Арсений Иванович Мещерский

Далеко – далеко,на северо-западе России, среди холмов, лесов и обширных равнин, текут прохладные воды речки Мета. В конце пути реки синее-синее озеро Ильмень, аистоки же свои Мета берёт в Тверской области, омывая старинный город Вышний Волочок.Доподлинно известно лишь то, что Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в этом городке.Ни о доме, ни о родителях художника данных не сохранилось, однако существует версия, будто он каким-то образом проихсходил из рода князей Мещерских. Очень жаль, но тщетными оказались попытки проследить хотя бы основные этапы жизни этого художника, и нам остаётся только через картины понимать самого художника, а также его художественную манеру и выбор тем. Но сам художник закрыл для любопытных потомков двери своего дома с кипящими в нем страстями, со всеми значительными и мимолетными событиями, касающимися его души.

kavkaz.jpg

Великолепие местной природы, где проходило детство будущего художника, не может не поразить ввображение. Здесь есть все – и смешанные леса и сосновые боры на песках, и бесконечные озера, и полыхающие разноцветьем поляны, летние луга и колосящиеся поля. Наверно поэтому Мещерский решает стать не портретистом или баталлистом, или историком, но именно пейзажистом.

Повзрослев, Арсений Мещерский станет много ездить по России, постоянно выбираться за ее пределы, посещает Кавказ, Крым, Италию, Финляндию, Швейцарию…

ushelie.jpg

Юный живописец понимает, что нужны знания, позволяющие освоить веками наработанные другими мастерами традиционные приемы воплощения творческого замысла. Поэтому еще задолго до появления на пороге Императорской Академии художеств в Петербурге он пытается самостоятельно разобраться в технике живописи, учится выстраивать композицию картины, осознанно использовать колорит, уделяет много времени и сил рисунку. С большой пользой для себя штудирует труды Иоганна Даниила Прейслера (1666-1737) – «Методику или теорию рисования», «Правила рисования цветов» и некоторые другие работы известного педагога. Еще учась в гимназии, Мещерский познаёт разнообразные рисовальные техники. Спустя почти полвека, как он взял в руки кисть, в 1898 году, его серию «Пинии» (1891) наряду с другими его же картинами приобретет только что открывшийся Русский музей императора Александра III. А на выставке в Гельсингфорсе, проводимой в 1893 году Обществом русских акварелистов, работы Арсения Мещерского, выполненные средствами монохромной живописи, будут признаны одними из лучших. Арсений Иванович всегда считал себя в первую очередь «рисовальщиком» природы и не понимал тех художников, кто уделял рисунку должного внимания. Совершенное владение техникой рисунка прослеживается во всех работах Мещерского.

После нескольких лет самостоятельныхзанятий живописью он стал подумывать о систематическом обучении. Для этого ему предстояло поступить в Императорскую Академию художеств.Итак, в 1854 году, в двадцатилетнем возрасте, уже имея основательную художественную подготовку, Арсений Мещерский был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств. Учителями Мещерского стали Ф. Бруни, Т. Нефф, С. Воробьев.Арсений Мещерский к тому времени не был таким уж дебютантом, и уже в следующем году участвовал в академической выставке. Представленные на ней два его пейзажа «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости» были оценены второй серебряной медалью.

Ещё будучи студентом Академии, Мещерский часто давал уроки начинающим художникам.Так. одно время его подопечным был один из будущих основоположников русской реалистической исторической живописи Вячеслав Григорьевич Шварц.Стоит отметить, что Арсений Иванович Мещерский занимался педагогической деятельностью практически всю свою жизнь и делал это не по причине отсутствия банальных средств к существованию. Разочаровавшись в академических учителях, Мещерский будет стремиться стать для учеников таким, каким хотел бы видеть своего творческого наставника.Хотя было бы несправедливо утверждать, что такого наставника у него не было совсем, им он считал швейцарского живописца и графика, почетного вольного общника (член-корреспондент) Петербургской Академии художеств Александра Калам (1810-1864). Именно Александр Калам «влюбил» Мещерского в величественные горные пейзажи Швейцарии, романтически суровую природу Финляндии. Картина «Зима. Ледокол» будет признана одной из наиболее значительных в творчестве Мещерского. Во многом перекликается с ней более поздняя работа «Заготовка льда».

zymnyi-becher.jpg

1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За картину «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия художеств награждает его первой серебряной медалью. Это большой успех молодого художника.
В этом же году Мещерский решает на время оставить занятия в Академии и на собственные средства отправляется в Швейцарию.Эта поездка стала для Мещерского поистине судьбоносной. В Женеве он много работает и спустя год, в 1858 году, просит Совет Академии разрешить ему писать за границей на вторую золотую медаль. У него уже готов небольшой эскиз сепией «Вид в Савойе», по которому он предполагает создать одноименную картину. Но ему было отказано в этом, так как в то время программы на медали, по академическим правилам, должны были писаться в Петербурге.И все же за представленную на Академической выставке 1859 года картину «Швейцарский вид (Льды в Ландеке)»,исполненную в Швейцарии, Мещерский получает даже не вторую, а сразу первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство.

И вот летом 1860 года он снова отправляется в Швейцарию,Делая многочисленные остановкиостановки в Одессе, Константинополе, городах Италии. Из-за границы Арсений Иванович одну за другой отправляет новые картины. В 1860 году он пишет «Вид в Оберланде» и «Вид Женевы», которые тут же экспонируются на выставке в Академии. В 1861 году показаны «Закат солнца» и «Вид на южном берегу Крыма». А в 1863 – пять швейцарских видов, «Буря в Альпах» и «Вид в Крыму».

В 1864 году А.И. Мещерский возвращается в Россию и отныне живет в Петербурге, лишь время от времени совершая поездки в Финляндию, Прибалтику и на Кавказ. В этом же году он представляет на суд Совета Академии свои новые картины «Утро на южном берегу» и «Вид в окрестностях Луги». Вскоре «за отличные познания в художествах» Арсений Иванович получает звание академика пейзажной живописи.
1867 год знаменателен тем, что А.И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии.

В 1876 году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора. Как обычно он много и плодотворно работает. Его пейзажи приобретаются для императорских дворцов, охотно раскупаются посетителями художественных салонов и выставок.
1879 год становится для Художника роковым.Простудившись, он долго и тяжело болеет.После болезни Арсений Иванович стал страдать приступами удушья, но не перестаёт рисать.В это время появляются его работы, в которых воспевается скромная прелесть средней полосы России. Это и «Южный пейзаж», и «Закат солнца в лесу», написанные в 1880 году, «У лесного озера», написанную 1884 году, «В кочках», написанную в 1889 году.
Арсений Иванович много сил и времени отдаёт различным обществам,призваных служить развитию русского искусства. Его пейзажи постоянно демонстрировались на Всемирных выставках, проводимых в Лондоне, Париже и Вене.

Мещерский предоставил для выставок до 20-ти картин и свыше 15-ти этюдов, которые были написаны с натуры. Картины разделяются на север, среднюю полосу и юг России; на первом плане выступает угрюмая Финляндия со своими скалами и водопадами и где на громадном полотне красуется знаменитая Иматра, разбивающая свои громадные волны о каменные утесы, освещаемые лучами утреннего солнца. Поражают и виды средней полосы России.Мещерский любит зимние эффекты: снежные массы в горах, зимнее солнце… тут он действительно мастер. Его пейзаж «На реке Рионе зимой» (1877) соединяет оба элемента художественных предпочтений Мещерского: грандиозную природу Кавказа со снежными эффектами. «Гармония общих тонов в этой картине замечательна… Несмотря на зимний характер пейзажа, художнику необходимо было оттенить природу Кавказа во всем ее южном величии…» писали о нём газеты.

В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще».

На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.Это была последняя поездка великого живописца.В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» среди многочисленной рекламы, предлагающей приобрести то мыло «Голлендер», то пару шорных лошадей с каретой, то перчатки из лучших заграничных кож, появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга…Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».

Мещерский отдавал большее предпочтение масляной живописи, но , тем не менее сделал множество сепий, в течение многих лет сотрудничая с журналами «Живописное обозрение» и «Гусляр». Также Арсения очень интересовала техника гравюры.

В 1903 году в залах Императорской Академии художеств прошла традиционная Весенняя выставка, здесь же можно было посмотреть и представленные картины Арсения Ивановича Мещерского. Даже те, которые Арсений Мещерский писал в последние месяцы и дни своей жизни. Он мечтал еще что-то поправить, ведь до весны было так близко…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *