Тест/обзор объектива NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR AF-S


Обзор объектива Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм f/4G ED VR

Вступление. Технические характеристики Сравнение с другими объективами Дизайн и управление Результаты тестирования (формат DX) Результаты тестирования (формат FX) Выводы

Вступление

Объектив Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм f/4G ED VR

Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм f/4G ED VR, выпущенный в феврале 2010 года, стал первым в мире широкоугольным объективом с оптической стабилизацией изображения. Он создан, в первую очередь, для использования с полнокадровыми цифровыми зеркальными фотокамерами как более доступная по цене альтернатива аналогичным моделям: 17-35 мм f/2.8D или 14-24 мм f/2.8G. Но объектив также совместим с корпусами камер формата DX, обеспечивая эквивалентный диапазон фокусных расстояний 24-50 мм. Nikkor 16-35 мм часто рассматривается как конкурент модели Canon EF 17-40 мм f/4 L USM, которая долгое время пользовалась популярностью в качестве относительно недорого, компактного, легкого, высококачественного широкоугольного объектива. Судя по спецификациям, добавление оптической стабилизации повлияло на увеличение габаритов объектива, которые составляют 12 см в длину с весом 685 г.

Применение стабилизатора изображения также усложнило оптическую конструкцию по сравнению с традиционной в широкоугольных зум-объективах с малой светосилой. Nikkor 16-35 мм состоит из 17 элементов в 12 группах, включая элементы для борьбы с аберрациями – три асферических и два из стекла со сверхнизкой дисперсией (ED). Нанокристаллическое просветление помогает бороться с бликами. Система стабилизации отвечает фирменной спецификации «VR II», которая, согласно Nikon, позволяет получить четкие изображения при съемке с рук на выдержках на 4 стопа меньше обычных. Фокусировка осуществляется с помощью привода кольцевого типа AF-S, обеспечивающего быструю и бесшумную работу, а также постоянный приоритет ручной фокусировки.

Описанные преимущества подкреплены высоким качеством сборки, включая защиту от пыли и воды. 9-лепестковая круглая диафрагма также обеспечивает красивую размытость на заднем фоне. Все это указывает на модель с наилучшими характеристиками среди существующих широкоугольных зум-объективов. Вопрос только в том, действительно ли герой нашего обзора отвечает заявленным спецификациям.

Основные особенности:

  • Фокусное расстояние 16-35 мм; постоянная диафрагма F4
  • Оптическая стабилизация изображения – 4 стопа (согласно спецификациям)
  • Ультразвуковая система фокусировки с постоянным приоритетом ручного режима
  • Байонет типа F для зеркальных камер Nikon и Fuji с форматом сенсора DX и FX

Угол зрения

На нижеприведенных изображениях показан диапазон фокусных расстояний от широкого угла до телефото на камерах формата FX и DX:

16 мм (FX – полный кадр) 35 мм (FX – полный кадр)
16 мм (DX; эквивалентно 24 мм) 35 мм (DX; эквивалентно 53 мм)

Технические характеристики AF-S Nikkor 16-35 мм f/4G ED VR

Дата выпускаФевраль 2010 года
Максимальный размер сенсора35 мм; полный кадр
Фокусное расстояние16-35 мм
Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте (APS-C)24-53 мм
Угол обзора по диагонали (полный кадр)107º — 63º (полный кадр)
Угол обзора по диагонали (DX)83º — 44º
Максимальная диафрагмаF4
Минимальная диафрагмаF22
Конструкция объектива• 17 элементов в 11 группах • 2 элемента из ED-стекла • 3 асферических элемента
Количество лепестков диафрагмы9, скругленные
Минимальное расстояние фокусировки0.28 м
Максимальное увеличение0.25x (на полном кадре)
Тип привода автофокуса• Ультразвуковой мотор кольцевого типа • Постоянный приоритет ручной фокусировки – режимы A/M и M/A
Метод фокусировкиВнутренний
Метод зумированияВнутренний
Стабилизация изображения• VR II, 4 стопа (согласно спецификациям)
Резьба под фильтр• 77 мм • Не вращается во время фокусировки
Аксессуары в комплекте*• Передняя и задняя крышки объектива • Бленда HB-23 • Чехол для объектива CL-1120
Вес685 г
Размеры82.5 мм (диаметр) x 125 мм (длина)
Байонет объективаТолько Nikon F
Другие особенности• Всепогодное уплотнение • Сообщает фокусное расстояние камере

* Аксессуары в комплекте могут отличаться в зависимости от страны.

Сравнение с другими объективами

Сравнение с объективами Nikon 17-35 мм F2.8 и 14-24 мм F2.8

После распаковки первое, что привлекает внимание, это на удивление большие габариты 16-35 мм F4 VR как для объектива с относительно небольшой максимальной апертурой. Это хорошо видно при сравнении с еще двумя широкоугольниками — AF-S Nikkor 17-35 мм F2.8D ED (на фото слева) и AF-S Nikkor 14-24 мм F2.8G ED (на фото справа). Объектив имеет такой же диаметр, как 17-35 мм, но большую длину, и приближен по размеру к 14-24 мм (который с учетом крышки объектива и бленды занимает такое же место в сумке для фотокамеры).

Сравнение объективов Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм F4G ED VR, 17-35 мм F2.8 и 14-24 мм F2.

Касательно плюсов, то меньшая максимальная диафрагма в 16-35 мм означает, что он легче двух других. Однако добавление системы VR сделало объектив менее компактным, чем похожая модель без стабилизатора от Canon — EF 17-40 мм F4L USM, которая составляет всего 75% от его веса и 80% от его длины.

Сравнение технических характеристик

В таблице ниже представлен список основных отличий между этими объективами:

Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм 1:4 G ED VR Nikon AF-S Nikkor 17-35 мм 1:2.8 D Nikon AF-S Nikkor 14-24 мм 1:2.8G
Угол обзора по диагонали (полный кадр)107º — 63º104º — 63º114º — 84º
Резьба под фильтр77 мм77 ммНет
Стабилизация изображенияVR II (4 стопа, согласно спецификациям)НетНет
Вес685 г745 г972 г
Размеры82 мм (диаметр) x 125 мм (длина)83 мм (диаметр) x 106 мм (длина)98 мм (диаметр) x 132 мм (длина)

Сравнение с объективами 16-35 мм F2.8 от Canon и Sony

В качестве альтернативы мы решили сравнить объектив 16-35 м F4 VR с аналогами 16-35 мм F2.8 от Canon и Sony, которые пропускают вдвое больше света. Модель Nikon длиннее обоих конкурентов и к тому же тяжелее, чем эквивалент от Canon.

Сравнение объектива Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм F4G ED VR с Canon 16-35 мм F2.8 и Sony16-35 мм F2.8

Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм 1:4 G ED VR Sony Carl Zeiss 16-35 мм F2.8 SSM Canon EF 16-35 мм F2.8L II USM
Резьба под фильтр77 мм77 мм82 мм
Стабилизация изображенияVR II (4 стопа, согласно спецификациям)НетНет
Вес685 г900 г635 г
Размеры82 мм (диаметр) x 125 мм (длина)83 мм (диаметр) x 114 мм (длина)89 мм (диаметр) x 112 (длина)

Дизайн и управление

Дизайн

Объектив Nikon AF-S Nikkor 16-35 мм F4G ED VR со всех сторон

16-35 мм отлично сконструирован с высокими стандартами сборки и отделки. Внешняя оболочка сделана из высококачественного пластика, а в конструкции внутреннего каркаса, по словам Nikon, используется магниевый сплав. Кроме этого, объектив имеет всепогодное резиновое уплотнение вокруг байонетного крепления.

Внешний вид полностью традиционный с широкими кольцами зумирования и фокусировки, а также парой легкодоступных переключателей сбоку корпуса для смены режимов фокусировки и стабилизации. Процессы зумирования и фокусировки полностью происходят внутри объектива (что создает общее впечатление прочности) и имеют чрезвычайно плавный ход.

С камерой

Солидные размеры 16-35 мм позволяют ему выглядеть сбалансированным на крупногабаритном корпусе Nikon D3X. Следовательно, он визуально уменьшает такие любительские модели, як D3000, и наилучшим образом подходит для более крупных зеркалок, как D700 и D300. Кольцо зумирования находится на задней части объектива, довольно близко к корпусу камеры, легко распознаваемое кольцо фокусировки – на большей по диаметру передней секции, а переключатели режима фокусировки и VR расположены на боковой панели тубуса между ними.

Хотим предупредить, что из-за больших размеров объектив практически невозможно использовать вместе со встроенной вспышкой, поскольку даже на камерах с сенсором формата APS-C он создает заметную тень в нижней части кадра на фокусных расстояниях короче 24 мм.

Автофокусировка

Автофокусировка в 16-35 мм осуществляется с помощью ультразвукового привода AF-S, который обеспечивает быструю, точную и практически бесшумную работу. Встроенный привод означает, что объектив сможет осуществлять автоматическую фокусировку на корпусах любительских зеркалок Nikon, в которых нет внутреннего моторчика (модельный ряд от D40 до D3000).

Элементы корпуса объектива

В объективе используется байонет Nikon F, который спряжен с камерой через электронные контакты притом, что управление диафрагмой осуществляется механически с помощью металлического рычага.

Резиновое уплотнение вокруг внешней оболочки байонетного крепления защищает от попадания пыли или влаги внутрь камеры.

Диаметр резьбы под фильтр составляет 77 мм, что стандартно для профессиональных объективов и часто встречается в линейке Nikon. Резьба не вращается во время фокусировки, и это особенно должно порадовать пользователей поляризационных фильтров.

При зумировании передний элемент двигается вперед и назад в пределах корпуса объектива.

Лепестковая бленда HB-23 идет в стандартном комплекте и крепится на переднюю часть объектива. Глубина бленды составляет 36 мм, также она переворачивается для удобной транспортировки.

Если владельцам 17-25 мм F2.8D, 12-24 мм F4G DX и 18-35 мм F3.5-4.5D эта бленда покажется знакомой, это потому, что она одинаковая для всех этих объективов.

Даже с перевернутой блендой Вам понадобится выделить достаточно большое место в сумке, чтобы поместить 16-35 мм. Диаметр бленды составляет 108 мм, а общая длина объектива в собранном состоянии с обеими крышками составляет 15 см.
Кольцо зумирования вращается на 80 градусов по часовой стрелке от фокусного расстояния 16 мм до 35 мм, при этом все передвижения оптических элементов осуществляются внутри объектива. Прорезиненная область ухвата шириной 22 мм обеспечивает плавную и точную работу зума.
Фокусировочное кольцо шириной 28 мм поворачивается примерно на 60 градусов по часовой стрелке от бесконечности до наименьшего дистанции фокусировки 0,28 м. Оно не вращается во время автофокусировки, а постоянная система приоритета ручной фокусировки позволяет переключаться между режимами, если объектив находится в режиме M/A.

Фокусировка также осуществляется внутри, ход кольца плавный, точный и с хорошим люфтом.

Небольшая шкала расстояний находится перед фокусировочным кольцом. Она имеет маркировку как в футах, так и в метрах и включает всего 3 расстояния, помимо бесконечности. Фокусировочное кольцо выходит за предел отметки бесконечности, вероятно, для коррекции воздействия температурных колебаний окружающей среды.
Боковая часть корпуса объектива оборудована двумя переключателями для управления системами фокусировки и стабилизации изображения. Они — одинакового размера, поэтому их сложно отличить на ощупь.

Заявленная светосила и фокусное расстояние

Объектив 16-35 мм обеспечивает значения диафрагмы от F4 до F22 по всему диапазону фокусных расстояний.

Результаты тестирования (формат DX)

Качество изображения

Как всегда, наш студийный тест основан на сотне снимков, сделанных с помощью объектива с разными объектами съемки, и на их детальном изучении.

Тень от вспышки

Nikon 16-35 мм является общецелевым зум-объективом, который скорее подходит для камер формата DX, чем для полнокадровых (FX), что предполагает возможность использования встроенной вспышки. Однако сам размер объектива усложняет это, образуя большую тень в нижней части кадра. Ниже представлены примеры (снимок белой стены на расстоянии 2 м). Тень достаточно заметна на фокусных расстояниях 16 мм и 20 мм и исчезает только при приближении, начиная с 24 мм. Поэтому этот объектив лучше использовать с внешней вспышкой (а для встроенной вспышки лучше подойдет китовая модель 18-55 мм).

16 мм F4, Nikon D300 20мм F4, Nikon D300

Результаты тестирования (формат FX)

Качество изображения

Как всегда, наш студийный тест основан на сотне снимков, сделанных с помощью объектива с разными объектами съемки, и на их детальном изучении.

Блики

Контроль над образованиями бликов является критически важной характеристикой ультраширокоугольного объектива, так как из-за широкого угла обзора яркие источники света часто попадают в кадр. Интенсивная съемка при ярком солнечном свете не продемонстрировала особых проблем с засветкой, кроме случаев, когда солнце находилось непосредственно в кадре или за его пределами.

Когда солнце находится в кадре, можно заметить некрасивые блики, которые увеличиваются с уменьшением диафрагмы. С F4 они не очень заметны, но на F11 или F16 — становятся все более отчетливы (см. пример ниже слева). При сильном контровом освещении ситуация похожая – на открытой диафрагме блики едва видимы, но с увеличением диафрагменного отверстия блики и паразитные засветки стают более заметными.

16 мм F16, Nikon D3X 35 мм F4, Nikon D3X

Хроматические аберрации

Как показало студийное тестирование, уровень боковых хроматических аберраций (ХА) очень низкий. Кроме этого, большинство недавно выпущенных камер имеют встроенную автоматическую функцию удаления этих недостатков из готовых JPEG-снимков, а также из RAW-файлов, обработанных с помощью специального ПО от Nikon. Но при использовании старых фотокамер или съемке в RAW-формате и последующей обработке в любом конвертере стороннего производителя обязательно проявится заметная бахрома

На примерах ниже показаны образовавшиеся ХА, которые следует ожидать от объектива. Даже в худшем случае на 16 мм с камерой Nikon D3X сложно увидеть недостатки, для этого снимок должен быть очень большим. На D300 ХА еще менее заметны, что в основном объясняется меньшим количеством пикселей. В любом случае при необходимости проблему можно легко поправить в RAW-конвертере.

Nikon D3X, 16 мм F8 Nikon D300, 16мм F9
RAW + ACR
100% кроп, левая область кадра
100% кроп, коррекция ХА в ACR (Параметры: -15 Red/Cyan, +10 Blue/Yellow)

Бочкообразна дисторсия с фокусным расстоянием 16 мм

Как показало тестирование, объектив страдает на сильную бочкообразную дисторсию при фокусном расстоянии 16 мм на полном кадре. Это означает, что при съемке композиции с прямыми линиями по бокам кадра, они получатся изогнутыми, поэтому придется использовать корректирующее программное обеспечение. Но если Вы категорически негативно относитесь к искажениям и пост-обработке, тогда этот объектив не для Вас.

Пример ниже показывает эту проблему на практике. Изображение слева получено в результате прямого конвертирования с Raw-файла (с небольшой коррекцией ХА), и на нем присутствует бочкообразная дисторсия на колонах по бокам. Справа представлен тот же снимок, но уже с коррекцией искажений в Photoshop. В результате были получены ровные геометрические линии за счет совсем небольшого уменьшения угла зрения.

16 мм, Nikon D3X Коррекция дисторсии в Photoshop

Единственным недостатком такого типа обработки является снижение детализации по углам. Однако в реальности размытие совсем небольшое. После применения коррекции дисторсии угловые области стали немного замыленными, но все ровно их достаточно трудно заметить (в отличие от неоткорректированной дисторсии, которая заметна невооруженным глазом).

16 мм F11, Nikon D3X, RAW + ACR Коррекция бочкообразной дисторсии в Photoshop
100% кроп, нижний левый угол

Кроме наглядного эффекта, такая дисторсия может сильно повлиять на общую композицию кадра, если при компоновке по интуиции ориентироваться на основные линии по бокам видоискателя. В данном случае при съемке данным объективом может помочь выравнивание по виртуальному горизонту, который есть в фотокамере Nikon D3X.

Размытость на открытой диафрагме с фокусным расстоянием 35 мм

Студийное тестирование показало, что именно нашему экземпляру 16-35 мм характерна размытость на открытой диафрагме при 35 мм (но не на других фокусных расстояниях). На примерах ниже показано, как это выглядит на практике. На первый взгляд, это может показаться ошибкой пользователя – например, шевеленка или промах фокуса, но асимметрия в верхнем левом угле говорит о том, что это проблема объектива.

Фокус был установлен на часы башни в левой части. Как видно, на F4 эта область совсем немного потеряла резкость по сравнению с F8. Если посмотреть на указатель направления ветра в левой части кадра, то здесь ситуация намного худшая с заметный эффектом раздвоения, который исчезает на F8. На полноразмерном фрагменте из нижней средней части кадра заметно значительное снижение контраста на открытой диафрагме (F4), но при этом детализации осталась на хорошем уровне.

35 мм F4, 1/1000 с, Nikon D3X 35 мм F8, 1/320 с, Nikon D3X
100% кроп, верхняя область справа
100% crop, верхняя область слева
100% crop, нижняя область кадра посередине

Конечно, нет причин считать, что каждый выпученный экземпляр данного объектива покажет такую же ошибку, но в нашем случае это объясняет сравнительное снижение резкости на фокусном расстоянии 35 мм.

Оптическая стабилизация изображения

Объектив Nikon 16-35 мм оснащен системой подавления вибраций второго поколения Nikon VR II. По заявлениям Nikon, она позволяет вести съемку с рук на выдержках, на 4 стопа длиннее обычных, получая при этом четкие изображения. Механизм практически беззвучный в использовании с почти неслышным урчанием в работе и отчетливыми щелчками при его включении/отключении в результате движения элементов стабилизатора.

Мы подвергли 16-35 мм тестированию на эффективность системы стабилизации, используя камеру Nikon D3X. Было сделано десять снимков и оценена их резкость.

Как правило, современные встроенные в объектив системы стабилизации достаточно эффективны, что мы увидели и здесь. Механизм VR II отлично справляется со своей задачей как на длинном, так и на коротком конце зума. Выдержка 0,8 сек. может быть уже слишком длинной, но, в общем, результаты впечатляют.

Выводы

Выводы «за»

  • Очень высокое качество изображения на двух форматах (DX и FX; кропнутом и полнокадровом)
  • Отличное качество сборки с уплотнением против попадания пыли и влаги
  • Высокоэффективная оптическая стабилизация изображения
  • Быстрая, тихая автофокусировка с приоритетом ручной фокусировки

Выводы «против»

  • Сильная бочкообразная дисторсия при фокусном расстоянии 16 мм на полнокадровых камерах
  • Слишком большой и тяжелый для своего класса (более крупный, чем широкоугольные зум-объективы с F2.8)
  • Не совсем удовлетворительная борьба с бликами

Общий вывод

Объектив AF-S Nikkor 16-35 мм F4 VR является первым настоящим широкоугольным зумом с оптической стабилизацией изображения. И поскольку многие первенцы часто приносят разочарование, про него та не скажешь. 16-35 мм – это очень хороший объектив, который в добавок ко всему имеет механизм подавления вибраций.

Общее качество изображения впечатляет. Объектив очень резок в центральной части кадра практически с любыми параметрами. И хотя по углам присутствует небольшая нерезкость с открытой диафрагмой на полном кадре (особенно с фокусным расстоянием 16 мм), четкость увеличивается с уменьшением апертуры до нормальных рабочих значений.

Уровень хроматических аберраций также удивительно низкий, что способствует получению чистых изображений. Свою лучшую работу объектив показывает на F8 или F11 с фокусным расстоянием около 24 мм – детализация по всему кадру просто превосходная. Вместе с отличным качеством сборки, быстрой и бесшумной автофокусировкой, а также эффективным виброподавлением это весьма желанный агрегат.

Единственным большим недостатком является большая бочкообразная дисторсия на фокусном расстоянии 16 мм с полнокадровой камерой. Уровень этого искажения один из самых высоких среди традиционных объективов, а также выше, чем у большинства моделей системы Micro 4/3, в которых производится автоматическая программная коррекция для получения приемлемых результатов. Дисторсия проявляется на многих изображениях, особенно при съемке объектов, состоящих из прямых линий, например, интерьеры и архитектура. Этот недостаток можно легко скорректировать в процессе пост-обработки. К сожалению, в ПО ViewNX, которое идет в комплекте к камерам Nikon, нет автоматической функции коррекции дисторсии, для этого понадобится дополнительная программа Capture NX2 (которая на момент написания обзора еще не распознавала 16-35 мм корректно).

Остальные недостатки весьма незначимые. 16-35 мм не самым лучшим образом справляется с бликами при ярком солнце, но, честно говоря, нам приходилось видеть намного худшие модели. Объектив относительно большой и громоздкий, а вместе с системы виброподавления он скорее приравнивается к аналогу от Canon, EF 17-40 мм F4 L USM. Модель действительно превосходит по размерам многие широкоугольные зум-объективы со светосилой F2.8 (в т.ч. Nikon AF-S 17-35 мм F2.8D) и совсем не легкая по весу. Поэтому объектив трудно назвать портативным, учитывая его максимальное диафрагменное значение F4.

С момента своего выхода 16-35 мм позиционировался как широкоугольный зум-объектив для пользователей полнокадровой зеркалки с небольшим корпусом D700. Но это не означает, что модель не можно ставить в один ряд с 14-24 мм F2.8 (для более габаритной Nikon D3(X)), так как 16-35 мм во многом является даже более практичным решением. Например, для пейзажный фотографов он более легок при ежедневном ношении, а также позволяет использовать различные светофильтры. Конечно, он не обеспечивает такое же широкое поле обзора, но в большинстве случаев его хватает, а длинное фокусное расстояние означает, что он может находиться на камере дольше, так как не придется часто менять объективы. Если необходимо заморозить движение, эффективное подавление вибраций позволяет вести съемку с рук при более низкой освещенности, чем модель с большей светосилой.

Говоря о системе подавление вибраций, возможно, многие потенциальные покупатели задумаются о ее полезности в широкоугольном объективе. Хотя стабилизация изображения нигде так необходима, как в длиннофокусном телеобъективе, это не делает ее ненужной в случае с широкоугольником. Она просто дает возможность ориентироваться на выдержку вместо диафрагмы или ISO при съемке с рук, позволяя использовать меньшее диафрагменное отверстие для большей глубины резкости (или чтобы просто получить резкое изображение), а также меньшую скорость затвора для создания красивого размытия вследствие движения или просто работать в условиях сверхнизкого освещения.

16-35 мм F4 VR – это отличная альтернатива модели 14-24 мм F2.8, как более легкий, доступный по цене ультраширокоугольный зум-объектив для полнокадровых зеркалок Nikon. Добавление системы VR, а также возможность использования светофильтров дополняют функциональность 16-35 мм, делая его во многих отношениях более практичным объективом для транспортировки и использования. Мы не уверены в его полезности для камер формата DX из-за его больших габаритов, веса и цены с учетом столь ограниченного зум-диапазона (в эквиваленте 24-50 мм). Поэтому, несмотря на отличные оптические характеристики, для формата DX сообразнее использовать зум-объектив, предназначенный специально для данного типа камер. Лишь большая бочкообразная дисторсия при фокусном расстоянии 16 мм на полном кадре помешала объективу AF-S Nikkor 16-35 мм f/4G ED VR получить наивысшую оценку.

Nikon AF-S 16-35 мм F4 VR

Рекомендован для:пользователей полнокадровых зеркалок Nikon, ищущих широкоугольный зум-объектив, который будет более дешевым и портативным, чем существующие модели со светосилой F2.8.
Не рекомендован для:съемки архитектуры и интерьеров (из-за дисторсии на фокусном расстоянии 16 мм), пользователей камер формата DX (из-за ограниченного диапазона фокусных расстояний)
Общая оценка:83%

16-35 мм F4 VR от Nikon является первым настоящим широкоугольным зум-объективом, оснащенным оптической стабилизацией, но не за счет качества изображения. Это отличный выбор особенно для полнокадровых пользователей, которые должны учитывать ярко выраженную бочкообразную дисторсию на широком угле.

Автор: Энди Уестлейк (Andy Westlake)

По материалам dpreview.com Перевод: Попиль Катерина

Тест/обзор объектива NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR AF-S

Как только появился новый широкоугольный полнокадровый объектив NIKKOR 16-35mm f4G ED VR AF-S,

мне очень захотелось его подержать в руках и сравнить с уже хорошо известными мне широкоугольниками для кропа Nikkor 10-24mm f/3.5-4.5G AF-S DX ED и Nikkor 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX.

Прошло некоторое время с момента анонса, и сложились воедино несколько событий — в представительстве Никона появился виновник торжества, полнокадровая камера Nikon D700 оказалась свободной, и у меня появилась возможность вырваться ненадолго в отпуск.

Первые тестовые кадры показали полную пригодность комплекта как к работе, так и к спокойной поездке.

Итак, пакую фоторюкзак с Nikon D700 и Никкорами 16-35 f/4 и 50/1.4G. Второй взял потому, что не тестировал его еще на полнокадровой камере, да и просто хотелось иметь в двухнедельной поездке не только объектив для панорам и городских красот.

И еду в Друскининкай, в котором бываю периодически, каждый раз останавливаясь в санатории Egle.

Следующий день выдался вполне солнечным, иду снимать уже хорошо знакомые мне по зимним месяцам места, делаю первые рабочие кадры:

Живые цвета, прекрасная проработка воды меня впечатлили.

Обращу ваше внимание и на то, что объектив дает довольно резкую картинку уже на диафрагме 4, а на 5.6 — 8 — весьма резкую. Первые два кадра снимались на 8, а третий — на 4 (было интересно, как сфокусируется на ФР = 16 по листочкам, да еще и на полностью открытой диафрагме). Мне кажется — получилось вполне неплохо.

Делалась серия из 3 одиночных кадров, на всех результат одинаково удовлетворительный (именно удовлетворительный, не выше) — меня впечатлило, так как большинство недорогих объективов в такой ситуации фокусируются плохо или вовсе не сфокусируются, ибо зацепиться особо не за что.

Оговорюсь еще в самом начале — все фото почти не подвергались обработке — съемка велась с записью в формат RAW (NEF), потом «проявка» в Capture NX с небольшими правками экспозиции (обычно осознанно немного пересвечиваю кадры по гистограмме) и, не везде, с небольшим стандартным шарпом.

В нескольких кадрах, снятых в сложном освещении в помещениях, немного подправлялся баланс белого — только методом изменения цветовой температуры.

И, так как не всегда была возможность выбрать время съемки (основные заботы были приоритетнее…), то излишне контрастные кадры дорабатывал там же с помощью D-Lighting.

Иных правок не было — ни геометрии, ни использования кривых, ни еще более сложных вещей. Если и выходил в фотошоп, то только для удобного кропа (вырезание куска) нужных мест кадра, без дополнительной доработки. Далее для таких кропов буду указывать, шарпились ли они, или изображение получено «как есть». Это позволит проще понять, что может объектив Nikkor 16-35.

Вот, например, такой кадр местного католического храма:

А ниже — кроп без ресайза (изменение размера) из верхнего кадра без какой бы то ни было доработки.

Еще ниже — этот же кроп после легкого подшарпливания.

Кликните в каждую картинку, чтобы можно было посмотреть, что выдает объектив на расстоянии около 100 метров и с фокусированием по двери в ризницу костела. И сравните кропы между собой, ибо шарп — вещь практически обязательная при доработке из формата RAW.

Отмечу так же, что это уже не центр кадра, а его край, где детализация и резкость традиционно послабее.

Зайдем в храм, посмотрим, как и что получится в гораздо более темном месте:

Видим, что если правильно снимать (камера повернута вертикально, линия объектива горизонтальна), то все спокойно помещается, геометрических искажений, ломающих восприятие, нет. Это и есть то, ради чего существуют широкоугольные объективы — дать красивую по геометрии картинку с минимальными усилиями.

В конце статьи размещены примеры кадров, снятых на разных фокусных расстояниях (16, 20, 24, 28, 35), которые показывают, что и как можно снять, в зависимости от умений объектива и потребностей снимающего.

Взглянем, как меняется рисунок заднего фона в зависимости от диафрагмы — не последняя вещь, если использовать линзу так же и для художественных кадров. Ниже — два кропа без ресайза из центра кадра. Фокусирование делалось по сосновой веточке, которая на кропах — слева.

Первый кадр — диафрагма 4:

Второй — диафрагма 8.

Кликните в каждый из них, если интересно, и посмотрите размытие фона. Сосенка была от меня где-то в метре, ветки, что справа — метрах в четырех, а дальние деревья — уже за рекой, метрах в двухстах.

Из снятого в тот же день вот еще любопытный кадр:

Это тоже кроп без ресайза из центра кадра, снято метров с трех. Небольшой шарп.

Как видим, детализация очень неплохая на разных расстояниях до объекта.

Ниже будет подборка всяческих скульптур, где тоже можно будет посмотреть, насколько неплохо отрабатывает 16-35, причем рядом будут фото, отснятые великолепным фиксом 50/1.4G в похожих ситуациях.

Как раз можно будет спокойно сравнить :о)

Ну а пока для затравки — вот здание, снятое в тот же день «полтинником» недалеко от уток, с долгим «зумом ногами», пока вписал его в кадр

Солнышко было уже мягким, за облаками, и все детали проработались великолепно.

Далее — несколько фото из другого дня:

Первый кадр озерка — для понимания, как снимает 16-35 в практически идеальных условиях. Второй — как отрабатываются жесткие блики и контровый свет.

Замечу, что в контровом свете эта линза в моих руках отрабатывала не идеально, но не буду утверждать, что это общее явление. Бленда на ней была всегда, но ее влияние было в таких ситуациях не особо заметное.

И еще — не поймал ни одного «зайца» (паразитный цветной отблеск на кадре), как ни старался, создавая ситуации. Так что Nikkor 16-35 в моих же руках полностью не «зайцеловок» :о))

Что не может не радовать — для широкоугольного объектива — очень важное достоинство.

Вот четыре кадра со специально найденными жесткими контрастами. При их обработке использовался D-Lighting. Доработка получилась простой и быстрой. Все детали хорошо видны, лично меня такое качество устроило.

А вот немного весеннего настроения.

Первый кадр — кроп без ресайза из центра. Снято где-то с метра, небольшой шарп.

Второй — снят примерно с полутора-двух метров, доработки нет.

Третий (так и не понял, что это за растение) — метров с четырех-пяти.

Идем дальше. Вот несколько пейзажей, которые, помимо желания просто показать :), добавляю как примеры того, как прорабатываются этой линзой довольно сложные по переходам светов — теней ситуации:

Мне показалось, что альянс Nikon D700 + Nikkor 16-35 доставит много приятных минут тем, кто будет использоватьего для пейзажей.

Верхний кадр был снят только ради птички в центре. Ниже — кроп из центра с минимальным шарпом. До птички было метров 30-40.

Телевик, конечно, показал бы птичку во всей красе, но и для широкоугольника в полдень с контровым светом — очень даже неплохо.

Остальные кадры этих двух фотосессий расположены вот здесь. Если кому интересно — можно посмотреть до конца.

Далее — едем в Вильнюс. День был солнечный, и многое получилось довольно интересно не только с точки зрения теста объектива, но и для познания красивых мест.

Старый Вильнюс весьма богат старинными храмами, и я побывал в нескольких из них, снимая в условиях сложного освещения.

Первой на моем пути была надвратная часовня с великой чудотворной иконой Матери Божьей Остробрамской:

Этот кадр снимался ближе к вечеру объективом 50/1.4G — свет был уже куда удачнее утреннего, да и интересно было попробовать…

Остальные сняты при помощи 16-35.

Вот вид на часовню из Старого города со стороны улицы Austros Vartai (Остробрамской) и вид на основное помещение уже основного храма, а не часовни:

А вот икона во всей своей красе:

Отмечу, что помещение часовни очень маленькое, и было очень многолюдно. С трудом приткнулся с камерой возле окна, которое хорошо видно на верхнем кадре. И пришлось поднимать линию объектива от горизонтали, поэтому весьма заметны перспективные дисторсии. Но зато и людей в кадре в итоге нет, и хорошо видны все дары, которые благодарные верующие принесли к чудотворной иконе. А фиксом 50/1.4 удалось захватить только то, что показано на первом кадре. Но ранним вечером, перед самым закрытием, когда там никого уже не было. И, если бы не было второй возможности туда попасть, кадры не были бы сняты вообще из-за того, что не смог бы занять нужную точку съемки — от окна икона бы не вместилась в кадр.

Последний кадр — вид на остатки крепостной стены и ворота, в которых и расположена чудотворная икона Матери Божьей Остробрамской.

Кстати, дословно «Остробрамская» переводится как «Островратная». Но ворота-то и не острые! Как же так?

А приглядитесь — лепные украшения на воротах со всех сторон украшены острыми стилизоваными пиками — вот в их-то честь ворота и названы «Острыми» :о) И икона приняла это название.

Идем дальше. В самом начале этой же улицы, рядом с ратушей, есть храм св. Казимира. До этого в Литве я был только зимой, и мне ни разу не удавалось в него попасть — все время было закрыто…

И вот — открыто! С интересом вхожу, вижу вот это:

Первый кадр — это как снялось из уголка, чтобы не мешать никому. Второй — спокойный кроп из него. Все видно, геометрических искажений практически нет…

Вот еще один общий вид — осознанно не стал ничего «резать», что бы было видно, что для получения результата можно спокойно подрезать стены, не играющие роли, и получить хорошую картинку.

В самом центре кадра в левом нефе — поющий хор. Пели красиво. Нет — КРАСИВО! Публика благодарно аплодировала, что слышал в храме впервые.

Далее ходить не решился, чтобы не разрушить магию момента. Получив заряд красоты, пошел далее.

Вот св. Казимир снаружи. Это небольшой кроп — удалил машины снизу кадра. Но удалось снять почти без дисторсий. Не хотелось ставить камеру вертикально — флигели у храма весьма интересны. Фиксом из недорогих и массовых такое снять бы не удалось.

Кстати о фиксе 50/1.4 — вот уже вечерние кадры этого же храма, когда он был пуст, и можно было свободно по нему ходить:

Кадры безусловно удались, но — на всех трех уже хорошо видны перпективные дисторсии, несмотря на то, что не удалось захватить в кадр красивый сводчатый потолок, и только самый первый кадр я сумел бы сделать утром, когда в храме шло действо (на службу похоже не было…) Причем, при освещении вечером, даже несколько более удачном, снимать было сложнее, несмотря на светосилу фикса — в нем нет оптического стабилизатора. Поэтому спокойно снимал на Nikkor 16-35 с диафрагмой 8, даже не фиксируясь, а фиксом с диафрагмой 3.2 — пришлось напрягаться, получая желаемое не с первого кадра…

Например, показанные ниже иконы удалось более ли менее достойно снять только тогда, когда случайно выглянуло солнышко, и из пяти кадров в серии нешевеленым оказался только один — негде было вжаться в стену :о)

Так что светосила при съемке статики — не есть явное преимущество, хотя, конечно, фиксы дают картинку заметно более высокого качества при равных идеальных условиях. В реальных же условиях — зумы чаще выигрывают за счет своей гибкости и универсальности.

Ну и последний кадр св. Казимира уже со стороны ратушной площади — королевская корона по центру — это его купол

Ладно, пошли дальше. Ратуша. Возле нее какой-то неторопливый фотограф

выстроил кого-то вроде оркестра или хора и пытался их сфотографировать.

Похоже, мероприятие уже шло достаточное время, поэтому мое появление с камерой даже более внушительных размеров, чем у него, вызвало у бедных снимаемых нескрываемый смех.

Второй кадр — это кроп без ресайза из первого. Кликните и посмотрите, насколько вполне приемлемо проработались лица и все остальное.

Ну и я давно успел уйти, а действо все еще продолжалось. Прямо «Show must go on!» (c) :o))

На закуску — вход в ратушу, снятый ближе к вечеру уже фиксом:

Все вроде чистенько и аккуратненько, но посмотрим на кроп без ресайза ниже, но уже не из центра кадра — даже снимая с диафрагмой 5.6 мне его пришлось основательно подшарпить — уже явно немного вылетал из ГРИП, что меня удивило.

Это расплата за то, что приходится снимать не на правильном для этого кадра фокусном расстоянии, а на том, которое уж есть. И если в портретной съемке такое положение дел — преимущество, то в архитектурной — недостаток.

Выхожу с ратушной площади:

Первый сюжет просто мне симпатичен, а второй снят не только за атмосферу старого милого Вильнюса, но и за то, как хорошо проработались кресты на храме, расположенном не ближе, чем на 300-400 метров от точки съемки! Посмотрите на кропах ниже.

Первый — «как есть», а второй — с очень щадящим шарпом.

Вот симпатичная стена с кучей небольших произведений искусства разных художников, которая была видна в центре предыдущего кадра. И еще ниже — два кропа без ресайза телевизионной антенны из правого угла.

Первый — традиционно «как есть».

Второй — с самым щадящим шарпом.

Замечу еще раз — великолепная работа 16-35 вкупе с Nikon D700 вызывает у меня уважение во всех моментах, в том числе и продемонстрированной уже несколько раз детализацией в весьма сложных условиях и реально полным отсутствием хроматических аберраций. Лично мне их обнаружить не удалось…

Подходим к следующим храмам — св. Анны и св. Бернардина (официально св. Франциска и св. Бернарда, но вильнюсцы произносят именно «Бернардина»).

Я снимал эти храмы каждый раз, когда приезжал в Вильнюс, начиная с 2004 года, сначала совсем уж мыльницами, потом чем-то поприличнее. Чтобы показать то, что получилось сейчас, будет нелишним посмотреть на то, что было. Итак:

Первая парочка снята Nikon 8800, очень приличной мыльницей с объективом с ЭФР 35-350. В один кадр тогда вместиться не сумел, снял два. Дисторсии — перед вами. Потом долго мучился в фотошопе, но результат меня так и не порадовал.

Следующая пара — уже Nikon D90 + 18-105, то есть снималось на ЭФР 27-157. Фотошоп далее уже помог, но «поплясать с бубном» пришлось не мало

И вот то, что получилось сейчас:

Это снято на ЭФР=18, и даже немножко уже подрезано по краям. Геометрия нигде не правлена.

Первый кадр — как снято, с оставлением «воздуха» для последующего кропа и полным сохранением вертикалей зданий — поэтому всегда получается лишнее пространство снизу, и кроп весьма желателен. Соответственно, второй кадр — кроп из первого.

Та же ситуация — исходный кадр и кроп из него. Доработка — менее минуты

Ну и последний кадр — «как есть».

Что называется — почувствуйте разницу

И посочувствуйте мне — больше я сюда снимать не приду, ибо зачем? Все уже есть

Ну и немножко эмоций — в то утро у католиков был праздник Первого Причастия. Вот несколько кадров из жизни храма св. Бернардина:

Я пришел как раз тогда, когда торжественная месса уже закончилась, и счастливые люди расходились по домам, обсуждая и запечатлевая торжественный момент в жизни своих детей.

Далее у меня на пути — холм Гедиминаса. Исторический центр Вильнюса — здесь он формально начинался.

Вот несколько пейзажей, заснятых с древней крепостной башни:

Снимать пейжажи было более чем комфортно, ну да оно и понятно.

Затем посетил музей в этой же башне. Было темновато + контрсвет из окон. И тем не менее наличие стабилизатора позволило совершенно беспроблемно снять все то, что было мне хоть немного интересным. Результат — перед вами, доработка была минимальной. Вспышку, которая была на всякий случай с собой, так и не стал доставать, так как было всерьез интересно в реальных условиях сравнить «темный» зум, к тому же широкоугольник, и великолепный «светлый» фикс 50/1.G. И посмотреть, насколько же открытая диафрагма помогает в репортажной и сюжетной съемках.

Поэтому вот последний кадр, снятый в тот день широкоугольником Nikkor 16-35 f/4 VR в Вильнюсе:

Верх и низ кадра отрезаны, панорама получилась на славу.

Обратите внимание на характерные дисторсии на колокольне слева и на башенках справа. Они вполне перекликаются по размерам с тем что я получал на линзах 10-24 и 12-24 на кропнутой камере D90.

Но и не пугают ни разу — это специфика сравнительно недорогих специализированных стекол…

Далее идут кадры, отснятые Nikkor 50/1.4G. Помним, что камера у меня в руках была полнокадровая, для младших моделей условным аналогом этой линзы является Nikkor 35/1.8

Захожу в Кафедральный собор, расположенный здесь же:

Праздник Первого Причастия явно проходил и здесь, и мне удалось заснять трогательные моменты радости и вдохновения милой девчушки и ее мамы.

И посмотрите вот на этот кадр. Фокусирование было по дарохранительнице в центре, диафрагма 3.5, расстояние до стены — не более 6-8 метров.

Дарохранительница и получилась достаточно резкой.

А вот икона, расположенная в кадре немного повыше — уже полное мыло. Аналогичную ситуацию показал выше, с гербом над дверями в ратушу, снятую с диафрагмой 5.6. Все-таки фиксы — портретные, или для жанровых съемок. Для архитектурных — их применение весьма сомнительно. Ибо физику процесса никто не отменял.

Так и перейдем же к портретам и жанровым сценкам!

День получился удивительно плодовитым на сюжеты и встречи.

Знаменитого скульптора и художника Михаила Шемякина представлять не надо. Позировал он по моей просьбе секунд 15-20, я еле успел сделать 3 кадра — пристрелочные и рабочий.

С милой девушкой из Белоруссии получилось спокойнее — она подсела ко мне за столик в уличном кафе на несколько минут, ожидая свою подругу, и не возразила против съемок. Остальные кадры с ней лежат вот здесь.

Сюжет с уличным продавцом изделий из дерева снимать фиксом было очень сложно — не хватало фокусного расстояния. Второй кадр — кроп из первого без ресайза. Подойди я ближе — магия момента была бы разрушена…

На кадрах этой подборки хорошо видно, что мне не позировали только те, кто был занят делом. Остальные — или демонстративно отворачивались (их, естественно, не снимал), хмурились, прятали лицо (мужчина с Никоном), или их приходилось спрашивать — можно ли снять?

Итог по фиксу, как варианту «основной на каждый день» — лично мне не годится совершенно! Думаю, что и большинству фотографов — тоже. А вот носить его с собой и ставить, когда надо заснять портреты — очень удачная мысль! Ибо весят фиксы немного, места в сумке/рюкзаке тоже много не займут. А их прекрасный рисунок и размытие заднего фона — зумами получить куда как сложнее, а на лицевых портретах — совсем сложно!

Вернемся к технике и тесту 16-35. В таблице ниже показаны несколько ситуаций, отснятых на разных фокусных расстояниях — 16, 20, 24, 28 и 35 мм. Они въяве указаны на объективе, поэтому их и использовал:

Первые две колонки позволяют хорошо увидеть все дисторсии, которые начинаются с бочкообразных на широком угле и постепенно переходят в слабые подушкообразные на 35 мм. Середина диапазона — дисторсиями явно можно пренебречь вовсе.

Следующие три колонки показывают, что в реальной ситуации, если правильно снимать, то дисторсии не будут видны или видны не настолько явно, чтобы на них обращать хоть какое-то серьезное внимание. Не говоря уже о том, что все это потом можно несложно подправить в графических редакторах.

И резюме по новому широкоугольному полнокадровому объективу NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR AF-S — мне он откровенно понравился. Снимать было удобно во всех разнообразных ситуациях, в которых удалось с ним побывать. Владельцам полнокадровых камер явно есть теперь на что взглянуть.

На кропнутой камере даже не стал его и пробовать — для этой ситуации он явно не создавался. Дороговат и тяжеловат, явно проиграет кропнутому коллеге 16-85 во всех моментах.

Но с D700 и более старшими камерами — явно удачный выбор!

* * *

Ну и бонус для тех, кто дочитал/долистал до этого момента — скульптуры Литвы! Это весьма интересное и своеобразное культурное явление:

Догадайтесь сами, что снималось на 16-35, а что — на 50/1.4

Теперь — ВСЕ!

Спасибо дочитавшим!

Все фото можно взглянуть вот здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий