Петр Петрович Кончаловский

Петр Петрович Кончаловский родился в Славянске Донецкой области 9 февраля 1876 года в  семье помещика. Его отец занимался издательской деятельностью со всеми вытекающими отсюда последствиями: в доме часто бывали писатели, поэты, художники.

Творчество Кончаловского наполнено радостным восприятием жизни. В искусстве он был неистощим, писал много и быстро. Свыше полутора тысяч холстов, около пятисот акварелей, неисчислимое множество рисунков— этого хватило бы на большой коллектив художников. Он писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Писал в полную силу, ярко, звучно, с присущим ему артистизмом. Необычайная его плодовитость, жадность к работе были вызваны стремлением как можно всеохватнее и разнообразнее воплотить в красках богатство окружающего мира.
Не ищите у Кончаловского картин на исторические темы — их просто у него не было. Нет у него произведений, включающих в себя какие-либо драматические явления, коллизии. Мир художественных образов, созданных Кончаловским, — это главным образом радостное восприятие жизни, мир бытия, мир предметов, окружающих человека. Его понимание современности лежало в сфере красок. Велика и многогранна была его колористическая палитра, цветом выражал он свое понимание прекрасного. Страстное, горячее искусство Кончаловского — это безмерная любовь к жизни, к ее беспредельному красочному многообразию.
123.jpg
Кончаловский учился в академии Жюлиана в Париже (1897-1898) и петербургской Академии художеств (1898-1907). Испытал влияние В.И.Сурикова, который был его тестем, а также П.Сезанна.
Пётр Петрович много ездил по стране в поисках новых впечатлений, что выражалось в обилии и красочности его картин.
После революции стремление художника увидеть и запечатлеть на холсте новые места стало еще более ощутимым. Живописные серии появляются после новых поездок Кончаловского на Запад и по родной стране. Помногу бывал он в Новгороде, на Кавказе, в Крыму. Только Новгород художник посетил трижды: в 1925, 1926,1928 годах.
В результате поездки в 1924 году в Италию появились архитектурные пейзажи: «Собор св. Петра», «Рим Колонна Траяна», «Марк Аврелий», «Рим. Цирк Нерона», «Римская улица». Эта пейзажная серия отличалась свежестью живописного письма и была одобрительно встречена художественной общественностью. Итальянская серия пейзажей показала, что талант Кончаловского обрел новую силу и что у него наступила пора творческих открытий. Однако эти звучные красочные холсты во многом уступали пейзажам, исполненным художником в Новгороде. Новгородские архитектурные или лирические пейзажи отличаются от итальянских не только по свету и цвету, но и по душевному настрою их автора. В северные пейзажи Кончаловский вкладывает душу русского человека, безмерно влюбленного в родную землю. На память приходит один из новгородских пейзажей —»Ветла на Волхове»: синее небо усеяно белыми кустистыми облачками, по реке движутся парусные лодки, которые, словно в зеркале, отражаются в водном пространстве. Плотная и прозрачная вода, в береговую отмель упирается желтый откос и ветлы. Стоит удивительная тишина, благоуханный воздух напоен ароматами цветов, зелени, речной прохлады… В 1931 году Кончаловский едет в Ленинград и создает серию пейзажей. Затем он побывал в Рязани, а вскоре начал писать пейзажи Москвы и Подмосковья. «Туман. Пейзаж с коровами», «Облетевшая липа», «Березы у плетня» были написаны в 30-е годы. Эти произведения, включая и «Верхушки берез» (1940), отличаются глубоким проникновением в русскую природу. «Русская природа средней полосы, — по утверждению О. Кончаловской, — завладела Петром Петровичем. И неизвестно еще, он ли создал ее на своих холстах или она создала его картины».

456.jpg
Много и плодотворно, как мы видим, работал Кончаловский с натуры. Но натуру он никогда не рассматривал как застывшую, неизменную форму. Каждый раз он передавал свое понимание, свое видение природы. «Когда я вижу интересующий меня кусок природы,— говорил художник, — я вижу уже всю вещь, вижу и чувствую, как надо «устроить» пейзаж. Просто брать то, что видишь, действовать как фотограф, я не мог никогда, без построения нет искусства, а есть голый натурализм, который я считаю заклятым врагом искусства, самой заразительной болезнью. В первичное восприятие природы неизбежно входят и мои соображения о том живописном впечатлении, которое должен давать настоящий пейзаж. В этот именно момент и начинается процесс преодоления действительности, осознания всего случайного, мешающего, происходит та концентрация видимого, которая и создает основу художественного произведения.

789.jpg
В 1936 году Кончаловский едет в Мурманск, Кировск, а затем на Крайний Север, где строилась Туломская гидростанция.
В творчестве художника особое место занимают натюрморты. Кончаловский за свою жизнь написал неисчислимое множество натюрмортов, притом на самые различные темы, с подбором разных предметов, композиционно по-разному построенных, могущих стоять рядом с любыми шедеврами западноевропейского искусства и нисколько не проиграть в качестве и художественной выразительности. Его натюрморты с ягодами, фруктами, овощами, птицей, цветами насыщены живыми, звучными красками и выражают радость жизни. Кто не помнит огромного, свежего, пахучего букета его натюрморта «Сирень» (1933). Это тонко сгармонированная симфония о природе, о живительной ее красоте. Одна из лучших работ Кончаловского — «Натюрморт. Мясо, дичь и овощи у окна» (1937). Предметы написаны с большой живописной силой. Эта картина — гимн изобилию, песня о здоровом, светлом взгляде на жизнь. Кончаловский был также блистательным мастером портретного искусства, занимающего видное место в его творческой биографии. В середине 20-х годов отчетливо проявляется портретное дарование мастера. 1925-м годом датирован «Портрет О. В. Кончаловской с бусами». Мягкая пластическая форма, широкое письмо, горячий колорит, тончайшие светотеневые отношения, точный рисунок — характерные особенности этого произведения.
Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *