камера имеет HDMI выход, возможность подключения внешнего микрофона и управления диафрагмой во время съемки видео. D3 не то что видео, а даже в режиме LiveWiew по-человечески не работает. Что поделаешь – старость. Видеозапись для фотоаппарата вопрос вторичный, но в репортерской деятельности — штука полезная. В этом я не раз убедился.

Итог

Несмотря на то, что Nikon D3 морально и технически устарел, безоговорочно уступает камере ниже классом по большинству показателей, но списывать его со счетов я бы не стал. Адекватная цена и полное отсутствие конкурентов в своей ценовой категории по скорости серийной съёмки оставляют тушку в списке актуальных предложений вторичного рынка. В среднем сегменте только самая новая модель D850 смогла достигнуть показателя D3 и то, лишь с прицепом батарейной ручки. Серийная съёмка не панацея, но имей D810 за душой хотя бы 7 к/с это была бы уже серьёзная заявка на универсальность. Nikon D3 имеет в этом смысле критическое преимущество над D810. В то же время D810 имеет, на мой взгляд, только два критических преимущества над D3 – это порог рабочего ISO и лучшая фокусировка. Где D810 будет вне конкуренции? В первую очередь это съёмки в ночное время. И дело тут в динамическом диапазоне, а вовсе не в ISO. 810-й дает категорически лучшие результаты при проработке контрастных изображений, цветов и деталей в тенях, чем «третий». Где не обойтись без Nikon D3 – конечно в спортивной фотожурналистике. Его диапазона ISO таки хватает для качественных съёмок даже при слабом свете. Тем не менее, в большинстве стандартных фотозадач обе камеры способны давать превосходный, неотличимый друг от друга результат. Не зря, несмотря на свой десятилетний возраст D3 до сих пор можно увидеть в руках у некоторых профессионалов. И не только у нас в стране (где его часто приходится выбирать по принципу – лучшее, на что хватило денег), но и за рубежом.

Больше материалов от читателей Радоживы найдете здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий