Музей Карла Буллы в Санкт-Петербурге: адрес, часы работы, выставки. Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы


Таинственный отъезд

Тогда же Карл Карлович получил особое свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съёмку «во время манёвров, смотров, учений, спуска и закладки боевых кораблей и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Подобное же свидетельство было выдано ему и Главным штабом военного министерства. Теперь мастеру разрешалось «производить фотографические съёмки на манёврах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». Булла приобрёл помещение на Невском проспекте в доме №54 и обставил его с купеческой роскошью. Доход фирмы Карла Буллы достиг огромной для того времени суммы — 250 тысяч рублей в год! В рекламном объявлении 1912 года сообщалось: «Старейший фотограф К.К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает всё, в чём только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днём, так и во всякое вечернее время, при своём искусственном освещении». Надо сказать, что несмотря на беспрецедентную популярность фотомастера, даже самым дотошным историкам далеко не всё известно о нём и о его жизни. Особенно тёмный период приходится на смутные годы. Никто точно не знает, когда Булла покинул Петербург: в 1916, 1917 году или позже. Неизвестно, почему Булла, находясь на вершине успеха, уехал в Эстонию, на остров Сааремаа. Некоторые объясняют этот неожиданный отъезд разладом в семье. Но это лишь предположение.

Карл Булла — фотограф Императорского Двора

Династия фотографов Булла внесла огромный вклад в историю Петербурга и всей России. Снимки Карла Карловича Булла и его сыновей вошли в постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории Санкт-Петербурга, они также хранятся в Российской национальной библиотеке и многочисленных частных собраниях.

Карл Булла являлся официальным фотографом Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника. Поэтому его уникальные фотографии являются отражением времени, на них запечатлена культурная и общественная жизнь России начала XX века.

Карл Булла родился в Пруссии в Леобшютце в 1855 году. В возрасте двенадцати лет он волею случая сел на пароход, отправляющийся в столицу Российской империи. Трудно сказать, что двигало подростком тогда – жажда приключений или необходимость доказать себе и окружающим свою состоятельность.

Как бы то ни было, Булла оказался в России, где практически сразу же устроился посыльным в , которая в то время занималась изготовлением и продажей фотографических принадлежностей. Здесь он постепенно превратился в лаборанта и ученика, постигая основы технологии полива и очувствления фотоэмульсии.

Через несколько лет Карл Булла уже открывает свое собственное дело по изготовлению сухих желатиновых фотопластинок, которое начинает приносить ему немалый доход. Ведь в ту пору в России был большой спрос на броможелатиновые пластины, дающие возможность снимать и на длительных, и на коротких выдержках.

В 1875 году Карл Булла открыл свое собственное фотоателье в доме № 61 на Садовой улице. Надо сказать, что фотоателье сразу же стало пользоваться большой популярностью во многом благодаря настойчивости, трудолюбию и общительности его владельца. Булла всегда умел находить контакт со своими клиентами, а также своевременно приобретал все самые лучшие технологические новинки в области фотоискусства.

С течением времени фотоателье Буллы стало настоящим модным домом для петербургского общества независимо от сословий. При съемке портретов Карл Булла руководствовался принципом естественности и непринужденности поз модели, он не раз повторял: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!»

Булле нельзя было отказать в дальновидности. Ведь спустя несколько лет после открытия собственного фотоателье он подал прошение в Министерстве внутренних дел для получения «разрешения на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга». Это позволило ему в 80-е годы XIX столетия наладить настоящее типографское производство открыток по стандарту Всемирного почтового союза.

Булла начинает работу в жанре фоторепортажа, чтобы печатать полученные изображения на открытках. На эти открытки попадают многие архитектурные объекты и улицы Санкт-Петербурга, уличные сцены, изображения людей различных профессий, снимки новейших транспортных средств и многое другое. Фотографии с подписью «фото Булла» или «фото К. К. Булла» начали печататься российскими и зарубежными изданиями, что способствовало еще большей популярности фотографа.

В 1896 году Карла Булла официально объявляют «фотографом Императорского Двора» и даруют специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга». В 1903 году он получает особый заказ для съемки юбилейных торжеств по случаю 200-летия Петербурга. Годом спустя, у Буллы появляется уникальная возможность сфотографировать особ царствующего дома, членов императорской семьи во главе с Николаем II, причем не только «при параде», но и в их обычной повседневной жизни. В начале XX столетия Карл Булла также получил разрешение от официальных властей на фотографирование маневров и учений войск гвардии и Петербургского военного округа.

Булла является настоящим «пионером» фото репортажного дела в России. Именно по его фотографиям мы можем изучать историю Санкт-Петербурга и нашей страны, знакомясь с главными героями политической, культурной и общественной жизни начала XX века. Его портретные снимки позволяют нам увидеть реальный облик Федора Шаляпина, Льва Толстого, Ильи Репина, Корнея Чуковского, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея и многих других выдающихся личностей того времени.

В 1908 году Булла открыл фотоателье на Невском проспекте, 54, где были роскошные павильоны для проведения съемок и лучшее фотооборудование. В то время годовой доход его фирмы достигал уже более двух сотен тысяч рублей. В 1910 году Карл Булла становится поставщиком Двора короля Сербии, еще до этого он получил такие почетные награды, как крест Румынской короны, орден «Звезда Льва и Солнца» от Персидского шаха и кавалерский орден Итальянской короны.

Общепризнанный мастер фоторепортажа Карл Булла занимался иллюстрированием журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь» и «Столица и усадьбы», где перед читателями открывались все стороны жизни Петербурга и России.

В фотоателье на Невском проспекте Карл Булла работал вместе со своими сыновьями – Александром и Виктором, впоследствии также ставшими известными фотографами. В 1916 году он окончательно передает им свое дело, решив переехать в Эстонию, на остров Эзель. Там он занимается обучением местных жителей искусству фотографии и спокойно доживает свои дни.

Карл Булла скончался в 1929 году, оставив после себя огромное фотографическое наследие в виде более двухсот тысяч фотоизображений, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века. Его сын, Виктор Булла, продолжил дело своего отца, создав, в частности, целый ряд великолепных портретных снимков, посвященных событиям Октябрьской революции 1917 года.

На его фотографиях перед нами предстают Ленин, Зиновьев, Каменев, Сталин и другие действующие лица того времени. Ему также принадлежит целая серия снимков о Русско-японской и Первой мировой войне.

В фотомастерской Карла Булла на Невском проспекте, 54 в центре Петербурга сегодня открыт музей, где можно познакомиться с историческими изображениями, документами и фотографическим оборудованием эпохи легендарного петербургского фотографа.

Источник: Фотокомок.ру – о фотографии и фототехнике, онлайн фоторедактор (при цитированиии и копировании активная ссылка обязательна)

Узники ГУЛАГа

На острове Сааремаа Карл Карлович продолжал снимать этнографический материал и обучал желающих фотографическому делу. На этом острове в 1929 году он и скончался. Карл Булла был основателем фотографической династии. Профессиональными фотографами стали и его сыновья Виктор и Александр. В 1904 году Виктор Булла отправился фоторепортёром на Дальний Восток, где тогда гремела Русско-японская война, и с риском для жизни вёл съёмку боёв и фронтовых сцен. Судьба Виктора сложилась трагически. В 1938 году после командировки в Германию для закупки новой фотоаппаратуры он был арестован по ложному доносу ретушёра своего ателье. Его обвинили в шпионаже. Долгое время считалось, что Виктор Булла умер от неизлечимой болезни в лагере. На самом же деле, как удалось установить, он был расстрелян. Его брат Александр тоже попал в ГУЛАГ, на строительство Беломорканала. Правда, ему посчастливилось вернуться домой, но с окончательно подорванным здоровьем. Он поселился у своей единственной дочери и доживал свой век, борясь с болезнями. Фотографическое наследие семьи Буллы — огромно. Только в одном Центральном государственном архиве кино-фотофонодокументов хранится около 200 тысяч стеклянных негативов, сделанных династией Буллы, — поистине бесценное сокровище!

Журнал: Тайны 20-го века №34, август 2009 года Рубрика: Великие имена Автор: Геннадий Черненко

Tags биография судьба Тайны 20 века творчество Петербург город История Петербурга портрет фотография Булла документалистика

Первые впечатления при посещении музея

Музей Карла Буллы расположен по адресу: проспект Невский, 54. Это тихий и приятный уголок на 4-м этаже, в котором еще сохранился дух аристократизма старинного Петербурга. По пути наверх можно с интересом рассматривать фотографии различных современных знаменитостей, которыми здесь украшены стены.

В начале самого фотосалона находится вестибюль, в котором висит автопортрет знаменитого мастера — Карла Буллы. Он запечатлен с портативной камерой на шее, которая позволяла ему создавать великолепные фотографии на обычных улицах. Кстати, тогда техника Буллы считалась крайне «навороченной». Когда вы попадаете непосредственно в музей, который продолжается выставочной галереей Карла Буллы, не забудьте также о террасе со знаменитой площадкой, с которой открывается потрясающий вид на город.

фонд исторической фотографии имени карла буллы

Основоположник фоторепортажа

Карл Карлович, твёрдо обосновавшись в России, обратился в Министерство внутренних дел с просьбой принять его в русское подданство. Просьба была удовлетворена, положение модного фотографа стало ещё прочнее. Но с ростом мастерства Булла перестал довольствоваться одной только павильонной съёмкой. Он обратился к городским властям за разрешением фотографировать на улицах и в окрестностях столицы, а так же в различных помещениях. И такое разрешение в 1886 году он получил. Жизнь огромного города давала обильный материал для фоторепортажей. Можно лишь удивляться тому, как Булла и его помощники с громоздкой фотоаппаратурой успевали появляться на различных съездах, встречах с иностранными политическими деятелями, полётах воздухоплавателей, юбилейных торжествах, спортивных состязаниях и даже на местах совершения террористических актов. В рекламном листке Карла Буллы сообщалось, что он фотографирует «всякие архитектурные предметы, дома, фабрики, мастерские с машинами, железные дороги, памятники, магазины, различные сцены и типы, лошадей, собак и других животных».

Сфера интересов мастера

Благодаря работам К. Буллы сегодня мы имеем возможность лицезреть различные фотографии прошлых веков. К примеру, Карл Булла часто снимал интерьеры особняков царей и князей, архитектуру храмов, которые серьезно пострадали во времена СССР, а также быт людей прошлого из разных слоев общества: от аристократии и научных деятелей до обычных извозчиков и работяг. Его снимки позволяют представить, в какой обстановке проходили те или иные события в Петербурге, как выглядели дома и вывески старинного города. Современники могут на несколько часов «заглянуть в гости» к легендарному Льву Толстому и другим людям из мира творчества.

Камера маэстро «ловила» и запечатлевала жизнь во всех ее аспектах и направлениях. Он не стремился показать только будни или только праздники. Неудивительно, что на сегодняшний день его работы высоко ценятся специалистами самых разных областей: реставраторами, историками и даже создателями кинокартин.

фотосалон на невском

Возрождение фотосалона и начало работы музея

В 90-х гг. прошлого века доктор В. Эльбек по совету своего сына решил стать владельцем фотосалона на Невском, 54. Сказано – сделано! Эльбек, правда, вспоминает, что дом ему достался в ужаснейшем состоянии и больше напоминал курятник с текущими крышами, в котором вдобавок обваливались лестницы. В комнатах, где проявлялись фото, было нереально дышать. Вся обстановка была такой жалкой и «убитой», что Эльбек, по его признанию, не мог и помечтать об открытии здесь хорошего салона фото или проведении вернисажей.

Фотосалон существовал в таком виде еще несколько лет, оставаясь прибыльным бизнесом. В конце 90-х Эльбек подробно изучил историю здания, узнал все подробности жизни и работы фотографа Карла Буллы и загорелся идеей создать его музей. Однако для этого нужно было провести реставрацию салона.

Готовясь к открытию музея, Эльбек начал покупать оригинальные кадры К. Буллы и его наследников, а также фотографии других мастеров, творивших в России до революции.

Средства на масштабную реконструкцию Эльбек собрал к 2002 году и незамедлительно запустил процесс. В ходе восстановительных работ был воссоздан один из главных элементов фотосалона — стеклянный плафон фотомастерской. В январе 2004 года фотосалон Карла Буллы был готов в торжественной обстановке встречать первых посетителей.

фотограф карл булла

На страницах знаменитой «Нивы»

Фотоаппарат Карла Буллы навечно запечатлевал и царствующих особ, и простых людей, торжественные и будничные, трагические и страшные события вроде пожаров и убийств, одним словом, — жизнь столицы России со всеми её светлыми и тёмными сторонами. Булла стал официальным фотографом многих учреждений и обществ. Фотографии с видами города можно было приобрести прямо в ателье Карла Карловича. Множество репортажных снимков с подписью «фото К.К. Буллы» публиковались в самых известных журналах и газетах не только отечественных, но и зарубежных. К началу XX века значительно вырос уровень полиграфии. Появилась возможность печатать фотографии одновременно с текстом. С 1887 года фотографии Буллы стали появляться в самом знаменитом журнале тех времён — — Нива». Когда же в 1894 году Министерство внутренних дел разрешило печатать «бланки открытых писем частного изготовления», иначе говоря, почтовые открытки. Булла быстро основал специальную типографию для их производства. А в 1904 году произошло событие, которое ещё выше подняло авторитет выдающегося фотографа: он снял портрет самого царя Николая II!

Новое фотоателье

Корни рода Буллы гнездятся в Пруссии, где 26 февраля 1855 года в купеческой семье родился Карл. Ещё мальчишкой родители привезли его Петербург и будущий великий фотограф начал работать посыльным в , производившей фотографические принадлежности. Однако Карл успевал не только выполнять свои прямые обязанности, но и присматривался к производству. В то время фотография, или, как говорили в России, светопись, была уже достаточно хорошо освоена и стала привычной. Поэтому Карлу не пришлось начинать всё с нуля. Совсем молоды человеком он начал самостоятельное дело, открыв на Невском проспекте доме №110 небольшую лабораторию по производству сухих броможелатиновых фотопластинок. Прошло ещё немного времени, и К Карлович открывает в Петербурге, и Садовой улице в доме №61, собственное фотоателье. В столице существовало немало фотографических ателье поэтому новому фотографу предстоял нешуточная борьба за существование Молодой человек сумел быстро добиться замечательных успехов, и его фотеателье получило в Петербурге большую известность.

Чем знаменито здание на Невском, 54

Строение, в котором успешно функционирует фотосалон им. Буллы, также прославилось как дом Демидовых. Его история началась в 40-х годах XVIII века. Тогда на этом самом участке земли было построено здание, спроектированное архитектором Трезини. Примерно через 10 лет его выкупили и переделали для известного госдеятеля И. И. Шувалова. В итоге вокруг здания «вырос» настоящий дворцовый комплекс.

В 1825 году право на владение зданием перешло к промышленнику Николаю Демидову, представителю славного и знатного рода. Спустя 16 лет здание расширил архитектор Пель, после чего дом стал носить название «Демидовская гостиница». К слову, именно здесь в 1843 году знаменитый писатель Иван Тургенев познакомился со своей роковой пассией Полиной Виардо.

В начале 80-х годов XIX в. здание на Невском проспекте пережило масштабную перестройку, проект которой создал зодчий Сюзор. Именно после этого не особо примечательный домик из 3 этажей трансформировался в четырехэтажное эклектическое здание, известное и в наши дни.

невский проспект санкт петербург

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий